Скачать 158.48 Kb.
|
УТВЕРЖДЕНА Советом факультета ИФМИП ________________/Е.Ю. Булыгина/ «___» _________________ 2012 г. Обсуждена на заседании кафедры специальной психологии ИФМИП Протокол № __ от «__» _________ 2012 г. ________________ /А.Ф. Повещенко/ ПРОГРАММА по дисциплине ОПД.Р.3.23. «Психология лиц с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения» Направление 050700.62 Педагогика Профиль: Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии Квалификация: Бакалавр педагогики Составитель: ст.преподаватель кафедры спец.психологии О.А. Кожемякина Новосибирск 2012 ^ ДПП.Ф.4.10 Психология лиц с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения Полиморфность группы детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы. Синдром раннего детского аутизма (РДА) как специфическое нарушение развития. Уровни эмоциональной регуляции деятельности в детском возрасте и психологическая классификация РДА. Особенности психического и социального развития при РДА. Проблемы дифференциальной диагностики РДА. Организация и содержание психокоррекционной работы с детьми, имеющими РДА, и их семьями. Непатологические формы нарушения поведения. Дети с реактивными и конфликтными переживаниями. Синдром посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) в детском возрасте. Акцентуации характера. Патологические формы девиантного поведения: устойчивость и тотальность проявлений, специфические нарушения психического и социального развития. Дисгармонический вид психического дизонтогенеза. Организация и содержание психокоррекционной и социальной работы с детьми, имеющими нарушения поведения, и их семьями. ^ Цель – оказание психологической помощи детям с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения Задачи: 1. Изучение причин расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения в детском возрасте; 2. Оценка психики человека, имеющего расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения, с позиций целостного подхода в качестве основы для оптимальной диагностической и коррекционной практики; 3. Изучение психологических особенностей лиц, страдающих различными формами расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения; 4. Овладение методами психологической коррекции детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения и их семьям. ^ Студенты должны иметь представление об основных видах расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения, механизме их развития и условиях успешной коррекции, а также профилактике нарушений функционирования личности. Хорошо знать и учитывать особенности детей и подростков с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения в разработке системы психологической помощи. ^
^ Разделы дисциплины и виды занятий
Содержание разделов дисциплины
^ Рекомендуемая литература. А) Основная литература:
^
Электронные ресурсы НГПУ (авторизованный доступ)
^ Краткие конспекты лекций предлагаются в электронном (формат Power Point) и «бумажном» вариантах. Для демонстрации лекций используются аудитории, оснащенные медиа-проектором, экраном и компьютером (202, 302 ауд.). Лаборатория специальной психологии и психофизиологии (318 ауд.). Компьютеры со специальными программами. Для подготовки к занятиям студенты пользуются ресурсами научной библиотеки ФГБОУ ВПО «НГПУ», в том числе и словарями, имеющимися в читальном зале № 3. ^ Текущий контроль проводится в течение всех занятий в процессе усвоения каждой изучаемой темы. Текущий контроль осуществляется с целью своевременного выявления недостатков в подготовке студентов и принятия необходимых мер по совершенствованию методики преподавания дисциплины, организации познавательной и практической деятельности студентов, проведения индивидуальных консультаций. Главная функция текущей проверки – обучающая. Методы и формы такой проверки могут быть различными; они зависят от цели обучения, содержания материала, его сложности, уровня подготовки обучаемых, конкретных условий. В ходе освоения студентами содержания данного курса рекомендуется использовать такие формы контроля как: контрольные работы, тестовые задания, самостоятельные работы, терминологические диктанты, тематические рефераты. Основой для оценивания текущей успеваемости студентов являются итоги (результаты) контроля. При этом учитываются как качественные, так и количественные показатели работы студентов. Журнал учета посещаемости и успеваемости является документом, в котором записываются все проведенные занятий, выставляются оценки знаний студентов, делаются отметки о посещаемости занятий. Результаты текущего контроля отражаются преподавателями в журналах учёта посещаемости и успеваемости учебной группы и периодически обсуждаются на заседаниях кафедр и учебно-методических комиссий факультетов. Темы рефератов:
Формы итоговой аттестации Итогом изучения дисциплины является зачет, который сдают в устной форме. Список вопросов для подготовки к зачету
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Методические рекомендации преподавателям Данный курс предполагает работу преподавателя в следующих режимах: монолог, диалог. В процессе изучения курса преподаватель использует инновационные подходы к организации обучения, которые можно выразить в конкретных примерах: - В начале лекции преподаватель дает задание, по которому студент должен в конце лекции представить план только что прочитанной преподавателем лекции; - Провести краткую словарную работу по прочитанной лекции (профессиональный лексикон): - в процесс чтения лекции включаются 1 или 2 студента, заранее подготовленные к теме лекции с мини лекциями, с актуализацией какого-либо (заранее заданного) вопроса изучаемой проблемы. - Можно дать презентации студентов по 5-7 минут по заданной проблеме в ходе лекционного или семинарского занятий по фактам в ближайшем или отдаленном окружении. Не рекомендуется директивная форма выдачи занятий – допускается право выбора студентами тем для рефератов, докладов, творческих работ и т.п. Семинарские занятия рекомендуется проводить с использованием технологии проблемного обучения, технологии студенческого портфолио, с элементами диспута, дискуссии, тренинговых заданий. Семинарские занятия должны способствовать усилению мотивации студентов к выполнению заданий в рамках самостоятельной работы по разработки системы мер и перспектив продвижения студента к высшему уровню педагогического образования под руководством преподавателя. Для закрепления знаний, полученных студентами на лекционных занятий в ходе семинаров, могут быть выборочно рассмотрены вопросы и задания, предлагаемые студентам в соответствии с прочитанными лекциями. ^ Основными задачами самостоятельной работы являются: - закрепление и углубление знаний и умений студентов, полученных в ходе плановых учебных занятий; - формирование навыков рефлексивной деятельности студентов; - объективное оценивание собственных учебных достижений; - формирование умений студентов мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; - подготовка студентов к предстоящим занятиям, зачёту, конференциям, защите в последующем курсовых и выпускных квалификационных работ; - формирование культуры умственного труда, умения работать с учебной, методической и научной литературой, с информационными ресурсами, а также развитие самостоятельности в поиске и приобретении знаний и умений; - использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; - формирование навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Самостоятельная работа должна носить систематический и непрерывный характер. Предлагаемое содержание и организация самостоятельной работы ориентированы на формирования навыков самостоятельной деятельности в ходе выполнения студентами различных типов и видов самостоятельных работ, построенных с учётом внутрипредметных и межпредметных связей изучаемого материала: - самостоятельные работы по образцу, требующие переноса известного способа решения в непосредственно аналогичную или отдалённо аналогичную межпредметную ситуацию; - домашняя учебная работа. Внеаудиторные самостоятельные занятия студентов представляют собой логическое продолжение аудиторных занятий, проводятся по заданию преподавателя, который инструктирует обучаемых и устанавливает сроки выполнения задания. В отличие от других форм организации учебного процесса затраты времени на выполнение этой работы не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам обучаемый в зависимости от своих способностей и конкретных условий. Предусматривается также самостоятельная работа под руководством преподавателя в часы, определённые расписанием: разработка рефератов, программ профессионального становления студентов и других творческих заданий в соответствии с учебной программой. На аудиторных занятиях преподавателю необходимо создать мотивацию для успешного включения студентов в разработку авторских программ, дать четкие инструкции по поводу организации самостоятельной работы студентов на различных этапах, познакомить студентов с рациональными способами организации деятельности. |
![]() | Программа по дисциплине опд. Р 22 Опд. Р 22. «Психология детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата» | ![]() | Программа по дисциплине опд. Ф 9 Дисциплина опд. Ф 9 «Психопатология» должна содержать следующие дидактические единицы |
![]() | Программа по дисциплине опд. Ф 11 ... | ![]() | Программа по дисциплине опд. Р 21 ... |
![]() | Программа по дисциплине опд. Ф «Психология человека» Опд. Ф. 01. государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление 540600 педагогика степень... | ![]() | Программа по дисциплине опд. Ф. 10 ... |
![]() | Программа по дисциплине опд. Ф. 02 Ы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) | ![]() | Программа по дисциплине опд. Ф 4 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
![]() | Программа по дисциплине опд. В 29 Составитель: Ярышева А. А., старший преподаватель кафедры специальной психологии ифмип | ![]() | Программа по дисциплине опд. Р 25 Дисциплина дпп. Ф 13 «Патопсихология» должна содержать следующие дидактические единицы |