Учебно-методический комплекс по дисциплине дв1 «Дисциплина по выбору «Педагогика и психология высшей школы»» Направление подготовки 050100. 68 Педагогическое образование




Скачать 161.03 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине дв1 «Дисциплина по выбору «Педагогика и психология высшей школы»» Направление подготовки 050100. 68 Педагогическое образование
Дата публикации07.04.2013
Размер161.03 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
shkolnie.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Армавирская государственная педагогическая академия»

Факультет технологии, экономики и дизайна

Кафедра теории и методики профессионального образования
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

ФГБОУ ВПО «АГПА»

_____________ И.В. Ткаченко

«__»_________________20___г.


Учебно-методический комплекс

по дисциплине М1.ДВ1 «Дисциплина по выбору «Педагогика и психология высшей школы»»

Направление подготовки 050100.68 Педагогическое образование

Программа подготовки «Менеджмент в образовании»
Профиль подготовки (магистр)


Составитель: к.п.н., доцент Эпоева К.В.

Утверждено на заседании кафедры

Теории и методики профессионального образования

Протокол №1от 30 августа 2012

Зав. кафедрой Зеленко Н.В.

Армавир, 2012

^ Пояснительная записка

Дисциплина по выбору «Педагогика и психология высшей школы» является частной педагогикой, в основе которой лежат законы и принципы общей педагогики, адаптированные к условиям работы в высшей школе. Курс рассчитан на студентов, проявивших интерес к углубленной педагогической работе и научно-исследовательскому труду, продолжающий получать дополнительное образование в магистратуре: студентов, учителей профильных классов, преподавателей средних профессиональных учебных заведений, преподавателей вузов.
^ Цели и задачи дисциплины

Цель состоит в том, что на основе освоения учебной дисциплины по выбору «Педагогика и психология высшей школы» является формирование у магистров целостного представления о психологии и педагогики как важнейшей части духовной культуры общества, выработки у них осознанных знаний теории обучения, воспитания и управления педагогическим процессом.

Задачи:

  • охарактеризовать достижения, проблемы и тенденции развития психологии и педагогики высшей школы;

  • определить предмет и методы психологии и педагогики высшей школы;

  • охарактеризовать психологические основы организации совместной деятельности преподавателя и студентов;

  • выявить механизмы развития личности;

  • раскрыть сущность функционирования малых социальных групп;

  • раскрыть цели и задачи воспитания как общественно-исторического явления;

  • охарактеризовать систему образования России;

  • проанализировать сущность, принципы, методы и основные направления воспитания;

  • раскрыть сущность основных компонентов процесса обучения как дидактической системы (цель, задачи, содержание, методы, средства, формы организации, принципы и результаты обучения).

  • осветить вопросы психодиагностики высшей школы;

  • провести анализ психолого-педагогической деятельности преподавателя высшей школы.


В результате изучения дисциплины магистрант должен:В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  • Знать: цели и задачи, принципы дидактики высшей школы, организационные формы образовательного процесса в высшей школе, основные формы контроля и оценки учебной деятельности и ее результатов - структуру современной российской системы образования; сущность, принципы, формы и методы организации различных направлений воспитания и самовоспитания; зависимость эффективности процесса обучения от его содержания, принципов, средств, методов и организационных форм; закономерности становления личности;

  • Уметь: организовывать процесс обучения и воспитания в соответствии с основными принципами психологии и педагогики; проводить психолого-педагогическую диагностику учеников; научное представление о психолого-педагогическом подходе к личности, знать факторы ее формирования, основные закономерности и формы регуляции ее деятельности.

  • ^ Владеть: основами навыков анализа учебно-воспитательных ситуаций; уметь применять основные принципы организации обучения и воспитания при формировании содержания обучения и воспитания; выбирать и применять адекватные педагогической ситуации методы обучения и воспитания; пользоваться методами диагностики обученности и воспитанности; владеть приемами организации и планирования научно-педагогического эксперимента.

^ Виды занятий и их содержание:

Планы и содержание лекционных занятий

Раздел 1. Введение в курс «Педагогика и психология высшей школы»

Предмет педагогики и психологии высшей школы. Социально-историческая характеристика современной системы высшего образования в России. Описание целей обучения и однозначно задаваемое ими содержание образования. Методы обучения и воспитания студентов, и методы подготовки и переподготовки преподавателей, совершенствования и перестройки всей системы высшего образования, ее отдельных звеньев. Методы оценки приобретенных в ходе обучения знаний, умений, навыков; методы оценки качеств личности, приемы оценки эффективности работы учреждений образования, оценки профессионального мастерства преподавателей, т, е. все виды выходного контроля.

^ Раздел 2. Современное состояние высшей школы

Первые и наиболее известные академиями и высшие школы России. Академия наук и Московский университет. Светское и церковное в российском образовании. Женское образование. Влияние либерально-демократических ценностей на развитие женского образования. Первые женские учебные заведения России.
^ Образовательные технологии

1. Лекционные занятия (вводная лекция, лекция-информация с визуализацией, проблемная лекция, лекция-дискуссия, лекция-беседа, лекция-солекторство).

2. Практические занятия (семинар-дискуссия по актуальным проблемам психологии, семинар по студенческим презентациям Power Point, проведение психодиагностических методик, решение проблемных ситуаций в области возрастной психологии, решение психологических задач, решение тестовых заданий, работа в малых группах, деловые игры, ролевые игры, моделирование, проектирование).

3. Самостоятельная работа (освоение теоретического материала, конспектирование, аннотирование, выполнение домашних заданий, научная работа (публичные выступления, написание тезисов, статей, научных работ, научных проектов), подготовка рефератов, докладов, презентаций, подготовка к текущему и рубежному контролю, выполнение творческого задания).

4. Внеаудиторная работа (встречи с практическими психолгами, участие в научно-практических конференциях, мастер-классах, тренингах, круглых столах, олимпиадах, конкурсах).

Необходимость использования интерактивных технологий обучения при изучении дисциплины «Общая психология» основывается на их преимуществах, которые заключаются в том, что эти технологии:

  • пробуждают у студентов интерес к дисциплине;

  • поощряют активное участие каждого в учебном процессе;

  • обращаются к чувствам каждого обучающегося;

  • способствуют эффективному усвоению учебного материала;

  • оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;

  • осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);

  • формируют у обучающихся мнения и отношения;

  • формируют жизненные навыки;

  • способствуют изменению поведения.


Требования к представлению и оформлению результатов СРС

Самостоятельная работа студентов должна обладать следующими признаками:

  • быть выполненной лично студентом или являться самостоятельно выполненной частью коллективной работы согласно заданию преподавателя;

  • представлять собой законченную разработку (законченный этап разработки), в которой раскрываются и анализируются актуальные проблемы по определённой теме и её отдельным аспектам (актуальные проблемы изучаемой дисциплины и соответствующей сферы практической деятельности);

  • демонстрировать достаточную компетентность автора в раскрываемых вопросах;

  • иметь учебную, научную и/или практическую направленность и значимость (если речь идет об учебно-исследовательской работе);

  • содержать определенные элементы новизны (если СРС проведена в рамках научно-исследовательской работы).

Самостоятельная письменная работа оформляется в соответствии с требованиями, принятыми стандартом с учётом дополнительных требований кафедры (преподавателя) и представляется в указанный срок.
^ Оценка выполнения СРС

Контроль самостоятельной работы студентов (СРС) – процедура оценивания соответствия результатов выполненной СРС установленным требованиям путем наблюдения и суждений, сопровождаемых соответствующими измерениями.

    1. Психолого-педагогическая цель контроля СРС:

  • помочь студенту методически правильно, с минимальными затратами времени осваивать теоретический материал и приобретать навыки решения определенного класса задач по учебным дисциплинам;

  • оперативно обнаруживать недостатки в подготовке студента и ликвидировать их;

  • рационально планировать, организовывать и проводить СРС.

2. Контроль СРС должен отвечать ряду требований:

  • соотнесение содержания контроля с целями обучения;

  • объективность контроля, которая может обеспечиваться использованием коллегиальной оценки, тестового контроля с четко сформулированными критериями оценки, высокими личностными качествами преподавателя;

  • валидность контроля;

  • дифференциация контрольно-измерительных материалов по формам СРС, видам контроля и тому подобное;

  • систематичность проведения;

  • максимальная индивидуализация контроля;

  • оптимальное сочетание различных форм и методов контроля;

  • выявление уровня знаний, умений, самостоятельно сформированных, а также установление характера отношения студента к выполнению заданий, степени его ответственности и других личностных качеств;

  • необходимое и достаточное методическое обеспечение;

  • наличие критериев оценки результатов самостоятельной работы, которые должны быть поняты и доступны студенту. В качестве критериев оценки результатов СРС используются:

- уровень усвоения студентом учебного материала;

- умение студентом использовать полученные теоретические знания при выполнении заданий для самостоятельной работы;

- обоснованность и четкость изложения результатов;

- соблюдение требований оформления и сроков представления результатов СРС.

3. Виды контроля СРС соответствуют видам контрольных мероприятий, предусмотренных учебной программой о системе оценки успеваемости студентов и предполагают:

  • текущий контроль, то есть оперативное, регулярное отслеживание уровня выполнение СРС на лекциях, лабораторных и практических занятиях;

  • рубежный контроль по окончании изучения дисциплины;

  • промежуточный контроль, который предполагает учет объема, своевременности и качества выполнения СРС по дисциплине за весь модуль или семестр и осуществляется на зачете или экзамене.

Вуз должен создать студенту условия для осуществления самоконтроля.

Самоконтроль – осознанное управление своей познавательно-практической деятельностью, осуществляемое студентом в процессе изучения дисциплины, при подготовке к контрольным внешним мероприятиям.

4. В качестве форм контроля СРС могут быть использованы:

  • экспресс-опрос на лекции, лабораторных и практических занятиях;

  • текущий устный выборочный опрос на лабораторных и практических занятиях;

  • защита контрольных работ;

  • проверка письменных работ;

  • письменное рецензирование;

  • индивидуальное собеседование, консультация;

  • коллоквиум;

  • тестирование;

  • блиц-опрос;

  • самооценка;

  • взаимооценка;

  • рецензирование, защита творческих работ (эссе, реферата);

  • выступление с докладом, презентацией и другие виды на усмотрение преподавателя.

Применение перечисленных форм контроля СРС не исключает варианта, когда результат выполнения ВСР будет учтен единожды, при выставлении оценки при промежуточном контроле. При рубежном контроле выполнение студентом КСР (при наличии ее в графике самостоятельной работы) должно быть отражено обязательно.

5. При проведении контрольных мероприятий преподаватель может применять различные формы и методы контроля в зависимости от его целей, числа студентов и формы СРС:

  • устный;

  • письменный;

  • тестовый (бланковый и автоматизированный;

  • фронтальный;

  • оценка однокурсников или самооценка при проведении деловой игры;

  • сплошной;

  • выборочный.

6. Формы отчета студента перед преподавателем о результатах выполнения самостоятельной работы:

  • аргументированное решение ситуаций, задач;

  • конспекты, планы, эссе, рефераты, обзоры, информации, справки, разработанные студентом;

  • графическое представление изученного учебного материала;

  • ответы на задания-тесты, решенные кроссворды, задачи и так далее;

  • вопросы по теме или разделу дисциплины, задания-тесты, подготовленные студентом и так далее;

  • составление статьи, тезисов и другие варианты по выбору преподавателя.

7. Контроль и оценка СРС должны носить систематический и обоснованный характер.

8. Оценка выставляется по результатам СРС за определенный контрольный период по накопительной системе.

9. Критерии оценки устанавливает преподаватель и доводит их до сведения студентов.

10. При применении рейтинговой системы оценки успеваемости студентов результаты СРС оцениваются в баллах рейтинга, входящих в структуру общей оценки.

11. Оценка результатов самостоятельной работы каждого студента группы должна быть прокомментирована преподавателем на занятии.

12. Отставание в выполнении графика индивидуальной СРС или его невыполнение (без уважительной причины), низкие оценки результатов СРС свидетельствуют о халатном отношении студента к учебному процессу и предполагают применение административных мер воздействия.
^ Методические рекомендации для студентов по подготовке реферата (с компьютерной презентаций)

Реферат — письменная работа объемом 10-18 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца).

Реферат (от лат. referrer — докладывать, сообщать) — краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу.

Реферат отвечает на вопрос — что содержится в данной публикации (публикациях).

Однако реферат — не механический пересказ работы, а изложение ее существа.
В настоящее время, помимо реферирования прочитанной литературы, от студента требуется аргументированное изложение собственных мыслей по рассматриваемому вопросу. Тему реферата может предложить преподаватель или сам студент, в последнем случае она должна быть согласованна с преподавателем.

В реферате нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения. Материал подается не столько в развитии, сколько в форме констатации или описания.
Содержание реферируемого произведения излагается объективно от имени автора. Если в первичном документе главная мысль сформулирована недостаточно четко, в реферате она должна быть конкретизирована и выделена.

^ Функции реферата:

Информативная (ознакомительная); поисковая; справочная; сигнальная; индикативная; адресная коммуникативная.

Степень выполнения этих функций зависит от содержательных и формальных качеств реферата, а также от того, кто и для каких целей их использует.

Требования к языку реферата: он должен отличаться точностью, краткостью, ясностью и простотой.

Работу над рефератом можно условно подразделить на три этапа:

  1. Подготовительный этап, включающий изучение предмета исследования;

  2. Изложение результатов изучения в виде связного текста;

  3. Устное сообщение по теме реферата.

При написании и оформлении реферата следует избегать типичных ошибок, например, таких:

  • поверхностное изложение основных теоретических вопросов выбранной темы, когда автор не понимает, какие проблемы в тексте являются главными, а какие второстепенными,

  • в некоторых случаях проблемы, рассматриваемые в разделах, не раскрывают основных аспектов выбранной для реферата темы,

  • дословное переписывание книг, статей, заимствования рефератов из интернет и т.д.

При проверке реферата преподавателем оцениваются:

  1. Знания и умения на уровне требований стандарта конкретной дисциплины: знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей.

  2. Характеристика реализации цели и задач исследования (новизна и актуальность поставленных в реферате проблем, правильность формулирования цели, определения задач исследования, правильность выбора методов решения задач и реализации цели; соответствие выводов решаемым задачам, поставленной цели, убедительность выводов).

  3. Степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстративного материала, широта кругозора автора, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению).

  4. Качество и ценность полученных результатов (степень завершенности реферативного исследования, спорность или однозначность выводов).

  5. Использование литературных источников.

  6. Культура письменного изложения материала.

  7. Культура оформления материалов работы.

Объективность оценки предусматривает отражение как положительных, так и отрицательных сторон работы. Рецензент оценивает работу по традиционной 10-балльной шкале, могут быть отдельно оценены разные компоненты работы, однако завершается отзыв рецензента одной итоговой оценкой. Отзыв рецензента не должен носить формального характера. Содержание отзыва должно подтверждать и обосновывать правильность выставленной оценки.
^ ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

  1. Становление высшего профессионального образования.

  2. Принципы и методы обучения в высшей школе.

  3. Конфликт: студент – педагог.

  4. Активные методы обучения в высшей школе.

  5. Система контроля в высшей школе.

  6. Научно-педагогическое творчество преподавателя вуза.

  7. Педагогические технологии.

  8. Проектирование рабочей, учебной программы по курсу.

  9. Проектирование межпредметных связей в образовательной практике высшей школы.

  10. Опыт проектирования регионального компонента содержания вузовского образования (на материале учебной дисциплины).

  11. Задачное структурирование образовательного материала (на примере учебной дисциплины).

  12. Учебные задачи: проектирование гуманитарного контекста.

  13. Технология включения жизненного познавательного опыта студентов в структуру содержания вузовского обучения (на примере учебной дисциплины).

  14. Проектирование методов обучения в образовательной практике высшей школы (на примере учебной дисциплины).

  15. Конструирование приемов активизации познавательной деятельности студентов (на примере учебной дисциплины).

  16. Способы конструирования проблемных ситуаций в учебном процессе вуза.

  17. Использование мультимедийных средств в учебном процессе высшей школы: дидактические основы проектирования.


Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Вопросы для подготовки студентов к зачёту.

1. История высшей школы.

2. Задачи высшего образования на современном этапе.

3. Пути улучшения профессиональной подготовки специалистов.

4. Требования к выпускнику вуза.

5. Предмет педагогики и психологии высшей школы.

6. Структура вуза.

7. Пути перестройки высшей школы.

8. Система высшего образования в капиталистических странах.

9. Педагогическая система.

10. Развитие и совершенствование методов обучения.

11. Функции обучения.

12. Обучение как процесс познания. Этапы обучения.

13. Программированное обучение.

14. Исследовательский метод обучения.

15. Проблемное обучение.

16. Деловые игры. Методы имитационного моделирования.

18. Схема анализа практических занятий.

19. Пути активизации познавательной деятельности студентов.

20. Алгоритмизация обучения.

21. Принципы обучения.

22. Содержание образования как проблема вузовской педагогики.

23. Формы организации учебной работы в вузе (семинары, лабораторные занятия, коллоквиум).

24. Сущность процесса воспитания.

25. Закономерности процесса воспитания.

26. Особенности воспитания студентов.

27. Пути взаимопонимания.

28. Причины конфликтов.

29. Методы разрешения конфликтов (прямые и косвенные).

30. Характеристика педагогических умений (гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские, информационные).

31. Понятие о познавательной деятельности.

32. Процессы ощущения и восприятия учебно-познавательной деятельности. Память.

33. Процессы мышления в структуре учебно-познавательной деятельности. Внимание.

34. Управление учебно-познавательной деятельностью в процессе обучения (в условиях лекции, семинара, практические занятия).

35. Зачеты и экзамены, требования к ним.

36. Значение контроля в высшей школе и функции.

37. Структура научной деятельности преподавателя вуза.

38. Взаимодействие научного и педагогического в деятельности преподавателя вуза.

39. Научная деятельность преподавателя к требованиям личности ученого.

40. Профессионально-педагогическая направленность: структура, динамика.

41. Формирование профессионально-педагогической направленности.

42. Мотивация студентов и их динамика в процессе обучения в вузе.

43. Особенности личности студента, обусловливающие успешность учебной деятельности.

44. Признаки творческой личности.

45. Структура творческой деятельности.

46. Элементы интеллектуального творчества.
а) Основная литература

  1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. – М., 2000.

  2. Бабаскин В.С. и др. Фрагменты дидактики высшей школы: теория, методология, практика. – М., 2000.

  3. Байденко В.И. Стандарты в непрерывном образовании: концептуальные, теоретические и методологические проблемы. – М., 2000.

  4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. — М., 2000.

  5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

  6. Новиков A.M. Построение системы непрерывного образования. — М., 2002.

  7. Новиков А.М. Методология образования. – М., 2002.

  8. Основы педагогики и психологии высшей школы / под ред. А.В. Петровского. – М., 2006.

  9. Педагогика и психология высшей школы. Ростов- на-Дону, 2008.

  10. Попков В.А. Дидактика высшей школы / В.А. Попков, А.В. Коржуев. – М., 2001.

  11. Попков В.А. Методология педагогического исследования и дидактика высшей школы / В.А. Попков, А.В. Коржуев. – М., 2000.

  12. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. М., 2007.

  13. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М., 2001.

  14. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество. – М., 2002.

  15. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: Учеб. пособие для вузов. — М., 2002.

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине дв1 «Дисциплина по выбору «Педагогика и психология высшей школы»» Направление подготовки 050100. 68 Педагогическое образование iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные технологии...
Фгос впо (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначен...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дв1 «Дисциплина по выбору «Педагогика и психология высшей школы»» Направление подготовки 050100. 68 Педагогическое образование iconУчебно-методический комплекс по дисциплине по выбору Б3
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Логическое программирование» разработан в соответствии с требованиями фгос впо к обязательному...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дв1 «Дисциплина по выбору «Педагогика и психология высшей школы»» Направление подготовки 050100. 68 Педагогическое образование iconУчебно-методический комплекс по дисциплине в. 7 «Методы педагогических...
Профиль подготовки (магистерская программа) «Профессиональное образование» «Менеджмент в образовании»
Учебно-методический комплекс по дисциплине дв1 «Дисциплина по выбору «Педагогика и психология высшей школы»» Направление подготовки 050100. 68 Педагогическое образование iconУчебно-методический комплекс по дисциплине М1В4 «Методика отбора...
Профиль подготовки (магистерская программа) «Профессиональное образование», «Менеджмент в образовании»
Учебно-методический комплекс по дисциплине дв1 «Дисциплина по выбору «Педагогика и психология высшей школы»» Направление подготовки 050100. 68 Педагогическое образование iconУчебно-методический комплекс по дисциплине « дв1»
Фгос впо (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначен...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дв1 «Дисциплина по выбору «Педагогика и психология высшей школы»» Направление подготовки 050100. 68 Педагогическое образование iconУчебно-методический комплекс по дисциплине « дв1»
Фгос впо (вариативный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначен...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дв1 «Дисциплина по выбору «Педагогика и психология высшей школы»» Направление подготовки 050100. 68 Педагогическое образование iconУчебно-методический комплекс по дисциплине « дв1»
Фгос впо (вариативный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника и предназначен...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дв1 «Дисциплина по выбору «Педагогика и психология высшей школы»» Направление подготовки 050100. 68 Педагогическое образование iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Информационные технологии...
Технические и аудиовизуальные средства обучения разработан в соответствии с требованиями фгос впо (федеральный компонент) к обязательному...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дв1 «Дисциплина по выбору «Педагогика и психология высшей школы»» Направление подготовки 050100. 68 Педагогическое образование iconУчебно-методический комплекс по дисциплине « Б5»
Фгос впо (федеральный или региональный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дв1 «Дисциплина по выбору «Педагогика и психология высшей школы»» Направление подготовки 050100. 68 Педагогическое образование iconУчебно-методический комплекс по дисциплине « дв1»
Впо (федеральный или региональный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница