Исследование учебной мотивации первоклассников не является новой темой в научной литературе, однако исследование особенностей учебной мотивации младших школьников,




Скачать 120.67 Kb.
НазваниеИсследование учебной мотивации первоклассников не является новой темой в научной литературе, однако исследование особенностей учебной мотивации младших школьников,
Дата публикации23.05.2013
Размер120.67 Kb.
ТипИсследование
shkolnie.ru > Психология > Исследование
Повышение уровня мотивации младших школьников к обучению.
Дошкольный возраст представляет собой важный возрастной период, который отвечает за становление и формирование личности. Именно в этот возрастной период ребенок знакомится с духовными ценностями, искусством, осваивает морально-нравственные качества, необходимые для дальнейшего развития культуры ребенка и гармоничного развития личности в целом, а также формирует самооценку, которая во многом определяется положением ребенка в группе.

Учебная деятельность является важным аспектом для первоклассников, поскольку именно учеба является ведущим видом деятельности в данном возрастном периоде.

Исследование учебной мотивации первоклассников не является новой темой в научной литературе, однако исследование особенностей учебной мотивации младших школьников, готовящихся к школе в дошкольных образовательных учреждениях и в семье – это достаточно актуальная и мало изученная тема.

Большинство современных дошкольников по причине сложности устройства ребенка в дошкольное учреждение готовятся к школе только в домашних условиях. В то время как процесс подготовки к школе требует, на наш взгляд, более систематического и целенаправленного подхода, как это организуется в дошкольных учреждениях.

Особое значение в дошкольном возрасте приобретает проблема психологической готовности ребенка к школе. В данной статье нас интересует вопрос мотивационно - личностной готовности дошкольников к процессу обучения в школе.

Интерес к данной проблеме объясняется тем, что психологическую готовность ребенка к школьному обучению сравнивают с фундаментом здания, при надежной подготовке формируется и высокое качество дальнейшего развития познавательных процессов и психических функций ребенка.

В дошкольных образовательных учреждениях особая роль отводится воспитанию ребенка и подготовке его к новому социальному институту – к школе. Развитие познавательных процессов ребенка требует слаженной работы родителей и воспитателей.

Мотивы всегда формируются в индивидуальной жизни человека, а не имеются в готовом виде уже при рождении. В-третьих, мотивы не могут действовать непроизвольно. В-четвертых, не может быть внешних и внутренних мотивов, о чем говорят многие авторы (как и внешней и внутренней мотивации, что постулируют некоторые психологи). Мотивы всегда внутренние, в отличие от стимулов, вызывающих процесс мотивации, которые могут быть и внешними, и внутренними (интероцептивными). Когда же говорят о внешней мотивации и мотивах, то имеют в виду либо внешние воздействия других лиц, либо привлекательность каких-то объектов. Для того, чтобы понять, в чём кроются причины неуспеваемости ученика, нужно обратиться к вопросу его учебной мотивации. В первую очередь необходимо определить, насколько сильно его желание учиться, учится ли он из интереса к новым знаниям или из-за желания выглядеть определённым образом перед сверстниками, учителями, родителями. Затем надо постараться культивировать у ребёнка тот или иной аспект его мотивации. Когда ребенок приходит в первый класс, то в его мотивационной сфере ещё отсутствуют мотивы, направляющие его деятельность на усвоение новых знаний, на овладение общими способами действий. У ребенка к моменту поступления в школу еще сохранилась потребность принимать цели взрослых, учителя за свои собственные цели. Важно обеспечить такое формирование мотивов которое поддерживало бы эффективную и плодотворную учебную работу каждого ученика на протяжении всех лет его пребывания в школе и было бы основой для его самообразования и самосовершенствования в будущем.

Представления детей о том, для чего они учатся в школе, у детей младшего школьного возраста достаточно смутные. В основном их ответы касаются стандартных заученных фраз типа «чтобы уметь читать, писать, считать, чтобы много знать, быть умным». Уточнение этих высказываний часто заводит детей в тупик. Наиболее смышлёные высказывают предположение о возможности найти в будущем хорошую, интересную работу. Но подобная перспектива в силу своей отдалённости не может стать серьёзным стимулом к учению. Часто родителям младших школьников приходится «стимулировать» интерес к учебной деятельности методом кнута и пряника. В результате у учащихся окончательно формируется представление об учёбе как о нудном, малоприятном деле, которым приходится заниматься только под угрозой расправы или за очень приличное вознаграждение.

При появлении отметки в обучении младшего школьника среди всего многообразия мотивов главное место занимает мотив получения высокой отметки как источника других поощрений и залога эмоционального благополучия. Учебно-познавательные и другие широкие мотивы (долг, ответственность, необходимость получить образование) не занимают ведущего места на протяжении всего младшего школьного возраста. Закономерным итогом становится снижение учебной мотивации к концу этого возраста.

Существенных изменений в мотивации учения школьников от 1 к 4 классу не происходит. У школьников, отстающих в учении, наряду с самооценкой и уровнем притязаний своеобразно развивается тесно связанная с ними мотивация учения. Учебная мотивация первоклассников бедна, главным образом из-за отсутствия многих социальных мотивов. К 4 классу они в определённой мере появляются. Самый ценный элемент мотивации – учебные интересы; однако качественная сторона интересов не получает достаточного развития за эти годы обучения в школе. В 4 классе, как и в 1, интересы проявляются обычно к наиболее лёгким, не основным дисциплинам, но и они недостаточно глубоки. Чаще встречаются интересы, связанные с ориентацией на процесс выполнения отдельных действий, сохраняется и склонность к облегчённой учебной работе. В это же время упрочивается связь мотивации достижения успеха с мотивацией избегания наказания, стремление к более лёгким видам учебной работы. Желание получить более высокую отметку, сочетавшееся с мотивацией избегания наказания в 1 классе, в 4 уже не проявляется ярко – сказывается опыт длительных неудач. Появляются побочные мотивы, позволяющие утвердиться в других сферах деятельности – в занятиях спортом, музыкой и т.п. На фоне удовлетворённой в какой-либо из этих областей потребности в самоутверждении низкая успеваемость не является источником конфликтных переживаний.

Тем не менее возникновение побочных компенсаторных мотивов у отстающих 4-классников в целом не предвещает общего снижения уровня отношения к учёбе. Мотивом, часто доминирующим и придающим отрицательную окраску учебной деятельности, остаётся мотивация избегания наказания, она становится единственным ведущим мотивом у 20% учащихся. Если в 1 классе больше половины учащихся относятся к учебной работе положительно, то в 4 классе их количество сокращается до 40%, а наряду с неопределённым отношением появляется и чисто отрицательное.

Воспитать у отстающего в учении ребёнка положительное отношение к учебной деятельности – значит, опираясь на уже имеющуюся у него мотивацию, сформировать мотивы, побуждающие к этой деятельности и придающие ей определённый смысл. Первый путь воспитания положительного отношения к учению – создание устойчивой мотивации достижения успеха на базе достаточно высокой адекватной самооценки. Он осуществим только при определённой эффективности учебной работы ребёнка. Второй путь – формирование учебных интересов на основе первоначальных простейших интересов (к облегчённым механическим видам работы, к наглядности, к игровым моментам и т.д.)

Младший школьник только ещё учится понимать и принимать цели, исходящие от учителя, выполняет действия по инструкции. При правильной организации учебной деятельности младших школьников можно закладывать умения самостоятельной постановки цели. Начинает складываться умение соотнесения цели со своими возможностями.

Не все мотивы учения осознаются младшими школьниками в одинаковой степени. А реально действующие мотивы не всегда совпадают с понимаемыми, знаемыми мотивами.

^ Рекомендации для педагогов, родителей, психологов по повышению уровня учебной мотивации младших школьников
В процессе развития учебной мотивации личности, необходимо учитывать, что главным критерием в работе по повышению и улучшению учебной мотивации является формирование интереса к учеба, повышения концентрации внимания ребенка, активизации самосознания личности.

Работа учителя должна включать следующие этапы воздействия на ученика:

1.Актуализация уже сложившихся положительных мотивационных установок у учеников.

Этот пункт можно реализовать за счет педагогических методов, направленных на формирование положительной мотивации личности младшего школьника. Сюда относятся любые поощрения ребенка, связанные как с учебной, так и вне учебной деятельностью. Кроме того, педагог может поспособствовать созданию успешной атмосферы в классе, организуя не только индивидуальную, но и групповую работу, через которую многие дети гораздо быстрее раскрываются, работая в команде, недели решая учебные задачи самостоятельно.

2.Укрепление и поддержание интереса к учебе (например, за счет введения разнообразных форм уроков, активизации мыслительной деятельности, использования нестандартных, творческих педагогических методик работы в классе и т. д.).

Что касается реализации этого пункта, то здесь необходимо учесть, что существует множество различных форм уроков, таких как уроки-путешествия, интегрированные занятия и множество других форм, которые вызывают у младших школьников особый интерес, что будет помогать учителю в формировании положительной мотивации школьников.
3.Создание условия для проявления новых мотивационных установок.

Данный пункт во многом зависит как от педагогов, работающих в данном конкретном классе, так и во многом от самого классного руководителя, который отвечает за психологический климат в классе, за формирование положительных, добрых межличностных отношений между ребятами. Вообще необходимо помнить, что создание условий для проявления мотивации к учебе во многом в руках самого педагога, тем более, нельзя забывать, что авторитет взрослого, особенно в лице педагога для младших школьников является непререкаемым.

4.Формирование новых качеств у ребенка, таких как устойчивость и осознанность в учебе.

Педагог должен стремиться включать ребенка в такие виды деятельности, где он мог бы успешнее раскрыться, что поддержит его интерес к учебному процессу.

С помощью создания положительной и доверительной атмосфере на уроке учитель также будет способствовать самораскрытию ребенка. Кроме того, педагог вполне способен снижать отрицательное влияние стресса в процессе проверочных и контрольных работ, настраивая ребенка на ситуацию успеха.

Использование проблемного обучения в младшем школьном возрасте напрямую будет способствовать решению этих задач.

Для психолога рекомендуется разрабатывать коррекционные программы, направленные на коррекцию дефективных мотивационных установок личности.

Для этого необходимо учитывать индивидуальность ребенка, помочь ему раскрыться, используя его истинные возможности и способности, развивать познавательный интерес.

Кроме того, интерес ученика к общению с одноклассниками можно использовать для развития мотива совместной учебной деятельности, таким образом чрез интерес к определенному предмету развиваются познавательные мотивы ребенка.

Изучение психологом и педагогом реального уровня учебной мотивации также позволит разработать индивидуальную программу по работе с теми учениками, кто имеет ярко выраженную низкую учебную мотивацию.

Что касается рекомендаций родителям, то здесь необходимо помнить, что эмоциональная атмосфера в семье, стиль воспитания родителей — все это в полной мере влияет и на эмоциональное состояние ребенка и на его учебную мотивацию. Ситуацию успеха вполне под силу создать родителям, своевременная похвала и поддержка ребенка будут способствовать формированию и развитию высокой учебной мотивации у младших школьников.

Итак, что касается формирования учебной мотивации у ребенка младшего школьного возраста, то здесь необходимо учитывать несколько аспектов: психологический аспект, связанный с благополучным развитием эмоционально-волевой сферы ребенка. В этом направлении необходимо работать как родителям, в процессе воспитания ребенка, так и педагогам, воспитателям, отвечающим за подготовку ребенка к школе.

Дело в том, что большинство детей в младшем школьном возрасте не сразу переходят к учебной мотивации, к доминированию учебной деятельности, поэтому работа в формировании учебной мотивации должна вестись во всех направлениях. Так в процессе подготовки ребенка к школе важно поддержать его общие способности и развивать их в правильном направлении, а также добиваться с помощью педагогических приемов формирования интереса к учебной деятельности, делая занятия интересными и увлекательными. Например, воспитатель, педагог, который готовит ребенка к школе должен учитывать следующие моменты: учитывать возрастные особенности детей, зная, что дети быстро устают в таком возрасте, использовать различные физкульт-минутки, время занятий не более 20 минут, на протяжении занятий использовать различные виды деятельности. То есть выстраивать занятие согласно возрастным особенностям детей.

Если у ребенка формируется интерес к учебному занятию в процессе подготовки к школе, то соответственно, учебная мотивация будет формироваться в положительном направлении. Это значит, что ребенок будет хотеть идти в школу не для того, чтобы играть, а для того, чтобы учиться и получить новые знания.

Важным моментом в процессе разработки практических рекомендаций в целях повышения уровня учебной мотивации младших школьников, необходимо отводить психологу. Дело в том, что многие учащиеся первых классов сложно переживают процесс адаптации в новой среде, школа для них (у кого-то после детского сада, у кого-то из детей после домашней обстановки) кажется огромной, незнакомым пространством, а все незнакомое часто пугает ребенка и не приносит положительных эмоций.

Следовательно, психологу необходимо провести работу, связанную с организацией работы по адаптации личности младшего школьника. Для этого психолог в первую очередь должен определить индивидуально-психологические особенности личности, используя психологические методики и различные приемы. И с каждым ребенком организовать психологическую работу, направленную на формирование высокой адаптации личности.

Кроме того, в классе в процессе первого полугодия, особенно в начале учебной деятельности с помощью педагога, классного руководителя с подачи психолога можно использовать массу игр, направленных на формирование положительной мотивации к учебе, правильно организовать досуг детей, чтобы им было интересно даже после урочное время в школе.

И педагогам и родителям следует помнить, что для формирования внутренней мотивации к учебе для детей младшего школьного возраста необходимо настраивает детей на адаптивные модели восприятия успехов и неудач, при этом помогая детям обрести веру в свою эффективность, в то, что именно от волевых усилий ребенка можно повысить результаты его учебной деятельности. В этом случае психологическая поддержка от родителей, педагогов, психологов демонстрирует вполне реальные положительные результаты оказывая положительно воздействие на уровень учебной мотивации личности.

Ребенку необходимо объяснять, что существуют случайные успехи и неслучайные, которые в большей степени зависят от усердия ребенка к учебе. А неудачи — всегда временны, поэтому в целях повышения успешности в учебе, в проявлении поддержки детям младшего школьного возраста можно посоветовать следующие шаги: использование поощрительных мер для повышения учебной мотивации детей младшего школьного возраста:

  • Использование грамот, благодарственных писем для успевающих детей, либо тех, кто отличился во внеурочной деятельности (хороший садовод, отличный дежурный, добрый товарищ и т. д.);

  • можно использовать поручение ролей тем детям, которые сами не решаются их исполнять, боясь быть не принятыми со стороны своими сверстниками (поручение какого-либо дела, которое подходит ребенку для реализации его специальных способностей — например, ребенок хорошо рисует, поет, занимается спортом);

  • обеспечение участия всех детей в массовых мероприятиях, чтобы каждый ребенок приобрел чувство принадлежности к коллективу, быстрее подружился и сплотился с коллективом, который всегда поможет в учебе, поддержит при ошибке у доски, а не будет смеяться или дразнить при малейшем промахе.

Заключение

Таким образом, дошкольное детство – это время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности развитие творческих способностей ребенка. В основе педагогической деятельности лежит личностно-ориентированная модель воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Дошкольный период представляет собой яркую и неповторимую страницу в жизни каждого человека. На данном возрастном этапе закладываются основные ступени процесса социализации ребенка, происходит приобщение ребенка к культуре и общечеловеческим ценностям, закладывается фундамент здоровья .

Что нужно сделать для того, чтобы ребёнок научился учиться и полюбил школу? Для успешного обучения школьников необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни. Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Наиболее полезной формой работы считаю выступление на родительском собрании с рассказом об особенностях этого периода , о том, что могут сделать родители, чтобы облегчить детям адаптацию к школе и повысить мотивацию к обучению . Школа является связующим звеном между детством и взрослостью, причем если посещение дошкольного учреждения является необязательным, то посещение школы до сих пор было строго обязательным, и дети, достигая школьного возраста, понимают, что школа открывает им доступ к взрослой жизни. Отсюда и появляется желание пойти учиться в школу, чтобы занять новое место в системе общественных отношений. Именно этим, как правило, объясняется то, что дети не хотят учиться дома, а хотят учиться в школе: им недостаточно удовлетворить только познавательную потребность, им еще необходимо удовлетворить потребность в новом социальном статусе, который они получают, включаясь в учебный процесс как серьезную деятельность, приводящую к результату, важному как для ребенка, так и для окружающих его взрослых.

Похожие:

Исследование учебной мотивации первоклассников не является новой темой в научной литературе, однако исследование особенностей учебной мотивации младших школьников, iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
«Формирование экологической грамотности младших школьников через развитие учебной мотивации»
Исследование учебной мотивации первоклассников не является новой темой в научной литературе, однако исследование особенностей учебной мотивации младших школьников, iconИсследовательская работа Тема: «Изучение особенностей мотивации учебной...
Тема: «Изучение особенностей мотивации учебной деятельности в юношеском возрасте»
Исследование учебной мотивации первоклассников не является новой темой в научной литературе, однако исследование особенностей учебной мотивации младших школьников, iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет конкурс
Программа психологического сопровождения младших школьников с низким уровнем учебной мотивации
Исследование учебной мотивации первоклассников не является новой темой в научной литературе, однако исследование особенностей учебной мотивации младших школьников, iconСамообразования, взятая мной звучит так: Формирование и развитие...
Игровые технологии на уроках как средство формирования и развития учебной деятельности младших школьников.     
Исследование учебной мотивации первоклассников не является новой темой в научной литературе, однако исследование особенностей учебной мотивации младших школьников, iconРабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального образования
Целью учебной дисциплины является овладение студентами способами эффективного управления собой, формирование мотивации личного и...
Исследование учебной мотивации первоклассников не является новой темой в научной литературе, однако исследование особенностей учебной мотивации младших школьников, iconОтчет о результатах психологической диагностики обучающихся 11-х классов мбоу гимназия №24
Цель диагностики: изучение особенностей учебной мотивации одиннадцатиклассников гимназии
Исследование учебной мотивации первоклассников не является новой темой в научной литературе, однако исследование особенностей учебной мотивации младших школьников, iconА. В. Бурмистров исследование уровня подготовки по физике
Исследование уровня подготовки по физике и причин учебной пассивности школьников (этап перехода к егэ). – Ети (филиал) гоу впо мгту...
Исследование учебной мотивации первоклассников не является новой темой в научной литературе, однако исследование особенностей учебной мотивации младших школьников, iconК раматорский городской совет управления образования Городской методический...
Формирование мотивации учебной деятельности учащихся через внеклассные мероприятия по физике
Исследование учебной мотивации первоклассников не является новой темой в научной литературе, однако исследование особенностей учебной мотивации младших школьников, iconМбоу дод «Центр детского творчества» Повышение учебной мотивации...
Повышение учебной мотивации в профессиональном обучении профессии «Парикмахер» в системе дополнительного образования (Центр детского...
Исследование учебной мотивации первоклассников не является новой темой в научной литературе, однако исследование особенностей учебной мотивации младших школьников, iconПедагогические методы и приёмы стимулирования и мотивации учения
Поэтому стимулирование это фактор деятельности учителя. В самом названии “методы стимулирования и мотивации” находит отражение единство...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница