Игра в бисер Издательство "Художественная литература", Москва, 1969




НазваниеИгра в бисер Издательство "Художественная литература", Москва, 1969
страница1/73
Дата публикации25.02.2013
Размер7.99 Mb.
ТипЛитература
shkolnie.ru > Военное дело > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   73


Герман Гессе.
Игра в бисер

Издательство "Художественная литература", Москва, 1969

HERMANN HESSE. Das Glasperlenspiel. 1943

Перевод с немецкого Д.Каравкиной и Вс.Розанова.

Редакция перевода, комментарии и перевод стихов С.Аверинцева.
Оглавление
Герман Гессе и его роман "Игра в бисер".

Предисловие Е. Маркович
Игра в бисер. Опыт общедоступного введения в ее историю
Жизнеописание Иозефа Кнехта, Магистра Игры

Призвание

Вальдцель

Годы студенчества

Два ордена

Миссия

Magister Ludi

В должности

Два полюса

Беседа

Приготовления

Послание

Легенда
Собственные сочинения Иозефа Кнехта

Стихи школяра и студента

Жалоба

Уступка

Но помним мы...

Алфавит

После прочтения старинной философской книги

Последний мастер игры стеклянных бус

^ К одной из токкат Баха

Сон

Служение

Мыльные пузыри

После прочтения "Summa Contra Centiles"

Ступени

Игра стеклянных бус

Три жизнеописания

Заклинатель дождя

Исповедник

Индийское жизнеописание
---------------------------------------------------------------------------
Е.Маркович.

Предисловие: Герман Гессе и его роман "Игра в бисер"
Уже в названии этой книги{0_01} умная и горькая ирония.

"Игра в бисер". Не дело, а игра в пустые стекляшки. Ведь не что

иное, как духовные устремления ученых и художников, их штудии,

их занятия теорией, науками и искусствами, автор осмелился

назвать игрой. Что же такое эти устремления? -- как бы задает

вопрос Гессе. Действительно, всего лишь игра или жизненная

необходимость? А может быть, разновидность новой религии для

интеллектуалов? Чему должна служить духовная деятельность,

чтобы не превратиться в пустую игру? Как связаны хранители

высшей духовной культуры с теми, кто создает материальные

ценности? Какова основа и роль истинной "духовности" в наш век?

Перед нами глубокое философское произведение одного из

крупнейших немецких писателей XX столетия, раздумья его о

судьбах мира и цивилизации, о судьбах того, что ему особенно

близко, -- о судьбах искусства. И это не холодные размышления:

за внешне спокойным повествованием скрывается сокровеннейший

вопрос: "Что же будет с духовностью, что же будет с искусством

в современном мире?" А значит, и с человеком, ибо для гуманиста

Гессе судьба наук и искусств неразрывно связана с судьбой

человека, с условиями развития человеческой личности.

Как большинство честных писателей своего времени, Гессе

глубоко осознал враждебность буржуазного общества XX века

развитию человека и художника. На протяжении более чем

полувекового творческого пути он по-своему искал выход из

тупика, в котором оказалось общество. Своеобразным итогом этих

поисков явился роман "Игра в бисер", в котором перед читателем

предстает удивительное создание Гессе -- страна Касталия,

страна интеллектуалов -- духовной элиты будущего, самозабвенно

предающейся Игре в бисер.

Название Касталия происходят от мифологического

Кастальского ключа на Парнасе, у чистых вод которого, согласно

преданию, бор Аполлон водил хороводы с девятью музами, Гессе

сам указывал на связь своей Касталии с "Педагогической

провинцией" Гете, которая фигурировала и романе "Годы

странствий Вильгельма Мейстера" (1821). Тем самым Гессе

подчеркивал свое глубокое почтение к Гете -- классику и корифею

немецкой культуры прошлого -- и свою преемственность по

отношению к этой культуре. Ибо Гете, Моцарт и другие великие

художники прошлого были для Гессе олицетворением той подлинной

"духовности", о судьбе которой он скорбел.

В центре произведения Гессе -- подробная история жизни

некоего Магистра Игры, сначала достойнейшего представителя и

героя Касталии, а затем ее отступника. Недаром под названием

"Игра в бисер" есть еще подзаголовок: "Опыт жизнеописания

Йозефа Кнехта, Магистра Игры, с приложением собственных его

сочинений". Вся книга написана якобы от имени касталийского

историка из далекого будущего и лишь "издана Германом Гессе".

Известный прием "отстранения", когда автор скрывается под

маской издателя ( в немецкой литературе к нему прибегали еще

Жан Поль Рихтер, Карл Иммерман, Гофман и др.), помогает Гессе

создавать иллюзию документальности, даже научной точности при

описании людей, событий, стран и эпох, созданных его

воображением.

Название "роман" применимо к "Игре в бисер" весьма

условно, даже учитывая изменения, которые претерпела эта

традиционная форма в нашем столетии. Несомненно, "Игра в бисер"

не утопия" обычном смысле этого слова, о чем неоднократно

напоминал сам Гессе, не попытка каким-то образом предвидеть

будущее, как это свойственно современным писателям-фантастам.

Вернее всего, это -- "роман-притча", "роман-иносказание", и в

литературе XX века его правильнее всего поставить рядом с

некоторыми произведениями Томаса Манна, художника, во многом

близкого Гессе. "Я уже год работаю над "Фаустусом", -- писал Т.

Манн Гессе, прочитав "Игру в бисер", -- ...невозможно

представить себе ничего более отличного, и в то же время

сходство поразительно, как это часто бывает между братьями".

Но "Игра в бисер" -- это также целый конгломерат жанровых

форм в рамках одного произведения. Здесь и политический

памфлет, и историческое сочинение, вставные стихи и новеллы,

легенда ц житие, немецкий "роман о воспитании". Большей частью

эти традиционные формы используются со значительной долей

пародийности, с элементом "игры". В то же время Гессе оживляет

и продолжает какие-то очень старинные традиции: столь ценимой

им просветительской повести XVIII века (Вольтер, Свифт),

немецкого романа-жизнеописания XVII столетия (Гриммельсгаузен)

и другие. Творение Гессе кажется нарочито архаичным и

удивительно современным.

Сложность построения, богатство символики, игра именами,

тер минами и понятиями из многих и многих областей духовной

жизни -- все это может поначалу ошеломить читателя. Но налицо и

единство, удивительная продуманность этого большого

произведения. Разно образные мотивы как бы сливаются под рукой

мастера-дирижера а стройную симфонию. Кстати сказать, критика

не раз отмечала сходство композиции "Игры в бисер" с

композицией музыкального произведения, в котором история Кнехта

проходит как бы главной музыкальной темой. При этом в ней

оживает вся "духовная история самого писателя, его поиски, его

раздумья о самом главном для негр и его современников.

"Игра в бисер" создавалась в мрачные годы фашизма в

Германии и была завершена в 1943-м -- переломном году второй

мировой войны. В одном из писем в январе 1955 года Гессе сам

говорил, что Касталия была его отповедью фашизму, попыткой

восславить духовность в "чумном, отравленном мире". В то же

время Гессе ставил вопрос о необходимости спасения "духа", о

том, что ради этого спасении интеллигенция должна покинуть свою

изолированную Касталию (иными словами, все ту же пресловутую

"башню из слоновой кости") и обрести свое "служение" в мире

практики.

Издана "Игра в бисер" была в нейтральной Швейцарии, где

жил Гессе. Интерес к новому большому произведению признанного

писателя и мыслителя был чрезвычайно велик. Роман породил

противоречивые толкования и острые дискуссии; не всеми, по

разным причинам, он был понят и принят, но взволновал он всех

читателей. Споры вокруг "Игры в бисер" не утихали и после

войны, когда роман впервые стал доступен немецкой публике:

значительная противоречивость, несомненно, давала почву для

разных толкований. Но вместе с тем пришло широкое признание. Об

"удивительном подарке", который Гессе сделал интеллектуальному

миру и ему лично своим "великолепно зрелым и богатым

романом-монументом", писал Герману Гессе в начале 1945 года его

друг Томас Манн. В 1946 году Гессе присудили Нобелевскую

премию.

Герман Гессе (1877-1962) родился в небольшом швабском

городке Кальв, в скромной семье пиетистского{1_01}

проповедника. Его второй родиной стала Швейцария, где он а

детстве прожил несколько лет, Гессе был привязан к своим

родителям, особенно к матери, но его тяготил царивший в семье

дух церковного благочестия, и он закалял свой характер в борьбе

с ним. Пятнадцати лет он сбежал из Маульброннской семинарии,

где готовили теологов,--это была единственная возможность для

бедного и способного юноши получить образование на казенный

счет. Но такая будущность не устраивала юного Гессе, и против

воли родителей он начал самостоятельную жизнь.

Гессе порвал с домом и с Маульбронном, но в своем

воображении он создал другой, идеализированный Маульбронн,

прибежище духа, где, вдали от мирских треволнений,

благочестивые старцы и их преданные ученики ищут бога и истину.

Он всю жизнь стремился туда -- в этот свой "монастырь", в свой

Маульбронн -- и всю жизнь уходил оттуда к людям.

После побега Гессе переменил ряд городов и профессий,

усердно занимался самообразованием, много читал. Больше всего

юношу привлекали Гете, Шиллер, Жан Поль Рихтер, романтики. Он

стал рано пробовать писать сам в духе распространенного тогда в

Германии неоромантизма.

Несколько лет молодой Гессе прожил в Тюбингене, работая

служащим в книготорговой фирме, а с 1899 года поселился в

Базеле, где начал печатать свои первые прозаические и

стихотворные произведения. В том же году он дебютировал

небольшим сборником стихов "Романтические песни". Стихи и проза

соседствовали в его творчестве всю жизнь, дополняя друг друга,

но главенствовала проза. После выхода в свет в 1901 году

типично неоромантического произведения "Герман Лаушер",

объединившего в своем составе прозаические отрывки, стихи и

даже дневниковые записи героя, одаренного юношу заметил

известный берлинский книгоиздатель Фишер и сам предложил Гессе

опубликовать у него следующее произведение.

Этим произведением оказалась повесть "Петер Каменцинд"

(1904), сразу принесшая Гессе известность и материальную

независимость. Повесть привлекла своим страстным призывом к

человечности, простоте и правде, одухотворенными описаниями

природы, красотой и народностью языка. Уже в те годы Гессе

чрезвычайно волнует проблема взаимоотношений общества и

художника, определение роли искусства в жизни людей. После

многих исканий и разочарований герой приходит к некоему условно

благополучному финалу: возвращается в родную деревушку и

становится там трактирщиком, ибо проникся убеждением, что жить

следует среди простых людей и только там может возникнуть

подлинное искусство.

Каменцинд близок романтическому мечтателю Лаушеру из

предыдущей книги, но более, чем тот, наделен плотью и кровью,

перенесен в более достоверное окружение. Если ранее

преобладающим тоном Гессе была меланхолия, то теперь в описании

господствует юмор, хотя и не лишенный горечи. При этом в

произведении Гессе прослеживается главным образом не внешняя, а

"внутренняя" биография героя, идейное развитие которого

автобиографично и во многом повторяет путь самого писателя

(увлечение Каменцинда Гете, Шиллером и романтиками, открытие

Готфрида Келлера, влияние на героя идей Франциска Ассизского и

т. д.). Своими учителями в то время Гессе справедливо называл

Гете, Эйхендорфа и Келлера, особенно часто последнего,

творчество которого, несомненно, оказало самое благотворное

влияние на процесс становления Гессе-реалиста.

Типично реалистическим произведением является следующая

повесть Гессе -- "Под колесами" (1906), с характерной для

немецкой литературы начала века темой школы. Впервые в его

творчестве здесь прозвучали трагические ноты -- мальчик Ганс

Гибенрат, ученик Маульброннской семинарии, а затем подмастерье,

гибнет, как бы попав "под колеса" огромной бездушной машины. Он

не способен приспособиться. В его истории много

автобиографического, хотя автору в этой повести, пожалуй, ближе

другой образ -- бунтарь и беглец Гейльнер.

Гессе выступает здесь в защиту ребенка -- "естественного

человека", -- против порочной, антигуманистической системы

воспитания в кайзеровской Германии. Социальная критика в этом

произведении заметно углубляется, Гессе понимает, что

реакционная немецкая шко-ла не является независимым явлением, а

служит реакционному государству, поставляя ему верноподданных;

при описании почтенных бюргеров, "наставников" молодежи,

писатель становится едким сатириком. В будущем, отталкиваясь от

этой столь ненавистной ему системы "ломки воли" и "стрижки под

одну гребенку", Гессе будет поистине вдохновенно описывать

близкие его сердцу педагогические принципы воображаемой

Касталии: осторожное развитие способностей, раскрытие

возможностей, заложенных в самой природе ребенка.

После первых литературных успехов Гессе смог осуществить

свою мечту об идиллической жизни на лоне природы -- с женой, с

друзьями, -- о занятиях искусствами, о страстно увлекавшем его

музици-ровании и т.п. Он поселился в деревушке Гайенхофен на

берегу Бо-донского озера, но уже через несколько лет

деревенская идиллия стала заметно тяготить его, и он снова

затосковал по странствиям и переменам, по сутолоке больших

городов. Он все чаще покидает деревню. Его влечет к себе

общественная жизнь, в то время писатель неоднократно выступает

в прессе, а начиная с 1907 года в течение некоторого времени

сам издает (вместе с демократическим баварским журналистом и

сатириком Людвигом Тома) журнал "Март", оппозиционный по

отношению к режиму Вильгельма II.

Созданные в предвоенные годи романы "Гертруда" (1910) и

"Росхадьде" (1914) были посвящены им той же теме искусства и

одиночества художника. Гессе продолжал писать и лирические

стихи, немудреные по форме, часто похожие на народные песни,

создал несколько циклов рассказов о маленьких городках и их

чудаках-обитателях. В стихах и рассказах писатель неоднократно

возвращается к прославлению путешествий, к поэтическому, почти
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   73

Похожие:

Игра в бисер Издательство \"Художественная литература\", Москва, 1969 icon«Александр Сергеевич Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах.»: Художественная...
«Александр Сергеевич Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах.»: Художественная литература; Москва; 1959
Игра в бисер Издательство \"Художественная литература\", Москва, 1969 icon«Александр Сергеевич Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах.»: Художественная...
«Александр Сергеевич Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах.»: Художественная литература; Москва; 1959
Игра в бисер Издательство \"Художественная литература\", Москва, 1969 icon«Александр Сергеевич Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах.»: Художественная...
«Александр Сергеевич Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах.»: Художественная литература; Москва; 1959
Игра в бисер Издательство \"Художественная литература\", Москва, 1969 icon«Александр Сергеевич Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах.»: Художественная...
«Александр Сергеевич Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах.»: Художественная литература; Москва; 1959
Игра в бисер Издательство \"Художественная литература\", Москва, 1969 icon«Александр Сергеевич Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах.»: Художественная...
«Александр Сергеевич Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах.»: Художественная литература; Москва; 1959
Игра в бисер Издательство \"Художественная литература\", Москва, 1969 icon«Александр Сергеевич Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах.»: Художественная...
Многие, так же как и я, посещали сей фонтан; но иных уже нет, другие странствуют далече
Игра в бисер Издательство \"Художественная литература\", Москва, 1969 iconЛитература. Программное содержание
Интеграция образовательных областей: познание, социализация, коммуникация, здоровье, художественная литература
Игра в бисер Издательство \"Художественная литература\", Москва, 1969 iconКнига 1: С. Михалков. Собр соч в 3-х томах. Том Стихи и сказки Издательство "Детская литература"
Книга 1: С. Михалков. Собр соч в 3-х томах. Том Стихи и сказки Издательство "Детская литература", Москва, 1970
Игра в бисер Издательство \"Художественная литература\", Москва, 1969 iconКнут Гамсун. Странник играет под сурдинку
Источник: Кнут Гамсун, Избранные произведения в 2-х томах, том второй, изд-во "Художественная литература", Москва, 1970. Перевод...
Игра в бисер Издательство \"Художественная литература\", Москва, 1969 iconКурс лекций москва издательство "юридическая литература" 1997
Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. Kvpc лекций — М.: Юрид лит., 1997. — 400 с
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница