«Оказание первой помощи при кровотечениях»




Скачать 157.33 Kb.
Название«Оказание первой помощи при кровотечениях»
Дата публикации18.10.2014
Размер157.33 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Военное дело > Урок
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АСТРАХАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

(ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ)

ПО ПРОФЕССИИ НПО 040401.01 «Социальный работник»

Разработала:

мастер производственного обучения
С.А. Булынина

Астрахань 2014

Пояснительная записка
Данная методическая разработка предназначена для проведения уроков учебной практики (производственного обучения) по ПМ 01.01 «Оказание социальных услуг лицам пожилого возраста и инвалидам на дому» по профессии 040401.01 «Социальный работник».

Тема раздела «Умения и навыки ухода и оказания первой помощи больным», тема урока «Оказание неотложной помощи при кровотечениях».

Урок разработан с элементами педагогических технологий:

Технология «полного» усвоения.

Технология «полного усвоения» - технология, гарантирующая усвоение предмета всеми обучающимися в группе. Технология «полного усвоения» формирует у обучающихся следующие компетенции: общий интеллектуальный уровень, обучаемость, профессиональные компетенции.

Игровые технологии (ролевые игры).

Игровые технологии формируют у обучающихся профессиональные компетенции и такие личностные компетенции как: отношение с окружающими, речь, установление контакта, неконфликтность, уверенность в себе.

Репродуктивные педагогические технологии.

Используются методы репродуктивного обучения: словесный, наглядный, практический; самостоятельная работа по применению знаний на практике.
В разработке представлены:

  • Сценарий проведения урока производственного обучения по теме: «Оказание первой помощи при кровотечениях».

  • Приложение №1: обучающий фильм «Оказание первой помощи при кровотечениях».

  • Приложение №2: раздаточный материал «Техника наложения жгута», «Техника наложения повязок на верхнюю конечность», «Общие правила наложения бинтовых повязок», «Алгоритм оказания первой помощи при кровотечении из носа».

  • Приложение №3: практические ситуационные задачи по теме.

  • Приложение №4: критерии оценок по вариантам.

Урок обеспечен необходимыми техническими средствами и оборудованием.

В ходе урока у обучающихся формируется и осуществляется проверка:
Профессиональной компетенции:

ПК 1.2. Содействовать лицам пожилого возраста и инвалидам в получении социально-медицинских услуг, оказывать первую медицинскую помощь.
Общих компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
^ Тип урока: урок по выполнению простых комплексных работзанятие, на котором при выполнении работ комплексного ха­рактера формируются, закрепляются и совершенствуются умения, характерные для профессии.
^ Вид урока: урок-практикум (самостоятельная работа обучающихся).
Формы организации учебно-производственной деятельности учащихся на уроке: фронтальная (групповая) и парная (ролевая: учащийся – учащийся).
^ В ходе урока применяются: словесные, наглядно – демонстрационные, практические и имитационные методы обучения.

Вопросы для проверки теоретических знаний обучающихся составлены таким образом, что позволяют мастеру производственного обучения отследить теоретический уровень подготовки обучающихся по данной теме. Вместе с тем каждый обучающийся имеет возможность самостоятельной проверки своих знаний, как по теоретической части урока, так и по производственной при выполнении самостоятельной практической работы.
^ Характеристика группы:

Количество человек: 25;

Возраст: 17-25 лет;

Пол обучающихся: женский;

Развитие: соответствует возрастным интеллектуально-физиологическим параметрам.
Методическая разработка может быть использована мастерами производственного обучения на уроках и в производственной деятельности по профессии «Социальный работник».

СОДЕРЖАНИЕ
1. Сценарий проведения урока.

2. Приложение №1: обучающий фильм «Оказание первой помощи при кровотечениях».

3. Приложение №2: раздаточный материал «Техника наложения жгута», «Техника наложения повязок на верхнюю конечность», «Общие правила наложения бинтовых повязок», «Алгоритм оказания первой помощи при кровотечении из носа».

4. Приложение №3: ситуационная задача №1, ситуационная задача №2, ситуационная задача №3, ситуационная задача №4.

5. Приложение №4: критерии оценок вариант 1, критерии оценок вариант 2, критерии оценок вариант 3, критерии оценок вариант 4.

Сценарий проведения урока
Раздел программы: «Умения и навыки ухода и оказания первой помощи больным».

^ Тема урока: «Оказание неотложной помощи при кровотечениях».
Тип урока: урок по выполнению простых комплексных работзанятие, на котором при выполнении работ комплексного ха­рактера формируются, закрепляются и совершенствуются умения, характерные для профессии.
^ Вид урока: урок-практикум (самостоятельная работа обучающихся).
Цели урока:
Обучающие:

-формирование у обучающихся практического опыта деятельности;

-овладение обучающимися практическими умениями, навыками, необходимыми для освоения общих и профессиональных компетенции.
^ К концу урока каждый обучающийся должен


Знать

Уметь

  1. Правила оказания первой медицинской помощи при кровотечениях.

  2. Отличительные симптомы и признаки артериального, венозного, капиллярного и носового кровотечения.

  3. Алгоритм оказания первой помощи при конкретном виде кровотечения.

  4. Норму отведенного времени на оказание первой помощи, согласно медицинским инструкциям.




  1. Оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях.

  2. Осуществлять верный выбор медикаментов и перевязочного материала для оказания первой помощи при конкретном виде кровотечения.

  3. Оказывать первую медицинскую помощь, согласно алгоритму действий оказания первой помощи при конкретном виде кровотечения.

  4. Владеть скоростью и техничностью при выполнении алгоритма действий по оказанию первой помощи при кровотечении.

  5. Осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности.

  6. Нести ответственность за результаты выполненных действий по оказанию первой медицинской помощи при кровотечениях.


2. Развивающие:
Развивать умения:

- применять имеющиеся знания по оказанию первой помощи при кровотечении на практике;

- действовать по инструкции, алгоритму;

- планировать собственную деятельность;

- контролировать собственную деятельность;

- ставить вопросы, отвечать, формулировать цели.
3. Воспитательные:
- формировать умение ответственно и качественно выполнять профессиональные функции;

- способствовать формированию и развитию нравственных и личностных качеств (гуманизма, сострадания, милосердия, готовности прийти на помощь);

- создать в ходе урока условия для воспитания исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга, ответственности за результаты своей работы.
^ На уроке предполагается достигнуть 3-тий продуктивный уровень знаний и умений обучающихся (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
^ Перечень учебно-практических заданий:
Приложение №3:

- Ситуационная задача №1;

- Ситуационная задача №2;

- Ситуационная задача №3;

- Ситуационная задача №4.
^ Учебно-методическое оснащение урока:

Оборудование:

- Компьютер;

- Проектор;

- Экран;

- Аптечка первой помощи (4 шт.);

- Жгуты медицинские (4 шт.);

- Бинты перевязочные (25 шт.);

- Пузырь со льдом (1 шт.);

- 5% раствор поваренной соли.
^ Технологическая документация:

- Раздаточный материал (25 шт.).

- Критерии оценивания выполненной работы (4 варианта).

Межпредметные связи:
Предмет: МДК 01.02 «Социально-медицинские основы профессиональной деятельности».
^ Тема: «Неотложная помощь при кровотечениях».
Внутрипредметные связи:
Тема: Уход и помощь больным с хирургическими заболеваниями. (Обработка послеоперационных ран, мероприятия по асептике и антисептике).
^ Тема: Оказание неотложной помощи при растяжениях, вывихах. (Наложение бинтовых повязок).
Методы проведения:
Словесный - беседа, устный опрос.

Наглядный – видеофильм, раздаточный материал.

Практический - выполнение обучающимися практических самостоятельных заданий по оказанию неотложной помощи при кровотечениях.

Имитационный (игровой) – разыгрывание ролей в ходе выполнения обучающимися практических самостоятельных заданий по оказанию неотложной помощи при кровотечениях.


^ ХОД УРОКА


  1. Организационный момент (5 мин).


- Доклад дежурного о готовности группы к уроку;

- Отметка отсутствующих.
2. Вводный инструктаж (40 мин.)
2.1. Сообщение темы и целей урока (10 мин).

Сегодня мы с вами проводим обобщающий урок по теме “Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях”.

Очень часто в жизни люди оказываются в таких ситуациях, в которых не знают как себя вести, а от их действий порой зависит благополучие и даже жизнь человека. А вы, как будущие социальные работники, в силу своей профессиональной деятельности должны быть компетентны в вопросах первой медицинской помощи, чтобы в случае необходимости придти на помощь пострадавшим, а может быть и спасти человека.

Основной целью урока является формирование у вас, обучающихся, практического опыта деятельности по оказанию первой медицинской помощи при кровотечениях. Но цель урока не имеет смысла, пока она не стала целью каждого из вас. Пока вы не начнете понимать, что и для чего вы изучаете данную тему, зачем работаете.

Поэтому, в начале занятия давайте определим: какую цель каждый из вас поставит на сегодняшний урок? Что вы хотели бы узнать? Чему вы хотели бы научиться? (Обучающиеся совместно с мастером формулируют собственные цели на урок. Цели записываются на доске).

Итак, мы определились с целями урока. К ним мы еще вернемся в конце занятия, а сейчас я ознакомлю вас с планом работы.

Работать мы будем по следующему плану:

  • Просмотр обучающего видеофильма «Оказание первой помощи при кровотечениях» (во время просмотра я вам рекомендую кратко конспектировать полученную информацию);

  • Устный опрос по теме занятия;

  • Выполнение самостоятельной практической работы в парах, отработка навыков оказания первой медицинской помощи при кровотечениях;

  • Подведение итогов.


2.2. Актуализация опорных знаний.

- Просмотр обучающего видеофильма «Оказание первой помощи при кровотечениях» (15 мин). (Приложение №1)
2.3. Проверка знаний учащихся по теоретическому материалу (15 мин.):

Устный опрос:


Вопрос

Эталон ответа

1. Что такое кровотечение?

Кровотечение – истечение крови из

повреждённого кровеносного сосуда.

^

2. Какие виды кровотечения вы знаете?





Наружное – излияние крови на поверхность тела.

Внутреннее - излияние крови во внутренние органы, полости и ткани.
^

3. Назовите признаки артериального кровотечения?





Артериальное кровотечение образуется при глубоком ранении при повреждении артерии: кровь ярко-красного цвета, изливается пульсирующей струей.
^

4. Как правильно накладывать жгут?





1. Завести жгут за повреждённую конечность выше раны и растянуть с максимальным усилием.

2. Прижать первый тур жгута и убедиться в отсутствии пульса на лучевой артерии.

3. Наложить следующие туры жгута с меньшим усилием.

4. Обернуть петлю-застёжку вокруг жгута.

5. Оттянуть петлю и завести под свободный конец жгута.

6. Вложить записку о времени наложения жгута под резинку петли.
^

5. Назовите признаки венозного кровотечения.





Венозное кровотечении образуется при поверхностном ранении при повреждении вен: кровь темно-красного цвета, изливается медленной струей.
^

6. Расскажите об основных правилах наложения давящих повязок.





  1. Если есть возможность, необходимо надеть одноразовые резиновые перчатки. По возможности использовать стерильные перевязочные материалы.

  2. Выбрать необходимые размеры перевязочных материалов. Ширину бинта надо подбирать так, чтобы она была равна или больше диаметра перевязываемой части тела. Держать перевязочные материалы за края, чтобы не нарушить их стерильность.

  3. Перевязывая пострадавшего, следует объяснить ему назначение повязки, что позволит контролировать его состояние и в какой-то мере отвлечет его от боли.

  4. Бинтовать необходимо плотно, но не туго. Повязка не должна быть очень свободной и смещаться по поверхности тела, но и не должна быть слишком тугой, чтобы не нарушить циркуляцию крови.

  5. Перевязку следует начинать с наиболее узкого места, постепенно переходя к более широкому. В этом случае повязка лучше держится. Во избежание смещения повязки первые туры должны быть наложены туже, чем последующие. Завязывать концы бинта следует прямым узлом. Прямой узел не растягивается, поэтому повязка не ослабевает. Кроме того, прямой узел плоский и поэтому более удобен на теле. Наконец, он легко развязывается, когда это нужно.

  6. После наложения повязки необходимо проверить циркуляцию крови. Если есть необходимость - восстановить циркуляцию, ослабив наложенную повязку. Признаками слишком тугого наложения повязки являются: бледный или сине-серый цвет кожи, онемение забинтованной части тела, отсутствие движения в забинтованной части тела.

  7. Если после наложения повязки кровь продолжает сочиться, нужно наложить еще одну повязку (до 3-х), не снимая предыдущую. Если предыдущую повязку снять, кровотечение усилится. Так же по виду повязки врач сможет судить о потере крови.




7. Перечислите признаки капиллярного кровотечения?

Капиллярное кровотечение происходит при повреждении поверхностных сосудов: кровь сочится по всей поверхности раны.


8. Какие вы знаете меры антисептики при остановке капиллярного кровотечения?

1. Обработать рану перекисью водорода или марганцовкой (2-3 крупинки растворить в стакане воды, желательно кипяченой.

2. Прикрыть рану стерильной салфеткой или небольшим кусочком бинта.

3. Наложить повязку.

9. Как правильно оказать помощь при кровотечении из носа?

1. Усадить больного, слегка наклонив туловище вперёд.

2. Положить на переносицу грелку со льдом, холодной водой, лёд, завёрнутый в целлофановый пакет.

3. Если после этого кровотечение не останавливается, необходимо плотно прижать крылья носа к перегородке на 5-10 мин.

4. Если и после этого кровотечение не останавливается, рекомендуется ввести на глубину 3-4 см смоченный раствором поваренной соли (1 чайная ложка на стакан воды) кусочек ваты или марли, плотно закрывающий носовые ходы.

5. Если носовое кровотечение не удаётся остановить в течение 30-40 мин, пострадавшего необходимо транспортировать в сидячем положении к врачу.



^

3.Текущий инструктаж (самостоятельная работа обучающихся) (203 мин.):


Итак, мы вспомнили теоретические знания, которые вам сегодня понадобятся для выполнения самостоятельной работы. Переходим к выполнению практических заданий.
3.1. Инструктаж по технике безопасности на уроке. (3 мин.)

На ваших столах находятся аптечки первой медицинской помощи, средства антисептики и перевязочные материалы. Напоминаю вам, что в ходе своих действий вы должны аккуратно и осторожно обращаться с данным медицинским инвентарем, соблюдая трудовую дисциплину и санитарно-гигиенические требования.
3.2. Формирование микрогрупп. (5 мин.)

Сейчас вы разделитесь на 4 микрогруппы. В каждой группе по 2 обучающихся - один выполняет роль социального работника и демонстрирует метод оказания первой помощи, другой – выполняет роль пострадавшего. После выполнения и проверки заданий обучающиеся каждой группы меняются ролями. После выполнения задания, в свою очередь группы участников меняются местами, чтобы каждый мог на практике применить алгоритм оказания первой медицинской помощи при различных видах кровотечений.
3.3. Выдача ситуационных заданий, раздаточного материала, критериев оценки (Приложение № 3), (Приложение №4), (Приложение №5) (5 мин.)

Каждая группа получает свою ситуационную задачу и оценочный лист «Критерии оценки». Перед работой вы можете воспользоваться раздаточным материалом по технике наложения жгута, повязок, алгоритмом действий оказания первой медицинской помощи. Работа каждого обучающегося будет оцениваться отдельно, согласно правильности выполнения алгоритма действий.

Во время выполнения заданий я буду наблюдать за процессом, оценивать правильность алгоритма действий, заполнять лист критериев оценок. (Приложение №5)

3.4. Целевые обходы мастером рабочих мест учащихся (190 мин.):

- первый обход - с целью проверки содержания рабочих мест и соблюдения техники безопасности и дисциплины;

- второй обход - с целью проверки правильности выполнения алгоритма действий оказания первой помощи при кровотечениях и правильности выполнения практических умений и навыков;

- третий обход – проверка правильности соблюдения условий в работе, приёмка и оценка работ учащихся.
^ 4. Заключительный инструктаж: (20 мин.)
4.1. Подведение итогов урока. (10 мин.)

Разбор ошибок. Оценка качества выполнения задания по критериям (Приложение №5). Выставление оценок.
4.2. Рефлексия (проводится в форме устного обсуждения). (10 мин.)

А сейчас самое время вернуться к целям нашего занятия, которые мы сформулировали в начале урока и записали на доске. Как вы сами оцениваете свою работу по достижению этих целей? Все ли получилось? Что вызвало основную трудность? Почему? В чем состоялся личный прирост новых знаний и умений? (Ответы обучающихся).

Подведем результат урока. Несмотря на затруднения и ошибки, которые допустили некоторые из вас, поставленные цели мы с вами выполнили. В заключении мне хотелось бы сказать, что главным итогом занятия являются не оценки, которые вы  заработали, а те умения, которые вы сможете применить в будущей профессиональной деятельности и возможной сложной жизненной ситуации.

Да, мы знаем теперь виды кровотечений, умеем оказывать первую медицинскую помощь при них. Но этих умений не совсем достаточно. Нужно еще иметь душу, способную сопереживать, готовую принять на себя чужую боль. Умение принять чужую боль и облегчить страдание – это и есть искусство милосердия. Овладеть им может каждый, чья душа добра, а сердце способно к состраданию. А в вашей будущей профессии «Социальный работник» это одно из главных качеств.


  1. ^ Домашнее задание (2 мин.)


Составить ситуационные задачи по теме: «Оказание первой медицинской помощи при травмировании кровеносных сосудов нижних конечностей» и составить алгоритм действий оказания неотложной помощи.
СПАСИБО ЗА УРОК! ДО СВИДАНИЯ!

Список литературы:
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 040401.01 Социальный работник.
2. Гуслова М.Н. Организация и содержание социальной работы с населением: учебник для нач. проф. образования- М.: Издательский центр «Академия», 2007
3. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Основы социальной медицины- М.:Издательский центр «Академия», 2007
4. Основы социально-медицинской работы: учеб. пособие под. ред. Е.А. Сигида.-М. :Рарогъ, 2009;

Похожие:

«Оказание первой помощи при кровотечениях» iconПриложение №2 оказание первой медицинской помощи при кровотечениях
Завести жгут за повреждённую конечность выше раны и растянуть с максимальным усилием
«Оказание первой помощи при кровотечениях» iconТема Рассказ, рассказ объяснение, беседа
Правила оказания первой медицинской помощи при дтп (при кровотечениях и ожогах, потере сознания)
«Оказание первой помощи при кровотечениях» iconУрок по основам безопасности жизнедеятельности. 7 класс Тема урока:...
Цель урока: научить отличать переломы от других механических повреждений и разработать алгоритм оказания первой помощи при различных...
«Оказание первой помощи при кровотечениях» iconОказание первой медицинской помощи
Как показала практика большинства развитых государств, множество человеческих жизней удается сохранить именно благодаря качественной...
«Оказание первой помощи при кровотечениях» iconОказание самопомощи и взаимопомощи при ранениях, переломах и ожогах
Оказание первой помощи при переломах, ожогах, шоке, обмороке и поражении электрическим током
«Оказание первой помощи при кровотечениях» iconРабочая программа предмета «первая помощь». Тема Порядок оказания...
Тема Порядок оказания помощи пострадавшим в дтп. Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи. Оказание первой психологической...
«Оказание первой помощи при кровотечениях» iconПриглашение к участию в запросе котировок
«Анти спид», «Оказание неотложной помощи», «Оказание помощи при анафилактическом шоке» или «эквивалент»
«Оказание первой помощи при кровотечениях» iconИнструкция по оказанию первой помощи пострадавшему
Первая помощь при различных травмах оказывается с использованием перевязочных материалов и лекарственных препаратов, которые находятся...
«Оказание первой помощи при кровотечениях» iconСодержание урока. Методические рекомендации
Поведение участников и очевидцев дтп. Оказание первой медицинской помощи при дтп
«Оказание первой помощи при кровотечениях» iconОказание медицинской помощи
Во всех случаях после оказания первой медицинской помощи следует обратиться в медицинское учреждение!
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница