Факторы, детерминирующие отклоняющееся поведение




Скачать 176.08 Kb.
НазваниеФакторы, детерминирующие отклоняющееся поведение
Дата публикации25.02.2013
Размер176.08 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Психология > Документы
ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ, ПСИХОЛОГИЯ И КОРРЕКЦИЯ.
Определение отклоняющегося поведения.
Термин поведение обозначает вид и уровень активности. (Другие проявления активности – деятельность, созерцание, познание, общение.)

Поведение – процесс взаимодействия личности со средой в форме преимущественно внешних действий. Этот процесс опосредован индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности.
Признаки отклоняющегося (девиантного) поведения:

  • отклонение от социальной нормы,

  • деструктивность,

  • негативная оценка окружающих,

  • повторяемость,

  • проявление вне кризисной или нестандартной ситуации,

  • усиливающаяся дезадаптация.


Возраст детей, к которым применяется термин «отклоняющееся поведение»:

После 5 лет, а в строгом смысле – в 9-10 лет, когда у ребёнка должны быть сформированы навыки произвольного поведения. Нарушения поведения в возрасте до 5-7 лет рассматриваются как проявления незрелости или неспособности значимых взрослых контролировать малыша.
Факторы, детерминирующие отклоняющееся поведение:

  1. Внешние условия физической среды: шум, теснота, жара, холод, геомагнитные колебания и т.д.

  2. Внешние социальные условия.

  1. Общественные процессы: социально-экономическая ситуация, государственная политика, традиции, мода, средства массовой информации.

  2. Включённость в социальные группы: расовая, классовая принадлежность, социальный статус, этнические установки, субкультура, учебно-профессиональная среда, референтная группа.

  3. Микросоциум: уровень и стиль жизни семьи, личности родителей и характер взаимоотношений в семье, друзья и другие значимые люди.

  1. Внутренние наследственно-биологические и конституциональные предпосылки:

  1. Генетические (например, лишняя Y-хромосома встречается среди заключённых в 15 раз чаще).

  2. Особености онтогенеза (индивидуального развития и созревания).

  3. Гендерные (связанные с полом) различия.

  4. Возрастные особенности.

  5. Физическая конституция, здоровье и выносливость.

  6. Тип нервной системы.

  1. Внутриличностные причины и механизмы по-разному трактуются в зависимости от подхода.







Под-ход

Психологические концепции отклоняющегося поведения

Терапевтические стратегии

1

Экзи-стен-циально-

Гума-

нистичес-кий

В.Франкл: блокировано стремление к смыслу. Ялом И.: невозможность принять ответственность,смертность, изоляцию, бессмысленность и др. экзистенциальные данности.

Маслоу А., Роджерс К.: блокирован процесс самоактуализации, фрустрированы базовые потребности.

Помощь в поиске смысла, принятии экзистенциальных данностей и собственных ограничений.

Акцент на духовном бытии и самоактуализации. Искренний интерес, безусловное принятие, безоценочность.

2

Пси-хо-ана-ли-ти-чес-

кий

Фрейд З.: фиксация на более ранней фазе психосексуального развития.

Недостаточно сформированное или слишком жёсткое супер-Эго, слабое Эго. Фрейд А., МакВильямс Н: неадекватные или недостаточные защиты. Неблагополучие объектных отношений.

Проработка проблем ранних стадий. Анализ супер-Эго.

Выбор стратегии в зависимости от используемых защитных механизмов.

3

Пове-

ден-

чес-

кий

Павлов И. П., Скиннер Б.: неправиль-ное научение, подкрепление негатив-ного поведения и неподкрепление желательного.

Мэрфи Л. Хэйм Е.: малоадаптивные варианты копинг-поведения (созна-

Тельных стратегий преодоления стрессовой ситуации),недостаточное использование копинг-ресурсов.

Боуэн: отклоняющееся поведение – симптом неблагополучия семейной системы

Подкрепление желательного поведения, игнорирование, наказание нежелательного.
Поиск копинг-ресурсов (ма-териальных, физических, социальных, психологичес-ких), обучение адаптивному поведению.

Расшатывание дисфункцио-нальной семейной структу-ры, переструктурирование семейной системы, предпи-сание функционального семейного взаимодействия.


Cхема анализа отклоняющегося поведения:

  1. Индивидуально-типологическая ранимость: сенситивность, эмоциональная лабильность, пониженное настроение, импульсивность, ригидность (застревание на мыслях, чувствах, действиях), низкая адаптивность, склонность к соматизации.

  2. ^ Нарушения саморегуляции личности: алекситимия (трудности с осознаванием и выражением своих переживаний), неассертивность (неспособность открыто выражать чувства и отстаивать свои интересы), непродуктивные копинг-стратегии, дефицит целеполагания, ложная самоидентичность и заниженная самооценка, девиантные ценности, отсутствие или утрата смысла жизни.

  3. ^ Ресурсы и компенсаторные возможности: духовность, здоровье и ценности здорового образа жизни, внешняя привлекательность, общительность, активность, интеллект, достижения в учёбе и других областях, творчество, хобби, значимые отношения, жизненный опыт.

  4. ^ Дефицит социально-поддерживающих систем: отсутствие родительской семьи; неполная, зависимая, девиантная, социально-изолированная, кризисная семья; низкий социальный статус семьи; отсутствие референтной группы или низкий статус в ней; отсутствие близких отношений или проблемные друзья; проблемная компания.

  5. ^ Социально-психологические условия, запускающие и поддерживающие отклоняющееся поведение: социально-психологическая дезадаптация, фрустрация жизненно важных потребностей, научение в референтной группе, провокация, давление со стороны.

  6. ^ Особенности отклоняющегося поведения: в какой ситуации возникло, проявляется в настоящее время; степень выраженности (способ, частота, обстоятельства); состояние во время отклоняющегося поведения; предшествующие и последующие события; реакция окружающих; благодаря чему отклоняющееся поведение не проявляется.

  7. Заключение:

  • форма и степень выраженности отклоняющегося поведения;

  • степень социальной дезадаптации;

  • отношение самого ребёнка или подростка к своему поведению;

  • поддерживающие отклоняющееся поведение и препятствующие ему внешние и внутренние условия;

  • ресурсы и стратегии изменения;

  • формы и методы социально-психологической помощи.


Виды отклоняющегося поведения:
I. Агрессивное Пассивное (упрямство, отказ говорить, есть и др.)

Активное (вербальное и невербальное насилие, разрушительные действия, причинение боли самому себе)

Признаки агрессивного поведения:

~ cтремление к доминированию;

~ тенденция к разрушению;

~ направленность на причинение вреда себе или окружающим;

~ склонность к насилию (причинению боли).



Важно разделять агрессивные переживания, мысли, фантазии и агрессивное поведение. Запрет относится именно ко второму. И коррекция поведения возможна только путём осознавания агрессивных чувств, мыслей и фантазий, их легализации и поиска способов социально приемлемого их выражения.




Способы проявления и разрядки агрессивных чувств, которые можно предложить ребёнку в кабинете психолога:

  • агрессивные игры – дротики, молоток и наковальня, мячи для подскоков, боксёрская груша, кукла для битья, поролоновая бита, игрушечное оружие и др.

  • Пластилин, который можно резать, разрывать, щипать, сдавливать и т.д.

  • Рисование красками или пастелью: используя цвета и формы, ребёнок сможет выплеснуть свои чувства на бумагу.

  • Исполнение агрессивной роли в ролевой игре.

  • Придумывание агрессивных сказок и историй.

  • Рвать бумагу, ломать пластиковые формы для яиц и т.д.




  1. Делинквентное поведение




  • угрожающее благополучию окружающих или социальному порядку, уголовно наказуемое в крайних своих проявлениях. К нему относится хулиганство, нарушение учебной дисциплины, прогулы, побеги из дома, лживость, воровство, проституция, сутенёрство, торговля наркотиками и оружием, рэкет, мошенничество, грабёж.


Гиперактивные дети могут попадать в эту категорию, если окружающие не состоянии вести себя с ними психологически правильно. Негативная реакция родителей и учителей повышает психологический дискомфорт ребёнка, усиливая тем самым его гиперактивные проявления. Для таких детей важно также правильно организовать среду – подобрать учителя, школу, отправить туда только после достижения психологической готовности, организовать режим дня, активные занятия, избегать ситуаций, в которых ребёнок перевозбуждается.

Дети лгут, чтобы

~ возвысить себя в глазах окружающих и своих собственных,

~ получить то, что, как они считают, невозможно получить, не обманывая,

~ избежать наказания,

~ не расстраивать близких.

Лучший способ избежать лжи – не задавать вопросов, психологически правильно общаться с ребёнком, проанализировать дисфункциональность в системах, в которые включён ребёнок (семья, класс, референтная группа), и оптимизировать отношения внутри этих систем.

Дети воруют, когда
~ не удовлетворены их насущные физические и материальные потребности,

~ им не хватает эмоционального тепла,

~ хотят отомстить,

~ не могут совладать со своими желаниями (которые в этом возрасте гораздо сильнее, чем способность к самоуправлению),

~ хотят испытать острые ощущения.

Реакция взрослых на детское воровство обычно бывает неконструктивной и только усугубляет проблему.

«Вредные привычки» - навязчивая или демонстративная мастурбация, грызение ногтей, сосание пальца – как правило, выполняют функцию снижения напряжения, поэтому фиксировать на них внимание и бороться с ними неэффективно. Лучше уделить ребёнку больше положительного внимания и помочь в нахождении социально одобряемых способов снятия нервного напряжения. Мастурбация у детей и взрослых в настоящее время не считается отклонением от нормы. Что касается навязчивой мастурбации, она часто отражает семейные сексуальные табу, и тогда основная работа проводится с родителями.
Ситуационно спровоцированные

Делинквентные личности Органические

Психотические

Субкультурные (идентифицировавшиеся с антисоциальными групповыми ценностями)

Социопатические (неспособные к привязанности, убеждённые в своём всемогуществе и власти над окружающими, сожалеющие не о том, что совершили, а о том, что попались).


  1. Зависимое (аддиктивное) поведение – пристрастие, склонность к чрезмерной зависимости от чего-либо или кого- либо.

Формы зависимого поведения:

  • Химическая зависимость от психоактивных веществ (алкоголя, никотина, наркотиков, лекарственных средств и др.);

  • Гэмблинг – зависимость от игр (компьютерных, азартных);

  • Нарушения пищевого поведения (переедание, голодание);

  • Религиозный фанатизм, вовлечённость в секту;

  • Со-зависимость (вовлечённость в отношения с зависимым человеком, когда его поведение полностью определяет эмоциональное состояние близких; сопровождается чувством вины, снижением самооценки, усилением ролей жертвы – «за что мне такие мучения» и спасателя – «я спасу его во что бы то ни стало»; может закончиться апатией и изоляцией)

Работа с зависимостью.

  1. Участие зависимого и его близких в специальной программе (например, “12 шагов”)

  2. Семейная терапия.

  3. Индивидуальная.

Интервенция как способ мотиваци зависимого и его родственников на выздоровление:

  1. Вместе с обратившимся родственником консультант формирует группу, которая будет участвовать в «интервенции».

  2. В течение 1-3 месяцев идёт подготовка интервенции. Каждый проходит следующие шаги:

  1. Осознание необходимости вмешательства, иначе зависимый разрушится и разрушит жизнь близких.

  2. Изменение своего поведения таким образом, чтобы оно не поддерживало его зависимость, чтобы улучшить свою жизнь.

  3. Подготовка списка событий, своего отношения и переживания, положительных чувств и пожеланий к зависимому.

  1. Интервенция осуществляется после кризиса (предразводная ситуация, потеря работы, лишение водительских прав и др.). Каждый участник предъявляет свой список только в форме Я-высказываний и позитивно. Сильные негативные чувства должны быть проработаны в процессе подготовки. После интервенции зависимому предлагают план мероприятий, направленных на выздоровление.


Индивидуальная терапевтическая работа направлена на расширение осознавания, принятие ответственности, оздоровление межличностных отношений.
^

II.Суицидальное поведение


Осознанные или неосознанные действия для лишения себя жизни.

Суицидальные действия (попытка и завершённый суицид)

Суицидальные проявления (мысли, замыслы, намерения, чувства, высказывания, намёки).

Группы суицидов:

  • Истинные (подготовленные и импульсивные)

  • демонстративные

  • скрытые (рискованная езда на автомобиле, экстремальный спорт и др. рискованное поведение).

Поскольку у детей концепция смерти приближается к адекватной лишь к 11-14 годам, их суицидальное поведение носит обычно характер ситуационно-личностных реакций. Оно связано не с самим желанием умереть, а со стремлением избежать стрессовых ситуаций или наказания. Самоубийство побуждается сильными аффектами: гневом, страхом, желанием наказать себя и других + экспрессивность, внушаемость, импульсивность, колебания настроения, низкая критичность к своему поведению.

У подростков довольно часто встречаются демонстративные суициды с целью привлечения к себе внимания или шантажа. У них могут быть также суицидальные попытки на фоне острой аффективной реакции, семейных проблем, конфликтов в группе сверстников, несчастной любви. Немаловажным фактором является также подражание, о чём свидетельствует повышение количества суицидов после освещения их в СМИ , например, после самоубийства Игоря Сорина («Иванушки интернейшнл»).

^ Задачи кризисной интервенции – предотвращение дальнейшего развития аффективной реакции и покушения на самоубийства, коррекция суицидальных установок.

Шаги: - установление контакта и доверия, «выговаривание» клиента;

- оценка обстоятельств и степени угрозы суицида;

- помощь в эмоционально-интеллектуальном овладении ситуацией (развенчание убеждения об уникальности ситуации и отсутствии выхода из неё, переключение внимания на близких, работа с направленным воображением – представление о мёртвом теле, похоронах);

- заключение контракта;

  • активная психологическая поддержка.

Работа с потерей.




Фазы переживания горя

Стратегии вмешательства



I

Отрицание. Соприкосновение с сильными чувствами опасно, поэтому они подавляются или диссоциируются. Жизнь проходит мимо.


Погружение – рассказ от первого лица в настоящем времени (вижу, слышу, чувствую).



II

Протест, гнев, возмущение. Детский, иррациональный как способ что-то изменить, но в нём много силы, необходимой в последующих фазах.

Легализация чувств и помощь в их выражении.

III


Принятие реальности, грусть, прощание.


Удержание в переживании грусти

IV

Выстраивание будущего.

Сопровождение.

Важным условием психологической помощи при потере является готовность консультанта встречаться с труднопереносимыми переживаниями боли, отчаяния, горя, гнева, стыда, а также наличие у него собственного клиентского опыта работы с потерей.

^ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ, ДЕМОНСТРИРУЮЩИМИ ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ.
Психопрофилактика.
ВОЗ предлагает выделить первичную, вторичную и третичную профилактику.

  1. Первичная направлена на устранение неблагоприятных факторов, способствующих возникновению психических заболеваний или СПД (социально-психологической дезадаптации), повышение устойчивости личности.

  2. Вторичная заключается в раннем выявлении и реабилитации этих явлений, в работе с группами риска.

  3. Третичная по сути эквивалентна терапии, направлена на предупреждение рецидивов девиантного поведения и психических расстройств.


Психопрофилактика индивидуальная, семейная и групповая:


  • Информирование в форме лекций, бесед, специальной литературы и видеофильмов – метод, увеличивающий знания, но, к сожалению, мало влияющий на изменение поведения.

  • Формирование общественного мнения: негативного по отношению к отклоняющемуся поведению и позитивного: социальная реклама здорового образа жизни и трезвости.

  • Работа с молодёжной субкультурой. Создание молодёжных движений, организаций, клубов, коммун, предлагающих альтернативные ценности и альтернативные формы активности (путешествия, походы, экстремальный спорт, значимое общение, творчество, общественно полезная деятельность).

  • Тренинг социально-важных навыков: резистентности к негативному социальному влиянию, ассертивности, конструктивного разрешения конфликтов, преодоления стресса, общения, уверенного поведения, самоконтроля.

  • Индивидуальное, семейное и групповое психологическое консультирование.


Психологическая коррекция – индивидуальная, семейная, групповая.
Принципы:

  1. Безусловное принятие, предполагающее способность позволить человеку (семье, группе) быть такими, какие они есть – с их недостатками, негативными переживаниями, неадаптивным способом жизни. Означает конфронтацию с нежелательным поведением, а не с человеком. Каждый человек ценен и достоин уважения.

  2. Присутствие – готовность встретиться с болью страхом, яростью, одиночеством и неопределённостью клиента, а также готовность вносить свои чувства в психотерапевтический контакт (самораскрытие психолога).

«Я-сообщения». Демонстрация в общении социально приемлемых способов обращения с негативными эмоциями.

  1. «Активное слушание» заключается в отражении смыслового и эмоционального содержания высказывания клиента. Позволяет психологу лучше понять ребёнка и сигнализировать о своём понимании, а самому ребёнку прояснить ситуацию и осознать свои чувства.

  2. Опора на естественную активность и энергию ребёнка. Передача ответственности клиенту (семье, группе).

  3. Установление рамок и ограничений. Помощь в принятии ограничений реальности и собственных ограничений клиента. В некоторых случаях стоит позволить ребёнку столкнуться с негативными последствиями отклоняющегося поведения.


Психологическая помощь в разрешении конфликтов:

Шаги:

  1. Прояснение конфликтной ситуации – помочь клиентам обозначить свою позицию («Я-сообщение») и услышать партнёра («Активное слушание»).

  2. Сбор предложений («Мозговой штурм»).

  3. Оценка предложений и выбор наиболее приемлемых вариантов.

  4. Детализация принятого решения.

  5. Выполнение решения, проверка.


Для групповой работы с трудными детьми наиболее подходит:

  • небольшая (5-8 участников),

  • разнородная по проблемам, полу, «продвинутости» в изменениях,

  • закрытая,

  • достаточно структурированная, с проговоренными правилами и установленными за их нарушения санкциями группа.

Лучше, если в группе будут два тренера, имеющих благополучный опыт совместного ведения.
Терапевтические факторы группы:

  • надежда, которую вселяют более «продвинутые»,

  • развенчание мифа об уникальности переживаний каждого участника,

  • поддержка группы, установление значимых отношений,

  • столкновение с внешней реальностью, необходимостью считаться с другими детьми, выполнять правила группы,

  • «лечение за чужой счёт» – наблюдение за тем, как другие справляются со своими проблемами,

  • обратная связь от группы,

  • катарсис,

  • получение информации (о психике, отношениях, возможностях помощи).


^ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИК РАЗЛИЧНЫХ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ В РАБОТЕ С ТРУДНЫМИ ДЕТЬМИ. АРТТЕРАПИЯ.


  1. Рисование:

  • гуашь, акварель, акриловые, автомобильные, аэрозольные, грим, краска+клейстер, мелки, масляная пастель;

  • пальцами, стопами, ватными палочками, разбрызгивание с помощью зубной щётки и т.д.;

  • свободное рисование, каракули, мультирисование, рисование на заданную тему, рисование направленных фантазий.

  • Совместное рисование: поочерёдно, одновременно, с закрытыми глазами.

  • Рисование по кругу: сочинённой сказки, беспредметное и т.д.


2) ^ Роспись по ткани, стеклу, дереву и др.

3) Работа с пластилином, глиной, пудингом, тестом, песком, грязью.

4) Коллаж, фитоживопись, поделки из природных материалов, проволоки, кожи, бытового мусора.

  1. Плетение, бисероплетение, вязание и др. рукоделие. Резьба по дереву, чеканка и т.д.

  2. Пение, музыка, двигательная импровизация. Танец.

  3. Сочинение сказок, историй, стихов.

  4. Направленная фантазия.


Темы для рисования и направленной фантазии:

Жизненный путь.

Хорошее и плохое в жизни.

Я между: жизнью и смертью, самостоятельностью и зависимостью, стандартами и свободой, папой и мамой, родителями и друзьями, близкими отношениями и одиночеством, любовью и яростью, прошлым и будущим, страхом и бесстрашием.

Любимая игрушка. Моя комната. Мой мир. Моя мечта. Я летаю.

Страшный сон.

Розовый куст. Луг. Лес. Пещера. Гора. Река, родник.

Клад в старом сундуке.

Запертая дверь, в которую запрещено входить.

Шапка-невидимка.

Три желания (ребёнок называет три самых заветных желания). Пеппи Длинный Чулок (ребёнок перечисляет, что он делал бы, если бы жил без взрослых, и сам распоряжался своей жизнью и своим временем).

Мудрый человек.

Чего я избегаю.

Какой я, каким хотел бы, каким должен и не должен быть.

Я чувствую себя, как…

Мир реальный\мир фантастический.

Над\под землёй (водой).

Неприятное переживание.

Самое раннее воспоминание.

Я под дождём. Моя семья под дождём.

Моя маска и что под ней.
^ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ШКОЛЕ.
Введение в школах должности психолога чуть более 10 лет назад предполагало определённую миссию: помощь в гуманизации системы образования и индивидуализации подхода к ученикам. К сожалению, психологическая служба в школе появилась раньше, чем выстроились отношения между ней и системой образования. Фигуру психолога восприняли настороженно, не всегда отделяя от экстрасенса, невропатолога, психиатра, дефектолога, сотрудника детской комнаты милиции и т.д. На психолога начали перекладывать все проблемы, накопившиеся за долгие годы в системе образования.

Первое, что приходит в голову заказчикам от образования, это психодиагностика. Однако параллельно с модой на тесты стало расти и разочарование в связи с непониманием и неумением пользоваться их результатами. При теперешнем состоянии большинства психологических служб в школах психолог выстраивает своё отдельное профессиональное пространство внутри уже сложившегося педагогического. Его отношения с администрацией складываются, как отношения исполнителя и заказчика. При этом возможность психолога влиять на принимаемые управленические решения достаточно ограничена. Альтернативой такому способу профессиональной реализации психолога в школе может стать его подключение к обучению администрации и педагогов психологическим навыкам, увеличивающим их профессиональную эффективность. Таким образом, психологическая служба создаёт благоприятную образовательную среду для ребёнка, а не является службой скорой психологической помощи.
Цель практической психологической работы в школе:

работа по развитию личности всех субъектов образовательной среды школы и достижению их психологического здоровья.

Принципы:

  • стремление к субъект-субъектным отношениям в педагогическом процессе;

  • переход от психологического сопровождения ребёнка к психологическому сопровождению педагогического процесса и далее – развития образовательной среды.

Направления работы:

  1. Работа с педагогическим коллективом и администрацией:

  • проблемно-тематические психолого-педагогические семинары,

  • тренинги,

  • ролевые игры,

  • клубы и гостиные,

  • помощь классным руководителям в работе по командообразованию в классах,

  • психологическое сопровождение административно-управленческих решений.

  1. Работа по запросам администрации, педагогов, родителей, детей:

  • диагностико-аналитическая,

  • коррекционно-развивающая,

  • консультативная,

  • тренинговая (стрессоустойчивости, профилактики профессионального выгорания, ассертивности, общения, личностного роста, родительской эффективности, развития творческого воображения и др.),

  • ведение уроков психологии.

  1. Работа с родителями.

  2. Работа с детьми.

  3. Работа внутри психологической команды и на уровне межшкольных психологических команд для:

  • профессионального взаимодействия, обмена опытом,

  • психологической поддержки и психологической помощи в своей среде,

  • опосредованного выхода на официальные структуры,

  • возможности презентации профессионального опыта и супервизии,

  • совместного планирования и проведения инновационных программ.

  1. Телефон доверия.

Похожие:

Факторы, детерминирующие отклоняющееся поведение iconТест по теме «Отклоняющееся (девиантное) поведение»
А. Поведение, которое отклоняется от ценностей, норм, установок и ожиданий общества или социальной группы называется девиантным
Факторы, детерминирующие отклоняющееся поведение icon1 потому что у ряда людей отклоняющееся поведение: они не хотят подчиняться...

Факторы, детерминирующие отклоняющееся поведение iconСоциальные нормы. Отклоняющееся поведение. Семья как социальный институт...
Закрепляются в государственном законодательстве 2 обеспечиваются силой государства
Факторы, детерминирующие отклоняющееся поведение icon2. Факторы, обуславливающие агрессивное поведение детей
Научные подходы к определению понятия «агрессия». Основные характеристики агрессии
Факторы, детерминирующие отклоняющееся поведение iconФакторы конкурентоспособности для стратегии дифференциации. Хасанов Ринат Хамитович
В статье анализируются факторы конкурентоспособности для стратегии дифференциации. Предлагается система, состоящая из десяти факторов,...
Факторы, детерминирующие отклоняющееся поведение iconТема: «Факторы международной среды»
Цель: изучить экономические, социальные, национальные и другие особенности различных стран, влияющие на организационное поведение...
Факторы, детерминирующие отклоняющееся поведение iconОсновные термины и понятия
Абиотические факторы среды (абиотический безжизненный) неживые (физические и химические) факторы окружающей среды. Антропо­генными...
Факторы, детерминирующие отклоняющееся поведение iconПояснительная записка в последнее время в воспитательном процессе...
Гендер социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение,...
Факторы, детерминирующие отклоняющееся поведение iconУчреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси
Учебная программа «Поведение потребителей» составлена на основе учебной программы бгэу «Поведение потребителей» для специальности...
Факторы, детерминирующие отклоняющееся поведение iconМетоды профилактики конфликтов
Сегодня нам предстоит разобраться в том, что из себя представляет отклоняющее поведение. Девиантное поведение – это особые подростки...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница