Программа по дисциплине опд. Ф. 7 «Социология и психология управления»




Скачать 174.06 Kb.
НазваниеПрограмма по дисциплине опд. Ф. 7 «Социология и психология управления»
Дата публикации08.04.2013
Размер174.06 Kb.
ТипПрограмма
shkolnie.ru > Психология > Программа
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный педагогический университет»


УТВЕРЖДЕНА

Советом ИФМИП

Председатель Е.Ю. Булыгина

_______________(подпись)

«29»июня 2011 г.

Обсуждена на заседании кафедры

теории обучения русскому языку и педриторики

Протокол № 11 от «27» июня 2011 г.

И.Н. Зайдман

___________ (подпись)

ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ОПД.Ф.7 «Социология и психология управления»


Специальность:

080505.65 – управление персоналом (квалификация – менеджер)


Составитель:

Л.В. Боглаева, ст. преподаватель

Новосибирск 2011

Одобрено: кафедра теории обучения русскому языку и педагогической риторики

Протокол № 11от27.06.2011 г.

Зав. кафедрой: проф., к.ф.н., доцент И.Н. Зайдман

Рекомендовано: совет ИФМИП

Председатель совета директор Е.Ю. Булыгина

«___»_________ 200__г.

Составители:

Боглаева Л.В. – ст. преп. каф. теории обучения русскому языку и педагогической риторики


^ ВЫПИСКА ИЗ ГОССТАНДАРТА

ОПД.Ф.07 Социология и психология управления

Управление как общественное явление; объект и предмет социологии и психологии управления; современные тенденции и принципы управления социумом и организациями; аппарат управления как социальная группа; структура и потенциал социальной организации личность; личность и малые группы в организации; отношения в социальной организации – предмет труда руководителя; социально-управленческая ситуация: понятие, методы анализа и регулирования; организационная культура как социально-психологическая проблема; социальные роли руководителя организации; проявление индивидуальных особенностей личности в поведении, деятельности и общении; мотивация поведения личности в организации; психодиагностика предпринимательских и организаторских способностей; социальные и психологические основы принятия управленческих решений; социальная ответственность менеджера.
^ 1. Цели и задачи дисциплины

Цель – сформировать у студентов представление о психологической сущности управления людьми.

Задачи:

  1. Изучить историю становления социологии и психологии управления;

  2. Изучить понятийный аппарат социологии и психологии управления;

  3. Понять сущность самоменеджмента и менеджмента других людей;

  4. Познакомиться с теориями психологии группы и теориями лидерства;

  5. Выработать навыки группового взаимодействия и управления группой;

  6. Познакомится с явлениями массовой психологии.


^ 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студентам необходимо освоить понятийный аппарат социологии и психологии управления, привлечь знания других курсов: «Психология и педагогика», «Психология делового общения», «Социальная психология», «Основы менеджмента» и других, выработать навыки коммуникации, необходимые в процессе управления, навыки группового взаимодействия и управления группой.

В результате обучения студенты должны

знать:

  • историю становления социологии и психологии управления;

  • сущность самоменелджмента и менеджмента других людей;

  • психологию группы и теории лидерства;

  • психологию масс;

уметь:

  • осуществлять анализ группового взаимодействия;

  • организовывать работу группы, управлять группой;

владеть:

  • понятийным аппаратом социологии и психологии управления.


^ 3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость дисциплины

136




Аудиторные занятия

68

4

Лекции

34

4

Практические занятия

18

4

Лабораторные работы

16

4

Самостоятельная работа

68

4

Вид итогового контроля

зачет

4


^ 4. Содержание дисциплины

4.1 Тематический план учебной дисциплины


№ п.п.

Тема

Л

ПЗ

ЛР

СР

1.

Управление как общественное явление. Объект и предмет социологии и психологии управления.

2

2




2

2.

Социологические теории управления.

2

2




4

3.

Психологические теории управления.

2

2




4

4.

Прикладная социология менеджмента.

2

2




4

5.

Самоменеджмент




2

2

4

6.

Динамика развития группы, управление группой. Диагностика развития группы. Личность и малые группы в организации. Взаимодействие в группе.

2

2




4

7.

Социально-психологический климат коллектива. Диагностика состояния группы.

2

2

2

4

8.

Лидерство в малых группах. Теории лидерства. Формальное и неформальное лидерство.

2

2

2

4

9.

Руководитель как лидер организации. Личность руководителя. Социальная ответственность руководителя. Диагностика организаторских и коммуникативных способностей.

2

2

2

4

10.

Власть, авторитет менеджера и стили управления.

2

2




4

11.

Социально-управленческая ситуация: понятия, методы анализа и регуляции.

2

2




4

12.

Отношения в организации – предмет труда руководителя. Руководство малой и большой группой.

2

2




4

13.

Формирование команды. Этапы командообразования.

2

2

2

2

14.

Требования профессионально деятельности и психологические особенности персонала. Проявление индивидуальных особенностей личности в коллективе и деятельности.

2

2




4

15.

Мотивация поведения личности в организации. Виды социально-психологического влияния.

2

2

4

4

16.

Манипуляция и управление. Виды манипуляций. Защита от манипуляций.

2

2

2

4

17.

Социальные и психологические основы принятия управленческих решений.

2

2

2

4

18.

Организационная культура как социально-психологическая проблема управления. Формирование ценностей организации.

2

2




4




ИТОГО:

34

18

18

68


^ 4.2 Содержание разделов дисциплины
Управление как общественное явление. Объект и предмет социологии и психологии управления. Психологизация менеджмента как историческая закономерность. Психологические основы управления. Взаимосвязи психологии управления с другими науками. Содержание курса, требования к курсу. Список литературы.

^ Социологические теории управления. Закономерности управления обществом. О. Конт, Э. Дюргейм, Р. Дарендорф, Ф. Знанецкий и другие социологи об управлении.

Психологические теории управления. Бихевиоризм, психоаналитическая психология, теория символического взаимодействия, гуманистическая психология о социальном взаимодействии и управлении.

^ Прикладная социология менеджмента. Теория научного управления, тория человеческих отношений. Гуманизация трудовой деятельности.

Самомендежмент. Содержание понятия и деятельности по осуществлению самоменеджмента. Вопросы организации пространства и времени, планирование, определение жизненных целей.

^ Личность и малые группы в организации. Типы групп. Включение личности в группу. Взаимодействие в группе. Групповые роли. Удовлетворенность личности группой. Деиндивидуализация.

^ Динамика развития группы, управление группой. Диагностика развития группы. Этапы развития группы. Специфика управления группой на каждом этапе. Групповая идентичность, групповая активность. Внутренняя социально-психологическая структура группы.

^ Социально-психологический климат коллектива. Понятие социально-психологического климата. Компоненты социально-психологического климата. Влияние членов группы и руководителя на социально-психологический климат группы. Диагностика состояния группы.

^ Лидерство в малых группах. Протолидерство. Мифология, литература о лидерстве. Теории лидерства. Формальное и неформальное лидерство. Личностные качества лидера.

^ Руководитель как лидер организации. Личность руководителя. Социальная ответственность руководителя. Диагностика организаторских и коммуникативных способностей.

^ Власть, авторитет менеджера и стили управления. Понятие власти и авторитета. Власть как регулятор управленческой деятельности. Ресурсы власти. Формы власти. Стили руководства.

^ Социально-управленческая ситуация: понятие, методы анализа и регуляции.

Отношения в организации – предмет труда руководителя. Руководство малой и большой группой.

^ Формирование команды. Типы совместной деятельности. Этапы командообразования: адаптация, группирование, кооперация, нормирование деятельности, функционирование. Формирование коллектива. Эффективность работы коллектива.

^ Требования к профессиональной деятельности и психологические особенности персонала. Проявление индивидуальных особенностей личности в коллективе и деятельности.

^ Мотивация поведения личности в организации. Нематериальные виды мотивации. Виды социально-психологического влияния: убеждение, заражение, внушение, просьба и другие

^ Манипуляция и управление. Ложь и манипуляции. Виды манипуляций. Транзактный анализ о манипуляции. Средства массовой коммуникации и манипуляции. Защита от манипуляций.

^ Социальные и психологические основы принятия управленческих решений. Мышление руководителя и принятие решений. Уровни принятия решений. Структура принятия решений.

^ Организационная культура как социально-психологическая проблема управления. Концепция организационной культуры. Формирование ценностей организации. Управление организационной культурой. Влияние организационной культуры на организационную эффективность.
^ 5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

5.1 Рекомендуемая литература

Основная


  1. Ильин, Г. Л. Социология и психология управления: учебное пособие для вузов по специальности "Педагогика и методика дошкольного образования": рек. УМО вузов РФ / Г. Л. Ильин. - Москва: Академия, 2010. - 192 с. -21 экз. (2005г. изд.), - 20 экз.

  2. Островский, Э. В. Психология управления: учебное пособие для вузов по специальности "Менеджмент организации": рек. НМС ун-тов / Э. В. Островский. - Москва: ИНФРА-М: Вузовский учебник, 2008. - 249 с. – 10 экз.


Дополнительная


  1. Аксененко Ю.Н., Каспарян В.Н. Социология и психология управления. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 10 экз.

  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб., 1995.

  3. Джеймс У., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. – М., 1993.

  4. Иванова, С. Моделируем лидера / С. Иванова // Справочник по управлению персоналом. - 2007. - N 6. - С. 65-70

  5. Карпов, Анатолий Викторович. Психология менеджмента: учебное пособие для вузов: рек. М-вом образования РФ / А. В. Карпов. - Москва: Гардарики, 2007. - 584 с. – 17экз.

  6. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. – М.,1991.

  7. Морозов А.В. Управленческая психология. – М.: Академ. проект, 2005. – 8 экз.

  8. Муздыбаев К. Психология ответственности. – Л.,1983.

  9. Психология управления: хрестоматия: учебное пособие / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2006. - 768 с. – 36 экз.

  10. Резник С.Д., Соколов С.Н. Персональный менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2004.

  11. Резник С.Д. Как подготовить и провести публичное выступление: Практическое пособие деловым людям. – Пенза: Центр «Олимп», 1993.

  12. Рудестам К. Групповая психотерапия. – М., 1990.

  13. Ромашев О.В., Ромашева Л.О. Социология и психология управления. – М.: «Экзамен», 2002.

  14. Столяренко Л.Д. Психология управления. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

  15. Тидор С.Н. Психология управления: от личности к команде. – Петрозаводск, 1997.

  16. Удальцова, М. В. Практикум по курсу "Социология и психология управления" / М. В. Удальцова, Л. К. Аверченко; Новосиб. гос. акад. экономики и управления. - Новосибирск: НГАЭиУ, 1997. – 9 экз.

  17. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. – М.: Финансы и статистика, 1989.

  18. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Республика, 1994.

  19. Энкельман Н.Б. Преуспевать с радостью. – М.: Экономика, 1993.

  20. Якокка Л.Карьера менеджера. – М., 1991.

  21. Справочник по управлению персоналом, периодическое издание


Электронные ресурсы

  1. Социология. Полный курс/ Ритерман Т. П. Екатеринбург, 2009. http://www.biblioclub.ru

  2. Социология управления. Ответы на экзаменационные вопросы/ Бабосов Е. М. Минск, 2009. http://www.biblioclub.ru$madmin@directmedia.ru book/78259/$

  3. Управление персоналом. Оптимизация командной работы: Реинжиниринговая технология: Практикум/ Авдеев В. В. М., 2008. http://www.biblioclub.ru/madmin@directmedia.ru /book/59441

  4. Сайт «Национальный союз кадровиков» [Электронная версия журнала] - http://www.kadrovik.ru

  5. Информационный портал для специалистов по кадрам и управлению «Pro-personal» персоналом - http://www.pro-personal.ru

  6. Справочник по управлению персоналом [Электронная версия журнала] - http://www.podborkadrov.ru/magazines/detail.php?ID=18951

  7. Сайт «Подбор кадров.РУ. Сообщество менеджеров по подбору персонала» - http://www.podborkadrov.ru



^ 5.2 Средства обеспечения освоения дисциплины: мультимедийные средства, интернет ресурсы, видеоматериалы, задания для индивидуальной и групповой работы.
6. Текущий и промежуточный контроль

Текущий контроль представляет проверку и обсуждение, анализ выполнения студентами домашних заданий к каждому практическому занятию, наличие конспектов и других письменных работ.

^ Промежуточный контроль: зачет.
Вопросы к зачету

  1. Предмет социологии и психологии управления;

  2. Западные социологические теории о закономерностях управления обществом (О. Конт, Э. Дюргейм, М. Вебер, Р. Дарендорф и др.)

  3. Российские социологические теории о закономерностях управления обществом (П.Сорокин, С.Булгаков);

  4. Прикладная теория управления (Ф.Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо);

  5. Вклад теории бихевиоризма в теорию управления;

  6. Психологические теории о закономерностях управления обществом (Психоаналитическая модель, гуманистическая, теория символического интеракционизма Д. Мида);

  7. Самоменеджмент

  8. Виды социально-психологических влияний;

  9. Ложь и манипуляции;

  10. Виды манипуляций;

  11. Особенности восприятия, способствующие втягиванию человека в манипуляцию;

  12. Психология группы;

  13. Этапы развития группы;

  14. Лидер и лидерство

  15. Лидер и руководитель. Задачи руководителя как лидера группы;

  16. Психология масс.


^ 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

1. мультимединый проектор;

2. библиотека НГПУ;

3.компьютерный класс.
9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Для студентов.

  1. Изучите программу дисциплины и ознакомьтесь с государственным стандартом по социологии и психологии управления, подумайте, как изучаемые проблемы связаны с вашей профессиональной деятельностью.

  2. Изучая стандарт, ответьте для себя на вопросы: для чего изучается дисциплина, что из названного в стандарте я знаю точно, что – приблизительно, что для меня совсем неизвестно.

  3. Попытайтесь определить, что в результате изучения курса вы должны знать, что уметь, о чем иметь представление. Сравните свои предположения с требованиями к уровню освоения дисциплины.

  4. Познакомьтесь с учебной Программой курса, сравнивая свое представление о содержании и объеме имеющихся у вас знаний по стандарту (пункт 2) с конкретизацией в Программе.

  5. Изучая теоретический материал, предложенный вам в лекционном курсе или для самостоятельного освоения, постоянно сопоставляйте его с содержанием Программы. Изучать данный материал следует изучать осмысленно, так как сфера образования сегодня является областью глобальных преобразований.

  6. Подготовку к практическому занятию начинайте с изучения теории, затем изучите рекомендованную литературу, после этого выполните практические задания.

  7. После выполнения всех заданий к занятию определить, с какими вопросами вы придете на занятие; попытайтесь сформулировать проблемные вопросы, адресованные преподавателю и одногруппникам.

  8. Какие проблемы, вопросы по данной теме вас заинтересовали? Обратитесь к предложенным спискам основной и дополнительной литературы, справочным системам, сайтам, электронным словарям.

  9. Обратитесь к списку вопросов для зачета / экзамена, найдите среди них те, которые связаны с изученными темами, ответьте на них. В случае затруднений обратитесь к материалам темы, к указанным в списке обязательной литературы источникам.

^ При работе с литературой рекомендуем вам, во-первых, определить, с какой целью вы обращаетесь к источникам: найти новую, неизвестную информацию; расширить, углубить, дополнить имеющиеся сведения; познакомиться с другими точками зрения по определенному вопросу; научиться применять полученные знания, усовершенствовать умения.

Исходя из этих целей, вы будете выбирать источники: для получения основных знаний по теме, разделу следует обратиться к учебникам, название которых совпадает с наименованием курса; для выяснения терминологических вопросов – к словарям и справочникам; в получении более глубоких знаний по проблемам и отдельным темам, при подготовке докладов, рефератов вам помогут научные статьи, монографии, книги, приведенные в списках дополнительной литературы.

Выбрав несколько источников для ознакомления, изучите их оглавление; это позволит определить, представлен ли там интересующий вас вопрос, проблема, в каком объеме он освещается. После этого откройте нужный раздел, параграф, просмотрите, пролистайте их, обратив внимание на заголовки и шрифтовые выделения, чтобы выяснить, как изложен необходимый материал в данном источнике (проблемно, доступно, очень просто, популярно, интересно, с представлением разных позиций, с примерами и проч.). Так вы на основании ознакомительного, просмотрового чтения из нескольких книг, статей выберете одну-две (для подготовки доклада больше) для детальной проработки.

После этого переходите к изучающему и критическому видам чтения: фиксируйте в форме тезисов, выписок, конспекта основные, значимые положения, отмечайте свое согласие с автором или возможные спорные моменты, возражения. При этом известную информацию вы пропускаете, ищете в данном источнике новое, дополняющее ваши знания по предмету, определяя, что из этого важно, а что носит факультативный, дополнительный, может быть, занимательный характер. Обязательно укажите авторов, название, выходные данные источника, с которым вы работали, т.е. оформите библиографические сведения о нем.
Для преподавателей

Современная управленческая деятельность требует от специалиста знаний в области социологии и психологии управления. Это и психология личности в условиях организационной деятельности, и психология группы в условиях организации, психология руководства персоналом и деятельностью, а, следовательно, психология власти, влияния, подчинения и партнерства. Каждый человек осуществляет управление хотя бы на уровне собственной личности и, тогда, мы уже можем говорить о самоменеджменте. Если речь идет о группе или организации, о социуме мы уже говорим о менеджменте и о психологических аспектах и закономерностях управленческого процесса. Социология управления помогает понять типологические закономерности управления людьми и группами.

Изучение курса «Социология и психология управления» предполагает постоянное осмысление сущности процесса управления людьми, мотивов их поведения и реагирования, способов влияния, групповых процессов, поэтому важно не только осваивать знания, полученные из лекционных занятий, учебной и дополнительной литературы, но и формирование способности наблюдать и анализировать проявления психологии человека и группы в процессе взаимодействия и управления. Важно, чтобы студент не только опирался на основные теории управления, но и формировал собственное мнение по вопросам курса. Наличие собственного мнения, развитого мировоззрения для менеджера по персоналу являются залогом успешной профессиональной деятельности. Умение видеть проблемы, формулировать вопросы, задавать их и находить ответы, в том числе в профессиональной литературе и периодике является важным в сфере управления, которая стремительно развивается, в том числе, и в сторону психологизации. Данные цели помогает реализовать педагогика диалога (или педагогика сотрудничества) в сочетании с проблемными технологиями, куда входят частично-поисковый метод, аналитические формы работы, обсуждения и дискуссии, работа в парах и малых группах, тренинговые формы работы. Реализация данных форм ведет также и к развитию коммуникативных навыков, умению выражать свою мысль и умению слушать других, умению отстаивать свое мнение, к развитию навыков решения проблемных задач, навыков взаимодействия и управления в группе. Проблемные технологии способствуют развитию творческого начала будущего менеджера по управлению персоналом.

На занятиях по социологии и психологии управления используются разные формы организации деятельности студентов: индивидуальные, парные и групповые. Студенты участвуют в деловых играх и упражнениях, осмысливают результаты собственных наблюдений, анализируют работу группы, видеоматериалы.

Похожие:

Программа по дисциплине опд. Ф. 7 «Социология и психология управления» iconПрограмма по дисциплине опд. Р 22
Опд. Р 22. «Психология детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата»
Программа по дисциплине опд. Ф. 7 «Социология и психология управления» iconПрограмма по дисциплине опд. Р 23
Опд. Р 23. «Психология лиц с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения»
Программа по дисциплине опд. Ф. 7 «Социология и психология управления» iconПрограмма по дисциплине опд. Ф «Психология человека»
Опд. Ф. 01. государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление 540600 педагогика степень...
Программа по дисциплине опд. Ф. 7 «Социология и психология управления» iconПрограмма по дисциплине опд. Р. 1 «Психология диалога»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа по дисциплине опд. Ф. 7 «Социология и психология управления» iconПрограмма по дисциплине опд. Ф 2 «Психология развития»
Направление 050700 Педагогика, профиль 540613 Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии
Программа по дисциплине опд. Ф. 7 «Социология и психология управления» iconПрограмма по дисциплине опд. В 30
В процессе изучения курса «Психология одаренности» студенты должны овладеть базовыми терминами дисциплины, приобрести определенные...
Программа по дисциплине опд. Ф. 7 «Социология и психология управления» iconПрограмма по дисциплине опд. Ф 9
Дисциплина опд. Ф 9 «Психопатология» должна содержать следующие дидактические единицы
Программа по дисциплине опд. Ф. 7 «Социология и психология управления» iconПрограмма по дисциплине опд. Р 26. Психология профессиональной коммуникации
...
Программа по дисциплине опд. Ф. 7 «Социология и психология управления» iconПрограмма по дисциплине опд в 28
Цель курса «Психология агрессивного поведения» – формирование у студентов представление об агрессивном поведении и о поведении, позволяющем...
Программа по дисциплине опд. Ф. 7 «Социология и психология управления» iconПрограмма по дисциплине Социология и психология чтения
Изучение социально-психологических механизмов воздействия книги на сознание читателя, а также связанных с этим проблем читательского...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница