Скачать 129.17 Kb.
|
Лекция для родителей. «Роль отца в семейном воспитании» . Цель: изучение роли отца в воспитании подростков. База проведения: МБОУ СОШ №1 Сургутского г. Лянтор. Кл. рук.8б.кл Зорина О.Р. Если ты думаешь на год вперёд, посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперёд ,посади дерево. Если ты думаешь навек вперёд, воспитай человека. Восточная мудрость. Но, а если обратиться к великому Конфуцию:«Если ты хочешь изменить государство, начни с провинции. Если ты хочешь изменить провинции, начни с районов. Если ты хочешь изменить районы ,начни с городов. Если ты хочешь изменить города, начни с улиц. Если ты хочешь изменить улицы, начни с домов .Если ты хочешь изменить дома, начни с семьи. Если ты хочешь изменить семью, начни с себя». В основе любых достижений человеческих отношений лежит любовь. Например, ^ рождает патриотизм, уважение к своим предкам, любовь к ближним - сострадание и доброту, порядочность, любовь к детям – жертвенность и ответственность. Родительская любовь должна быть мудра и терпелива. Недостаточно только родить ребёнка, подарить ему физиологическую жизнь, надо ,суметь открыть ему пути к любви, к внутренней свободе , вере и совести, ко всему тому, что составляет источник духовного характера и истинного счастья. Родительская любовь должна строиться на понимании и уважении личности ребёнка, желании понять , посмотреть и оценить мир его глазами. Только тогда находится общий язык, и изживаются противоречия между двумя поколениями. Стать мудрым другом и наставником своего чада, стараться ненавязчиво. Мягко направлять мысли ребёнка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы,- вот условия истинной родительской любви. Да, такая родительская любовь построена не на песке, который размоет первый бурный поток жизненных трудностей. Она жертвенна, как всякая истинная любовь, не требовательна и не разменяна, мудра и терпелива. Она не боится оказаться в одиночестве, потому что понимает, если её постигнет одиночество и невзаимность, значит она сама была глупа и скудна, значит, не смогла научить любить того, кому себя посвятила. Учить любви самим родителям и учить своих детей суждено всю жизнь, изо дня в день. Главное- набирать мудрости, быть искренним . Какие блага и радости для всех окружающих способна подарить мудрая родительская любовь, взрастившая в человеке лучшие духовные качества и раскрывшая в нем удивительную способность любить! Центром любви в семье, примером и образцом для подражания для ребёнка является мать. Но у неё порой физически не хватает времени, если ещё муж не является единомышленником в общем деле воспитания, а лишь односторонним потребителем сил и внимания, то ребёнок фактически лишен правильного понимания любви и воспитания этого высокого чувства. В произведении А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга В Москву» в главе « Кресты» ярко описан образец истинной родительской любви мудрый отец не требует от детей сиюминутной и формальной благодарности за их рождение, воспитание и вскормление. Он хотел только «насадить в их душе дружбу, но не обязанность, не должность или рабское повиновение». Не должны вы мне ни за вскормление, ни за наставление, а меньше всего за рождение». Без сомнения, существует много общего в том, как отцы и матери ведут себя по отношению к детям. И всё-таки матери отличаются от отцов по тому, каким занятиям уделяет больше внимания каждый из них. Эти различия проявляются в их содержании. например, такое занятие с ребёнком, как игра. Сам стиль игры у отца и матери различен.Отцы обычно склоны играть с детьми более энергично, проявляют больше физической силы. Игра между отцом и ребёнком носит циклический характер, за вспышками возбуждения в проявлении внимания следуют периоды минимальной активности. Но что интересно, когда отец берёт на себя основную заботу о ребёнке, он чаще ведёт себя так, как это делает мать. Следует, однако, отметить, что отец даёт меньше указаний ребёнку, чем мать, но характер этих указаний более жесткий и требовательный. И. может быть, поэтому папу слушаются чаще, чем маму. Хотя вмешательства отца важны, он стремится играть поддерживающую роль для матери в формировании поведения ребёнка. При рассмотрении специфики отношения матери и отца к ребёнку стоит упомянуть и о лежащих в основе организации общества принципах: Материнский принцип- это принцип безусловной любви; мать любит своих детей не потому. Что они нравятся ей, потому, что они её дети ( или дети другой женщины).Поэтому материнскую любовь нельзя заслужить хорошим поведением, но нельзя и потерять её, согрев. Материнская любовь –это милосердие и сострадание. Отцовская любовь, напротив, обусловлена; она зависит от достижений ребёнка и его хорошего поведения; отец сильнее любит того ребенка, который больше всего похож на него, того , кого он хочет сделать наследником своей собственности. Любовь отца можно потерять, но её можно вновь заслужить раскаянием и смирением. Отцовская любовь – это справедливость. Об этом же пишет и М.Максимов: «Мама-это значит, что она тебя любит просто потому, что ты есть, независимо от того, какой ты, хороший или плохой. Мамина любовь всегда с тобой. Папиной любви надо добиться, стараясь быть таким, каким он хочет тебя видеть» (М.Максимов,1992). Итак, можно сказать, что специфика отцовской позиции обусловлена как биологическими (природными) особенностями мужчин, так и социокультурными ожиданиями. Сформировать мужское отношение к миру своим примером и поступками способен только отец. Особенно это важно в воспитании мальчиков. Мальчику необходима дружба и одобрение отца. Сыновья очень нуждаются в обществе отца, в его любви. И хорошо, если дети имеют возможность проводить много времени с отцом, ощущать его ласку и по возможности помогать ему. Мальчик начинает чувствовать себя мужчиной и вести себя, как мужчина, благодаря способности подражать и брать пример с тех мужчин, к которым он чувствует дружеское расположение. Отец должен с удовольствием проводить время с сыном, давая ему понять, что он «свой парень». Им полезно оставаться одним дома, без покровительства, а порой, и без вмешательства мамы, вместе ходить на прогулки и иметь свои, общие секреты. Девочке тоже нужны дружеские отношения с отцом. Мальчику нужен отец как образец для подражания, а в развитии девочки отец играет другую, но не менее важную роль. Девочка не подражает отцу, но его одобрение придает ей уверенность в себе. Часто, собираясь пообщаться с ребёнком, мы откладываем это дело на потом, находя себе более интересное занятие. А время не ждёт… Ребёнок постоянно нуждается в участии отца, взывая к нему: «Пап! Давай поиграем!», «Пап, помоги мне!», «Пап, а когда…?» И, как правило, на все эти призывы получает отказ: «Потом», «После футбола», «Мне некогда», «Я еду на рыбалку» А ведь главное не опоздать с воспитанием. Главное – с первых дней воспитывать в себе и ребёнке потребность как можно больше времени проводить вместе. Во многих семьях дети всё больше ощущают нехватку отцовской заботы, духовного общения с отцом. Папа занят на работе, возвращается поздно, а ребёнок ждёт. Но засыпает, так и не увидев отца. Проходят дни, недели, месяцы, годы…. Вроде вся семья живёт в одной квартире, а дети и отцы не знают друг друга. Играя с ребёнком, вы сами того не замечая, внушаете ему ощущение уверенности в себе и защищённости. Ребёнок идёт с этими ощущениями через все периоды становления личности. И на всех жизненных поворотах его поддерживает невидимая рука отца. Проблема отцов и детей всплывает, когда дети взрослеют. Переходный период проходит безболезненно в тех семьях, где у родителей и ребёнка дружеские отношения с раннего детства, где ребёнок уверен, что и матери и отцу в равной степени всё интересно в его жизни. Любовь отца обеспечивает пример родительского поведения детей в будущем, формирование жизненной позиции в обществе. Любящий отец нередко более эффективный воспитатель, чем женщина. Недостаточный опыт общения с отцом ослабевает формирование отцовских чувств у мальчика и юноши, что часто в будущем неблагоприятно сказывается на воспитании своих собственных детей. Велика роль отца и в подготовке детей к семейной жизни. Его надёжность, чуткое и внимательное отношение к женщине, детям, стремление разделить с ними все домашние хлопоты, сделать жизнь домочадцев более интересной, счастливой оказывает огромное влияние на формирование представлений детей о семье. Мальчиков учит быть настоящими мужчинами, хорошими отцами и мужьями, а девочек – сравнивать своих потенциальных мужей с отцом и предъявлять к ним соответствующие требования. Учитывая, что быть родителем – значит помогать ребенку , формировать его характер, то понятие «быть хорошим отцом» значит:
хочется предложить современным отцам несколько философских советов подтвержденных жизнью. 1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой. 2. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет. 3. Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его ноша тяжела не меньше, чем тебе твоя. 4. Не унижай! 5. Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучь себя, если можешь и не делаешь. 6. Помни (перефразируя одного человека, сказавшего это об отечестве) — для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 7. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему. 8. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот третьему: это необратимый закон благодарности. 9. Люби своего ребенка таким какой он есть : неталантливым, неудачливым, взрослым... Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок — это праздник. 10. Знай! Гордость за своих родителей - это моральный фундамент для взлёта личности ребёнка, а стыд – это тяжесть на сердце, не разрешающая ребёнку набрать высоту.
Самое главное -это взаимопонимание между отцами и детьми. Воспитывать своих детей всё зависит т от того как преподнести ту или иную информацию для ребёнка. Кажется, так просто и так сложно. Иногда гораздо более сильнее влияние оказывает форма, в которою облечена наша речь. ^ Одному королю приснился страшный сон: один за другим у него выпали все зубы. Обеспокоившись, он позвал своего толкователя снов. Тот озабоченно выслушал сон и сообщил королю: «Я должен сообщить тебе печальную весть. Так же, как ты потерял зубы, одного за другим ты потеряешь всех своих родных». Толкование разгневало короля. Он велел, бросит прорицателя в темницу. Потом он позвал другого толкователя снов. Этот, выслушав сон, сказал: « Я счастлив, что могу сообщить тебе радостную весть: ты станешь старше всех своих родных, ты их всех переживешь» Король был счастлив и богато наградил толкователя снов. Придворные удивились этому: «Ведь ты не прибавил ничего нового к тому, что сказал твой несчастный предшественник. И как же случилось, что он был наказан. А ты награждён?»- спрашивали они. Толкователь снов ответил : «Мы оба одинаково растолковали сон. Но дело не только в том, что сказать, но и как это сказать. Литература . 1.Искуство воспитывать Ю.П.Азаров. Москва «Просвещение»1985 2.Журнал Воспитание школьников № 7 2000г стр 42 3.Журнал Воспитание школьников №1 2003г стр 42 4.Журнал Воспитание школьников №6 2001г стр 63 5.Журнал Воспитание школьников №10 2003г стр 13 6.Журнал Воспитание школьников №3 2003г стр 55 7.Журнал Воспитание школьников №3 2004г стр 54 |
![]() | Родительское собрание «Роль семьи в духовно – нравственном воспитании детей» Задачи: обсудить с родителями роль семьи в духовно – нравственном воспитании детей; способствовать формированию у родителей желания... | ![]() | Тема: «Роль семьи в формировании нравственных качеств ребёнка» Формировать культуру общения родителей и детей, умение родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей |
![]() | «Роль игры в семейном воспитании дошкольника» На доске оформлен девиз собрания: «Игра путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять» (М. Горький),... | ![]() | Роль семьи в физическом воспитании и развитии ребёнка Ребёнок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье и будущее целиком зависят от родителей, от мира на земле,... |
![]() | Занятие для родителей Цель: ознакомить родителей детей-первоклассников с понятием «самооценка» и определить роль родителей в формировании адекватной самооценки... | ![]() | Лекция для родителей учеников начальной общеобразовательной школы проблемы переходного возраста Когда ребенок учится в начальной школе, мнение родителей для него чрезвычайно важно |
![]() | «Роль образовательного учреждения в воспитании человека, адаптированного... Моу сош №3 р п. Земетчино состоялся семинар руководителей образовательных учреждений района на тему «Роль образовательного учреждения... | ![]() | Родителей Васильевке, рядом с селом Диканька, краем легенд, поверий,... В нежинскую гимназию высших наук, созданную по типу Царскосельского лицея для детей провинциального дворянства. Здесь учится играть... |
![]() | Доклад «Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. Движение под... Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. Движение под музыку как вид деятельности | ![]() | «Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников» Им приходится повседневно искать пути подхода к ребёнку, думать над разрешением многих конкретных ситуаций, выдвигаемых жизнью, но... |