Скачать 50.06 Kb.
|
Успенская Анастасия Леонидовна, учитель-дефектолог МБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №35» Формирование профессиональной компетентности учащихся 10-11-х классов через уроки трудового обучения по профилю «парикмахерское дело» в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида Профессиональная компетентность людей, работающих в системе «человек-человек», к которым относится и парикмахер, определяется не только знаниями и умениями, но и ценностными ориентациями специалиста, мотивами его деятельности, пониманием им себя в мире и мира вокруг себя, стилем взаимоотношений с людьми, с которыми он работает, его общей культурой, способностью к развитию своего творческого потенциала. Пролонгированное обучение в 10-11-х классах коррекционной школы VIII вида способствует овладению учащимися профессиональными навыками и умениями, подготовке их к трудовой деятельности и более успешной интеграции в общество в постшкольный период. Цель обучения по профилю «парикмахерское дело» - углубленная профильная подготовка учащихся к самостоятельному выполнению разнообразных видов работ, соответствующих квалификации парикмахера III разряда, к посильной индивидуальной трудовой деятельности, формированию профессиональных навыков, необходимых в быту. Решение комплекса задач и достижение цели обучения по данному профилю трудовой подготовки невозможно без создания материально-технической базы. Создан и оборудован соответствующий санитарно-гигиеническим требованиям кабинет профильного трудового обучения, где оборудованы рабочие парикмахерские места, имеется комплект инструментов на каждого учащегося. Созданные условия (не просто учебный кабинет, а мини-парикмахерская) максимально приближены к реальным, что позволяет создать рабочую атмосферу для учащихся, где они чувствуют себя мастерами-парикмахерами, а не просто учениками. Работа с учащимися начинается с формирования основ профессиональных компетенций, заложенных в программу (теоретические знания). В 10 классе (1-й год обучения) изучаются разделы, непосредственно связанные со спецификой работы парикмахера, а также темы, без знания которых невозможно создание целостного и гармоничного образа клиента: основы колористки, теория цветовых типов людей, стили одежды, рынок декоративной косметики, кожа, типы кожи и уход за ней, основы макияжа, основы маникюра. Современный парикмахер – это мастер-универсал, который вбирает в себя знания, умения и навыки парикмахера, стилиста, визажиста, мастера маникюра. На сегодняшний день только такой мастер-универсал будет конкурентоспособен на рынке предоставления парикмахерских услуг. В 11 классе (2-ой год обучения) более подробно изучаются разделы, которые непосредственно связаны со спецификой работы парикмахера. Это позволяет не только повторить, но и расширить, углубить знания, полученные в первый год обучения. Одновременно происходит закрепление освоенных теоретических профессиональных компетенций в форме практических занятий различного компетентностного уровня: а) выполнение простейших парикмахерских операций; б) выполнение социальных заказов по оказанию услуг населению в школе и по договорам о сотрудничестве с социальными партнерами; в) работа на предприятиях города. С целью более точного определения возможностей учащихся, уточнения их профессиональных интересов в 9 классе проводятся профессионально ориентированные факультативные занятия пропедевтического содержания - факультатив «Юный стилист», где учащиеся 9-х классов знакомятся с понятиями стилистики, колористики, учатся созданию гармоничного образа посредством подбора одежды, косметики, прически, ухода за волосами и руками. В настоящее время построена следующая система углубленной трудовой подготовки по профилю «парикмахерское дело»: -пропедевтический период в 9-м классе - факультатив «Юный стилист»; -базовые знания по предмету в 10 классе; -расширение профессиональной компетентности в 11 классе; -закрепление теоретических знаний через практические занятия различного компетентностного уровня. Целью практического обучения является формирование основ профессионального мастерства учащихся, развитие профессиональных компетенций и эмоционального интеллекта (адаптивность, оптимизм, социальная чуткость, ответственность и уверенность в себе, адекватная самооценка и инициативность). Понятие профессиональная компетенция рассматривается как категория, выходящая за рамки профессиональной квалификации. Она включает в себя способность мобильно действовать в определенной ситуации, применяя свой профессиональный опыт самостоятельного решения возникших задач. Организация практических занятий с учащимися 10-11-х классов невозможна без развития сети социального партнерства. Восьмой год ведется сотрудничество с Комплексным центром социального обслуживания населения "Забота", где учащимся предоставляется возможность применять полученные знания и умения на практике, чувствовать свою востребованность, оказывая различные парикмахерские услуги престарелым людям и инвалидам. Также среди наших социальных партнеров – Центр здорового образа жизни, Завод автоспецоборудования «Красная звезда», дом ветеранов и другие. На начальном этапе (в 10 классе) учащимся при проведении практических занятий оказывается помощь педагога; им требуется постоянный контроль за выполнением парикмахерских операций. Выпускницы же все выполняют самостоятельно: оказывают различные парикмахерские услуги, договариваются о времени работы парикмахерской и развешивают объявления (т.е. самостоятельно организовывают свою профессиональную деятельность), легко общаются с клиентами, вносят свои предложения по изменению стиля и образа и люди прислушиваются к девушкам, во многом с ними соглашаются. В течение всего периода обучения ведется мониторинг результатов и достижений учащихся, что позволяет выявлять не только способности и потенциал конкретного учащегося в освоении данного профиля, но и трудности в усвоении каких-либо тем. Необходимо отметить, что на сегодняшний день уровень профильной подготовки обучающихся позволяет выйти на высокий компетентностный уровень, т.е. работать в парикмахерских города. Так, выпускница 11 класса В. достигла высоких результатов в обучении по профилю «парикмахерское дело», проявляя огромный интерес к выбранной специальности, совершенствуя навыки и умения, оказывая парикмахерские услуги друзьям, знакомым, воспитанникам детского дома. Немаловажным для девушки стало участие в Международном конкурсе-фестивале детского и юношеского творчества «БАЛтийское соЗВЕЗДие», прошедшего в городе Санкт-Петербург в 2010 году. В. отмечена Дипломом участника фестиваля, имеет особую благодарность от устроителей фестиваля за воплощение образа и стиля участников номинации «Театр моды» (создание сценических причесок и макияжа). Профессиональная компетентность является основой для дальнейшей успешной деятельности. И даже если единицы выпускников с ограниченными возможностями здоровья по окончании 11-го класса будут готовы к самостоятельной деятельности, трудоустроятся по специальности, успешно социализируются в обществе и будут стремиться к самосовершенствованию профессиональной компетентности - это и будет показателем успешной работы выстроенной системы трудового обучения по профилю «парикмахерское дело» в 10-11 классе с углубленной трудовой подготовкой. Приобретенные практические навыки могут быть применены в условиях индивидуальной трудовой деятельности, а также в обслуживании собственной семьи. |
![]() | «Красноярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №6» Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными... | ![]() | Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида Муниципальное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... |
![]() | Агрызская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями... | ![]() | Мбоу вмр«Заоникиевская специальная (коррекционная) общеобразовательная... Система работы по развитию связной устной речи в 7-9 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида |
![]() | Конспект внеклассного мероприятия по математике «Математическая мозаика» «Каширская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» (мкскоу «Каширская специальная (коррекционная)... | ![]() | Мбоу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» г. Никольска |
![]() | Гксоу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат... Гксоу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида о. Муром» | ![]() | Моя семья это светлое Мбоу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида» |
![]() | Конкурсно-игровая программа Мбоу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» г. Никольска | ![]() | Отчет об исполнении государственного задания ку «Урайская специальная... Ку «Урайская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» |