Достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов.




Скачать 184.18 Kb.
НазваниеДостаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов.
Дата публикации19.07.2013
Размер184.18 Kb.
ТипПояснительная записка
shkolnie.ru > Туризм > Пояснительная записка
Утверждаю:

Директор МКОУ «СОШ№6»

. __________Мещеряков П.М.



Разработала учитель начальных классов МКОУ «СОШ№6» Рязанцева Т.А.


Количество часов в неделю:-2

Количество часов в год:-64

Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на год. В 1 классе – 64 часа, Занятия проводятся 2 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе). Программа рассчитана на детей 6,5-7,5 лет, реализуется за 1 год. Количество учащихся составляет 15-20 человек.

^ Пояснительная записка

Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением общего среднего образования. По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. Исследования ИВФ РАО позволяют проранжировать школьные факторы риска по убыванию значимости и силы влияния на здоровье учащихся:

- стрессовая педагогическая тактика;

- несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

- несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

- недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

- провалы в существующей системе физического воспитания;

- интенсификация учебного процесса;

- функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;

- частичное разрушение служб школьного медицинского контроля;

- отсутствие системной работы по формированию ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер. Многие педагоги считают, что сохранением и укреплением здоровья учащихся в школе должны заниматься администраторы и специально подготовленные профессионалы. Однако анализ школьных факторов риска показывает, что большинство проблем здоровья учащихся создается и решается в ходе ежедневной практической работы учителей, т.е. связано с их профессиональной деятельностью. Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья учащихся.

Урок остается основной организационной формой образовательного процесса, которая непосредственно зависит от учителя. Выявление критериев здоровьесберегающего потенциала школьного урока и построение урока на здоровьесберегающей основе является важнейшим условием преодоления здоровьезатратного характера школьного образования.

По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоро­вья, чем от 15 лет до 60.

Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Планета Здоровья».

^ Цель и задачи программы

Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

обеспечить физическое и психическое саморазвитие;

научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Данная программа строится на принципах:

Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.

Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса. При этом необходимо выделить практическую направленность курса.

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

Обеспечение мотивации Быть здоровым – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Занятия носят научно-образовательный характер.

Основные виды деятельности учащихся:

- навыки дискуссионного общения; опыты; игра.

Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:

чтение стихов, сказок, рассказов; постановка драматических сценок, спектаклей; прослушивание песен и стихов; разучивание и исполнение песен; организация подвижных игр; проведение опытов;

выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения. Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровней работоспособности и адаптивности. Он не должен быть уроком «заучивания», на котором вместо достижения оздоровительного эффекта создаётся только дополнительная нагрузка. Каждое занятие должно стать настоящим уроком «здравотворчества».

^ Ожидаемые результаты. В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:

- выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять

-гигиенические процедуры в течение дня;

- осуществлять активную оздоровительную деятельность;

- формировать своё здоровье.

^ Учащиеся должны знать:

- факторы, влияющие на здоровье человека;

- причины некоторых заболеваний;

- причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;

- виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;

- о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;

- основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

^ Тематическое планирование. Содержание программы

1 год обучения - (64 часа)



^ Тема занятия

Приме

Чание

Пособие 2

Кол-во ча

сов

Дата

Мет.пос. класс







1.

Беседа «Поведение в школе», ознакомление с опасными местами в здании школы и вокруг него




1










2.

Весёлые старты с мячом.




1










3.

Гимнастические упражнения. Эстафеты.




1










4.

Беседа «Твой новый режим дня»




1










5.

Просмотр фильма «Азбука безопасности на дороге».




1










6.

Экскурсия «Красота осенней природы».




1










7.

Советы доктора Воды.

У-1

1










8.

Друзья Вода и Мыло. Чтение стихотворения «Мойдодыр»

У-2

1










9.

Динамическая прогулка «В гости к берёзкам».




1










10.

Русская народная игра «У медведя во бору»

Игровые правила. Отработка игровых приёмов.




1










11.

Глаза – главные помощники человека.

У-3

1










12.

Компьютер. Польза и вред.




1










13.

Подвижные игры




1










14.

Чтобы уши слышали.

У-4

1










15.

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе




1










16.

Почему болят зубы.

У-5

1










17.

Чтобы зубы были здоровыми.

У-6

1










18.

Как сохранить улыбку красивой.

У-7

1










19.

Динамическая прогулка с играми на свежем воздухе. Игра «Хитрая лиса»




1










20.

Подвижные игры




1










21.

«Рабочие инструменты» человека.

У-8

1










22.

Спортивное мероприятие «Веселые старты»




1










23.

Зачем человеку кожа

У-9

1










24.

Надёжная защита организма

У-10

1










25.

Если кожа повреждена

У-11

1










26.

Инструктаж по ТБ «Осторожно – Мороз!»




1










27.

Подвижные игры




1










28.

Питание – необходимое условие для жизни человека

У-12

1










29.

Если хочешь быть здоров. Беседа. Рассказ о продуктах питания. Рисование.

С6-7

(р.т)

1










30.

Самые полезные продукты.( Рассказ, загадки, рисунки).

С8-13

(р.т)

1










31-32.

Как готовят пищу. Экскурсия в столовую. Конкурс рисунков «Кухня моей семьи»




2










33.

Здоровая пища для всей семьи.

У-13

1










34.

Овощи, ягоды и фрукты – самые полезные продукты. Рассказ, исследование, загадки, раскрашивание. Практическая работа «Приготовление салатов».

С58-62

(р.т)

1










35.

Подвижные игры на воздухе.




1










36.

Сон – лучшее лекарство

У-14

1










37.

Какое настроение?

У-15

1










38.

Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребёнка. Игры «Баба Яга», «Три характера».




1










39.

Я пришёл из школы

У-16

1










40.

Подвижные игры




1










41-42.

Я - ученик

У-17-18

2










43-44.

Упражнения и игры на внимание: Упражнение «Ладонь – кулак», игры «Ищи безостановочно», «Гномы - великаны», «Запомни порядок».




2










45.

Причина болезни

У-1

1










46.

Признаки болезни

У-2

1










47.

Метание снежков в цель.




1










48-49.

Вредные привычки

У-19-20

2










50.

Соревнования «Мама, папа, я спортивная семья»




1










51.

Инфекционные болезни

У-7

1










52.

Прививки от болезней

У-8

1










53.

Подвижные игры




1










54.

Скелет – наша опора

У-21

1










55.

Осанка – стройная спина

У-22

1










56.

Игра с мячом «Охотники и утки». Комплекс ОРУ с мячом. строевые упражнения с перестроением из колонны по одному в колонну по два.




1










57.

Русская народная игра «Кот и мышь».

Правила игры. Разучивание игры. Проведение игры.




1










58.

Если хочешь быть здоров

У-23

1










59.

Весёлые старты со скакалко. Комплекс ОРУ со скакалкой.




1










60.

Правила безопасности на воде

У-24

1










61-63.

Подвижные игры

У-30-31

3










64.

Впереди лето – возможности для отдыха в летнее время




1










65-66.

Обобщающие уроки «Доктора природы»

У-32-33

2










Литература:

1. М.М. Безруких «Разговор о правильном питании» -М.ОЛМА Медиа Групп,2009

2. Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина « Школа докторов природы или 135 уроков здоровья»- М: ВАКО,2005

3. Программа: Беркутова ГИ, Пантелеева ТИ, Ракитянская ЕБ, Однокозова НА.-2009г

4. А.В. Кенеман «Детские подвижные игры». –М: Просвещение,1998г

Похожие:

Достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. icon«Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра»
...
Достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. iconПроект для второй младшей и средней группы. По теме: «Мойдодыр»
В современном сообществе главным богатством человека принято считать его здоровье. Однако согласно данным Минздрава РФ сегодняшнее...
Достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. iconВ. А. Сухомлинский Состояние здоровья подрастающего поколения в последние...
Это объясняется низким исходным уровнем здоровья поступающих в школу детей, что неблагоприятно отражается на процессе их адаптации...
Достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. iconЭлективный курс. Предпрофиль. 9 класс Подготовила Малышева Валентина Викторовна
России, на подготовку школьников к активному участию в становлении и развитии гражданского общества в своей стране, на социализацию...
Достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. iconПроект по физической культуре «здоровый ребенок»
Перед педагогами доу остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому...
Достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. iconКонвенция ООН по борьбе с опустыниванием
Хи в странах, испытывающих серьезную засуху и опустынивание, путем принятия эффективных мер на всех уровнях в сочетании с соглашениями...
Достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. icon«Взаимодействие в области информационных технологий, как важный фактор...
Тоспособности национальных экономик – задача, несомненно, актуальная как для России, так и для Республики Корея. В глобальном мире...
Достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. iconПроект «Изучение влияния образа жизни на состояние здоровья школьника»
Установить взаимосвязь между образом жизни школьников и состоянием их здоровья, выявить факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье...
Достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. icon«Форексмен» Бесплатное обучение торговле на
Она рассказывает о психологии толпы и скачках рыночного спроса так, как если бы речь шла о случившейся на прошлой неделе панике на...
Достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. icon«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №13 г. Владимир»
Рост преступности среди молодёжи вызывает тревогу, так как речь, по большому счёту, идёт о судьбе страны, её будущем
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница