Скачать 157.33 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «АСТРАХАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ (ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ) ПО ПРОФЕССИИ НПО 040401.01 «Социальный работник» Разработала: мастер производственного обучения С.А. Булынина Астрахань 2014 Пояснительная записка Данная методическая разработка предназначена для проведения уроков учебной практики (производственного обучения) по ПМ 01.01 «Оказание социальных услуг лицам пожилого возраста и инвалидам на дому» по профессии 040401.01 «Социальный работник». Тема раздела «Умения и навыки ухода и оказания первой помощи больным», тема урока «Оказание неотложной помощи при кровотечениях». Урок разработан с элементами педагогических технологий: Технология «полного» усвоения. Технология «полного усвоения» - технология, гарантирующая усвоение предмета всеми обучающимися в группе. Технология «полного усвоения» формирует у обучающихся следующие компетенции: общий интеллектуальный уровень, обучаемость, профессиональные компетенции. Игровые технологии (ролевые игры). Игровые технологии формируют у обучающихся профессиональные компетенции и такие личностные компетенции как: отношение с окружающими, речь, установление контакта, неконфликтность, уверенность в себе. Репродуктивные педагогические технологии. Используются методы репродуктивного обучения: словесный, наглядный, практический; самостоятельная работа по применению знаний на практике. В разработке представлены:
Урок обеспечен необходимыми техническими средствами и оборудованием. В ходе урока у обучающихся формируется и осуществляется проверка: Профессиональной компетенции: ПК 1.2. Содействовать лицам пожилого возраста и инвалидам в получении социально-медицинских услуг, оказывать первую медицинскую помощь. Общих компетенции: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ^ : урок по выполнению простых комплексных работ — занятие, на котором при выполнении работ комплексного характера формируются, закрепляются и совершенствуются умения, характерные для профессии. ^ урок-практикум (самостоятельная работа обучающихся). Формы организации учебно-производственной деятельности учащихся на уроке: фронтальная (групповая) и парная (ролевая: учащийся – учащийся). ^ : словесные, наглядно – демонстрационные, практические и имитационные методы обучения. Вопросы для проверки теоретических знаний обучающихся составлены таким образом, что позволяют мастеру производственного обучения отследить теоретический уровень подготовки обучающихся по данной теме. Вместе с тем каждый обучающийся имеет возможность самостоятельной проверки своих знаний, как по теоретической части урока, так и по производственной при выполнении самостоятельной практической работы. ^ Количество человек: 25; Возраст: 17-25 лет; Пол обучающихся: женский; Развитие: соответствует возрастным интеллектуально-физиологическим параметрам. Методическая разработка может быть использована мастерами производственного обучения на уроках и в производственной деятельности по профессии «Социальный работник». СОДЕРЖАНИЕ 1. Сценарий проведения урока. 2. Приложение №1: обучающий фильм «Оказание первой помощи при кровотечениях». 3. Приложение №2: раздаточный материал «Техника наложения жгута», «Техника наложения повязок на верхнюю конечность», «Общие правила наложения бинтовых повязок», «Алгоритм оказания первой помощи при кровотечении из носа». 4. Приложение №3: ситуационная задача №1, ситуационная задача №2, ситуационная задача №3, ситуационная задача №4. 5. Приложение №4: критерии оценок вариант 1, критерии оценок вариант 2, критерии оценок вариант 3, критерии оценок вариант 4. Сценарий проведения урока Раздел программы: «Умения и навыки ухода и оказания первой помощи больным». ^ : «Оказание неотложной помощи при кровотечениях». Тип урока: урок по выполнению простых комплексных работ — занятие, на котором при выполнении работ комплексного характера формируются, закрепляются и совершенствуются умения, характерные для профессии. ^ урок-практикум (самостоятельная работа обучающихся). Цели урока: Обучающие: -формирование у обучающихся практического опыта деятельности; -овладение обучающимися практическими умениями, навыками, необходимыми для освоения общих и профессиональных компетенции. ^ каждый обучающийся должен
2. Развивающие: Развивать умения: - применять имеющиеся знания по оказанию первой помощи при кровотечении на практике; - действовать по инструкции, алгоритму; - планировать собственную деятельность; - контролировать собственную деятельность; - ставить вопросы, отвечать, формулировать цели. 3. Воспитательные: - формировать умение ответственно и качественно выполнять профессиональные функции; - способствовать формированию и развитию нравственных и личностных качеств (гуманизма, сострадания, милосердия, готовности прийти на помощь); - создать в ходе урока условия для воспитания исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга, ответственности за результаты своей работы. ^ 3-тий продуктивный уровень знаний и умений обучающихся (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач). ^ Приложение №3: - Ситуационная задача №1; - Ситуационная задача №2; - Ситуационная задача №3; - Ситуационная задача №4. ^ : Оборудование: - Компьютер; - Проектор; - Экран; - Аптечка первой помощи (4 шт.); - Жгуты медицинские (4 шт.); - Бинты перевязочные (25 шт.); - Пузырь со льдом (1 шт.); - 5% раствор поваренной соли. ^ - Раздаточный материал (25 шт.). - Критерии оценивания выполненной работы (4 варианта). Межпредметные связи: Предмет: МДК 01.02 «Социально-медицинские основы профессиональной деятельности». ^ «Неотложная помощь при кровотечениях». Внутрипредметные связи: Тема: Уход и помощь больным с хирургическими заболеваниями. (Обработка послеоперационных ран, мероприятия по асептике и антисептике). ^ Оказание неотложной помощи при растяжениях, вывихах. (Наложение бинтовых повязок). Методы проведения: Словесный - беседа, устный опрос. Наглядный – видеофильм, раздаточный материал. Практический - выполнение обучающимися практических самостоятельных заданий по оказанию неотложной помощи при кровотечениях. Имитационный (игровой) – разыгрывание ролей в ходе выполнения обучающимися практических самостоятельных заданий по оказанию неотложной помощи при кровотечениях. ^
- Доклад дежурного о готовности группы к уроку; - Отметка отсутствующих. 2. Вводный инструктаж (40 мин.) 2.1. Сообщение темы и целей урока (10 мин). Сегодня мы с вами проводим обобщающий урок по теме “Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях”. Очень часто в жизни люди оказываются в таких ситуациях, в которых не знают как себя вести, а от их действий порой зависит благополучие и даже жизнь человека. А вы, как будущие социальные работники, в силу своей профессиональной деятельности должны быть компетентны в вопросах первой медицинской помощи, чтобы в случае необходимости придти на помощь пострадавшим, а может быть и спасти человека. Основной целью урока является формирование у вас, обучающихся, практического опыта деятельности по оказанию первой медицинской помощи при кровотечениях. Но цель урока не имеет смысла, пока она не стала целью каждого из вас. Пока вы не начнете понимать, что и для чего вы изучаете данную тему, зачем работаете. Поэтому, в начале занятия давайте определим: какую цель каждый из вас поставит на сегодняшний урок? Что вы хотели бы узнать? Чему вы хотели бы научиться? (Обучающиеся совместно с мастером формулируют собственные цели на урок. Цели записываются на доске). Итак, мы определились с целями урока. К ним мы еще вернемся в конце занятия, а сейчас я ознакомлю вас с планом работы. Работать мы будем по следующему плану:
2.2. Актуализация опорных знаний. - Просмотр обучающего видеофильма «Оказание первой помощи при кровотечениях» (15 мин). (Приложение №1) 2.3. Проверка знаний учащихся по теоретическому материалу (15 мин.): Устный опрос:
^ Итак, мы вспомнили теоретические знания, которые вам сегодня понадобятся для выполнения самостоятельной работы. Переходим к выполнению практических заданий. 3.1. Инструктаж по технике безопасности на уроке. (3 мин.) На ваших столах находятся аптечки первой медицинской помощи, средства антисептики и перевязочные материалы. Напоминаю вам, что в ходе своих действий вы должны аккуратно и осторожно обращаться с данным медицинским инвентарем, соблюдая трудовую дисциплину и санитарно-гигиенические требования. 3.2. Формирование микрогрупп. (5 мин.) Сейчас вы разделитесь на 4 микрогруппы. В каждой группе по 2 обучающихся - один выполняет роль социального работника и демонстрирует метод оказания первой помощи, другой – выполняет роль пострадавшего. После выполнения и проверки заданий обучающиеся каждой группы меняются ролями. После выполнения задания, в свою очередь группы участников меняются местами, чтобы каждый мог на практике применить алгоритм оказания первой медицинской помощи при различных видах кровотечений. 3.3. Выдача ситуационных заданий, раздаточного материала, критериев оценки (Приложение № 3), (Приложение №4), (Приложение №5) (5 мин.) Каждая группа получает свою ситуационную задачу и оценочный лист «Критерии оценки». Перед работой вы можете воспользоваться раздаточным материалом по технике наложения жгута, повязок, алгоритмом действий оказания первой медицинской помощи. Работа каждого обучающегося будет оцениваться отдельно, согласно правильности выполнения алгоритма действий. Во время выполнения заданий я буду наблюдать за процессом, оценивать правильность алгоритма действий, заполнять лист критериев оценок. (Приложение №5) 3.4. Целевые обходы мастером рабочих мест учащихся (190 мин.): - первый обход - с целью проверки содержания рабочих мест и соблюдения техники безопасности и дисциплины; - второй обход - с целью проверки правильности выполнения алгоритма действий оказания первой помощи при кровотечениях и правильности выполнения практических умений и навыков; - третий обход – проверка правильности соблюдения условий в работе, приёмка и оценка работ учащихся. ^ 4.1. Подведение итогов урока. (10 мин.) Разбор ошибок. Оценка качества выполнения задания по критериям (Приложение №5). Выставление оценок. 4.2. Рефлексия (проводится в форме устного обсуждения). (10 мин.) А сейчас самое время вернуться к целям нашего занятия, которые мы сформулировали в начале урока и записали на доске. Как вы сами оцениваете свою работу по достижению этих целей? Все ли получилось? Что вызвало основную трудность? Почему? В чем состоялся личный прирост новых знаний и умений? (Ответы обучающихся). Подведем результат урока. Несмотря на затруднения и ошибки, которые допустили некоторые из вас, поставленные цели мы с вами выполнили. В заключении мне хотелось бы сказать, что главным итогом занятия являются не оценки, которые вы заработали, а те умения, которые вы сможете применить в будущей профессиональной деятельности и возможной сложной жизненной ситуации. Да, мы знаем теперь виды кровотечений, умеем оказывать первую медицинскую помощь при них. Но этих умений не совсем достаточно. Нужно еще иметь душу, способную сопереживать, готовую принять на себя чужую боль. Умение принять чужую боль и облегчить страдание – это и есть искусство милосердия. Овладеть им может каждый, чья душа добра, а сердце способно к состраданию. А в вашей будущей профессии «Социальный работник» это одно из главных качеств.
Составить ситуационные задачи по теме: «Оказание первой медицинской помощи при травмировании кровеносных сосудов нижних конечностей» и составить алгоритм действий оказания неотложной помощи. СПАСИБО ЗА УРОК! ДО СВИДАНИЯ! Список литературы: 1. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 040401.01 Социальный работник. 2. Гуслова М.Н. Организация и содержание социальной работы с населением: учебник для нач. проф. образования- М.: Издательский центр «Академия», 2007 3. Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Основы социальной медицины- М.:Издательский центр «Академия», 2007 4. Основы социально-медицинской работы: учеб. пособие под. ред. Е.А. Сигида.-М. :Рарогъ, 2009; |
![]() | Приложение №2 оказание первой медицинской помощи при кровотечениях Завести жгут за повреждённую конечность выше раны и растянуть с максимальным усилием | ![]() | Тема Рассказ, рассказ объяснение, беседа Правила оказания первой медицинской помощи при дтп (при кровотечениях и ожогах, потере сознания) |
![]() | Урок по основам безопасности жизнедеятельности. 7 класс Тема урока:... Цель урока: научить отличать переломы от других механических повреждений и разработать алгоритм оказания первой помощи при различных... | ![]() | Оказание первой медицинской помощи Как показала практика большинства развитых государств, множество человеческих жизней удается сохранить именно благодаря качественной... |
![]() | Оказание самопомощи и взаимопомощи при ранениях, переломах и ожогах Оказание первой помощи при переломах, ожогах, шоке, обмороке и поражении электрическим током | ![]() | Рабочая программа предмета «первая помощь». Тема Порядок оказания... Тема Порядок оказания помощи пострадавшим в дтп. Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи. Оказание первой психологической... |
![]() | Приглашение к участию в запросе котировок «Анти спид», «Оказание неотложной помощи», «Оказание помощи при анафилактическом шоке» или «эквивалент» | ![]() | Инструкция по оказанию первой помощи пострадавшему Первая помощь при различных травмах оказывается с использованием перевязочных материалов и лекарственных препаратов, которые находятся... |
![]() | Содержание урока. Методические рекомендации Поведение участников и очевидцев дтп. Оказание первой медицинской помощи при дтп | ![]() | Оказание медицинской помощи Во всех случаях после оказания первой медицинской помощи следует обратиться в медицинское учреждение! |