О мерах организационно-правового характера, реализуемых командирами (начальниками), по противодействию коррупции




Скачать 133.24 Kb.
НазваниеО мерах организационно-правового характера, реализуемых командирами (начальниками), по противодействию коррупции
Дата публикации15.10.2014
Размер133.24 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Военное дело > Документы

О мерах организационно-правового характера, реализуемых командирами (начальниками), по противодействию коррупции


Харитонов С.С., кандидат юридических наук, доцент, vpravo@mail.ru

В статье определены приоритетные направления и меры организационно-правового характера, осуществляемые должностными лицами органов военного управления, по противодействию коррупции в войсках.

Ключевые слова: противодействие коррупции, правонарушения коррупционной направленности, командиры (начальники)


On measures of organizational and legal measures implemented by commanders (chiefs), anti-corruption


Kharitonov, S., PhD, Associate Professor, vpravo@mail.ru

This paper identifies priorities and measures of organizational and legal nature, carried out by officials of the military authorities, to combat corruption in the army.

Key words: anti-corruption, corruption offenses orientation, commanders (chiefs)

Обеспечение законности в сфере военной службы и, соответственно, противодействие коррупции в армии является одним из приоритетных направлений служебной деятельности как командиров (начальников), так и правоохранительных органов. Однако следует констатировать, что несмотря на принимаемые усилия уровень коррупционных правонарушений в армейской среде неуклонно растет. По словам Главного военного прокурора С.Н.Фридинского, неоднократно озвученных им в начале этого года при подведении итогов работы военных прокуроров за 2011 год, ущерб от коррупционных преступлений в российской армии в 2011 году превысил 3 млрд рублей. За последние полтора года за различные коррупционные преступления осуждены свыше тысячи должностных лиц военных ведомств, в том числе 18 высших офицеров, треть из которых были приговорены к реальным срокам лишения свободы.

Высокая общественная опасность коррупции в федеральных органах, в которых предусмотрено прохождение военной службы, стимулирует необходимость создания эффективной системы правовых, организационных, воспитательных и иных мер, осуществляемых органами военного управления1 и воинскими должностными лицами, по противодействию совершаемых военнослужащими правонарушений коррупционной направленности.

Одним из необходимых условий создания указанной системы является определение приоритетных, стратегических направлений противодействия коррупции в армейской среде. Представляется, что к ним могут быть отнесены, во-первых, непосредственное воздействие на участников коррупционных отношений любыми законными способами, в том числе и с помощью правового принуждения, с целью пресечения их противоправной деятельности, разрушения существующих между ними индивидуальных коррупционных связей и восстановления нарушенных интересов личности. общества и государства, и, во-вторых, предупреждение (профилактика) коррупции в армейских коллективах, формирование и проведение активной антикоррупционной политики органами военного управления и воинскими должностными лицами.

Именно определение и реализация мероприятий, нацеленных на предупреждение коррупции в федеральных органах исполнительной власти, определено руководством страны в качестве стратегического направления противодействия коррупции.

Так, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.03.2012 № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» в целях организации исполнения Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы» руководителям федеральных органов исполнительной власти, предписано обеспечить:

издание соответствующих нормативных актов, обязывающих соответствующих лиц сообщать в случаях, установленных федеральными законами, о получении ими подарка в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей;

осуществление комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по соблюдению должностными лицами ограничений, запретов и по исполнению обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, в том числе ограничений, касающихся получения подарков;

проведение мероприятий по формированию в органе исполнительной власти негативного отношения к дарению подарков должностным лицам в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей;

Кроме того, они должны:

по каждому случаю несоблюдения ограничений, запретов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, нарушения ограничений, касающихся получения подарков, и порядка сдачи подарка осуществлять проверку и применять соответствующие меры юридической ответственности;

организовать доведение до подчиненных положений законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, в том числе об установлении наказания за коммерческий подкуп, получение и дачу взятки, посредничество во взяточничестве в виде штрафов, кратных сумме коммерческого подкупа или взятки, об увольнении в связи с утратой доверия, о порядке проверки сведений, представляемых указанными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

Одним из важных профилактических мер, позволяющих минимизировать формирование коррупционных отношений в федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрено прохождение военной службы, является:

повышения качества отбора кандидатов для назначения на воинские должности (воинские должности, замещаемые лицами гражданского персонала, федеральными гражданскими служащими), содержащие высокие коррупционные риски2;

повышение уровня материального обеспечения должностных лиц, назначаемых на указанные должности;

регулярная ротация кадров на воинских должностях с повышенным коррупционным риском;

ужесточение уголовной ответственности за коррупционные правонарушения;

создание специальных органов и подразделений по противодействию коррупции в Вооруженных Силах, других воинских формированиях и органах3;

усиление общественного контроля за военной организацией государства.

Таким образом, приоритетным направлением противодействия коррупции, осуществляемое органами военного управления и воинскими должностными лицами, является предупреждение коррупции, которая реализуется при решении следующих задач:

– предупреждение коррупционных правонарушений4;

– определением полномочий органов военного управления по решению задач в сфере противодействия коррупции5;

– обеспечение неотвратимости ответственности военнослужащих за коррупционные правонарушения во всех случаях, прямо предусмотренных нормативными правовыми актами, в том числе возмещение вреда, причиненного коррупционными правонарушениями6;

– постоянный мониторинг коррупциогенных факторов и эффективности реализуемых мер антикоррупционной политики в Вооруженных Силах;

– формирование антикоррупционного общественного мнения в воинских коллективах;

– обеспечение права военнослужащих на доступ к информации о фактах коррупции в Вооруженных Силах и коррупциогенных факторах, а также на свободное освещение проблем противодействия коррупции в средствах массовой информации;

– создание условий для замещения руководящих воинских должностей неподкупными военнослужащими;

– всемерная поддержка воинских должностных лиц, не приемлющих подкуп (взятку) в качестве средства стимулирования их деятельности.

Следует согласиться с позицией В.М.Корякина7, что предупреждение коррупционных правонарушений в Вооруженных Силах может быть осуществлено путем применения следующих мер:

1) постоянный мониторинг коррупционных правонарушений в целом и отдельных их видов;

2) разработка антикоррупционных стандартов, препятствующих возникновению или ограничивающих интенсивность либо сферу действия явлений, способствующих совершению коррупционных правонарушений в целом или отдельных их видов8;

3) антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов9;

4) пропаганда антикоррупционных стандартов, в том числе стандартов профессиональной этики воинских должностных лиц и федеральных государственных гражданских служащих10;

5) содействие гласности и открытости решений, принимаемых органами военного управления, затрагивающих права и обязанности военнослужащих;

6) регулярное опубликование отчетов о состоянии коррупции в Вооруженных Силах и реализации мер антикоррупционной политики11;

7) антикоррупционное образование и воспитание военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил;

8) оказание поддержки формированию и деятельности общественных объединений и иных институтов гражданского общества, создаваемых в целях противодействия коррупции;

9) установление мер поощрения для военнослужащих за длительную безупречную, бескорыстную службу;

10) нормативное закрепление перечней воинских должностей, замещение которых запрещено или ограничено для лиц, привлекавшихся к ответственности за коррупционные правонарушения;

11) введение обособленных регистров воинских должностных лиц, которые подвергались наказанию за совершение коррупционных правонарушений;

12) предоставление контрольным органам Вооруженных Сил (финансовой инспекции, инспекции по личному составу и др.) и органам военной прокуратуры права вынесения официальных предписаний о необходимости устранения коррупциогенных факторов, выявленных в ходе проведения проверок и инспекций.

Деятельность командиров воинских частей в части противодействия коррупции преимущественно реализуется исполнением правовых предписаний, изложенных в приказах (директивах) Министра обороны Российской Федерации.

Поэтому указанным категориям должностных лиц органов военного управления в первую очередь необходимо организовать работу по получению информации о нарушениях подчиненных им военнослужащим (лицам гражданского персонала) в сфере соблюдения антикоррупционных запретов, ограничений и обязанностей при прохождении военной службы (выполнении трудовых обязанностей), которая может поступать от граждан, в том числе от военнослужащих, организаций, других органов военного управления, государственной власти и органов местного самоуправления, правоохранительных органов, из средств массовой информации, актов проверок и ревизий контрольно-ревизионных органов.

Обобщения, регулярно осуществляемые как органами военного управления, так и правоохранительными органами, свидетельствуют, что наиболее распространенными правонарушений коррупционной направленности являются:

- незаконное участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией;

- осуществление предпринимательской деятельности;

- получение военнослужащим в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц;

- нецелевое использование средств материально-технического и иного обеспечения, государственного имущества, а также передача их другим лицам.

- непредставление военнослужащим сведений либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

- невыполнение военнослужащим обязанности об уведомлении командования, органов прокуратуры или других государственных органов обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений;

- невыполнение военнослужащим обязанности об уведомлении в письменной форме своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения;

Причинами указанных выше наиболее распространенных нарушений, помимо личного игнорирования военнослужащими требований законодательства о противодействии коррупции, является, как правило, отсутствие должной профилактической работы и надлежащего контроля за деятельностью подчиненных со стороны должностных лиц кадровых подразделений и командиров (начальников), должностных лиц органов военного управления.

Таким образом, деятельность, осуществляемая командирами (начальниками), органами военного управления и воинскими должностными лицами, по противодействию коррупции в армейской среде, нацелена как на непосредственное воздействие на участников коррупционных отношений закрепленными в соответствующих нормативных актах правовыми средствами, с целью пресечения их противоправной деятельности, так и предупреждения коррупции в воинских коллективах, формирования и проведение активной антикоррупционной политики органами военного управления и воинскими должностными лицами.
^ Библиографический список:

Военно-юридический энциклопедический словарь. Коллектив авторов / под ред. Кудашкина А.В. и Фатеева К.В. М.: За права военнослужащих, 2008.

Корякин В.М., Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Военно-административное право (Военная администрация). М.: За права военнослужащих, 2008.

Корякин В.М. Коррупция в Вооруженных Силах Российской Федерации: теория и практика противодействия». М: За права военнослужащих, 2009.

1 Органы военного управления — специально учрежденная государством система военных органов, наделенных необходимыми властными полномочиями по осуществлению исполнительно-распорядительной (управленческой) деятельности в ВС РФ, возглавляемая и объединяемая министром обороны РФ, создаваемая применительно к основным звеньям организационной структуры ВС РФ и включающая центральные О. в. у.; О. в. у. военных округов и флотов; О. в. у. соединениями и воинскими частями; местные органы управления; начальников гарнизонов (старших морских начальников), военных комендантов. Военно-юридический энциклопедический словарь. Коллектив авторов. За права военнослужащих. М. 2008. С.245.

К органам военного управления относят штабы. Все органы военного управления имеют определенную организационную структуру, соответствующую функциональным задачам, решаемым соответствующими командованиями. Корякин В.М., Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Военно-административное право (Военная администрация). За права военнослужащих. М. 2008. С.164.


2 См., например: приказ Министра обороны РФ от 03.04.2012 № 788 «О Перечне должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, при замещении которых работники и граждане, претендующие на их замещение, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»; Приказ Министра обороны РФ от 10.10.2009 № 1090 «Об утверждении Порядка представления гражданами и военнослужащими, претендующими на назначение на воинские должности в Министерстве обороны Российской Федерации, и военнослужащими, проходящими военную службу в Министерстве обороны Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»; Приказ Министра обороны РФ от 03.08.2009 № 807 «О Порядке представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, и федеральными государственными гражданскими служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

3 См., например: Положение о Совете при Министре обороны Российской Федерации по противодействию коррупции, утвержденное приказом Министра обороны РФ от 08.02.2011 № 88; приказ Министра обороны РФ от 30.08.2010 № 1130 «О комиссии Министерства обороны Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов». Кроме того, следует отметить проведенное в 2011 году обучение федеральных государственных служащих Минобороны России в Российской академии народного хозяйства и государственной службе при Президенте Российской Федерации по образовательной программе «функции подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений», организованное в рамках выполнения распоряжения Президента Российской Федерации от 7 июня 2011 года № 370-рп «Об организации в 2011 году повышения квалификации федеральных государственных служащих, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции».

4 См., например: приказ Министра обороны РФ от 28.06.2011г. № 1050 «Об утверждении Порядка уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения федерального государственного гражданского служащего Министерства обороны Российской Федерации к совершению коррупционных правонарушений»

5 См., например: приказ Министра обороны РФ от 22.10.2009 № 1115 «О возложении (распределении) функций по профилактике коррупционных и иных правонарушений в Министерстве обороны Российской Федерации»

6 Так, в 2011 году внесены изменения в приказ Министра обороны РФ от 11.05.2010 г. № 444 «О Порядке уведомления Министра обороны Российской Федерации о фактах обращения в целях склонения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации к совершению коррупционных правонарушений». Указанный Порядок дополнен нормой, предусматривающей увольнение военнослужащего с военной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае невыполнение им служебной обязанности, предусмотренной ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 28 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

7 В.М.Корякин «Коррупция в Вооруженных Силах Российской Федерации: теория и практика противодействия», 2009, За права военнослужащих, М., С.126

8 См., например: приказ Министра обороны РФ от 11.11.2011г. №2170ДСП, которым определен Перечень должностей военной службы в Министерстве обороны Российской Федерации при назначении на которые военнослужащие и граждане и при замещении которых военнослужащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; Приказ Министра обороны РФ от 16.12.2011 № 2525 «О перечне должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве обороны Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».

9 См., например: Приказ Министра обороны РФ от 19.12.2011 № 2610 «О Порядке проведения в Министерстве обороны Российской Федерации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Министерства обороны Российской Федерации». Следует также отметить, что с 2011 года на официальном сайте Минобороны России в разделе «проекты документов» размещаются проекты нормативных правовых актов, разрабатываемых в Минобороны России, с указанием даты размещения на сайте и даты окончания срока размещения на сайте, а также почтового и электронного адреса, по которому направляются заключения по результатам проведения их антикоррупционной экспертизы.

10 См., например: Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации, утвержденный приказом Министра обороны РФ от 22.04.2011 № 555.

11 Так, в декабре 2011 г. под руководством начальника Главного управления кадров Минобороны России был проведен методический сбор с должностными лицами органов военного управления, в обязанности которых входит работа по профилактике коррупционных и иных правонарушений. В работе методического сбора приняли участие представители Управления Президента России по вопросам государственной службы и кадров, Главной военной прокуратуры. В ходе сбора была дана оценка эффективности работы по профилактике коррупции в Минобороны России, определены основные направления антикоррупционных мероприятий в 2012.




Похожие:

О мерах организационно-правового характера, реализуемых командирами (начальниками), по противодействию коррупции iconСовет депутатов городского поселения малаховка решение
Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 19. 05. 2008 №815 "О мерах по противодействию коррупции", Уставом городское...
О мерах организационно-правового характера, реализуемых командирами (начальниками), по противодействию коррупции iconУказ Президента РФ от 19 мая 2008 г. N 815 "О мерах по противодействию...
В целях создания системы противодействия коррупции в Российской Федерации и устранения причин, ее порождающих, постановляю
О мерах организационно-правового характера, реализуемых командирами (начальниками), по противодействию коррупции iconДоклад о реализации мероприятий по противодействию коррупции в управлении...
Федеральным законом от 25. 12. 2008 №273-фз «О противодействии коррупции» и приказа Росреестра от 29. 06. 2012 №297 «Об утверждении...
О мерах организационно-правового характера, реализуемых командирами (начальниками), по противодействию коррупции iconПлан мероприятий по противодействию коррупции в департаменте имущественных...
Разработка и утверждение правовых актов департамента, в ведении которого находятся гп "Костромаоблтехинвентаризация", гпко "Управляющая...
О мерах организационно-правового характера, реализуемых командирами (начальниками), по противодействию коррупции iconО создании межведомственного координационного совета по противодействию...
Водствуясь Указом Губернатора Нижегородской области от 20 января 2009 года №3 «О создании межведомственного координационного Совета...
О мерах организационно-правового характера, реализуемых командирами (начальниками), по противодействию коррупции iconПо противодействию коррупции, отчеты об исполнении данных планов...
Правительство Пензенской области. Изучение отчетов об исполнении ведомственных планов показало, что на территории Пензенского района...
О мерах организационно-правового характера, реализуемых командирами (начальниками), по противодействию коррупции icon«Правовая основа противодействию коррупции правовых актов в области...
В целях исполнения плана мероприятий по противодействию коррупции в Пензенской области на 2012 год и соответствующего плана мероприятий...
О мерах организационно-правового характера, реализуемых командирами (начальниками), по противодействию коррупции iconОтчет о результатах работы по противодействию коррупции в Управлении...
Приказом от 05. 04. 2012 №12 в Управлении утвержден Ведомственный план мероприятий по противодействию коррупции на 2012-2013 годы....
О мерах организационно-правового характера, реализуемых командирами (начальниками), по противодействию коррупции iconПлан мероприятий по противодействию коррупции  
Беседы с педагогами по теме: «Понятие коррупции, ее вред, основные методы  борьбы»
О мерах организационно-правового характера, реализуемых командирами (начальниками), по противодействию коррупции iconПлан администрации Белинского района по противодействию коррупции на 2013год №
Нормативное правовое и организационное обеспечение деятельности в сфере противодействия коррупции
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница