Скачать 276.45 Kb.
|
Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013-2014 учебный год) Министерство образования и науки Архангельской области Государственное бюджетное образовательное учреждение Среднего профессионального образования Архангельской области «Архангельский техникум строительства и экономики» Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование КОМПЛЕКТ ^ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ Автор: Зубова Любовь Всеволодовна, преподаватель ГБОУ СПО Архангельской области «Архангельский техникум строительства и экономики» Архангельск 2014 СОДЕРЖАНИЕ
^ МАТЕРИАЛОВ 1.1 Область применения Комплект контрольно-измерительных материалов предназначен для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины (далее УД) основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) по специальности 270101 Архитектура, 270802 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, 270841 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения, 270839 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции, входящей в укрупненную группу специальностей 270000 Архитектура и строительство; 120703 Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, 120714 Земельно-имущественные отношения, входящие в укрупненную группу специальностей 120000 Геодезия и землеустройство. ^ освоение умений и освоение знаний:
^ Регламентируется рабочими учебными планами по специальностям СПО 1.2.1 Организация контроля и оценки освоения программы УД Объектом оценки УД являются умения и знания. Контроль освоения программы дисциплины осуществляется в форме текущего контроля: устный и письменный опросы, тестовые задания, практические работы – и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета. ^ Задания и инструменты для оценки освоения умений представляют собой:
Задания и инструменты для оценки усвоения знаний представляют собой:
ПРИЛОЖЕНИЕ Практические работы ^ по теме «Философия как учение о мире и бытии» Цель: сформировать понятие об основных положениях онтологии. Форма работы: индивидуальная – письменный отчет. Наглядные пособия: 1) Основы философии / Под ред. В.П. Кохановского: учебник. – Москва: КНОРУС, 2013. 2) Волконогова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник. – Москва: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2011. 3) План работы, составленный преподавателем. Порядок работы Задание На основе изученного по теме материала привести по одному примеру на:
^ по теме «Образ природы в истории философии» Цель: сформировать понятие значения биосферы и ноосферы для существования человечества, знать и понимать суть экологических проблем, знать свою личную роль в решении экологических проблем. ^ : работа в группах – коллоквиум. Наглядные пособия: 1) Основы философии / Под ред. В.П. Кохановского: учебник. – Москва: КНОРУС, 2013. 2) Волконогова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник. – Москва: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2011. 3) Эмблемы и логотипы команд. 4) Рисунки студентов по экологическим проблемам. Порядок работы
^ по теме «Философия сознания и познания» Цель: сформировать умение объяснить особенности изучения сознания и познания в истории философии; уметь иллюстрировать примерами особенности своего сознания, структуру и формы практики; уметь объяснить роль теории и практики в развитии личности человека, подготовке молодого специалиста и человеческой цивилизации в целом. ^ индивидуальная – письменный отчет. Наглядные пособия: 1) Основы философии / Под ред. В.П. Кохановского: учебник. – Москва: КНОРУС, 2013. 2) Волконогова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник. – Москва: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2011. 3) Задания по теме, составленные преподавателем. ^ Задание № 1. Объяснить, какие философские теории понимания сознания и познания более близки вашему мировоззрению. Задание № 2. Привести примеры функций своего сознания и определить его роль в вашем развитии. Задание № 3. На конкретном примере раскрыть процесс познания мира человеком. Задание № 4. Привести по одному примеру на каждую форму практики. Задание № 5. На конкретном примере раскрыть структуру сознания. ^ по теме «Основные проблемы философской антропологии» Цель: уметь объяснить особенности изучения человека и общества в истории философии; уметь изобразить графически или в виде рисунков особенности понимания исторического процесса в истории философии. ^ индивидуальная – письменный отчет. Наглядные пособия: 1) Основы философии / Под ред. В.П. Кохановского: учебник. – Москва: КНОРУС, 2013. 2) Волконогова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник. – Москва: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2011. 3) Задания по теме, составленные преподавателем. ^ Задание № 1. Объяснить, какие философские теории понимания сущности человека более близки вашему мировоззрению. Задание № 2. Привести примеры на типы общества. Задание № 3. Объяснить на примерах, к каким типам общества относится современная Россия. Задание № 4. Объяснить на своем примере, какие типы социальных санкций применяло и применяет к вам общество. Задание № 5. Графически или в виде рисунка изобразить философские концепции понимания исторического процесса. ^ по теме «Цивилизация и культура» Цель: уметь объяснить особенности типов цивилизаций и проиллюстрировать примерами каждый тип; уметь определить типы цивилизации для современной России; уметь объяснить причины возникновения религии и ее основные формы; знать роль религии в современном обществе; уметь определить свое отношение к религии. ^ работа в группах – коллоквиум. Наглядные пособия: 1) Основы философии / Под ред. В.П. Кохановского: учебник. – Москва: КНОРУС, 2013. 2) Волконогова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник. – Москва: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2011. 3) Задания по теме, составленные преподавателем. 4) Рисунки студентов. Порядок работы
Диктанты Диктант № 1 по теме «История философских учений. Введение» Дайте определения следующих терминов. Вариант № 1 1. Философия 2. Онтология 3. Агностицизм 4. Этика 5. Субъективный идеализм Вариант № 2 1. Мировоззрение 2. Метафизика 3. Панфилософия 4. Эстетика 5. Объективный идеализм Вариант № 3 1. Мифология 2. Материализм 3. Сциентизм 4. Социальная философия 5. Гностицизм Вариант № 4 1. Аналогия 2. Идеализм 3. Антисциентизм 4. История философии 5. Метафизика Вариант № 5 1. Религиозное мировоззрение 2. Дуализм 3. Сенсуализм 4. Этика 5. Агностицизм Вариант № 6 1. Философское мировоззрение 2. Объективный идеализм 3. Рационализм 4. Аналогия 5. Социальная философия Вариант № 7 1. Эмпирическое мировоззрение 2. Субъективный идеализм 3. Гносеология 4. Диалектика 5. Сциентизм Вариант № 8 1. Религиозное мировоззрение 2. Идеализм 3. Метафизика 4. Эмпиризм 5. Панфилософия Диктант № 2 по теме «Античная философия» Вариант № 1 1. Космоцентризм 2. Пантеизм 3. Атомистика 4. Демократия 5. Кинизм Вариант № 2 1. Антропоцентризм 2. Первооснова мира 3. Субъективный диалектик 4. Полис 5. Эпикуреизм Вариант № 3 1. Персонификация 2. Апейрон 3. Майевтика 4. Агора 5. Стоицизм Вариант № 4 1. Гилозоизм 2. Апория 3. Софизм 4. Риторика 5. Скептицизм Вариант № 5 1. Пантеизм 2. Первооснова мира 3. Апейрон 4. Апория 5. Кинизм Вариант № 6 1. Атомистика 2. Субъективный диалектик 3. Майевтика 4. Софизм 5. Эпикуреизм Вариант № 7 1. Демократия 2. Полис 3. Агора 4. Риторика 5. Скептицизм Вариант № 8 1. Апория 2. Атомистика 3. Персонификация 4. Полис 5. Стоицизм Диктант № 3 по теме «Философия Древнего Востока» Вариант № 1 1. Брахманизм 2. Мистицизм 3. Карма 4. Тянь 5. И 6. Веды Вариант № 2 1. Индуизм 2. Атман 3. Нирвана 4. Дао 5. Ли 6. «Упанишады» Вариант № 3 1. Буддизм 2. Брахман 3. Реинкарнация 4. Жэнь 5. Сяо 6. Янь Вариант № 4 1. Конфуцианство 2. Сансара 3. Мокша 4. Чжи 5. Инь 6. Санскрит Диктант № 4 по теме «Философия Средневековья и Возрождения» Вариант № 1 1. Средневековье 2. Религия 3. Креационизм 4. Христианство 5. Исповедь 6. Эгоизм 7. Ренессанс Вариант № 2 1. Теософия 2. Монотеизм 3. Провиденциализм 4. Догма 5. Гуманизм сострадания 6. Альтруизм 7. Атеизм Вариант № 3 1. Символизм 2. Теоцентризм 3. Патристика 4. Схоластика 5. Град земной 6. Антропоцентризм 7. Антиклерикализм Вариант № 4 1. Мусульманство 2. Теология 3. Апологетика 4. Томизм 5. Град божий 6. Гуманизм 7. Светское государство Диктант № 5 по теме «Философия Нового и Новейшего времени. Русская философия» Вариант № 1 1. Новое время 2. «Идолы рынка» 3. Светское государство 4. Славянофильство 5. Принцип религиозности 6. Прагматизм Вариант № 2 1. Новейшее время 2. «Идолы театра» 3. Западничество 4. Идея абсолюта 5. «Философия жизни» 6. Экзистенциализм Вариант № 3 1. «Идолы рода» 2. Метод индукции 3. Принцип целостности и соборности 4. Идея Софии 5. Герменевтика 6. Технооптимистические философские теории Вариант № 4 1. «Идолы пещеры» 2. Механистический материализм 3. Слафянофильство 4. Принцип противопоставления внутренней свободы господству внешней необходимости 5. Позитивизм 6. Технопессимистические философские теории Вариант № 5 1. Метод дедукции 2. Эпоха Просвещения 3. «Идеи сами по себе» (Гегель) 4. Рациональная свобода 5. Воинствующий атеизм 6. Свобода как любовь к Богу (Бердяев) Вариант № 6 1. Философ-дуалист 2. «Философия истории» (у Вольтера) 3. Немецкая классическая философия 4. Максима воли 5. Иррациональная свобода 6. Идея богочеловечества (у Соловьева) Эталоны ответов Эталоны ответов к диктанту № 1 Вариант № 1
Вариант № 2
Вариант № 3
Вариант № 4
Вариант № 5
Вариант № 6
Вариант № 7
Вариант № 8
Эталоны ответов к диктанту № 2 Вариант № 1
Вариант № 2
Вариант № 3
Вариант № 4
Вариант № 5
Вариант № 6
Вариант № 7
Вариант № 8
Эталоны ответов к диктанту № 3 Вариант № 1
Вариант № 2
2. Атман – душа человека. 3. Нирвана – высшее состояние души человека, приближение к Брахману. 4. Дао – путь, данный человеку небом. 5. Ли – соблюдение законов, следование долгу. 6. «Упанишады» - философская часть Вед. Вариант № 3 1. Буддизм – религия и философия Древнего Китая, ф настоящее время одна из ведущих мировых религий. 2. Брахман – высший духовный безличный абсолют. 3. Реинкарнация – перерождение, переход атмана от одного живого существа к другому. 4. Жэнь – спокойное уравновешенное отношение к себе и к миру. 5. Сяо – покорность воле родителей. 6. Янь – мужское начало. Вариант № 4 1. Конфуцианство – учение последователей Конфуция, а также и религия. 2. Сансара – колесо жизни. 3. Мокша – сущность, личность человека. 4. Чжи – честность, порядочность. 5. Инь – женское начало. 6. Санскрит – древнейший язык индусов. Эталоны ответов к диктанту№ 4 Вариант № 1 1. Средневековье – исторический период развития стран Западной Европы и Ближнего востока в 4-13 вв. н.э. 2. Религия – вера в сверхъестественное. 3. Креационизм – сотворение мира Богом. 4. Христианство – одна из ведущих мировых религий. 5. Исповедь – беседа со священником ради отпущения грехов. 6. Эгоизм – презрение к Богу. 7. Ренессанс – исторический период развития культуры и философии Западной Европы в 14-15 вв. Вариант № 2 1. Теософия – учение о божественной мудрости. 2. Монотеизм – единобожие. 3. Провиденциализм – представление о том , что Бог правит миром и заранее предвидит судьбы мира и отдельных людей. 4. Догма – вечное неоспоримое знание. 5. Гуманизм сострадания – милосердие и жалость к униженным и обездоленным. 6. Альтруизм – бескорыстная любовь к Богу. 7. Атеизм – неверие в Бога. Вариант № 3 1. Символизм – наличие религиозных атрибутов. 2. Теоцентризм – представление о Боге как центре мира. 3. Патристика – ранняя христианская философия. 4. Схоластика – поздняя христианская философия. 5. Град земной – государство, построенное на эгоизме. 6. Антропоцентризм – направленность на изучение человека. 7. Антиклерикализм – антирелигиозные настроения. Вариант № 4 1. Мусульманство – одна из ведущих мировых религий. 2. Теология – наука о Боге. 3. Апологетика – защита христианского мировоззрения. 4. Томизм – религиозно-философское учение Томаса Аквинского. 5. Град божий – мир Бога, представленный на земле церковью и построенный на альтруизме. 6. Гуманизм – человеколюбие. 7. Светское государство – государство, в котором церковь отделена от государства, школа от церкви и существует свобода совести, т.е. свобода вероисповедания. Эталоны ответов к диктанту№ 5 Вариант № 1 1. Новое время – период развития мира в XV(XVII) – XIX вв. 2. «Идолы рынка»– заблуждения, связанные с ложным толкованием понятий. 3. Светское государство – государство, отделившееся от церкви. 4. Славянофильство – одно из ведущих философских течений в русской философии XIX в. 5. Принцип религиозности – ведущий принцип славянофильства. 6. Прагматизм – одно из направлений в философии Новейшего времени, признававшее практику основой человеческой деятельности. Вариант № 2 1. Новейшее время – исторический период развития мира в конце XIX–XX в. 2. «Идолы театра»– заблуждения, связанные с некритическим мышлением. 3. Западничество – одно из направлений в русской философии XIX в. 4. Идея абсолюта – идея Бога как основы мира. 5. «Философия жизни»– философское учение немецких философов XIX в. А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. 6. Экзистенциализм – философское учение, возникшее в Западной Европе в началеXX в. Вариант № 3 1. «Идолы рода» - заблуждения, свойственные человеческому роду. 2. Метод индукции – метод обобщений. 3. Принцип целостности и соборности – один из принципов славянофильства. 4. Идея Софии - идея Земли. 5. Герменевтика – одно из философских течений западноевропейской философии XIX в. 6. Технооптимистические философские теории – теории, положительно оценивавшие НТП. Вариант № 4 1. «Идолы пещеры»– индивидуальные заблуждения человека. 2. Механистический материализм– представление о человеке как механизме, наделенном душой. 3. Слафянофильство – течение в русской философии XIX в. 4. Принцип противопоставления внутренней свободы господству внешней необходимости – один из принципов славянофильства. 5. Позитивизм – западноевропейское философское течение XIX в. 6. Технопессимистические философские теории – теории, негативно оценивавшие НТП. Вариант № 5 1. Метод дедукции – метод построения логическихрассуждений от общего к частному. 2. Эпоха Просвещения – период в развитии Франции в XVIII в. 3. «Идеи сами по себе» (Гегель) – идеи абстрактных понятий. 4. Рациональная свобода – подчинение человека обществу и государству. 5. Воинствующий атеизм – непримиримая борьба против церкви. 6. Свобода как любовь к Богу (Бердяев) – высший вид свободы. Вариант № 6 1. Философ-дуалист – философ, признающий равноценность материи и сознания. 2. «Философия истории» (у Вольтера) – учение о прогрессивном развитии общества. 3. Немецкая классическая философия – философия конца XVIII – начала XIX в. 4. Максима воли – направленность усилий человека ради совершения моральных поступков. 5. Иррациональная свобода – зависимость человека от мира вещей. 6. Идея богочеловечества (у Соловьева) – идея превращения человечества в богочеловечество. ^
^
|