А речевая деятельность что это?




Скачать 63.42 Kb.
НазваниеА речевая деятельность что это?
Дата публикации21.03.2013
Размер63.42 Kb.
ТипВопрос
shkolnie.ru > Психология > Вопрос
Психолого-лингвистические основы обучения ИЯ

План:

  1. ЯЗЫК и РЕЧЬ: методический портрет.

  2. Психологические основы обучения ИЯ

А) РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – что это?

Б) Предметное (психологическое) содержание РД

В) Структурная организация РД

Г) Механизмы РД,

ЯЗЫК И РЕЧЬ: МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ.

Мим передает что-то своими жестами (это будет и язык, и речь) – мы понимаем посыл, который передается по средствам языка (жестов).

ЯЗЫК – это «система особым образом организованных друг с другом , причем характер этих отношений таков, что он дает возможность приводить эту систему в движение, используя ее в интересах общения…»

Эта система (язык в статическом состоянии) может быть преведена по средствам какого-то толчка, чтобы реализовать свой потенциал. Она так же может функционировать с точки зрения общения.

Язык – сложно статически, но потенциально динамическая система.

Связь языка и мышления

Любое наше постижение мыслительным усилеем – попытка вместить в какое-то вербальное выражение. Если мы не можем что-то назвать, обьяснить, истолковать – этого не существует?

ЯЗЫК

  1. Связь с мышлением

-кумулятивная (интеграционная) (социально-историческая)

  1. Сущ-е сознания, форма деятельности

-статическое состояние

Язык всегда является признаком индикатором и фактором бытия нашего сознания. Без языка сознание не может быть выражено. В этой эпостаси язык определяется своим статическим состоянием.

Поскольку связь языка и мышления является неоспоримым фактом можно привести пример: В историческом развитии СССР следующая фраза имела один характер, уже в России она имеет другой характер «Он склеил модель в клубе». (Даже если слова не меняются – наша картина мира меняется и появляются новые значения)

^ Язык – фактор бытия сознания также может быть экстрапалирован на самосознание.

Сознание – бытие сознания в общественно-социальной формации (социум, нация)

Самосознание – субьективированное сознание в индивиде.

Все это отражение фактора бытия. Что помогает нам отражать наше самосознание что хурр дурр – РЕЧЬ, которая является выражением сознания и самосознания по средствам языка.

Речь – процесс общения с помощью языка; «способ формирования и формулирования мыслей посредством языка в процессе говорения (письма) для другого, для слушателя (читателя) или в процессе слушания (чтения) для себя»

^ Признаки речи:

  1. полиморфонсть форм (взаимопереходящих):

-громкая коммуникативная Р.;

-громкая не коммуникативная Р. (когда вещают пустому залу);

-внутренняя Р. (внутренний монолог);

Все эти формы взаимнопереходящие

  1. двойственность Р.: внешняя звуковая(форма) и семическая (семантическая) смысловая сторона;:

предметная соотнесенность и значение (обобщение);

  1. еденично-членораздельный характер

  2. процесс качественных изменений (не количественных)

^ Отличия языка и речи:

Язык Речь

-отражение -формулирование

-статика -динамика

-состояние -процесс

-средство -способ
Язык – общеобязательный (универсальный характер)

Как только мы начинаем формулировать мысли посредством языка – мы придаем им свой индивидуальный посыл. Тем самым речь:

Речь – индивидуальный характер.

Если вспомнить рожу Эйнштейна – то это его индивидуальный посыл, но язык явзяется общеобязательным и поэтому мы можем прочитать его посыл.

^ Язык (средство) имеет связь с Речью (способ)

Именно наличие Языка и Речи обуславливает речевую деятельность.

Психологические основы обучения ИЯ

2.1 Речевая деятельность – что это?

Речевая деятельность

Деятельность…

-----А надо ли? (мотив)

-----Для чего? (цель)

-----Что именно? (предмет)

-----Как? С чего начать? (структура)

Признаками деятельности является:

-мотивированность

-целенаправленность

-предметность

-структурность
^ РД = ПРОЦЕСС

Любой ПРОЦЕСС != РД
РД – «активный, целенаправленный, мотивированны, предметный (содержательный) процесс выдачи и\ или приема сформированной и сформулированной посредством языка мысли (волеизьявления, выражения чувств), направленный на удовлетворение коммуникативно-познавательной потребности человека в процессе общения.
РД – процесс приема и передачи информации с помощью языка в процессе общения, представляющий собой совокупность речевых действий.

Как может речевая деятельность функционировать деятельность?

Устная форма, письменная форма, устно-письменная форма.

Если систему «устно-письменная форму» - получится 2 системы.

РД обладает такими же признаками как обычная деятельность:

-Мотивированность

-Целенаправленность

-Предметное содержание

-Структурная организация

Стоит учитывать что РД основывается на РЕЧИ, а речь обладает своими факторами

Речь:

-Языковые факторы

-Внеязыковые факторы (Психологические (чувства, Эмоции, замыслы, мотивы, намерения))

-Ситуативные факторы (межличностные отношения, обстоятельства)


    1. ^ Предметное (психологическое) содержание РД

-Потребность (коммуникативно-познавательная в общении)

-Мотив (деятельности)

-Предмет (мысль – «опредмеченная потребность» (наша потребность формализуется, опредмечивается))

-Продукт (цель).

Продукт так же может быть:

Внешневыраженным (Речевой поступок)

Внешненевыраженнным (наше понимание чего либо)

-Результат (реакция на продукт)


  1. Предмет – идеален – мысль как форма отражения предметов и яалений в их связях и отношениях. (Предмет всегда идеален и есть мысль). У каждого эта мысль отражает субьективную хуиту. Тем обусловлен индивидуальный характер речи

  2. Продукт – то в чем обьективируется, материализуется, воплощается Д

В аудировании и чтение продукт – умозаключение.

В говорении и письменной речи – высказывание (текст)

  1. Результат – реакция на продукт деятельности других людей.

В рецептивных видах РД – понимание или непонимание

В продуктивных видах РД – ответная вербальная или невербальная реакции репициента

Единицы РД:

-Смысловое решение – в рецептивных видах РД

-Речевой поступок – в продуктивных видах РД.

Речевой акт –еденица общения

    1. ^ СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РД

Способы речевой деятельности

  1. Слуховое и зрительное восприяние (при аудировании и чтении

Рецептивные виды РД

  1. Речепрохождение и грамматическое структурирование (в говорении и письме)

Продуктивные виды РД

Этапы порождения высказывания:

-Мотивация

-Формирование замысла

-Реализация замысла «человек велик в своих замыслах, но мал в исполнениях»

-Сопоставление реализации и замысла

Существует 3 фазы осуществления деятельности в том числе речевой

Мотивационно-побудительная (фаза1)

Аналитико-синтетическая (фаза2) (когда мы заполняем структурные роли высказ-ия)

Исполнительная (фаза3)
1 фаза.

Коммуникативная потребность

Мотив (мы хотим что-то сделать для чего-то, у нас есть мотивация)

Предмет

Потребность опредмечена и подпитана мотивом
2 фаза.

Фаза программирования и планирования

Речевые средства, Языковые средства

Речевое высказывание проходящее эту стадию привлекает уже имеющиеся в сознании языковые средства (словарь нашего родного языка, либо ИЯ). Мы выбираем наиболее подходящие средства и выстраиваем их в разные цепочки, тем самым выдаем их за готовое речевое высказывание
3 фаза.

Высказывание (внешне выражено)

Умозаключение (внешне не выражено)



Продукт



Результат


    1. ^ Механизмы речевой деятельности

Речевая деятельность всегда ориентирована на способность общаться (компетенция общения).

Речевая деятельность как способность состоит из нашего речевого умения.

В свою очередь речевое умение построено на речевом навыке
Компетенция



Речевая деятельность



Речевое умение



Речевой навык
^ Иноязычный речевой навык - способность осуществлять речевую операцию наилучшим образом.

-автоматизированность (скорость, целостность).

-устойчивость (возможность активизации)

-гибкость (возможность переноса и обобщений)

-возможность осознания

^ Иноязычное речевое умение – способность управлять речевой деятельностью в условиях решения коммуникативных задач.

##Умение включает в себя операции (речевое умение – речевые операции)

-осознанность (цели и способов деятельности)

-самостоятельность (возможность переноса в другой вид деятельности)

-продуктивность (возможность находить новое решение применения)

-динамика (возможность находить разные стратегии пользоваться языковыми средствами)
Речевая деятельность



Речевое умение



Речевой навык



Речевая операция/действие (осознанное автоматизированное)
Речевые механизмы

-Навык (статика)

-Умение (динамика)

^ Основные положения вытекающие из личностно-деятельностного подхода к обучению ИЯ

В основе всего существует личность и только она сугубо-деятельностная (только она может организовать свою деятельность по процессу овладения языком)

  1. Процесс овладения ИЯ есть учебная дисциплина со всеми присущими ей особенностями мотивационно-побудтительной, аналитико-синтетической и исполнительской частей.

  2. Учебная дисциплина – есть специфический вид человеческой деятельности по овладению социальным опытом, протекающий в облегченных условиях под руководством учителя.

  3. Обьектом овладения учащимися является РД

-Необходимо изучить структуру и механизмы различных видов РД с целью более успешного управления процессом усвоения.

4. Учащийся (студент) всегда является субьектом учебной деятельности и в ее результате правильной ее организации формируется личность обучаемого.

Похожие:

А речевая деятельность что это? iconПрограмма факультативных занятий по немецкому языку художественно-речевая деятельность
Факультативные занятия «Художественно-речевая деятельность на иностранном языке» предназначены для 3-4 классов общеобразовательных...
А речевая деятельность что это? icon«Речевая деятельность в детском саду» Сорокина И. А
Государственное бюджетное образовательное учреждение города москвы детский сад компенсирующего вида №224
А речевая деятельность что это? iconМетодические рекомендации по проведению конкурса «Новый лидер»
Другие считают, что общественно-полезный характер приобретает любая деятельность, выполняемая для коллектива, общества. Третьи думают,...
А речевая деятельность что это? iconНеобходим поиск наиболее эффективных путей коррекции нарушения звукопроизношения
Главным фактором социального общения людей является язык. Речевая деятельность представляет собой процесс использования языка для...
А речевая деятельность что это? iconТема: «Что из чего сделано?»
Серёжа, скажи, что такое экономика? (Экономика-это хозяйство). Хозяйственная деятельность людей
А речевая деятельность что это? iconТема. Речевая деятельность. Диалог.   Составление диалога о режиме дня
Цель: углубить знания учащихся о диалоге; формировать у них навык составления диалога по определенной теме; развивать культуру речи...
А речевая деятельность что это? iconДоклад на мо по теме самообразования
Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки, а особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и...
А речевая деятельность что это? iconОбучение грамоте Речь, речевая деятельность
Речь как способ общения людей. Понятность и вежливость как главные качества речи. Правила поведения во время общения, способы проявления...
А речевая деятельность что это? iconМуниципальное дошкольное образовательное учреждение №14 организация...
Отмечу, что продуктивная детская деятельность – это аппликация, лепка, рисование, конструирование, всё, что «производят» дети своими...
А речевая деятельность что это? icon«Гармошечка-говорушечка» Автор пособия
Непосредственная организованная деятельность и деятельность во время режимных моментов (нод и одрм), самостоятельная деятельность...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница