МБОУ « Гатчинская средняя общеобразовательная школа №2» Принята Утверждена
на педагогическом совете приказом № 273
протокол № 1 от «30» августа 2013 г.
от «30» августа 2013 г. Директор школы
_______________Н.В. Ковалева Дополнительная образовательная программа
«Познай себя»
Срок реализации 1год
Возраст учащихся 11-12 лет
Разработал:
педагог – психолог
Мординсон Наталья Владимировна
г.Гатчина
2013 год
Дополнительная образовательная программа «Познай себя» составлена на основании нормативных правовых документов: 1.Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ; ст. 75, ст. 79, ст.84; 2.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644). 3.Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Министерством образования и науки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Министерстве юстиции России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682).
4.
5. Пояснительная записка.
Направленность
Дополнительная образовательная программа курса «Познай себя» относится к социально-педагогической направленности.
Актуальность
В современном мире коммуникационного взрыва подростку необходимо быть подготовленным к установлению межличностных контактов со сверстниками и взрослыми как в школе, так и в своей семье.
Новизна
Программа структурирована по принципу соответствия основным методам познания: анализу и синтезу информации с учётом групповой динамики и построена на самопознании, самосознании и саморазвитии личности.
Педагогическая целесообразность
Программа построена с учётом возрастных интересов подростков. Предлагаются темы, которые наиболее важны для детей в силу их возрастных особенностей развития, например: контроль своих эмоций, общение со сверстниками, отношения в семье и т.д.
Обучение способствует лучшему пониманию подростков своего места и роли в разных социальных группах, совершенствованию общения со сверстниками и взрослыми.
Цель программы
В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта оптимизировать процесс воспитания и социализации учащихся, создать условия для достижения необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создать условия для многогранного развития и социализации каждого обучающегося в свободное от учёбы время.
Научить подростков лучше знать свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, наиболее успешно и полно реализовать себя в поведении и деятельности, утвердить свои права и собственную ценность.
Задачи обучения
Формировать новый уровень мышления;
формировать спектры способностей и интересов, определить круг устойчивых интересов;
развить интерес к себе, стремиться разобраться в своих способностях, поступках, формировать первичные навыки самоанализа;
развить чувство собственного достоинства, внутренние критерии самооценки;
развить формы и навыки личностного общения в группе сверстников, способы взаимопонимания;
развить моральные качества, формы сочувствия и сопереживания другим людям.
Отличительные особенности
В структуре каждого занятия выделяются смысловые блоки, традиционные для групповой психологической работы с подростками:
Ритуал приветствия. Продумывается на первом занятии самими подростками, а затем применяется на каждом занятии. Целью проведения ритуала приветствия является настрой на работу, сплочение группы и создание взаимного доверия.
Объявление темы занятия и мотивирующее упражнение и / или обсуждение. Цель – возможность обратиться к личному опыту, связанному с заявленной темой.
Работа по теме занятия. Основное содержание занятия – это совокупность психотехнических упражнений и приёмов, которые подбираются в соответствии с задачами, сформулированными для работы над каждой темой. Цель – помочь подросткам найти психологический подтекст упражнения.
Подведение итогов занятия. Предполагает формулирование основных результатов, достигнутых на занятии, подчёркивание вклада всех участников занятия в общий результат. Цель – создание мотивации на работу по следующей теме. Одна часть проходит в форме открытого обсуждения, а вторая – в форме письменной работы в тетради (блокноте) для формулирования и осознания опыта, полученного на занятии.
Ритуал завершения занятия.
Возраст учащихся: 11-12 лет.
Срок реализации дополнительной образовательной программы
Содержание программы реализуется за 1 год – 35 часов.
Формы и режим занятий
Формы организации деятельности учащихся:групповые, индивидуально-групповые и индивидуальные.
Формы занятий:
устный или анкетный опрос для выявления запроса и спектра интересующих учащихся проблем в рамках предполагаемой темы;
«универсализация» подростковых трудностей через использование проективных форм «Как-то раз один мальчик/девочка…», « Многие подростки…»;
использование личного опыта подростков в процессе работы по теме;
диагностика, ситуационно-ролевые, деловые и развивающие игры, соответствующие изучаемым темам, рефлексия результатов занятий;
контроль «уровня достижений» в виде заданий, выполнение которых показывает включённость изученного в «поле опыта» подростков.
Беседы, дискуссии и практические задания.
^ занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 ч.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В конце года подростки должны: Знать:
а) особенности подросткового возраста;
б) свои права и обязанности;
в) виды эмоций и чувств;
г) способы разрешения конфликтных ситуаций;
д) модели общения. Уметь:
а) контролировать свои эмоции;
б) анализировать свои поступки и действия;
в) пользоваться своими правами и выполнять свои обязанности;
г) определять свои жизненные ценности;
д) применять способы разрешения конфликтных ситуаций;
е) понимать и принимать других людей.
Способы проверки
наблюдение
беседы
практические занятия
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
опрос/анкетирование
беседа с родителями
вывод самих подр
Учебно-тематический план
№
| Разделы и темы занятий
| количество часов
| всего
| теория
| практика
|
| Вводное занятие
| 1
| 1
| 0
| I.
| «Подростковый мир»
| 8
| 4
| 4
| 1.1
| «Особенности подросткового возраста»
| 2
| 1
| 1
| 1.2
| «Потребность в общении»
| 2
| 1
| 1
| 1.3
| «Мои права и обязанности»
| 2
| 1
| 1
| 1.4
| «Сам с собой»
| 2
| 1
| 1
| II.
| «Эмоциональный мир»
| 6
| 3
| 3
| 2.1
| «Эмоции и чувства»
| 2
| 1
| 1
| 2.2
| «Запреты на чувства»
| 2
| 1
| 1
| 2.3
| «Мои достоинства и недостатки»
| 2
| 1
| 1
| III.
| «Социальный мир»
| 6
| 3
| 3
| 3.1
| «Жизненные ценности»
| 4
| 2
| 2
| 3.2
| «Социальное восприятие»
| 2
| 1
| 1
| IV.
| «Мир общения»
| 5
| 3
| 2
| 4.1
| «Дружба: Модели общения»
| 1
| 1
| 0
| 4.2
| «Самоуважение»
| 2
| 1
| 1
| 4.3
| «Самоконтроль»
| 2
| 1
| 1
| V.
| «Мир» внутри себя»
| 9
| 5
| 4
| 5.1
| «Тревожность»
| 2
| 1
| 1
| 5.3
| «Необходимость уверенности в себе»
| 2
| 1
| 1
| 5.4
| «Учимся говорить «нет»
| 2
| 1
| 1
| 5.5
| Заключительное. Подведение итогов.
| 3
| 2
| 1
| ИТОГО
| 35
| 19
| 16
|
Содержание программы
Вводное занятие
Теория: знакомство участников группы; ознакомление с учебно-тематическим планом занятий.
Практика: составление правил группы; варианты ритуала приветствия и ритуала прощания.
«Подростковый мир»
1.1 Тема: «Особенности подросткового возраста»
Теория: знакомство с основными линиями развития в подростковом возрасте.
Практика: анкетирование и тест «Самоопределение».
1.2 Тема: «Потребность в общении»
Теория: прояснение «Я-концепции», анализ и определение психологической характеристики.
Практика: тест «Какой я в общении?», упражнения: «Ласковое слово», «Приятно сказать…»
1.3 Тема: «Мои права и обязанности»
Теория: овладение навыками уверенного поведения благодаря правильному использованию своих прав и обязанностей.
Практика: упражнения «Декларация прав и обязанностей подростка». «Мой герб».
1.4 Тема: «Сам с собой»
Теория: способы «заглянуть» в себя и уметь быть честным с собой.
Практика: упражнения «Зеркало», «Я думаю, что…», игра-тренинг «Оглянись».
«Эмоциональный мир»
2.1 Тема: «Эмоции и чувства»
Теория: знакомство с видами эмоций, определение связи между эмоциями и чувствами.
Практика: упражнения «Угадай эмоцию», «Покажи эмоцию». Изобразить на листе придуманную эмоцию (с помощью цветного песка).
2.2 Тема: «Запреты на чувства»
Теория: основные законы психологии эмоций.
Практика: упражнение «Определи запреты», игра «Калейдоскоп чувств».
2.3 Тема: «Мои достоинства и недостатки»
Теория: овладение навыками уверенного поведения благодаря правильному использованию своих достоинств и скрывая недостатки.
Практика: упражнение-таблица «Мои достоинства и недостатки», игра «Угадай первым».
«Социальный мир»
3.1 Тема: «Жизненные ценности»
Теория: определение термина «жизненные ценности», их возникновение и роль в жизни человека.
Практика: заполнение таблицы «Жизненные ценности», упражнение «Переоценка ценностей», игра «Спор ценностей».
3.2 Тема: «Социальное восприятие»
Теория: оптимизация общения подростков с окружающими.
Практика: упражнение «Понимать окружающих», игра «Я тебя понимаю».
«Мир общения»
4.1 Тема: «Дружба: Модели общения»
Теория: знакомство с моделями общения, видами и способами.
Практика: тест «Умею ли я общаться?», упражнение «Друг - не друг».
4.2 Тема: «Самоуважение»
Теория: понятие «самоуважение», для чего необходимо, от чего зависит.
Практика: упражнение «Мусор из суждений», игра «Повысь самооценку».
4.3 Тема: «Самоконтроль»
Теория: термин «самоконтроль», как проявляется, для чего служит.
Практика: решение психологических задач, игра «Письмо на руке».
V. «Мир» внутри себя»
5.1 Тема: «Тревожность»
Теория: понятие тревожности, причины возникновения.
Практика: тест Филлипса, интерпретация результатов.
5.2 Тема: «Необходимость уверенности в себе»
Теория: понятие уверенности, её проявления.
Практика: упр.-игра «Три портрета», упр. «Геометрия уверенности».
5.3 Тема: «Учимся говорить «нет»
Теория: в чём необходимость уметь говорить «нет».
Практика: упр. «Семеро козлят», алгоритм правильного отказа.
5.4 «Заключительное. Подведение итогов»
Цель:закрепление представления участников о своей уникальности, обогащение сознания позитивными, эмоционально окрашенными образами личности; закрепление дружеских отношений между участниками.
Практика: игра «Весь мир – сцена», упр. «Я – это Я», упр. «Подарки».
Методическое обеспечение программы
№
| Разделы и темы занятий
| форма
занятий
| методы
| дидактич.
материал,
ТСО
| форма
подведе-ния
итогов
|
| Вводное занятие
| лекция,
практическая
работа
| словесный,
наглядный,
практический
| наглядные пособия
|
|
| I.«Подростковый мир»
| 1.1.
| «Особенности подросткового возраста»
| лекция,
практическая
работа
| словесный,
наглядный,
практический.
| наглядные пособия
|
Проверка рабочих тетрадей
с выводами подростков
| 1.2.
| «Потребность в общении»
| лекция,
практическая
работа
| словесный,
наглядный,
практический.
| наглядные пособия
| 1.3.
| «Мои права и обязанности»
| просвещение,
практическая
работа
| словесный,
наглядный,
практический.
| доска, мел
| 1.4.
| «Сам с собой»
| дискуссия,
практическая
работа
| словесный,
наглядный,
практический.
| наглядные пособия
|
| II.«Эмоциональный мир»
| 2.1.
| «Эмоции и чувства»
| лекция,
практическая
работа
| словесный,
наглядный,
практический
| наглядные пособия, цветной песок, бумага, клей
|
Проверка рабочих тетрадей
с выводами подростков
| 2.2.
| «Запреты на чувства»
| беседа,
практическая
работа
| словесный,
наглядный,
практический
| наглядные пособия
| 2.3.
| «Мои достоинства и недостатки»
| беседа,
практическая
работа, экскурсия.
| словесный,
наглядный,
практический
| наглядные пособия, доска, мел
|
| III.«Социальный мир»
| 3.1
| «Жизненные ценности»
| лекция,
практическая
работа, игра.
| словесный,
наглядный,
практический
| наглядные пособия, доска, мел
| Проверка рабочих тетрадей
с выводами подростков
| 3.2.
| «Социальное восприятие»
| лекция,
практическая
работа, игра
| словесный,
наглядный,
практический
| наглядные пособия
|
| IV. «Мир общения»
| 4.1.
| «Дружба: Модели общения»
| беседа,
практическая
работа.
| словесный,
наглядный,
практический
| наглядные пособия
| Проверка рабочих тетрадей
с выводами подростков
| 4.2.
| «Самоуважение»
| беседа,
практическая
работа
| словесный,
наглядный,
практический
| наглядные пособия
| 4.3
| «Самоконтроль»
| беседа,
практическая
работа
| словесный,
наглядный,
практический
| наглядные пособия
|
| V. «Мир» внутри себя»
| 5.1
| «Тревожность»
| беседа, практическая работа
| словесный,
наглядный,
практический
| наглядные пособия, бумага
| Проверка рабочих тетрадей
с выводами подростков
| 5.2
| «Необходимость уверенности в себе»
| беседа, практическая работа
| словесный,
наглядный,
практический
| наглядные пособия
| 5.3
| «Учимся говорить «нет»
| лекция, беседа, практическая работа
| словесный,
наглядный,
практический
| наглядные пособия
| 5.4
| Заключительное. Подведение итогов
| беседа, практическая работа
| словесный, практический
|
|
|
Для реализации программы используются:
Основные методы организации занятий:
словесный (беседа, лекция, инструкции, просвещение)
наглядный (показ картинок, фотографий, рисунков, таблиц, графиков)
практический (индивидуальная, самостоятельная работа)
Основные методы деятельности подростков:
иллюстративный
разъяснительный
поисковый (выполнение домашних заданий)
исследовательский
творческий
мыслительный (анализ событий)
Для реализации программы необходимо наличие материально-технической базы:
Компьютер
Мультимедийный проектор.
Список литературы: Для педагогов:
Жуковицкая Н.Н. «Дополнительное образование как компонент школьной воспитательной системы» - Уч.-методическое пособие для тех, кто осваивает образовательные стандарты нового поколения – СПб.: ЛОИРО, 2011.
Грановская Р.М. «Элементы практической психологии» - 4е изд., с изм. и доп. – СПб.: Свет, 2000.
Б.С. Волков «Психология подростка» - М.: Педагогическое общество России, 2002.
Л.Ф. Анн «Психологический тренинг с подростками» - СПб.: Питер, 2003.
Для обучающихся:
Микляева А.В. «Я – подросток» - СПб.: издательство «Речь», 2006.
В.Н. Панкратов «Эффективное общение» - М.: Психотерапия, 2007.
|