Головчиц Л. А. Программа «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития»




Скачать 90.09 Kb.
НазваниеГоловчиц Л. А. Программа «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития»
Дата публикации08.02.2014
Размер90.09 Kb.
ТипПрограмма
shkolnie.ru > Психология > Программа
Составители:

Л.И.Федорова, научн.сотр. ГРЦ ИПИО МГППУ

С.А.Абрамова, методист ГБОУ МЦ СОУО ДО г. Москвы

М.В.Кузнецова, методист ГБОУ ЦПМСС «Зеленая ветка»
Программно-методическое обеспечение дошкольного образования детей с нарушением слуха


Название

Аннотация

Программы

Носкова Л.П., Головчиц Л.А., Шматко Н.Д., Пелымская Т.В., Есимханова Р.Т., Катаева А.А., Короткова Г.В., Трофимова Г.В. Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста. – М: Владос, 1991, 2001.



Программа является комплексной и предназначена для работы с глухими детьми пред-дошкольного и дошкольного возраста от 1,5—2 до 7 лет, воспиты­вающихся в специальных детских садах и яслях-садах, детских домах, специальных группах дошкольных учреждений общего типа. Программа рассчитана на 5 лет обучения и содержит необходимый материал для организации воспитательно-образовательного процесса с каждой возрастной группой детей (1,5(2)—3, 3—4 года, 4—5, 5—6, 6—7 лет) по разным направлениям педагогической ра­боты, обеспечивающей разностороннее развитие глухого ребенка-дошкольника и его подготовку к школьному обучению.

Головчиц Л.А. Программа «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития» - М.: Гном и Д, 2006.



Данная программа предназначена для работы со слабослышащими дошкольниками со сложными (комплексными) нарушениями в развития. Она рассчитана на трехлетний срок воспитания и обучения дошкольников ( их возраст - от 4 до 7 лет) в группах для детей со сложной структурой нарушений развития. Данные программные материалы также могут быть использованы для работы с детьми с трудностями в обучении в обычных группах детского сада для слабослышащих, в группах кратковременного обучения.

^ Методическое обеспечение

Богданова Т.Г., Варламова О.И. Диагностика и коррекция познавательной сферы младших дошкольников с отклонениями в развитии. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2011

Представлен диагностический комплекс, который можно использовать для выявления особенностей зрительного восприятия, для раннего прогнозирования трудностей обучения ребенка, для определения специфических отклонений в развитии познавательной сферы ребенка, для составления индивидуальных программ психологической коррекции

^ Образовательные области «Социализация» и «Безопасность»

Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. – М., 1995.

В пособии представлены особенности формирования сюжетно-ролевой игры детей с нарушением слуха и даны практические рекомендации по ее развитию, планирование и учет обучению игре.

^ Образовательная область «Познание»

Петрова О. А. Развивающие занятия для детей дошкольного возраста с нарушением слуха.

- СПб, Речь, 2008

Книга представляет собой учебное пособие и рабочую тетрадь. Она предназначена для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями слуха, также может быть использована в работе с детьми с общим недоразвитием речи, задержкой речевого развития. Книга адресована родителям, сурдопедагогам, логопедам, психологам, воспитателям для занятий с детьми дошкольного возраста.

Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе: Учебное пособие.

- М.: Владос, 2004



В пособии рассматривается проблема психологической готовности слабослышащих детей к обучению в школе, связанная с формированием важнейших качеств личности, освоению новой ведущей деятельности – учебной. Представлена диагностическая система, позволяющая определить уровни личностной, эмоционально-волевой, умственной готовности к школьному обучению слабослышащих детей, раскрываются различные уровни готовности к школе, предлагаются педагогические пути и средства, способствующие оптимизации подготовки к школе.

^ Образовательная область «Коммуникация» и коррекция речевых нарушений

Новикова О.О., Шматко Н.Д. Речевая ритмика для малышей. Занятия с глухими и слабослышащими детьми 2-3 лет. – М., 2003.

В книге раскрываются методика и содержание работы над ритмико-интонационной и фонетической сторонами устной речи с использованием речевой ритмики в первоначальный период обучения.


Носкова Л. П., Головчиц Л. А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. Серия: Коррекционная педагогика

– М: Владос, 2004 г.

В пособии раскрываются современные подходы к организации, отбору содержания, способам коррекционно-развивающего обучения словесной речи глухих и слабослышащих дошкольников.



Шматко Н.Д., Пелымская Т.В. Если малыш не слышит. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2003


В пособии в доступной форме рассказывается о методах диагностики состояния слуха детей первых трех лет жизни, о комплексе современных лечебно-педагогических мероприятий, направленных на общее и речевое развитие детей раннего возраста с нарушенным слухом.

Волкова К. А., Денисова О. А., Казанская В. Л., Методика обучения глухих детей произношению. Серия: Коррекционная педагогика. – М: Владос, 2008 г.

В основу пособия положено методическое наследие К.А.Волковой об особенностях обучения глухих детей произношению, дополненное и модифицированное ее учениками. Подробно представлена методика и разные приемы обучения произносительной стороны устной речи и навыков самоконтроля у детей с недостатками слуха. Пособие содержит разнообразный стимульный материал.

Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. - М.: 2001

В пособии рассматриваются психолого-педагогические особенности развития слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей, раскрываются содержание и технологии формирования слуховых представлений, слухового внимания на специфических и общеобразовательных формах организации учебной деятельности и в воспитательном процессе.

^ Образовательные области «Физическая культура», «Здоровье»

Трофимова Г.В. Развитие движений у дошкольников с нарушениями слуха. – М., 1999.

В пособии представлены методические разработки занятий, которые должны способствовать нормальному физическому развитию глухих и слабослышащих дошкольников. Содержание занятий предусматривает развитие у дошкольников основных движений и двигательных качеств, а также коррекцию типичных дефектов осанки и моторики.

^ Образовательные области «Художественное творчество», «Труд»

Раздел «Труд» в кн. Носкова Л.П., Головчиц Л.А., Шматко Н.Д., Пелымская Т.В., Есимханова Р.Т., Катаева А.А., Короткова Г.В., Трофимова Г.В. Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста. – М: Владос, 1991, 2001.



Разделы программы «Труд», нацеливают воспитателей на работу, связанную с получением детьми трудовых навыков; обогащением их представлений об окружающем мире; умственным развитием (освоение несложных орудий труда, приобретение умения планировать свою трудовую деятель­ность, предвидеть результаты труда); нравственным воспитанием и формированием таких лич­ностных качеств, как коллективизм, взаимопомощь, готов­ность трудиться, умение довести начатое дело до конца. У де­тей формируются положительное отношение к труду взрос­лых, стремление помочь им, активность и самостоятельность.

Раздел программы «Изобразительная деятельность и конструи­рование» в кн. Носкова Л.П., Головчиц Л.А., Шматко Н.Д., Пелымская Т.В., Есимханова Р.Т., Катаева А.А., Короткова Г.В., Трофимова Г.В. Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста. – М: Владос, 1991, 2001.


Раздел программы «Изобразительная деятельность и конструи­рование» нацелен на овладение детьми навыками изобразительной деятельно­сти и конструирования; использование определенных видов изобразительной дея­тельности в качестве средства сенсорного и эстетического воспитания, формирование у детей представлений о мире и совершенствовании речи. Все эти задачи решаются в процессе проведения дидактичес­ких игр, занятий по конструированию, лепке, рисованию, апплика­ции. Дети знакомятся с произведениями искусства и ручным тру­дом. У них формируются элементарные математические представ­ления, знания об окружающем мире, развивается речь.

^ Образовательная область «Музыка»




Речицкая Е.Г., Грачева О.Н. Использование русского фольклора в обучении и воспитании слабослышащих дошкольников. - М.: НЦ ЭНАС, 2003 год


В пособии впервые рассматриваются возможности использования фольклора в работе с детьми с нарушениями слуха. Определяются особенности содержания и методика работы с фольклорным материалом на различных годах обучения. Обобщаются результаты многолетней экспериментальной работы в детском саду для слабослышащих детей. Данное пособие может быть использовано учителями-дефектологами, воспитателями специальных (коррекционных) образовательных учреждений, а также студентами педагогических вузов.

^ Дополнительная литература




Леонгард Э.И. Всегда вместе. Программно-методическое пособие для родителей детей с патологией слуха. - М.: ООО «Полиграф сервис», 2002.


Материал Пособия предусматривает создание в семье условий для нормального хода развития ребенка и сохранения его здоровья. Адресат пособия - семья, а семьи, как известно, не одинаковы: одна семья отличается от другой профессиональным и образовательным уровнем своих членов, их количественным и возрастным составом, социальным статусом и др. В связи с этим все статьи Пособия: написаны в виде доверительных «семейных» неформальных бесед, содержание которых доступно любому умеющему читать человеку.

Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., Иванова Е.А. Я не хочу молчать! Опыт работы по обучению детей с нарушениями слуха по методу Леонгард. – М.: Теревинф, 2009


В книге представлен практический опыт абилитации и реабилитации глухих и слабослышащих детей дошкольного и школьного возраста в разных условиях воспитания и обучения - в семье, в детском саду и в школе. Данный опыт базируется на теории, лежащей в основе психолого-педагогической «Системы формирования и развития речевого слуха и речевого общения у детей с нарушением слуха», существующей с 1966 г.

Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. Учебное пособие. - М.: Владос, 2001


В пособии представлена система воспитания и обучения детей с нарушениями слуха дошкольного возраста, уделено внимание дидактическим основам дошкольного воспитания, раскрываются организация и содержание коррекционно-педагогической работы с глухими и слабослышащими детьми в дошкольных образовательных учреждениях и семье.

Леве Армин. Развитие слуха у не слышащих детей. История, методы, возможности. – М.: Академия, 2003


В пособии представлены зарубежная история и современное состояние теории и методов развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. Автор, сопоставляя и анализируя разные точки зрения и разные подходы, описывает опыт работы современных европейских и американских специалистов по развитию слуха у глухих детей, начиная с младенческого возраста. Показаны возможные перспективы слухоречевой реабилитации детей с нарушениями слуха.

Янн Петер Антон. Воспитание и обучение глухого ребенка. Сурдопедагогика как наука.

Перевод Л. Родченко, Н. Назарова. – М.: Академия, 2003 г.

В учебном пособии рассматривается сурдопедагогика как наука, показаны ее перспективы в обучении и воспитании глухих детей. Оно написано на материале исследований немецких педагогов.



Зайцева Г.Л. Жестовая речь. Дактилология. (Учебник для студентов ВУЗов) - М.: Владос



В учебнике освещаются вопросы структуры жестовой речи и ее функционирования в коммуникативной деятельности глухих; рассматриваются взгляды представителей различных систем обучения глухих на роль жестовой речи в учебно-воспитательном процессе специальной школы. Читатели познакомятся с дактильным алфавитом, лексикой и грамматикой русского жестового языка; приводится краткий словарь жестов.

Похожие:

Головчиц Л. А. Программа «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития» iconПрограмма «Воспитание и обучение глухих дошкольников»
Программа «Воспитание и обучение глухих дошкольников» под редакцией Л. П. Носковой
Головчиц Л. А. Программа «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития» iconТворческий отчет «Воспитание у дошкольников привычки к здоровому...
«Воспитание у дошкольников привычки к здоровому образу жизни через обучение элементам спортивных игр»
Головчиц Л. А. Программа «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития» iconКнига 1/Под общей ред. С. Г. Шевченко. М.: Школьная Пресса, 2003....
Организация коррекционно-развивающего воспитания и подготовки к школе детей с зпр
Головчиц Л. А. Программа «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития» iconВозможности использования нейропсихологической диагностики в работе...
Диагностика развития дошкольников с глубокими нарушениями зрения – один из самых проблемных вопросов современной тифлопсихологии
Головчиц Л. А. Программа «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития» iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интерент- конкурс
Включение метода оперантной терапии «Принцип вращающихся дверей» в систему работы психолого-медико-педагогического сопровождения...
Головчиц Л. А. Программа «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития» iconСоциально-личностное развитие ребёнка
«Программа воспитание и обучение в детском саду» М. А. Васильева. («Ребёнок и окружающий мир», «Нравственное воспитание», «Игра»,...
Головчиц Л. А. Программа «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития» iconПрограмма по дисциплине опд в 27
Организация психологической помощи детям со сложными дефектами; работа с семьей. Проблемы обучения, воспитания и социальной адаптации...
Головчиц Л. А. Программа «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития» iconИз опыта коррекционно-логопедической работы службы сопровождения
Одной из ведущих современных тенденций в образовании России является рост доли детей с тяжелыми комплексными нарушениями, нуждающихся...
Головчиц Л. А. Программа «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития» iconИ. В. Федоренко Учитель высшей категории
В течение многих лет в гбс(К)оу школе-интернате №117 для слабослышащих и позднооглохших детей проводится регулярная работа по обучению...
Головчиц Л. А. Программа «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития» iconМетодическая разработка на тему «Система работы по формированию лексико-грамматических...
Методическая разработка по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница