Скачать 220.37 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет» УТВЕРЖДЕНА Советом ИФМИП Председатель Е.Ю. Булыгина _______________(подпись) «02» июня 2010 г. Обсуждена на заседании кафедры теории обучения русскому языку и педриторики Протокол № 10 от « 29 » июня 2010 г. И.Н. Зайдман ___________ (подпись) ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ГСЭ. Р.1.8. Психология и педагогика (код по УП) (наименование дисциплины) Специальность 080505.65 Управление персоналом Квалификация: менеджер Составитель: Л.В. Боглаева, ст. преподаватель Новосибирск 2010 ^ ГСЭ.Ф.06 Психология и педагогика Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознательного и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия. Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические, лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами. ^ Цель – овладеть психолого-педагогическими знаниями и навыками для эффективной реализации в будущем профессиональной управленческой деятельности. Задачи:
^ Студенты должны изучить основные понятия психологии и педагогики, основные теории, научиться читать и анализировать дополнительную литературу по курсу, стремиться к выработке собственной точки зрения, осознавать необходимость изучения данной дисциплины для будущих менеджеров; приобрести навыки самонаблюдения и наблюдения, психолого-педагогической рефлексии. ^
^
4.3. Содержание разделов дисциплины Психика и организм. Основные функции психики и явления психической жизни Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознательного и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Психика, поведение и деятельность. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Формирование образа действительности. Иллюзии восприятия. Внимание. Мнемические процессы. Воображение. Мышление и интеллект. Выготский Л.С. и Ж. Пиаже о мышлении и речи. Речь. Творческое мышление. Концепция Дж. Гилфорда. Выготский Л.С., Дружинин В.Н., Э. де Боно о творческом мышлении. Эмоционально-волевые процессы. Эмоции и чувства. Теория К. Изарда. Психология переживаний Ф. Василюка. Управление эмоциями. Психическая регуляция поведения и деятельности. Психология личности. Основные положения развития теории личности. Этапы развития теории личности: философско-литературный, психоаналитический (З.Фрейд, К.Г. Юнг, Э.Берн), гуманистический (А. Маслоу, Г. Олпорт), экспериментальный (Р. Кеттел). Российские исследователи о развитии и становлении личности. Свойства личности. Темперамент. Темперамент и деятельность. Характер. Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн о характере. Теории характера Э. Кречмера, В. Райха, К.Г. Юнга, С. Дилленгер. Способности. Концепции Л.С. Выготского., Б.М.Теплова. Общие и специальные способности. Интеллект. Развитие способностей Межличностные отношения. Общение и речь. Психология малых групп. Виды групп. Динамика развития группы. Групповые роли. Межгрупповые отношения и взаимодействия. Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Своеобразие педагогики. История становления педагогики. Представления об идеальной личности. Педагогика как теория и как практика. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, психологический процесс, педагогическая технология, педагогическая задача. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Различия социокультурных факторов, влияющих на становление личности в педагогическом процессе. Образовательная система России. Государственные стандарты образования, учебный план, учебная программа. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования. Управление образовательными системами. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Концепция обучения Л.С. Выготского. Основные направления современного обучения: традиционное, проблемное, развивающее, знаково-контекстное и другие. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические, лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Методы обучения и воспитания, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом. Воспитание в педагогическом процессе. А.П.Чехов, Л.Н. Толстой, П.Флоренский и другие о воспитании. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Л.Ф.Обухова, А.А. Бодалев о влиянии семьи на развитие личности ребенка. Примеры концепций семейного воспитания: П.Флоренский, Б. Никитин и другие. Я. Корчак о взаимодействии взрослого и ребенка. 5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 5.1. Рекомендуемая литература Основная
Дополнительная
Периодические издания.
Программное обеспечение, базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
^ : мультимедийные средства, интернет ресурсы, видеоматериалы, задания для индивидуальной и групповой работы. 6. Текущий и промежуточный контроль Текущий контроль представляет проверку и обсуждение, анализ выполнения студентами домашних заданий к каждому практическому занятию, наличие конспектов и других письменных работ. Промежуточный контроль: экзамен. Вопросы к экзамену Психология
Педагогика
^ 1) мультимедийный проектор, 3) библиотека НГПУ, 4) компьютерный класс. 7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Для студентов
^ рекомендуем вам, во-первых, определить, с какой целью вы обращаетесь к источникам: найти новую, неизвестную информацию; расширить, углубить, дополнить имеющиеся сведения; познакомиться с другими точками зрения по определенному вопросу; научиться применять полученные знания, усовершенствовать умения. Исходя из этих целей, вы будете выбирать источники: для получения основных знаний по теме, разделу следует обратиться к учебникам, название которых совпадает с наименованием курса; для выяснения терминологических вопросов – к словарям и справочникам; в получении более глубоких знаний по проблемам и отдельным темам, при подготовке докладов, рефератов вам помогут научные статьи, монографии, книги, приведенные в списках дополнительной литературы. Выбрав несколько источников для ознакомления, изучите их оглавление; это позволит определить, представлен ли там интересующий вас вопрос, проблема, в каком объеме он освещается. После этого откройте нужный раздел, параграф, просмотрите, пролистайте их, обратив внимание на заголовки и шрифтовые выделения, чтобы выяснить, как изложен необходимый материал в данном источнике (проблемно, доступно, очень просто, популярно, интересно, с представлением разных позиций, с примерами и проч.). Так вы на основании ознакомительного, просмотрового чтения из нескольких книг, статей выберете одну-две (для подготовки доклада больше) для детальной проработки. После этого переходите к изучающему и критическому видам чтения: фиксируйте в форме тезисов, выписок, конспекта основные, значимые положения, отмечайте свое согласие с автором или возможные спорные моменты, возражения. При этом известную информацию вы пропускаете, ищете в данном источнике новое, дополняющее ваши знания по предмету, определяя, что из этого важно, а что носит факультативный, дополнительный, может быть, занимательный характер. Обязательно укажите авторов, название, выходные данные источника, с которым вы работали, т.е. оформите библиографические сведения о нем. Для преподавателей Изучение курса «Психология и педагогика» связано, прежде всего, с повышением значения психологии и педагогики в современном обществе. Психология как научная область позволяет расширить рамки представлений о человеке и его психической жизни, психическом развитии, возможностях в деятельности и в общении. Педагогические знания являются неотъемлемой частью представлений о социокультурном становлении личности. Собственно сама категория личности нас отправляет в сферу социальных влияний. Важно понимание взаимосвязи психического развития и социального становления личности. Это становление происходит, в том числе, и под влиянием педагогических воздействий. Психолого-педагогическая компетентность составляет основу любой профессиональной деятельности. Современный менеджмент развивается на основе понимания значимости человека в организационной деятельности. Вопросы подбора, найма, адаптации, развития и обучения персонала требуют от руководителя овладения «конструктивными подходами к управлению персоналом и продуктивными психолого-педагогическими технологиями в выполнении практических задач» (Абульханова К.Н.). Курс «Психология и педагогика» по учебному графику изучается первым в блоке психологических дисциплин, поэтому на нем лежит задача ознакомления с понятийным аппаратом психологии и педагогики, который затем ложиться в основу таких курсов, как «Социальная психология», «Социология и психология управления», «Психология делового общения», «Конфликтология». Кроме того, необходимо отразить взаимосвязи данного курса с такими дисциплинами как «Основы управления персоналом» и «Основы менеджмента». На занятиях по курсу «Психология и педагогика» используются разные формы организации деятельности студентов: индивидуальные, парные и групповые. Студенты выполняют письменные работы: конспекты, рефераты по изучению восприятия, эмоции, теорий личности, способностей. Дискуссии по обсуждению концепций творческого мышления, педагогических воззрений, движущих сил развития личности и другие. Обращение к тестированию и самонаблюдению позволяет лучше осмыслить психологические процессы, те или иные свойства личности, сущность педагогического влияния. Чтение дополнительной литературы позволяет расширить рамки изучаемого предмета. |
![]() | Программа по дисциплине гсэ. Р психология и педагогика Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления... | ![]() | Программа по дисциплине гсэ в 12 Психология «личность» в психологии; о соотношении понятий «человек», «индивид», «субъект», «индивидуальность» |
![]() | Программа по дисциплине гсэ. Р. 3 Гсэ. Р. 3 «Профессиональный этикет в обучении и воспитании лиц с проблемами в развитии» | ![]() | Учебно-методический комплекс по дисциплине дв1 «Дисциплина по выбору... «Педагогика и психология высшей школы» является формирование у магистров целостного представления о психологии и педагогики как важнейшей... |
![]() | Программа по дисциплине опд. Ф 2 «Психология развития» Направление 050700 Педагогика, профиль 540613 Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии | ![]() | Программа по дисциплине опд. Ф «Психология человека» Опд. Ф. 01. государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление 540600 педагогика степень... |
![]() | Программа по педагогике Темы контрольных работ Фгос-3 поколения, утвержденного (приказ от 17. 01. 2011 №38 о введении фгос впо по направлениям подготовки (специальности) 060301... | ![]() | Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности... ... |
![]() | Программа итоговой государственной аттестации выпускников по дополнительной... ... | ![]() | Программа по дисциплине гсэ. В 11 Составитель: Н. Н. Вольский, доцент кафедры специальной психологии ифмип, к мед н |