Программа творческой мастерской учителей мбоу сош №29 Октябрьского района городского округа город Уфа рб методы формирования классных коллективов и организации классного самоуправления




Скачать 262.71 Kb.
НазваниеПрограмма творческой мастерской учителей мбоу сош №29 Октябрьского района городского округа город Уфа рб методы формирования классных коллективов и организации классного самоуправления
Дата публикации14.03.2013
Размер262.71 Kb.
ТипПрограмма
shkolnie.ru > Психология > Программа


УТВЕРЖДАЮ

Начальник отдела образования

администрации Октябрьского района

городского округа город Уфа РБ ____________ О.И. Нуштакина

«____» ____________ 2012 г.

Программа

творческой мастерской учителей МБОУ СОШ № 29

Октябрьского района городского округа город Уфа РБ

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАССНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ И ОРГАНИЗАЦИИ КЛАССНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Автор: Шарипова В.Н., учитель английского языка высшей категории МБОУ СОШ № 29 Октябрьского района городского округа город Уфа РБ

Уфа 2012

  1. ^ Пояснительная записка

Современное общество требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную позицию, умели отстаивать её, а если необходимо – приходить к компромиссам, быть творчески активными, инициативными, самостоятельными. Развитие самоуправления является актуальной социально-педагогической задачей.

Самоуправление – непременный признак коллектива. Только ученическое самоуправление может обеспечить самостоятельность, инициативность деятельности, сформирует негативное отношение к таким отрицательным явлениям, как безнравственность, безответственность, неправильный образ жизни. Участие обучающихся в управлении школой рассматривается, прежде всего, как способ обучения обучающихся демократии, подготовки их к жизни в современном обществе. Самоуправление может быть только там, где есть общественная жизнь: кружковая деятельность, подготовка и проведение КТД, участие всех (учителей, обучающихся, родителей) в событиях школьной жизни, жизни единого образовательно-воспитательного пространства школы. Необходимо, чтобы процесс самоуправления в школе был поистине демократическим, открытым, гуманистическим.

В этом помогают особые органы самоуправления школьной жизнью:

- совет школы, в состав которого входят педагоги, обучающиеся, родители.

- совет старшеклассников, в состав которого избираются наиболее активные, дисциплинированные обучающиеся 8-11 классов, пользующиеся у своих товарищей авторитетом, способные повести за собой.

В дальнейшем планируется совершенствовать, расширять и активизировать деятельность обучающихся школы во всех областях общественной жизни через органы ученического самоуправления классов и школы в целом.

Целевая установка воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития обучающихся, развития их творческих потенциалов, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития образа мышления, развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей.

Актуальность темы педагогической мастерской определяется тем, что современному, развивающемуся обществу необходимы образованные, предприимчивые люди, которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способные к постоянному обновлению и повышению уровня своих знаний.
В этой ситуации развитие духовно-нравственной, творческой, активной личности, как часть целостной системы приобретает особую актуальность. Сам процесс развития данной личности требует новых педагогических подходов, определяющих деятельность обучающихся.

В связи с этим актуальность нашей программы обусловлена необходимостью корректировки современного воспитательного процесса при работе с классом для всестороннего развития обучающихся. Данная программа предполагает формирование у обучающихся ответственности, самостоятельности, самосознания, развитие духовно-нравственных ценностей, гуманистических, демократических, гражданско-патриотических взглядов на окружающий мир. Общественные связи стали широки и сложны, а факторов, отрицательно влияющих на личность, так много, что человеку необходимо обладать комплексом разнообразных личностных качеств: общительностью, дружелюбием, сдержанностью, деловитостью, принципиальностью, активностью, отзывчивостью и т.д., чтобы найти свое достойное место в обществе, не потеряться в бескрайнем мире отношений и в полной мере реализовать свой ценностный потенциал. Ведь в реальной жизни будут востребованы не только полученные знания обучающихся, но и их умения адаптироваться в любой обстановке, умения налаживать контакты, отстаивать свое собственное мнение, не сломаться под грузом неприятностей. Ученический коллектив в данном случае является некоей проекцией дальнейшего социального окружения.

Программа отражает требования не только сегодняшнего дня, но и завтрашнего, выполняя социальный заказ общества: формирует социальную адаптацию обучающихся, имеет практико-ориентированную направленность, формирует активную гражданскую позицию.

Новизна программы определяется ее практической значимостью методов, форм организации учебной деятельности.

Цели творческой мастерской – создание условий для:

  • освоения профессионального творческого опыта (приемов, методов, форм работы) педагога – мастера участниками мастерской;

  • пропаганды опыта учителя – мастера;

  • профессионального общения по обмену опытом работы.

Таким образом, задачами исследования являются:

  1. анализ сущности отношений коллектива и личности;

  2. рассмотрение методов, средств и условий формирования сплоченного коллектива;

  3. обозначение наиболее эффективных средств и форм воспитательной работы, исходя из опыта классных руководителей;

  4. методические рекомендации по взаимодействию учителя и обучающихся в процессе формирования классного коллектива.

Основной и ведущей целью работы с классным коллективом является обучение обучающихся принципам социализации и социальной адаптации, коллективного сосуществования.

Объект исследования – процесс формирования классного коллектива и развитие самоуправления.

Задачи работы с классными коллективами:

1.Создание условий для самопознания, самоопределения, самореализации обучающихся в процессе творческой деятельности.

2.Переживание ситуации успеха в различных видах деятельности.

3.Создание атмосферы психологического комфорта, условий для развития эмоциональной, коммуникативной сфер.

4.Укрепление здоровья и пропаганда здорового образа жизни.

5.Социальная адаптация обучающихся через практико- деятельностную основу всего воспитательного процесса, формирование активной гражданской позиции.

Гипотеза – процесс формирования классного коллектива и классного самоуправления будет эффективен, если:

  1. целенаправленно, последовательно и систематично будет осуществляться выполнение поставленных задач;

  2. будут использованы различные формы, методы и средства для реализации поставленной цели;

  3. действия обучающихся будут иметь осознанный характер;

  4. будут учитываться индивидуальные особенности каждого обучающегося.

В работе над формированием классного коллектива и организации классного самоуправления будут использованы следующие методы:

1.Методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, диспут, примеры, круглые столы);

2.Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, обыгрывание реальных школьных ситуаций);

3.Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, ролевая игра, концерты, эмоциональное воздействие, викторины, мозговой штурм, проектная деятельность и др.);

4.Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании (совместная выработка решений на имеющиеся классные проблемы, инсценировки, психологические игры и др.)

Формы организации учебно-воспитательной деятельности.

1. Аналитико - диагностическая деятельность:

- наблюдение;

- тестирование;

- соцопросы;

- диагностика;

- анализ.

^ 2. Инновационно-развивающая, информационно-организационная, информативно-педагогическая деятельность:

- посещение занятий, праздников;

- конкурсы;

- обучающие семинары;

- тренинговые занятия (совместно с психологом);

- обзоры педагогической и методической литературы;

- работа творческой мастерской классных руководителей.

^ 2. Содержание учебной программы

Программа предназначена для творчески работающих учителей с классными коллективами. В работе с классными коллективами планируется провести серии уроков, классных часов, проведение внеклассных мероприятий в соответствии с планом программы творческой мастерской на базе МБОУ СОШ № 29. Срок работы мастерской три месяца (с 1 ноября 2012 г. по 31 января 2013 года).

В творческой мастерской будет представлено обобщение педагогического опыта следующих классных руководителей МБОУ СОШ № 29: Шариповой Валентины Николаевны (8 в класс), Гумеровой Жанны Маратовны (9 а класс), Васиной Галии Зайнулловны (10 класс).

После проведения уроков и внеклассных мероприятий планируется провести анализ результатов работы мастерской, осуществить обмен опытом работы учителей творческой мастерской.

^ 2.1. Календарно-тематическое планирование

Таблица 1

п/п

Темы занятий

Форма проведения,

ответственные

Сроки проведения

1

Изучение методической литературы по теме «Формирование классного коллектива»

Теоретическое занятие Шарипова В.Н., Васина Г.З., Гумерова Ж.М.

Ноябрь

1 неделя

2

Проведение диагностики по формированию классных коллективов и организации классного самоуправления.

Психолого-педагогическая диагностика. Тимакова Н.Н. (педагог-психолог)

1 неделя

3

Результаты диагностики по формированию классных коллективов и организации классного самоуправления.

Результаты опроса и диагностики. Лекция-презентация с элементами коллективной деятельности с раздаточным материалом. Тимакова Н.Н., Шарипова В.Н., Васина Г.З., Гумерова Ж.М.

2 неделя

4

Встреча с участниками творческой мастерской.

Шарипова В.Н., Васина Г.З., Гумерова Ж.М.

2 неделя

5

Эффективные формы и методы работы с классным коллективом.

Круглый стол, презентация. Шарипова В.Н.

3 неделя

6

Подготовка к внеклассным мероприятиям.

Шарипова В.Н., Васина Г.З., Гумерова Ж.М.

4 неделя

7

«Скажем телефону доверия – Да!»

Урок-презентация (8 в класс) Шарипова В.Н.

4 неделя

8

«Конфликты и способы их разрешения»

Круглый стол (9 а класс) Гумерова Ж.М.

Декабрь 1 неделя

9

«В защиту бездомным животным»

Коллективное решение проблемных ситуаций (10 класс) Васина Г.З.

2 неделя

10

«На пороге экологической катастрофы»

Ситуационно-ролевая игра (8 в класс) Шарипова В.Н.

3неделя

11

Совместная работа по выбору и разработке тем занятий участниками мастерской.

Разработка уроков по выбранным темам. Участники творческой мастерской.

3 неделя

12

Индивидуальные консультации с участниками мастерской.

Консультации. Шарипова В.Н., Васина Г.З., Гумерова Ж.М.

3-4 неделя

13

Показ и совместный анализ занятий, разработанных участниками мастерской.

Уроки и классные часы участников мастерской.

Январь

2, 3, 4 неделя

14

Итоговая встреча. Анализ овладения опытом учителей.

Круглый стол

4 неделя

^ 2.2. Ожидаемые результаты

За время работы творческой мастерской ее участники должны получить теоретические и практические знания по методам формирования классного коллектива и организации классного самоуправления. Научиться приемам и формам работы с классным коллективом, применять современные педагогические технологии, с использованием Интернет-ресурсов и сопровождением презентаций.

Применять в работе с классом разнообразные формы и методы воспитания в целях формирования классных коллективов и организации классного самоуправления. Перенять опыт творчески работающих учителей района с классными коллективами.

Заключение

Следует согласиться с тем, что сегодня как никогда важно воспитывать социально-адаптированную личность. Проблема становления личности является одной из главных в воспитательной работе. Перед школой встает очень важная проблема: сформировать такой коллектив, который сможет быстро адаптироваться, налаживать контакты и взаимоотношения в обществе, адекватно себя вести в ситуациях выбора, быть коммуникативными и творческими, обладать жизненно необходимыми духовно-нравственными качествами, гуманистическими, демократическими,

гражданско-патриотическими взглядами на окружающий мир, самостоятельно и осознанно принимать ответственные решения.

В программе и плане работы творческой мастерской отражается учебно-воспитательная работа классного руководителя с классом. Современные формы и методы работы мотивируют обучающихся на творческую активность, саморазвитие, влияют на самосознание, формируют духовно-нравственные гражданско-патриотические ценности, гуманистические и демократические взгляды.

Литература

1. Алоева М. А. А у нас - классный час: лучшие разработки на нравственные и патриотические темы 5-8 классы. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 314 с.

2. Баранов С. П., Болотина Л. Р., Сластенин В. А. Педагогика. -2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1987. - 368 с.

3. Бодалев А.А. Личность и общение. - Л.; 2004. - 658с.

4. Бондаревский В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1985. - 144с

5. Воробьева О. Н. Межличностные отношения учащихся: стратегия устранения конфликта. // Справочник классного руководителя. - 2009. - № 7.

6. Галкина Е. В. На чем основано взаимопонимание. // Научно-методический журнал «Классный руководитель». - 2003. - № 1.

7. Горшкова Е. А. Формирование взаимоотношений в классном коллективе. // Cправочник классного руководителя. - 2007. - № 4.

8. Дебольский Н. Психология делового общения. - М.; 2002.

9. Демакова И. Д. Воспитательная деятельность педагога. // Научно-методический журнал «Классный руководитель». - 2002. - № 5.

10. Дик Н. Ф. Как воспитывать ребят без напряг и передряг: оригинальные методы воспитательной работы в 8 — 11 классах. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 313 с.

11. Жарчикова Н. П. Эмоционально-психологический климат в классе. // Справочник классного руководителя. - 2007. - № 5.

12.Жуков В. Коммуникативная компетентность. - М.; 2001. - С.35-40.

13. Зайцева Ж. От конфликта до контакта. // Научно-методический журнал «Директор школы». - 2007. - № 4.

14. Корягина О. П. Проблемы подросткового возраста. // Научно-методический журнал «Классный руководитель». - 2003. - № 1.

15. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: Издательство «ТЦ-Сфера», - 2008, - 464с.

16.Кутнякова Н. П. Воспитываем гениев: творческие методики развития личности. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 346 с.

17. Леонтьев А. А. Психология общения. – М.: Смысл, 2008, - 368 с.

18. Миновская О. В. Выбираем формы работы с классом. // Справочник классного руководителя. - 2009. - № 9.

19. Пичугин С. С. К вопросу о формировании и развитии универсальных учебных действий. // Учитель Башкортостана. - 2011. - № 1.

20. Рогов Е.И. Психология общения. - М.: Владос, 2007. - 335 с.

21. Рязанова Л. П. Методические рекомендации по проведению диагностики личности школьника. // Научно-методический журнал «Классный руководитель». - 2005. - № 5.

22. Турта О. С. Обучение детей навыкам решения конфликтов. // Справочник классного руководителя. - 2009. - № 7.

23. Филиппова Г. Г. Как обучать искусству общения. // Научно-методический журнал «Классный руководитель». - 2003. - № 1.

24. Щуркова Н. Е. Классное руководство: теория, методика, технология. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256 с. Берн Э. Игры, в которые играют люди. - СПб.; 2002. - 312с.

Приложение 1.

На таблице 1 показаны основные формы внеклассной деятельности, которые помогают педагогу, опираясь на теоретические знания, развивать у обучающихся необходимые в жизни качества (Алоева М.А., 2009).

^ Формы внеклассной деятельности

Таблица 2

Сюжетно-ролевая игра

Ситуационно-ролевая игра

Продуктив-ная игра

Диспут

Соревнования

Творческая деятель-ность

Пресс-конференции, инсценировки, психологическе игры

Обыгрывание реальных школьных ситуаций

Совместная выработка решения на имеющуюся классную проблему

Дискус-сии, круглые столы, форум, дебаты

Конкурсы, выступле-

ния, концерты, состязания между классами

КВН, викторины мозговой штурм, проектная деятель-ность

Приложение 2.

Методики. Диагностика.

Для оценки результативности создаваемой воспитательной системы нами определены критерии и показатели её эффективности.

Для решения задач, поставленных нами, педагогом-психологом школы № 29 Тимаковой Н.Н., были проведены психолого-педагогические диагностики обучающихся в 8 в, 9 а, 10 классах по методикам Томаса, В. Смекала – М. Кучера, О. С. Михалюк – А. Ю. Шалыто, Дж. Морено, Н.Е.Щурковой, А. Н. Лутошкина, М. И. Рожкова.

Таблица 3

п/п

Диагностические средства

Критерии

Показатели

1.

Методика Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте».

Нравственная воспитанность; отношение к жизни, к людям, к самим себе.


Саморазвитие личности обучающегося школы: самосознание и самоопределение. Сформированность индивидуальности личности.

2.

Методика В.Смекала – М.Кучера

Изучение направленности личности.

Изучение основной жизненной позиции. Определение направленности личности (личностной – на себя, деловой – на задачу, коллективистской – на взаимодействие).

3.

Методика К.Н.Томаса

Методика оценки способов реагирования в конфликте, тенденции его взаимоотношений в сложных условиях.

Склонность к соперничеству и сотрудничеству в коллективе. Стремление к компромиссам, избегание конфликтов. Степень адаптации члена коллектива к совместной деятельности.

4.

Экспресс-методика О.С.Михалюк– А.Ю.Шалито

Определение социально-психологического климата в коллективе.

Эмоциональные, поведенческие и когнитивные компоненты отношений в коллективе. Отношение в коллективе. Типы отношений. Сплоченность коллектива.

5.

Методика Дж.Морено. Социометрия.

Диагностика межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования.

Степень сплоченности, наличие «лидеров, отвергнутых». Социально-психологическая совместимость членов групп. Определение роли каждого члена в коллективе.

6.

Методика А.Н.Лутошкин «Какой у нас коллектив»

Сформированность классного коллектива.

Степень сплоченности коллектива.

7.

Методика М.И.Рыжкова. Анкетирование.

Развитие ученического самоуправления

Социальная активность, лидерские качества.

8.

Методика М.И.Рыжкова. Изучение социализированности личности.

Свобода личности. Гуманность. Духовность. Толерантность. Творчество. Практичность личности.

Выявление уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности.

Приложение 3.

Модель выпускника в контексте программы.

Вся воспитательная система школы создаёт условия для самоопределения, саморазвития, самореализации личности ребёнка. В процессе творческой деятельности происходит формирование активной гражданской позиции. Модель будущего выпускника школы – здоровая конкурентоспособная, творчески развитая, социально ориентированная личность, способная строить достойную человека жизнь:

- знающая свои «корни»;

- уважительно относящаяся к себе, старшим и ко всем окружающим её людям; - умеющая понимать других людей и готовая помочь любому человеку, если он в этом нуждается;

- готовая к деятельному состраданию и сочувствию к страданиям других;

- умеющая отвечать за свои поступки и слова;

- умеющая сказать «нет» унижению достоинства, всем людским порокам, варварству и вандализму, любым формам насилия;

- соблюдающая правила и нормы человеческого сосуществования;

- умеющая сделать сознательный выбор в пользу творческого самоопределения;

- умеющая адекватно оценивать свои познавательные возможности и ставить посильную творческую задачу;

- умеющая сознательно организовывать свой стиль (образ) жизни в конкретной социокультурной среде и жить полноценной жизнью, вести достойный образ жизни.

Приложение 4.

Диагностика классного коллектива 8 В класс Ноябрь 2012 г.

При диагностике коллектива оценивались:

- психологическая атмосфера в классе,

- психологический климат в коллективе (по нескольким методикам),

- самооценка уровня развития коллектива,

- социометрия (социометрический статус обучающихся – по личностному и деловому мотивам).

Атмосфера коллектива по девятибалльной шкале.

Оценки: максимум 9 баллов (положительные оценки), минимум 1 балл (отрицательные оценки), середина 5 баллов (нейтральные оценки). По каждому показателю учитываются средние данные по классу.

Дружелюбие – враждебность - 6,7

Согласие – несогласие - 5,7

Удовлетворенность – неудовлетворенность - 6,05

Увлеченность – равнодушие - 6,2

Продуктивность – непродуктивность - 5,3

Теплота – холодность - 6,1

Сотрудничество – отсутствие сотрудничества - 5,8

Взаимная поддержка – недоброжелательность - 6,1

Занимательность – скука - 5,8

Успешность – не успешность - 6,2

Общий балл по классу – 59,95/10= ^ 6,0 (больше середины – благоприятная атмосфера).

Выявление психологического климата в классе (Методика 1)

Высчитывается средний показатель по классу.

Общее количество баллов – 588

Кол-во человек – 17

К=(588-11*17)/(44*17)=401/748=^ 0,54 – благоприятная психологическая атмосфера

К≥0,5 - благоприятная психологическая атмосфера

К<0,3 – неблагоприятный климат

Выявление психологического климата в классе (Методика 2)

Высчитывается средний показатель по классу.

Общее кол-во суммарных оценок – 103

Средняя оценка психологического климата= 103/17(кол-во человек)/10(кол-во свойств)

Средняя оценка психологического климата = 103/17/10 = ^ 0,61

От 0 до 1 – низкая (незначительная) степень благоприятности

Выявление психологического климата в классе (Методика О.С. Михалюк, А.Ю.Шалито).

Средние групповые оценки по трем компонентам – эмоциональному, поведенческому, когнитивному. Общее кол-во человек – 19.

Э =+ 6/19 =+ 0,32

П = +16/19 =+ 0,84

К = +6/19 = +0,32

Сочетание рассматриваемого отношения :

^ Полностью положительные оценки – психологический климат трактуется как весьма благоприятный.

Методика «Какой у нас коллектив» (А.Н. Лутошкин)

Определяет степень удовлетворенности учащихся своим коллективом

Уровни развития коллектива:

  1. Песчаная россыпь – 2 ч-ка

  2. Мягкая глина – 6 ч-к

  3. Мерцающий маяк – 7 ч-к

  4. Алый парус – 2 ч-ка

  5. Горящий факел – 3 ч-ка.

Наибольшее количество обучающихся выбрали уровни - «мягкая глина» и «мерцающий маяк», что соответствует начальному и среднему уровню развития коллектива

Результаты социометрии по личностному мотиву:

Лидеры (6 – 9 выборов) - 2 человека:

Семенов Дмитрий (9 выборов), Алексеева Алена(8 выборов).

Предпочитаемые (3 - 5 выборов) - 11 человек:

Барыкина В., Измайлов Д., Шайхутдинов А., Чернышов В., Миндияров И., Сабурова Д., Клепцова В., Гаджибутаева Ф., Давлетова Д., Сергеева А., Хайретдинова А.

Нейтралы (1 – 2 выбора) –7 человек:

Аглиев Н., Ахияров Р., Иевлев А., Мухамедьяров Т., Фазылова Л., Хасанов И., Сибагатуллин А.

Отверженные (0 выборов) – 1 человек:

Кузнецова К.

Результаты социометрии по деловому мотиву:

Лидеры (6 –16 выборов) – 4 человека:

Барыкина В., Миндияров И., Хасанов И., Сабурова Д.

Предпочитаемые (3 - 5 выборов) - 2 человека:

Кузнецова К. , Фазылова Л.

Нейтралы (1 – 2 выбора) –10 человек:

Аглиев Н., Иевлев А., Мухамедьянов Т., Семенов Д., Алексеева А., Измайлов Д., Шайхутдинов А., Давлетова Д., Сергеева А., Хайретдинова А.

Отверженные (0 выборов) – 5 человек:

Ахияров Р., Гаджибутаева Ф., Чернышов В., Сибагатуллин А. , Клепцова В.,

По результатам двух социометрических выборов (деловому и личностному), в классе нет полностью отверженных обучающихся - каждый ученик получил определенный выбор со стороны одноклассников.

^ Диагностика классного коллектива 10 А класс Ноябрь 2012 г

При диагностике коллектива оценивались:

- психологическая атмосфера в классе,

- психологический климат в коллективе (по нескольким методикам),

- самооценка уровня развития коллектива,

- социометрия (социометрический статус обучающихся – по личностному и деловому мотивам).

Атмосфера коллектива по девятибалльной шкале.

Оценки: максимум 9 баллов (положительные оценки), минимум 1 балл (отрицательные оценки), середина 5 баллов (нейтральные оценки). По каждому показателю учитываются средние данные по классу.

Дружелюбие – враждебность - 6,03

Согласие – несогласие - 5,34

Удовлетворенность – неудовлетворенность – 5,26

Увлеченность – равнодушие - 5,46

Продуктивность – непродуктивность - 5,62

Теплота – холодность - 5,81

Сотрудничество – отсутствие сотрудничества - 5,77

Взаимная поддержка – недоброжелательность - 5,96

Занимательность – скука - 5,46

Успешность – не успешность - 6,04

Общий балл по классу – 56,76/10= ^ 5,7 (больше середины – благоприятная атмосфера).

Выявление психологического климата в классе (Методика 1)

Высчитывается средний показатель по классу.

Общее количество баллов – 869

Кол-во человек – 20

К=(869-11*20)/(44*20)=583/1144=^ 0,51 – благоприятная психологическая атмосфера

К≥0,5 - благоприятная психологическая атмосфера

К<0,3 – неблагоприятный климат

Выявление психологического климата в классе (Методика 2)

Высчитывается средний показатель по классу.

Общее кол-во суммарных оценок – 174

Средняя оценка психологического климата= 174/20(кол-во человек)/10(кол-во свойств)

Средняя оценка психологического климата = 174/20/10 = ^ 0,67

От 0 до 1 – низкая (незначительная) степень благоприятности

Выявление психологического климата в классе (Методика О.С. Михалюк, А.Ю.Шалито).

Средние групповые оценки по трем компонентам – эмоциональному, поведенческому, когнитивному. Общее кол-во человек – 20.

Э = +7/20 = +0,34

П = +13/20 = +0,65

К = +6/20 = +0,3

Сочетание рассматриваемого отношения:

^ Полностью положительные оценки – психологический климат трактуется как весьма благоприятный.

Результаты социометрии по личностному мотиву:

Лидеры (6 – 9 выборов) - 8 человек:

Волков Антон, Дашкин Тимур, Шутов Владислав, Танасьев Максим, Халиков Айрат, Саликаев Владислав, Сафина Венера, Сидиков Алладин.

Предпочитаемые (3 - 5 выборов) - 8 человек:

Агафонова Алена, Беспалько Константин, Гибадуллина Оксана, Гурова Алена, Нестеренко Наталья, Сулим Екатерина, Сагидуллина Анастасия, Никифорова Анастасия.

Нейтралы (1 – 2 выбора) –2 человек:

Прокопьев Константин, Шухтуева Елена,

Отверженные (0 выборов) –1 человека:

Колесникова Надежда.

Результаты социометрии по деловому мотиву:

Лидеры (6 –16 выборов) – 4 человека:

Беспалько Константин, Гибадуллина Оксана, Гурова Алена, Никифорова Анастасия, Сафина Венера, Шутов Владислав, Танасьев Максим.

Предпочитаемые (3 - 5 выборов) - 1 человека:

Саликаев Владислав.

Нейтралы (1 – 2 выбора) –4 человек:

Агафонова Алена, Сидиков Алладин, Нестеренко Наталья, Сагидуллина Анастасия

Отверженные (0 выборов) – 8 человек:

Волков Антон, Дашкин Тимур, Колесникова Надежда, Нигмадзянов Тимур, Прокопьев Константин, Сулим Екатерина, Халиков Айрат, Шухтуева Елена,

По результатам двух социометрических выборов (деловому и личностному) количество отверженных – 1 человек (нет ни одного выбора) - Колесникова Надежда. Эти учащиеся требуют повышенного внимания со стороны педагогов и классного коллектива.

^ Диагностика классного коллектива 9А класс Ноябрь 2012 г

При диагностике коллектива оценивались:

- психологическая атмосфера в классе,

- психологический климат в коллективе (по нескольким методикам),

- самооценка уровня развития коллектива,

- социометрия (социометрический статус обучающихся – по личностному и деловому мотивам).

Атмосфера коллектива по девятибалльной шкале.

Оценки: максимум 9 баллов (положительные оценки ), минимум 1 балл (отрицательные оценки), середина 5 баллов (нейтральные оценки). По каждому показателю учитываются средние данные по классу.

Дружелюбие – враждебность - 6,0

Согласие – несогласие - 5,2

Удовлетворенность – неудовлетворенность – 5,9

Увлеченность – равнодушие - 5,6

Продуктивность – непродуктивность - 5,5

Теплота – холодность - 5,8

Сотрудничество – отсутствие сотрудничества - 6,3

Взаимная поддержка – недоброжелательность - 6,0

Занимательность – скука - 6,1

Успешность – не успешность – 5,6

Общий балл по классу – 58/10= ^ 5,8 (больше середины – благоприятная атмосфера).

Выявление психологического климата в классе (Методика 1)

Высчитывается средний показатель по классу.

Общее количество баллов – 1003

Кол-во человек – 27

К=(869-11*27)/(44*27)=706/1188=^ 0,59 – благоприятная психологическая атмосфера

К≥0,5 - благоприятная психологическая атмосфера

К<0,3 – неблагоприятный климат

Выявление психологического климата в классе (Методика 2)

Высчитывается средний показатель по классу.

Общее кол-во суммарных оценок – 100

Средняя оценка психологического климата= 100/27(кол-во человек)/10(кол-во свойств)

Средняя оценка психологического климата = 174/27/10 = ^ 0,4

От 0 до 1 – низкая (незначительная) степень благоприятности

Выявление психологического климата в классе (Методика О.С. Михалюк, А.Ю.Шалито).

Средние групповые оценки по трем компонентам – эмоциональному, поведенческому, когнитивному. Общее кол-во человек – 27.

Э = +8/27 = +0,41

П = +19/27 = +0,62

К = +5/27 = +0,25

Сочетание рассматриваемого отношения:

^ Полностью положительные оценки – психологический климат трактуется как весьма благоприятный.

Выводы

В результатах первичной диагностики и контрольного среза наблюдается качественный сдвиг, это видно из описания результатов, которые дают наглядную картину изменения, которые произошли с обучающимися. Опираясь на полученные выводы, можно заключить, что при использовании различных форм и методов работы по формированию классного коллектива в работе дает хорошие результаты.

Приложение 5.

Анализ работы классных руководителей МБОУ СОШ № 29

На каждом возрастном этапе ребенок требует особого подхода к себе. Классному руководителю необходимо знать возрастные и индивидуальные закономерности формирования личности обучающихся, проблемы и трудности, которые возникают на каждом этапе взросления. В целях формирования классного коллектива и организации классного самоуправления приоритетным для нас оказалось, прежде всего: регуляция межличностных отношений, установление оптимальных взаимоотношений «учитель – ученик», содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе, помощи обучающимся в установлении отношений с людьми. После изучения и анализа методической литературы по данной проблеме классными руководителями были проведены классные часы на духовно-нравственные, гражданско-патриотические, этические, эстетические темы. По результатам исследования можно с уверенностью сказать, что такие формы работы как: КВН, викторина, путешествие, дискуссии, круглые столы, форум, дебаты, пресс-конференции, инсценировки, психологические игры, проектная деятельность интересны всем обучающимся в классе. Они повышают мотивацию обучающихся к учебно-познавательной деятельности, охватывают всех обучающихся в классе, все получают задания, никто не остается равнодушным в решении задач при подготовке к внеклассному мероприятию. Эмоциональное удовлетворение после проведения таких мероприятий гарантировано.

Таким образом, мы подтверждаем гипотезу, что процесс формирования классного коллектива и классного самоуправления будет эффективным, если: целенаправленно и систематично будут использованы различные формы, методы и средства для реализации поставленной цели; когда действия обучающихся будут иметь осознанный характер и будут учитываться индивидуальные особенности каждого обучающегося.


Похожие:

Программа творческой мастерской учителей мбоу сош №29 Октябрьского района городского округа город Уфа рб методы формирования классных коллективов и организации классного самоуправления iconПлан воспитательных мероприятий на зимние каникулы по мбоу сош №89...
Мбоу сош №89 Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан 2012-2013 учебного года
Программа творческой мастерской учителей мбоу сош №29 Октябрьского района городского округа город Уфа рб методы формирования классных коллективов и организации классного самоуправления iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Основная образовательная программа начального общего образования мбоу сош №89 Октябрьского района городского округа
Программа творческой мастерской учителей мбоу сош №29 Октябрьского района городского округа город Уфа рб методы формирования классных коллективов и организации классного самоуправления iconШкола: мбоу сош №147 Октябрьского района городского округа город Уфа
Цель:  Развитие творческих способностей детей на основе воспитания, чувства прекрасного и бережного отношения к окружающей среде
Программа творческой мастерской учителей мбоу сош №29 Октябрьского района городского округа город Уфа рб методы формирования классных коллективов и организации классного самоуправления iconПравила приема граждан в мбоу сош №89 Октябрьского района городского...
Настоящие Правила приема граждан в мбоу сош №89 (далее правила)разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012г...
Программа творческой мастерской учителей мбоу сош №29 Октябрьского района городского округа город Уфа рб методы формирования классных коллективов и организации классного самоуправления iconПоложение о «Галерее лучших педагогов» Октябрьского района городского округа
«Галерея лучших педагогов» района размещается на сайте методической службы «Диалог» Октябрьского района городского округа город Уфа...
Программа творческой мастерской учителей мбоу сош №29 Октябрьского района городского округа город Уфа рб методы формирования классных коллективов и организации классного самоуправления iconПоложение о виртуальном педагогическом сообществе Октябрьского района...
Виртуальное педагогическое сообщество «Акварель» (vps «Акварель») является структурной частью сайта методической службы Октябрьского...
Программа творческой мастерской учителей мбоу сош №29 Октябрьского района городского округа город Уфа рб методы формирования классных коллективов и организации классного самоуправления icon-
Отдел образования Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Центр детского творчества...
Программа творческой мастерской учителей мбоу сош №29 Октябрьского района городского округа город Уфа рб методы формирования классных коллективов и организации классного самоуправления iconРуководство Директор
Директор моу сош №124 Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Программа творческой мастерской учителей мбоу сош №29 Октябрьского района городского округа город Уфа рб методы формирования классных коллективов и организации классного самоуправления iconКонкурс направлен на
Уфа» и «Лучший учитель родных языков Октябрьского района городского округа г. Уфа проводятся отделом образования Администрации Октябрьского...
Программа творческой мастерской учителей мбоу сош №29 Октябрьского района городского округа город Уфа рб методы формирования классных коллективов и организации классного самоуправления iconПравила внутреннего распорядка обучающихся мбоу сош №89 Октябрьского...
Альным законом от 29 декабря 2012 г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации» и Порядком применения к обучающимся и снятия...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница