Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение




Скачать 76.29 Kb.
НазваниеМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Дата публикации16.09.2014
Размер76.29 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Психология > Документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 3 «Солнышко» п. Адамовка Оренбургской области

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА РАБОТЫ

ТЕМА:

«Особенности воспитания и развития детей – инвалидов дошкольного возраста в условиях надомного обучения».

Подготовила

учитель – логопед

I категории

Н.В Макарова

2012 г.

(1, 2 слайд) Тема моего выступления:

«Особенности воспитания и развития детей – инвалидов дошкольного возраста в условиях надомного обучения».

В последнее время мы можем наблюдать, как стремительно меняется отношение общества к теме детской инвалидности, связанной с врожденными пороками развития. Доступность примеров развитых стран, невмешательство государства в дела семьи вместе со снятием всяческой ответственности за благополучие этой самой семьи и, как следствие, повышенная ответственность и активность семей, растящих детей с пороками развития, дали толчок к развитию комплексных подходов к организации профессиональной поддержки таких семей.

(3 слайд) 18 февраля 2009 года Законодательным Собранием Оренбургской области был принят Закон Оренбургской области от 16 марта 2009 года №2812/607-IV- 03 «О наделении городских округов и муниципальных районов государственными полномочиями Оренбургской области по воспитанию и обучению детей-инвалидов в образовательных учреждениях, реализующих программу дошкольного образования, а также по предоставлению компенсации затрат родителей (законных представителей) на воспитание и обучение детей-инвалидов на дому».
В течение 3 лет мною ведется работа с детьми-инвалидами на дому. В результате, которой мне бы хотелось обобщить опыт работы с такими детьми.

Своевременная комплексная поддержка семьи способна кардинально изменить качество жизни, как ребенка, так и семьи в целом.

Внедрение альтернативных форм коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, случаи выявления детей с проблемами в развитии, оказавшихся в несоответствующих условиях воспитания и обучения, требуют со стороны специалистов-дефектологов, логопедов, психологов индивидуального подхода к коррекционно-педагогическому процессу обучения и воспитания этих детей (их изучение, организацию и проведение коррекционных занятий, разработку индивидуальных программ коррекционно-развивающего обучения и воспитания).

Общеизвестно, что большинство детей с ограниченными возможностями здоровья живут в семьях. Воспитание этих детей представляет определенные сложности для родителей.
Необходимо, прежде всего, определить, как видится родителям сложившаяся ситуация.


Шаг первый – совместное с родителями корректирование их позиций. Больше всего на свете ребенку-инвалиду нужны, любящие папа и мама, понимание и забота. Именно на такое отношение я и ориентирую родителей, после чего некоторые вопросы решаются сами собой.

Нередко родители отдаляются даже друг от друга и в конечном счете расстаются. Это, естественно, отрицательно влияет на ребенка. А такой фактор, как включенность отца в воспитание, положительно влияет на психологическое самочувствие ребенка-инвалида.

Я работаю не только с ребенком, но и с его семьей. Цель такого рода деятельности – в процессе совместной работы вывести родителей и ребенка на новый уровень понимания сложившейся ситуации.
Родители детей-инвалидов вначале долго не могут отойти от психологического шока, связанного с рождением такого ребенка. К сожалению, большинство родителей не уделяют должного внимания психическому развитию ребенка и формированию у него знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной взрослой жизни.


И главная наша задача – изменить позицию родителей детей-инвалидов по отношению к собственному ребенку.

Но мало того надо позаботиться об адаптации детей-инвалидов в обществе.

(3 слайд) Изменения, имеющие место в семьях данной категории проявляются на трех уровнях: психологическом, социальном и соматическом.

Психологический уровень. Рождение ребенка с отклонениями воспринимается его родителями как трагедия.

Социальный уровень. Семьи этой категории становятся малообщительными, избирательными в контактах.

Соматический уровень. Переживания, выпавшие на долю родителей больного ребенка, часто превышают уровень переносимых нагрузок, что приводит к различным соматическим заболеваниям и расстройствам. У 60% мам, воспитывающих детей-инвалидов, наблюдаются депрессивные неврозы, затяжные невротические депрессии, хроническое утомление.
(5 слайд) Главная цель посещений ребенка-инвалида – научить его двигательным и социальным навыкам, основам грамоты и счета (например, одевание, умывание, умение пользоваться столовыми приборами, обращаться с деньгами, делать покупки и приготавливать пищу, пользоваться телефоном, транспортом и так далее).
Педагогические особенности детей-инвалидов
(6 слайд) Главная задача воспитания - формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Обучение - процесс, основная цель которого состоит в развитии способностей ребенка. Отделить эти два процесса практически невозможно: воспитывая ребенка, мы всегда его чему-то обучаем и наоборот.

Перечислю некоторые области развития, в которых ребенку можно помочь путем раннего стимулирования и обучающих занятий:

* Движения, владение телом, физическая сила, координация движений.

* Пользование руками (хорошее владение руками, координация движений рук и глаз).

* Органы чувств, особенно зрение, слух и осязание.

* Общение, а именно, слушание, понимание сказанного, овладение речью или другими способами общения.
* Основные повседневные занятия.


Таким образом, суть психологической реабилитации детей-инвалидов может состоять в снятии нервно-психического напряжения; коррекции самооценки; развитии психических функций, преодолении пассивности; формировании самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции.

(7 слайд) Главная цель составления индивидуальной программы — разработка содержания коррекционной работы с ребенком, направленной на формирование возрастных психологических новообразований и становление всех видов детской деятельности.

При составлении индивидуальной программы необходимо четко представлять ее структуру. Она состоит из трех основных частей.

(8 слайд) В первой части программы уточняются педагогические условия проведения занятий с ребенком.

В педагогических условиях проведения занятий важно предусмотреть требования к организации режима дня ребенка, уточнить время и место проведения занятий, и подбор игрового материала.

Соблюдение режима дня является одним из основных условий своевременного и правильного физического и нервно-психического развития ребенка, его адекватного поведения. С учетом возрастных и индивидуальных особенностей психофизического развития в программе указывается время проведения занятий. Это, как правило, утренние часы (через 30 мин после завтрака), а также время после дневного сна и полдника (спустя 30 мин). Определяется нагрузка: одно занятие может длиться от 10-20 до 35-40 мин; проводить занятия следует 1—2 раза в день, 2-3 раза в неделю или каждый день.

Важно также определить место проведения занятий: комната для проведения индивидуальных занятий должна быть просторной, проветриваемой, с необходимым подбором игрового материала.

Описанию подбора игрового материала, который будет использоваться в коррекционной работе с ребенком, придается особое значение. Он должен обязательно включать два основных набора игрушек и пособий: первый используется для повседневной игры, второй — только в процессе обучения. Игровой и дидактический материал должен соответствовать возрастным особенностям и уровню психофизического развития ребенка, задачам коррекционно-развивающего обучения.

^ Во второй части программы разъясняются доступные ребенку способы усвоения и передачи общественного опыта, а также поисковые способы ориентировочно-познавательной деятельности. В этой части излагаются направления, задачи коррекционно-педагогической работы с ребенком, предлагаются игры и игровые упражнения.

Задачи выстраиваются по направлениям, отражающим основные линии развития детей: социальную, физическую и познавательную. Наряду с этим дается содержание коррекционной работы по формированию ведущей и продуктивных видов деятельности.

Содержание работы по социальному развитию направлено на формирование у детей осознания собственного «Я», а также формирование потребности, навыков общения и продуктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

^ В третьей части индивидуальной программы обучения и воспитания ребенка даются рекомендации для родителей.


Возможные последствия для педагога, который полностью погружается в мир ребенка – инвалида
Синдром «эмоционального выгорания», он проявляется в том, что педагог начинает испытывать разочарование в работе, отчуждается от нее, чувствует свою беспомощность, смотрит на свою работу исключительно с позиций пессимизма. Работа для него перестает быть интересной, она его больше не удовлетворяет. В поведении такого человека, наступают перемены. Он с трудом идет на работу, быстро устает, пытается всеми силами уклониться от своих привычных дел.

Сейчас мы с вами рассмотрим пример использования индивидуальной программы в условиях надомного обучения, двух детей - инвалидов с разными диагнозами.(все остальные диагнозы).

(4 темы: мяч, кубик, пирамида, Я – моё тело).

Развитие мелкой моторики происходит с применение су – джок, пескотерапии, мяч с резинками, прищепки различной упругости, различных массажеров и т.д.


Опыт показывает, что помощь ребенку с ограниченными возможностями эффективна в том случае, если она адресована именно к нему, а не к абстрактной единице, если в основе помощи положены личные, человеческие отношения.

Таким образом, правильное воспитание и развитие ребенка с отклонениями в развитии в семье возможно только в том случае, если родителям, особенно матери, удается сохранить душевное равновесие в условиях повышенной стрессогенности. Только такая семья становится активным помощником своему ребенку, формируя перспективное реабилитационное пространство.


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Похожие:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Настоящие Правила приема детей регулируют порядок зачисления детей в муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 г. Костромы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №42
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №105»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение iconУправление образования администрации города екатеринбурга муниципальное...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №539
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение iconУправление образования администрации города екатеринбурга муниципальное...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №539
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Муниципальное казенное учреждение «Управление образования администрации города Канска»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Муниципальное казенное учреждение «Управление образования администрации города Канска»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Муниципальное казенное учреждение «Управление образования администрации города Канска»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение iconРегламент услуги Прием заявлений о зачислении в муниципальное бюджетное...
Прием заявлений о зачислении в муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №66 «Детский сад комбинированного вида»,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница