Кгкоу «Вечерняя сменная общеобразовательная школа №1» Открытый урок истории в 12 классе




Скачать 76.37 Kb.
НазваниеКгкоу «Вечерняя сменная общеобразовательная школа №1» Открытый урок истории в 12 классе
Дата публикации24.02.2014
Размер76.37 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Военное дело > Урок
КГКОУ «Вечерняя (сменная общеобразовательная школа №1»

Открытый урок истории в 12 классе

«Россия в Первой мировой войне»

Разработал: Мовчан М.П.

учитель истории и

обществознания

2013

Тема урока: Россия в Первой мировой войне.

Цели: Оценить роль Российской империи в ходе первой мировой войны; выявить причины втягивания России в войну; проследить ход военных действий на восточном фронте; сформировать представление об итогах войны для России и вкладе нашей страны в победу Антанты.

Оборудование урока: карта «Россия в годы первой мировой войны»; документальные материалы.

План урока:

  1. Повторительная беседа

  2. Изучение нового материала.

  3. Итог урока. Закрепление изученного.

Опережающее задание: подготовить сообщение на тему «Война и российское общество»

Вводное слово учителя: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Я всем нам желаю успехов на уроке!

Ребята, изучая курс Всеобщей истории, вы познакомились с темой «Первая мировая война».

Тема сегодняшнего урока: Россия в первой мировой войне.

Скажите, на чем мы должны сделать акцент, изучая эту тему?

Давайте составим план изучения темы урока. Задайте вопросы к теме. (на основе предложенных вопросов составляется план изучения темы урока)

План:

1. Вступление России в войну.

2. Цели России в войне.

3. Готовность России к войне.

4. События на восточном фронте.

5. Внутреннее положение страны.

6. Итог войны для России.

? Ребята, в конце урока постарайтесь дать оценку роли России в первой мировой войне.

1. Повторительная беседа:

Прежде чем, мы начнем работать с планом урока, вспомним основные моменты темы первая мировая война:

1. Назовите хронологические рамки войны?

2. Основные воюющие стороны?

3. Основная причина войны?

4. Что послужило поводом?

5. Приведите примеры целей государств-участниц войны (2-3)

6. Что такое блицкриг и кто его автор?

7. Какие важнейшие сражения на западном фронте вам запомнились?

^ 2. Изучение нового материала: Ребята, давайте вспомним когда и при каких обстоятельствах началась мировая война для России? (ответы учащихся) Учитель: В России начался патриотический подъем. Призывники добровольно приходили на военные пункты. Люди шли воевать за Родину, за Отечество. Петербург был переименован в Петроград на русский манер. Эту войну даже назвали 2-ая Отечественная война! А когда была первая отечественная? Какой характер на самом деле имела эта война для России? Я предлагаю вам познакомиться с тремя точками зрения на этот вопрос в учебнике - стр. 78. Какое мнение вы считаете более верным? Почему? (учащиеся высказывают свое мнение) У вас на партах есть исторические документы, познакомьтесь с документом № 1.
Документ № 1 Из заявления Николая 2 послу Франции в России Палеологу ( 21 ноября 1914 г.) Вот так, приблизительно, я представляю себе результаты, которых Россия вправе ожидать от войны…Германия должна будет согласиться на исправление границ в Восточной Пруссии. Познань и …часть Селезии будут необходимы для воссоздания Польши. Галиция и северная часть Буковины позволят России достигнуть своих естественных пределов – Карпат. В Малой Азии я должен буду, естественно, заняться армянами: нельзя будет оставить их под турецким игом. Наконец, я должен буду обеспечить моей империи свободный выход через проливы…Турки должны быть изгнаны из ЕвропыУчитель: Изменилось ли ваше мнение? (идет обмен мнениями) Обратимся к плану. На какой вопрос мы уже можем ответить, опираясь на документ № 1? Следующий вопрос: Готова ли Россия к войне? Ответ на этот вопрос найдите в учебнике - стр. 78. Используя таблицу в тетради, скажите: где Россия начала боевые действия? (учащиеся используют карту в учебнике «Россия в первой мировой войне») На российско-австрийском фронте тоже происходят события, какие? (с. 80 учебника). Учитель: В октябре 1914 г. на стороне Германии выступила Турция, ее армия наступает в Закавказье. Запишите в тетрадь: декабрь 1914-январь 1915 – Саркамышская операция. Русские войска нанесли туркам поражение, их потери - 90 тыс., наши – 26 тыс. Подведем итог 1914 года: (совместно с учащимися). План блицкриг сорван, война приобрела затяжной характер. Германии пришлось воевать на два фронта. Россия спасла Францию от поражения и сохранила свою боеспособность. Учитель: 1915 год - Германское командование меняет тактику – главный удар на Россию (карта стр.128.) Германские и австро-венгерские войска наступают в Галиции и Польше, под Варшавой немцы применяют отравляющее вещества – отравление получили 9 тыс. человек. Русская армия отступает из Польши, Галиции, Прибалтики, Белоруссии. В чем причины неудач России? Давайте обратимся к документам № 3 и 4
Документ № 3. Из воспоминаний Ллойд Джорджа премьер-министра Англии в 1916-1922 гг.: Великое отступление 1915 г., когда русские армии были в беспорядке и с небывалыми потерями оттеснены из Польши и Прибалтики до самой Риги, объяснялось исключительно недостатком у русских артиллерии, винтовок, и снарядов… История предъявит счет военному командованию Франции и Англии, которое… обрекло своих русских товарищей по оружию на гибель
Документ № 4. Из воспоминаний генерала А.И.Деникина, бывшего командиром дивизии на Юго-западном фронте: Сражение под Перемышлем в середине мая… Одиннадцать дней страшного гула немецкой тяжелой артиллерии, буквально срывшей целые ряды окопов с защитниками их. И молчание моих батарей… Мы не могли отвечать, нечем было. Даже патронов на ружья было выдано самое ограниченное количество…

(ответы учащихся)
Учитель: Наши союзники предприняли боевые действия против Турции в Галлиполи близ Стамбула. Цель - захватить проливы Босфор и Дарданеллы. Это насторожило Россию. А Германия тем временем сосредоточила все силы против России. Наши союзники потерпели поражение. Подведем итог 1915 г.: Россия потеряла значительную часть территорий, но восточный фронт устоял. Стратегический план Германского командования опять провалился. 1916 год. Немецкий штаб считает Россию обессиленной, теперь главный удар на Францию. Страны Антанты составили план совместных действий: Россия должна начать наступление, союзники его поддержать. Успех русской армии на юго-западном участке фронта связан с именем генерала Брусилова. Познакомимся с этим событием поподробнее – с.84 учебника. А что на западном фронте? «Верденская мясорубка» и битва на Сомме закончилась провалом. Наши союзники опять нам не помогли.

Подведем итог 1916 года: Россия оправилась от поражения 1915 года, но накопилась усталость от войны, в обществе смена настроений. Фронт в 1916 году проходит по территории России. Карта с. 128.

Учитель: Ребята, вы получили опережающее задание. Расскажите о внутреннем положении российского общества во время войны (один из учащихся выступает с сообщением)

Учитель: Как вы считаете, к каким последствиям может привести такая ситуация в стране?

Действительно, в 1917 году в России произошли две революции. В феврале свергли царя, к власти пришло Временное правительство, оно намеривалось довести войну до победного конца. Но, ни сил, ни желания продолжать войну в российском народе уже не было. Усилили свою агитацию большевики. Ленин в «Апрельских тезисах» обещал народу все: мир - народам, землю - крестьянам, фабрики - рабочим. В октябре 1917 еще одна революция – большевики захватили власть. Декрет о мире означал немедленный выход России из войны. 3 марта 1918 года Россия и Германия подписали сепаратный договор – Брестский мир. Его условия: Россия теряет Финляндию, Прибалтику, Польшу, Украину, Белоруссию, часть Закавказья и часть земель западных губерний России. Позже была установлена сумма контрибуции – 6 млрд. золотых марок – это 450 тонн золота. Учитель: Ребята, обратите внимание на план изучения темы. Все вопросы плана исчерпаны. Вернемся к главному вопросу: какова роль России в первой мировой войне? Познакомьтесь с документом № 2 и цифрами
Документ № 2. Из воспоминаний У.Черчилля военно-морского министра Великобритании в 1914-1915гг.: В начале войны Франция и Великобритания во многом рассчитывали на Россию. Да и на самом деле Россия сделала чрезвычайно много. Потерь не боялись, все было поставлено на карту. Быстрая мобилизация русских армий и их стремительный натиск на Германию и Австрию были существенно необходимы для того, чтобы спасти Францию от уничтожения в первые же два месяца войны. Да и после этого, несмотря на страшные поражения, Россия оставалась верным и могущественным союзником. В течение трех лет она задерживала на своих фронтах больше половины всех неприятельских дивизий. Цифры и факты: За годы войны Россия произвела около 20 тыс. грузовиков, 3,5 тыс. самолетов; 11,7 тыс. орудий, 28 тыс. пулеметов. По уровню развития военного производства Россия достигла показателей Австро-Венгрии и Италии. Однако, она намного уступала Германии. В государствах Антанты было мобилизовано более 48 млн. человек (в России – 15,8 млн.) В странах германской коалиции – 25 млн. Потери в войне составили около 10 млн. убитыми и 20 млн. человек ранеными. Наибольший урон понесли: Россия – 2,3 млн. убитых; Германия – 2 млн.; Франция – 1,4 млн.; Австро-Венгрия – 1,4 млн. и Англия – 0,7 млн.
3. Итог урока. Закрепление изученного:

Учитель: Какой вывод можно сделать? (ответы учащихся) Россия дала фронту 15,8 мл н. человек. Россия отвлекала на себя больше половины всех сил противника. Россия была надежным и боеспособным союзником. Россия понесла самые большие потери - 2,3 млн. чел. Антанта победила, но история распорядилась так, что Россия не смогла воспользоваться плодами победы.

Домашнее задание: параграф № 8-9, вопросы стр. 90-91, вопрос № 9 – письменно.

Выставление оценок.

Похожие:

Кгкоу «Вечерняя сменная общеобразовательная школа №1» Открытый урок истории в 12 классе iconУрок истории в 8 классе по теме «Бородинское сражение»
...
Кгкоу «Вечерняя сменная общеобразовательная школа №1» Открытый урок истории в 12 классе iconМоё родословное древо
Главное управление образования и молодёжной политики Алтайского края кгкоу вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1
Кгкоу «Вечерняя сменная общеобразовательная школа №1» Открытый урок истории в 12 классе iconАтмосфера земли. Атмосферное давление
Главное управление образования и молодёжной политики Алтайского края кгкоу вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1
Кгкоу «Вечерняя сменная общеобразовательная школа №1» Открытый урок истории в 12 классе iconПрограмма муниципального общеобразовательного учреждения «Пригородная...
Педагогическим Советом моу «Пригородная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Кгкоу «Вечерняя сменная общеобразовательная школа №1» Открытый урок истории в 12 классе iconМоу «Пригородная вечерняя(сменная) общеобразовательная средняя школа»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Пригородная вечерняя(сменная) общеобразовательная школа»
Кгкоу «Вечерняя сменная общеобразовательная школа №1» Открытый урок истории в 12 классе iconУрок географии в 8 классе по теме «Природа Кузбасса»
...
Кгкоу «Вечерняя сменная общеобразовательная школа №1» Открытый урок истории в 12 классе iconУрок по предмету «Окружающий мир» умк «Школа России» в 3 классе по теме: «Что такое деньги»
Муниципальное казённое вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №4 при исправительной...
Кгкоу «Вечерняя сменная общеобразовательная школа №1» Открытый урок истории в 12 классе iconУрок английского языка в 9 классе по теме «William Shakespeare»
Муниципальное казенное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №4 при исправительной...
Кгкоу «Вечерняя сменная общеобразовательная школа №1» Открытый урок истории в 12 классе iconМетодические разработки уроков и мероприятий, посвященных 75-летию...
Интегрированная предметная неделя «Земля уральская» (методические разработки уроков и мероприятий, посвященных 75-летию Свердловской...
Кгкоу «Вечерняя сменная общеобразовательная школа №1» Открытый урок истории в 12 классе iconМоу «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №2»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница