Курсовая работа по семейному консультированию на тему: Профессиональные компетенции специалиста в области семейного консультирования Работу




Скачать 395.93 Kb.
НазваниеКурсовая работа по семейному консультированию на тему: Профессиональные компетенции специалиста в области семейного консультирования Работу
страница1/3
Дата публикации23.02.2013
Размер395.93 Kb.
ТипКурсовая
shkolnie.ru > Психология > Курсовая
  1   2   3
Министерство науки и образования Российской Федерации

Московский государственный областной университет

Кафедра социальной работы и социальной педагогики

Курсовая работа

по семейному консультированию на тему: Профессиональные компетенции специалиста в области семейного консультирования

Работу выполнил:

студент V курса

факультета психологии

Ерохин Владислав
Работу проверила:

доцент, кандидат психологических наук

Суслова Татьяна Федоровна

Москва 2011

СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….3


  1. Теоретические основы семейного консультирования……………………………….………………………………6

    1. Общее понятие о консультировании и основные стадии процесса семейного консультирования…………………..………………………………...6

    2. Современные подходы к семейному консультированию………………11

  2. Осмысление профессиональных компетенций специалиста в области семейного консультирования………………………………………18

      1. Профессиональные компетенции специалиста в процессе обучения курса семейного консультирования в высшем учебном заведении………….18

      2. Компетентность в общении как профессионально важное качество социального работника………………………………………………………….21

      3. Этапы консультативной беседы………………………………………….26

Заключение………………………………………………………………...33

ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………………...34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ Литературы………………………...35

ВВедение
Актуальность проблемы. Современное состояние семьи в России детерминировано несколькими факторами:

  • общие государственные тенденции и процессы, присущие современным брачно-семейным отношениям;

  • специфика российской культуры;

  • региональные, этнические и религиозные особенности;

  • противоречивые результаты развития семьи в условиях современного российского общества.

Низкая культура межличностного общения в семье приводит к фрустрации значимых потребностей личности в оценке и самооценке, в признании, в эмоциональной разрядке и эмоциональном контакте, во внимании, сопереживании и понимании. Фрустрация вызывает внутриличностные конфликты, снижает удовлетворенность семейными отношениями и приводит к дестабилизации брака.

Основная цель семейного консультирования — это оказание психологической помощи супругам, то есть встреча с психологом как специалистом должна помочь паре в решении проблем и налаживании межличностных отношений с окружающими.

В принципе, паре, побывавшей на приеме у специалиста, должно стать лучше, чем было до этого, и если она действительно почувствовала себя лучше, то это может служить критерием того, что помощь была оказана. Однако, порою случается следующее, после консультации супругам кажется, что их проблема не была понята и не оценена, но проходит время, и те же самые люди начинают понимать, что многое из того, что обсуждалось с консультантом, было понято последними абсолютно верно, что в результате помогло им переоценить нечто в себе самих.

Так же и консультант, если встречи с клиентами продолжаются, может вдруг заметить, что в его интерпретации вначале не было услышано и принято супругами, а потом взялось ими на вооружение в различных ситуациях при построении отношений с окружающими.

Успех психологического семейного консультирования во многом зависит от того, как консультант решает такие важнейшие задачи, как выслушивание супругов и расширение их представлений о себе и собственной ситуации. Для пары, обращающейся за помощью к психологу, такой результат может оказаться важным не только с точки зрения повышения ее психологической стабильности, но также послужить основанием для обращения за дальнейшей помощью к другим специалистам, если это кажется необходимым.

^ Научная разработанность. Теория и практика семейного консультирования работы изучалась такими учеными как: Малкина-Пых И.Г., Березин Ф.Б., Василюк Ф.Е., Розов В.И., Бодров В.А., Рубцова В.В., Малых С.Б. и другие.

^ Объектом исследования является семья, а также профессиональные компетенции специалиста в оказании психологической помощи консультативной работы.

Предметом исследования является специфика оказания психологической помощи семье в целом, а также отдельным ее членам.

Гипотеза. В связи с тем, что успех психологического семейного консультирования во многом зависит от того, как консультант решает такие важнейшие задачи, как выслушивание супругов и расширение их представлений о себе и собственной ситуации. Будет более уместно рассматривать эти нюансы не только с точки зрения объективных особенностей, а брать во внимание психологические составляющие, например, восприятие, понимание, реагирование, а также профессиональные компетенции специалиста в данной области.

^ Цель данной работы. Изучение теоретических и практических основ психологической помощи консультативной работы с семьями, раскрытие понятия семейного консультирования, характеристик основных подходов и методов в работе при семейном консультировании, а также осмысление профессиональных компетенций специалиста в данной области.

^ Основные задачи. В данной работе были поставлены следующие задачи:

  • проанализировать теоретические знания и практические умения в области оказания психологической помощи семьям в рамках семейного консультирования;

  • рассмотреть психологические подходы в работе с семьей;

  • определить основные подходы в работе с семьей;

  • изучить функции, цели и принципы семейного консультирования;

  • исследовать набор профессиональных компетенций специалиста в данной области.

^ Теоретическую основу курсовой работы составляют труды учёных, нормативно-правовые документы и исторические материалы.

Практическая значимость курсовой работы заключается в изучении и обобщении технологий психологической помощи в рамках семейного консультирования, а также рассмотрении профессиональных компетенций специалиста данной области.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.


^ Глава I Теоретические основы семейного консультирования
1.1 Общее понятие о консультировании и основные стадии процесса семейного консультирования

Слово «консультация» в словарях и научных трудах употребляется в нескольких значениях: это совещание, т.е. обмен мнениями специалистов по какому-либо делу; совет специалиста; учреждение, которое дает такие советы, например юридическая консультация. Таким образом, можно обобщить, что консультироваться — значит советоваться со специалистом по какому-нибудь вопросу.

Психологическое консультирование имеет ярко выраженную специфику, которая определяется предметом, целями и задачами этого процесса, а также тем, как консультант осознает свою профессиональную роль в индивидуальной логике жизни семьи. На особенности консультирования влияют теоретические предпочтения, научный подход или школа, к которой принадлежит консультант. Например, стиль консультирования в русле личностно-ориентированного подхода отличается центрацией на клиенте, т.е. особым вниманием к его переживаниям и опыту. Когнитивно-поведенческий подход, или нейролингвистическое программирование (НЛП), предполагает краткосрочное консультирование, схожее с процессом социального научения или переобучения.

В отечественной психологической науке термин «консультативная психология» появляется в начале 90-х гг. прошлого столетия. Она исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью человека могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способности, которые помогут ему отыскать новые возможности выхода из сложившейся трудной жизненной ситуации.

Консультативная психология пытается ответить на пять основных вопросов:

  • В чем суть процесса, возникающего между человеком (или семьей), оказавшимся в трудной ситуации и обратившимся за помощью (клиентом), и человеком, ее оказывающим (консультантом)?

  • Какие функции должен выполнять консультант и какие личностные черты, установки, знания и умения необходимы для успешного выполнения своих функций?

  • Какие резервы, внутренние силы клиента могут быть актуализированы в ходе консультирования?

  • Какие особенности налагает на процесс консультирования ситуация, сложившаяся в жизни клиента?

  • Какие приемы и техники могут быть сознательно использованы в процессе оказания помощи?

При всех различиях, которые наблюдаются сегодня в понимании сущности психологического консультирования и его задач, теоретики и практики сходятся в том, что консультирование представляет собой профессиональное взаимодействие между обученным консультантом и клиентом, направленное на решение проблемы последнего состовляющего. Это взаимодействие обычно осуществляется лицом к лицу, хотя иногда может включать в себя и более двух людей. В остальном позиции расходятся. Одни полагают, что консультирование отличается от психотерапии и центрировано на более поверхностной работе (к примеру, на межличностных отношениях), и основная его задача — помочь семье или отдельному человеку посмотреть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те моменты взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются.1Другие считают консультацию одной из форм осуществления психотерапии и видят его центральную задачу в том, чтобы помочь клиенту обрести свое подлинное Я и найти в себе мужество стать этим Я.2

В последнее десятилетие наметилась тенденция расширительно использовать термин «психологическое консультирование» как синоним психологического сопровождения клиента (личности или семьи) в сложные периоды жизни. Именно такого понимания консультирования мы и будем придерживаться. В зависимости от жизненной ситуации человека или семьи (как коллективного клиента) целями консультирования могут стать те или иные изменения самосознания (формирование продуктивного отношения к жизни, принятие ее во всех проявлениях, не исключая страдания; обретение веры в свои силы и желания преодолевать трудности, восстановление распавшейся связи между членами семьи, формирование у членов семьи ответственности друг за друга и др.), поведенческие изменения (формирование способов продуктивного взаимодействия членов семьи друг с другом и с внешним миром).

Психологическое консультирование семьи должно быть направлено на восстановление или преобразование связей членов семьи друг с другом и миром, на развитие умения понимать друг друга и формировать полноценное семейное Мы, гибко регулируя отношения как внутри семьи, так и с различными социальными группами.

Психологическое консультирование — это целостная система. Его можно представить как разворачивающийся во времени процесс, совместно-разделенную деятельность консультанта и клиента.

При работе с каждой семьей цели и задачи уникальны, как и ее жизненная ситуация, но если говорить об общей задаче консультирования семьи, то это вовсе не «обеспечение психологического комфорта» и «избавление от страданий»; главное в кризисной ситуации — помочь принять жизнь во всех ее проявлениях (не исключая страдания), пройти через жизненные трудности и, переосмыслив свои отношения с собой, другими, миром в целом, принять ответственность за свою жизнь и жизнь своих близких и продуктивно преобразовать жизненную ситуацию.

Консультант осуществляет необходимую поддержку клиента, гибко изменяя ее форму и меру в соответствии с его состоянием и перспективой ближайшего развития. Семья сама и только сама может пережить события, обстоятельства и изменения своей жизни, породившие семейное неблагополучие. И никто не может сделать этого за членов семьи, как не может самый лучший учитель понять за своего ученика объясняемый материал. Консультант может лишь создать условия для изменений и стимулировать этот процесс: организовывать, направлять, обеспечивать благоприятные для него условия, стремясь к тому, чтобы он вел к совершенствованию семьи или, по крайней мере, не шел патологическим либо социально неприемлемым путем (алкоголизм, невротизация, психопатизация, самоубийство, преступление и т.п.). Таким образом, цель максимально учитывает особенности клиента и его жизненной ситуации.

Основной этап консультирования — отбор и применение средств, которые позволяют создать условия, стимулирующие позитивные изменения в семейных отношениях и способствующие овладению способами продуктивного взаимодействия.

На этом этапе консультант осмысливает результаты совместного исследования или отслеживания, и на их основе продумывает, какие условия необходимы для благоприятного развития семьи и личности, обретения членами семьи положительных отношений к себе, другим, миру в целом и гибкости, способности успешно контактировать между собой и с социумом, адаптироваться в нем.

Затем он разрабатывает и реализует гибкие индивидуальные и групповые программы социально-психологической поддержки семьи, ее развития, ориентированные на конкретную семью и конкретных детей и взрослых и учитывающие их особенности и потребности. Предусматривается также создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи взрослым и детям, имеющим особенно сложные проблемы.

Анализ промежуточных и конечных результатов совместной работы и внесение на их основе изменений в программу консультирования-сопровождения.

Психологическое консультирование — пролонгированный, многостадийный процесс. Его процессуальный анализ предполагает выделение динамики, которая состоит из стадий, ступеней и шагов, причем следует различать динамику отдельной встречи (консультации или тренинга) и динамику всего процесса консультирования.

Консультирование предстает как помощь клиенту в решении трех основных задач:

  • определить «место, на котором в момент обращения находится семья» (В чем состоит проблема? В чем сущность семейного неблагополучия и его причины?);

  • выявить «место, куда хочет прийти путник», т.е. состояние, которого хочет достичь семья или отдельный обратившийся клиент (сформировать образ желаемого будущего, определить его реальность) и выбор направления изменений (Что делать? В каком направлении двигаться?);

  • помочь клиенту (семье) туда перебраться (Как это сделать?).

Первая задача соответствует диагностическому компоненту сопровождения; третью можно представить как преобразование или реабилитацию. Вторая задача решается в ходе соглашения между клиентом и психологом.

Эта трехчленная модель присутствует в ряде интегративных подходов к консультированию в психологии и социальной работе.3

Рассмотрим социально-психологические проблемы семьи, которые можно свести к трем основным группам:

  • добрачные;

  • супружеские;

  • проблемы взаимоотношений детей и родителей.

Одним из главных направлений работы практического семейного психолога является диагностика, она позволяет получить полную и надежную информацию о взаимоотношениях членов семьи на разных этапах их жизни.

Психологи используют различные методы социально-психологической диагностики: опрос, наблюдение, эксперимент, метод социометрии, методы поперечных и продольных срезов, количественно-качественный анализ документов, тестирование.
1.2 Современные подходы к семейному консультированию

Стоит отметить, что существует множество концепций семейного консультирования. Однако в последнее время практики отдают предпочтение интегративным подходам, таким как системный и структурный.

Основоположники системного подхода4 рассматривают семью не просто как объединение индивидуальностей, связанных узами родства, а как целостную систему, где никто не страдает в одиночку: семейные конфликты и кризисы оказывают деструктивное влияние на всех. Поскольку семья — это система, то не так важно, какой из ее элементов изменяется. На практике изменения в поведении любого из членов семьи влияют на нее и другие входящие в нее подсистемы (других членов семьи) и одновременно испытывают воздействие с их стороны.

Как заявляют исследователи, оказывая помощь семье в трудные периоды жизни важно путем конкретных целенаправленных действий изменить отношения между ее членами. При удачно выбранной стратегии и тактике работы семейная обстановка улучшается по мере того, как выполняются рекомендации специалиста. Перемены ведут к сдвигам в механизме функционирования семьи и способствуют уменьшению проявления симптомов психологического неблагополучия у одного или нескольких ее членов.

Но, стоит задаться несколькими вопросами. Например, каковы функции психолога при работе с семьей? На чем будет сфокусировано его внимание в процессе консультирования? Какие средства воздействия станут основными? На эти вопросы представители многочисленных системных подходов к психологической помощи семье отвечают в зависимости от своей теоретической ориентации.

Завоевавшая широкую популярность в мире работа с семьей, — структурная семейная терапия С. Минухина.

В основе этого подхода лежат три аксиомы:

  • Осуществляя психологическую помощь, необходимо принимать в расчет всю семью. Каждый из членов семьи должен рассматриваться как ее подсистема;

  • Терапия семьи изменяет ее структуру и приводит к изменению поведения каждого из членов семейной системы;

  • Работая с семьей, психолог присоединяется к ней, в результате возникает терапевтическая система, делающая возможными семейные изменения.

Семья предстает как дифференцированное целое, подсистемы которого — отдельные члены семьи или несколько ее членов. Каждая подсистема (родительская, супружеская, детская) имеет специфические функции и предъявляет к своим членам определенные требования. При этом для каждой подсистемы необходима определенная степень свободы и автономии. К примеру, для адаптации супругов друг к другу нужна определенная свобода от влияния детей и внесемейного окружения. Поэтому, серьезное значение приобретает проблема границ между семейными подсистемами.

С. Минухин выделяет два типа нарушения границ: первый — их спутанность, нечеткость, размытость; второй — излишняя закрытость, приводящая к разобщенности членов семьи. Один из этих типов нарушения границ можно найти в любой неблагополучной семье. Так, выраженная размытость границ между матерью и ребенком приводит к отчуждению отца. В результате в семье начинают функционировать две автономные подсистемы: «мать-ребенок (дети)» и «отец». У детей в этом случае тормозится развитие компетентности в общении со сверстниками, а у родителей существует угроза развода. А вот у семей с разобщающими границами, наоборот, нарушена способность к формированию семейного Мы. Члены семьи настолько разобщены, что не могут удовлетворить в семье важнейшую из человеческих потребностей — в доверии, тепле и поддержке.

Спутанная семья реагирует на любые изменения быстро и интенсивно, ее члены как бы заражают друг друга своим настроением. А вот в безучастной семье преобладает отчуждение, которое ребенок ощущает как холод, безлюбость и может охарактеризовать свою семью так: «У нас никому ни до кого нет дела».

Описанная классификация и подход к психологической помощи направлены, в первую очередь, на осознание и преодоление неадекватной близости членов семьи, доходящей до симбиотической взаимозависимости, и помогает каждому осознать и отстроить границы между собой и другими.

Роль психолога в системе С. Минухина понимается так: ему предписывается присоединиться к семье, на время как бы стать одним из ее членов. «Терапевтическое воздействие на семью, — пишет он, — является необходимой частью семейной диагностики. Терапевт не может наблюдать семью и ставить диагноз со стороны» (С.Минухин, 1978). «Вхождение» психолога в семейную систему вызывает «миникризис», имеющий важное значение: жесткие ригидные связи и отношения ослабляются, и это дает семье шанс изменить состояние своих «границ», расширить их, а значит и изменить свою структуру.

С.Минухин выделяет семь категорий действий психолога по переструктурированию семьи: это актуализация семейных моделей взаимодействия; установление или разметка границ; эскалация стресса; поручение заданий; использование симптомов; стимуляция определенного настроения; поддержка, обучение или руководство.

Не менее распространен еще один из вариантов системного подхода — стратегическая семейная терапия5, где основная работа терапевта направлена на формирование у членов семьи ответственности друг за друга.

Иногда в рамки стратегического направления включают и вариант системной семейной терапии, разработанный в миланской научной школе. Однако здесь в центре работы — выявление и преобразование тех бессознательных «правил игры», которые поддерживают семейное неблагополучие. «Семейные игры» (впервые они описаны в трансактном анализе Эрика Берна) основаны на ошибочном представлении членов семьи о том, что возможно осуществлять односторонний контроль над межличностными отношениями в семье, манипулируя другими членами семьи. Работа психолога сначала направлена на выявление тех реакций членов семьи, которые приводят к «зацеплениям», делающим семью нездоровой (диагностика), затем — на помощь в осмыслении этих зацеплений и выработку продуктивных способов взаимодействия.

Еще один конструкт, используемый для анализа супружеских взаимодействий, — представление о том, что в основе семейных конфликтов лежит бессознательная борьба супругов за власть и влияние, конкуренция и соперничество друг с другом (в российском варианте это можно выразить пословицей-вопросом: «Кто в доме хозяин?»). Работа консультанта в этой модели психотерапии сфокусирована на установлении баланса между супругами, когда выигрыши или проигрыши одного будут компенсироваться выигрышами или проигрышами другого.
Психоаналитический и когнитивно-поведенческий6 подходы в семейной терапии по сравнению с системным подходом более традиционны.

Анализ многочисленных теоретических построений и практики работы семейных консультантов породил яркую и удобную для повседневного употребления типологию, где все многочисленные системы работы с семьей (в зависимости от избранного психологом подхода к целям работы и понимания собственных функций) разбивают на три группы: «ведущие», «реагирующие» и «чистильщики систем».

«Ведущие» терапевты авторитарны. Стремясь создать здоровые отношения в семье, они воздействуют из позиции «супер-родителя», который лучше членов семьи знает, что для ее членов хорошо или плохо и активно действует. Это полностью избавляет клиентов от самостоятельных усилий, снимает с них ответственность. Справедливости ради отметим, что для человека или семьи, обратившихся за помощью в период глубокого кризиса, такое отношение на начальном этапе консультативного процесса является не только потребным, но и единственно возможным, так как люди, только что пережившие жизненную катастрофу, нередко находятся в состоянии возрастной регрессии, когда возвращаются формы реагирования, свойственные испуганному беспомощному ребенку. В случае работы с такими клиентами (семьями или отдельными личностями) консультант сознательно принимает «родительскую позицию» и избирает стратегию дородительствования, постепенно «доращивая и довоспитывая», помогая поверить в свои силы, обрести точку опоры в себе, научиться продуктивно взаимодействовать сначала с самим собой, а затем и с окружающими. Именно этот подход представлен в данном ранее описании структурной семейной терапии7.

«Реагирующие» семейные психотерапевты для того чтобы добиться позитивных изменений в семье, стараются мобилизовать ее собственный внутренний потенциал развития. Они «включаются» в обстановку и атмосферу семьи, с которой проводится работа. Такую терапию удобно выполнять вдвоем: один из психологов дает втянуть себя в создавшуюся семейную ситуацию (при этом он чаще всего принимает на себя роль ребенка), второй выступает в роли наблюдателя и держится несколько более отстраненно (как бы вне семейной системы).

Если вспомнить, что реагирующие психотерапевты теоретически ориентируются прежде всего на психоанализ, то нетрудно понять и истоки такой работы, и ее сущность. Психоаналитический подход предполагает, что в своей деятельности терапевт выполняет обе эти функции (и идентификацию с клиентом, и обособление, отстранение от него). В процессе взаимодействия с клиентом он попеременно то идентифицируется с ним, глубоко проникает в его проблемы, то отстраняется от клиента и его ситуации с целью объективного суждения. Здесь же эти функции как бы «разделены между двумя психологами.

«Чистильщики систем» прежде всего стремятся навести порядок в правилах, по которым живет семья. Консультант старается противодействовать неправильному поведению, заставить отказаться от незрелых и патологических форм поведения. Этот метод характерен для стратегической семейной терапии и системной семейной терапии миланской научной школы (с одним из вариантов такого подхода вы можете познакомиться, прочитав яркие и талантливые работы Вирджинии Сатир, которые переведены на русский язык и неоднократно издавались в нашей стране).

Вывод: Психологическое консультирование семьи должно быть направлено на восстановление или преобразование связей членов семьи друг с другом и миром, на развитие умения понимать друг друга и формировать полноценное семейное Мы, гибко регулируя отношения как внутри семьи, так и с различными социальными группами.

При работе с каждой семьей цели и задачи уникальны, как и ее жизненная ситуация, но если говорить об общей задаче консультирования семьи, то это вовсе не «обеспечение психологического комфорта» и «избавление от страданий»; главное в кризисной ситуации — помочь принять жизнь во всех ее проявлениях (не исключая страдания), пройти через жизненные трудности и, переосмыслив свои отношения с собой, другими, миром в целом, принять ответственность за свою жизнь и жизнь своих близких и продуктивно преобразовать жизненную ситуацию.

Консультант осуществляет необходимую поддержку клиента, гибко изменяя ее форму и меру в соответствии с его состоянием и перспективой ближайшего развития.

  1   2   3

Похожие:

Курсовая работа по семейному консультированию на тему: Профессиональные компетенции специалиста в области семейного консультирования Работу iconПрограмма по дисциплине опд. Ф 13
Понятие техники семейного консультирования. Объект, предмет и результаты психологического консультирования. Основные методы работы:...
Курсовая работа по семейному консультированию на тему: Профессиональные компетенции специалиста в области семейного консультирования Работу iconКурс, 1 и 2 поток 2007-2008 учебный год Вопросы и материалы к зачету по семейному праву
Семейное законодательство. Компетенция субъектов РФ в области семейного законодательства
Курсовая работа по семейному консультированию на тему: Профессиональные компетенции специалиста в области семейного консультирования Работу iconКурсовая работа На тему «Расчет установившегося режима в нелинейной цепи» Вариант №51 Работу
Рассчитать установившийся режим в линеаризованной цепи на постоянном токе, с этой целью
Курсовая работа по семейному консультированию на тему: Профессиональные компетенции специалиста в области семейного консультирования Работу iconКурсовая по теории менеджмента на тему «Развитие организации и ее культура»
Курсовая работа оформляется в виде пояснительной записки, которая наряду с текстом включает графический, табличный и другой иллюстративный...
Курсовая работа по семейному консультированию на тему: Профессиональные компетенции специалиста в области семейного консультирования Работу iconКурсовая работа по курсу «рекреационное ресурсоведение» на тему:...
Проблемы, сдерживающие развитие природоориентированных форм туризма в орловской области
Курсовая работа по семейному консультированию на тему: Профессиональные компетенции специалиста в области семейного консультирования Работу iconКурсовая работа по содержанию и методике психосоциальной работы в...
Теоретические основы психосоциальной и психологической помощи в экстремальных ситуациях
Курсовая работа по семейному консультированию на тему: Профессиональные компетенции специалиста в области семейного консультирования Работу icon ii съезд психологов и психотерапевтов юфо РФ
Профессиональная  Психотерапевтическая Лига РФ, Совет по психотерапии и психологическому консультированию Краснодарского края и республики...
Курсовая работа по семейному консультированию на тему: Профессиональные компетенции специалиста в области семейного консультирования Работу iconПрофессиональные и общие компетенции, которые сгруппированы для проверки
Приготовление хлебобулочных, мучных и кондитерских изделий и составляющих его профессиональных компетенций, а также общие компетенции,...
Курсовая работа по семейному консультированию на тему: Профессиональные компетенции специалиста в области семейного консультирования Работу iconКурсовая работа
Курсовая работа состоит из одного задания. Вид графического объекта, движение которого надо будет реализовать в работе, выбирается...
Курсовая работа по семейному консультированию на тему: Профессиональные компетенции специалиста в области семейного консультирования Работу iconКурсовая работа «Экономический анализ»
Курсовая работа оформляется в виде отдельных листов формата А4 объемом не менее 20 печатных листов
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница