Программа по дисциплине опд. Р 25




Скачать 240.28 Kb.
НазваниеПрограмма по дисциплине опд. Р 25
Дата публикации12.04.2013
Размер240.28 Kb.
ТипПрограмма
shkolnie.ru > Психология > Программа



министерство образования и науки рф

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«новосибирский государственный педагогический университет»

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ



УТВЕРЖДЕНА

Советом факультета ИФМИП

________________/Е.Ю. Булыгина/

«___» _________________ 2012 г.
Обсуждена на заседании кафедры специальной психологии ИФМИП

Протокол № __ от «__» _________ 2012 г.

________________ /А.Ф. Повещенко/

ПРОГРАММА по дисциплине

ОПД.Р.3.25. «Патопсихология»

Направление 050700.62 Педагогика

Профиль: Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии

Квалификация: Бакалавр педагогики
Составитель: д.м.н., проф. Повещенко А.Ф.

Зав. кафедрой специальной психологии ИФМИП

Новосибирск 2012
^ ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

Дисциплина ДПП.Ф.4.13 «Патопсихология» должна содержать следующие дидактические единицы:

Соотношение понятий “патопсихология”, “психопатология”, “специальная психология”. Теоретические и методические основы патопсихологии. Соотношения распада и развития психики. Внутренняя картина болезни. Принципы построения патопсихологического исследования. Методы патопсихологии (эксперимент, наблюдение, беседа с больными). Экспериментально-психологические методики. Метод тестов, проективные методы, личностные опросники и их роль в патопсихологических исследованиях. Нарушения психических процессов и личности при психических заболеваниях. Патопсихологическое изучение детей и подростков. Организация и содержание работы патопсихолога.

^

Цели и задачи дисциплины


Курс «патопсихология» знакомит студентов с закономерностями распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме.

Цель преподавания и изучения дисциплины – дополнить имеющиеся у студентов знания о психических расстройствах на клинико-психопатологическом уровне знаниями о патопсихологических механизмах этих расстройств, что способствует формированию целостного представления о патологии психической деятельности.

Целью курса является изучение закономерностей и механизмов развития измененной, поврежденной психики на разных этапах онтогенеза, изменений, происходящих в структуре личности, мотивационно-потребностной и когнитивной сферах, в деятельности и общении, взаимосвязи и взаимовлиянии биологического, социального и психического, и умеющего на этой основе проектировать педагогическую деятельность с учетом индивидуальности ребенка.

В соответствии с назначением основной целью учебной дисциплины «Патосихология » является формирование профессионально подготовленного, адаптивного в современных условиях педагога, имеющего представление о причинах и механизмах общего психического недоразвития, владеющего знаниями об основных особенностях структуры интеллекта и личности при различных формах интеллектуальных нарушений.

Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:

  • Изучение закономерностей развития психических нарушений у детей

  • Изучение механизмов коррекции нарушений психического развития у детей

  • Изучение «критических периодов» психомоторного и речевого развития, основ патологии речи.

  • Овладение данной дисциплиной позволяет специалистам участвовать в медико-психолого-педагогических мероприятиях по коррекции и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

  • Овладение данной дисциплиной позволяет специалистам участвовать в эффективной организации учебного процесса, разработки и реализации дифференцированной системы коррекционно-воспитательных мероприятий и решения вопросов индивидуально-трудовой адаптации детей и подростков.


^ Требования к уровню освоения содержания курса

По окончанию изучения дисциплины в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускника по специальности студент должен овладеть определенными знаниями, умениями и навыками, а именно:

Иметь представление

  • об основных сферах применения получаемых знаний;

  • о навыках патопсихологического обследования ребенка.


Знать:

  • Об истории развития и современном состоянии патопсихологии.

  • Основные анатомо-физиологических закономерности формирования психики в возрастном аспекте.

  • Методики экспериментальной патопсихологии.

  • Влияния искажений психической сферы на последующее развитие ребенка.

  • «Критические периоды» психомоторного и речевого развития, патопсихологические основы патологии речи.

  • Основополагающие понятия, раскрывающие, существенные признаки «психологии детей с проблемами в развитии».

  • Структура построения патопсихологического эксперимента.

  • Методы исследования в патопсихологии и использование элементарных практических приемов в диагностике искаженного психического развития, психических функций, личностных новообразований, анализа мотивов и потребностей с целью разработки методов индивидуального психолого-педагогического коррекционного воздействия.

  • Место «детской патопсихологии» как раздела патопсихологии в системе наук о человеке,

  • Принципы и методы клинической диагностики, принятые в современной психиатрии, дефектологии, невропатологии, нейропсихологии, патопсихологии.

  • Общие принципы построения индивидуальных медико-педагогических коррекционных программ с учетом всех диагностических данных, индивидуальных потребностей ребенка, нарушенных функций и сохранного потенциала развития.

  • Категории и понятия патопсихологии.

  • Закономерности распада и развития психики.

Уметь:

  • Воспроизводить содержание полученных теоретических знаний.

  • Использование элементарных практических приемов в диагностике патологии психических функций с целью разработки методов индивидуального психолого-педагогического коррекционного воздействия.

  • Оценить уровень физических и нервно-психических функций детей разных возрастных групп.

  • Оценить данные клинических и функциональных методов исследования.

  • Научиться всестороннему и целостному пониманию детей с проблемами развития.

  • Описывать поведение и процесс развития ребёнка, а также их нарушения в категориях медико-биологических и психологических знаний.

  • Описывать особенности интеллектуальных нарушений на каждом возрастном этапе,

  • Применять медико-биологические и психологические знания для организации учебно-педагогической работы с учетом тяжести и особенностей интеллектуального недоразвития или недостаточности ребенка.

  • Создавать психологически комфортную среду при организации учебно-педагогического сотрудничества с учетом возрастных особенностей ребенка с недостаточностью интеллекта.

  • Самостоятельно работать с научной психологической литературой.

  • Уметь проводить психологические исследования при решении задач нозологической диагностики.

  • Уметь решать психологические задачи при установлении структуры дефекта, особенностей и динамики психического состояния больного.

  • Проводить психологические исследования при решении задач психиатрической экспертизы.

  • Проводить психологическую диагностику психических нарушений у детей.
^

Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

Общая трудоемкость дисциплины

80

6 семестр

Аудиторные занятия

36

Лекции

20

Практические занятия

16

Лабораторные занятия

-

Самостоятельная работа

44

Вид итогового контроля

экзамен


^ Содержание дисциплины

Разделы дисциплины и виды занятий

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Л

П.З.

С.Р.

всего по

теме,

часов

1.

Введение в предмет « патопсихология».


1

1

2

4

2.

Практические задачи патопсихологического исследования.


1

1

4

6

3

Методологический базис построения патопсихологического исследования.


2

2

5

9

4

Нарушения восприятия.


2

2

5

9

5.

Нарушения памяти.


2

2

5

9

6.

Нарушения мышления.


2

2

6

10

7.

Нарушения личности.


3

2

5

10

8.

Внимание и его нарушения.

Нарушения умственной работоспособности

3

2

6

11

9.

Искаженное, дисгармоническое, дефицитарное психическое развитие.

4

2

6

12




Итого

20

16

44

80


Содержание разделов дисциплины

^ Тема 1. Введение. Введение в предмет « патопсихология».

Цели задачи курса, его значение для педагогов специального образования. Значение курса для коррекционной педагогики и специальной психологии, психологии управления развитием детей. Связь данного курса с анатомо-физиологическими, клиническими, психологопедагогическими дисциплинами. Краткие исторические сведения об истории развития неврологии. Роль отечественных и зарубежных ученых невропатологов.

Исторический обзор развития патопсихологии, Вундт , Эббингауз , Титченер. Работы В.М.Бехтерева, С.С.Корсакова, Л.С.Выготского.

^ Тема 2. Практические задачи патопсихологического исследования.

Патопсихология предмет и задачи. Теоретические основы патопсихологии. Теоретическое и прикладное значение исследований в области патопсихологии.

^ Тема 3. Методологический базис построения патопсихологического исследования.

Патопсихологическое исследование. Проективные методы их суть, достоинства и недостатки. Патопсихологический эксперимент, принципы его построения.

^ Тема 4. Нарушения восприятия.

Восприятие и его нарушения. Искаженное восприятие, обманы чувств, ложные узнавания. Агнозии. Методы исследования восприятия.

Тема 5. Нарушения памяти.

Память и ее расстройства. Типы памяти . Нарушение динамики мнестической деятельности. Нарушения памяти. Дисмнезии, амнезии, парамнезии. Методы исследования памяти.

^ Тема 6. Нарушения мышления.

Мышление, интеллект и их нарушения. Нарушения динамики мыслительной деятельности (инертность и лабильность мышления). Нарушения операционной стороны мышления (снижение уровня обобщения , искажение процесса обобщения). Расстройство ассоциативного процесса (усиление ассоциативного процесса, бессвязность мышления, персеверация мышления). Нарушение темпа мышления (ускоренное мышление, ментизм мышления, разорванность мышления). Нарушения мышления по целенаправленности (резонерство, аутистическое мышление, паталогическая обстоятельность мышления). Нарушение личностного компонента мышления. Нарушения мышления по продуктивности (обсессиии, сверхценные идеи, бредовые идеи).

^ Тема 7. Нарушения личности.

Нарушения личности. Пути исследования личности. Нарушение структуры иерархии мотивов. Формирование патологических потребностей и мотивов. Нарушение критичности и спонтанности поведения. Эмоции и их нарушения. Эмоции в норме и при патологии. Эмоциональные реакции, эмоциональные состояния ,эмоциональные отношения . Понятие о патологическом и физиологическом аффекте.
^ Тема 8.Внимание и его нарушения.

Внимание и его нарушения.

Физиологические основы внимания. Методы исследования внимания.

Нарушения умственной работоспособности;

Тема 9. Искаженное, дисгармоническое, дефицитарное психическое развитие.

^

Лабораторный практикум

(не предусмотрен)




Учебно-методическое обеспечение дисциплины.


Рекомендуемая литература.
А) Основная литература:

  1. Астапов В. М. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2008. - 256 с. : ил. - (Хрестоматия ).

  2. Зверева Н. В. Патопсихология детского и юношеского возраста : учебное пособие для вузов по направлению "Психология" и психологическим специальностям : рек. УМО вузов РФ / Н. В. Зверева, О. Ю. Казьмина, Е. Г. Каримулина. - Москва : Академия, 2008. - 208 с.

  3. Зейгарник Б. В. Патопсихология : основы клинической диагностики и практики : [учебное пособие] / Б. В. Зейгарник. - Москва : Эксмо, 2010. - 368 с. : табл. - (Международный образовательный проект "Психология без границ") (Психологическое образование).
^


Б) Дополнительная литература


  1. Зейгарник Б. В. Патопсихология : учебное пособие для вузов / Б. В. Зейгарник. - Москва : Академия, 2005. - 208 с. - (Высшее образование).

  2. Детская патопсихология : учебное пособие : хрестоматия / сост., [авт. вступ. ст. и ввод. замечаний к главам] Н. Л. Белопольская. - Москва : Когито-Центр, 2004. - 350 с. : табл., схемы - (Университетское образование).

  3. Шамарина Е. В. Основы специальной педагогики и психологии : учебное пособие для вузов по пед. специальностям : рек. УМО вузов РФ / Е. В. Шамарина. - Москва : Книголюб, 2007. - 248 с. : ил. - (ВУЗ: Учебно-методические материалы).


^ Электронные ресурсы НГПУ (авторизованный доступ)

  1. Пустовая Е. Н. Патопсихология [Электронный ресурс] : учебно-методический комплекс / Е. Н. Пустовая ; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования. - Новосибирск : НГПУ, 2010. - 809 КБ.

http://lib.nspu.ru/umk/d847ddba38723e06/


  1. Парадокс и контрпарадокс [Электронный ресурс] : новая модель терапии семьи, вовлеченной в шизофреническое взаимодействие : перевод с итальянского / [Мара Сельвини Палаццоли и др.]. - Москва : Когито-Центр, 2002. - 204 с. - (Современная психотерапия).

http://www.biblioclub.ru/book/56406/


  1. Астапов В. М. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2008. - 256 с.

http://www.biblioclub.ru/book/44678/



Средства обеспечения освоения дисциплины

Краткие конспекты лекций предлагаются в электронном (формат Power Point) и «бумажном» вариантах. Для демонстрации лекций используются аудитории, оснащенные медиа-проектором, экраном и компьютером (202, 302 ауд.). Лаборатория специальной психологии и психофизиологии (318 ауд.). Компьютеры со специальными программами.

Для подготовки к занятиям студенты пользуются ресурсами научной библиотеки ФГБОУ ВПО «НГПУ», в том числе и словарями, имеющимися в читальном зале № 3.
^ Формы текущей аттестации

Текущий контроль проводится систематически с целью установления уровня овладения студентами учебного материала. В течение семестра, в соответствии с рабочим учебным планом, выполняются 3 контрольные работы (в форме ответов на вопросы и в форме тестовых заданий). Выполнение этих работ является обязательным для всех студентов, а результаты являются основанием для выставления отметок текущего контроля.
Практические занятия

Тема и содержание занятия

Тема 1. Введение в предмет « патопсихология.

Цели задачи курса, его значение для педагогов специального образования. Значение курса для коррекционной педагогики и специальной психологии, психологии управления развитием детей. Связь данного курса с анатомо-физиологическими, клиническими, психологопедагогическими дисциплинами. Краткие исторические сведения об истории развития патопсихологии отечественных и зарубежных ученых.

^ Тема 2. Практические задачи патопсихологического исследования. Патопсихология предмет и задачи. Теоретические основы патопсихологии. Теоретическое и прикладное значение исследований в области патопсихологии

^ Тема 3.Методологический базис построения патопсихологического исследования.

Патопсихологическое исследование. Проективные методы их суть, достоинства и недостатки. Патопсихологический эксперимент, принципы его построения

^ Тема 4. Нарушения восприятия.

Восприятие и его нарушения. Искаженное восприятие, обманы чувств, ложные узнавания. Агнозии. Методы исследования восприятия.

^ Тема 5. Нарушения памяти.

Память и ее расстройства. Типы памяти . Нарушение динамики мнестической деятельности. Нарушения памяти. Дисмнезии, амнезии, парамнезии. Методы исследования памяти.

^ Тема 6. Нарушения мышления.

Мышление, интеллект и их нарушения. Нарушения динамики мыслительной деятельности (инертность и лабильность мышления). Нарушения операционной стороны мышления (снижение уровня обобщения, искажение процесса обобщения). Расстройство ассоциативного процесса (усиление ассоциативного процесса, бессвязность мышления, персеверация мышления). Нарушение темпа мышления (ускоренное мышление, ментизм мышления, разорванность мышления). Нарушения мышления по целенаправленности (резонерство, аутистическое мышление, паталогическая обстоятельность мышления). Нарушение личностного компонента мышления. Нарушения мышления по продуктивности (обсессиии, сверхценные идеи, бредовые идеи ).

^ Тема 7. Личность. Нарушения личности.

Нарушения личности. Пути исследования личности. Нарушение структуры иерархии мотивов. Формирование патологических потребностей и мотивов. Нарушение критичности и спонтанности поведения.

^ Тема 8. Внимание и его нарушения.

Внимание и его нарушения. Физиологические основы внимания. Методы исследования внимания. Нарушения умственной работоспособности.

^ Тема 9. Аномальное развитие.

Искаженное, дисгармоническое, дефицитарное психическое развитие.


Контрольные задания

по проверке качества профессиональной подготовки.

  1. Восприятие это информация :

  1. От одной из сенсорных систем.

  2. От всех анализаторов.

  3. От органа зрения.

  1. Нарушение восприятия:

  1. Инкогеренция.

  2. Агнозия.

  3. Резонерство.

  1. Искажение процесса обобщения.

  1. Нарушение анализа.

  2. Объединение предметов по случайному признаку.

  3. Нарушение скорости мышления.

  1. Корректурная проба исследует.

  1. Мышление.

  2. Внимание.

  3. Память.

  1. Метод Векслера.

  1. Память.

  2. Интеллект.

  3. Внимание.

  1. Таблицы Шульте используют для исследования:

  1. Интеллекта.

  2. Внимания.

  3. Памяти.

  1. Счет по Крепелину – методика для исследования.

  1. Восприятия и памяти.

  2. Упражняемости и утомляемости.

  3. Интеллекта.

  1. Метод направлен на изучение неосознаваемых форм мотивации дает качественную оценку поведения, мотивации, позволяет опосредовано моделируя жизненные ситуации и отношения исследовать личностные установки, позволяет выявить «субъективные отклонения», «личностные интерпретации», «значащие переживания»

  1. Тестовый метод.

  2. Проективный метод.

  1. Метод исключения позволяет судить :

  1. О переключаемости внимания.

  2. О процессах отвлечения и обобщения.

  3. О процессах запоминания и воспроизведения.

  1. Восприятие обладает следующими характеристиками:

  1. Объем и концентрация.

  2. Избирательность, связь с прошлым опытом.

  3. Переключаемость, распределение

11. К основным принципам патопсихологического исследования по Зейгарник относятся все указанные, кроме:

1. построения эксперимента по типу функциональной пробы;

2. стандартизации процедуры проведения эксперимента и анализа данных;

3. качественного анализа хода и результатов исследования;

4.изучения закономерностей распада психической деятельности в сопоставлении с закономерностями формирования психических процессов в норме.

12. Существенными характеристиками внимания являются все указанные, кроме:

1.устойчивость;

2.разноплановость;

3.переключаемость;

4.концентрация.

13.Буквенную корректурную пробу для исследования внимания предложил:

1.Шульте;

2.Векслер;

3.Бурдон;

4.Бине.

14. Основателем отечественной школы патопсихологии является:

1.Лебединский;

2.Лазурский;

3.Ананьев;

4.Зейгарник.

15. К типичным нарушениям мышления при шизофрении относятся все указанные, кроме:

1.резонерства;

2.разноплановости;

3.соскальзывания;

4.склонности к детализации.

16. Для исследования мышления используются все указанные методики, кроме:

1. «классификации»;

2. «исключения предметов»;

3. методики Выготского-Сахарова;

4. «10 слов».

17.Память может характеризоваться всеми указанными видами, кроме:

1.оперативной;

2.познавательной;

3.кратковременной;

4.отсроченной.

18.Типичными нарушениями мышления при эпилепсии являются все указанные, кроме:

1.замедленности;

2.тугоподвижности;

3. актуализации малозначимых «латентных» признаков;

4. вязкости.

19.Расстройства различных видов ощущений называются:

1.агнозиями;

2.галюцинациями;

3.сенсшрными расстройствами;

4.иллюзиями;

20.Общим признаком зрительных агнозий являются:

1.неспособность увидеть что-либо;

2.изменения полей зрения;

3.нарушение мыслительных процессов;

4.потеря способности узнавания.
Ключ: 1.2, 2.2, 3.2, 4.2, 5.2, 6.2, 7.2, 8.2, 9.2, 10.2.; 11(1); 12(2); 13(3); 14(4); 15(4); 16(4); 17(2); 18(3), 19(3), 20(4)
Формы промежуточной аттестации

Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен. Экзаменационная оценка является итоговой по дисциплине и проставляется в приложении к диплому на основании выписки из зачетной книжки. Экзамен проводится в устной форме (ответ на вопросы билета).

Качественной подготовкой, оцениваемой на «отлично» является:

- полное знание всего учебного материала по курсу, выражающееся в строгом соответствии излагаемого студентом материалу учебника, лекций и семинарских занятий;

- свободное оперирование материалом, выражающееся в выходе за пределы тематики конкретного вопроса с целью оптимально широкого освещения вопроса;

- демонстрация знаний дополнительного материала;

- чёткие правильные ответы на дополнительные вопросы, задаваемые экзаменатором с целью выяснить объём знаний студента.

Хорошей подготовкой, оцениваемой на «хорошо» является:

- в целом знание всего учебного материала по курсу, выражающееся в недостаточно строгом соответствии излагаемого студентом материалу учебника, лекций и семинарских занятий.

- чёткие, правильные ответы на дополнительные вопросы, задаваемые экзаменатором с целью выяснить объём знаний студента.

Удовлетворительной подготовкой, оцениваемой на «удовлетворительно» является:

- недостаточно полное знание всего учебного материала по курсу, выражающееся в общем соответствии излагаемого студентом материалу учебника, лекций и семинарских занятий;

- нечёткие ответы или отсутствие ответа на дополнительные вопросы, задаваемые экзаменатором с целью выяснить объём знаний студента.

Неудовлетворительной подготовкой, оцениваемой «неудовлетворительно» является:

- недостаточное знание всего учебного материала по курсу, выражающееся в слишком общем соответствии либо отсутствии соответствия излагаемого студентом материалу учебника, лекций и семинарских занятий.

- отсутствие подготовки к экзамену или отказ студента от экзамена.
Список вопросов для подготовки к экзамену

1. Патопсихология как отрасль психологической науки: ее предмет и задачи.

2. Исторический обзор развития патопсихологии и становления ее как междисциплинарной области знаний.

3. Связь патопсихологии с психопатологией.

4. Значение патопсихологических исследований для развития общетеоретических вопросов психологии и практических задач психиатрии.

5. Содержание работы патопсихолога, направленное на выполнение задач психиатрической практики.

6. Использование патопсихологических исследований в области дефектологии.

7. Психологические исследования, использованные в реабилитационной работе и психотерапии.

8. Психологическая диагностика психических нарушений у детей.

9. Методический подход к использованию в психологическом эксперименте методов количественного измерения психических процессов.

10. Методический подход к использованию в психологическом эксперименте методов качественного анализа особенностей протекания психических процессов при различных формах распада психики.

11. Экспериментальное исследование психических расстройств с позиции нарушения деятельности – базисное положение отечественной патопсихологии.

12. Особенности построения патопсихологического эксперимента и его отличие от обычного психологического эксперимента.

13. Учет психических нарушений личности исследуемого при организации патопсихологического исследования.

14. Структура построения патопсихологического эксперимента.

15. Восприятие как детерминированная, обобщенная и мотивированная деятельность.

16. Нарушения восприятия, обусловленные снижением уровня обобщения.

17. Нарушения восприятия, обусловленные изменением функционального состояния деятельности анализаторов.

18. Нарушения восприятия, обусловленные изменением мотивационного компонента.

19. Виды патопсихологических расстройств при нарушениях восприятия (агнозии, псевдоагнозии , галлюцинации, ложные узнавания, искаженные восприятия и их патопсихологическое обоснование) .

20. Психопатологическая характеристика нарушений памяти: амнезии, гипомнезии , гипермнезии , парамнезии.

21. Психологический аспект нарушений памяти: непосредственной памяти, динамики мнестической деятельности, опосредованной памяти, мотивационного компонента памяти.

22. Особенности нарушения памяти при психических заболеваниях органического генеза.

23. Методики исследования памяти.

24. Современные психологические концепции о механизмах нарушений мышления.

25. Систематика нарушений мышления.

26. Нарушения операционной стороны мышления.

27. Характеристика патопсихологической структуры нарушений мышления при шизофрении.

28. Характеристика патопсихологической структуры нарушений мышления при эпилепсии.

29. Характеристика патопсихологической структуры нарушений мышления при энцефалитах.

30. Характеристика патопсихологической структуры нарушений мышления при олигофрении.

31. Характеристика патопсихологической структуры нарушений мышления при деменции.

32. Методы исследования нарушений мышления.

33. Психологический склад личности.

34. Влияние нарушений отдельных компонентов личности на характер нарушений личности.

35. Анализ деятельности как метод изучения нарушений личности.

36. Систематика нарушений личности: нарушение опосредованности и иерархии мотивов.

37. Систематика нарушений личности: нарушение смыслообразования и побудительной функции.

38. Систематика нарушений личности: нарушение подконтрольности поведения.

39. Патопсихологическая структура нарушений личности, обусловленных нарушением мотивационной сферы при наркомании.

40. Методы экспериментального исследования личности.

41. Определение понятия умственной работоспособности.

42. Влияние на работоспособность физических и психических факторов.

43. Патопсихологическая характеристика нарушений умственной работоспособности, обусловленной истощаемостью нервных процессов: прерывистость, лабильность, неравномерность.

^ Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Методические рекомендации преподавателям

Основные организационные формы и методы обучения дисциплине «Патопсихология»:

^ Формы: лекционные занятия, семинары-практикумы, лабораторные занятия, практические занятия, текущая самостоятельная работа.

Методы: дискуссии, деловые игры, метод «круглого стола», мозговая атака и др. методы интерактивного обучения; доклады, рефераты, лабораторные работы, решение практических задач, творческие работы.

  1. Подготовка к экзамену заключается в изучении и тщательной проработке студентом учебного материала дисциплины с учётом учебников, лекционных и семинарских занятий, сгруппированном в виде экзаменационных вопросов.

  2. Экзамен по курсу проводится в виде ответов на поставленные вопросы.

  3. На экзамене по билетам по курсу «ПАТОПСИХОЛОГИЯ» студент даёт ответы на вопросы билета после предварительной подготовки. Студенту предоставляется право отвечать на вопросы билета без подготовки по его желанию.

  4. Экзаменатор имеет право задавать дополнительные вопросы, если студент недостаточно полно осветил тематику вопроса, если студент не может ответить на вопрос билета, если студент отсутствовал на занятиях в семестре.

  5. Качественной подготовкой, оцениваемой на «отлично» является:

- полное знание всего учебного материала по курсу, выражающееся в строгом соответствии излагаемого студентом материалу учебника, лекций и семинарских занятий;

- свободное оперирование материалом, выражающееся в выходе за пределы тематики конкретного вопроса с целью оптимально широкого освещения вопроса;

- демонстрация знаний дополнительного материала;

- чёткие правильные ответы на дополнительные вопросы, задаваемые экзаменатором с целью выяснить объём знаний студента.

Хорошей подготовкой, оцениваемой на «хорошо» является:

- в целом знание всего учебного материала по курсу, выражающееся в недостаточно строгом соответствии излагаемого студентом материалу учебника, лекций и семинарских занятий.

- чёткие, правильные ответы на дополнительные вопросы, задаваемые экзаменатором с целью выяснить объём знаний студента.

Удовлетворительной подготовкой, оцениваемой на «удовлетворительно» является:

- недостаточно полное знание всего учебного материала по курсу, выражающееся в общем соответствии излагаемого студентом материалу учебника, лекций и семинарских занятий;

- нечёткие ответы или отсутствие ответа на дополнительные вопросы, задаваемые экзаменатором с целью выяснить объём знаний студента.

Неудовлетворительной подготовкой, оцениваемой «неудовлетворительно» является:

- недостаточное знание всего учебного материала по курсу, выражающееся в слишком общем соответствии либо отсутствии соответствия излагаемого студентом материалу учебника, лекций и семинарских занятий.

- отсутствие подготовки к экзамену или отказ студента от экзамена.
^ Методические рекомендации студентам

Материалы по самостоятельной работе

Самостоятельная работа является одной из форм обучения. Целью самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов является обучение навыкам работы с учебной и научной литературой, развитие у них способностей к самостоятельному анализу полученной информации.

В процессе изучения дисциплины «Патопсихология » студент выполняет следующие виды самостоятельных и контрольных работ:

Самостоятельная работа по теме : Связь патопсихологии анатомо-физиологическими, клиническими, психолого-педагогическими дисциплинами. Исторический обзор развития патопсихологии .

Подготовка к контрольной работе: Теоретическое и прикладное значение исследований в области патопсихологии.

Подготовка к контрольной работе: Патопсихологическое исследование. Патопсихологический эксперимент, принципы его построения.

Подготовка к контрольной работе: Восприятие и его нарушения. Методы исследования восприятия.

Самостоятельная работа по теме: Память и ее расстройства. Методы исследования памяти.

Подготовка к контрольной работе: Мышление, интеллект и их нарушения. Методы исследования мышления.

Самостоятельная работа по теме: Эмоции и их нарушения. Методы исследования эмоций.

Подготовка к контрольной работе по теме : Личность.

Самостоятельная работа по теме: Внимание и его нарушения.

Методы исследования внимания.

Подготовка к контрольной работе: Аномальное развитие.

Похожие:

Программа по дисциплине опд. Р 25 iconПрограмма по дисциплине опд. Р 23
Опд. Р 23. «Психология лиц с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения»
Программа по дисциплине опд. Р 25 iconПрограмма по дисциплине опд. Ф 9
Дисциплина опд. Ф 9 «Психопатология» должна содержать следующие дидактические единицы
Программа по дисциплине опд. Р 25 iconПрограмма по дисциплине опд. Р 22
Опд. Р 22. «Психология детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата»
Программа по дисциплине опд. Р 25 iconПрограмма по дисциплине опд. Ф 11
...
Программа по дисциплине опд. Р 25 iconПрограмма по дисциплине опд. Р 21
...
Программа по дисциплине опд. Р 25 iconПрограмма по дисциплине опд. Ф «Психология человека»
Опд. Ф. 01. государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление 540600 педагогика степень...
Программа по дисциплине опд. Р 25 iconПрограмма по дисциплине опд. Ф. 10
...
Программа по дисциплине опд. Р 25 iconПрограмма по дисциплине опд. Ф. 02
Ы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими)
Программа по дисциплине опд. Р 25 iconПрограмма по дисциплине опд. Ф 4
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по дисциплине опд. Р 25 iconПрограмма по дисциплине опд. В 29
Составитель: Ярышева А. А., старший преподаватель кафедры специальной психологии ифмип
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница