Скачать 395.93 Kb.
|
Министерство науки и образования Российской Федерации Московский государственный областной университет Кафедра социальной работы и социальной педагогики Курсовая работа по семейному консультированию на тему: Профессиональные компетенции специалиста в области семейного консультирования Работу выполнил: студент V курса факультета психологии Ерохин Владислав Работу проверила: доцент, кандидат психологических наук Суслова Татьяна Федоровна Москва 2011 СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………….3
Заключение………………………………………………………………...33 ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………………...34 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ Литературы………………………...35 ВВедение Актуальность проблемы. Современное состояние семьи в России детерминировано несколькими факторами:
Низкая культура межличностного общения в семье приводит к фрустрации значимых потребностей личности в оценке и самооценке, в признании, в эмоциональной разрядке и эмоциональном контакте, во внимании, сопереживании и понимании. Фрустрация вызывает внутриличностные конфликты, снижает удовлетворенность семейными отношениями и приводит к дестабилизации брака. Основная цель семейного консультирования — это оказание психологической помощи супругам, то есть встреча с психологом как специалистом должна помочь паре в решении проблем и налаживании межличностных отношений с окружающими. В принципе, паре, побывавшей на приеме у специалиста, должно стать лучше, чем было до этого, и если она действительно почувствовала себя лучше, то это может служить критерием того, что помощь была оказана. Однако, порою случается следующее, после консультации супругам кажется, что их проблема не была понята и не оценена, но проходит время, и те же самые люди начинают понимать, что многое из того, что обсуждалось с консультантом, было понято последними абсолютно верно, что в результате помогло им переоценить нечто в себе самих. Так же и консультант, если встречи с клиентами продолжаются, может вдруг заметить, что в его интерпретации вначале не было услышано и принято супругами, а потом взялось ими на вооружение в различных ситуациях при построении отношений с окружающими. Успех психологического семейного консультирования во многом зависит от того, как консультант решает такие важнейшие задачи, как выслушивание супругов и расширение их представлений о себе и собственной ситуации. Для пары, обращающейся за помощью к психологу, такой результат может оказаться важным не только с точки зрения повышения ее психологической стабильности, но также послужить основанием для обращения за дальнейшей помощью к другим специалистам, если это кажется необходимым. ^ Теория и практика семейного консультирования работы изучалась такими учеными как: Малкина-Пых И.Г., Березин Ф.Б., Василюк Ф.Е., Розов В.И., Бодров В.А., Рубцова В.В., Малых С.Б. и другие. ^ является семья, а также профессиональные компетенции специалиста в оказании психологической помощи консультативной работы. Предметом исследования является специфика оказания психологической помощи семье в целом, а также отдельным ее членам. Гипотеза. В связи с тем, что успех психологического семейного консультирования во многом зависит от того, как консультант решает такие важнейшие задачи, как выслушивание супругов и расширение их представлений о себе и собственной ситуации. Будет более уместно рассматривать эти нюансы не только с точки зрения объективных особенностей, а брать во внимание психологические составляющие, например, восприятие, понимание, реагирование, а также профессиональные компетенции специалиста в данной области. ^ Изучение теоретических и практических основ психологической помощи консультативной работы с семьями, раскрытие понятия семейного консультирования, характеристик основных подходов и методов в работе при семейном консультировании, а также осмысление профессиональных компетенций специалиста в данной области. ^ В данной работе были поставлены следующие задачи:
^ курсовой работы составляют труды учёных, нормативно-правовые документы и исторические материалы. Практическая значимость курсовой работы заключается в изучении и обобщении технологий психологической помощи в рамках семейного консультирования, а также рассмотрении профессиональных компетенций специалиста данной области. Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. ^ 1.1 Общее понятие о консультировании и основные стадии процесса семейного консультирования Слово «консультация» в словарях и научных трудах употребляется в нескольких значениях: это совещание, т.е. обмен мнениями специалистов по какому-либо делу; совет специалиста; учреждение, которое дает такие советы, например юридическая консультация. Таким образом, можно обобщить, что консультироваться — значит советоваться со специалистом по какому-нибудь вопросу. Психологическое консультирование имеет ярко выраженную специфику, которая определяется предметом, целями и задачами этого процесса, а также тем, как консультант осознает свою профессиональную роль в индивидуальной логике жизни семьи. На особенности консультирования влияют теоретические предпочтения, научный подход или школа, к которой принадлежит консультант. Например, стиль консультирования в русле личностно-ориентированного подхода отличается центрацией на клиенте, т.е. особым вниманием к его переживаниям и опыту. Когнитивно-поведенческий подход, или нейролингвистическое программирование (НЛП), предполагает краткосрочное консультирование, схожее с процессом социального научения или переобучения. В отечественной психологической науке термин «консультативная психология» появляется в начале 90-х гг. прошлого столетия. Она исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью человека могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способности, которые помогут ему отыскать новые возможности выхода из сложившейся трудной жизненной ситуации. Консультативная психология пытается ответить на пять основных вопросов:
При всех различиях, которые наблюдаются сегодня в понимании сущности психологического консультирования и его задач, теоретики и практики сходятся в том, что консультирование представляет собой профессиональное взаимодействие между обученным консультантом и клиентом, направленное на решение проблемы последнего состовляющего. Это взаимодействие обычно осуществляется лицом к лицу, хотя иногда может включать в себя и более двух людей. В остальном позиции расходятся. Одни полагают, что консультирование отличается от психотерапии и центрировано на более поверхностной работе (к примеру, на межличностных отношениях), и основная его задача — помочь семье или отдельному человеку посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те моменты взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются.1Другие считают консультацию одной из форм осуществления психотерапии и видят его центральную задачу в том, чтобы помочь клиенту обрести свое подлинное Я и найти в себе мужество стать этим Я.2 В последнее десятилетие наметилась тенденция расширительно использовать термин «психологическое консультирование» как синоним психологического сопровождения клиента (личности или семьи) в сложные периоды жизни. Именно такого понимания консультирования мы и будем придерживаться. В зависимости от жизненной ситуации человека или семьи (как коллективного клиента) целями консультирования могут стать те или иные изменения самосознания (формирование продуктивного отношения к жизни, принятие ее во всех проявлениях, не исключая страдания; обретение веры в свои силы и желания преодолевать трудности, восстановление распавшейся связи между членами семьи, формирование у членов семьи ответственности друг за друга и др.), поведенческие изменения (формирование способов продуктивного взаимодействия членов семьи друг с другом и с внешним миром). Психологическое консультирование семьи должно быть направлено на восстановление или преобразование связей членов семьи друг с другом и миром, на развитие умения понимать друг друга и формировать полноценное семейное Мы, гибко регулируя отношения как внутри семьи, так и с различными социальными группами. Психологическое консультирование — это целостная система. Его можно представить как разворачивающийся во времени процесс, совместно-разделенную деятельность консультанта и клиента. При работе с каждой семьей цели и задачи уникальны, как и ее жизненная ситуация, но если говорить об общей задаче консультирования семьи, то это вовсе не «обеспечение психологического комфорта» и «избавление от страданий»; главное в кризисной ситуации — помочь принять жизнь во всех ее проявлениях (не исключая страдания), пройти через жизненные трудности и, переосмыслив свои отношения с собой, другими, миром в целом, принять ответственность за свою жизнь и жизнь своих близких и продуктивно преобразовать жизненную ситуацию. Консультант осуществляет необходимую поддержку клиента, гибко изменяя ее форму и меру в соответствии с его состоянием и перспективой ближайшего развития. Семья сама и только сама может пережить события, обстоятельства и изменения своей жизни, породившие семейное неблагополучие. И никто не может сделать этого за членов семьи, как не может самый лучший учитель понять за своего ученика объясняемый материал. Консультант может лишь создать условия для изменений и стимулировать этот процесс: организовывать, направлять, обеспечивать благоприятные для него условия, стремясь к тому, чтобы он вел к совершенствованию семьи или, по крайней мере, не шел патологическим либо социально неприемлемым путем (алкоголизм, невротизация, психопатизация, самоубийство, преступление и т.п.). Таким образом, цель максимально учитывает особенности клиента и его жизненной ситуации. Основной этап консультирования — отбор и применение средств, которые позволяют создать условия, стимулирующие позитивные изменения в семейных отношениях и способствующие овладению способами продуктивного взаимодействия. На этом этапе консультант осмысливает результаты совместного исследования или отслеживания, и на их основе продумывает, какие условия необходимы для благоприятного развития семьи и личности, обретения членами семьи положительных отношений к себе, другим, миру в целом и гибкости, способности успешно контактировать между собой и с социумом, адаптироваться в нем. Затем он разрабатывает и реализует гибкие индивидуальные и групповые программы социально-психологической поддержки семьи, ее развития, ориентированные на конкретную семью и конкретных детей и взрослых и учитывающие их особенности и потребности. Предусматривается также создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи взрослым и детям, имеющим особенно сложные проблемы. Анализ промежуточных и конечных результатов совместной работы и внесение на их основе изменений в программу консультирования-сопровождения. Психологическое консультирование — пролонгированный, многостадийный процесс. Его процессуальный анализ предполагает выделение динамики, которая состоит из стадий, ступеней и шагов, причем следует различать динамику отдельной встречи (консультации или тренинга) и динамику всего процесса консультирования. Консультирование предстает как помощь клиенту в решении трех основных задач:
Первая задача соответствует диагностическому компоненту сопровождения; третью можно представить как преобразование или реабилитацию. Вторая задача решается в ходе соглашения между клиентом и психологом. Эта трехчленная модель присутствует в ряде интегративных подходов к консультированию в психологии и социальной работе.3 Рассмотрим социально-психологические проблемы семьи, которые можно свести к трем основным группам:
Одним из главных направлений работы практического семейного психолога является диагностика, она позволяет получить полную и надежную информацию о взаимоотношениях членов семьи на разных этапах их жизни. Психологи используют различные методы социально-психологической диагностики: опрос, наблюдение, эксперимент, метод социометрии, методы поперечных и продольных срезов, количественно-качественный анализ документов, тестирование. 1.2 Современные подходы к семейному консультированию Стоит отметить, что существует множество концепций семейного консультирования. Однако в последнее время практики отдают предпочтение интегративным подходам, таким как системный и структурный. Основоположники системного подхода4 рассматривают семью не просто как объединение индивидуальностей, связанных узами родства, а как целостную систему, где никто не страдает в одиночку: семейные конфликты и кризисы оказывают деструктивное влияние на всех. Поскольку семья — это система, то не так важно, какой из ее элементов изменяется. На практике изменения в поведении любого из членов семьи влияют на нее и другие входящие в нее подсистемы (других членов семьи) и одновременно испытывают воздействие с их стороны. Как заявляют исследователи, оказывая помощь семье в трудные периоды жизни важно путем конкретных целенаправленных действий изменить отношения между ее членами. При удачно выбранной стратегии и тактике работы семейная обстановка улучшается по мере того, как выполняются рекомендации специалиста. Перемены ведут к сдвигам в механизме функционирования семьи и способствуют уменьшению проявления симптомов психологического неблагополучия у одного или нескольких ее членов. Но, стоит задаться несколькими вопросами. Например, каковы функции психолога при работе с семьей? На чем будет сфокусировано его внимание в процессе консультирования? Какие средства воздействия станут основными? На эти вопросы представители многочисленных системных подходов к психологической помощи семье отвечают в зависимости от своей теоретической ориентации. Завоевавшая широкую популярность в мире работа с семьей, — структурная семейная терапия С. Минухина. В основе этого подхода лежат три аксиомы:
Семья предстает как дифференцированное целое, подсистемы которого — отдельные члены семьи или несколько ее членов. Каждая подсистема (родительская, супружеская, детская) имеет специфические функции и предъявляет к своим членам определенные требования. При этом для каждой подсистемы необходима определенная степень свободы и автономии. К примеру, для адаптации супругов друг к другу нужна определенная свобода от влияния детей и внесемейного окружения. Поэтому, серьезное значение приобретает проблема границ между семейными подсистемами. С. Минухин выделяет два типа нарушения границ: первый — их спутанность, нечеткость, размытость; второй — излишняя закрытость, приводящая к разобщенности членов семьи. Один из этих типов нарушения границ можно найти в любой неблагополучной семье. Так, выраженная размытость границ между матерью и ребенком приводит к отчуждению отца. В результате в семье начинают функционировать две автономные подсистемы: «мать-ребенок (дети)» и «отец». У детей в этом случае тормозится развитие компетентности в общении со сверстниками, а у родителей существует угроза развода. А вот у семей с разобщающими границами, наоборот, нарушена способность к формированию семейного Мы. Члены семьи настолько разобщены, что не могут удовлетворить в семье важнейшую из человеческих потребностей — в доверии, тепле и поддержке. Спутанная семья реагирует на любые изменения быстро и интенсивно, ее члены как бы заражают друг друга своим настроением. А вот в безучастной семье преобладает отчуждение, которое ребенок ощущает как холод, безлюбость и может охарактеризовать свою семью так: «У нас никому ни до кого нет дела». Описанная классификация и подход к психологической помощи направлены, в первую очередь, на осознание и преодоление неадекватной близости членов семьи, доходящей до симбиотической взаимозависимости, и помогает каждому осознать и отстроить границы между собой и другими. Роль психолога в системе С. Минухина понимается так: ему предписывается присоединиться к семье, на время как бы стать одним из ее членов. «Терапевтическое воздействие на семью, — пишет он, — является необходимой частью семейной диагностики. Терапевт не может наблюдать семью и ставить диагноз со стороны» (С.Минухин, 1978). «Вхождение» психолога в семейную систему вызывает «миникризис», имеющий важное значение: жесткие ригидные связи и отношения ослабляются, и это дает семье шанс изменить состояние своих «границ», расширить их, а значит и изменить свою структуру. С.Минухин выделяет семь категорий действий психолога по переструктурированию семьи: это актуализация семейных моделей взаимодействия; установление или разметка границ; эскалация стресса; поручение заданий; использование симптомов; стимуляция определенного настроения; поддержка, обучение или руководство. Не менее распространен еще один из вариантов системного подхода — стратегическая семейная терапия5, где основная работа терапевта направлена на формирование у членов семьи ответственности друг за друга. Иногда в рамки стратегического направления включают и вариант системной семейной терапии, разработанный в миланской научной школе. Однако здесь в центре работы — выявление и преобразование тех бессознательных «правил игры», которые поддерживают семейное неблагополучие. «Семейные игры» (впервые они описаны в трансактном анализе Эрика Берна) основаны на ошибочном представлении членов семьи о том, что возможно осуществлять односторонний контроль над межличностными отношениями в семье, манипулируя другими членами семьи. Работа психолога сначала направлена на выявление тех реакций членов семьи, которые приводят к «зацеплениям», делающим семью нездоровой (диагностика), затем — на помощь в осмыслении этих зацеплений и выработку продуктивных способов взаимодействия. Еще один конструкт, используемый для анализа супружеских взаимодействий, — представление о том, что в основе семейных конфликтов лежит бессознательная борьба супругов за власть и влияние, конкуренция и соперничество друг с другом (в российском варианте это можно выразить пословицей-вопросом: «Кто в доме хозяин?»). Работа консультанта в этой модели психотерапии сфокусирована на установлении баланса между супругами, когда выигрыши или проигрыши одного будут компенсироваться выигрышами или проигрышами другого. Психоаналитический и когнитивно-поведенческий6 подходы в семейной терапии по сравнению с системным подходом более традиционны. Анализ многочисленных теоретических построений и практики работы семейных консультантов породил яркую и удобную для повседневного употребления типологию, где все многочисленные системы работы с семьей (в зависимости от избранного психологом подхода к целям работы и понимания собственных функций) разбивают на три группы: «ведущие», «реагирующие» и «чистильщики систем». «Ведущие» терапевты авторитарны. Стремясь создать здоровые отношения в семье, они воздействуют из позиции «супер-родителя», который лучше членов семьи знает, что для ее членов хорошо или плохо и активно действует. Это полностью избавляет клиентов от самостоятельных усилий, снимает с них ответственность. Справедливости ради отметим, что для человека или семьи, обратившихся за помощью в период глубокого кризиса, такое отношение на начальном этапе консультативного процесса является не только потребным, но и единственно возможным, так как люди, только что пережившие жизненную катастрофу, нередко находятся в состоянии возрастной регрессии, когда возвращаются формы реагирования, свойственные испуганному беспомощному ребенку. В случае работы с такими клиентами (семьями или отдельными личностями) консультант сознательно принимает «родительскую позицию» и избирает стратегию дородительствования, постепенно «доращивая и довоспитывая», помогая поверить в свои силы, обрести точку опоры в себе, научиться продуктивно взаимодействовать сначала с самим собой, а затем и с окружающими. Именно этот подход представлен в данном ранее описании структурной семейной терапии7. «Реагирующие» семейные психотерапевты для того чтобы добиться позитивных изменений в семье, стараются мобилизовать ее собственный внутренний потенциал развития. Они «включаются» в обстановку и атмосферу семьи, с которой проводится работа. Такую терапию удобно выполнять вдвоем: один из психологов дает втянуть себя в создавшуюся семейную ситуацию (при этом он чаще всего принимает на себя роль ребенка), второй выступает в роли наблюдателя и держится несколько более отстраненно (как бы вне семейной системы). Если вспомнить, что реагирующие психотерапевты теоретически ориентируются прежде всего на психоанализ, то нетрудно понять и истоки такой работы, и ее сущность. Психоаналитический подход предполагает, что в своей деятельности терапевт выполняет обе эти функции (и идентификацию с клиентом, и обособление, отстранение от него). В процессе взаимодействия с клиентом он попеременно то идентифицируется с ним, глубоко проникает в его проблемы, то отстраняется от клиента и его ситуации с целью объективного суждения. Здесь же эти функции как бы «разделены между двумя психологами. «Чистильщики систем» прежде всего стремятся навести порядок в правилах, по которым живет семья. Консультант старается противодействовать неправильному поведению, заставить отказаться от незрелых и патологических форм поведения. Этот метод характерен для стратегической семейной терапии и системной семейной терапии миланской научной школы (с одним из вариантов такого подхода вы можете познакомиться, прочитав яркие и талантливые работы Вирджинии Сатир, которые переведены на русский язык и неоднократно издавались в нашей стране). Вывод: Психологическое консультирование семьи должно быть направлено на восстановление или преобразование связей членов семьи друг с другом и миром, на развитие умения понимать друг друга и формировать полноценное семейное Мы, гибко регулируя отношения как внутри семьи, так и с различными социальными группами. При работе с каждой семьей цели и задачи уникальны, как и ее жизненная ситуация, но если говорить об общей задаче консультирования семьи, то это вовсе не «обеспечение психологического комфорта» и «избавление от страданий»; главное в кризисной ситуации — помочь принять жизнь во всех ее проявлениях (не исключая страдания), пройти через жизненные трудности и, переосмыслив свои отношения с собой, другими, миром в целом, принять ответственность за свою жизнь и жизнь своих близких и продуктивно преобразовать жизненную ситуацию. Консультант осуществляет необходимую поддержку клиента, гибко изменяя ее форму и меру в соответствии с его состоянием и перспективой ближайшего развития. |
![]() | Программа по дисциплине опд. Ф 13 Понятие техники семейного консультирования. Объект, предмет и результаты психологического консультирования. Основные методы работы:... | ![]() | Курс, 1 и 2 поток 2007-2008 учебный год Вопросы и материалы к зачету по семейному праву Семейное законодательство. Компетенция субъектов РФ в области семейного законодательства |
![]() | Курсовая работа На тему «Расчет установившегося режима в нелинейной цепи» Вариант №51 Работу Рассчитать установившийся режим в линеаризованной цепи на постоянном токе, с этой целью | ![]() | Курсовая по теории менеджмента на тему «Развитие организации и ее культура» Курсовая работа оформляется в виде пояснительной записки, которая наряду с текстом включает графический, табличный и другой иллюстративный... |
![]() | Курсовая работа по курсу «рекреационное ресурсоведение» на тему:... Проблемы, сдерживающие развитие природоориентированных форм туризма в орловской области | ![]() | Курсовая работа по содержанию и методике психосоциальной работы в... Теоретические основы психосоциальной и психологической помощи в экстремальных ситуациях |
![]() | ii съезд психологов и психотерапевтов юфо РФ Профессиональная Психотерапевтическая Лига РФ, Совет по психотерапии и психологическому консультированию Краснодарского края и республики... | ![]() | Профессиональные и общие компетенции, которые сгруппированы для проверки Приготовление хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий и составляющих его профессиональных компетенций, а также общие компетенции,... |
![]() | Курсовая работа Курсовая работа состоит из одного задания. Вид графического объекта, движение которого надо будет реализовать в работе, выбирается... | ![]() | Курсовая работа «Экономический анализ» Курсовая работа оформляется в виде отдельных листов формата А4 объемом не менее 20 печатных листов |