Скачать 1.8 Mb.
|
Министерство образования и науки Самарской области Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов – центр повышения квалификации: «Региональный социопсихологический центр» Программа «Мир начинается с тебя»: (Цикл рассчитан на два года с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития) 1 - «Солнце в каждом из нас» 2 - «Я – человек» Реализуется на базе дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида детский сад № 46 «Надежда» городского округа Новокуйбышевск Самарской области Составитель: Дугинова Елена Анатольевна Самара 2009 ^ Программа «Мир начинается с тебя», составленная педагогом-психологом Дугиновой Еленой Анатольевной, способствует эмоциональному, личностному и социальному совершенствованию дошкольников пяти - семи лет с задержкой психического развития. Это имеет действительно важное значение не только для коррекции и развития психики, но и для успешного включения детей данной категории в сферу общения с окружающим миром, взрослыми и детьми. Елена Анатольевна, учитывая особенности развития детей данной категории, определила цели и задачи, направления и содержание коррекционной работы по предложенным разделам. Программа четко структурирована (состоит из шести разделов). Программа рассчитана на два года обучения детей. В программе предусматривается коррекция и развитие эмоциональной, личностной, волевой сферы, социальной компетенции воспитанников дошкольного учреждения. Занятия по данной программе способствуют успешной адаптации маленького человека с проблемами в развитии в обществе, успешному взаимодействию между воспитанниками и другими людьми, развитию представлений о себе, уверенности в своих силах, положительной самооценке, познавательной мотивации общения, успешности среди сверстников, так же развивают соподчинение мотивов, формируют «высшие чувства». Дети становятся в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач. При организации игр-упражнений дети учатся использовать договор, учитывать мнение других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы. В процессе занятий формируется активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие. Достоинством программы «Мир начинается с тебя» является то, предложенные разделы могут использоваться в системе, как представлено в программе, или по отдельности, для решения определенных коррекционных целей и задач. Педагог применила новый «телесно-ориенированный» подход, занятия по которому очень понравились детям. Проведение занятий по релаксации оправдано тем, что для воспитанников детского сада характерна тревожность, застенчивость, излишняя активность, мешающая сосредоточится и успокоиться. Методы и приемы, используемые в программе, могут быть интересны не только педагогам-психологам, но и учителям-дефектологам, воспитателям, родителям. Апробируя программу в дошкольном учреждении, мы увидели, что воспитанники с удовольствием посещают занятия у педагога-психолога, с желанием выполняют задания, предложенные специалистом. Для каждого занятия педагог - психолог тщательно подбирает материалы, оборудование, инструментарий. В результате применения данной программы воспитанники детского сада научились распознавать и дифференцировать эмоции, у них повысилась самооценка, расширились представления о себе, о своих вкусах и предпочтениях, они стали комфортнее чувствовать себя среди сверстников, что, несомненно, поможет им при поступлении в школу и дальнейшему взаимодействию в обществе. Родители так же высказывают положительные отзывы о работе педагога-психолога и замечают положительные изменения в развитии своих малышей, во взаимоотношениях с ними. В процессе реализации программы «Мир начинается с тебя» Дугинова Елена Анатольевна показала высокие знания в области возрастной и специальной психологии, методики дошкольного воспитания и обучения детей с задержкой психического развития. Хочется отметить, что данная программа может быть использована специалистами для работы с детьми пяти - семи лет, посещающих общеобразовательные учреждения, интегрированные группы. ![]() Рецензия на программу «Мир начинается с тебя» (Цикл рассчитан на два года с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития) Назначением рецензируемой программы является совершенствование и коррекции личности ребенка старшего дошкольного возраста, имеющего задержку психического развития, на занятиях по социально-эмоциональному развитию. Данная проблема при психологической работе с детьми с ЗПР очень актуальна. Так как у детей с ЗПР в дошкольном возрасте не складываются самостоятельно нравственное поведение, коммуникативные навыки, не появляется адекватная самооценка. Решением данной проблемы и является реализация программы педагогом-психологом ДОУ компенсирующего вида детский сад №46 «Надежда» г.о. Новокуйбышевск Самарской области Дугиновой Елены Анатольевны. В данной программе представлен курс коррекционно-развивающих занятий для детей в возрасте 5-7 лет, посещающих ДОУ и имеющих задержку психического развития. Программа реализуется в течение двух лет на групповых занятиях, которые проводятся два раза в неделю. Структура программы включает в себя шесть взаимосвязанных разделов, которые называются 1 «Уверенность в себе», 2 «Чувства, желания, взгляды», 3 «Социальные навыки», 4 «Телесно-ориентированные подходы», 5 «Релаксационные упражнения», 6 «Психогимнастические этюды и упражнения». Данные разделы подробно описаны в программе. Педагог-психолог приложила немало времени и сил, чтобы показать важность и значимость развития именно этих психологических качеств у детей. К сожалению, в пояснительной записке нет ссылок на исследователей и ученых, которые занимались данной проблемой помимо автора программы. Программа содержит учебный и учебно-тематический планы, в которых отмечается соответствие занятия тому или иному блоку, уровню сложности. В учебно-тематическом плане дано краткое содержание занятий. В учебной программе отмечены цели и задачи, оборудование, необходимое для каждого занятия, подробно раскрывается его содержание. Автором структурировано каждое занятие. В них предусмотрены вводная (разминка), основная и заключительная части. Материалом служат игры и игровые упражнения, направленные на развитие тех или иных психических функций, а также определенных личностных качеств. В пределах одного занятия упражнения чередуются по степени сложности и по организации двигательной активности, они многообразны по форме, что позволяет им быть постоянно интересными детям. Программа развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР кроме решения коррекционно-развивающих задач создает условия для успешной адаптации в коллективе, развития произвольной сферы, эффективно влияет на социально-эмоциональное развитие дошкольников, вызывает у детей чувство уверенности в своих силах. Большим достоинством программы является ее всесторонняя проработанность в плане того, что Дугиновой Еленой Анатольевной разработаны рекомендации для родителей этих детей, а также педагогов и воспитателей, работающих с детьми с ЗПР. В конце приведен список литературы для родителей и педагогов. В целом, программа построена грамотно, соответствует возрастным особенностям детей 5-7 лет, имеет значимую цель, основана на психологических закономерностях развития детей и может быть рекомендована к использованию в условиях ДОУ, работающих с детьми с задержкой психического развития. Сечкина О.К. Начальник отдела психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ДОУ РСПЦ кандидат психологических наук ![]() Денисова М.Ю. Подпись подтверждаю Начальник отдела кадров ![]() ![]() ![]() ^ им решается участь человека. Белинский В. Г. Аннотация (пояснительная записка) Обоснование программы Дошкольный возраст – это особый период в жизни ребенка, когда развивается самооценка, происходит дальнейшее развитие отношений с окружающим миром. При нормальном развитии интерес ребенка пяти лет направлен на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребенка о Я - реальном и Я -идеальном дифференцируются более четко. У дошкольников с задержкой психического развития к 5-6 годам не накоплено достаточно знаний о себе, окружающем мире, их кругозор не достаточно широк, коммуникативные навыки сформированы недостаточно (имеются сопутствующие диагнозу ЗПР неврологические нарушения: ППП ЦНС, ММД, нарушение внимания, нарушение мнестической, аналитико-синтетической деятельности, гипртензионный и гидроцефальный синдром; нарушения речи: ОНР I, II, III уровней, дизартрия, ринолалия), не всегда речь служит средством общения, а это не способствует развитию взаимодействия между детьми. Игровая деятельность сформирована недостаточно. Игровой сюжет беден, однообразен, игровая деятельность не всегда сопровождается речью. Представления ребенка о себе реальном и идеальном не сформированы. Дети данной категории не всегда могут назвать основные эмоции, «высшие чувства» не сформированы. У детей самостоятельно не складывается нравственное поведение, необходимо многократное создание проблемных ситуаций, ежедневное обсуждение поступков воспитанников для формирования привычки нравственного поведения. У детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте самостоятельно не складываются психологические механизмы личности, образующие в совокупности качественно новое, высшее единство субъекта – единство личности, появление «Я - концепции». Ребенок не приобретает черты большей индивидуальности в поведении, интересах, ценностях, личностных особенностях. Все это свидетельствует о том, что для развития эмоционально-волевой сферы, самосознания, навыков общения, для более успешного включения детей в общение с окружающими людьми необходима определенная система занятий, способствующая развитию личности ребенка с особыми образовательными потребностями. ^ совершенствование и коррекция личности ребенка на занятиях по социально-эмоциональному развитию через развитие способностей самовыражения и самопознания, развитие коммуникативной компетентности, снижение мышечного напряжения в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. Задачи: 1. Научить детей осознанно воспринимать свои эмоции – чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей. 2. Учить детей пользоваться жестами, мимикой, пантомимикой для выражения собственных чувств и переживаний. 3. Развивать положительную самооценку. 4. Развивать индивидуальность каждого ребенка. 5. Развивать коммуникативные навыки. 6. Обучать детей способам бесконфликтного взаимодействия, конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций. Программа адресована дошкольникам 5-7 лет с задержкой психического развития. Продолжительность: программа реализуется в течение двух лет на групповых (фронтальных) занятиях: цикл коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками 5-6 лет, цикл коррекционно-развивающих занятий с дошкольниками 6-7 лет. ^ Программа состоит из шести разделов. 1. «Уверенность в себе» - направлен на то, чтобы помочь ребенку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он уникален, как каждый человек. 2. «Чувства, желания, взгляды» - учит детей осознанно воспринимать свои эмоции, понимать эмоциональные состояния других людей. 3. «Социальные навыки» - обучение детей способам поведения в отношениях с другими людьми. 4. Телесно-ориентированные подходы – работа с сегментами тела - снятие, уменьшение мышечных зажимов; снятие эмоционально-психического напряжения. ^ - обучение сознательному расслаблению мышц. 6. Психогимнастические этюды и упражнения – обучение азбуке выражения эмоций – выразительным движениям, способствующим лучшему пониманию себя и других, снижению психического напряжения. Пока ребенок мал, взрослые, как правило, не задумываются, что станет в его жизни главным, вырастет ли он целеустремленным, общительным, добрым и терпимым к людям. Но сложный процесс формирования личности нельзя откладывать на будущее и предоставлять воле случая. Эмоциональное благополучие человека – уверенность в себе, чувство защищенности, положительное самоощущение и жизненные успехи во многом зависит от того, как складываются его отношения с окружающими людьми. Для каждого важно иметь хороших и верных друзей, которые не только дарят нам радость общения, делая нашу жизнь богаче и разнообразнее, но и могут выручить в трудных ситуациях. Раздел 1. Уверенность в себе Уверенность в себе составляет основу нашей уверенности в других. Ф. Ларошфуко Уверенность в себе является важным качеством человека как личности. Она позволяет иметь и отстаивать собственное мнение, доверять себе и своим чувствам. Содержание этого раздела предполагает оказание необходимой помощи каждому ребенку для преодоления его неуверенности в себе, поддержку его положительной самооценки, а так же способствует лучшему пониманию самого себя и других людей. Становление индивидуальности ребенка, его «Я», начинается очень рано и происходит постепенно, в том числе в процессе осознания им собственных интересов и предпочтений. Для этого педагогу важно обсуждать с детьми тот или иной выбор каждого ребенка в разных жизненных ситуациях и видах деятельности, стараться понять его сокровенные мечты и желания. Важно также помочь своим воспитанникам познакомиться со вкусами и предпочтениями друг друга, увидеть, что они разные. Это закладывает основу для формирования в более старшем возрасте толерантности (терпимости) к другим. При этом важно учить детей тому, что стремление к удовлетворению собственных желаний не должно ущемлять интересы других людей. Очень важно, чтобы чувство уверенности в себе складывалось у человека с самого раннего возраста. Для этого необходимо помочь ребенку понять, чем он похож на других людей, а чем от них отличается. Начать можно с осознания ребенком своей внешности, рассматривая вместе с ним его отражение в зеркале. По внешности человека можно многое узнать о его возрасте, роде занятий и даже месте проживания. Определяется это, прежде всего, по одежде и чертам лица. Как мы будем воспринимать человека, если он переоденется, загримируется, наденет или снимет очки, улыбнется или нахмурится? Организуя экспериментирование детей дошкольного возраста с масками, головными уборами педагог создает условия для понимания детьми того, что внешность человека может меняться, отражая разное настроение и открывая неожиданные черты его характера. Уверенность в себе связана с осознанием человеком своих внешних и внутренних особенностей, поэтому в дошкольном возрасте важно формировать у ребенка достаточно точные представления о своей внешности, семейном сходстве наряду со знаниями о бесконечном разнообразии внешнего облика людей – детей и взрослых. Например, в процессе изобразительной деятельности ребенок может нарисовать свой собственный портрет или портрет своей семьи. Темы данного раздела имеют важное воспитательное значение. Они не только позволяют выяснить, как дети относятся к своей внешности, и поддержать их положительную самооценку, но и способствуют становлению у них толерантности по отношению к другим людям независимо от их внешних качеств, физических недостатков, расовой и национальной принадлежности. А знание вкусов других людей поможет детям сделать для них что-либо приятное, например, подарить любимые цветы. Рассказывая о своих друзьях, о том, что именно в них нравится, ребенок начинает лучше понимать, как важно самому уметь быть хорошим другом. |
![]() | Педагогического творчества Название работы: Программа подготовки к обучению грамоте в форме коррекционного часа "Волшебный мир звуков и слов" для детей старшего... | ![]() | Профессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс Название работы: Программа развития и коррекции восприятия времени «Путешествие в страну Время» для детей с задержкой психического... |
![]() | «Использование компьютерных технологий в работе с детьми с задержкой психического развития» Данная работа рекомендована педагогам, работающим с детьми с задержкой психического развития | ![]() | Профессиональный конкурс работников образования Всероссийский интернет конкурс Рабочая программа предназначена для работы в детском доме с детьми среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста группы... |
![]() | Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного... Программа коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста | ![]() | Пояснительная записка к программе «Социально-эмоциональное развитие... Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения, и направлена на развитие социально-эмоциональной... |
![]() | Технология по формированию связного высказывания у детей старшего... Воспитатели, сурдопедагоги, работающие с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением слуха | ![]() | Коррекционная программа «всё могу!» для детей с задержкой психического... В связи с этим возникает необходимость изучения организации работы по физическому воспитанию в специальном дошкольном образовательном... |
![]() | Конспект развлечения с детьми старшего дошкольного возраста «Раз,... | ![]() | Использование возможностей «замещающего онтогенеза» в коррекции регуляторных... Оздноослепших детей, детей с тяжёлыми нарушениями речи, с нарушением опорно – двигательного аппарата, с задержкой психического развития... |