Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования




Скачать 298.84 Kb.
НазваниеГосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
страница1/3
Дата публикации16.07.2013
Размер298.84 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Психология > Документы
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МИАССКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Утверждено
« » __________ 20 __ г.

зам. директора по учебной работе

_______________


Экспериментальная психология

учебная и рабочая программы,

методические материалы к ней

для модульно-рейтинговой системы
Специальность:

050146 «Преподавание в начальных классах с углубленной подготовкой»
Рассмотрено на заседании кафедры

Протокол № от « » __________ 20 __ г.

Зав.кафедрой психологии и педагогик
_________________________

МИАСС

2011
^ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
^ «МИАССКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
В учебно-методическом пособии представлены учебная и рабочая программы по курсу «Экспериментальная психология»; методические материалы глоссарий терминов по модулю, контрольные вопросы, задания для самостоятельной работы, темы докладов, критерии оценивания на зачете.

Пособие адресовано для студентов педагогического колледжа, обучающихся по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах с углубленной подготовкой»


©ГОУ СПО «Миасский педагогический колледж»

© Веденьева Наталья Викторовна

Содержание
1.Выписка из Государственного стандарта среднего специального образования…………….………………………..…4

2.Учебная программа……….……………………………………….5

2.1.Пояснительная записка…………………………………………5

2.2.Содержание курса……………………………..…………………8

2.3.Список литературы………………………………….…………12

3.Рабочая программа………………………………………………15

3.1.Тематический план…………………………………………….16

3.2.Контроль по экспериментальной психологии……………....18

4.Критерии оценивания знаний…………………………………..19

1.Выписка из Государственного стандарта среднего специального образования


Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов

ДДП.12


^ Экспериментальная психология:

предмет экспериментальной психологии; процедуры получения и описания эмпирических данных; виды наблюдений в психологии; стандартные способы представления и обработки данных; эксперимент и его разновидности, корреляционные исследования и квазиэкспериментальные планы; психологический эксперимент; психометрика; методы одномерного и многомерного шкалирования; типы шкал; психодиагностика; сферы применения; виды надежности и валидности процедур, внутренняя и внешняя валидность; тесты, беседа, интервью, опросники и шкалы; математические методы: дисперсионный и факторный анализ, анализ семантических структур, методы измерения личностных свойств и тестирование способностей; информационные модели в психологии


84 ч.


^ 2. Учебная программа

2.1. Пояснительная записка

Программа составлена на основании ГОС СПО к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах», квалификации «Учитель начальных классов с дополнительной подготовкой в области психологии» от 01.09.2002г., учебного плана МПК, учебников:

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Учебное пособие для студентов и преподавателей психологических факультетов. – СПб «Питер», 2006. ,– 320с.

Никандров В.В. Экспериментальная психология. Учебное пособие. – СПб «Питер», 2007. – 480с.

Готсданкер Р. Основы психологического эксперимента. Учебное пособие. Пер. с англ. – М. : Изд-во Моск. Ун-та, 2008. – 464с.

На основании выше изложенных источников была выстроена концентрическая программа с учетом специфики студентов СПО.

Экспериментальная психология занимается проблемой методов психологического исследования в целом, а также теорией психологического эксперимента, базирующегося на общенаучной теории эксперимента и, в первую очередь, включает его планирование и обработку данных. Традиция преподавания экспериментальной психологии в российских университетах началась с лекций профессора Г.И.Челпанова, который рассматривал экспериментальную психологию как учебную дисциплину по методике психологического исследования.

В данной программе представлены сведения об истории возникновения экспериментальной психологии, этапах ее становления, тенденциях развития. Подробно обсуждаются основные этапы психологического исследования и специфика организации психологического эксперимента, требования к построению и проверке тестовых методик, основные направления моделирования в психологии, типы измерительных шкал, применяемых в психологии.

Изучая экспериментальную психологию, студент углубляет и дополняет те знания, которые он получил, прослушав курс основных психологических дисциплин.

Экспериментальная психология тесно взаимосвязана с психодиагностикой, многие разделы данных дисциплин дублируются. Так, например, в курсе психодиагностики были подробно изучены такие темы как:

– процедуры получения и описания эмпирических данных;

– виды наблюдений в психологии;

– тесты, беседа, интервью, опросники;

– методы измерения личностных свойств и тестирование способностей.

Цели

1) дать студентам прочные теоретические знания и основные практические навыки, необходимые в работе психолога-практика;

2) раскрыть специфику экспериментальной психологии как особой отрасли психологической науки, связывающей теорию с практикой;

3) сформировать адекватные представления о роли и месте экспериментальной психологии в системе;

4) познакомить с логикой психологического исследования и правилами организации психологического эксперимента научить правилам проведения, способам обработки, анализа и интерпретации результатов психологического исследования;

5) раскрыть основные тенденции развития экспериментальной психологии на современном этапе;

В результате обучения студенты должны получить следующие знания и умения.

Знать:

– знать основные понятия экспериментальной психологии;

– знать требования к организации психологического исследования и психологического эксперимента;

– знать первичными и вторичными способами обработки данных ;

– знать социальные и этические аспекты организации психологического исследования и психологического эксперимента.

Уметь:

– уметь осуществлять экспериментальную работу;

– уметь выстраивать по структуре и логике психологическое исследование;

– уметь анализировать данные полученных исследований, применять их в будущей работе;

– уметь пользоваться простейшими приемами математико-статистической обработки;

– составлять психологическую характеристику личности.

Изучение данного курса позволит студентам квалифицированно и качественно проводить экспериментальную работу и адекватно использовать ее результаты в практической деятельности.

Основной формой преподавания данного курса является урок-лекция, кроме этого, для повышения и закрепления теоретических знаний в программе предусмотрены практические занятия и самостоятельная работа студентов.

^ Виды контроля предусмотрены следующие: тематический контроль, зачетные работы, контрольные работы по разделам, анализ диагностического материала, итоговый экзамен; формы – фронтальная работа, взаимопроверка, работа в группах.

Курс изучается в VIII семестре в количестве 50 часов.

Таким образом, в процессе изучения дисциплины формируются и развиваются следующие общие и профессиональные компетенции, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Перечень общих и профессиональных компетенций

Общие

Профессиональные

– понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

– организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

– осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

– самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.


– уметь планировать и реализовать в практической деятельности психологическое исследование;

– уметь организовать психологический эксперимент;

– уметь провести первичную и вторичную обработку полученных данных и делать теоретические выводы.


^ 2.2. Содержание курса

Модуль I. Предмет экспериментальной психологии ее цель и задачи

История возникновения экспериментальной психологии. Понятие предмета экспериментальной психологии. Цель и задачи экспериментальной психологии. Психодиагностика и ее связь с экспериментальной психологией. Сферы применения.

Вопросы и задания к модулю

  1. Теоретические предпосылки возникновения экспериментальной психологии.

  2. Место экспериментальной психологии в системе психологических знаний.

  3. Дайте характеристику предмета экспериментальной психологии.

  4. Каковы задачи экспериментальной психологии?

  5. Роль экспериментальной психологии в образовании.

  6. Связь экспериментальной психологии с психодиагностикой.

Самостоятельная работа по модулю

Разработать план и сделать по нему сообщение по одной из тем:

  1. Вклад В.Вундта в становление экспериментальной психологии

  2. Вклад в развитие психодиагностики А. Анастази

  3. Измерение индивидуальных различий Ф. Гальтона

  4. Экспериментальное исследование памяти Г. Эббингаузом

  5. Вклад А.Бине в измерение интеллекта

  6. Психологические исследования В. Штерна

  7. Теория организации интеллекта Ч. Спирмена

  8. Групповое тестирование Л. Термена

  9. Психологические исследования А. Гезелла

  10. Вклад в развитие психодиагностики Г. Роршаха

  11. Вклад в развитие психодиагностики Дж. Равена

  12. Исторические аспекты возникновения тестирования в образовании

  13. Становление экспериментальной психологии в Росссии

  14. Современная компьютерная психодиагностика

Глассарий по данному модулю:

Экспериментальная психология

Психодиагностика

Модуль II. Требования к построению и проверке тестовых методик

Психометрия. Психометрические требования к построению и проверки методик. Стандартизация. Выборка стандартизации. Надежность. Определение надежности измерительного инструмента. Определение стабильности изучаемого признака. Валидность, виды валидности (внутренняя и внешняя валидность).

Вопросы и задания к модулю

  1. Что такое психометрия?

  2. Дайте определение понятию «стандартизация методик»

  3. Что такое репрезентативная выборка? Как она строятся?

  4. Что такое надежность методики? Назовите и охарактеризуйте виды надежности.

  5. Что такое валидность методики? Назовите и охарактеризуйте виды валидности.

^ Глоссарий по данному модулю:

Стандартизация

Репрезентативная выборка

Надежность

Валидность
Модуль III. Психологическое исследование

Общее представление о психологическом исследовании. Виды психологического исследования (теоретическое, эмпирическое, прикладное). Общая схема научного исследования. Постановка проблемы. Выдвижение гипотезы. Планирование исследования. Сбор данных. Классификация данных. Стандартные способы представления об обработки данных. Первичная обработка данных. Вторичная обработка данных (меры центральной тенденции, меры изменчивости, меры связи, нормальное распределение). Математические методы при вторичной обработке данных: дисперсионный и факторный анализ, анализ семантических структур (критерий Фишера, коэффициент корреляции рангов Спирмена (rs), статистический критерий χ2 «хи-квадрат» К. Пирсона). Интерпретация результатов. Объяснение результатов. Обобщение результатов.

Вопросы и задания к модулю

  1. Дайте характеристику теоретическому исследованию.

  2. Дайте характеристику эмпирическому исследованию.

  3. Дайте характеристику прикладному исследованию.

  4. Дайте характеристику научному психологическому исследованию как целостному процессу.

  5. Какова последовательность этапов психологического исследования.

  6. Постановка проблемы в психологическом исследовании.

  7. Постановка гипотезы в психологическом исследовании, признаки плодотворной гипотезы.

  8. Как производиться сбор данных в психологическом исследовании.

  9. Опишите классификацию данных психологического исследования.

  10. Опишите, как проводиться первичная обработка данных.

  11. Опишите виды и суть (математической) статистической обработки.

  12. Зачем нужна интерпретация результатов?


Самостоятельная работа по модулю

  1. Составить параметры психологического исследования по заданной теме.

  2. Произвести первичную обработку данных по представленным материалам.

  3. Произвести по данным статистические расчеты: коэффициент корреляции рангов Спирмена (rs), статистический критерий χ2 «хи-квадрат» К. Пирсона, критерий Фишера.

Глассарий по данному модулю:

^ Психологическое исследование

Теоретическое исследование

Прикладное исследование

Эмпирическое исследование

Проблема исследования

Гипотеза исследования

Объект исследования

Предмет исследования

Данные исследования

Первичная обработка данных

Статистическая обработка данных
Модуль IV. Психологический эксперимент
Общая характеристика психологического эксперимента. Основные элементы экспериментального метода. Уровни эксперимента. Процедурные особенности эксперимента. Планирование эксперимента. Фиксация эксперимента. Разновидности эксперимента. Корреляционные исследования и квазиэкспериментальные планы. Эксперимент как совместная деятельность исследователя и испытуемого.
  1   2   3

Похожие:

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования iconОсуществляет подготовку по программам начального и среднего профессионального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Пензенской области
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования iconФормирование языковых компетенций у студентов в условиях образовательных...
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Мордовия среднего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования iconКомплект практических работ дисциплины
Департамент среднего профессионального образования брянской области государственное бюджетное образовательное учреждение среднего...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования iconРеспублики Коми Государственное автономное образовательное учреждение...
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования iconОтчет о результатах самообследования государственного бюджетного...
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования iconКраевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего...
По окончании курса обучения выдаются дипломы среднего профессионального образования (углубленной подготовки)
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального...
...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования iconРеспублики Коми Государственное автономное образовательное учреждение...
Примерная программа учебной дисциплины «Естествознание (физика)» для специальностей среднего профессионального образования, одобренная...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования iconСреднего профессионального образования
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования iconСреднего профессионального образования
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Камчатский колледж искусств»...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница