Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке 6 класс VIII вида




Скачать 322.63 Kb.
НазваниеРабочая программа по социально-бытовой ориентировке 6 класс VIII вида
страница1/3
Дата публикации15.02.2014
Размер322.63 Kb.
ТипРабочая программа
shkolnie.ru > Спорт > Рабочая программа
  1   2   3
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 9» ст. Темнолесской

Ставропольского края Шпаковского района
Утверждено

Протокол заседания

Педагогического совета

От____________№______________

Директор МКОУ СОШ №9 Гапонов Е.Н.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по социально-бытовой ориентировке

6 класс VIII вида

Ступень обучения- специальное коррекционное

Количество часов- 34

Уровень базовый.

Учитель: Прокопова Валентина Николаевна


Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классы/Под редакцией В.В. Воронковой., М.Н. Петрова/ сборник-1-м: ВЛАДОС 2001г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида». Москва, Владос, 2001год под редакцией Воронковой.

При составлении использованы:

Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных /коррекционных/ общеобразовательных учреждений 8 вида. Москва, 2003.

Девяткова Т.А. и др. Социально-бытовая ориентировка в специальных /коррекционных/ учреждениях 8 вида. Москва, 2003.

Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Практическое пособие.

Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся.

Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психо­физических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен но принципу усложне­ния и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизированно формировать и со­вершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориен­тировки в окружающем, а также практически знакомиться с пред­приятиями, организациями и учреждениями, в которые им придет­ся обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на форми­рование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, дан­ные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д.

«Питание» — один из важнейших разделов, который решает очень нужные задачи: расширение кругозора детей о значении пи­тания в жизни и деятельности человека; формирование знаний о разнообразии пищи, её целебных свойствах, о необходимости пищи для роста и развития детского организма, о культуре питания; фор­мирование умений определить простейшими приемами экологичес­ки чистые продукты; приготовить блюда, эстетически оформить, проявить элементы творчества при создании новых вариантов ку­линарных рецептов и украшение их.

Одновременно решаются задачи воспитания личностных ка­честв: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное от­ношение к продуктам, оборудованию использованию электроэнер­гии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигие­ны труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доб­рокачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости; внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.

Программа рассчитана на детей с пятого по девя­тый классы. Это позволяет учителю, соблюдая принципы система­тичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навы­ков и формирования новых.

^ Формы и методы реализации программных задач.

Основными формами и методами обучения являются практи­ческие работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широ­ко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов и др.

Занятия по СБО целесообразно проводить группами из 4—5 человек. Это позволит каждому ученику, независимо от его интеллекту­альных и физических возможностей, овладеть основными способа­ми ухода за одеждой, обувью, приготовления пищи, научиться со­ставлять деловые бумаги, заполнять разного рода бланки и т.д.

В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные (бригадные), так и индивидуальные (выполне­ние учеником всех операций под руководством учителя).

На занятиях отводится время для изучения правил тех­ники безопасности, формирования умений пользоваться нагрева­тельными электрическими и механическими бытовыми прибора­ми и приспособлениями, колющими и режущими инструмента­ми, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д. Необходи­мо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиени­ческих требований во время выполнения различных практических работ, доводя их до навыка.

В ряде разделов, например «Личная гигиена», «Бюджет семьи» и др., предусмотрена система упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки у учащихся определенных умений и навыков на осно­ве знаний, полученных как на занятиях по СБО, так и на заняти­ях по другим предметам.

Беседа на занятиях по СБО является одним из основных мето­дов обучения и применяется и сочетании с сюжетно-ролевыми иг­рами, различными практическими работами: записях в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями, другими ви­дами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не является единственным методом обучения, исполь­зуемым на занятии.

В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясня­ет имеющиеся у учащихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся крат­кие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления получен­ных знаний — заключительные беседы.

^ Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих ме­тодов обучения. В сочетании с другими методическими приемами их целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и др.

Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирова­ния навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизнен­ные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за малень­ким ребенком и т.д.).

В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения.

Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе мо­гут быть вводные, текущие и итоговые. Вводные экскурсии пред­шествуют изучению нового материала и имеют целью проведение наблюдений и общее ознакомление с объектами. Например, изуче­ние темы «Железнодорожный транспорт дальнего следования и пригородный» целесообразно начать с ознакомительной экскурсии, во время которой учащиеся получат представление о назначении вокзала, его основных службах, расписании поездов. Текущие экс­курсии проводятся в ходе изучения темы и служат для конкретиза­ции и закрепления определенного учебного материала.

Любая экскурсия не является самоцелью и используется в со­четании с другими организационными формами обучения по оп­ределенной теме. В ходе экскурсий могут проводиться практичес­кие работы.

Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других разде­лов, логично связанный с изучаемой темой.

На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки загадки для развития устной, письменной речи, для практического при­менения знаний, умений и навыков, полученных на уроках род­ного языка. На всех этапах занятий в связи с изучаемым матери­алом необходимо следить за полнотой устных ответов, последо­вательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, написать текст, обосновать вывод. В поле зрения учителя должно находиться развитие диалогической речи учащихся. С этой целью используются различные этапы занятий, сюжетные игры и экскурсии, проводимые учителем, в ходе которых учащи­еся вовлекаются в беседу. На отдельных занятиях при прохожде­нии ряда тем (например, „Квартплата», „Оформление на работу» и т.п.) следует отвести время на практическое закрепление на­выков составления деловых бумаг с учетом разных жизненных си­туаций, опираясь на знания и умения, полученные на уроках род­ного языка.

Особое внимание следует обратить на проведение практичес­ких работ с использованием бригадной формы организации уча­щихся.

Знакомя детей с новым приемом, учитель сначала дает объяс­нения всему классу, затем организует тренировочные упражнения, после чего бригадирами выполняется работа, в которую включает­ся данный прием.

Бригадная форма работы может быть использована в выпол­нении детьми одинаковых заданий (штопка, чистка посуды и т.д.).

В кабинете можно установить поочередное дежурство по бри­гадам. Дежурная бригада выполняет различные работы, связанные с подготовкой оборудования и материалов к занятию, и убирает кабинет после окончания занятий.

Для активизации учащихся и учета их знаний, умений и навы­ков целесообразно организовывать соревнования бригад или ин­дивидуальные соревнования. Итоги их учитель подводит в конце занятия.

Занятия по СБО тесно связаны с уроками родного языка, мате­матики, географии, труда, естествознания.

СБО учащихся иметь свое логическое продолжение в системе внеклассной работы. Только комплексная совместная деятельность учителя и воспитателя позволит достичь желаемых результатов. Настоящая программа должна служить ориентиром для воспита­теля при отборе материала, определении его тематики, объема и последовательности изучения. Воспитатель осуществляет закрепление полученных на занятиях знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Например, при прохождении раздела «Жилище» учитель обучает детей правилам уборки квартиры, а воспитатель, организуя деятельность учащихся по самообслуживанию, повторяет с ними эти правила, следит за ходом уборки и т.п.

Связь учителя с воспитателем осуществляется также при совме­стном проведении отдельных экскурсий и некоторых итоговых практических занятий, которые можно объединять с внеклассны­ми мероприятиями. Тесное взаимодействие учебной и внекласс­ной работы способствует совершенствованию знаний и навыков детей, успешному применению их в жизни.

Занятия по СБО проводятся в специальном кабинете, в кото­ром отведены места для учащихся и для оборудования, обеспечи­вающего выполнение в полном объеме всех видов практических работ, предусмотренных программой.

Проводить занятия по СБО в V-IX классах целесообразно на сдвоенных уроках.

Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений и зарисовок. Это могут быть какие-либо правила, рецепты, полезные советы и т.п., изложенные доступным языком четко и лаконич­но.

Домашние задания, как правило, не задаются. В отдельных слу­чаях ученикам можно поручить собрать те или иные сведения во время экскурсий с воспитателем или дома (например, место рабо­ты родителей, их должность и т.д.).
Требование к знаниям и умениям учащихся.

6КЛАСС

Личная гигиена.

Обучающиеся должны знать:

  • правила закаливания организма;

  • приемы обтирания и мытья ног;

  • правила соблюдения личной гигиены во время физкультурных занятий и походов;

-- о вреде наркотиков и токсических веществ .

Обучающиеся должны уметь:

  • закаливать свои организм;

  • соблюдать правила личной гигиены лома, в школе, во время походов, экскурсий;

  • отказаться от соблазна испробовать наркотики, токсические вещества.

Одежда и обувь.

Обучающиеся должны знать:

  • санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы колющими и режущими инструментами, электронагрева­тельными приборами и бытовыми химичес­кими средствами;

  • правила стирки изделий из хлопчатобу­мажных тканей.

Обучающиеся должны уметь:

  • пришивать пуговицы, крючки, петли, кнопки, вешалки;

  • зашивать одежду по распоровшемуся шву;

  • подшить платье, брюки, рубашки.

-- подбирать моющие средства для стирки


Питание.

Обучающиеся должны знать:

— способы выбора доброкачественных продуктов;

-- приготовление каши, заварка чая, вар­ка яиц ;

-- способы хранения продуктов и готовой пищи;

—правила составления рецепта блюда.

Обучающиеся должны уметь:

  • пользоваться нагревательными прибо­рами, строго соблюдать правила безопасности;

  • приготовить кашу, сварить картошку, заварить чай, строго соблюдая правила безопасности;

  • составить рецепт блюда;

  • вымыть, вычистить посуду.

Семья.

Обучающиеся должны знать:

  • место работы, должность, продуктивную деятельность членов семьи и близких род­ственников;

  • как распределены хозяйственно-быто­вые обязанности между членами семьи;

  • свои права и обязанности в семье.

Обучающиеся должны уметь:

- рассказать о месте работы родителей, занимаемой должности, продуктивной деятельности.

- выполнять определенные обязанности в семье.

^ Культура поведения.

Обучающиеся должны знать:

  • правила поведения в зрелищных и куль­турно-просветительских учреждениях;

  • способы ведения разговора со старши­ми, сверстниками.

Обучающиеся должны уметь:

-- культурно вести себя в театре, клубе, залах музея, читальном зале;

— тактично и вежливо вести себя во вре­мя разговора со старшими и сверстни­ками.

Жилище.

Обучающиеся должны знать:

  • гигиенические требования к жилому помещению;

  • правила и последовательность проведения сухой влажной уборки;

  • правила пользования электропылесо­сом;

  • санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при рабо­те с бытовыми электроприборами.

Обучающиеся должны уметь:

-- производить сухую и влажную уборку помещения;

-- чистить электропылесосом ковры, книжные полки, батареи;

  • чистить мебель.

  • соблюдать правила безопасной работы с электроприборами и химическими сред­ствами,

Транспорт.

Обучающиеся должны знать:

  • междугороднего транспорта;

  • стоимость проезда на всех видах городе кого транспорта (стоимость разового, еди­ного проездного билетов);

  • порядок приобретения билетов и тало­нов;

  • компостирование талонов.

Обучающиеся должны уметь:

  • выбирать наиболее рациональные мар­шруты при передвижении по городу;

  • ориентироваться в расписании движения пригородных поездов;

  • определять направление и зоны.
  1   2   3

Похожие:

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке 6 класс VIII вида iconРабочая программа по социально-бытовой ориентировке в 5 классе Гриднева Ольга Сергеевна
Рабочая программа составлена на основе государственной программы по сбо для 5-9 классов «Программа для специальных (коррекционных)...
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке 6 класс VIII вида iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия «Своя игра» по социально-бытовой...
Составила: Файрушина Елена Павловна, учитель социально-бытовой ориентировки, высшая квалификационная категория
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке 6 класс VIII вида iconЛитературное чтение и развитие устной речи в 11 классе школы VIII...
Ознакомление учащихся с программными литературными произведениями является одним из факторов социально-бытовой ориентировке в обществе....
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке 6 класс VIII вида iconПояснительная записка Воспитанники детского дома обучаются как в...
Усматривается определенное количество уроков, отведенных на изучение теории и практики по ведению домашнего хозяйства и основам приготовления...
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке 6 класс VIII вида iconУтверждено
Рабочая программа курса «Математика» для 4 класса оу VIII вида на 2013-2014 учебный год составлена на основе учебника М. Н. Перовой...
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке 6 класс VIII вида iconПроект «Профилактика вредных привычек»
Никитина Татьяна Николаевна, учитель социально-бытовой ориентировки мкскоу «Шаховская специальная (коррекционная) общеобразовательная...
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке 6 класс VIII вида iconУрок по социально-бытовой ориентировке в 6 классе Тема: «Культура...
Цель: формирование навыков культурного поведения в повседневной жизни и опыта нравственных взаимоотношений в коллективе
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке 6 класс VIII вида iconРабочая программа по трудовому обучению разработана на основе авторской...
По трудовому обучению специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке 6 класс VIII вида iconРабочая программа по ручному труду 8-т класс
Особенностью специальной коррекционной школы VIII вида является обучение, воспитание и развитие обучающихся с проблемами интеллектуального...
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке 6 класс VIII вида iconРабочая программа по биологии  в 8 классе составлена на основе  ...
Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Республики Алтай для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница