Развития музыкальности детей в контексте развития системы дошкольного воспитания




Скачать 50.95 Kb.
НазваниеРазвития музыкальности детей в контексте развития системы дошкольного воспитания
Дата публикации17.09.2014
Размер50.95 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Психология > Документы
Развития музыкальности детей в контексте развития системы дошкольного воспитания

Достойное дошкольное образование – фундамент будущего ребенка. В детском саду дети получают начала эстетического воспитания, учатся понимать и ценить прекрасное, приобщаются к художественному творчеству. Это происходит на занятиях рисованием, художественной литературой, театром и, конечно же, музыкой. «Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна…», - писал композитор, пианист, педагог и музыкально-общественный деятель Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

Формы организации музыкального воспитания в детском саду разнообразны. Это занятия, игры, праздники и развлечения. Очень важно, чтобы работа музыкального руководителя в этом направлении строилась на научной основе, с использованием инновационных технологий и производилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития музыкального искусства. Не менее важны при этом соблюдение принципов постепенности, последовательного усложнения требований и задач, дифференцированный подход к знаниям и умениям детей, а также учет особенностей их возрастного развития.

Согласно федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, «Музыка» является одной из ее образовательных областей, содержание которой направлено на развитие музыкальности детей и способности эмоционально воспринимать музыку через решение таких важных задач, как развитие музыкально-художественной деятельности и приобщение к музыкальному искусству.

Задачи и содержание образовательной области «Музыка» в государственной программе дошкольного образования определяются концептуальными идеями о развитии ребенка как субъекта детской музыкальной деятельности в области музыкального восприятия и музыкального исполнительства. Наряду с собственно музыкальными задачами, музыкальный руководитель также решает многие общеобразовательные и воспитательные задачи, направленные на эстетическое, нравственное и интеллектуальное развитие детей.

С 1989 года все дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) России работали по единой Типовой программе воспитания и обучения в детском саду. Созданная на ее основе и неоднократно переиздававшаяся «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой, определяет объем представлений, знаний, навыков и умений, которые необходимо было воспитать у каждого ребенка. Многие педагоги до сих пор используют эту программу как базовую, так как в ее основе лежат важнейшие принципы воспитания дошкольников.

Поскольку сегодня любое дошкольное учреждение самостоятельно как в выборе программ, так и в разработке собственных, в ДОУ используются программы в зависимости от вида дошкольного учреждения и возраста ребенка. Если обычный детский сад реализует одну стандартную комплексную программу, то в саду с приоритетным направлением помимо комплексной программы используется и одна из специализированных (парциальных) программ, а в центре развития ребенка таких программ используется несколько. Все это не могло не отразиться на области музыкального воспитания: здесь тоже имеется целый ряд программ и методических пособий, которые в свою очередь делятся по своей направленности на более широкие и узкие программы.

В области развития музыкальности у детей педагоги также обращаются к системе музыкального воспитания (как части всей системы дошкольного воспитания), созданной известными учеными и педагогами Н.А.Ветлугиной, А.В.Запорожцем, И.Л.Дзержинской и Н.А.Метловым. Эта система признана во всем мире как одна из самых эффективных. К идеям и выводам авторов этой системы апеллируют многие отечественные исследователи воспитательного процесса. В их числе Е.В.Боякова, О.Е.Веннецкая, И.А.Выродова, А.Г.Гогогеберидзе, В.А.Деркунская, Н.Б.Крашенинникова, О.П.Радынова, Т.Г.Рубан, К.В.Тарасова, М.А.Трубникова и другие. На основе этой системы музыкального воспитания создаются и реализуются разнообразные программы, методические установки и инновационные технологии.

Значение влияния музыки на личность, ее воспитательные возможности признавали многие выдающиеся умы прошлого, прежде всего, античные философы Аристотель, Демокрит, Пифагор и Платон.

Проблемы развития музыкальности и формирования восприятия музыки у детей младшего возраста нашли свое отражение в работах педагогов В.А.Сухомлинского, Б.В.Асафьева, психологов Б.М.Теплова, Е.В.Назайкина и др. Отдельные аспекты музыкальной культуры в рамках уроков музыки для детей изложены в трудах A.Б.Абдулина, Ю.Б.Алиева, О.А.Апраксиной, Л.В.Горюновой, Д.Б. Кабалевского, Н.А.Терентьевой, Л.М.Предтеченской и др.

Работы Н.Б.Берхина, О.П.Радыновой, А.Н.Сохор, Н.А.Ветлугиной и др., а также специальные работы Т.В.Поновой, И.И.Соллертинского, Б.В.Асафьева по развитию музыкальности у детей показали, что контакт с музыкальным произведением обогащает ребенка, дает ему возможность духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворение множества потребностей.

Существенный вклад в теорию развития музыкальности детей в контексте развития системы дошкольного воспитания внесли отечественные специалисты Л.К.Шлегер, Д.Л.Лазуркина, Е.И.Тихеева, М.Х.Свентицкая, Р.А.Орлова, А.В.Суровцева, ученые-педагоги С.Т.Щацкий, П.П.Блонский, Е.А.Аркин, К.Н.Корнилов, В.В.Гориневский, Н.П.Сакулина, Е.А.Флерина, А.П.Усова и др. Они доказали, что музыкальное воспитание не является изолированной областью педагогики, а взаимодействует со всеми ее сторонами.

Вместе с тем, как показал анализ литературы, проблемы развития музыкальности детей дошкольного возраста еще недостаточно изучены.

Развитие музыкальности детей определяется целым рядом факторов, среди которых социальный заказ современного общества на развитую личность, обладающую определенным уровнем развития музыкальности, а также потребность в разработке и апробации внедрения технологий, обеспечивающих эффективность процесса развития музыкальности детей в период пребывания в дошкольном образовательном учреждении.

Анализ отечественной и зарубежной педагогической, психологической и музыковедческой литературы по изучению проблемы развития музыкальности у детей младшего возраста, а также личный опыт работы в ДОУ позволили выдвинуть следующую гипотезу: развитие музыкальности детей возможно при определенных психолого-педагогических условиях, содержание которых будет способствовать наилучшему восприятию музыки с использованием различных видов музыкальной деятельности.

Определены следующие задачи:

  1. Раскрыть понятие музыкальности и её признаки.

  2. Определить психолого-педагогические основы формирования музыкального восприятия дошкольников.

3. Проанализировать развитие музыкальности детей в различных видах музыкальной деятельности

Для решения поставленных задач необходимо использовать следующий комплекс методов: изучение и анализ педагогической, психологической и методической литературы; педагогическое наблюдение; количественная и качественная обработка результатов.

Практическая значимость заключается в наличии прикладного материала - как личных, так и активно используемых в практике ДОУ авторских разработок и методик музыкальных занятий, способствующих развитию музыкальности у детей.

Литература:

1. В мире мудрых мыслей. М.: «Знание», 1962. –С.278. 

2. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой. М.: Просвещение, 1985.

3. Музыка в детском саду. Для детей 2-3 лет. Под ред. Н.Ветлугиной (вып. 1, 2. – М., 1965; Вып.1. – М., 1977; Вып.2. – М., 1978. – второе, перераб. и дополн. издание).

Похожие:

Развития музыкальности детей в контексте развития системы дошкольного воспитания iconПриказ об утверждении Примерного положения об организации деятельности Службы ранней помощи
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 14. 02. 2006 г. №104-пп «О развитии системы дошкольного образования в городе...
Развития музыкальности детей в контексте развития системы дошкольного воспитания iconЗначение развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста
Именно они составляют основу музыкальных способностей. Понятия «неразвивающаяся способность», по утверждению ученых, специалистов...
Развития музыкальности детей в контексте развития системы дошкольного воспитания iconДоклад о состоянии и результатах развития муниципальной системы образования...
Особое внимание уделено приоритетным задачам, основным тенденциям развития и возможностям муниципальной образовательной системы в...
Развития музыкальности детей в контексте развития системы дошкольного воспитания iconРоль учителя- логопеда в преодолении задержки психического развития школьников
Содержание модернизации системы специального образования предполагает стандартизацию форм и содержания воспитания и обучения детей...
Развития музыкальности детей в контексте развития системы дошкольного воспитания iconЗадача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении...
Мир вокруг нас изменился – изменились и дети. Основной задачей их воспитания становится понимание подробного плана развития ребенка,...
Развития музыкальности детей в контексте развития системы дошкольного воспитания iconНазвание программы
Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста
Развития музыкальности детей в контексте развития системы дошкольного воспитания iconПостановлению администрации
«Обеспечение воспитания, обучения, развития, присмотра, ухода и оздоровления детей дошкольного возраста»
Развития музыкальности детей в контексте развития системы дошкольного воспитания iconГендерный подход в воспитании дошкольников
Новые федеральные государственные требования впервые в истории дошкольного образования нашей страны предусматривают решение проблем...
Развития музыкальности детей в контексте развития системы дошкольного воспитания iconОбразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Комплексирование программ и технологий воспитания, обучения и развития детей 16
Развития музыкальности детей в контексте развития системы дошкольного воспитания iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Особенности воспитания и развития детей – инвалидов дошкольного возраста в условиях надомного обучения»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница