Биография построена на его собственных о себе свидетельствах и содержит уникальные фотоматериалы. Isbn 5-88294-073-7 (рус.) Isbn 3-499-50152-х (нем.) Издательство «Урал ltd»




НазваниеБиография построена на его собственных о себе свидетельствах и содержит уникальные фотоматериалы. Isbn 5-88294-073-7 (рус.) Isbn 3-499-50152-х (нем.) Издательство «Урал ltd»
страница1/13
Дата публикации22.02.2013
Размер1.68 Mb.
ТипБиография
shkolnie.ru > Психология > Биография
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
Издание осуществлено при участии

Швейцарского культурного фонда

"PRO HELVETIA"

Carl Gustav Jung

mit Selbstzeugnissen

und Bilddokumenten

dargestellt von

Gerhard Wehr

Rowohlt

Герхард Вер

Карл Густав Юнг

сам свидетельствующий о себе и о своей жизни (с приложением фотодокументов и иллюстраций) перевод с немецкого

LTD

Урал LTD 1998

УДК 159

ББК 88.7

В31

Перевод с немецкого Елены АЗНАЧЕЕВОЙ

Герой предлагаемой читателю биографии — Карл Густав Юнг, основатель глубинной психологии, синтезировавший в своей психологической и психотерапевтической практике западные духовные традиции и древнюю мудрость Востока. Человек-легенда, яркий мыслитель, он оказал поистине огромное влияние на интеллектуальную жизнь XX века.

Биография построена на его собственных о себе свидетельствах и содержит уникальные фотоматериалы.

ISBN 5-88294-073-7 (рус.) ISBN 3-499-50152-Х (нем.)

Издательство «Урал LTD», 1998 Originally published under the title C. G. JUNG in the series «rowohlts monographien»

Rowohlt Taschenbuch Verlag GmbH, Reinbek bei Hamburg, 1969 Перевод — E. H. Азначеева, 1998 Дизайн серии — А. Ю. Данилов, 1998
Содержание

На рубеже 7

Начало 10

Встреча и разрыв с 3. Фрейдом 29

Элементы учения 42

Психологические типы 66

Психология и религия^ 79

Алхимия на службе психологии 97

Отношение Юнга к духовной жизни Востока 111

Психотерапия 133

Проблемы современности 152

Пространство диалога^ 168

Ответ Карлу Густаву Юнгу 175

Примечания 185

Основные даты жизни и творчества 190

Отзывы современников 196

Словарь юнгианских терминов 201

Библиография 205

Об авторе 223



^ Карл Густав Юнг

На рубеже

За последние столетия человеческий разум создал грандиозную картину человека, мира и действительности. Все, что можно было измерить, сосчитать, взвесить, нашло в ней свое место. Однако ко всему, что находится ниже или выше считающегося нормальным уровня сознания «современного» человека, относились с большим скептицизмом, предубеждением или даже с откровенной враждебностью.

При этом не было недостатка в предостережениях и указаниях, согласно которым в рамках выверенной наукой и техникой модели мира речь могла идти лишь о как бы «одноэтажном здании разума» и ничто не должно было располагаться на более высоком или более низком этажах. Если Гёте, к примеру, умел за материальными явлениями видеть первоначальную сущность, если мистикам и романтикам всех времен открывалось «мировое внутреннее пространство», если мыслители и поэты, исследовавшие проблемы человеческого существования, вглядывались в бездны судьбы и души, то не в последнюю очередь ощущалась нужда и во враче, который мог бы ставить диагнозы и искать пути исцеления.

В середине (по Мартину Хайдеггеру) «самого темного из всех предшествующих столетий» нового времени, в 1856 году, родился Зигмунд Фрейд. Ему, врачевателю душ, предстояло интеллектуальными средствами своего времени проникнуть в глубины человеческой психики и начать анализировать до той поры лишь смутно угадываемое «подсоз-

7

нательное». Первооткрывателю суждено было стать великим обличителем, признательность современников пришла много позже.

В Карле Густаве Юнге Фрейд нашел ученика, сумевшего стать для него равноправным партнером, способным на творческое сотрудничество и конструктивную критику, которой так недоставало современной психологии. Так кто же такой Юнг и чего он хочет?

Я ― врач, который имеет дело с болезнями человека и его времени и изыскивает средства, соответствующие природе недуга. Психопатологические исследования побудили меня воскресить исторические символы и образы из могильного праха. Я видел, что недостаточно избавить моих пациентов от симптомов болезни...

Нам нужны не столько идеалы, сколько немного мудрости и интроспекции, нам нужен тщательный учет религиозного опыта бессознательного. Я намеренно говорю «религиозного», потому что мне кажется, что этого опыта, который помогает сделать жизнь более здоровой или более прекрасной, более совершенной или более осмысленной для самого человека или для тех, кого он любит, достаточно, чтобы осознать: это была милость Господа.1*

Это признание престарелый Карл Густав Юнг сделал в связи с интервью с Георгом Герстером для «Вельтвохе». Заодно он дал им ответ на явный или подразумеваемый вопрос, имеем ли мы в нем приверженца средневековой мистики или восточного посвященного, религиозного реформатора или даже основателя религии нового времени. Этот вопрос напрашивается, потому что целитель душ не ограничивался врачебной практикой, а занимался также изучением сви-

Цифры указывают на примечания на с. 185 и далее.

детельств спиритически-религиозного опыта, религиозных и духовных практик Азии, равно как и раннехристианского гнозиса или алхимии позднего средневековья.

Заслуживает внимания еще один момент, если мы не хотим видеть в исследователе архетипов человеческой психики, то есть коллективного бессознательного, человека, который лишь описывает и затем анализирует опыт других, главным образом предшествующих, стадий сознания. К. Г. Юнг черпал из самонаблюдений и собственных переживаний. Его позднее произведение Воспоминания, сновидения, размышления, записанное и изданное Аниэлой Яффе, его ученицей и единомышленницей, красноречиво свидетельствует об этом. Этот собственный опыт внутреннего созерцания помогает правильно оценить многоплановый врачебный психотерапевтический труд жизни К. Г. Юнга. О том, что ему открылось в его снах и видениях, он говорит следующим образом: Они явились исходным материалом для моей научной работы. Они были огненной магмой, из которой выкристаллизовался камень.2 И еще: Все мои работы, всё, что я создал, имеет своим началом инициально-воображаемое.

Итак, мистик ли это, который вступил на таинственный путь самопознания? В любом случае к этому замечанию надо прислушаться. И кто хочет понять исследования швейцарского психолога, тот должен себе уяснить, какого рода были инициация и видения, коих сподобился К. Г. Юнг, и прежде всего — какой цели они послужили.

Начало

Карл Густав Юнг родился 26 июля 1875 года в общине Кессвиль у Боденского озера, в швейцарском кантоне Тургау, в семье пастора евангелистской реформаторской церкви Иоганна Пауля Ахиллеса Юнга (1842—1896) и его жены Эмилии, урожденной Прайсверк (1848—1923).

По данным Аниэлы Яффе, семья Юнгов происходит из Майнца. «Прадед Юнга врач Игнац Юнг (1759—1831) переехал из Майнца в Маннгейм. Во время наполеоновских войн он руководил лазаретом. Его брат, получивший позднее дворянство Сигизмунд фон Юнг (1745—1824), был баварским канцлером. Он был женат на младшей сестре фон Шлейермахера». В целом можно сказать, что религия и медицина, вера и естественные науки всегда играли большую роль в семье Юнгов. Теологи были также и со стороны матери в семье Прайсверков. Дед Юнга Карл Густав Юнг (1794—1864) был врачом, в возрасте 28 лет он приехал в Швейцарию и участвовал там в создании Базельского университета. Внук рассказывал о нем: Он был сильной и яркой личностью. Крупный организатор, необыкновенно активный, блестящий, остроумный и красноречивый. Я сам испытал его влияние. Да, да: профессор Юнг, это кое-что значило в Базеле. Его дети находились под сильным воздействием его личности.3

Когда Карлу Густаву исполняется полгода, семья пастора переезжает на четыре года в Лауфен недалеко от Рейнского водопада под Шафхаузеном. Мои первые воспоминания относятся к двух- или трехлетнему возрасту. Я помню дом пастора, сад, церковь, замок, Рейнский водопад, небольшой замок Вере и крестьянский двор церковного сторожа. Все это только островки воспоминаний...,4

10

Эти воспоминания, прежде всего то, которое уже в раннем возрасте оставило у Карла Густава неизгладимое впечатление, были, строго говоря, внутренними переживаниями («Innerungen»), Здесь, без сомнения, главный момент биографии. «Интроверсией» назовет позже психолог в своем учении о психологических типах эту углубленность в себя. В сущности, лишь те события моей жизни заслуживают рассказа о себе, в которых непреходящий мир врывался в преходящий, замечает он в возрасте 83 лет. Рядом с событиями внутренней жизни блекнут другие воспоминания, путешествия, люди и окружающий мир. Многие пережили историю своего времени и рассказали о ней; и об этом лучше всего прочитать у них или послушать их рассказы. Воспоминания о внешних фактах моей жизни по большей части потускнели или исчезли. Но все встречи с иной реальностью, столкновения с бессознательным навсегда запечатлелись в моей памяти. Там всегда были полнота и изобилие, а все другое отходило на задний план.5

Открывшаяся перед ним сфера сновидений и воображения была в течение всей его жизни источником, исходным материалом для научной работы. Значительным в этой связи является уже первое запомнившееся сновидение, которое было у него в трех- или четырехлетнем возрасте в Лауфене. Во сне, о содержании которого Юнг размышлял в течение всей своей жизни,— характерно, что он рассказал его, уже будучи зрелым человеком, в возрасте 65 лет,— мальчик видит себя перед темным, облицованным камнем прямоугольным отверстием в стене. Он находит его на большом лугу недалеко от родительского дома. В автобиографических записках говорится:

^ С любопытством я подошел ближе и посмотрел вниз. Тут я увидел каменную лестницу, которая вела в глуби-

11



Дом в Кессвиле у Боденского озера, где родился К. Г. Юнг

ну. Медленно и робко я спустился по ступенькам. Внизу находилась дверь с аркой, занавешенная зеленым занавесом. Занавес был большим и тяжелым, как из тканого материала, похожего на парчу, и мне бросилось в глаза, что он выглядел очень дорогим. Сгорая от любопытства, что же могло за ним скрываться, я раздвинул его и увидел в сумеречном свете квадратное помещение длиной около десяти метров. Сводчатый потолок был из камня, и пол также был вымощен каменными плитками. Между входом и низкой эстрадой расстилался красный ковер. На эстраде стоял необыкновенно роскошный золотой трон. Я не уверен, но кажется, его обивка была из красной ткани. Кресло было великолепным, как в сказке, настоящее королевское кресло! На нем что-то стояло. Это был гигантский предмет, который почти достигал потолка. Вначале я подумал, что это высокий ствол дерева радиу-

12



Родители: протестантский священник Иоганн Пауль Ахиллес Юнг и его жена Эмилия, урожденная Прайсверк, в марте 1876

сом около пятидесяти или шестидесяти сантиметров и высотой примерно от четырех до пяти метров. Предмет выглядел странно: он состоял из кожи и живого мяса и наверху была своего рода голова круглой шарообразной формы без лица и волос; лишь совсем сверху на месте пробора находился единственный глаз, который неподвижно смотрел вверх...6

Лишь спустя годы сновидцу приоткрывается нечто от смысла увиденного, и лишь став известным психологом, он понимает, что мальчиком пережил встречу с творческим принципом в образе фаллического архетипа. Благодаря этому детскому сну я был посвящен в тайны земли... Это была своего рода инициация в царство тьмы.1

Это и ему подобные происшествия означают начало духовного переживания, которое продолжается до самой старости и время от времени пробивает стену, разделяющую «в нормальных случаях» рациональное и иррациональное, сознательное и бессознательное, мир по эту сторону и потусторонний или кажущийся таковым мир. Это переживание стало возможным из-за повышенной чувствительности и, конечно, благодаря некоторым обстоятельствам, имеющим судьбоносный характер. Нельзя не вспомнить также о падении с лестницы и тяжелом повреждении головы: одно время Юнг находится между жизнью и смертью, позднее у него случаются обмороки. В своей автобиографии он говорит даже о роковом противодействии жизни в этом мире. Все это усиливает впечатление, что структура личности этого человека как бы расшаталась и он стал более восприимчив для картин и образов царства теней, от которого некуда было деться.

Для мальчика это явилось обстоятельством, создавшим первые существенные проблемы. Правда, внешне он живет

14

такой же жизнью, как и его сверстники (с 1879 года его отец служил в церковной общине Кляйн-Хюнинген под Базелем). Но мальчик как будто ведет двойную жизнь. Он думает, что по своей сути и в реальности он представляет собой две различные личности, которые к тому же живут в разное время. Так, он воспринимает себя как базельского школьника, который должен много заниматься, особенно по математике, физкультуре и рисованию, чтобы не отстать от своих товарищей. Вместе с тем существовал и другой мир, и он был как храм, в котором каждый приходящий преображался. Потрясенный созерцанием целостной картины мира и забывая о самом себе, он мог лишь удивляться и восхищаться. Здесь жил мой «другой», который знал Бога как таинственное, персонифицированное и одновременно сверхличное существо. Здесь ничто не отделяло человека от Бога. Было такое впечатление, как будто человеческий дух и Бог вместе смотрели на мироздание.6

Таким образом противостоят друг другу личность №1 и личность №2. Юнг указывает на то, что это наличие и взаимодействие обеих «личностей» ничего общего не имеет с раздвоением в медицинском психопатологическом смысле. Номер 2 — внутренняя сущность человека,— который играет такую важную роль в сфере религии, преобладал и в его жизни, и я всегда старался дать свободу тому, что приходило ко мне изнутри.

Из-за этой скрытой стороны его жизни он уже ребенком переживал такие странные состояния, которые если и могли быть кем-либо поняты, то скорее всего лишь его матерью. Моя мать была для меня очень хорошей матерью. От нее исходило живое тепло... Временами проявлялось ее бессознательное начало, оно было необыкновенно сильным: мрачный, могучий образ, обладающий непререкаемым авторитетом,

15

в этом не было никакого сомнения. Я был уверен, что она тоже состояла из двух личностей: первая была безобидной и доброй, в другой, напротив, было что-то жуткое.9

С отцом всё совсем по-другому. И к нему сын относился с уважением, однако вместе с тем довольно скептически. Отец не только не понимает того, что так глубоко трогает мальчика, но и, как следует из Воспоминаний, сновидений, размышлений, весьма далек от этих проблем. Теологу, добросовестно выполняющему свой служебный долг и имеющему прежде всего филологические наклонности, чужда вся сфера внутреннего опыта. Уже в молодые годы, в то время, когда отец дает ему скучные уроки для подготовки к конфирмации, Карл Густав приходит к убеждению, что многие теологи, как и его отец, совсем не знают на основании собственного религиозного опыта, что они проповедуют и пытаются объяснять. Тогда мне вдруг стало ясно, что Бог, по крайней мере для меня, был одним из наиболее надежных и непосредственных опытов. Наряду с этим существует и другое высказывание: Занятия моего №2 вызывали у меня усиливающиеся депрессии, так как в области религиозных вопросов я натыкался лишь на закрытые двери, а если таковые случайно открывались, я еще больше разочаровывался... Я чувствовал себя совершенно одиноким с моими озарениями. Я бы с удовольствием поговорил об этом с кем-нибудь, но нигде не находил точек соприкосновения напротив, я чувствовал в других отчужденность, недоверие, страх, что окончательно лишало меня дара речи. Это угнетало меня.10 Но не только подростком в переходном возрасте он чувствует себя вытолкнутым в почти невыносимое одиночество. Вся его жизнь находится под знаком тайны. И конечно, не только чувство горечи, но и трезвое представление о способности окружающих его людей к пониманию

16



В возрасте шести лет. 18 ноября 1881



Позади дома священника в Кляйн-Хюнингене под Базелем

побуждают его записать в 83-летнем возрасте: Но я и сегодня одинок, потому что я знаю и должен говорить о вещах, о которых другие люди не знают и по большей части ничего не хотят знать.11

Здесь хотелось бы вспомнить слова Фауста, которые излились в душу Юнга «как чудесный бальзам» и дали ему ответ на вопрос о сущности зла:

Что значит знать? Вот, друг мой, в чем вопрос.

На этот счет у нас не всё в порядке.

Немногих, проникавших в суть вещей

И раскрывавших всем души скрижали,

Сжигали на кострах и распинали,

Как вам известно, с самых давних дней.*
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Биография построена на его собственных о себе свидетельствах и содержит уникальные фотоматериалы. Isbn 5-88294-073-7 (рус.) Isbn 3-499-50152-х (нем.) Издательство «Урал ltd» iconThe flower of life
Издательство «София») isbn 5-344-00087-1 (Издательский Дом «Гелиос») isbn 1-891824-21-х (Light Technology Publishing)
Биография построена на его собственных о себе свидетельствах и содержит уникальные фотоматериалы. Isbn 5-88294-073-7 (рус.) Isbn 3-499-50152-х (нем.) Издательство «Урал ltd» icon© «Im-Werden-Verlag», 2003;; isbn александр Сергеевич Пушкин
Петр снисходительствовал его просьбам, просил его заботиться о своем здоровий, благодарил за ревность к учению и, крайне бережливый...
Биография построена на его собственных о себе свидетельствах и содержит уникальные фотоматериалы. Isbn 5-88294-073-7 (рус.) Isbn 3-499-50152-х (нем.) Издательство «Урал ltd» iconКнига рассчитана на широкий круг читателей. Isbn 966-344-047-3 ббк...
В книге приведены более 2000 специфических слов и выражений, присущих так называемому «одесскому языку»
Биография построена на его собственных о себе свидетельствах и содержит уникальные фотоматериалы. Isbn 5-88294-073-7 (рус.) Isbn 3-499-50152-х (нем.) Издательство «Урал ltd» iconЛитература Ориент цена
Георгий Чараев, Нодари Эриашвили и др. Информационный менеджмент. Издательство: Юнити-Дана. Isbn 978-5-238-02328-1; 2012 г
Биография построена на его собственных о себе свидетельствах и содержит уникальные фотоматериалы. Isbn 5-88294-073-7 (рус.) Isbn 3-499-50152-х (нем.) Издательство «Урал ltd» iconМосква Издательство "Республика"
Художник и фантазирование: Пер. К. М. Долгова. — М.: Республика, и настоящее. Isbn 5—250—02522—6
Биография построена на его собственных о себе свидетельствах и содержит уникальные фотоматериалы. Isbn 5-88294-073-7 (рус.) Isbn 3-499-50152-х (нем.) Издательство «Урал ltd» iconИнформационный бюллетень новых поступлений за I-II квартал 2011г
Э. Н. Кузьбожев, И. А. Козьева, М. Г. Световцева. М. Юрайт, 2011. 540с ил. (Основы наук). Библиогр.: с. 537-540. Isbn 978-5-9916-1059-9...
Биография построена на его собственных о себе свидетельствах и содержит уникальные фотоматериалы. Isbn 5-88294-073-7 (рус.) Isbn 3-499-50152-х (нем.) Издательство «Урал ltd» icon«Hackers: Heroes of the Computer Revolution, by Steven Levy»: Penguin...
«компьютерного хулигана – преступника». Mожно только «порадоваться» за труды журналистов околокомпьютерных и не очень изданий во...
Биография построена на его собственных о себе свидетельствах и содержит уникальные фотоматериалы. Isbn 5-88294-073-7 (рус.) Isbn 3-499-50152-х (нем.) Издательство «Урал ltd» icon800 современных сочинений для 5-11
С 65 литературе для 5 — 11 классов /Составители: Э. В. Велик, С. В. Музычук. Ростов-на-Дону: "Издательство баро-пресс", 2003 896...
Биография построена на его собственных о себе свидетельствах и содержит уникальные фотоматериалы. Isbn 5-88294-073-7 (рус.) Isbn 3-499-50152-х (нем.) Издательство «Урал ltd» iconРуководство командой
Г49 Прощай, стресс! Лучшие техники релаксации / Роланд Гейссельхарт, Кристиане Хофманн-Бур-карт; [пер с нем. М. Э. Рёш]. 2-е изд.,...
Биография построена на его собственных о себе свидетельствах и содержит уникальные фотоматериалы. Isbn 5-88294-073-7 (рус.) Isbn 3-499-50152-х (нем.) Издательство «Урал ltd» iconДина Сабитова Три твоих имени М.: Издательство: Розовый жираф. 2012....
А ты пой веселую песню! Пой про ландыши! — Ритка тревожно смотрит в лицо старухе. Кому же нравится, когда при нем поют и плачут....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница