Учебно исследовательский проект «Зимующие птицы Алтайского края» (по рассказам В. В. Бианки) (1 класс, «Школа 2100») Авторский медиапродукт: презентация в PowerPoint




Скачать 226.5 Kb.
НазваниеУчебно исследовательский проект «Зимующие птицы Алтайского края» (по рассказам В. В. Бианки) (1 класс, «Школа 2100») Авторский медиапродукт: презентация в PowerPoint
страница1/3
Дата публикации29.04.2013
Размер226.5 Kb.
ТипРассказ
shkolnie.ru > Спорт > Рассказ
  1   2   3
Карышева Е.Н.
Учебно – исследовательский проект

«Зимующие птицы Алтайского края»

(по рассказам В.В.Бианки)

(1 класс, «Школа 2100»)
Авторский медиапродукт: презентация в PowerPoint для введения в тему проекта «Зимующие птицы Алтайского края» и презентация «По страницам книг Виталия Бианки» - продукт проекта.

Цель проекта: повышение уровня читательской компетентности посредством рассказов Виталия Бианки, создание презентации на основе полученных результатов работы проектной деятельности.

^ Задачи проекта:

1) образовательные: актуализация знаний детей о зимующих птицах; расширение кругозора по теме через прочтение рассказов Виталия Валентиновича Бианки;

2) развивающие: развитие читательских умений, способности детей к наблюдению за объектами живой природы родного края с применением средств ИКТ, способствование развитию положительной учебной мотивации;

3) воспитательные: привитие интереса к чтению книг о природе, воспитание компетентного читателя.
Оборудование:

1) программное обеспечение – Microsoft Word, Power Point 2003;

2) проигрыватель Windows Media;

3) компьютер с выходом в интернет;

4) мультимедийный проектор;

5) экран или интерактивная доска;

6) фотоаппарат.
^ Пояснительная записка
Работу над проектом рекомендуется проводить во втором

полугодии 1 класса. Проект внутриклассный, по продолжительности – недельный. Работа осуществляется в 4 этапа, предусмотрено 6 занятий в классе во внеурочное время, кроме этого участники проекта выполняют задания дома с помощью родителей.

Продуктом проектной деятельности является мультимедийная презентация «По страницам книг Виталия Бианки», практическая ценность которой состоит в возможном её использовании на уроках окружающего мира, литературного чтения, внеклассного чтения в различных УМК.

Презентация для введения в тему проекта «Зимующие птицы Алтайского края» озвучена голосами птиц, переход по слайдам – по щелчку. Работа с этой ММ – разработкой прописана в конспекте 1 занятия.

В презентации «По страницам книг Виталия Бианки» переход по слайдам – по щелчку.
^ Ход проекта
1 этап

Погружение в проект.
1 занятие.

Проводится со всем классом.
Цель: подготовка учащихся к проектной деятельности.

Звучит музыка П.И. Чайковский «Времена года. Декабрь», учитель начинает говорить на фоне музыки, затем музыка постепенно стихает.

У ч и т е л ь: Послушайте стихотворение Сергея Есенина:

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней,
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

У ч и т е л ь: Прекрасен зимний лес, сквозь необыкновенную тишину то там, то тут раздаются птичьи голоса. Ведь не все птицы улетели в тёплые края, некоторые остались у нас зимовать, даже есть такие, которые к нам на Алтай на зимовку прилетели. Какие птицы зимуют в нашей местности, об этом мы поговорим на нашем занятии.

Поиграем в игру «Что это за птица?»

Правила игры: по словесному описанию, образу жизни нужно узнать, о какой птице идёт речь. За правильный ответ получаете жетон. Затем можете добавлять свои сведения о птице, за что тоже получаете жетон. По количеству жетонов определим лучшего знатока птиц.

(Игра сопровождается просмотром слайдов из презентации «Зимующие птицы Алтайского края». Сначала учитель зачитывает описание птицы, дети угадывают её название, затем открывается слайд, прослушивается голос птицы и дети по желанию добавляют сведения об этой птице из своих наблюдений. Учителю следует обращать внимание детей на правильное название птиц).
Слайд 3

У ч и т е л ь: «Это довольно красивая птица. Самки окрашены более тускло, чем самцы. Гнездятся в хвойных и берёзовых лесах. Гнездо имеет чашевидную форму, состоит из сухих веточек, дно которого выстлано перьями. Весь зимний день проводят в поисках пищи или же бывают заняты едой. Они питаются ягодами и плодами, часто полностью снимая в лесу урожай с рябины, калины, боярышника, крушины, барбариса, шиповника, можжевельника. Могут ловить на лету насекомых». (Свиристель).
Слайд 4

У ч и т е л ь: «Красивая птица, самец отличается красным пятном на темени. Хвост очень жесткий, так как служит опорой при лазании птицы по стволу дерева. У каждой пары птиц свой большой участок. Дупло для гнезда чаще выдалбливает на осине. Осенью и зимой питаются семенами хвойных деревьев, весной и летом — личинками и насекомыми. Это — полезная птица, она уничтожает опасных для леса вредителей. Долбит только зараженные вредителями деревья». (Большой пёстрый дятел).
Слайд 5

У ч и т е л ь: «Одна из заметных птиц наших лесов. Окраска оперения самца очень красива. В первой половине зимы эти птицы часто появляются в садах и парках сел и городов, они собираются в небольшие стайки, которые сохраняются в течение всей зимы. Питаются растительной пищей — семенами деревьев, их почками, побегами, молодыми листьями и цветами, насекомые поедаются лишь случайно. Гнёзда строят на ветвях ели, они имеют чашеобразную форму». (Снегирь).
Слайд 6

У ч и т е л ь: «Это одна из наиболее широко известных птиц, живущих по соседству с человеком. Это осёдлая птица. Гнездится отдельными парами. Гнезда помещает в самых разнообразных местах: в норах, в дуплах, в скворечниках, обычно это грубая постройка в виде кучи разного натасканного хлама. Питается в основном растительными кормами и лишь весной частично насекомыми». (Воробей домовый).

(Учитель даёт понятие слову «осёдлый».

Осёдлый - живущий на одном, постоянном месте.)
Слайд 7

У ч и т е л ь: «Это осёдлая птица. Обитает в основном в хвойных лесах. Питается мышевидными грызунами, нападает и на мелких птиц. Гнездится на деревьях с обломанными вершинами, иногда в дуплах (осины) или в старых гнездах птиц (вороновые, хищные). Это дневная птица, она охотится в светлое время дня, в особенности рано утром или под вечер, она приносит пользу тем, что истребляет мелких грызунов». (Ястребиная сова).
Слайд 8

У ч и т е л ь: «Осёдлая птица. Зиму проводит вблизи поселений человека, питаясь отбросами. Питается насекомыми, грызунами, птенцами, яйцами, зёрнами культурных злаков. Живет эта птица парами. Гнездо строит в густых ветвях куста или дерева. Разоряя гнезда птиц, таская домашних цыплят, выбирая из земли высеянные семена арбузов, эти птицы наносят некоторый вред. Но он невелик по сравнению с большой пользой, приносимой истреблением вредителей сельского хозяйства». (Сорока).
Слайд 9

У ч и т е л ь: «Распространена в лиственных лесах. Это осёдлая птица. Гнёзда строят в самых разнообразных местах из тонких веточек, корешков, сухих стебельков трав. Зимой птицы объединяются в стайки и перемещаются на окраины населённых пунктов. Зимой основу питания составляют семена растений и яйца бабочек, а весной — семена и жуки. Приносят пользу, истребляя вредоносных насекомых: долгоносиков, клопов, тлю, листоедов, шелкопрядов». (Большая синица).
Слайд 10

У ч и т е л ь: «Населяет опушки и окраины лесов, рощи, заросли речных долин. Зиму проводят у жилья человека. Кормятся на помойках и свалках отходами, отбросами, пищевыми остатками. Живут стаями. Гнездо строят из сухих веток, крупное. Это всеядная птица. Так, зимой она поедает отбросы и остатки пищи у жилья человека. Уничтожением грызунов и насекомых-вредителей приносит пользу. Нежелательны скопления этих птиц в городах и поселках из-за загрязнения зданий». (Ворона серая).

(Учитель даёт понятие слову «всеядная».

Всеядная - могущая всё есть, употребляющая самую разнообразную пищу.)
Слайд 11

У ч и т е л ь: «Особенно легко отличим по чрезвычайно массивному, толстому клюву. Обитает в лиственных лесах, вблизи фруктовых и ягодных садов. Это зерноядные птицы. Питаются они косточками вишни, сливы, черемухи и т. д., а также семенами клена, липы, ясеня, ольхи, гороха, кукурузы, подсолнечника. Едят и насекомых. Птенцов выкармливают насекомыми и их личинками, а кроме того, и семенами. Там, где эти птицы многочисленны, они в период созревания плодов и ягод наносят некоторый вред садам». (Дубонос).

(Учитель даёт понятие слову «зерноядный»

^ Зерноядный – питающийся зерном).
Слайд 12

У ч и т е л ь: «Внешность этой птицы хорошо известна, это общественная птица. Зимой живёт стаями. Там, где эту птицу не преследуют, она становится доверчивой. Является оседлой птицей. Населяет скалы, горные ущелья, овраги, обрывистые берега рек. Лесов и открытых пространств избегает. Некоторые из этих птиц живут в селениях и гнезда устраивают в постройках человека. Гнездо представляет собой небрежно сложенную плоскую кучу из веток. Питается семенами различных растений, как диких, так и культурных, которые собирает на земле». (Голубь сизый).

Слайд 13

У ч и т е л ь: «Самец и самка окрашены сходно. Гнездятся они колониально, часто устраивая на одном дереве по 2—3 гнезда. Гнезда устраиваются в развилке между стволом и толстым суком и представляют собой полушаровидную постройку, сложенную из прошлогодних листьев злаков, корешков, сухих стебельков трав и скрепленную глиной. Питаются малоподвижными наземными насекомыми и их личинками. Охотно в осенний период поедают плоды рябины, при урожае которой некоторые семьи этих птиц остаются и зимовать. Эти птицы способствуют расселению некоторых лесных деревьев и кустарников (можжевельника, боярышника, калины, рябины и др.)». (Дрозд – рябинник).

(Учитель даёт понятие слову «колониально»

^ Колониально – живущие в соединении друг с другом).
Слайд 14

У ч и т е л ь: «Птица замечательна своеобразным строением клюва. Надклювье и подклювье скрещиваются между собой, и острые концы их выдаются по бокам клюва. С помощью такого клюва птицы быстро и ловко раскрывают чешуйки шишек хвойных деревьев, выбирая семечки. Живет в хвойных лесах, но не в кедровых. Гнездо строится на высоких и густых хвойных деревьях. Время гнездования совпадает с обилием семян ели и сосны. Живут стайками». (Клёст – еловик).
Слайд 15

У ч и т е л ь: «Это осёдлая птица. Встречается в лесах и даже в степи. Гнездо строит в старом дупле дятла, отверстие которого обмазывает глиной. Зимой присоединяются к синичьим стаям. Питаются семенами ели, сосны, орешками, иногда долбит кору, извлекая из-под нее личинок насекомых. Запасают пищу впрок, засовывая в трещины деревьев жёлуди, орешки, семена. Питаясь жуками, большая часть из которых вредит деревьям, эта птица приносит лесу несомненную пользу». (Поползень).
У ч и т е л ь: Какие трудности подстерегают птиц зимой? Чем мы можем им помочь?

Сравните свои предположения с теми трудностями, которые озвучены в стихотворении узбекского поэта Куддуса Мухаммади «Как птице перезимовать?»:

Как птице перезимовать

Известно, что у птах

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:
Они в грозу и град,
И под дождем, и в холода,

На ветках сидя спят.
Но кто же им дает приют,

Когда снега метут?
Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.
Другие – те народ иной:
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.
К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами

Резвятся для разминки.
Сидят вороны по столбам,
Галдят на ветках галки,
Привольно прыгать воробьям,

Как бы крутя скакалки.
Но если долго снег идет,
И долго длится вьюга,
Тогда, друзья, приходится

Пичугам нашим туго.
Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки,

Не могут пташки отыскать
Ни зернышка, ни крошки.
И вот летают все слабей

Ворона, галка, воробей…
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от вас.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:

«Спасибо вам великое!»

У ч и т е л ь: Скажите, а где мы можем взять информацию о птицах Алтайского края? (Прочитать в книгах, в интернете, услышать по телевизору).

Слайд 16

У ч и т е л ь:  Изучая образ жизни зимующих птиц Алтайского края, можно обращаться к рассказам писателей, которые пишут о природе. Мы познакомимся с писателем, биография которого тесно переплетена с Алтаем. Это Виталий Валентинович Бианки. Этот человек очень любил бывать на природе и всё увиденное воплощал в своих рассказах.

«Виталия Бианки никогда не привлекали наблюдения из окна уютного кабинета. Всю жизнь он много путешествовал. Особенно запомнились походы по Алтаю. Бианки в начале 1920 годов жил в Бийске, где преподавал естествознание в школе, принимал участие в организации краеведческого музея в городе».
Слайд 17

У ч и т е л ь: Этот музей носит имя Виталия Бианки.

Кто желает узнать о птицах больше, прочитав для этого рассказы Виталия Бианки? (Желающие поднимают руку, они принимают участие в дальнейшей проектной деятельности).
2 занятие.

Проводится с группой учащихся.
Цель: определение темы, проблемы, задач проекта.

У ч и т е л ь: На протяжении недели вы будете работать над проектом, вашими помощниками станут и учитель, и родители. Давайте придумаем название нашему проекту. Оно должно быть краткое, но понятное. Для того, чтобы назвать наш проект, давайте вспомним предыдущее занятие. О чём мы говорили? (О птицах, которые зимуют в Алтайском крае).

(В процессе обсуждения приняли решение назвать проект «Зимующие птицы Алтайского края». (по рассказам В.Бианки).

У ч и т е л ь: Основная проблема, которую нам нужно раскрыть – это узнать, как описывает В. Бианки образ жизни птиц, которые зимуют в Алтайском крае, и в чём польза птиц для человека и человека для птицы.

Для решения данной проблемы нужно выполнить ряд задач:

1) найти необходимую информацию о птицах, прочитав рассказы В. Бианки, и представить её в виде паспорта на птицу;

2) придумать свои рассказы и стихи о птицах;

3) нарисовать понравившихся птиц;

4) Сделать кормушки, понаблюдать за птицами, которые будут их посещать, попробовать определить их название, вспомнив для этого 1 занятие.

(Учитель даёт понятие слову «паспорт».

Паспорт – это документ, являющийся удостоверением личности и видом на жительство).
^ 2 этап

Планирование деятельности.
Цель: пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

У ч и т е л ь: Виталий Бианки написал очень много рассказов о природе для детей. Для нашего проекта мы выберем несколько рассказов, в которых пойдёт речь о птицах, зимующих в нашей местности: « Лесные разведчики», «Красная горка», «Птичий год. Зима», «Синичкин календарь. Декабрь. Январь. Февраль», «Птичьи сутки», «Мы и птицы. Как птицы за нас воюют», «Мы и птицы. Как ещё работают на нас птицы». (Учитель демонстрирует книгу В.Бианки. Рассказы и сказки. Собрание сочинений в 4 томах, том 1.- Ленинград: Детская литература, 1972, с.399)

У ч и т е л ь: Каждый из вас получил листок с индивидуальным заданием. Все задания я зачитаю вслух. Ваша задача: выполнить предложенные задания, в случае затруднений обязательно обращайтесь к учителю и к своим родителям. Помощь старших приветствуется! Срок для выполнения всех заданий – неделя.

Для того, чтобы правильно выполнить задание, нужно знать, как его выполнить.

(Учитель зачитывает все задания на карточках, подробно объясняя их выполнение.

Карточки №1- №8 смотри в Приложении 1)

У ч и т е л ь: С каким настроением вы уходите с занятия, возьмите соответствующий смайлик и прикрепите на доску. (У каждого участника проекта на столе лежат 3 смайла, заранее приготовленные учителем).



интересно не очень интересно неинтересно
  1   2   3

Похожие:

Учебно исследовательский проект «Зимующие птицы Алтайского края» (по рассказам В. В. Бианки) (1 класс, «Школа 2100») Авторский медиапродукт: презентация в PowerPoint  iconВид ресурса: конспект урока с икт – сопровождением. Авторский медиапродукт
Авторский медиапродукт: презентация в PowerPoint с использованием макроса Drag and Drop, созданный
Учебно исследовательский проект «Зимующие птицы Алтайского края» (по рассказам В. В. Бианки) (1 класс, «Школа 2100») Авторский медиапродукт: презентация в PowerPoint  iconАвторский медиапродукт: презентация.
Цель: обобщение и систематизация знаний сказок по изученному разделу «Волшебные сказки»
Учебно исследовательский проект «Зимующие птицы Алтайского края» (по рассказам В. В. Бианки) (1 класс, «Школа 2100») Авторский медиапродукт: презентация в PowerPoint  icon«Зима. Зимующие птицы.»
«Зимующие птицы», картинки с птицами (ворона, сорока, воробей), словарные слова, магнитофон, запись пения птиц, подкова, конверт...
Учебно исследовательский проект «Зимующие птицы Алтайского края» (по рассказам В. В. Бианки) (1 класс, «Школа 2100») Авторский медиапродукт: презентация в PowerPoint  iconНастоящее положение разработано на основании комплексного проекта...
Моу «Ракитовская средняя общеобразовательная школа» Михайловского района Алтайского края
Учебно исследовательский проект «Зимующие птицы Алтайского края» (по рассказам В. В. Бианки) (1 класс, «Школа 2100») Авторский медиапродукт: презентация в PowerPoint  iconКонспект непосредственно образовательной деятельности на тему «Зимующие птицы. Звуки Г, гь.»
Ация и актуализация словаря по теме «Зимующие птицы». Совершенствование грамматического строя речи(образование притяжательных прилагательных)....
Учебно исследовательский проект «Зимующие птицы Алтайского края» (по рассказам В. В. Бианки) (1 класс, «Школа 2100») Авторский медиапродукт: презентация в PowerPoint  iconКонспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «зимующие птицы нашего края»
Уточнять и расширять представления детей о зимующих птицах нашего края, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении...
Учебно исследовательский проект «Зимующие птицы Алтайского края» (по рассказам В. В. Бианки) (1 класс, «Школа 2100») Авторский медиапродукт: презентация в PowerPoint  icon1 абв класс. Программа «Школа 2100»
Рабочая программа по русскому языку, разработанная на основе примерной ооп (М. Просвещение, 2010г.) в соответствии с содержанием...
Учебно исследовательский проект «Зимующие птицы Алтайского края» (по рассказам В. В. Бианки) (1 класс, «Школа 2100») Авторский медиапродукт: презентация в PowerPoint  iconЗимующие и перелётные птицы
Гкс(К)оу «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №11 VIII вида»
Учебно исследовательский проект «Зимующие птицы Алтайского края» (по рассказам В. В. Бианки) (1 класс, «Школа 2100») Авторский медиапродукт: презентация в PowerPoint  iconРеквизиты программы Учебно-методический комплект умк обучающихся умк учителя
Государственная/ Программа по русскому языку 10-11 класс. Авторы Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. в...
Учебно исследовательский проект «Зимующие птицы Алтайского края» (по рассказам В. В. Бианки) (1 класс, «Школа 2100») Авторский медиапродукт: презентация в PowerPoint  iconПрезентация в среде PowerPoint. Аннотация: На данном уроке используется...
«Биология. Человек. 8 класс», серия 1С: Школа, далее Эл/у «Биология. Человек», 1с школа
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница