Гоу впо «новосибирский государственный педагогический университет» Институт истории, гуманитарного и социального образования




НазваниеГоу впо «новосибирский государственный педагогический университет» Институт истории, гуманитарного и социального образования
страница1/11
Дата публикации09.10.2013
Размер1.66 Mb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Психология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт истории, гуманитарного и социального образования

Кафедра педагогики и психологии


МАГИЯ ЛИСТПЕДА:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ АДАПТАЦИОННОГО СБОРА СТУДЕНТОВ
Юбилейный сборник статей к 40-летию основания кафедры педагогики и психологии ИИГСО

Под редакцией

Н.П. Аникеевой, Т.А. Ромм

НОВОСИБИРСК

2010

УДК 378(082)+37.0(082)

ББК 74.582.2я43+74.584(2)738.1я43

М 125

Р е ц е н з е н т ы:

кандидат педагогических наук, профессор, зав. кафедрой

педагогики Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования

Л.И. Боровиков;

кафедра педагогики и психологии Института истории, гуманитарного

и социального образования

М 125^ Магия Листпед: педагогические принципы адаптацион-ного сбора студентов: юбилейный сборник статей к 40-летию основания кафедры педагогики и психологии ИИГСО / под ред. Н.П. Аникеевой, Т.А. Ромм. – Новосибирск: изд. НГПУ, 2010. – 133 с.

Сборник посвящен истории, теории и методике проведения адаптационного сбора первокурсников – «Листпеда». В нем представлены материалы о психолого-педагогических основах адаптации студентов в вузе, традициях и инновациях содержания адаптационных сборов, методические материалы по их организации, программы, сценарии мероприятий, которые в разные годы проводились во время сбора.

Материалы предназначены для сотрудников, студентов, выпускников, друзей и соратников кафедры педагогики и психологии, ИИГСО и Новосибирского государственного педагогического университета. Сборник будет интересен организаторам выездных сборов, коллективно-творческой деятельности.


УДК 378(082)+37.0(082)

ББК 74.582.2я43+74.584(2)738.1я43


© ГОУ ВПО «Новосибирский государственный

педагогический университет», 2010
^ ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

или привет Анри Бергсону 1
Писать предисловие к сборнику материалов, посвященных «Листпеду», чистая мука. Настолько трудно попасть в «формат» и жанровый контекст настоящего сборника статей.

Если писать серьезно и «по-научному», то сразу же рискуешь потерять весь флер обаяния и педагогической интимности, которые (и это отмечают практически все авторы настоящего сборника) присущи «Листпеду» по определению или, говоря философским языком, онтологически. При этом будем ясно понимать, что ведь без серьезного научного расчета, пусть и на грани интуитивного озарения тогда, в 1970-е гг. «Листпед» бы не родился.

«Строчить» странички текста сквозь призму «шуток юмора и балагурства»? Не будем спорить с тем, что такое вольное прочтение вполне возможны. Хотя такая интерпретация ведет невольно к явному упрощению и/или «уплощению» этого объемного, необычайно полифоничного явления. Полифонизм последнего коренится в той неповторимости и в то же время технологичности, что обеспечивает эффективность и результативность адаптационного сбора на протяжении всех этих десятилетий. Но ведь и без юмора, и самоиронии «Листпед» бы не случился.

А может быть, действительно, не драматизируя, просто «уйти в технологический подход», актуализируя те методики, организационные условия, технологические тонкости? Ведь отрицать «листпедовскую» методику – это, как говорится, напрасный труд! Но ведь и технология без идеологии мертва, а носителями идеологии «Листпеда», как известно, были и остаются вполне конкретные люди, для которых за эти долгие годы «Листпед» стал частью жизни.

Так может стоить поговорить об этих людях, которые придумали и сумели воплотить в жизнь уникальный механизм взаимодействия, сопереживания и педагогического заражения, воспроизводимый во все новых и новых поколениях истфака? Но ведь и эти люди, и эта идеология доброй сопричастности родились не на пустом месте, а в определенное время и историческую эпоху.

Тогда должно говорить об этом времени и об этой неоднозначной эпохе, которые рождали таких людей, такую педагогическую идеологию и такой социальный проект как «Листпед»…

Тут стоит, пожалуй, остановиться и согласиться с тем, что поверять алгеброй сею гармонию, видимо неперспективно, ибо лишь только старая добрая педагогическая интуиция способна помочь при описании феномена-объекта по имени «Листпед». Разум вращается вокруг изучаемого объекта, принимает множество точек зрения на него, но ему не дано войти вовнутрь, считал А. Бергсон. Зато интуиция действует изнутри жизни. Интеллект, дробя становящееся, анализирует. Интуиция находит путь симпатии, а потому, совпадает с тем, что уникально и невыразимо в объекте. И любая попытка дать исчерпывающее определение осмысляемому феномену с неизбежностью сужает перспективу достижения «полного знания» о нем, и наоборот: чем совершеннее наша интуиция «полного знания», тем труднее нам ее выразить в строгих терминах и категориях

«Листпед» – это эпоха и созвучная ей педагогическая идеология, рожденная в конкретном месте в конкретное время. Это опора на принципы и закономерности научной педагогической школы гуманистического воспитания и обаяние интуитивного индивидуального озарения пионеров и зачинателей 1970-х. Это синтез педагогического творчества масс и откровений настоящих, больших Педагогов сибиряков. Это шутки, юмор и неизбывная вера молодых в то, что им все по плечу и азарт новых свершений. Это отработанные десятилетиями технологии и неустанная борьба со штампами и рутиной, напряженный поиск путей обновления привычных установок и подходов.

* * *
Сборник, который вы держите в своих руках, выходит в связи с 40-летним юбилеем кафедры педагогики и психологии ИИГСО (в прошлом – специализированной кафедры теории и методики воспитательной работы, созданной на историко-педагогическом факультете Новосибирского государственного педагогического института). И в течение 36 лет одной из самых дорогих традиций кафедры, ставшей традицией всего факультета (ныне Института), остается «Листпед» – адаптационный сбор первокурсников.

Спасибо за это всем, кто придумал эту идею, кто смог ее поддержать и воплотить, кто развивает ее на протяжении всех этих лет, кто придает ей притягательность и делает это от всей души и с любовью. Потому что по-другому «Листпед» не был бы тем, чем он есть: теоретическим концептом и технологией, традицией и новацией, праздником и буднями, историей и мифом, т.е. тем, что и есть сама Жизнь.

Т.А. Ромм

зав. кафедрой педагогики и психологии ИИГСО

Р А З Д Е Л I
^ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Похожие:

Гоу впо «новосибирский государственный педагогический университет» Институт истории, гуманитарного и социального образования iconГоу впо «Новосибирский государственный педагогический университет»....
Новосибирск, 126, ул. Вилюйская, 28, тел. (383)244-03-13 (каф отечественной истории), e-mail:; sosna232@yandex ru
Гоу впо «новосибирский государственный педагогический университет» Институт истории, гуманитарного и социального образования iconПоложение об Олимпиаде школьников по обществознанию гоу впо «Новосибирский...
Положение») определяет правила организации и проведения Олимпиады школьников по обществознанию в гоу впо «Новосибирский государственный...
Гоу впо «новосибирский государственный педагогический университет» Институт истории, гуманитарного и социального образования iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
План основных мероприятий гоу впо «Новосибирский государственный педагогический университет» на 2010/2011 учебный год / сост.: А....
Гоу впо «новосибирский государственный педагогический университет» Институт истории, гуманитарного и социального образования iconПоложение о конфиденциальной информации в гоу  впо  нгпу
...
Гоу впо «новосибирский государственный педагогический университет» Институт истории, гуманитарного и социального образования iconФгбоу впо «новосибирский государственный педагогический университет»
Программы стратегического развития фгбоу впо «Новосибирский государственный педагогический университет» на 2012/2013 учебный год...
Гоу впо «новосибирский государственный педагогический университет» Институт истории, гуманитарного и социального образования iconФгбоу впо «новосибирский государственный педагогический университет»
План основных мероприятий по реализации Программы стратегического развития фгбоу впо «Новосибирский государственный педагогический...
Гоу впо «новосибирский государственный педагогический университет» Институт истории, гуманитарного и социального образования iconПоложение о службе информационной безопасности в гоу  впо  нгпу
...
Гоу впо «новосибирский государственный педагогический университет» Институт истории, гуманитарного и социального образования iconСоциально психологический тренинг как средство коррекции тревожности студентов вузов
...
Гоу впо «новосибирский государственный педагогический университет» Институт истории, гуманитарного и социального образования iconПоложение о защите персональных данных обучающихся в гоу впо нгпу
...
Гоу впо «новосибирский государственный педагогический университет» Институт истории, гуманитарного и социального образования iconГоу впо «Новосибирский государственный педагогический университет»
Внедрение системы компьютерного тестирования учебных достижений обучающихся образовательных учреждений
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница