Игра на уроках музыки и ритмики




Скачать 72.44 Kb.
НазваниеИгра на уроках музыки и ритмики
Дата публикации12.08.2013
Размер72.44 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Психология > Урок
Игра на уроках музыки и ритмики
Задача учителя состоит в том,

чтобы сделать трудное – привычным,

привычное – лёгким, лёгкое – приятным,

и тогда учёба в школе будет доставлять

детям радость.

Громбах М.С.
Занятия музыкой – мощное средство эстетического и нравственного воспитания школьников. Работа с учащимися начальных классов, как правило, требует от учителя музыки большой самоотдачи. Ведь в этом возрасте дети обладают особой звукочувствительностью и эмоциональностью, поэтому и художественное обучение для них оказывается более сензитивным (лучше воспринимаемым), чем в старших классах.

Особенности преподавания в начальной школе любой дисциплины, в том числе и художественной, всегда соотносятся с возрастом учащихся. Большинство детей 6-10 лет обладают музыкальными задатками, они с интересом воспринимают разные виды музыкальной деятельности, любят петь и двигаться под музыку.

Вместе с тем дети этого возраста ещё не способны долго удерживать внимание при прослушивании больших музыкальных произведений. Для них характерна быстрая утомляемость, а, следовательно, они не в состоянии долго заниматься одной и той же работой, например, многократно повторять песни, добиваясь их идеального звучания.

Поэтому на уроках музыки и ритмики в начальных классах педагог обязан применять специальные приёмы, способствующие переключению внимания детей на разные виды музыкальной деятельности. Разнообразие приёмов позволяет сконцентрировать внимание детей на новой работе и тем самым снизить их утомление, не давая угаснуть интерес к урокам.

Поскольку школьники начальных классов испытывают потребность в игре, то игровые элементы можно и должно применять на занятиях.

Музыка и игра обращаются к естественным состояниям детей, а поэтому легко снимают их сопротивление и страхи перед незнакомой обстановкой и помогают детям развить фантазию, память и речь, избавиться от страхов, преодолеть застенчивость и агрессию, научиться воспринимать звук, цвет, ритм, согласовывать движения собственного тела – и в результате лучше чувствовать себя в мире людей.

Музыкальная терапия – это контролируемое использование музыки в коррекции, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний.

Музыка на уроках сама по себе реализует ряд целей:

- позволяет преодолеть психологическую защиту ребёнка – успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать;

- помогает развить коммуникативные и творческие возможности ребёнка;

- повышает самооценку на основе самоактуализации;

- способствует самосовершенствованию чувств и ритма;

- развивает эмпатические возможности;

- помогает укрепить отношения с психологом и другими людьми, способствует установлению и развитию межличностных отношений;

- формирует ценные практические навыки – игры на музыкальных инструментах;

- помогает занять ребёнка увлекательным делом – музыкальными играми, пением, танцами, движением под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах;

- непродолжительное музицирование на каждом занятии хорошо усваивается детьми, плохо переносящими учебные нагрузки;

- увлекает и оказывает сильное успокаивающее воздействие на большинство гиперактивных детей;

- замкнутые, скованные дети становятся более спонтанными и развивают навыки взаимодействия с другими людьми. Улучшается речевая функция.

Учитывая возраст младших школьников, занятия проводятся в игровой форме в максимально жизнерадостной обстановке, что позволяет детям отвлечься от школьных забот, снять напряжение и расслабиться.

Методическая «копилка» учительского опыта может обогащаться и за счёт накопления приёмов работы, основанных на игровых, соревновательных принципах. Вот несколько примеров:

^ ПЕНИЕ И ХЛОПКИ

Неожиданный музыкально – ритмический эффект может дать следующий приём исполнения песни: часть класса поёт её мелодию, а другая, отстав на один – два такта, каноном отхлопывает ритм песни в ладоши. При этом создаётся своеобразный ритмический аккомпанемент. Этот приём, как показывает опыт, способствует развитию распределённого внимания и увлекает учащихся.

^ УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИКИ

Приём заключается в перемежающемся пении: несколько тактов поёт учитель, а затем мотив подхватывают учащиеся. Показать им вступление можно самыми различными способами: дирижёрский жест, внезапное прекращение пения, громкий аккорд фортепиано, хлопок… Замечено, что в процессе разучивания этот приём активизирует внимания учащихся, улучшая певческую интонацию и возбуждая интерес к процессу работы над песней.
ЭХО

Игра в эхо происходит так: учитель поёт два такта и, не прекращая аккомпанемента, замолкает, давая учащимся возможность повторить то, что только что было им пропето. Затем импровизирует очередные два такта, которые следом за ним повторяют учащиеся, и т.д. вплоть до заключительного протяжного звука, обозначающего окончание этой эхо – импровизации.
^ РИТМИЧЕСКИЙ АККОМПАНЕМЕНТ

Класс делится на две группы. Одна исполняет песню, а другая негромко отхлопывает определённую ритмическую фигуру. Такой «аккомпанемент» улучшает выполнение ритмического рисунка песни, а общее её исполнение обогащается новой «краской». Особенно хорошо исполнять, таким образом, песни маршевого и плясового характера.
^ УШИ НАЗАД

Приём значительно улучшает певческое интонирование. Его предложил известный педагог- вокалист В.В. Емельянов. Суть приёма заключается в том, что в процессе пения учащиеся по команде учителя: «Уши назад!» прикладывают к ушам спереди ладоши, в результате чего они начинают лучше слышать пение товарищей, сидящих сзади. Общее звучание и интонация хора при этом значительно улучшаются.
Большинство учащихся начальной школы, как правило, имеют

хорошую координацию при выполнении марширования, подскоков, движений рук. Ученикам в этом возрасте свойственна естественная синкретичность – нерасчленённость музыкальных действий, при которой пении или прослушивании музыки сочетается с жестикуляцией или обыгрыванием пантомимических компонентов, соответствующих содержанию той или иной песни.

Движения, которые доступны ребятам на уроках, можно разграничить на несколько условных направлений:

- чисто ритмические движения, которые выполняются в такт заданному ритму и характеру. Сюда относятся разные виды ходьбы (спокойная, энергичная, осторожная), движения рук и кистей (попеременные или параллельные кружения, размахивания, поднятия и опускания; плавные, резкие, чёткие), выполнение хлопков в ладоши (крепкое или почти неслышное, условное, при близком нахождении одной ладони к другой;

шелестящие движения, которые получают при скольжении одной руки об другую – «тарелками»), движения головы (кивки, повороты в разные стороны);

- танцевальные элементы – полуприседания, шаг с притопом, приставной шаг, различные движения рук;

- движения и перестраивания на большом пространстве (если есть возможность) – разного вида хороводы, движения польки, бокового галопа;

- движения с предметами – ленточками, цветами, музыкальными инструментами;

- имитирование движений знакомых героев песен и попевок (ходьба «вперевалку» или на цыпочках, имитация руками движений крыльев и т.д.);

- передача в движениях перемены содержания куплетов в сюжетных произведениях;

- дирижирование (сидя за партой во время собственного исполнения, а также у доски при руководстве классным хором; одной рукой при показе вступления или проигрыша, двумя руками – при пении).

В процессе работы учителем ритмики в классах КРО систематически используются приёмы логоритмики на занятиях с детьми. Разнообразие логоритмических средств и видов деятельности по развитию речи, памяти, мышления, чувства ритма, координации движений, артистических способностей оказывает коррекционное воздействие на всестороннее развитие детей в начальных классах. Элементы кукольного театра, участие в инсценировках помогают учителю решать коррекционные задачи и являются средством отдыха от танцевальной деятельности на уроках ритмики. Систематическое использование творческой деятельности даёт положительную динамику в развитии образной, логической речи учащихся КРО и способствует процессу адаптации детей при переходе в среднее звено.

Логоритмика как «терапевтическое» и коррекционное средство ставит разнообразные задачи:

- исправление осанки;

- развитие мелкой моторики;

- развитие ориентировки в пространстве;

- воспитание и развитие ритма дыхания;

- воспитание и развитие темпа речи;

- развитие фонематического восприятия;

- развитие памяти и логического мышления;

- расширение лексического запаса слов учащихся, получение знаний об окружающей жизни, о традициях русского народа через музыку, игры, театр;

- развитие образной, лексически насыщенной, логически грамотной речи;

- воспитание эстетического чувства, эстетического вкуса и эстетических потребностей;

- воспитание личностных качеств: доброжелательности, терпения, взаимопонимания.

Педагогический путь учителя начальных классов сопровождается большим творческим потенциалом – энергией радости, созидания и любви к детям. Это означает, что процесс обучения включает игровой материал. Подбирая игру для урока ритмики, учитель нацеливает её на развитие памяти, воображения, интеллекта. Поэтому все игры сопровождаются стихотворным текстом, который содержит познавательный материал.

Задача учителя ритмики – объединить несложные танцевальные движения в законченную композицию и украсить элементами игры.

Виды танцевальных движений:

- простой хороводный шаг;

- переменный шаг;

- притопы – весёлый каблучок;

- топотушки – рассыпушки;

- переменные притопы;

- весёлая пятка, весёлый носок;

- прыжки – весёлый мяч;

- боковой галоп – лошадки;

- подскоки – порхающий мотылёк;

- шаг польки – воздушный шарик.

Несомненно, что задача учителя музыки и ритмики – научить всех детей

выполнять предложенные программой упражнения и задания используя индивидуальный подход к каждому ребёнку, обращаясь за помощью к специалистам – логопеду, психологу, врачу ЛФК и к родителям детей.

Но самое главное – не дать детям потерять интерес к творческой деятельности, а научить ребят практически преодолевать трудности обучения.
ЛИТЕРАТУРА

1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. пед. институтов. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. – СПб., 1997.
2. Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред. В.И.Селиверстова. – М., 1997.
3.Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. – СПб., 1997.
4.Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 3-4 лет).

Сост. С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е,Н, Соковнина М. 1981г.
5.Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 4-5 лет).

Сост. С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е,Н, Соковнина М. 1983г.
6.Е. Конорова «Первые шаги в музыке» Сов. комп. 1991г.
7.Пряжников Н.С. Игровой метод профориентации / Под ред. Е А. Климова. Пермь, 1989.

Похожие:

Игра на уроках музыки и ритмики iconДоклад «Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. Движение под...
Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. Движение под музыку как вид деятельности
Игра на уроках музыки и ритмики iconНа уроках музыки
Творческий потенциал существует в каждом ребенке и для его развития, обучение необходимо сделать проблемным, исследовательским, т...
Игра на уроках музыки и ритмики iconУрок-игра
Цель урока: На примере одного из направлений рок-музыки арт-рока сформировать у учащихся представление о тенденциях развития современной...
Игра на уроках музыки и ритмики iconДоклад на тему: «Метапредметные результаты на уроке ритмики»
В наше социально — ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных...
Игра на уроках музыки и ритмики icon«Игра на музыкальных инструментах в доу компенсирующего вида» Из...
Существует множество различных подходов, направленных на реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья посредством музыки....
Игра на уроках музыки и ритмики iconСовременные образовательные технологии на уроках музыки
Современные образовательные технологии на уроках в школе бывают разные. Очень важными и необходимыми в наше время стали здоровьесберегающие...
Игра на уроках музыки и ритмики iconГбоу рх черногорская специальная (коррекционная) Школа-интернат Игра...
«В школьном возрасте,- говорил он,- игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение...
Игра на уроках музыки и ритмики iconИгра "Знатоки химии"
Поэтому дети быстро устают на уроках химии, внимание притупляется и рассеивается, а запоминание ослабевает. Использование игровых...
Игра на уроках музыки и ритмики iconИнтегрированный урок физической культуры и ритмики в 3 классе
...
Игра на уроках музыки и ритмики iconТема плана-конспекта
Мозговой штурм (стадия генерации идей) – в процессе изучения оперы Ж. Бизе «Кармен» на уроках музыки
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница