Урок по истории в 8 классе по теме «Отечественная война 1812 года»




Скачать 141.79 Kb.
НазваниеУрок по истории в 8 классе по теме «Отечественная война 1812 года»
Дата публикации17.04.2013
Размер141.79 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Военное дело > Урок
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан


Открытый урок по истории в 8 классе по теме « Отечественная война 1812 года».

Провела учитель 1 категории Минина Виктория Валентиновна

г. Октябрьский 2011г
Урок по истории России. 8-в класс. Тема: "Отечественная война 1812 г."
Цели урока:

Обучающая цель: рассказать о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключался ее народный характер;

^ Воспитывающая цель: воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа;

Развивающая цель: развивать познавательные универсальные учебные действия при работе с документами в соответствии с темой экспериментальной работы по следующим критериям:

1) умение привлекать базовые знания учащихся по предмету;

2) умение учащихся вычленять необходимую информацию из текста;

3) умение высказывать мнение с опорой на исторический источник;

4) умение привлекать дополнительные знания для решения поставленной задачи.
^ Оборудование урока: Карта «Отечественная война 1812 г.», картина «Совет в Филях».
План урока:

Вторжение Наполеона в Россию.

Бородинское сражение.

Совет в Филях и оставление Москвы.

Отступление и гибель «Великой армии».
^ Ход урока:

1.Тема нашего урока «Отечественная война 1812 года». Сегодня на уроке мы должны разобрать причины войны 1812 года, ее ход и итоги. Мы продолжим изучение исторических документов, связанных с этой войной, проанализируем по ним некоторые события войны 1812 года. В конце урока мы сформулируем причины победы России в войне 1812 года.

2. Вопрос к классу: 1. Вспомните из курса новой истории какую армию создал Наполеон?

Рассказ учащихся о создании французской армии, армии «Двунадесять языков».

2. Какой договор заключили между собой Наполеон и Александр I ? (Тильзитский мирный договор). В каком году он был подписан? (1807г). (Презентация. Слайд №2).

Учитель: «Проанализируем некоторые статьи Тильзитского союзного договора между Россией и Францией». Я напомню вам алгоритм работы с документами:

1)Читаем документ.

2) Анализируем его, опираясь на ваши базовые знания по предмету;

3) Опираясь на данный документ вы должны вычленить необходимую информацию из текста;

4) Вы отвечаете на вопросы, высказывая свое мнение по данному документу с опорой на данный исторический источник;

5) вы можете привлечь дополнительные знания для решения поставленной задачи.

Итак, в соответствии с данным алгоритмом приступаем к работе.
«1. Его величество император всероссийский и его величество император французов и король Италии обязуются быть заодно во всякой войне, какую России или Франции пришлось бы начать или вести против всякой европейской державы, будет ли война на суше или на море, или же и на суше, и на море…»
^ Вопрос к документу: Какой пункт Тильзитского мира был наиболее важным для Наполеона?
3. Работа с учебником (стр. 16-17). Задание: Определить цели и причины начала войны 1812 г.( Презентация. Слайд 4)

Уже в самом начале войны французская армия столкнулась с большими трудностями.

Давайте обратимся к документам и в соответствии с нашим алгоритмом работы с документами давайте проанализируем следующие документы.

Документ 1.
Сегюр: «С наступлением ночи Наполеон приблизился к реке. Первыми переправились несколько саперов в челноке. Они пристали и высадились на русский берег без препятствий, к их удивлению. Там - мир; война - с их стороны; все спокойно в этой чуждой стране, которая была им представлена такой угрожающей. Между тем к ним скоро явился простой казацкий офицер, командующий патрулем. Он один; кажется, что он уверен в мире и не подозревает, что перед ним - вся вооруженная Европа. Он спрашивает иностранцев, кто они. «Французы», -- было ответом. «Что нужно вам и зачем пришли вы в Россию?» -- продолжал он. «Воевать с вами! Взять Вильну! Освободить Польшу» - резко ответил один из саперов. Казак ускакал; он исчез в лесу. Вдогонку ему выстрелили три разгоряченные солдата».
^ Жолли: « Им (Наполеоном) овладело беспокойство и удивление: он понял, что безмолвие русских зловещее их присутствия и сопротивления».
И. Руа: «27-го Наполеон направился уже к Вильне, надеясь, что русская армия, над которой в то время начальствовал Барклай де Толли, примет сражение под стенами этого города. Но русский главнокомандующий предпочел сжечь свои Магазины, разрушил мост, перекинутый через р. Вилию, и направился форсированным маршем к северу…»
^ М. Барклай де Толли: «Таким образом, операционный план Наполеона, чтобы нас разбить по частям, совершенно расстроился».
- Какая задача стояла перед Наполеоном после вступления его армии в Россию? Удалось ли ему выполнить эту задачу?
Документ 2
Г. Роос: «Во всех отношениях мы перебивались кое-как: уже мало было хлеба, а мука, молоко, вино и водка сделались большой редкостью. Купить ничего нельзя было. Офицеры должны были довольствоваться тем, что добывала воровством и грабежом их прислуга. В первые же дни за Неманом общая нужда вызвала крупнейшие беспорядки».
Дедем: «Несмотря на тщательные меры подготовки, принятые Наполеоном, условия театра войны и характер действия противника дали себя почувствовать с первых же шагов по переправе через Неман, дороги, сами по себе неудовлетворительные, вследствие дождей, уничтожение русскими при отступлении переправ и гатей и движения по ним многочисленной артиллерии и тяжелых обозов, сделались положительно непроходимыми. Сожжение магазинов, порча мельниц, угон скота и лошадей значительно сократили те средства, которые могла дать страна, располагавшая ими далеко не в достаточной степени для удовлетворения многочисленной французской армии. Можно сказать, что уже вскоре после переправы через Неман французская армия испытывала настоящий голод».
- С какими трудностями столкнулась французская армия в России?
4. Работа по таблице. Задание: Сравните данные таблицы «Военно-экономический потенциал России и Франции». Сделайте вывод. (Презентация. Слайд № 5.)

5. Работа с картой. Показать расположение русских войск и объяснить их расположение.

Беседа с учащимися по вопросам для развития вероятностного прогнозирования с опорой на диаграмму и историческую карту:

Глядя на расположение русской армии, предположите, какую тактику мог предпринять Наполеон?

Какую тактику ведения войны могли предпринять россияне, зная о троекратном численном превосходстве армии Наполеона?

Назовите и покажите место соединения 1 и 2 русской армии. (Презентация. Слайд № 6.)

6. Работа по схеме. Задание: Раскрыть замысел Наполеона. Около какого города 1 и2 русской армии удалось соединиться? (около Смоленска) (Презентация. Слайд №7).

Рассказ о Смоленском сражении. Работа по карте. 7. Учитель: «Кто был главнокомандующим русской армии в начале войны? (М. Б. Барклай-де-Толли) Кто был назначен потом и почему? ( М.И Кутузов). Доклад о Кутузове. (Презентация. Слайд № 8.)

8. После того как Кутузов был назначен главнокомандующим русской армии, он принимает решение начать генеральное сражение, которое бы смогло решить весь исход войны . Опираясь на фактические знания по предмету ответьте мне на следующие вопросы:

Какое это было сражение и когда оно состоялось? (Бородинская битва 7сентября 1812г)

Каковы были ее итоги?

Схема Бородинское сражение. Сравнительная характеристика вооруженных сил в битве. (Презентация. Слайды № 10-12). Какие события произошли после Бородинского сражения?

9. Картина «Совет в Филях». Итак, приступаем к работе с документами соответственно нашему алгоритму. Работа с документом «Совет в Филях» в группах. При работе с документами обратите внимание на термины: партизаны, ополчение, флеши, редут, батарея (термины написаны на доске)

Беседа с учащимися по вопросам:

Какова была главная цель военного совета в Филях?

Какое решение было принято на нем?

Каковы были причины принятия этого решения?

Какой предстала Москва перед французскими войсками?

В чем причины недовольства Наполеона?

На что надеялся Наполеон, подойдя к Москве?

^ Работа с документами по группам (3 группы. ).

«Совет в Филях. Пожар Москвы».

Документ № 1 ( от имени М.И.Кутузова )
Кутузов (из пьесы «Пожар Москвы» Е.П. Карпова): «Позиция наша на Воробьевых горах крайне невыгодна. Многие дивизии разобщены непроходимыми оврагами… В одном глубоком овраге речка!... Позади позиции Москва-река… За ней город с узкими улицами и переулками. Спуски к восьми мостам так круты, что только пехота может сойти по ним. Ежели неприятель опрокинет наши передовые линии – вся армия будет уничтожена до последнего человека… Пока цела армия, есть надежда с честью кончить войну. С потерей армии не только Москва – вся Россия будет потеряна…»

М.И.Кутузов: «С потерей Москвы не потеряна еще Россия… Первой обязанностью поставляю себе сохранить армию и сблизиться с теми войсками, которые идут к ней на подкрепление… Самым уступлением Москвы приготовлю неизбежную гибель неприятелю… Посему я намерен. Пройдя Москву, отступить по Рязанской дороге… Знаю, вся ответственность обрушится на мою седую голову, но я жертвую собой для блага отечества… Приказываю отступать!»


  • ^ Какова была главная цель военного совета в Филях? Какое решение было принято на нем? Каковы были причины принятия этого решения?



«Совет в Филях. Пожар Москвы»

^ Документ 2 (от имени французского воина)
А.Ермолов: «…Дома были пусты и заперты; обширные площади уподоблялись степям, и на некоторых улицах не встречалось ни одного человека».

Де-ла-Флиз: « С тех пор, что люди себя помнят, еще не случалось, чтобы население из 500 тысяч жителей целиком бежало из своей столицы. Все до единого, от стариков до младенца, бежали на чем попало, не запасшись ничем».

Ц.Ложье: «… Дома, хотя большей частью и деревянные, поражают нас своей величиной и необычайной пышностью. Но все двери и окна закрыты, улицы пусты, везде молчание!- молчание, нагоняющее страх.

Молча, в порядке, проходим мы по длинным пустынным улицам; глухим эхом отдается барабанный бой от стен пустых домов. Мы тщетно стараемся казаться спокойными, но на душе у нас неспокойно: нам кажется, что должно случиться что-то необыкновенное.

Москва представляется нам огромным трупом: это царство молчания, сказочный город, где все здания, дома воздвигнуты как бы чарами для нас одних. Я думаю о впечатлении, производимом развалинами Помпеи и Геркуланума. На задумавшегося путешественника; но здесь впечатление еще более гробовое»

С. Селивановский: « таким образом, победитель Москвы доехал до Боровицких ворот, не увидя ни единого почти жителя. Негодование написано было на всех чертах Наполеонова лица. Он не брал даже на себя труда скрывать то, что происходило в душе его».


  • Какой предстала Москва перед французскими войсками? В чем причины недовольства Наполеона? ( вспомните слова, сказанные им ранее: «Если я возьму Киев – я возьму Россию за ноги; если я возьму Петербург- я возьму Россию за голову, если я возьму Москву- я поражу ее в самое сердце»). На что надеялся Наполеон, подойдя к Москве?


«Совет в Филях. Пожар Москвы»

Документ 3 (от имени французского воина)

О Миэра (передает слова Наполеона): «через два дня после нашего прибытия начался пожар. Сначала он не казался опасным, и мы думали, что он возник от солдатских огней, разведенным слишком близко к домам, почти сплошь деревянным. Это обстоятельство меня взволновало, и я отдал командирам полков строжайшие приказы по этому поводу. На следующий день огонь увеличился, но еще не вызвал серьезной тревоги. Однако. Боясь его приближения к нам, я выехал верхом и сам распоряжался его тушением. На следующее утро поднялся сильный ветер, и пожар распространился с огромной быстротой. Сотни бродяг, нанятых для этой цели, рассеялись по разным частям города и спрятанными под полами головешками поджигали дома, стоявшие на ветру,- это было легко, ввиду воспламеняемости построек. Это обстоятельство да еще сила ветра делали напрасными все старания потушить огонь. Трудно было даже выбраться из него живым. Большинство пожарных труд испорчено. Их было около тысячи, а мы нашли среди них, кажется, только одну пригодную. Кроме того бродяги, нанятые Растопчиным, бегали повсюду, распространяя огонь головешками, а сильный ветер еще помогал им. Этот ужасный пожар все разорил. Я был готов ко всему, кроме этого. Однако это не было предусмотрено: кто бы подумал, что народ может сжечь свою столицу?»

^ Сегюр: «Наполеон, завладевший, наконец, дворцом царей, упорствовал, не желая уступить его даже огню, как вдруг раздался крик: «Пожар в Кремле!»

Все это решило Наполеона решиться.

Но нас окружал целый океан пламени: оно охватывало все ворота крепости и мешало нам выбраться из него. Тогда наши после долгих поисков нашли возле груды камней подземный ход, выводивший к Москва- реке. Через этот узкий проход Наполеону с его офицерами и гвардией удалось выбраться из кремля.

И тем не менее следовало торопиться. Вокруг нас ежеминутно возрастал рев пламени. Всего лишь одна улица, узкая, извилистая и вся охваченная огнем, открывалась перед нами, но и она была скорее входом в этот ад, нежели выходом из него. Император пеший без колебания бросился в этот проход. Он шел среди треска костров, грохота рушившихся сводов, балок и крыш из раскаленного железа. Все эти обломки затрудняли движение. Огненные языки, с треском пожиравшие строения, то взвивались к небу, то почти касались наших голов. Мы продвигались по огненной земле, под огненным небом, меж двух огненных стен. Нестерпимый жар палил наши глаза, но нам нельзя было даже зажмуриться, так как опасность заставляла смотреть вперед. Дышать этим раскаленным воздухом было почти невозможно. Наши руки были опалены, потому что приходилось то защищать лицо от огня, то отбрасывать горящие головешки, ежеминутно падавшие на наши одежды».



  • ^ В чем причины пожара в Москве по мнению французов?



10.Подведение итога. Русская армия покидает Москву. Какой маневр предпринял Кутузов после того, как Москва была оставлена? (показать на карте Тарутинский маневр). Отступление Наполеона из Москвы. (Презентация. Слайды № 16-21)

Чтение стихотворения А.С. Пушкина:
Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Не терпеливому герою.

Учитель:

11. Работа с картой: показать Тарутино, Малоярославец, путь отступления французской армии.

12. Приступаем к работе с последними документами по группам в соответствии с нашим алгоритмом. Работа с документами. (Отступление французской армии) по группам. Документ № 4, 5, 6
«Тарутинский марш – маневр. Отступление французской армии».

Документ 4 (от имени российского воина)
Н. Муравьев: «Зима 1812 года была жестокая. Термометр Реомюра иногда показывал 31 градус. Холода эти, может быть, предохранили нашу армию от заразительных болезней, производимых тлением тел. Но так как много трупов оставалось еще под снегом, то весною, когда сделалась оттепель, они стали гнить и произвели эпидемию, которая опустошила те губернии, через которые неприятель отступал.

Пехотинцы страдали от холода, часто и от голода. Страдания их ограничивались только тем, чтобы поживиться около мертвого шапкой или изорванным кафтаном. Когда не могли сего сделать, то хоть спарывали с них пуговицы. Кавалеристы домогались своего: они сдирали подковы с палых лошадей. Артиллеристы срывали железо с брошенных лафетов и шины с колес.

Число трупов, устилавших дорогу, увеличивалось множеством французских офицеров и солдат, более похожих на тени, чем на живых товарищей своих и к ним по пути валились. На редком из них были мундиры, большею частью покрывались они чем попало. У многих были на головах кирасирские каски с длинными конскими хвостами; сами же кирасиры были голые и накрывались рогожей или обвивались соломой».

Бургонь: «Но часто случалось, что только успевали развести огонь, как приходилось немедля съедать это кушанье почти в сыром виде, потому что получали приказ идти дальше или вблизи показывались русские. В последнем случае не очень стесняясь – я не раз видал, как часть солдат преспокойно себе закусывала, в то время как другая отстреливалась от русских. Но когда являлась настоятельная необходимость и непременно требовалось сниматься с места. То уносили с собой котел, и каждый на ходу черпал из него пригоршнями и ел, поэтому лица всех были выпачканы в крови.

Я кончил свой жалкий ужин, состоявший из кусочка печенки от лошади. Убитой нашими саперами, а вместо питья проглотил пригоршню снега. Маошал Мортье также съел печенки, зажаренной для него денщиком, но он съел ее с куском сухаря и запил каплей водки; ужин, как видите, не особенно изысканный для маршала Франции, но и то было еще не недурно при злосчастном положении».

-Что осложняло отступление французов? Почему французы испытывали большие трудности с продовольствием?


«Тарутинский марш-маневр. Отступление французской армии»

Документ 5 (от имени российского солдата и от имени Наполеона)
В.Левенштерн: «Видя, таким образом, непрестанную борьбу с поздним временем года и с тысячью лишений, мы дошли до Березины. У нас в каждом эскадроне было не более сорока или пятидесяти человек, способных сражаться. Лошади выбились из сил, так как они давно уже страдали от недостатка фуража, истребленного неприятелем, который, подобно саранче, уничтожал все по пути; единственным кормом для наших лошадей служила солома с крыш, за которой приходилось ездить верст за десять или пятнадцать. Фельдмаршал изредка посылал нам транспорт овса или сухарей; это было всегда для нас настоящим праздником; без этой поддержки у нас было бы погибших не менее, чем у французов.

Адмирал Чичагов не мог остановить Наполеона, который успел выбрать пункт для переправы, так как наша армия не преследовала его по пятам. Наполеон был опасен, но его армия не могла быть спасена и погибла частями по пути от Березены до Вильны; геройская преданность этой армии своему вождю не только не принесла пользы, но была причиною ее окончательного истребления. Надобно отдать справедливость Наполеону: его поведение при переправе через Березину заслуживает величайшего удивления. Угрожавшая ему неминуемая гибель возбудила его военный гений, притупившийся за последнее время. Он не потерял голову в трудную минуту. Окруженный со всех сторон, он обманул наших генералов искусными демонстрациями и совершил переправу у них под носом. Плохое состояние мостов было единственною причиною тех потерь, которые понесли по этому случаю французы.

Война прекратилась за неимением сражающихся. Правда, солдаты грабили еще брошенные французами фургоны, но мы не брали более пленных; мороз сделал свое дело, погубив этих несчастных».



  • ^ Как Наполеону удалось переправиться через реку Березину?

  • Как вы понимаете слова русского воина «война прекратилась за неимением сражающихся»?

«Тарутинский марш – маневр. Отступление французской армии»

Документ № 6 (от имени французского воина)

Лабом: «Сражение при Малоярославце открыло нам две истины, обе очень печальные: первая- что силы русских не только не были истощены, но, напротив, они даже получили в подкрепление несколько свежих отрядов и сражались с таким ожесточением, что мы должны были отказаться от надежды на кокой - нибудь успех. «Еще одна такая победа, - говорили солдаты, - и у Наполеона не будет больше армии». Вторая истина была та, что мы должны отказаться от похода на Калугу и Тулу, и этим мы теряли последнюю надежду на более спокойное отступление…»

Сегюр: «Он воспользовался перерывом для того, чтобы отдать приказ о возвращении назад, к Смоленску. Все рассказывали, что его подчиненные окаменели от удивления; услышав такое приказание, даже его адъютант не поверил своим ушам; он устремил на своего начальника растерянный взгляд и молча стоял, не понимая ни слова. Тогда маршал повторил приказание; они повиновались и без колебания оборотились спиной к родной армии, к Наполеону, к Франции и снова углубились в Россию, принесшую им столько страданий…»



  • ^ Каков итог сражения под Малоярославцем?

13. Вспомните, какую роль в этой войне сыграли партизаны, особенно во время отступления французской армии? Каких партизан Отечественной войны 1812г вы помните? (Презентация. Слайд № 22.)


14. Подведение итогов. Вопросы к классу:


  • Почему армию Наполеона называли «двунадесять языков», а также «Великой армией»?

  • Каковы были планы Наполеона в отношении военной компании в России?




  • Сформулируйте причины победы России в Отечественной войне 1812.

  • Назовите итоги этой войны для России и для всего мира

Итоги:

Кутузову после оставления Москвы удалось добиться главного:

Дождаться подкрепления;

Заставить французскую армию отступать по уже разоренной ею смоленской дороге.

6 декабря император Наполеон был в Париже.

6 января 1813 г. – Александр I подписал манифест об окончании Отечественной войны.
Домашнее задание: § 4, записать в тетрадях «Значение Отечественной войны 1812 года».

Литература:

Преподавание истории в школе №10, 2004 г.

Преподавание истории в школе №2, 2006 г.

Б. Асварши, Г. Вилинбахов Отечественная война 1812 г. в картинах Петера Хесса «искусство» Ленинградское отделение 1984

Рабочая тетрадь «Россия в I пол. XIX в.» А.Самсонов, НПО «Школа», Москва

М. Брагин «В грозную пору 1812 г.» Издательство «Малыш» 1984

Е.В. Колганова, И.В. Сумакова Поурочные разработки по истории XIX в., Москва «Вако» 2004

Похожие:

Урок по истории в 8 классе по теме «Отечественная война 1812 года» iconРазработка урока по теме «Отечественная война 1812 года»
Цель: Сформировать представление об Отечественной войне 1812 года как одной из самых славных вех отечественной истории, в которой...
Урок по истории в 8 классе по теме «Отечественная война 1812 года» iconУрок по теме "Отечественная война 1812 года"
Первый этап – подготовительный: постановка цели, озвучивание темы урока, постановка проблемы
Урок по истории в 8 классе по теме «Отечественная война 1812 года» iconУрока, № урока по теме Отечественная война 1812 года, 14 урок
Развивать устную речь, мышление, умение аргументировано выражать свои мысли и адекватно воспринимать мысли других
Урок по истории в 8 классе по теме «Отечественная война 1812 года» iconРостовщикова Наталья Прокопьевна учитель истории мбоу «сош №7» г....
Открытый урок. 2 часа в 10 классе. Ростовщикова Наталья Прокопьевна учитель истории мбоу «сош №7» г. Назарово Красноярского края
Урок по истории в 8 классе по теме «Отечественная война 1812 года» iconНаучно-методический отдел «Недаром помнит вся Россия» (к 200-летию...
Родины было много войн – больших и малых, захватнических и освободительных, но лишь две из них названы Отечественными. Характерно,...
Урок по истории в 8 классе по теме «Отечественная война 1812 года» iconИсследовательская работа Тема «Бородино русская Илиада»
Отечественная война 1812 г. — одно из самых выдающихся событий в истории нашей Родины
Урок по истории в 8 классе по теме «Отечественная война 1812 года» iconТема занятия «Защита проекта «Отечественная война 1812 года глазами художников баталистов»
Тема занятия «Защита проекта «Отечественная война 1812 года глазами художников – баталистов»
Урок по истории в 8 классе по теме «Отечественная война 1812 года» iconВикторина «Дела давно минувших дней». по теме «Отечественная война 1812 года»
Участвуют две команды8 и 9 классов. В качестве ведущих выступают учащиеся 11 класса. В жюри приглашаются учащиеся 10 класса
Урок по истории в 8 классе по теме «Отечественная война 1812 года» icon«Отечественная война 1812 года» док. Из сообщения Главной квартиры 29 июня 1812 г
Вислы Сии соображения требуют того, чтобы избежать главного сражения, доколе князь Багратион не сближется с первою армиею и потому...
Урок по истории в 8 классе по теме «Отечественная война 1812 года» iconКонкурс педагогического творчества 2012/13 года Школьная ученическая...
I. Специфика и тематика музыкальных произведений, посвященных Отечественной
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница