Программа «Мир начинается с тебя»: (Цикл рассчитан на два года с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития) 1 «Солнце в каждом из нас»




НазваниеПрограмма «Мир начинается с тебя»: (Цикл рассчитан на два года с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития) 1 «Солнце в каждом из нас»
страница1/13
Дата публикации11.03.2013
Размер1.8 Mb.
ТипПрограмма
shkolnie.ru > Психология > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


Министерство образования и науки Самарской области

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов – центр повышения квалификации:
«Региональный социопсихологический центр»


Программа

«Мир начинается с тебя»:

(Цикл рассчитан на два года с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития)

1 - «Солнце в каждом из нас»

2 - «Я – человек»

Реализуется на базе

дошкольного образовательного учреждения

компенсирующего вида

детский сад № 46 «Надежда»

городского округа Новокуйбышевск

Самарской области

Составитель:

Дугинова Елена Анатольевна

Самара 2009
^ Отзыв администрации

Программа «Мир начинается с тебя», составленная педагогом-психологом Дугиновой Еленой Анатольевной, способствует эмоциональному, личностному и социальному совершенствованию дошкольников пяти - семи лет с задержкой психического развития. Это имеет действительно важное значение не только для коррекции и развития психики, но и для успешного включения детей данной категории в сферу общения с окружающим миром, взрослыми и детьми.

Елена Анатольевна, учитывая особенности развития детей данной категории, определила цели и задачи, направления и содержание коррекционной работы по предложенным разделам. Программа четко структурирована (состоит из шести разделов).

Программа рассчитана на два года обучения детей. В программе предусматривается коррекция и развитие эмоциональной, личностной, волевой сферы, социальной компетенции воспитанников дошкольного учреждения. Занятия по данной программе способствуют успешной адаптации маленького человека с проблемами в развитии в обществе, успешному взаимодействию между воспитанниками и другими людьми, развитию представлений о себе, уверенности в своих силах, положительной самооценке, познавательной мотивации общения, успешности среди сверстников, так же развивают соподчинение мотивов, формируют «высшие чувства». Дети становятся в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач. При организации игр-упражнений дети учатся использовать договор, учитывать мнение других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы. В процессе занятий формируется активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие.

Достоинством программы «Мир начинается с тебя» является то, предложенные разделы могут использоваться в системе, как представлено в программе, или по отдельности, для решения определенных коррекционных целей и задач. Педагог применила новый «телесно-ориенированный» подход, занятия по которому очень понравились детям. Проведение занятий по релаксации оправдано тем, что для воспитанников детского сада характерна тревожность, застенчивость, излишняя активность, мешающая сосредоточится и успокоиться. Методы и приемы, используемые в программе, могут быть интересны не только педагогам-психологам, но и учителям-дефектологам, воспитателям, родителям.

Апробируя программу в дошкольном учреждении, мы увидели, что воспитанники с удовольствием посещают занятия у педагога-психолога, с желанием выполняют задания, предложенные специалистом. Для каждого занятия педагог - психолог тщательно подбирает материалы, оборудование, инструментарий.

В результате применения данной программы воспитанники детского сада научились распознавать и дифференцировать эмоции, у них повысилась самооценка, расширились представления о себе, о своих вкусах и предпочтениях, они стали комфортнее чувствовать себя среди сверстников, что, несомненно, поможет им при поступлении в школу и дальнейшему взаимодействию в обществе.

Родители так же высказывают положительные отзывы о работе педагога-психолога и замечают положительные изменения в развитии своих малышей, во взаимоотношениях с ними.

В процессе реализации программы «Мир начинается с тебя» Дугинова Елена Анатольевна показала высокие знания в области возрастной и специальной психологии, методики дошкольного воспитания и обучения детей с задержкой психического развития.

Хочется отметить, что данная программа может быть использована специалистами для работы с детьми пяти - семи лет, посещающих общеобразовательные учреждения, интегрированные группы.



Рецензия

на программу «Мир начинается с тебя»

(Цикл рассчитан на два года с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития)

Назначением рецензируемой программы является совершенствование и коррекции личности ребенка старшего дошкольного возраста, имеющего задержку психического развития, на занятиях по социально-эмоциональному развитию.

Данная проблема при психологической работе с детьми с ЗПР очень актуальна. Так как у детей с ЗПР в дошкольном возрасте не складываются самостоятельно нравственное поведение, коммуникативные навыки, не появляется адекватная самооценка. Решением данной проблемы и является реализация программы педагогом-психологом ДОУ компенсирующего вида детский сад №46 «Надежда» г.о. Новокуйбышевск Самарской области Дугиновой Елены Анатольевны.

В данной программе представлен курс коррекционно-развивающих занятий для детей в возрасте 5-7 лет, посещающих ДОУ и имеющих задержку психического развития. Программа реализуется в течение двух лет на групповых занятиях, которые проводятся два раза в неделю.

Структура программы включает в себя шесть взаимосвязанных разделов, которые называются 1 «Уверенность в себе», 2 «Чувства, желания, взгляды», 3 «Социальные навыки», 4 «Телесно-ориентированные подходы», 5 «Релаксационные упражнения», 6 «Психогимнастические этюды и упражнения». Данные разделы подробно описаны в программе. Педагог-психолог приложила немало времени и сил, чтобы показать важность и значимость развития именно этих психологических качеств у детей. К сожалению, в пояснительной записке нет ссылок на исследователей и ученых, которые занимались данной проблемой помимо автора программы.

Программа содержит учебный и учебно-тематический планы, в которых отмечается соответствие занятия тому или иному блоку, уровню сложности. В учебно-тематическом плане дано краткое содержание занятий. В учебной программе отмечены цели и задачи, оборудование, необходимое для каждого занятия, подробно раскрывается его содержание.

Автором структурировано каждое занятие. В них предусмотрены вводная (разминка), основная и заключительная части. Материалом служат игры и игровые упражнения, направленные на развитие тех или иных психических функций, а также определенных личностных качеств. В пределах одного занятия упражнения чередуются по степени сложности и

по организации двигательной активности, они многообразны по форме, что позволяет им быть постоянно интересными детям.

Программа развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР кроме решения коррекционно-развивающих задач создает условия для успешной адаптации в коллективе, развития произвольной сферы, эффективно влияет на социально-эмоциональное развитие дошкольников, вызывает у детей чувство уверенности в своих силах.

Большим достоинством программы является ее всесторонняя проработанность в плане того, что Дугиновой Еленой Анатольевной разработаны рекомендации для родителей этих детей, а также педагогов и воспитателей, работающих с детьми с ЗПР. В конце приведен список литературы для родителей и педагогов.

В целом, программа построена грамотно, соответствует возрастным особенностям детей 5-7 лет, имеет значимую цель, основана на психологических закономерностях развития детей и может быть рекомендована к использованию в условиях ДОУ, работающих с детьми с задержкой психического развития.

Сечкина О.К.

Начальник отдела психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОУ РСПЦ кандидат психологических наук



Денисова М.Ю.

Подпись подтверждаю Начальник отдела кадров













^ Воспитание – великое дело:

им решается участь человека.

Белинский В. Г.
Аннотация (пояснительная записка)

Обоснование программы

Дошкольный возраст – это особый период в жизни ребенка, когда развивается самооценка, происходит дальнейшее развитие отношений с окружающим миром. При нормальном развитии интерес ребенка пяти лет направлен на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребенка о Я - реальном и Я -идеальном дифференцируются более четко.

У дошкольников с задержкой психического развития к 5-6 годам не накоплено достаточно знаний о себе, окружающем мире, их кругозор не достаточно широк, коммуникативные навыки сформированы недостаточно (имеются сопутствующие диагнозу ЗПР неврологические нарушения: ППП ЦНС, ММД, нарушение внимания, нарушение мнестической, аналитико-синтетической деятельности, гипртензионный и гидроцефальный синдром; нарушения речи: ОНР I, II, III уровней, дизартрия, ринолалия), не всегда речь служит средством общения, а это не способствует развитию взаимодействия между детьми. Игровая деятельность сформирована недостаточно. Игровой сюжет беден, однообразен, игровая деятельность не всегда сопровождается речью. Представления ребенка о себе реальном и идеальном не сформированы.

Дети данной категории не всегда могут назвать основные эмоции, «высшие чувства» не сформированы. У детей самостоятельно не складывается нравственное поведение, необходимо многократное создание проблемных ситуаций, ежедневное обсуждение поступков воспитанников для формирования привычки нравственного поведения.

У детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте самостоятельно не складываются психологические механизмы личности, образующие в совокупности качественно новое, высшее единство субъекта – единство личности, появление «Я - концепции». Ребенок не приобретает черты большей индивидуальности в поведении, интересах, ценностях, личностных особенностях.

Все это свидетельствует о том, что для развития эмоционально-волевой сферы, самосознания, навыков общения, для более успешного включения детей в общение с окружающими людьми необходима определенная система занятий, способствующая развитию личности ребенка с особыми образовательными потребностями.
^ Цель программы: совершенствование и коррекция личности ребенка на занятиях по социально-эмоциональному развитию через развитие способностей самовыражения и самопознания, развитие коммуникативной компетентности, снижение мышечного напряжения в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.
Задачи:

1. Научить детей осознанно воспринимать свои эмоции – чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей.

2. Учить детей пользоваться жестами, мимикой, пантомимикой для выражения собственных чувств и переживаний.

3. Развивать положительную самооценку.

4. Развивать индивидуальность каждого ребенка.

5. Развивать коммуникативные навыки.

6. Обучать детей способам бесконфликтного взаимодействия, конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.
Программа адресована дошкольникам 5-7 лет с задержкой психического развития.
Продолжительность: программа реализуется в течение двух лет на групповых (фронтальных) занятиях: цикл коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками 5-6 лет, цикл коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками 6-7 лет.
^ Структура программы:

Программа состоит из шести разделов.

1. «Уверенность в себе» - направлен на то, чтобы помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он уникален, как каждый человек.

2. «Чувства, желания, взгляды» - учит детей осознанно воспринимать свои эмоции, понимать эмоциональные состояния других людей.

3. «Социальные навыки» - обучение детей способам поведения в отношениях с другими людьми.

4. Телесно-ориентированные подходы – работа с сегментами тела - снятие, уменьшение мышечных зажимов; снятие эмоционально-психического напряжения.

^ 5. Релаксационные упражнения - обучение сознательному расслаблению мышц.

6. Психогимнастические этюды и упражнения – обучение азбуке выражения эмоций – выразительным движениям, способствующим лучшему пониманию себя и других, снижению психического напряжения.

Пока ребенок мал, взрослые, как правило, не задумываются, что станет в его жизни главным, вырастет ли он целеустремленным, общительным, добрым и терпимым к людям. Но сложный процесс формирования личности нельзя откладывать на будущее и предоставлять воле случая.

Эмоциональное благополучие человека – уверенность в себе, чувство защищенности, положительное самоощущение и жизненные успехи во многом зависит от того, как складываются его отношения с окружающими людьми. Для каждого важно иметь хороших и верных друзей, которые не только дарят нам радость общения, делая нашу жизнь богаче и разнообразнее, но и могут выручить в трудных ситуациях.

Раздел 1. Уверенность в себе

Уверенность в себе

составляет основу

нашей уверенности в других.

Ф. Ларошфуко
Уверенность в себе является важным качеством человека как личности. Она позволяет иметь и отстаивать собственное мнение, доверять себе и своим чувствам.

Содержание этого раздела предполагает оказание необходимой помощи каждому ребенку для преодоления его неуверенности в себе, поддержку его положительной самооценки, а так же способствует лучшему пониманию самого себя и других людей.

Становление индивидуальности ребенка, его «Я», начинается очень рано и происходит постепенно, в том числе в процессе осознания им собственных интересов и предпочтений. Для этого педагогу важно обсуждать с детьми тот или иной выбор каждого ребенка в разных жизненных ситуациях и видах деятельности, стараться понять его сокровенные мечты и желания. Важно также помочь своим воспитанникам познакомиться со вкусами и предпочтениями друг друга, увидеть, что они разные. Это закладывает основу для формирования в более старшем возрасте толерантности (терпимости) к другим. При этом важно учить детей тому, что стремление к удовлетворению собственных желаний не должно ущемлять интересы других людей.

Очень важно, чтобы чувство уверенности в себе складывалось у человека с самого раннего возраста. Для этого необходимо помочь ребенку понять, чем он похож на других людей, а чем от них отличается. Начать можно с осознания ребенком своей внешности, рассматривая вместе с ним его отражение в зеркале.

По внешности человека можно многое узнать о его возрасте, роде занятий и даже месте проживания. Определяется это, прежде всего, по одежде и чертам лица. Как мы будем воспринимать человека, если он переоденется, загримируется, наденет или снимет очки, улыбнется или нахмурится? Организуя экспериментирование детей дошкольного возраста с масками, головными уборами педагог создает условия для понимания детьми того, что внешность человека может меняться, отражая разное настроение и открывая неожиданные черты его характера.

Уверенность в себе связана с осознанием человеком своих внешних и внутренних особенностей, поэтому в дошкольном возрасте важно формировать у ребенка достаточно точные представления о своей внешности, семейном сходстве наряду со знаниями о бесконечном разнообразии внешнего облика людей – детей и взрослых. Например, в процессе изобразительной деятельности ребенок может нарисовать свой собственный портрет или портрет своей семьи.

Темы данного раздела имеют важное воспитательное значение. Они не только позволяют выяснить, как дети относятся к своей внешности, и поддержать их положительную самооценку, но и способствуют становлению у них толерантности по отношению к другим людям независимо от их внешних качеств, физических недостатков, расовой и национальной принадлежности. А знание вкусов других людей поможет детям сделать для них что-либо приятное, например, подарить любимые цветы. Рассказывая о своих друзьях, о том, что именно в них нравится, ребенок начинает лучше понимать, как важно самому уметь быть хорошим другом.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Программа «Мир начинается с тебя»: (Цикл рассчитан на два года с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития) 1 «Солнце в каждом из нас» iconПедагогического творчества
Название работы: Программа подготовки к обучению грамоте в форме коррекционного часа "Волшебный мир звуков и слов" для детей старшего...
Программа «Мир начинается с тебя»: (Цикл рассчитан на два года с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития) 1 «Солнце в каждом из нас» iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Название работы: Программа развития и коррекции восприятия времени «Путешествие в страну Время» для детей с задержкой психического...
Программа «Мир начинается с тебя»: (Цикл рассчитан на два года с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития) 1 «Солнце в каждом из нас» icon«Использование компьютерных технологий в работе с детьми с задержкой психического развития»
Данная работа рекомендована педагогам, работающим с детьми с задержкой психического развития
Программа «Мир начинается с тебя»: (Цикл рассчитан на два года с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития) 1 «Солнце в каждом из нас» iconПрофессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет конкурс
Рабочая программа предназначена для работы в детском доме с детьми среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста группы...
Программа «Мир начинается с тебя»: (Цикл рассчитан на два года с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития) 1 «Солнце в каждом из нас» iconПрограмма коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного...
Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста
Программа «Мир начинается с тебя»: (Цикл рассчитан на два года с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития) 1 «Солнце в каждом из нас» iconПояснительная записка к программе «Социально-эмоциональное развитие...
Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, и направлена на развитие социально-эмоциональной...
Программа «Мир начинается с тебя»: (Цикл рассчитан на два года с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития) 1 «Солнце в каждом из нас» iconТехнология по формированию связного высказывания у детей старшего...
Воспитатели, сурдопедагоги, работающие с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением слуха
Программа «Мир начинается с тебя»: (Цикл рассчитан на два года с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития) 1 «Солнце в каждом из нас» iconКоррекционная программа «всё могу!» для детей с задержкой психического...
В связи с этим возникает необходимость изучения организации работы по физическому воспитанию в специальном дошкольном образовательном...
Программа «Мир начинается с тебя»: (Цикл рассчитан на два года с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития) 1 «Солнце в каждом из нас» iconКонспект развлечения с детьми старшего дошкольного возраста «Раз,...

Программа «Мир начинается с тебя»: (Цикл рассчитан на два года с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития) 1 «Солнце в каждом из нас» iconИспользование возможностей «замещающего онтогенеза» в коррекции регуляторных...
Оздноослепших детей, детей с тяжёлыми нарушениями речи, с нарушением опорно – двигательного аппарата, с задержкой психического развития...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница