Специфика спортивной тележурналистики на современном российском телевидении




Скачать 308.01 Kb.
НазваниеСпецифика спортивной тележурналистики на современном российском телевидении
страница1/2
Дата публикации07.02.2014
Размер308.01 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Спорт > Документы
  1   2
Введение………………………………………………………………..

Глава 1 Специфика спортивной тележурналистики на современном российском телевидении………………………………………………
Глава 2 Жанрово-тематическое своеобразие спортивных программ на российском телевидении………………………………………………….
Глава 3 Роль репортажа в программе МХЛ Инсайд……………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………..

Введение
Спорт занимает немаловажное место в жизни каждого человека. Кто-то с удовольствием посещает тренажерный зал и играет в любительских командах, а кто-то предпочитает наблюдать за спортивными состязаниями по телевизору. В наши дни ни одно соревнование профессиональных спортсменов невозможно без участия телекамер и комментаторов. С тех пор как телевидение начало транслировать спортивные соревнования, матчи, его влияние на популяризацию и развитие спорта в нашей стране значительно выросло. Спорт, в свою очередь, способствует расширению телевизионной аудитории, объем спортивных передач неуклонно растет.

С глобальным развитием современных технологий спортивная тележурналистика сделала огромный шаг вперед, начали развиваться технологии телетрансляций, улучшилось качество изображения, зрители получили возможность наблюдать за спортивными состязаниями в режиме реального времени. Телевидение внесло множество изменений в спортивные игры: произошло существенное изменение правил соревнований и игр в футболе, волейболе, хоккее, борьбе, лыжном спорте, которые начинают адаптироваться к условиям телевизионного показа.

В самом телевещании произошли существенные изменения: его сетка значительно расширилась. Открылись специализированные спортивные телеканалы: Россия-2, КХЛ ТВ, «НТВ-Плюс Футбол», «НТВ - Плюс Теннис».

В спортивной тележурналистике возникли информационные, аналитические, художественно-публицистические и развлекательные жанры.

Актуальность моего исследования заключается в том, что в данный момент спортивная тележурналистика стремительно развивается, появляются новые технические возможности и жанры телепередач.

Повышение престижа России на международной арене как одного из мировых лидеров в области спорта, предстоящие олимпийские игры в Сочи, чемпионаты мира по футболу и хоккею требуют повышенного внимания к проблеме улучшения подготовки спортивных тележурналистов.

Цель исследования: изучение места и роли спортивной тележурналистики на российском телевидении.

Задачи исследования:

- изучить специфику спортивной тележурналистики на современном российском телевидении,

- проанализировать спортивные программы по жанрово-тематическому своеобразию,

- на примере программы телеканала КХЛ ТВ «МХЛ Инсайд» проанализировать роль репортажа.

Объектом исследования является спортивная тележурналистика в России.

Предмет исследования - программы на федеральных и кабельных телеканалах.

^ Глава 1. Специфика спортивной тележурналистики на современном российском телевидении

Становление и развитие системы крупных международных спортивных соревнований, в том числе Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы, способствовали развитию различных форм и видов электронного вещания.

Телевидение по сравнению с радиовещанием гораздо позже «подключилось» к освещению спорта. Хронологический разрыв составил примерно двадцать лет. Однако стремительное технологическое развитие телевидения, рост его влияния и значения в медийной сфере в сочетании с интенсивностью освоения тематики, выразительных возможностей, совершенствованием материально-технической базы привело к примерному паритету двух важнейших медиа XX века.

За прошедшие полвека технологические возможности телетрансляций существенным образом изменились и расширились. Начиная от качества телевизионной «картинки» и заканчивая полиэкранностью, которая позволила аудитории помимо визуального ряда, фиксирующего происходящее перед телекамерами, получать наглядную текстовую и табличную информацию. Эта информация дополняет то, что мы видим и слышим за кадром в комментариях журналиста, ведущего прямую трансляцию с места спортивного соревнования.1

Взаимодействие спорта и телевидения сегодня выражается не только в увеличение зрелищности показа спортивных состязаний. В нынешней ситуации визуализации информации происходит существенное изменение правил соревнований, которые начинают адаптироваться к условиям телевизионного показа. Именно этим объясняется модернизация правил проведения соревнований в футболе, волейболе, хоккее, борьбе, лыжном спорте. Например, в хоккее была отменена остановка после десяти минут игры в третьем периоде, но было введено в ряде регулярных чемпионатов правило овертайма - игры в добавочном периоде до первого гола и пробития буллитов, в случае, если овертайм заканчивается вничью.

В лыжном спорте за последние годы существенно изменился характер гонок. Увеличилось количество соревнований с так называемым «масс-стартом», когда все участники гонки стартуют одновременно. Были введены соревнования по спринту по системе «плей-офф» и смешанные эстафеты.

В ряде видов спорта телевизионный повтор был узаконен правилами. Так, например, в хоккее в случае возникновения спорной ситуации главный арбитр имеет право на просмотр специальной видеозаписи момента. А повторы интересных моментов матча могут увидеть и телезрители.

Технологии спортивного телевещания становятся с каждым годом все более совершенными.

Одним из наиболее технически оснащенных спортивных состязаний стал чемпионат мира по футболу, который проходил в 2010 году в ЮАР. Освещением этого спортивного события года в нашей стране занимались «Первый канал», «Россия», «Россия-2», «НТВ+». Транслировались все 64 матча, о результатах говорили в информационных выпусках на федеральных каналах. Трансляции обеспечивала группа немецких специалистов, которая использовала комплекты из 32 камер. Они монтировались на каждом из десяти стадионов, на которых проходили матчи чемпионата. Функциональное назначение камер технически обеспечивало и показ повторов наиболее острых моментов (до 5-6 с разных точек), и демонстрацию крупных планов игроков, судей и тренеров, и общее панорамирование. Особую ценность подобная визуальная всеохватность приобрела при возникновении спорных моментов во время взятия ворот.

Стоит отметить, что помимо нового технического оснащения спортивных состязаний, на телевидении появилось множество специализированных каналов, основной контент которых составляют спортивные передачи и трансляция матчей. Одним из таких телеканалов является «Россия-2», впервые он вышел в эфир 12 июня 2003 года под названием «Спорт», с 1 января 2010 года он сменил свое название. Главная цель данного телеканала - привлечение интереса к спортивной части вещания не только у болельщиков, но и у универсальной аудитории. Большая часть трансляций доступна через сайт Sportbox.ru. Канал показывает самые значимые соревнования в стране и мире: Кубок мира по биатлону, чемпионат России по футболу, Кубок Дэвиса, Кубок России по баскетболу и волейболу, чемпионат мира по хоккею и многие другие. Что касается хоккея, то телеканал не обходят стороной и трансляцию регулярных матчей Континентальной хоккейной лиги.

«НТВ - Плюс Спорт» начал свое вещание в 1996 году он стал первый специализированным спортивным каналом в нашей стране. Позже появились тематические каналы: «НТВ-Плюс Футбол», «НТВ - Плюс Теннис» и другие. Главная их особенность состоит в направленности на определенный вид спорта.

В кабельных сетях 1 октября 2009 года начал свое вещание телеканал Континентальной хоккейной лиги - КХЛ ТВ. Он освещает деятельность клубов КХЛ на территории России и стран СНГ. Вещательная сетка телеканала включает в себя как прямые трансляции матчей очередного игрового дня Чемпионата Континентальной хоккейной лиги, так и показ наиболее интересных матчей прошлых лет, информационно-аналитические и новостные программы, интервью со звездами КХЛ и ветеранами хоккея, тематические программы, посвященные советскому хоккею.

Не стоит игнорировать и аудиторный фактор, определяющий популярность спорта как зрелища, как способа организации досуга вообще. Французский исследователь Роже Кайуа в своей работе «Игры и люди», давая характеристики различным видам игр, проницательно замечал о психологической привлекательности для аудитории тех спортивных соревнований, за которыми может наблюдать большое количество зрителей.2 Очевидно, что зрительская аудитория подобных зрелищ существенно расширяется за счет соответствующих телетрансляций. Кайуа отмечает: «…Большие спортивные соревнования представляют собой удобные поводы для mimicry3, поскольку симуляция в них переходит от актеров к зрителям: мимезисом занимаются не атлеты, а публика. Уже одно только самоотождествление со спортсменом образует mimicry, родственную той, которая заставляет читателя узнавать себя в герое романа, а кинозрителя – в герое фильма». 4 Нынче можно вполне обоснованно утверждать, что спорт, вся система организации и трансляции соревнований с точки зрения восприятия аудиторией посредством электронных СМИ испытывает некоторое давление со стороны массовой культуры с ее стереотипами и мегатрендами. В то же время и сам спорт, как зрелище, тоже становится в ряде случаев в конкретных своих организационных формах частью массовой культуры, органичной частью эфирного контента в разных видах, форматах и жанрах.

Если кратко подвести итог, чем привлекательны спортивные публикации и спортивные программы и почему спортивная журналистика столь востребована, необходимо указать следующее:
1. Спорт непредсказуем. Он всегда содержит интригу, неожиданность. Нередки случаи, когда аутсайдер побеждает лидера.
2. Спортивная борьба – борьба не только с соперником, но и с природой (альпинизм, парусный спорт), с техникой (автоспорт, авиамодельный спорт). Здесь все зависит и от волевой подготовки, и от умения, и от тренированности.
3. Спорт патриотичен. Он вызывает стремление болеть за любимую команду. За любимого спортсмена, за любимый автомобиль. Сопричастность к событиям на спортивной арене вызывает желание узнать не только о том, кто победил, но и как завоевана победа.
4. Спорт – эстетичное зрелище. В большинстве видов спорта занятия требуют атлетизма, а именно атлетичные люди с древних времен выступают как эталон красоты. Красивы движения бегунов, лыжников, акробатов и гимнастов. Фигурное катанье – сочетание хореографии и спортивного мастерства. Особо привлекательны красивые сильные люди гармонирующие с суровой природой: скалистыми или покрытыми льдом горами, с высокой морской волной. Особо красочны парусной яхты, летящие по морю сквозь пену брызг.
5. Спорт вызывает стремление подражать победителям, участвовать в состязаниях и тренировках, добиваться пусть малых, но побед. Таким образом, спортивные передачи играют социальную роль, подвигая людей к занятиям физической культурой и спорта. отвлекая от вредных привычек.
6. Спортивные зрелища – хороший способ снятия психологического напряжения, важная форма отдыха. Эта форма досуга распространена была во все времена и, вероятно, специфична для человечества. В то же время спортивные зрелища способны не только снять напряжение, но и вызвать агрессивные инстинкты и сплотить социальные группы. Этим можно умело манипулировать в ходе политических акций.
7. Спорт – это бизнес. Спорт высоких достижений привлекает огромное число зрителей, поэтому умелая организация крупных соревнований оказывается рентабельной. В последнее время основным источником дохода от проведения соревнований стала не оплата билетов посетителями, а доходы от телевизионных компаний, освещающих состязания, от рекламных агентств, использующих крупные зрелищные мероприятия для продвижения товаров, услуг, имиджа фирм. Для формирования репутации компаний широко используется спонсорство.5
Как мы видим, спорт играет важную соль в социально-экономической жизни общества. С этим обстоятельством связаны два взаимно дополняющих друг друга явления в журналистике. С одной стороны спорт как социально- экономическое явление привлекает журналистов, которые уделяют его освещению значительное внимание, место в бумажных изданиях, в эфире и сетях Интернет. С другой такое широкое освещение служит еще большей популяризации спорта, спортсменов, спортивных мероприятий и физкультуры.

^ Глава 2: Жанрово-тематическое своеобразие спортивных программ на российском телевидении

Спортивное телевидение - один из старейших и востребованных жанров вещания. Как только появилась возможность прямого эфира, трансляции важнейших спортивных событий заняли прочное место на голубых экранах.

Спорт - это зрелище, которое всегда привлекало на стадионы миллионы людей. И когда у этих «миллионов» появилась возможность получать любимое зрелище «с доставкой на дом», спортивное телевидение превратилось в один из основных вещательных продуктов».

В соответствии с мировыми тенденциями, на российском телевидении значительной место отводится спортивным программам. Исследованию этих телевизионных программ посвящено исследование П.А. Виноградова. Автор приводит сравнительную таблицу объемов трансляций различных спортивных передач телевизионными каналами:

Таблица 1. Освещение в программах телевидения физической культуры и спорта (% от общего объема эфира на спортивную тематику)







Тематика

Телевизиоиные программы










1-й канал

МТК

РТ

С.-Пб.

НТВ

ТВЦ

Итого




Развлекательно-игровые (тиражи)

11,1

-

-

-

-

-

2,3




Авто- и мотогонки

16,1

22,8

1,6

-

-

-

5,3




Футбол

4,8

-

9,7

21,9

16,8

-

11,4




Баскетбол

8,3

-

27,0

2,0

-

-

9,8




Тематические программы

2,1

75,0

-

34,6

16.8

100,0

24,2




Хоккей

31,4

-

6,4

27,1

11,0

-

16,6




Практические передачи

9,4

-

8,0

-

-

-

4,3




Туризм

-

2,2

-

-

-

-

0,1




Шахматы

-

-

1,6

-

-

-

0,3




Теннис

-

-

45,7

-

11,9

-

13,8




Фигурное катание

14,7

-

-

-

7,8

-

4,0




физическая культура и здоровье

2,1

-

-

-

-

-

0,3




Лыжи

-

-

-

14,4

15,6

-

5,5




Волейбол

-

-

-

-

14,9

-

1,6




Бокс

-

-

-

-

5,2

-

0,5




Всего

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0































Как мы видим из сравнения приведенной таблицы с современной ситуацией, в 1996 году в эфире России отсутствовал специализированный спортивный канал (отметим, что сегодня таких каналов два). В общем объеме вещания доминировали хоккей, автогонки и фигурное катание. Сегодня ситуация существенно иная. Доминирует в телевизионном эфире футбол. Причем транслируются не только матчи российского первенства (высшая лига и в отдельных случаях - первая), и самые значительные матчи европейских и мировых первенств, но также матчи английской футбольной лиги. Весьма велик и объем трансляций состязаний баскетбольных клубов. Так, практически все матчи баскетбольного клуба ЦСКА, по праву считающегося одним из сильнейших в Европе, показываются телеканалом Спорт. Достаточно часто демонстрируются также игры с участием столичного мужского баскетбольного клуба Динамо. Из волейбольных команд чаще других показывают встречи Локомотива из Белогорья, а среди гандбольных команд лидируют в эфире «Медведи» их Чехово. Трансляции хоккея, хотя и являются достаточно частыми, однако их объем стал ниже, чем был в 90-е годы ХХ века, что вызвано падением уровня отечественного хоккея на международной арене.

Обратим внимание на то, что трансляции спортивных игр обычно даются в прямом эфире, а время этого эфира наиболее популярно у телезрителей («Прайм-тайм»).6

Уменьшился объем вещания автогонок, а состязания по биатлону стали чаще появляется в эфире. Как и предже особое внимание телевизионные компании уделяют спортивным событиям мирового значения. Так, Зимние Олимпийские игры в Турине (2006) год транслировались практически всеми каналами, причем между Первым каналом и телеканалом Спорт возникла конкуренция за эфир, что не способствовало удобству зрителей, которым по разным каналам показывали одни и те же состязания.

Таблица 2. Тематическая направленность передач спортивного канала МТК







Тематика

% от числа сюжетов




Виды спорта

92,7




Олимпийское и международное спортивное движение

0,8




Семейный спорт

1,1




Национальные и народные виды спорта

1,1




Конкурсы, викторины

0,8




Экспедиции, походы, путешествия

0,8




Детские соревнования

0,4




Встречи с известными спортсменами

0,4




Встречи с творческой интеллигенцией

1,1




Развлечения, корриды

0.8













Это соотношение сохраняется и сегодня в региональном эфире. В то же время телевизионные каналы сегодня стремятся специализироваться в каких-то специальных спортивных программах, найдя в них собственную нишу. Так программа НТВ по субботам показывает программу «Ночь нокаутов» о лучших мировых боксерских схватках. Петербургский 5-й канал регулярно транслирует все матчи футбольного клуба «Зенит» (спонсоры трансляций - пивоваренный завод «Балтика» и компания «Мегафон»). На этом же канале по субботам приводится обзор прошедших футбольных матчей недели. На 11 канале петербургского телевидения транслируются еженедельно встречи болельщиков Зенита с ведущими игроками клуба («Двенадцатый игрок»).

Итак, мы снова видим, что футбол доминирует в региональных телеэфирах Петербурга. Это объяснимо, поскольку «Зенит» в последние годы достаточно успешно выступает как в России, так и во встречах с сильнейшими клубами Европы.

В то же время значительно меньше внимания стало уделяться неигровым видам спорта и передачам, относящимся к популяризации отдельных спорта, пропаганде физической культуры. На телеканале Спорт соревнования детей показываются в утренние часы (10 -11), когда соответствующая категория телезрителей в школе или на работе.7

Спортивный канал предлагает также передачи, подробно рассказывающие об отдельных видах спорта. Например, в утренней программе канала от 23.03.06 очень обстоятельно освещались вопросы подготовки каратистов, система подготовки, формы проведения соревнований и популяризация данного вида спортивных единоборств. Приходится отметить, что такие программы обычно транслируются далеко не в самое популярное у зрителей время.

Предлагаются также экзотические для россиян виды спорта и демонстрация состязаний, в которых нет представителей нашей страны. Так, в течение нескольких вечеров демонстрировались состязания мотоциклистов по преодолению препятствий, установленных в закрытых помещениях. Достаточно странными выглядят передачи, посвященный карточным играм (ночная программа «Преферанс по пятницам»). Особенно непонятна эта передача, если вспомнить, что традиционным для России и, действительно, признанным видом спорта шахматам и шашкам места в эфире сегодня не находится, и даже в новостных программах этим состязаниям уделяется очень мало внимания. Можно вспомнить, что в 70-е и 80-е годы, когда число телеканалов было существенно меньше, существовали телевизионные программы, посвященные разбору шахматных партий и обучению любителей этой древней игры.

С появлением специализированных спортивных каналов существенно снизился уровень спортивного вещания всеми остальными. Кроме того, появились каналы, специализирующиеся на показе развлекательных (приключенческих) фильмов (ТВ3), музыкальные каналы (МузТВ). В какой-то мере популяризации спорта способствует появление фильмов со спортивной тематикой (примером является отечественные «Запасной игрок», «Вратарь»). Чаще других эти фильмы показывает канал Домашний. Современные приключенческие кинофильмы, демонстрирующиеся на канале ТВ3, НТВ, Россия и других чаще посвящены специалистам в области спортивных единоборств. Нередко эти специалисты предстают как уже сформировавшиеся «супермены», которые только используют свое мастерство в криминальных разборках или в борьбе с преступниками. Отдельные фильмы (преимущественно отечественные) рассказывают о том, как выдающиеся бойцы занимались и готовились в спортивных секциях и клубах, а уже потом стали участвовать в сражениях с криминальными элементами (также неплохо владеющими приемами восточных единоборств). Нет сомнения, что такие передачи повышают интерес к данному виду спорта.

Достаточно часто спортивные сюжеты используются в рекламных роликах. Причем имеются ролики, использующие спортивные сюжеты для рекламы табачных изделий, хотя большая часть рекламы со спортивным фоном продвигает на рынок парфюмерию (дезодоранты).

Реклама пропагандирует также спортивные принадлежности, в первую очередь тренажеры. Тренажеры продвигаются также с помощью косвенной рекламы: в кинофильмах, в том числе сериалах герои нередко посещают тренажерные залы. Тренажерные залы нередка являются также антуражем эротических фильмов, демонстрирующихся, например, на 11 канале по субботам в ночном эфире.

Анализируя спортивные программы, и сравнивая современные тенденции телеканалов со спортивными программами 90-х и 80-х годов можно делает следующие выводы:

1. Передачи на спортивную тематику ориентированы в первую очередь на достижение коммерческих целей: привлечение зрителей и показа на фоне спортивных программ рекламы. Сами спортивные программы существуют на средства рекламодателей, причем косвенные приемы воздействия рекламодателей на целевую аудиторию (собственно PR) используется редко. Доминирует именно реклама.

2. Не прослеживается какая-либо система в организации спортивных программ. Можно обратить внимание лишь на то, что телевизионные каналы в какой-то мере отслеживают зрительские предпочтения политических лидеров федерального и регионального уровня.8

Таким образом, представляется важным сформировать политику телевизионных спортивных программ, имеющую не только коммерческую, но и социальную направленность, продвигающую значимые для жителей региона виды спорта, пропагандирующие именно те спортивные мероприятия, которые наиболее актуальны. Сегодня мода является доминирующим в обществе стимулом, а моду в значительной мере формируют СМИ и в первую очередь - телевидение. Представляется, что «раскрутив» значимый вид спорта, можно получать существенную коммерческую выгоду от показа соревнований по данному виду, от рекламы и пр.

В новостной прессе сообщается в основном только о крупных событиях: регатах на олимпийских играх, мировых чемпионатах. В Петербурге по-прежнему проводятся состязания на приз газеты «Вечерний Петербург» «Кубок Большой Невы». Однако освещение этих состязаний имеет однократный характер. Лишь в редких новостных программах сообщается о крупнейших гонках вокруг Земного шара, причем только в тех случаях, когда в этих состязаниях участвуют российские спортсмены. Хотя в последние годы победы наших соотечественников имели место и нашли поддержку на самом высоком уровне, их освещение оставалось весьма лаконичным.

Пропаганда парусного спорта ведется одиночками-энтузиастами. Имена двух таких персон встречаются в СМИ достаточно часто. Так, в Петербурге активно поддерживается проект В. Маркуся «Фрегат Штандарт». Созданный руками энтузиастов под руководством автора проекта и капитана парусного судна - воссоздания флагмана петровских времен фрегат постоянно участвует в международных регатах, походах за рубеж (в европейские страны). Постоянный экипаж парусника небольшой, а к работам и походам привлекается молодежь на конкурсной основе. На навигацию в дальних спортивных плаваниях участвует около сотни людей в возрасте от 16 до 24 лет. Проект активно поддерживается властными структурами Северной столицы, начиная с губернатора города. Он постоянно освещается в различных видах СМИ и разных радиопередачах, от новостных до молодежных. Владими Мартусь охотно дает интервью, помогает в подготовке репортаже, поскольку общение со СМИ является частью его деятельности по популяризации проекта «Штандарт» в молодежной среде.

Наиболее известным российским яхтсменом является Федор Конюхов. Личность этого великого путешественника уже сейчас может рассматриваться как легенда. Кроме достижений в одиночных океанских плаваниях. Он известен как полярный путешественник, в экстремальных ситуациях постоянно доказывающий, насколько велики возможности человека. Информация о плаваниях и достижениях Конюхова периодически транслируется в новостных средствах массовой информации. Эпизодически у путешественника берутся интервью, о нем пишутся репортажи и снимаются хроникальные фильмы. В то же время бывают и весьма продолжительные перерывы «затишья», когда о пресса ничего не сообщает о Федоре Конюхове. Отметим, что подаваемая в эфир и на печатные полосы информация продвигает личность, формирует авторитет страны, и лишь в малой мере способствует продвижению водных видов спорта.

Новостные СМИ сообщают также о состязаниях курсантов морских училищ и их плаваниях на учебных судах. В нашей стране целям обучения морскому делу служат парусные суда «Крузенштерн» и «Мир». Обычно информация об их плаваниях дается краткой строкой в новостях, однако в ряде случаев подается более подробная информация с фотоматериалом или видеозаписью. В начале октября полоса газеты «Час пик» была посвящена парусу. Были опубликованы фотографии, сделанные корреспондентами газеты на яхте «Звезда».

В целом отметим, что традиционные СМИ достаточно скупо отмечают события в водных видах спорта. Так, очень редкими являются сведения о гребном слаломе, о водных походах, хотя пейзажи, на фоне которых проходят походы и соревнования, чрезвычайно живописны. Сами состязания также проходят на высоком уровне азарта и связаны с риском. Однако наибольшее освещение гребной слалом и парусный спорт получили в сетях Интернет на самодеятельных любительских сайтах, не имеющих отношения к официальным средствам массовой информации. Так, новости парусного спорта Санкт-Петербурга излагаются на сайте Федерации парусного спорта, на сайтах ассоциаций отдельных классов яхт. В Интернете же публикуются отдельные статьи из журнала «Катера и яхты», помещен отсканированный учебник «Школа яхтенного рулевого» за 1979 год.

Таким образом, мы видим, что в рассматриваемой сфере массового спорта информационная инициатива, включая продвижения имиджа данных видов спорта, принадлежит самодеятельным энтузиастам, а не официальным информационным каналам. При этом ясно, что у энтузиастов не хватает в первую очередь журналистского образования, а, следовательно, профессионализма для действенной пропаганды водных видов спорта и привлечения к ним большого числа занимающихся.

Освещение гребных, моторных и парусных состязаний и походов СМИ и телевидением в России представляется недостаточным. В первую очередь показывают гребные соревнования на спортивных судах, проходящие в рамках олимпийских игр, реже - мировых и европейских первенств. В отдельных случаях показываются состязания по моторным видам, в первую очередь - слалом, осуществляемый в парах. Эти состязания рассматриваются, вероятно, как зрелищные, однако их демонстрация носит нерегулярный характер.

Центральное телевидения в своих новостных программах сейчас освещает прием во Владивостоке барка «Крузенштерн», осуществляющего учебное кругосветное плавание. При этом, однако, отмечается только сам факт такого плавания, но не его детали.9

В современном мире высокой интенсивности жизни спорт как вид отдыха, как средство воспитания, как самостоятельный бизнес вызывает интерес у большинства населения планеты. Огромная социально-психологическая роль спорта привлекает к нему внимание журналистов. Средства массовой информации подробно освещают крупнейшие соревнования как в специальных спортивных программах, так и в новостных СМИ. Победители состязаний становятся известными всему миру, превращаются в кумиров, в образцы для подражания. Их фотографии, интервью с ними используют в рекламных целях не только в бизнесе, но в политической и социальной рекламе.

Попробуем выявить самые востребованные жанры в современной спортивной журналистике. Взаимодействие жанра и контента само по себе новая проблема. Она почти не рассматривалась специально в понятийном аппарате медиадискурса, а на материале спортивного дискурса не отмечалась вообще. Между тем эмпирическое пространство позволяет предположить, что данное взаимодействие значимо.

Материал побуждает отметить 3 основных направлений этого взаимодействия.

  1. от контента к жанру; точнее оно определяется следующим образом: заметно расширяется контент.

  2. от части близко к первому, однако расширение контента проявляется не в обогащении дискурса новыми жанрами, а определённой специализации привычных.

  3. представлен противоположный вектор, что закономерно с системной точки зрения: сложившаяся новая жанровая система благоприятствует углублению контента, это условно можно определить от жанра к контенту.

Для начала раскроем основные понятия:

Понятие медиадискурса является производным от общей концепции дискурса.10 При изучении медиадискурса необходимо учитывать, что современная концепция дискурса отграничивается от понятия «текст». При переносе в сферу масс-медиа понятие «текст» значительно расширяет свои границы. Здесь концепция медиатекста выходит за пределы знаковой системы вербального уровня, представляя собой последовательность знаков различных семиотических систем - языковых, графических, звуковых, визуальных, специфика которых обусловлена конкретным каналом массовой информации. Термин «медиатекст» появился в 90-х годах ХХ в. в англоязычной научной литературе. Изучением данного понятия занимались такие известные ученые, как Т. ван Дейк, М. Монтгомери, Н. Фейерклаф, Р. Фаулер, которые рассматривали тексты массовой коммуникации с точки зрения социолингвистики, функциональной стилистики, теории дискурса и когнитивной лингвистики. Ученые изучали такие вопросы, как определение функционально-стилевого статуса языка СМИ, способы описания различных типов медиатекстов, влияние социокультурных факторов на выбор языковых средств, лингво-медийные технологии воздействия. Спортивный медиадискурс:

«Полярная» точка зрения, отрицающая саму возможность выделения конкретных типов дискурса, представлена, прежде всего, в работе В.В. Красных и, судя по всему, не поддержана большинством лингвистического сообщества. Исследователь полагает, что безусловно можно говорить лишь о «национальном дискурсе». Отдельные типы дискурса В.В. Красных трактует лишь как «некоторые «модификации» русского дискурса, «определённым образом «адаптированные» в соответствии с той сферой, в которой он функционирует». Заметим, что сложность, с которой сталкивается любой исследователь при определении границ того или иного «типа» дискурса, а также проблема адекватности принимаемых исследователями дискурсивных характеристик заставляет нас задуматься о большой степени правоты взглядов на дискурс В.В. Красных. Однако в последнее десятилетие основания, по которым выделяются конкретные типы дискурсов, множатся, а следовательно, всё возрастает количество описываемых дискурсов и дискурсивных разновидностей (дискурс власти, дискурс рынка, дискурс потребительской культуры, дискурс надежды и отчаяния, диалектный дискурс, общественный дискурс, сказочный дискурс, устный дискурс, патриотический дискурс и мн.др.). Однако традиционно выделяемые институциональные дискурсы (политический, спортивный, медицинский, военный, дипломатический и др.), как правило, изначально задаются темой общения и представляют собой сложные дискурсивные образования, дискурсивные пространства - организованные по принципу поля системы дискурсивных разновидностей, объединенные прежде всего общностью тематики и концептуальной доминанты, репрезентированной в рамках дискурса. В некоторых институциональных дискурсах (таких как религиозный, деловой, дипломатический, военный) периферия не так «разветвлена» и обширна, как в институциональных дискурсах, где периферия поля в определенных экстралингвистических условиях становится едва ли не более конституирующей для данного типа дискурса, чем собственно ядерная часть. К последним относится и спортивный дискурс - спортивное дискурсивное пространство. В текстах, эксплицированных в спортивном дискурсивном пространстве, находят отражение многоаспектные проявления деятельности человека в спортивной сфере, в том числе универсальные и национально специфические представления о спорте и его составляющих как о базовых культурологических и идеологических ценностях. В спортивное дискурсивное пространство входят дискурсивные разновидности, выделяемые по разным основаниям и критериям (тип- субъектно-объектных отношений, жанрово-стилевые, прагмастилистические особенности текстов, опосредованность/неопосредованность средствами массовой коммуникации, тип канала передачи информации и т. п), но характеризующиеся.11

Можно говорить о существовании ядра, ядерной зоны спортивного дискурса - спортивного журналистского дискурса, в рамках которого наиболее полно отражается как концептуальная, тематическая и жанрово-стилевая специфика спортивного дискурса, так и его институциональный характер. Более широкое понятие «спортивный медиадискурс» включает в себя спортивный журналистский дискурс: для последнего медийность является конституирующим признаком, наряду со следующими определяющими эту разновидность спортивного дискурса критериями: 1) критерий субъекта, адресанта спортивного дискурса, выполняющего определенную социальную роль и находящегося в соответствующих статусно-ролевых отношениях с адресатами дискурса - читателями, зрителями, слушателями, пользователями Интернета; 2) критерий жанрово-стилистических характеристик продуцируемых в процессе речемыслительной деятельности текстов. Выделение в качестве ядра спортивного дискурсивного пространства спортивного журналистского дискурса аргументировано соответствием этой разновидности дискурса большинству дискурсообразующих категорий. Именно в спортивном журналистском дискурсе дискурсивно маркированными оказываются все основные составляющие: условия коммуникации, цель коммуникации, субъектно-объектные характеристики общения, совокупность функционирующих в дискурсе текстов, их жанрово-стилистические и прагмалингвистические характеристики, система репрезентированных в дискурсе концептов.

Понятие «спортивный медиадискурс» шире понятия «спортивный журналистский дискурс»: оно может включать дискурс фанатов, дискурс спортсменов и тренеров, дискурс спортивных чиновников, политиков в том случае, если их речемыслительная деятельность, связанная со спортивной тематикой, реализуется в сфере массовой коммуникации. Однако любая из этих разновидностей спортивного дискурса будет характеризоваться пересечением и перекрещиванием с другими дискурсами - идеологическим, политическим и даже художественным и обиходно-бытовым. Процесс речемыслительной деятельности на спортивную тематику, как и совокупность произведенных в результате этой деятельности текстов, могут быть не опосредованы средствами массовой коммуникации, то есть могут не входить в сферу спортивного медиадискурса, что не мешает относить их к текстам спортивного дискурса.

В современной общественно-речевой практике спортивный репортаж занимает значительное место. С развитием средств массовой информации популяризация спорта получает все большее значение в жизни общества. Так развитие техники создания речи способствует созданию новой культурно-речевой ситуации в мире. В настоящее время спорт может быть рассмотрен и как явление культуры (прежде всего физической), и как отдельная область речевого общения, и как раздел журналистики.

Общение изучается рядом речеведческих наук и научных направлений. Изучение всякого отдельного вида речевого общения требует рассмотрения феномена речевого общения в целом.12

Репортаж - «жанр журналистики, оперативно сообщающий для печати, радио и телевидения о каком-либо событии». Репортаж, в том числе спортивный, - это вид монологической речи, который ведется для массовой аудитории в устном дистантном общении и осуществляется при помощи технических средств. Вопросы спорта занимают видное место в современной журналистике. Средства массовой информации всегда были надежными помощниками спорта, помогая раскрывать их социальную значимость в жизни общества, показывать достижения спортсменов на арене. Помимо изданий, посвященных исключительно спорту, в редакциях газет и журналов «особого интереса» существуют спортивные отделы.

Спортивный дискурс является частью дискурса СМИ, т. е. обеспечивает как передачу информации, так и воздействие на адресата. 

В спортивном дискурсе в качестве основных жанров выделяют комментарий и репортаж. 

Несмотря на принципиальные различия в определении жанров комментария и репортажа, исследователи спортивного дискурса часто не разделяют эти два жанра, называя, например, автора спортивного репортажа комментатором, а сам текст то репортажем, то комментарием, используя эти термины как взаимозаменяемые синонимы. Вероятно, это явление связано с процессом смешения жанров. «Другой важной составляющей структуры системы жанров является использование одними жанрами элементов других, смежных. 

Такое взаимодействие опять-таки обусловлено разновидностями функций и их естественным «переплетением» в рамках одного текста при решении конкретной задачи и тем самым - использовании различных методов для их решения», т е. в данном случае комментарий представляет собой аналитический компонент репортажа. 

Репортаж относится к информационным жанрам публицистики и может быть представлен как в устной, так и в письменной форме, но чаще классический спортивный репортаж представляет собой именно устный текст теле- или радиожурналистики. В современном мире в связи с развитием таких оперативных средств передачи информации, как радио, телевидение, Интернет, письменный спортивный репортаж утрачивает свою актуальность.

  1   2

Похожие:

Специфика спортивной тележурналистики на современном российском телевидении iconСпецифика спортивной тележурналистики на современном российском телевидении
Жанрово-тематическое своеобразие спортивных программ на российском телевидении
Специфика спортивной тележурналистики на современном российском телевидении iconУстный журнал с применением интерактивного оборудования
Цели: ознакомить родителей и старшеклассников с проблемами материнства и деторождения в современном российском обществе
Специфика спортивной тележурналистики на современном российском телевидении iconПрограмма занятии по баскетболу на различных этапах спортивной тренировки
В основу программы были заложены нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивной школы и основополагающие принципы...
Специфика спортивной тележурналистики на современном российском телевидении iconМбоу «Гимназия №131» 2012 год
...
Специфика спортивной тележурналистики на современном российском телевидении iconНегосударственное Аккредитованное Частное Образовательное Учреждение...
Социальная мобильность в современном российском обществе: процессы и основные формы
Специфика спортивной тележурналистики на современном российском телевидении iconНегосударственное Аккредитованное Частное Образовательное Учреждение...
Социальная мобильность в современном российском обществе: процессы и основные формы
Специфика спортивной тележурналистики на современном российском телевидении iconРоль социальной ответственности бизнеса в современном российском обществе
Как правило, нормы соб не определены законодательством и основаны на общих пониманиях милосердия, человеколюбия, сострадания, этики...
Специфика спортивной тележурналистики на современном российском телевидении iconМатериал экспертного канала вшэ opec
Гу-вшэ состоялась ежегодная конференция Сообщества профессиональных социологов "Социология в современном российском обществе: диагноз...
Специфика спортивной тележурналистики на современном российском телевидении iconИз опыта работы по образовательной программе
Такая специфика определяет использование ресурсного подхода к учащимся, а именно, разнообразие предлагаемых спецкурсов. Кроме того,...
Специфика спортивной тележурналистики на современном российском телевидении iconДоклад Президента СоПСо Н. Е. Покровского
Доклад Президента СоПСо Н. Е. Покровского Социология, преподавание социологии, социологическая культура и их место в современном...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница