Книга будет интересна для психологов, менеджеров по персоналу, руководителей различного уровня. Ббк 88. 37 Isbn 5-9268-0251-2 © Издательство «Речь»




НазваниеКнига будет интересна для психологов, менеджеров по персоналу, руководителей различного уровня. Ббк 88. 37 Isbn 5-9268-0251-2 © Издательство «Речь»
страница1/34
Дата публикации22.02.2013
Размер5.43 Mb.
ТипКнига
shkolnie.ru > Психология > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34



ББК 88.37 Б19

Бакирова Г. X.

Б19 Тренинг управления персоналом. — СПб.: Речь, 2004. — 400 с, илл.

ISBN 5-9268-0251-2

В книге проанализирована управленческая деятельность и основы социально-психологического тренинга в этой среде, изложены принципы организации тренинга, подробно описана авторская программа тренинга, включающего ряд модулей; в рамках каждого модуля приводятся справочные и раздаточные материалы, описаны психогимнастические и тематические упражнения, ролевые и деловые игры.

Книга будет интересна для психологов, менеджеров по персоналу, руководителей различного уровня.

ББК 88.37

ISBN 5-9268-0251-2

© Издательство «Речь», 2004

© Г. X. Бакирова, 2004

© П. В. Борозенец, оформление, 2004

© Г. X. Бакирова, рисунок, 2004
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................9

Раздел 1

^ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПОДГОТОВКА К НЕЙ МЕНЕДЖЕРОВ
Глава 1. Что менеджеры делают?...................................................11

Функции менеджмента или администрации........................12

Роли менеджера......................................................................13

Управленческие умения.........................................................15

Эффективность и успешность управленческой деятельности......................................................................16

Социально-психологическая компетентность.....................20

Коммуникации в менеджменте (современные тенденции) . 21
Глава 2. Тренинг менеджеров и эффективность активных методов обучения руководителей (на примере ПО «Ижорский завод»)............................................................27

Критерии эффективности социально-психологического тренинга.....................................................27

Результаты исследования эффективности тренинга на ПО «Ижорский завод».....................................29

Разработка новой программы тренинга руководителей.......40

Проблема мотивации в социально-психологическом тренинге..............................................................46
Раздел 2

^ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

Глава 1. Уровни, или виды, социально-психологического тренинга....................................................49

Первый уровень СПТ: «Психические процессы»..................51

Второй уровень СПТ: «Межличностный».............................53

Третий уровень СПТ: «Внутриличностный».........................55

Требования к тренингу менеджеров.....................................56
Глава 2. Теории и концепции, используемые в рамках СПТ руководителей................................58

Модель процесса обучения....................................................58

Социально-психологический тренинг как активный метод обучения..................................59

Бихевиоральный подход в тренинге руководителей.............60

Гуманистический подход в тренинге руководителей............69

Психоаналитический подход в тренинге руководителей.....70

Группаналитический подход в тренинге руководителей......71

Роли и функции ведущего (тренера).....................................78
Глава 3. Коммуникация как деятельность....................................81

Коммуникации в организации..............................................81

Коммуникационный процесс................................................82

Коммуникация как общение.................................................86

Структура взаимодействия.....................................................88

Динамика деловой беседы.....................................................90
Раздел 3

^ ТРЕНИНГ ОСНОВНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЕНЕДЖЕРОВ

Глава 1. Организация тренинга менеджеров................................93

Сеттинг...................................................................................93

Состав группы........................................................................95

Диагностическое интервью с участниками...........................97

Заключение контракта...........................................................98
Глава 2. Разработка программы тренинга...................................100

Композиция программы тренинга......................................100

Начальный этап тренинга....................................................101

Рабочий этап тренинга: приемы и методы обучения.........111
Раздел 4

^ МОДУЛИ ТРЕНИНГА ОСНОВНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ МЕНЕДЖЕРОВ

Глава 1. Модуль «Самопрезентация менеджера»........................128

Введение...............................................................................128

Информационный лист «Самопрезентация».....................129

Ориентировочные основы «Самопрезентация» .................131

Упражнения..........................................................................132
Глава 2. Модуль «Умение вести групповую дискуссию» (для принятия решения).......................................137

Введение...............................................................................137

Информационный лист «Лидерство»..................................137

Ориентировочные основы «Задачи руководителя дискуссии».......................................................................141

Упражнения..........................................................................141
Глава 3. Модуль «Публичное выступление»...............................163

Введение...............................................................................163

Информационный лист «Технология работы над публичным выступлением»............................................163

Ориентировочные основы «Публичное выступление» ......176

Упражнения..........................................................................177
Глава 4. Умение вести деловую беседу........................................179

Введение...............................................................................179

Ориентировочные основы «Фазы ведения беседы»...........179

Информационный лист «Барьеры коммуникации»...........181
Глава 5. Модуль «Установление и поддержание контакта».......192

Введение...............................................................................192

Информационный лист «Первая фаза беседы — контакт».... 193

Информационный лист «Психологический контакт».......212

Ориентировочные основы «Техники установления и поддержания эмоционального контакта с собеседником» .215

Информационный лист «Сензитивность как основа социально-психологической компетентности руководителя»..218

5

Информационный лист «Психологическая наблюдательность. Барьеры восприятия людьми друг друга как помехи коммуникации»..................................................221

Разминочные упражнения...................................................226

Упражнения на развитие сензитивности, эмпатии............231

Ролевые игры........................................................................236

Информационный лист «Социальные роли».....................237

Ролевые игры на установление контакта с незнакомыми людьми.............................239

Упражнения на установление контакта между членами группы........................243

Деловые и ролевые игры, имитирующие управленческие ситуации.....................248

^ Глава 6. Модуль «Прием и передача сообщений/информации» 254

Введение...............................................................................254

Информационный лист «Вторая фаза беседы — ориентация и умение слушать собеседника».................255

Информационный лист «Техники активного (рефлексивного) слушания»...........................................258

Ориентировочные основы «Техники активного слушания»........................................................................266

Разминочные упражнения...................................................269

Психогимнастические упражнения на развитие

внимания, быстроту мышления.....................................272

Упражнения для «сухого плавания»....................................273

Упражнения, с использованием управленческих ситуаций..........................................................................279

Деловые игры........................................................................286

Ролевые игры........................................................................291
Глава 7. Модуль «Умение убеждать, использовать аргументацию».......................................297

Введение...............................................................................297

Информационный лист «Третья фаза беседы — решение, оценка»....................................297

Ориентировочные основы «Техники развития мыслей» .... 299

Информационный лист «Техники аргументации и контраргументации» .................................................... 300

6

Общие рекомендации...........................................................301

Информационный лист «Четвертая фаза беседы — результат»............................................................305

Типичные ошибки беседы в целом......................................306

Психогимнастические разминочные упражнения.............307

Упражнения для отработки техник аргументации..............308

Ролевые игры........................................................................311
^ Глава 8. Модуль «Умение снижать эмоциональное напряжение во время беседы, восстанавливать контакт с собеседником» 322

Введение...............................................................................322

Информационный лист «Беседа в эмоционально напряженной конфликтной ситуации».........................323

Ориентировочные основы «Техники поддержания контакта и снижения эмоционального напряжения у собеседника»............................330

Разминочные упражнения...................................................332

Ролевые игры.........................................................................336
ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Вопросы, выясняемые на предварительном собеседовании с участником тренинга......342

Приложение 2. Деловая игра «Мотивация» (Г. X. Бакирова) .... 343

Приложение 3. Деловая игра «Воздушная катастрофа в пустыне»..............................345

Приложение 4. Деловая игра-тренинг «Контауд» (Г. X. Бакирова) ..................................... 347

Приложение 5. ДИ «SWOT» (Бакирова Г. X.).............................359

Приложение 6. ДИ «Принципы менеджмента»: Протокол.......361

Приложение 7. Анкета по оценке поведения руководителя дискуссии......................................362

Приложение 8. Материал для подготовки к публичному выступлению. «Образование в Японии: особенности японской системы подготовки кадров» (Травин В. В., Дятлов В. А.)...................................364

7

Приложение 9. Психогимнастика: пантомимическая часть.....379

Приложение 10. Темы психорисунков........................................382

Приложение 11. Деловая игра-тренинг «ДИАЛОГ»

(Бакирова Г. X.).......................................................................383

ЛИТЕРАТУРА..............................................................................394
ВВЕДЕНИЕ

В 1990-х в Европе и в Америке пришли к пониманию того, что технические навыки необходимы, но не достаточны для успешного менеджмента. Сегодня, когда конкуренция в России все возрастает, менеджеры не могут достигать успеха, обладая только техническими навыками. Им необходимо получить хорошие навыки и умения работы с людьми. Так, Центр креативного лидерства в Гринсборо (Северная Каролина) установил, что половина всех менеджеров и 30% старших менеджеров испытывают некоторые трудности в работе с людьми (Milbank, 1990). Исследование 191 руководителя высшего звена 500 компаний, которое было направлено на поиск ответа на вопрос о том, почему менеджеры терпят неудачу, выявило основную причину: их слабые межличностные навыки (Hymowitz, 1988, р. 58.)

Отечественные исследователи и теоретики также давно отмечали необходимость повышения так называемой социально-психологической, или коммуникативной, компетентности менеджеров для достижения ими большей эффективности своей работы (Атва-тер, 1984; Валдовска, 1983; Кидрон, 1979; Мицич, 1983; Петерсон, 1973; Петровская, 1982; Реньге, 1986; и др.).

Мы в свое время указывали на то, что руководитель в первую очередь должен быть профессионально компетентным человеком. Так, например, для руководителей на производстве, непосредственно в цехах, компетентность в технических вопросах помогает во многих отношениях: выпускать продукцию; пользоваться уважением у своих подчиненных как руководитель; быть учителем (тьютором), консультантом для подчиненных; внедрять новые методы работы; решать производственные проблемы и т. д.

Руководитель также должен обладать организаторскими способностями, способностью и умением руководить, управлять деятельностью других людей. А вот для этого он должен разбираться в людях, уметь выявлять и развивать индивидуальные способности каждого, определять потребности подчиненных для повышения их мотивации к труду. Кроме того, он должен уметь взаимодействовать с подчиненными так, чтобы достигать целей организации. Таким образом, третьим необходимым условием является социально-психологическая и коммуникативная компетентность руководителя (Бакирова 1987, 1997).

Основная цель нашей работы — помочь руководителям или будущим руководителям в достижении ими большей эффективности их работы.

Раздел 1

^ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПОДГОТОВКА К НЕЙ МЕНЕДЖЕРОВ

Глава 1

ЧТО МЕНЕДЖЕРЫ ДЕЛАЮТ?

Для того чтобы повышать эффективность работы менеджеров, нужно определиться с ролью менеджера в организации и с функциями, которые он выполняет. Менеджеры добиваются того, чтобы что-то было сделано посредством деятельности других людей. Они принимают решения, размещают ресурсы и направляют активность других для достижения целей, работая в организации.

Организацию можно определить как сознательно координируемое социальное образование, состоящее из двух или более человек и функционирующее на относительно продолжительной основе для достижения общей цели или набора целей (Robbins, 1993). Опираясь на данное определение, к организациям можно отнести производственные, сервисные фирмы, школы, больницы, церкви, отделения милиции, местные, государственные и правительственные учреждения. Люди, которые предвидят деятельность других и ответственные за достижение целей в этих организациях, являются их менеджерами (иногда их называют по-другому, например администраторами, особенно в некоммерческих организациях).

11

^ Функции менеджмента или администрации

Еще в начале века Хенри Файоль писал, что все менеджеры исполняют пять функций управления: планирование, организация, руководство, координация и контроль (Fayol, 1916). Сейчас их свели к четырем: 1) планирование, 2) организация, 3) лидерство (указание, руководство, от англ. leading), 4) контроль (от англ. controlling) или регулирование.

Поскольку основное предназначение организации состоит в достижении тех или иных целей, кто-то должен определить эти цели, а также средства, которыми можно их достичь. Обычно эти задачи решают менеджеры или администраторы. Функция планирования включает определение целей организации, установление общей стратегии для достижения этих целей и развитие всесторонней иерархии планов для интеграции и координации различных видов деятельности.

Менеджеры ответственны и за проектирование организационной структуры. Функция организации предполагает определение того, какие задания должны быть выполнены, кто их должен выполнять, как нужно сгруппировать задания, кто перед кем отчитывается и где принимаются решения.

Каждая организация включает в себя людей, и задача менеджера — направлять и координировать деятельность этих людей. В этом заключается руководящая функция. Руководство как функция включает также мотивирование подчиненных, направление их активности, отбор наиболее эффективных каналов коммуникации, разрешение конфликтов в организации.

Последняя функция, выполняемая менеджерами, — это контроль или регулирование. Цели установлены, планы сформулированы, структурные разграничения сделаны, люди наняты, обучены и мотивированы, — и все равно остается вероятность того, что что-то пойдет неправильно, плохо. Менеджеры проверяют и контролируют организационное исполнение и производительность, чтобы удостовериться в том, что все идет так, как должно быть. Необходимо сравнивать выполнение работы с предварительно поставленными целями. При обнаружении существенных отклонений менеджер должен направить деятельность организации в нужное русло.

12

^ Глава 1. Что менеджеры делают ?

Итак, под регулирующей или контролирующей, функцией понимают проверку деятельности работников, с тем чтобы обеспечить выполнение запланированного, сравнение и корректировку существенных отклонений (Robbins, 1993).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34

Похожие:

Книга будет интересна для психологов, менеджеров по персоналу, руководителей различного уровня. Ббк 88. 37 Isbn 5-9268-0251-2 © Издательство «Речь» iconКнига предназначена для всех, кто хочет овладеть методами управления...
Книга предназначена для всех, кто хочет овладеть методами управления собственной мотивацией и мотивацией других людей
Книга будет интересна для психологов, менеджеров по персоналу, руководителей различного уровня. Ббк 88. 37 Isbn 5-9268-0251-2 © Издательство «Речь» iconКнига предназначена для студентов, обучающихся по специальности «Психоло­гия»
Книга предназначена для студентов, обучающихся по специальности «Психоло­гия», семейных психологов и психотерапевтов, психологов-консультантов,...
Книга будет интересна для психологов, менеджеров по персоналу, руководителей различного уровня. Ббк 88. 37 Isbn 5-9268-0251-2 © Издательство «Речь» iconИ. И. Мамайчук Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии
Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. Спб.: Речь, 2006. 400 с. Isbn 5-9268-0166-4
Книга будет интересна для психологов, менеджеров по персоналу, руководителей различного уровня. Ббк 88. 37 Isbn 5-9268-0251-2 © Издательство «Речь» iconРусские волхвы, астрологи, провидцы Борис Романов
Книга предназначена для самого широкого читателя и в то же время будет без сомнения интересна профессиональным историкам
Книга будет интересна для психологов, менеджеров по персоналу, руководителей различного уровня. Ббк 88. 37 Isbn 5-9268-0251-2 © Издательство «Речь» iconКонкурсах и олимпиадах различного уровня. 2008 год
Наша гордость – это достижения студентов, их победы в фестивалях, конкурсах и олимпиадах различного уровня
Книга будет интересна для психологов, менеджеров по персоналу, руководителей различного уровня. Ббк 88. 37 Isbn 5-9268-0251-2 © Издательство «Речь» iconКнига будет полезна как для специалистов психологов, психотерапевтов...
И в середине тебе станет легко: Книга для тех, кто хочет найти гармонию в отношениях, любви и стать счастливым / Издание второе....
Книга будет интересна для психологов, менеджеров по персоналу, руководителей различного уровня. Ббк 88. 37 Isbn 5-9268-0251-2 © Издательство «Речь» iconКнига рассчитана на широкий круг читателей. Isbn 966-344-047-3 ббк...
В книге приведены более 2000 специфических слов и выражений, присущих так называемому «одесскому языку»
Книга будет интересна для психологов, менеджеров по персоналу, руководителей различного уровня. Ббк 88. 37 Isbn 5-9268-0251-2 © Издательство «Речь» iconУважаемы коллеги! Педагогическое издательство «Национальный книжный центр» город Москва
Гбоу оош №2 городского округа Отрадный информационно-практический семинар для педагогических работников дошкольных образовательных...
Книга будет интересна для психологов, менеджеров по персоналу, руководителей различного уровня. Ббк 88. 37 Isbn 5-9268-0251-2 © Издательство «Речь» iconИгра как способ преодоления неврозов у детей. Спб.: Каро, 2006. 416 с. Isbn 5-89815-738-7
Книга предназначена как для специалистов врачей, педагогов и психологов, так и для родите­лей, желающих и способных найти новые способы...
Книга будет интересна для психологов, менеджеров по персоналу, руководителей различного уровня. Ббк 88. 37 Isbn 5-9268-0251-2 © Издательство «Речь» iconThe flower of life
Издательство «София») isbn 5-344-00087-1 (Издательский Дом «Гелиос») isbn 1-891824-21-х (Light Technology Publishing)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница