Пояснительная записка. Направленность




Скачать 161.61 Kb.
НазваниеПояснительная записка. Направленность
Дата публикации23.09.2014
Размер161.61 Kb.
ТипПояснительная записка
shkolnie.ru > Психология > Пояснительная записка
МБОУ « Гатчинская средняя общеобразовательная школа №2»
Принята Утверждена

на педагогическом совете приказом № 273

протокол № 1 от «30» августа 2013 г.

от «30» августа 2013 г. Директор школы

_______________Н.В. Ковалева
Дополнительная образовательная программа

«Познай себя»

Срок реализации 1год

Возраст учащихся 11-12 лет


Разработал:

педагог – психолог

Мординсон Наталья Владимировна

г.Гатчина

2013 год

Дополнительная образовательная программа «Познай себя» составлена на основании нормативных правовых документов:
1.Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ; ст. 75, ст. 79, ст.84; 2.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644). 3.Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Министерством образования и науки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Министерстве юстиции России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682).

4.

5.
Пояснительная записка.


  1. Направленность

Дополнительная образовательная программа курса «Познай себя» относится к социально-педагогической направленности.

  1. Актуальность

В современном мире коммуникационного взрыва подростку необходимо быть подготовленным к установлению межличностных контактов со сверстниками и взрослыми как в школе, так и в своей семье.

  1. Новизна

Программа структурирована по принципу соответствия основным методам познания: анализу и синтезу информации с учётом групповой динамики и построена на самопознании, самосознании и саморазвитии личности.

  1. Педагогическая целесообразность

  • Программа построена с учётом возрастных интересов подростков. Предлагаются темы, которые наиболее важны для детей в силу их возрастных особенностей развития, например: контроль своих эмоций, общение со сверстниками, отношения в семье и т.д.

  • Обучение способствует лучшему пониманию подростков своего места и роли в разных социальных группах, совершенствованию общения со сверстниками и взрослыми.

  1. Цель программы

В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта оптимизировать процесс воспитания и социализации учащихся, создать условия для достижения необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создать условия для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учёбы время.

Научить подростков лучше знать свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, наиболее успешно и полно реализовать себя в поведении и деятельности, утвердить свои права и собственную ценность.

  1. Задачи обучения

  • Формировать новый уровень мышления;

  • формировать спектры способностей и интересов, определить круг устойчивых интересов;

  • развить интерес к себе, стремиться разобраться в своих способностях, поступках, формировать первичные навыки самоанализа;

  • развить чувство собственного достоинства, внутренние критерии самооценки;

  • развить формы и навыки личностного общения в группе сверстников, способы взаимопонимания;

  • развить моральные качества, формы сочувствия и сопереживания другим людям.

  1. Отличительные особенности

В структуре каждого занятия выделяются смысловые блоки, традиционные для групповой психологической работы с подростками:

  • Ритуал приветствия. Продумывается на первом занятии самими подростками, а затем применяется на каждом занятии. Целью проведения ритуала приветствия является настрой на работу, сплочение группы и создание взаимного доверия.

  • Объявление темы занятия и мотивирующее упражнение и / или обсуждение. Цель – возможность обратиться к личному опыту, связанному с заявленной темой.

  • Работа по теме занятия. Основное содержание занятия – это совокупность психотехнических упражнений и приёмов, которые подбираются в соответствии с задачами, сформулированными для работы над каждой темой. Цель – помочь подросткам найти психологический подтекст упражнения.

  • Подведение итогов занятия. Предполагает формулирование основных результатов, достигнутых на занятии, подчёркивание вклада всех участников занятия в общий результат. Цель – создание мотивации на работу по следующей теме. Одна часть проходит в форме открытого обсуждения, а вторая – в форме письменной работы в тетради (блокноте) для формулирования и осознания опыта, полученного на занятии.

  • Ритуал завершения занятия.

  1. Возраст учащихся: 11-12 лет.

  2. Срок реализации дополнительной образовательной программы

Содержание программы реализуется за 1 год – 35 часов.

  1. Формы и режим занятий

Формы организации деятельности учащихся:групповые, индивидуально-групповые и индивидуальные.

Формы занятий:

  • устный или анкетный опрос для выявления запроса и спектра интересующих учащихся проблем в рамках предполагаемой темы;

  • «универсализация» подростковых трудностей через использование проективных форм «Как-то раз один мальчик/девочка…», « Многие подростки…»;

  • использование личного опыта подростков в процессе работы по теме;

  • диагностика, ситуационно-ролевые, деловые и развивающие игры, соответствующие изучаемым темам, рефлексия результатов занятий;

  • контроль «уровня достижений» в виде заданий, выполнение которых показывает включённость изученного в «поле опыта» подростков.

  • Беседы, дискуссии и практические задания.

^ Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 ч.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

В конце года подростки должны:
Знать:

а) особенности подросткового возраста;

б) свои права и обязанности;

в) виды эмоций и чувств;

г) способы разрешения конфликтных ситуаций;

д) модели общения.
Уметь:

а) контролировать свои эмоции;

б) анализировать свои поступки и действия;

в) пользоваться своими правами и выполнять свои обязанности;

г) определять свои жизненные ценности;

д) применять способы разрешения конфликтных ситуаций;

е) понимать и принимать других людей.

Способы проверки

  • наблюдение

  • беседы

  • практические занятия


Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

  • опрос/анкетирование

  • беседа с родителями

  • вывод самих подр


Учебно-тематический план



Разделы и темы занятий

количество часов

всего

теория

практика




Вводное занятие

1

1

0

I.

«Подростковый мир»

8

4

4

1.1

«Особенности подросткового возраста»

2

1

1

1.2

«Потребность в общении»

2

1

1

1.3

«Мои права и обязанности»

2

1

1

1.4

«Сам с собой»

2

1

1

II.

«Эмоциональный мир»

6

3

3

2.1

«Эмоции и чувства»

2

1

1

2.2

«Запреты на чувства»

2

1

1

2.3

«Мои достоинства и недостатки»

2

1

1

III.

«Социальный мир»

6

3

3

3.1

«Жизненные ценности»

4

2

2

3.2

«Социальное восприятие»

2

1

1

IV.

«Мир общения»

5

3

2

4.1

«Дружба: Модели общения»

1

1

0

4.2

«Самоуважение»

2

1

1

4.3

«Самоконтроль»

2

1

1

V.

«Мир» внутри себя»

9

5

4

5.1

«Тревожность»

2

1

1

5.3

«Необходимость уверенности в себе»

2

1

1

5.4

«Учимся говорить «нет»

2

1

1

5.5

Заключительное. Подведение итогов.

3

2

1

ИТОГО

35

19

16



Содержание программы

Вводное занятие

Теория: знакомство участников группы; ознакомление с учебно-тематическим планом занятий.

Практика: составление правил группы; варианты ритуала приветствия и ритуала прощания.

  1. «Подростковый мир»

1.1 Тема: «Особенности подросткового возраста»

Теория: знакомство с основными линиями развития в подростковом возрасте.

Практика: анкетирование и тест «Самоопределение».

1.2 Тема: «Потребность в общении»

Теория: прояснение «Я-концепции», анализ и определение психологической характеристики.

Практика: тест «Какой я в общении?», упражнения: «Ласковое слово», «Приятно сказать…»

1.3 Тема: «Мои права и обязанности»

Теория: овладение навыками уверенного поведения благодаря правильному использованию своих прав и обязанностей.

Практика: упражнения «Декларация прав и обязанностей подростка». «Мой герб».

1.4 Тема: «Сам с собой»

Теория: способы «заглянуть» в себя и уметь быть честным с собой.

Практика: упражнения «Зеркало», «Я думаю, что…», игра-тренинг «Оглянись».

  1. «Эмоциональный мир»

2.1 Тема: «Эмоции и чувства»

Теория: знакомство с видами эмоций, определение связи между эмоциями и чувствами.

Практика: упражнения «Угадай эмоцию», «Покажи эмоцию». Изобразить на листе придуманную эмоцию (с помощью цветного песка).

2.2 Тема: «Запреты на чувства»

Теория: основные законы психологии эмоций.

Практика: упражнение «Определи запреты», игра «Калейдоскоп чувств».

2.3 Тема: «Мои достоинства и недостатки»

Теория: овладение навыками уверенного поведения благодаря правильному использованию своих достоинств и скрывая недостатки.

Практика: упражнение-таблица «Мои достоинства и недостатки», игра «Угадай первым».

  1. «Социальный мир»

3.1 Тема: «Жизненные ценности»

Теория: определение термина «жизненные ценности», их возникновение и роль в жизни человека.

Практика: заполнение таблицы «Жизненные ценности», упражнение «Переоценка ценностей», игра «Спор ценностей».

3.2 Тема: «Социальное восприятие»

Теория: оптимизация общения подростков с окружающими.

Практика: упражнение «Понимать окружающих», игра «Я тебя понимаю».

  1. «Мир общения»

4.1 Тема: «Дружба: Модели общения»

Теория: знакомство с моделями общения, видами и способами.

Практика: тест «Умею ли я общаться?», упражнение «Друг - не друг».

4.2 Тема: «Самоуважение»

Теория: понятие «самоуважение», для чего необходимо, от чего зависит.

Практика: упражнение «Мусор из суждений», игра «Повысь самооценку».

4.3 Тема: «Самоконтроль»

Теория: термин «самоконтроль», как проявляется, для чего служит.

Практика: решение психологических задач, игра «Письмо на руке».

V. «Мир» внутри себя»

5.1 Тема: «Тревожность»

Теория: понятие тревожности, причины возникновения.

Практика: тест Филлипса, интерпретация результатов.

5.2 Тема: «Необходимость уверенности в себе»

Теория: понятие уверенности, её проявления.

Практика: упр.-игра «Три портрета», упр. «Геометрия уверенности».

5.3 Тема: «Учимся говорить «нет»

Теория: в чём необходимость уметь говорить «нет».

Практика: упр. «Семеро козлят», алгоритм правильного отказа.

5.4 «Заключительное. Подведение итогов»

Цель:закрепление представления участников о своей уникальности, обогащение сознания позитивными, эмоционально окрашенными образами личности; закрепление дружеских отношений между участниками.

Практика: игра «Весь мир – сцена», упр. «Я – это Я», упр. «Подарки».

Методическое обеспечение программы




Разделы и темы занятий

форма

занятий

методы

дидактич.

материал,

ТСО

форма

подведе-ния

итогов




Вводное занятие

лекция,

практическая

работа

словесный,

наглядный,

практический

наглядные пособия







I.«Подростковый мир»

1.1.

«Особенности подросткового возраста»

лекция,

практическая

работа

словесный,

наглядный,

практический.

наглядные пособия



Проверка рабочих тетрадей

с выводами подростков


1.2.

«Потребность в общении»

лекция,

практическая

работа

словесный,

наглядный,

практический.

наглядные пособия

1.3.

«Мои права и обязанности»

просвещение,

практическая

работа

словесный,

наглядный,

практический.

доска, мел

1.4.

«Сам с собой»

дискуссия,

практическая

работа

словесный,

наглядный,

практический.

наглядные пособия




II.«Эмоциональный мир»

2.1.

«Эмоции и чувства»

лекция,

практическая

работа

словесный,

наглядный,

практический

наглядные пособия, цветной песок, бумага, клей


Проверка рабочих тетрадей

с выводами подростков


2.2.

«Запреты на чувства»

беседа,

практическая

работа

словесный,

наглядный,

практический

наглядные пособия

2.3.

«Мои достоинства и недостатки»

беседа,

практическая

работа, экскурсия.

словесный,

наглядный,

практический

наглядные пособия, доска, мел




III.«Социальный мир»

3.1

«Жизненные ценности»

лекция,

практическая

работа, игра.

словесный,

наглядный,

практический

наглядные пособия, доска, мел

Проверка рабочих тетрадей

с выводами подростков


3.2.

«Социальное восприятие»

лекция,

практическая

работа, игра

словесный,

наглядный,

практический

наглядные пособия




IV. «Мир общения»

4.1.

«Дружба: Модели общения»

беседа,

практическая

работа.

словесный,

наглядный,

практический

наглядные пособия

Проверка рабочих тетрадей

с выводами подростков


4.2.

«Самоуважение»

беседа,

практическая

работа

словесный,

наглядный,

практический

наглядные пособия

4.3

«Самоконтроль»

беседа,

практическая

работа

словесный,

наглядный,

практический

наглядные пособия




V. «Мир» внутри себя»

5.1

«Тревожность»

беседа, практическая работа

словесный,

наглядный,

практический

наглядные пособия, бумага

Проверка рабочих тетрадей

с выводами подростков


5.2

«Необходимость уверенности в себе»

беседа, практическая работа

словесный,

наглядный,

практический

наглядные пособия

5.3

«Учимся говорить «нет»

лекция, беседа, практическая работа

словесный,

наглядный,

практический

наглядные пособия

5.4

Заключительное. Подведение итогов

беседа, практическая работа

словесный, практический











Для реализации программы используются:


  1. Основные методы организации занятий:

  • словесный (беседа, лекция, инструкции, просвещение)

  • наглядный (показ картинок, фотографий, рисунков, таблиц, графиков)

  • практический (индивидуальная, самостоятельная работа)




  1. Основные методы деятельности подростков:

  • иллюстративный

  • разъяснительный

  • поисковый (выполнение домашних заданий)

  • исследовательский

  • творческий

  • мыслительный (анализ событий)


Для реализации программы необходимо наличие материально-технической базы:

  1. Компьютер

  2. Мультимедийный проектор.

Список литературы:
Для педагогов:

  1. Жуковицкая Н.Н. «Дополнительное образование как компонент школьной воспитательной системы» - Уч.-методическое пособие для тех, кто осваивает образовательные стандарты нового поколения – СПб.: ЛОИРО, 2011.

  2. Грановская Р.М. «Элементы практической психологии» - 4е изд., с изм. и доп. – СПб.: Свет, 2000.

  3. Б.С. Волков «Психология подростка» - М.: Педагогическое общество России, 2002.

  4. Л.Ф. Анн «Психологический тренинг с подростками» - СПб.: Питер, 2003.



Для обучающихся:

  1. Микляева А.В. «Я – подросток» - СПб.: издательство «Речь», 2006.

  2. В.Н. Панкратов «Эффективное общение» - М.: Психотерапия, 2007.

Похожие:

Пояснительная записка. Направленность iconПояснительная записка Направленность
Направленность. Данная программа имеет естественно-научную и практическую направленность
Пояснительная записка. Направленность iconПояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Лоскутное шитьё» имеет художественно – эстетическую направленность
Пояснительная записка. Направленность iconПояснительная записка. Направленность
Дополнительная образовательная программа «Умелые руки» составлена на основании нормативных правовых документов
Пояснительная записка. Направленность iconПояснительная записка
Данная рабочая программа имеет художественно-эстетическую направленность, разработана для муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Пояснительная записка. Направленность iconПрограмма дополнительного образования детей 10 11 лет Срок реализации...
Направленность программы «Дети дорога – жизнь!» по содержанию является социально – педагогической. Функциональное предназначение...
Пояснительная записка. Направленность iconРабочая учебная программа Развитие речи 5 9 классы Пояснительная записка
...
Пояснительная записка. Направленность iconРабочая учебная программа технология (обслуживающий труд) 5 9 классы пояснительная записка
В основу планирования положены: деятельностный подход и прикладная направленность обучения технологии; межпредметное согласование...
Пояснительная записка. Направленность iconПояснительная записка данная рабочая программа составлена на основе Программы по русскому языку
Из-за разгруженности курса появилась возможность системного повторения основных разделов русского языка в начале года и больше времени...
Пояснительная записка. Направленность iconПояснительная записка Программа имеет научно-техническую направленность....
Изучение дизайна, инженерной инфраструктуры с её теоретической частью – черчением, необходимо в современном процессе приспособления...
Пояснительная записка. Направленность iconПояснительная записка: «Положения о размещении объектов капитального...
«Проекту планировки микрорайона 6 а городского округа Реутов Московской области»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница