Скачать 140.27 Kb.
|
Урок литературы в 11 классе. Тема урока: «Преображение Марии» (по повести В. Закруткина «Матерь человеческая») Цели и задачи: 1) чтение и анализ одного из самых пронзительных произведений о великом подвиге материнства в годы Великой Отечественной войны; 2) воспитание чувства патриотизма, гражданской позиции; 3) через чтение и анализ эпизодов открыть знание всего текста повести:
Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: урок – размышление. Технологии: на диалоговой и на современной информационной основах. Материалы и оборудование: портрет В.Закруткина, мелодии И.-С. Баха – Ш. Гуно «Ave, Maria» или одноимённой мелодии Ф. Шуберта; репродукции картин и икон, изображающих Мадонну и Богородицу, картин военной тематики, В. Высоцкий «Песня о Земле». Эпиграфы к уроку: О Владычице Царица Небесная! Ты мне упование и прибежище, Покров и заступление и помощь. Из молитвы Материнства не взять у Земли, Не отнять, как не вычерпать моря. А. Высоцкий. План и ход урока. I. Оргмомент. II. Работа с текстом повести «матерь человеческая». Музыкальное вступление к уроку - песня В. Высоцкого «Песня о Земле». «Песня о Земле» В. С. Высоцкий (1969) Кто сказал: «Всё сгорело дотла, Она вынесет всё, переждёт,- Больше в землю не бросите семя!» Не записывай Землю в калеки! Кто сказал, что Земля умерла? Кто сказал, что Земля не поёт, Нет, она затаилась на время! Что она замолчала навеки?! Материнства не взять у Земли, Нет! Звенит она, стоны глуша, Не отнять, как не вычерпать моря. Изо всех своих ран, из отдушин, Кто поверил. Что Землю сожгли? Ведь Земля – это наша душа,- Нет, она почернела от горя. Сапогами не вытоптать душу! Как разрезы, траншеи легли, Кто поверил. Что Землю сожгли?! И воронки – как раны зияют. Нет, она затаилась на время… Обнажённые нервы Земли Неземное страдание знают. - Как вы думаете, почему урок, посвящённый повести Виталия Закруткина «Матерь человеческая» начался с этой песни? Какую внутреннюю связь можно обнаружить между нею и повестью? Учитель. В песне В.Высоцкого перед нами измученная, искорёженная мёртвая Земля, которая, на первый взгляд, никогда не поднимется из пепла. Но автор уверен: она только «затаилась на время», потому что «материнства не взять у Земли», потому что «Земля – это наша душа…» Мы принадлежим к тому счастливому поколению, которое не застало войны. Основные знания о ней мы черпаем из книг В.Некрасова, В. Гроссмана, Г. Бакланова, В.Быкова, В.Астафьева, К.Симонова, Ю.Бондарева и других писателей. Военная литература так же многолика, как и сама война. У каждого писателя свой собственный подход. Мы же сегодня рассмотрим тему – женщина-мать во время войны. Мы как-то свыклись с тем, что многие женщины в Великую Отечественную войну воевали наравне с мужчинами, и мало кому в голову приходит мысль, насколько это было противоестественно самой природе! И то, что сделали эти девушки, иначе, как подвигом, не назовёшь. Сейчас мы думаем, гадаем: что заставило вчерашних школьниц, студенток бросить всё и добровольно (!)отправиться на войну? «Всего за годы войны в различных родах войск…. Служило свыше 800 тысяч женщин», - пишет С. Алексиевич в книге «У войны не женское лицо». В этой книге есть такие слова: «В одном из писем Николая Рериха, написанном в мае-июне 1945 года и хранящемся в фонде славянского антифашистского комитета… есть такое место: «Оксфордский словарь узаконил некоторые русские слова, принятые теперь в мире… Следовало добавить ещё одно слово – непереводимое, многозначительное русское слово «подвиг». Как это ни странно, но ни один европейский язык не имеет слова хотя бы приблизительного значения…» Если когда-нибудь в языки мира войдёт это слово, в том будет доля и совершённого в годы войны советской женщиной! Война… Отвратительное лицо её никогда не сотрётся из памяти народной. Холодные и безжалостные глаза смотрели стволами орудий на бойцов, идущих в атаку, страшными кровавыми ранами – на медсестёр, санитарок, хирургов, смотрели на изнемогавших голодных рабочих у станков, неся горе и смерть. Грубые её руки вырывали жертвы из каждого дома, каждой семьи. «У войны – не женское лицо…» Да, не женское, но доле женщины в годы войны не позавидуешь. Женщина, нежная, прекрасная, самой природой созданная для любви, для выполнения великой миссии матери, женщина, соединившая в себе «богатство, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь», была вынуждена взять в руки оружие! Девушки, вчерашние школьницы, на хрупких плечиках своих среди разрывов снарядов выносили из боя раненых бойцов. Девочки сутками простаивали у станков и не разгибали спины на колхозных полях. 1-й ученик. Русской женщине… Михаил Исаковский … Да разве об этом расскажешь - В холодные зимы, в метели, В какие ты годы жила! У той далёкой черты ^ На женские плечи легла!.. Что сшила заботливо ты. В то утро простился с тобою Бросалися в грохоте, в дымке Твой муж, или брат, или сын, Советские воины в бой, ^ Осталась один на один. От бомб, начинённых тобой. Один на один со слезами, За всё ты бралася без страха С несжатыми в поле хлебами И, как в поговорке какой, ^ И все – без конца и без счёта – Умела – иглой и пилой. Печали, труды и заботы Пришлись на тебя на одну. Одной тебе – волей-неволей, Рубила, возила, копала- А надо повсюду поспеть; Да разве же всё перечтёшь? Одна ты и дома и в поле, А в письмах на фронт уверяла, ^ А тучи свисают всё ниже, Бойцы твои письма читали, А громы грохочут всё ближе, И там, на переднем краю, Всё чаще недобрая весть. Они хорошо понимали ^ И ты перед всею войною Сказалась – какая ты есть. Ты шла, затаив своё горе, И воин, идущий на битву Суровым путём трудовым. И встретить готовый её, ^ Кормила ты хлебом своим. Далёкое имя твоё… 1945 г. Сегодня на уроке мы подробно изучим повесть В. Закруткина «Матерь человеческая». В повести Закруткина мы видим страшную картину опустошения и смерти. Кажется, это конец света, Апокалипсис, который избежала только маленькая женщина Мария, но она не хочет жить в опустевшем мире. Однако именно ей предстоит стать МАТЕРЬЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ, оберегающей связь поколений и род людской. Что Виталия Закруткина побудило написать эту повесть? ^ . В основе повести лежит реальный факт. Автор её военным корреспондентом прошёл Великую Отечественную от начала и до конца. В книге «Страницы о себе» он вспоминает: «Я своими глазами увидел всё, что натворили гитлеровцы… Горы слегка присыпанных снежком трупов женщин и детей, противотанковые рвы, заполненные расстрелянными ростовчанами, разграбленные дома, городские кварталы, сожжённые от начала до конца». Но более всего запомнился один эпизод, лёгший в основу повести «Матерь человеческая»: «Ранней осенью 1943 года мы получили забитую войсками дорогу и поехали по степи, удаляясь от магистральной дороги… ^ Мы уже приблизились к выезду из руин, как вдруг из какой-то норы выскочил голый мальчишка лет четырёх, а следом за ним из этой же норы выползла еле прикрытая лохмотьями молодая женщина… Мы подняли плачущую, и она, придя в себя, рассказала нам всё, что ей пришлось пережить среди развалин родного хутора… Ей посчастливилось спрятаться в кукурузе. Вернулась она, когда сожжённый хутор был пуст. Поселилась в уцелевшем погребе…» ^ Спустя много лет Закруткин решил написать повесть о женщине, которая сумела выстоять в самых страшных испытаниях, стать продолжательницей рода и своей любовью к людям и миру, памятью о погибших возродить к жизни родную землю. Учитель. Давайте прочитаем начало повести до слов: «Спустя много лет, я не могу не рассказать о ней людям…» (чтение учеником) - Почему же автор говорит. Что не имеет права забывать «эту женщину»? Почему он вспоминает о ней, глядя на скульптуру Мадонны? Мадонна, Богоматерь напоминает ему о другой женщине – простой русской крестьянке, которой выпала жестокая судьба. И та и другая лишились своих детей, преданных мученической казни. И та и другая нашли в себе силы жить после этой трагедии, чтобы сохранить память о погибших… С древнейших времён сложился у человечества культ Матери и материнства. Именно от неё, Великой праматери, рождается, по многим мифам, Свет, а затем всё сущее на Земле. На местах первобытных поселений людей до сих пор находят женские фигурки, символизирующие Прародитетельниц, Великих Матерей. Это культ Матери как родоначальницы племени, вечно его обновляющей и потому бессмертной, кормилицы, хранительницы памяти и житейской мудрости, берегини, поддерживающей огонь жизни, стал потом основой поклонения христианской Деве Марии, Богородице, Богоматери, Царице Небесной - Матери Спасителя человечества, принявшего за себя смертную муку за его грехи и тем самым открывшего людям путь к спасению. Не удивительно, что в Матери Иисуса Христа люди видели молитвенницу перед Богом за нас, грешных. Поэтому именно у Неё миллионы людей ищут помощи и защиты (как ищет их ребёнок у своей матери), преклоняют колена перед Её чудотворными иконами. Автор повести «Матерь человеческая» сознательно старается разделить образы Мадонны и крестьянки Марии. Давайте зачитаем в повести описание внешности Марии и изображение Мадонны. (Описание Марии С. 6 «Небольшая кареглазая, с едва заметными конопинками на наосу, она шла, переваливаясь, полуголая, едва прикрытая оборванными пожухшими от крови лохмотьями. В разметавшихся по плечам каштановых её волосах топорщились кукурузные листья. Ломкие стебельки полыни; полные, округлые икры маленьких босых ног исцарапаны, покрыты ссадинами». Описание Мадонны. С. 1 «В нише стояло изваяние мадонны с младенцем на руках. И мадонна, и пухлощёкий её младенец были ярко и грубо раскрашены масляной краской. На тёмноволосой голове мадонны красовался серый от пыли восковой венок, а у ног её, на каменном карнизе, постоянно лежали свежие. Обрызганные водой живые цветы… ») Вывод: (работа по схеме) противопоставление О ![]() ![]() МАРИЯ = МАРИЯ 1.Кукольные глаза 1. смешные, едва заметные 2.Ярко и грубо раскрашены веснушки на переносице масляной краской 2. стёртые руки в мозолях 3. безразличие к миру 3. испытывает боль за 4.немыслимо синие глаза происходящее и сострадание ко - всему живущему Героиня Закруткина не верит в Бога, хотя, как потом выясняется, эта вера заглушена временем, эпохой, идеологией, насаждаемой насильственно. Вспомните, как пионервожатый убеждает Марию отказаться от посещения церкви. Но в подсознании героини вера живёт. Не случайно же в час отчаяния она обращается к Богу. И это наталкивает на мысль о ложности авторского противопоставления, а всё последующее повествование разрушает это противопоставление – классический случай, когда герои «не слушаются» автора, когда духовная жизнь следует своим законам вопреки политическим системам и идеологиям. - Виталий Закруткин, по сути, создаёт своего рода словесную икону Женщины-Матери (не зря же он ей даёт евангельское имя Мария и называет её «Матерью человеческой») и гимн материнству. Для того чтобы понять и проанализировать образ Марии, необходимо рассмотреть следующие эпизоды:
В конце повести героиня , представшая в ореоле мученичества и самоотверженной любви к людям, приобретает незримый нимб святости, и сама картина, включённая в повествование , напоминает икону, давайте зачитаем: «Она стояла на покатом холме с младенцем на руках, босая, с распущенными волосами. Вокруг неё сгрудились дети, коровы, овцы. Куры. Заметив нас, звонко заржали. Вверху носились белокрылые голуби». И командир полка «подошёл к ней, пристально смотрел в глаза, снял фуражку и, марая жидкой грязью полы щегольского плаща. Опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к её безвольно опущенной маленькой женской руке…» Взгляните на репродукции полотен белорусского художника М.А. Савицкого «Партизанская Мадонна» (1978), «Мать партизана» (1972). Какую из них вы могли соотнести с повестью и судьбой главной героини? Почему? Какая кажется вам наиболее созвучной повести по смыслу? Почему? (Все эти картины соотносимы с произведением Закруткина: здесь и страшная сцена казни, ужас которой пришлось пережить Марии. Но самой созвучной повести картиной можно назвать «Мать партизана» (1972) «Мать партизана», - пишет Э. Пугачев в своём исследовании о художнике,- произведение, где особое значение приобрёл символический смысл образа. Молодая женщина сидит на земле. Из глубины полотна, красного пространства фона, бежит к ней смеющийся мальчик. Он – лишь воспоминание. А наяву – строй чёрных виселиц. Страшно это противопоставление Мадонны без младенца, возникшей, как грёза. Детской фигурки, и чёрных столбов с перекладинами. Символ убитого счастья, символ истребления жизни и попрания материнского чувства». На глазах Марии убиты сын и муж, соседка Феня, девочка Саня Зименкова, односельчане угнаны в Германию: от полной, яркой жизни не осталось ничего и никого, кроме неё самой. Зачем жить? И Мария молится: «Я не могу жить. Господи, я не хочу жить. Может, Ты всё-таки есть, Господи? Сделай так, чтоб я скорее отмучилась… если Ты есть, Господи, видишь моё горе! Разве можно так жить? У меня всё отняли, удавили любимого моего Ваню, и сыночечка Васеньку удавили, дитё ни в чём не повинное…И хаты наши все спалили, одна зола от них осталась. И Саню, девчонку, как звери убили. И людей всех угнали, никого не оставили… Не хочу я жить, Господи! Пошли мне смерть! Забери меня с этой земли…» - Почему же она пересиливает свою боль, поднимается над горем и остаётся жить? (Убитая горем Мария зовёт смерть, но жизнь властно напоминает ей о том, «что она не одна, что в ней теплится иная, пока ещё слитая с измученным материнским теплом, но уже своя, отдельная слабая жизнь… ») - И она остаётся жить. Погребая одного за другим тех, с кем сталкивает её судьба. Сначала это девочка Саня, потом пожилой немецкий солдат, затем умерший на её руках Вернер Брахт и молоденький политрук Слава и только в последнюю очередь муж и сын. Для каждого из погибших Мария находит свои слова, напоминающие народный плач. «Пальцы-то у тебя в чернилах, девчонка… хоть школу вашу закрыли, а грамотной ты хотела быть… Учительницей быть хотела. Не довелось тебе выучиться…» - это для Сани. «Вот и отгулял ты на земле. Видать по всему, был ты ещё честным, чистым парнем, не замаранным убийствами и кровью. Скучал, как все дети, по отцу, по матери… Потому и ко мне тянулся, мамой называл. Когда вам, детям, плохо да больно становится, вы все матерей вспоминаете… А что из тебя получилось бы, если бы не был убит, если б не умер? Бог знает! Твои же друзья да наставники быстро приучили б тебя к тому, что делают сами… И людей бы ты убивал, и девчонок вроде Сани насильничал и расстреливал, и хаты поджигал бы на чужой земле… Может, и лучше, что ты помер и остался чистым…» - это о Вернере Брахте. Для Марии все мёртвые (даже враги) несчастны и достойны сострадания и доброго слова… Но к моменту погребения родных она уже не в состоянии плакать: «Сколько довелось мне тут людей схоронить, и всех было жалко… Теперь вот своих хороню, а сердце моё стало как камень. Потому что сил уже нет и выплакала я все слёзы…» Мёртвые и живые оказываются крепко связанными в сознании и памяти Марии. Именно мёртвые (вернее, память о них) заставляют её жить. Поистине: смертию смерть поправ… И здесь очень важное значение имеет описание сельского кладбища. Предшествует этому описанию внутренний диалог разума и сердца Марии. Прочитаем этот диалог. (с.24-25 от слов «Ну, чего ж будем делать?.. до слов «А ты, Мария, только о себе, значит, думала? И куда ты совесть свою при этом девала?.. ») Разум, безусловно, прав. Подсказывая, что нужно беречь нерождённое дитя. Но совесть не хочет соглашаться с этим, и в поисках ответа Мария идёт на кладбище. Как вы думаете, почему? Почему она вспоминает там Радуницу – день поминовения усопших? Кладбище – это единственное, что осталось от родного хутора. Здесь лежат те, кто основал его, кто жил рядом с Марией, кого она знала и помнила. Здесь история её рода и память о нём. Недаром хуторяне чтили дедовский обычай и ежегодно отмечали родительский день. «… Радуница как бы объединяла людские поколения, делала людей добрее и лучше…» Кладбище помогает Марии ощутить ответственность за продление рода, за возрождение жизни на хуторе. Она говорит с дедом Корнеем, первым хуторянином, просит совета у матери. -Как вы думаете, нашла ли она ответы на мучившие её вопросы? Почему так решили? Помянув своих земляков, ощутив неразрывную связь с ними, Мария отбрасывает всякие сомнения и принимает то решение, которое подсказывает сердце: «Покидая кладбище, Мария снова остановилась у могилы деда Корнея, поклонилась покосившемуся кресту, промолвила. Как будто обращалась к живому: - Ты был первым, и они не посрамили твою память, и те, кто лежит тут с тобой, и те, кого казнили и угнали злые враги. Негоже мне быть последней…» Но осознать свою великую миссию помогают ей не только мёртвые, но и живые. И один из них – солдат Вернер Брахт. Вспомните, какое чувство испытала Мария, впервые увидев его. (Прочитайте в тексте с. 16 от слов «Ненависть и горячая злоба захлестнула Марию… » и до слов «Ты всё знаешь и за всё ответишь…») - Почему не совершила Мария этого страшного, несовместимого с материнской природой, поступка? (^ ) Милосердие победило злобу, погасило чувство мести. И как награда за эти сострадания и мудрость к Марии возвращаются голуби, невольно напоминая читателям о христианском символе Святого Духа. «Вдруг старый красный голубь… напугав Марию хлопаньем крыльев, сел на колени, завертелся и, надув прекрасную, отливавшую перламутром шею, стал ворковать, призывая свою стаю. И вся стая опустилась у ног Марии, доверчиво окружила её руку, воркуя и просительно встряхивая крыльями». ^ - Вспомните, в какие ещё моменты жизни Мария испытывает острое чувство материнства. (Когда нашла голодных, измученных детей в копне сена, а потом, когда они впервые назвали её мамой.) - Когда она начинает ощущать себя матерью всех? (После рождения своего ребёнка. Прочитать этот эпизод от слов «^ и до слов «… требующих от неё, матери, защиты и ласки ). Мария, познавшая боль и горе своего и чужого народа, уже не может не любить всех и не Сострадать всем. Завершилось ее преображение в Матерь Человеческую. - Что же помогло ей выжить? (Материнское чувство ответственности и любви. Не зная толком Богоматери, она последовала её примеру, став утешительницей и заступницей, поистине Матерью Человеческой). III. Итог урока. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
![]() | Урок литературы в шестом классе. Тема урока ... | ![]() | Конспект урока литературы Тема урока Урок можно провести в 9 или 10 классе в зависимости от уровня подготовки обучающихся |
![]() | Конспект урока литературы в 11 классе Тема урока Тема урока: Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме | ![]() | Конспект урока. Урок литературы – внеклассное чтение. Интегрированный... Эпиграфы к уроку: «Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране.» К. Паустовский |
![]() | План урока по русскому языку в5 классе. Тема : «Лексика» Урок проводится в кабинете русского языка и литературы с использованием компьютера, проектора и экрана | ![]() | Урок литературы в 9 классе Смолиной Г. Н. Аннотация урок литературы... Урок литературы в 9 классе проводился по модели «6 шляп критического мышления», опубликованной в сборнике «Учимся продуктивно мыслить»... |
![]() | Урок литературы в 5 классе. Константин Дмитриевич Воробьев. Рассказ... Стержневая тема урока: «Воину надлежит вражескую мощь сокрушать, а не безоружного поражать». А. В. Суворов | ![]() | Урок литературного чтения в 3 классе Тема урока: К. Паустовский «Стальное колечко» (2 урок) Оборудование урока: толковый словарь С. И. Ожегова, портрет писателя, мультимедийный проектор, учебник |
![]() | Урок во 2 – а классе по чтению. Тема урока Тема урока: Сравнительная характеристика образа ветра у поэтов, художников, композиторов – музыкантов на основе анализа следующих... | ![]() | Урок литературы в 6 классе по теме «Былины киевского и новгородского циклов» Организация класса до урока: дать задание прочитать заранее и принести на урок тексты былин |