Программа по дисциплине дс




Скачать 159.7 Kb.
НазваниеПрограмма по дисциплине дс
Дата публикации02.07.2013
Размер159.7 Kb.
ТипПрограмма
shkolnie.ru > Психология > Программа



министерство образования и науки рф

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«новосибирский государственный педагогический университет»

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



УТВЕРЖДЕНА

Советом факультета ИФМИП

________________/Е.Ю. Булыгина/

«___» _________________ 2012 г.
Обсуждена на заседании кафедры специальной психологии ИФМИП

Протокол № __ от «__» _________ 2012 г.

________________ /А.Ф. Повещенко/

ПРОГРАММА по дисциплине

ДС.Ф.4.5. «Основы логопедии»

Направление 050700.62 Педагогика

Профиль: Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии

Квалификация: Бакалавр педагогики

Составитель:

О.С. Кирина, старший преподаватель кафедры специальной психологии ИФМИП




Новосибирск 2012

^ ВЫПИСКА ИЗ ГОССТАНДАРТА

ДПП. Ф.4.15 ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ

Теоретические и методологические основы логопедии. Классификация речевых нарушений. Виды речевых нарушений: дислалия, ринолалия, дизартрия, нарушения голоса, нарушения темпа речи, заикание, алалия, афазия, нарушения письменной речи. Причины нарушений речи. Механизмы их возникновения. Диагностика, коррекция, профилактика разных видов нарушений речи. Логопедическая работа при нарушениях слуха, зрения, интеллектуальном недоразвитии, детском церебральном параличе.
^

Цели и задачи дисциплины


Цель – познакомить студентов с различными видами речевых нарушений и коррекцией этих нарушений.

Задачи:

1. Изучить этиологию, механизмы, структуру и симптоматику нарушений речи;

2. Разработать методы обследования и приемы устранения нарушений речи у детей и взрослых;

3. Охарактеризовать взаимовлияние речи и личности ребенка;

4. Изучить особенности формирования речи у детей с различными отклонениями развития (нарушения интеллекта, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата;

5. Дать обоснование роли профилактики в предупреждении речевых нарушений.
^ Требования к уровню освоения содержания курса

Студенты должны усвоить основные виды речевых нарушений (причины, механизм их течения, методы и приемы устранения речевых нарушений, их соотнесение с известными классификациями), определять основные направления коррекционной работы, знать и учитывать психолого-педагогические особенности детей с речевыми нарушениями. Активно использовать полученные знания на практических занятиях.
^

Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоёмкость дисциплины

108



5



Аудиторные занятия

48

Лекции

30

Практические занятия

18

Лабораторные работы



Самостоятельная работа

60

Вид итогового контроля

Экзамен


^ Содержание дисциплины

Разделы дисциплины и виды занятий

№ п.п.

Тема

ЛР

ПР

СР

1.

Логопедия, общее понятие, предмет и задачи.

2




4

2.

Строение центрального и периферического артикуляционного аппарата.

2

1

7

3.

Классификация звуков русского языка.

2




7

4.

Дислалия, виды дислалии. Приемы постановки звуков. фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

4

1

4

5.

Дизартрия, общее понятие, виды, причины дизартрии. Коррекционная работа.

4

1

6

6.

Нарушения голоса и коррекция голосовых расстройств.

2

2

4

7.

Ринолалия (причины, виды, коррекционная работа).

2

1

4

8.

Общее недоразвитие речи (1,2,3,4 уровни) и коррекционная работа.

2

2

8

9.

Алалия (сенсорная и моторная). Коррекционная работа.

2

2

4

10.

Заикание (причины, виды). Коррекционная работа.

2

2

4

11.

Афазия (причины, виды). Коррекционная работа.

2

2

6

12.

Дислексия (причины, виды). Становление процесса чтения. Коррекционная работа

2

2

4

13.

Диграфия (причины, виды). Становление процесса письма. Коррекционная работа.

2

2

4




Итого:

30

18

60


Содержание разделов дисциплины

  1. Логопедия, ее предмет и задачи. Связь логопедии с другими науками. Строение речевого аппарата (центральный и периферический).

  2. Классификация звуков русского языка (артикуляционная классификация гласных и согласных. Транскрибирование.

  3. Фонетико-фонематическое недоразвитие. Основные признаки ФФН. Этиология, механизмы, диагностика, профилактика. Фонетическое и фонематическое направления коррекции. Фонематический слух и фонематическое восприятие.

  4. Общее недоразвитие речи. Психолого-педагогическая характеристика четырех уровней недоразвития речи. Этиология и механизмы, профилактика. Комплексная коррекционная работа над развитием звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия, лексикой, грамматикой, связной речью. Отличия ОНР от сходных состояний.

  5. Дислалия. Причины, механизмы, диагностика, профилактика, клинические формы (органическая, функциональная). Система логопедической работы, ее основные этапы (подготовительный, постановка звуков, закрепление, автоматизация, дифференциация). Лингвистическая характеристика по группам нарушенных звуков – сигматизм, ротоцизм, каппацизм, ламбдацизм, йотацизм, дефекты смягчения, озвончения и их исправление.

  6. Дизартрия. Причины, формы. Дизартрия как синдром ДЦП, механизмы нарушения, структура дефекта. Дифференциальная диагностика дислалии и дизартрии. Комплексная коррекционная работа.

  7. Нарушения голоса. Механизм образования голоса. Характеристика голоса – сила, высота, модулированность. Этапы формирования голоса. Причины нарушений голоса (функциональные, периферические). Формы нарушений (афония, дисфония, фонастения, ринофония). Комплексная коррекционная работа. Приемы релаксации и аутогенной тренировки в воспитании речевого голоса. Профилактика нарушений голоса.

  8. Ринолалия. Формы ринолалии (открытая, закрытая), причины. Коррекционная работа (дооперационный период и послеоперационный период). Коррекционная работа по устранению ринофонии. Психологические особенности ринолаликов.

  9. Алалия. Причины, механизм речевого нарушения, формы алалии. Моторная алалия и коррекционная работа. Сенсорная алалия и коррекционная работа. Особенности развития высших психических функций у детей с алалией. Психологические особенности алаликов.

  10. Нарушения темпа речи. Брадилалия, тахилалия. Заикание (причины, механизм, диагностика, профилактика). Формы заикания (невротическое и неврозоподобное). Характеристика речевых судорог. Коррекционная лечебно-психологическая работа, основные принципы. Психотерапия в заикании. Психологические особенности заикающихся, психологические типогрупы. Предупреждение и раннее устранение заикания у детей.

  11. Афазия. Механизм, проявления, причины, психологическое содержание процесса словесного обозначения. Формы - нейропсихологическая классификация. Психологическая картина нарушений при афферентной и эфферентной моторной афазии, динамической, семантической, акустико-гностической и акустико-мнестической сенсорной афазии. Нарушение мышления при афазии. Коррекционно-педагогическая работа по преодолению афазии.

  12. Нарушения письменной речи. Понятие о подготовленности ребенка к овладению грамотой. Причины, механизм, проявления дисграфии и дислексии. Формы дисграфии и дислексии. Профилактика нарушений речи и письма. Методика логопедической работы по устранению нарушений чтения и письма.

  13. Логопедическая работа при нарушениях слуха, зрения, интеллекта, ДЦП. Проблемы диагностики, коррекции, профилактики разных видов нарушений речи.



^

Лабораторный практикум

(не предусмотрен)




Учебно-методическое обеспечение дисциплины.


Рекомендуемая литература.
А) Основная литература:

Коррекционно- А) Основная литература:

  1. Краузе Е. Логопедия: логопедические занятия с детьми раннего и младшего возраста / Е. Краузе.  – Санкт-Петербург: Корона-Век, 2010. 

  2. Логопедия: практическое пособие для логопедов, студентов вузов и родителей / авт.-сост. В. И. Руденко.  – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. 

  3. Хватцев, М.Е. Логопедия: в 2 кн.: книга для преподавателей и студентов пед. вузов. Кн. 1 / М. Е. Хватцев ; под науч. ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской.  – Москва: ВЛАДОС, 2009.



^

Б) Дополнительная литература


  1. Белякова Л.И, Дьякова Е.А. Заикание: Учебник. М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208 с.

  2. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников: Учебно-методическое пособие. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 320 с.

  3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Учебное пособие. Издательство «Айрис-Пресс», 2008. – 224 с.


Электронные ресурсы НГПУ (авторизованный доступ)

  1. Бодрова И.С. Методика развития речи дошкольников [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс / И.С. Бодрова; Новосиб. гос. пед. ун-т, Фак. педагогики и психологии детства, Каф. общей и специальной психологии.  – Новосибирск: НГПУ, [2011]. 

http://lib.nspu.ru/file/library/190946/0e79d119083150a3.pdf.


  1. Ермаков В.А. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие /

  2. В. А. Ермаков.  – Москва: Евразийский открытый институт, 2011.

http://lib.nspu.ru/file/library/190946/e21dadcf882f2ff1.pdf



  1. Ковригина Л.В. Онтогенез и дизонтогенез речевого развития [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс / Л.В. Ковригина; Новосиб. гос. пед. ун-т.  – Новосибирск: НГПУ, 2011. 

http://lib.nspu.ru/file/library/216075/8db186f77ca5375d.pdf




^ Средства обеспечения освоения дисциплины

Краткие конспекты лекций предлагаются в электронном (формат Power Point) и «бумажном» вариантах. Для демонстрации лекций используются аудитории, оснащенные медиа-проектором, экраном и компьютером (202, 302 ауд.). Лаборатория специальной психологии и психофизиологии (318 ауд.). Компьютеры со специальными программами.

Для подготовки к занятиям студенты пользуются ресурсами научной библиотеки ФГБОУ ВПО «НГПУ», в том числе и словарями, имеющимися в читальном зале № 3.
^ Формы текущей аттестации

Промежуточный контроль представляет собой выполнение студентами домашних заданий к каждому занятию с оценкой знаний на практических занятиях. В течение семестра студенты выбирают 1-2 темы рефератов и делают по ним сообщение.
Тематика рефератов по «Основам логопедии»

  1. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков.

  2. Профилактика задержки речевого развития у дошкольников.

  3. Подготовка к школе детей с недостатками речи.

  4. Нарушение речи у детей с задержкой психического развития.

  5. Нарушение письменной речи у младших школьников.

  6. Логопедическая работа в специальном детском саду.

  7. Восстановительное обучение при афазии.

  8. Исправление заикания у школьников в процессе обучения.

  9. Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.

  10. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.

  11. Коррекция заикания у дошкольников в игре.

  12. Система профилактики нервно-психических нарушений у детей как основа предупреждения развития речевой патологии.

  13. Основные направления, форма и содержание пропаганды логопедических знаний.

  14. Онтогенез речи. Ранняя диагностика нарушений речи.

  15. Психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями.

  16. Способы и приемы выявления нарушений звукопроизношения.

  17. Характеристика основных этапов коррекционно-педагогической работы.

  18. Основные закономерности нормального развития детской речи

  19. Принципы и приемы обследования речи детей дошкольного возраста.

  20. Система коррекционно-педагогической работы с детьми при дислалии (дизартрии, ринолалии).

  21. Готовность детей дошкольного возраста к овладению письменной речи.

  22. Предупреждение нарушений письменной речи у дошкольников с нормальным речевым развитием (ФФН, ОНР).

  23. Логопедия как отрасль специальной педагогики. Ее связь с другими науками.

  24. Клиническая характеристика причин и механизмов речевых нарушений.

  25. Психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями.

  26. Принципы изучения анализа речевых нарушений.

  27. Общая характеристика фонетико-фонематических нарушений (принципы объединения речевых нарушений).

  28. Характеристика недостатков звукопроизношения по основным формам проявления (отсутствие, замена, искажение, смешение).

  29. Содержание и приемы работы по развитию слухового внимания и памяти, фонематического слуха у детей с различными нарушениями речи.

  30. Использование игр при коррекции недостатков звукопроизношения.


^ Формы промежуточной аттестации

По завершении курса студенты сдают экзамен. Экзамен проходит в форме устных ответов на вопросы билета.

Качественной подготовкой, оцениваемой на «отлично» является:

- полное знание всего учебного материала по курсу, выражающееся в строгом соответствии излагаемого студентом материалу учебника, лекций и семинарских занятий;

- свободное оперирование материалом, выражающееся в выходе за пределы тематики конкретного вопроса с целью оптимально широкого освещения вопроса;

- демонстрация знаний дополнительного материала;

- чёткие правильные ответы на дополнительные вопросы, задаваемые экзаменатором с целью выяснить объём знаний студента.

Хорошей подготовкой, оцениваемой на «хорошо» является:

- в целом знание всего учебного материала по курсу, выражающееся в недостаточно строгом соответствии излагаемого студентом материалу учебника, лекций и семинарских занятий.

- чёткие, правильные ответы на дополнительные вопросы, задаваемые экзаменатором с целью выяснить объём знаний студента.

Удовлетворительной подготовкой, оцениваемой на «удовлетворительно» является:

- недостаточно полное знание всего учебного материала по курсу, выражающееся в общем соответствии излагаемого студентом материалу учебника, лекций и семинарских занятий;

- нечёткие ответы или отсутствие ответа на дополнительные вопросы, задаваемые экзаменатором с целью выяснить объём знаний студента.

Неудовлетворительной подготовкой, оцениваемой «неудовлетворительно» является:

- недостаточное знание всего учебного материала по курсу, выражающееся в слишком общем соответствии либо отсутствии соответствия излагаемого студентом материалу учебника, лекций и семинарских занятий.

- отсутствие подготовки к экзамену или отказ студента от экзамена.
Экзаменационные вопросы

  1. Виды классификаций звуков русского языка.

  2. Дислалия, виды дислалии, причины возникновения.

  3. Коррекционная работа при дизартрии.

  4. Цели и задачи логопедической работы при ринолалии.

  5. Коррекционная работа при ОНР

  6. Ринолалия: причины, виды ринолалии.

  7. Направления логопедической работы при нарушении голоса.

  8. Общее недоразвитие речи. Причины нарушения. Уровни недоразвития речи.

  9. Виды афазии, локализация, картина нарушения.

  10. Заикание. Механизм, виды заикания.

  11. Фонетико-фонематическое недоразвитие. Причины нарушения. Коррекционная работа.

  12. Дизартрия. Причины, виды дизартрии.

  13. Этапы логопедической работы по развитию фонематического восприятия.

  14. Дисграфия, причины, виды дисграфии.

  15. Афазии, центральным дефектом которых является нарушение устной разговорной речи.

  16. Коррекционная работа по устранению дислексии.

  17. Основные виды дислексии, их характеристика.

  18. Виды алалии, их характеристика.

  19. Соотношение ОНР и алалии.

  20. Направления коррекционной работы при алалии.

  21. Направления коррекционной работы при заикании.

  22. Заикание, виды, причины заикания.

  23. Афазии, центральным дефектом которых является нарушение восприятия речи.

  24. Моторная алалия. Коррекционная работа.

  25. Сенсорная алалия. Коррекционная работа.

  26. Невротическая форма заикания.

  27. Неврозоподобная форма заикания.

  28. Направления логопедической работы при дислалии.

  29. Виды дисграфии и пути ее устранения.

  30. Сходства и различия ринолалии и дизартрии.


Методические рекомендации преподавателям

Рабочая программа по дисциплине «Основы логопедии» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

Организация занятий предусматривает использование аудиторного фонда и выходов в специальные коррекционные образовательные учреждения.

Внимание преподавателя должно быть направлено на формирование у студентов системного взгляда на природу и структуру речевых нарушений. Данный подход может быть реализован с опорой на межпредметные связи логопедии.

Для наилучшего понимания сущности рассматриваемых вопросов студенту рекомендуется уточнить имеющиеся знания об онтогенезе психического развития ребенка, специфике параллельного развития двигательной, эмоциональной, речевой сферы, а также первых слуховых и зрительных реакций в период новорожденности и младенчества.

Изучать данную дисциплину следует, переходя от темы к теме, следуя внутренней логике науки. Только так можно достичь полного понимания дисциплины, хорошей ориентации в специальной литературе, формирования новых представлений и знаний в области предупреждения, выявления и устранения нарушений речи у детей и взрослых средствами специального обучения.
^ Методические рекомендации студентам

Изучение дисциплины «Основы логопедии» предполагает обязательную самостоятельную внеаудиторную работу студентов с целью углубления и закрепления полученных теоретических сведений и совершенствования практических умений и навыков.

Основными формами самостоятельной работы являются:

  • изучение материалов лекций и соответствующих разделов учебной и научной литературы;

  • знакомство с опытом работы логопедов;

  • работа с различного рода логопедической документацией,

  • психолого-педагогическое обследование речевой деятельности детей и особенностей их психического развития.

Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Основы логопедии» строится в соответствии с тематикой лекции и семинарских занятий. По каждой пройденной теме студентам предлагаются вопросы для самопроверки и практические занятия.

Основными результатами самостоятельной работы студентов по дисциплине «Основы логопедии» должны стать улучшение качества знаний и выработка каждым студентом собственной системы общетеоретических и специальных профессиональных знаний, совокупность и широта которых формирует у него представления о типологии и структуре нарушений развития, о способах предупреждения и преодоления речевой недостаточности, о методах психолого-педагогического воздействия.

^ Материалы по самостоятельной работе

Курс охватывает проблемы теоретического и прикладного знания. Его цель – ознакомление студентов с различными видами речевых нарушений и коррекцией этих нарушений.

Курс включает разделы, посвященные различным видам нарушений речи. Содержание дисциплины построено в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, специальность 050716 – специальная психология, квалификация – специальный психолог.

Студент в ходе практической и самостоятельной работы должен подготовить сообщения и презентации по заданным темам, а так же составить сравнительную таблицу по типам нарушений речи (локализация нарушения, нарушение фонематического восприятия, нарушение фонетического восприятия).

Система контроля качества усвоения студентами содержания данной дисциплины включает следующие виды: текущий контроль проводится в форме сообщений по заданным темам. Выполнение этих работ является обязательным для всех студентов, а результаты являются основанием для зачета. Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен. Экзамен проводится в устной форме.

Похожие:

Программа по дисциплине дс iconПрограмма по дисциплине в 21 Греческий язык
Предлагаемая программа предусматривает обучение греческому (древнегреческому) языку как дисциплине предметной подготовки на первом...
Программа по дисциплине дс iconПрограмма по дисциплине ф 2 Классические языки: греческий язык
Предлагаемая программа предусматривает обучение греческому (древнегреческому) языку как дисциплине предметной подготовки на первом...
Программа по дисциплине дс iconПрограмма по дисциплине ф 4 Классические языки: греческий язык
Предлагаемая программа предусматривает обучение греческому (древнегреческому) языку как дисциплине предметной подготовки на первом...
Программа по дисциплине дс iconПрограмма учреждения высшего образования по учебной дисциплине для...
Учебная программа учреждения высшего образования составлена на основе типовой учебной программы по учебной дисциплине «Систематика...
Программа по дисциплине дс iconПрограмма по дисциплине опд. Ф. 10
...
Программа по дисциплине дс iconРабочая учебная программа. По учебной дисциплине: Математика
Программа предназначена для обучения учащихся 1-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы. Программа по курсу обучение...
Программа по дисциплине дс iconА. С. Пушкина рабочая программа по дисциплине
Рабочая программа составлена в соответствии с содержанием и требованиями Государственного общеобразовательного стандарта
Программа по дисциплине дс iconРабочая программа экзамена кандидатского минимума по дисциплине «иностранный язык»
Программа составлена в соответствии с утвержденными фгт и рекомендациями по формированию основных профессиональных образовательных...
Программа по дисциплине дс iconПрограмма по дисциплине «Информационная безопасность»
В дисциплине рассматриваются: методы и средства защиты информации в персональном компьютере и компьютерных сетях, способы хранения...
Программа по дисциплине дс iconПрограмма по дисциплине Менеджмент в книжном деле
Фигура менеджера во многом становится ведущей. Программа создана с учетом этих особенностей и с учетом основных тенденций в вопросах...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница