I – диагностический блок II – физкультурно-оздоровительный блок




Скачать 217.49 Kb.
НазваниеI – диагностический блок II – физкультурно-оздоровительный блок
Дата публикации16.09.2014
Размер217.49 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Психология > Документы
Структура

коррекционно-педагогического процесса
I – ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК
II – ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ БЛОК


III – ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

IV – КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЙ БЛОК

V – СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЛОК
Диагностический блок

Диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и средство оптимизации этого процесса. Углубленное всестороннее обследование позволяет построить адекватные индивидуальные и групповые коррекционно-образовательные программы и определить эффективность коррекционно-развивающего воздействия. В период подготовки ребенка к школьному обучению перед специалистами встает еще одна важная задача обследования - определение параметров школьной зрелости и выбор наиболее эффективной формы школьного обучения.

Диагностическая работа в специальном детском саду строится с опорой на основные психолого-диагностические принципы, признанные отечественной специальной психологией и коррекционной педагогикой и раскрытые в трудах Л.С. Выготского, А. Р. Лурии, В.И. Лубовского,

А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. При обследовании предполагается использование апробированных методов и диагностических методик изучения детей дошкольного возраста.

^ Первичное обследование ребенка, поступившего в коррекционную группу, проводят специалисты психолого-педагогического консилиума специализированного детского сада. Именно специалисты консилиума подбирают наиболее подходящую коррекционную группу и определяют основные направления работы с ребенком. Цели и задачи психологического и педагогического изучения следует дифференцировать. Целью психологической диагностики является уточнение структуры и степени выраженности нарушений у каждого ребенка, выявление психологических особенностей воспитанников. Это направление диагностики позволяет определить задачи и содержание коррекционно-развивающей работы в течение года. Результаты обследования необходимо соотнести с качественными характеристиками психического и личностного развития "возрастной нормы". Это поможет выявить характер и степень отставания ребёнка по основным линиям развития, определить соотношение нарушенных и задержанных в своем развитии функций, установить характер их взаимовлияния.

^ Педагогическое обследование направлено на изучение сферы знаний и представлений об окружающем мире, а также на выявление некоторых умений и навыков, необходимых для дальнейшего усвоения образовательной программы в условиях специального детского сада. Важно выявить качественные особенности познавательной деятельности (особенности мотивации, волевые усилия, особенности планирования и контроля). Эти данные позволят подобрать для каждого ребенка эффективные методы и приемы педагогического воздействия. С учетом результатов педагогической диагностики отбираются задачи и содержание воспитательно-образовательной работы.

В течение учебного года специалисты и воспитатели, закрепленные за группой, проводят обследование в три этапа.

^ Первый этап (сентябрь). Цель обследования на начальном этапе - выявить особенности психического развития каждого воспитанника, определить исходный уровень обученности, т. е. овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы. Помимо этого, собираются анамнестические сведения о развитии ребенка, изучаются микросоциальные условия жизни и воспитания в семье. Результаты обобщаются и заносятся в сводные таблицы мониторинга и речевую карту. С их учетом формируются подгруппы детей для проведения занятий учителем-логопедом и воспитателем, выстраиваются "уровневые" программы коррекционного обучения. На основе данных медицинского обследования выявляются особенности нервно-психического и соматического здоровья, возможных функциональных нарушений со стороны ЦНС, моторного развития и физического состояния.Обследование проводится в течение 2-х недель.

^ Второй этап (первые две недели января). Основной целью обследования на втором этапе является выявление особенностей динамики развития каждого ребенка в специально организованных условиях. Тревожащим симптомом является отсутствие положительной динамики. В таких случаях дети вторично направляются на ПМПК с целью уточнения диагноза. На данном этапе дополняются сведения, полученные ранее. Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить правильность выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с каждым ребенком и группой в целом. В программу вносятся коррективы, определяются цели и задачи коррекционно-педагогической работы в следующем полугодии.

^ Третий этап (две последние недели апреля). Цель - определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого воспитанника. На основе результатов обследования осуществляется перевод ребенка в следующую возрастную группу или выпуск в школу.

Выпускники логопедических групп, как правило, хорошо подготовлены к обучению в массовой школе. Лишь небольшая часть выпускников направляется в речевые. Но могут быть и исключения. Отдельным выпускникам (с учетом динамики развития в течение всего пребывания в специальном детском саду и на основании заключения ПМПК) может быть рекомендовано обучение в школе иного вида. Не следует забывать, что заключение ПМПК носит лишь рекомендательный характер и окончательное решение о том, где будет учиться ребенок, принадлежит семье. Задача педагогов - раскрыть родителям характер проблем ребенка и рекомендовать оптимальный маршрут обучения.

Следует более подробно остановиться на функциональных обязанностях специалистов, принимающих участие в обследовании ребенка. Как уже отмечалось, оно должно быть комплексным, что предполагает участие врачей, психолога, педагогов.
Данные о состоянии здоровья ребенка, анамнестические сведения, заключения врачей-специалистов содержатся в медицинской карте. Специалистам следует внимательно изучить содержание медицинских документов. Владение этой информацией имеет значение для понимания причин и характера речевого нарушения, определения стратегии и тактики психолого-педагогического воздействия, определения прогноза относительно дальнейшего развития ребенка.
В психолого-педагогическом исследовании участвуют все специалисты, включенные в процесс коррекционно-развивающего обучения. Сфера их интересов определяется "Образовательной программой" детского сада и "Учебным планом", т. е. документами, в которых отражены приоритетные направления коррекционно-педагогической деятельности педагогов, определен уровень их взаимодействия. Учитель-логопед исследует все компоненты речевого развития, при этом основное внимание он уделяет выявлению уровня овладения языковыми средствами, а так же состояние связной речи, так как при построении связных высказываний можно выявить специфические особенности и недостатки речемыслительной деятельности детей. Совместно с воспитателем исследует особенности протекания психических процессов, изучает эмоционально-волевую и личностную сферу воспитанников. Особое внимание уделяется изучению развития игровой деятельности, особенностям адаптации, определению характера и особенностей межличностных отношений в группе сверстников. Музыкальный руководитель и руководитель физического воспитания проводят обследование по своим разделам. Эффективность коррекционно-развивающей работы во многом определяется глубиной и качеством анализа результатов исследования. Все результаты обследования заносятся в специально разработанные таблицы. На основании полученных данных пишется речевое заключение и план индивидуальной коррекционно-развивающей работы.

^ Реализация задач физкультурно-оздоровительного блока.
Основной целью физкультурно-оздоровительной работы в специальном детском саду является оздоровление ребенка, физическое развитие, воспитание положительного отношения к своему здоровью и формирование стремления к здоровому образу жизни.
Реализации задач физкультурно-оздоровительного блока осуществляется по нескольким направлениям:
1. Создание условий для защиты, сохранения, укрепления здоровья и для физического развития.
- Создание условий в детском саду, отвечающих требованиям санитарно-гигиенических нормативов (мебель, освещение, воздушный режим, кварцевание помещений в период повышенной заболеваемости детей и эпидемий и т. д).
- Проектирование охранительного и двигательного режима с опорой на современные нормативные документы.

- Обеспечение полноценного питания.

- Приобретение специального оздоровительного оборудования.

- Приобретение физкультурно-оздоровительного оборудования.

- Оборудование спортивной площадки.

- Обучение педагогов оздоровительным технологиям.

2. Медицинский контроль и профилактика заболеваний.

- Медицинский контроль и профилактика заболеваемости силами врачей закрепленной за детским садом детской поликлиники (диспансеризация, профилактический осмотр).

- Внутренний медицинский контроль и профилактика заболеваемости силами старшей медицинской сестры и врача-педиатра.

- Проведение оздоровительных мероприятий и процедур.

Для развития и коррекции моторных функций, снятия психического и мышечного напряжения проводят различные виды гимнастики, это: артикуляционная и пальчиковая гимнастика, двигательные разминки и упражнения на релаксацию, гимнастика пробуждения и т. д.
Для правильной работы опорно-двигательного аппарата и профилактики нарушений остроты зрения проводятся специальные комплексы упражнений: утренняя гимнастика, двигательные разминки в режиме дня, на занятиях. Для общего оздоровления организма ребенка планируется система закаливающих мероприятий, проводится витаминизация, детей обучают навыкам ухода за собственным телом и приемам самомассажа. Задачи физического воспитания решаются:

- на специальных занятиях, таких как: физкультура, логоритмика; частично на музыкальном занятии;

- средствами подвижной и спортивной игры, физических упражнений на прогулке, в свободной деятельности, в других режимных моментах;

- путем обеспечения оптимального режима ежедневной двигательной активности как в саду, так и дома;

- за счет привлечения родителей к совместному участию в спортивных и оздоровительных мероприятиях.
В период пребывания ребенка с детском саду педагоги и медицинские специалисты отмечают изменения в состоянии здоровья и физического развития в специальном документе - "Карте здоровья и физического развития".

^ Реализация задач воспитательно-образовательного блока.

В рамках воспитательно-образовательного блока решаются педагогические задачи, заложенные в "Образовательной программе" детского сада, которые согласуются с линиями развития дошкольника. Эти задачи реализуются через создание специальных условий, занятия в рамках учебного плана, организацию основных дошкольных видов деятельности, через режимные моменты.


Виды деятельности.
Формы организации работы

Направления

Развитие речи

Художест

венная литература

ФЭМП

Конструирование/

Руч. труд

Изобрази

тельная деятель

ность

Ребенок и окружаю

щий мир

Музыкаль

ное воспита

ние

Физичес

кое воспита

ние

^ Старший дошкольный возраст

Непосредственно образовательная деятельность (группой)

+




+

+

+

+

+

+

Совместная деятельность

+

+




+

+

+

+

+

Непосредственно образовательная деятельность (по подгруппам)

+




+

+

+

+







Индивидуальная коррекционно-развивающая работа

+

+

+

+

+

+

+

+

Сюжетно-ролевые игры

+

+

+

+

+

+

+

+

Театрализованные игры

+

+




+




+

+




Дидактические игры

+

+

+

+

+

+

+

+

Целевые прогулки

+

+




+

+

+

+




Наблюдения

+

+




+

+

+







Опытно-исследовательская деятельность

+




+

+

+










Чтение, рассказывание

+

+




+




+

+




Рассматривание иллюстраций

+

+




+

+

+

+

+

Работа со стихотворениями

+

+




+

+

+

+




Беседы с детьми

+

+




+

+

+

+

+

Просмотр диафильмов

+

+










+









^ Реализация задач коррекционно-развивающего блока.

Коррекционная направленность пронизывает все разделы физкультурно - оздоровительной, образовательно-воспитательной и социально - педагогической деятельности. Процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития данной категории детей. При этом, отбор содержания коррекционно-развивающей работы происходит на основе комплексного изучения ребенка. Обучение и воспитание детей осуществляется с позиции индивидуально-дифференцированного подхода. Следовательно, с одной стороны, учитываются индивидуальные особенности и образовательные потребности каждого ребенка, а с другой - группы в целом.

Возникает необходимость в конструировании и реализации "уровневых программ", что позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс. В условиях специального детского сада общеобразовательные и коррекционные задачи решаются в комплексе, развести их достаточно сложно. Многие задачи коррекционно - развивающей работы решаются в процессе традиционных для дошкольного воспитания форм и видов деятельности детей за счет применения специальных технологий и упражнений. В то же время в структуре педагогического процесса выделяются специальные коррекционные занятия (групповые и индивидуальные).
Основой грамотного построения коррекционно-педагогического процесса является знание закономерностей формирования высших психических функций и закономерностей развития личности в онтогенезе.

На начальных этапах работы ставятся задачи формирования психологического
базиса (предпосылок) для развития высших психических функций, что предполагает:

- стимуляцию познавательной активности и совершенствование ориентировочно - исследовательской деятельности;

- развитие общей и ручной моторики;

- развитие и коррекцию психомоторных функций и межсенсорных связей;

- обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов восприятия;

- развитие и коррекцию простых модально-специфических функций, таких как - выносливость к непрерывному сосредоточению на задании (работоспособность);

- скорость актуализации временных связей и прочность запечатления следов памяти на уровне элементарных мнемических процессов;

- способность к концентрации и к распределению внимания;· готовность к сотрудничеству со взрослым;

- стимуляцию речевого развития ребенка.

На последующих этапах работа осуществляется в нескольких направлениях:
- развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности,
- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

- развитие речи и коммуникативной деятельности;

- формирование ведущих видов деятельности (их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов).
^ Развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности предполагает:
- развитие и тренировку механизмов обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям;

- профилактику и устранение встречающихся аффективных, негативистских проявлений, других отклонений в поведении;- развитие социальных эмоций;

- создание условий для развития самосознания и самооценки;- формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;

- предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера.
^ Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций предполагает:

- развитие сферы образов-представлений;

- формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного), конкретно-понятийного (словесно-логического), в том числе, элементарного умозаключающего мышления;

- развитие пространственного гнозиса и конструктивного праксиса;

- формирование пространственно-временных представлений;

- развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;

- развитие творческих способностей;

- совершенствование мнестической деятельности;

- развитие зрительно-моторной координации и формирование графо-моторных навыков.
^ Развитие речи, коммуникативной деятельности и коррекция их недостатков предполагает:

- постановку, автоматизацию и дифференциации всех групп звуков;

- целенаправленное формирование функций речи (особенно регулирующей, планирующей);

- создание условий для овладения ребенком всеми компонентами языковой системы: развитие фонетико-фонематических процессов, совершенствование слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, формирование навыков построения развернутого речевого высказывания;
- формирование предпосылок для овладения навыками письма и чтения;
- стимуляцию коммуникативной активности, создание условий для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками, стимуляцию к внеситуативно-познавательному и внеситуативно-личностному общению.
^ Формирование ведущих видов деятельности предполагает:

- целенаправленное формирование мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов деятельности;

- развитие игровой деятельности;

- всестороннее развитие предметно-практической деятельности;

- формирование предпосылок для овладения учебной деятельностью: умения программировать, регулировать и оценивать результаты при выполнении заданий учебного типа;

- формирование основных компонентов готовности к школьному обучению: физиологической, психологической (мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой), социальной.
Коррекционно-развивающая работа распределяется между всеми специалистами ДОУ. Некоторые задачи решаются практически на всех занятиях. Например, включаются упражнения, способствующие совершенствованию ручной моторики, графо-моторных навыков, сенсорно-перцептивной деятельности и др. В режиме дня предусматриваются коррекционные групповые и индивидуальные занятия, которые проводят педагоги-специалисты.
^ Реализация задач социально-педагогического блока.

В условиях специализированного ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи перед педагогическим коллективом встают особые задачи по взаимодействию с семьями детей, т.к. в специальной поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители.
Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, на сколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким какой он есть и стремятся помочь. Практика показывает, что задача взаимодействия с семьями воспитанников специального детского сада - наиболее сложная задача. Причинами такого положения могут быть разные объективные обстоятельства. Перечислим некоторые из них:

- некоторые родители, приведя ребенка в коррекционных детский сад, остаются убежденными в том, что развитие их ребенка не отстает от "нормы" и у него нет особых проблем;

- у некоторых родителей снижена социальная ответственность за судьбу ребенка, им безразлично, чем занимаются педагоги с ребенком, безразличны его успехи и неудачи;

- некоторые семьи демонстрируют завышенные требования к своему ребенку, постоянно сравнивают его работы с работами других более успешных детей;

- иногда возникают психологические проблемы при установке доверительных отношений между специалистами и родителями, особенно часто такая ситуация возникает, если специалист значительно моложе родителей ребенка; в этом случае психологическая поддержка требуется не только родителям, но и специалисту;

- многие родители воспитанников не знают закономерностей психического развития детей и не могу объективно оценить проблемы своего ребенка;

Одной из важнейших задач является привлечение родителей к активному сотрудничеству, т. к. только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку. В основу сотрудничества положено взаимодействие "психолог - педагог - родитель".

Учитывая трудности в организации взаимодействия с родителями воспитанников следует разработать план работы по этому направлению социально-педагогической деятельности. При реализации задач социально-педагогического блока требуется тщательное планирование действий педагогов и корректность при общении с семьей. Задачи социально-педагогической работы решают все педагоги и администрация детского сада.
С целью реализации задач социально-педагогического блока предлагаются следующие формы организации педагогической помощи семье.

1. Коллективные формы взаимодействия.

1.1. Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ДОУ два раза в год, в начале и в конце учебного года.
Задачи:

- информирование родителей о задачах и содержании коррекционно-образовательной работы;

- решение организационных вопросов;

- информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.
1.2. ^ Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями групп не реже трех раз в год и по мере необходимости.
Задачи:
- обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы;

- сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;

- решение текущих организационных вопросов;

^ 1.3. «День открытых дверей». Проводится администрацией и педагогами ДОУ:

- в августе (для родителей вновь поступивших детей)

Задача: знакомство с ДОУ, направлениями и условиями его работы.
- в январе - Открытые занятия специалистов и воспитателей. Содержание и методы работы подбираются с учетом доступности информации для родителей.

Задачи:
- создание условий для объективной оценки родителями успехов своих детей;
- обучение родителей элементам коррекционно-развивающей работы с детьми в домашних условиях.

- знакомство с результатами динамики развития детей за I полугодие

учебного года и формами работы с детьми.
^ 1.4. Проведение детских праздников и "Досугов". Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты ДОУ с привлечением родителей.
Задача: поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и трансляция его в семью.

2. Индивидуальные формы работы.

2.1. Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации, специалистов, воспитателей и по мере необходимости.

Задачи:
- сбор необходимой информации о ребенке и его семье;
- определение запросов родителей о дополнительном образовании детей;
- определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей;

- выявление мнения родителей о работе ДОУ.

^ 2.2. Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями.
Задачи:

- оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания;

- оказание индивидуальной методической помощи в форме методических рекомендаций и пояснений к ним.
^ 2.3. «Служба доверия». Работу службы обеспечивают администрация и педагоги групп. Служба работает по персональным и анонимным обращениям и пожеланиям родителей.

Задача: оперативное реагирование администрации ДОУ на различные ситуации и предложения.

3. Формы наглядного информационного обеспечения.

3.1. Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах (по темам: «влияния речевых расстройств у детей дошкольного возраста на психическое развитие и осуществление различных видов деятельности», «Готовимся к школе», «Развиваем руку, а значит и речь», «Игра в развитии ребенка», «Как выбрать игрушку?», «Какие книги прочитать ребенку?», «Как помочь ребенку в домашних условиях?» и др.).
Задачи:

- информирование родителей об организации коррекционно - образовательной работы в ДОУ;

- информация о графиках работы администрации и специалистов;

- повышение уровня ознакомления родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания, образования и коррекции отклонений в развитии детей-логопатов;

- оказание практической помощи семье.

3.2. Выставки детских работ.

Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы.
Задачи:
- ознакомление родителей с формами продуктивной деятельности детей;
- привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.
В реализации задач социально-педагогического блока принимают участие все специалисты и воспитатели специального детского сада. Сфера их обязанностей определена должностными инструкциями.

Похожие:

I – диагностический блок II – физкультурно-оздоровительный блок iconТема урока: Алгоритмы с ветвящейся структурой на Паскале
Формирование навыков составления блок-схем и программ, а также написание программы по блок-схеме
I – диагностический блок II – физкультурно-оздоровительный блок iconАгеев
...
I – диагностический блок II – физкультурно-оздоровительный блок iconАвтономной Республики Крым, избранный
...
I – диагностический блок II – физкультурно-оздоровительный блок icon1. Блок-схемы в линейных и разветвляющихся алгоритмах
Пример Составить блок-схему нахождения корней алгебраического уравнения второй степени ax2 + bx + c = Параметры a, b, c ввести с...
I – диагностический блок II – физкультурно-оздоровительный блок icon«Составление блок-схем алгоритмов решения функциональных и вычислительных задач»
Определить необходимые структуры данных и составить блок-схемы алгоритмов получения следующих интегральных характеристик
I – диагностический блок II – физкультурно-оздоровительный блок iconТехнология и аппаратурное оформление блоков опасного объекта
Блок №1. Компрессор природного газа поз. 403, блок 4, корпус 02 (стадия компримирования природного газа)
I – диагностический блок II – физкультурно-оздоровительный блок iconИнструкция по монтажу блок управления (приемник)
Блок управления (приемник) охранной системы Amax является очень сложным устройством. Для обеспечения максимальной надежности работы...
I – диагностический блок II – физкультурно-оздоровительный блок iconИнструкция по установке установка основных компонентов системы
Выберите в пассажирском салоне место для установки основного блока системы (за приборной панелью автомобиля) и закрепите блок с помощью...
I – диагностический блок II – физкультурно-оздоровительный блок iconИнструкция по установке установка основных компонентов системы
Выберите в пассажирском салоне место для установки основного блока системы (за приборной панелью автомобиля) и закрепите блок с помощью...
I – диагностический блок II – физкультурно-оздоровительный блок iconИнструкция по установке установка основных компонентов системы
Выберите в пассажирском салоне место для установки основного блока системы (за приборной панелью автомобиля) и закрепите блок с помощью...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница