Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии Название работы




Скачать 380.59 Kb.
НазваниеВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии Название работы
страница1/3
Дата публикации30.03.2014
Размер380.59 Kb.
ТипКонкурс
shkolnie.ru > Психология > Конкурс
  1   2   3
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
(2013/14 учебный год)
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии


Название работы: Методические рекомендации по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования

Автор: Хватова Вера Викторовна

Место выполнения работы: БДОУ г. Омска «Детский сад № 59»

Пояснительная записка

В эпоху научно-технического прогресса жизнь становится все разнообразнее и сложнее, она требует от человека гибкого, творческого мышления. Поэтому в современном мире востребованы творческие личности, обладающие способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Развивая творческие способности в дошкольном возрасте, тем самым обеспечивается самопродвижение каждого ребенка в своем развитии, которое включает в себя открытость к опыту, чувствительность ко всему новому, новым знаниям, импровизации, повышенный позитивизм к своим и чужим творческим удачам, желание создавать творческий продукт, следовательно, возникает необходимость организационной, целенаправленной психолого-педагогической деятельности по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Большой потенциал для раскрытия творческих способностей заключен в изобразительной деятельности дошкольников, так как рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, потому что оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Однако в практике работы дошкольных учреждений программное содержание и методика работы с детьми на занятиях изодеятельностью ориентированы, в основном, только на формирование изобразительных умений и навыков.

Данные методические рекомендации раскрывают основные методы, приемы, последовательность формирования творческих способностей и готовности ребенка к обучению на основе системного подхода.

Методические рекомендации включают комплекс нетрадиционных техник рисования по развитию творческих способностей у старших дошкольников.

Методические рекомендации могут быть использованы в практике работы педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений для развития творческих способностей.
^ Теоретические основы развития творческих способностей
у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования


Психология творчества как наука начала складываться на рубеже XIX-XX столетий. Творчество – в прямом смысле – есть созидание нового.
В таком значении это слово могло быть применено ко всем процессам органической и неорганической жизни, ибо жизнь – это ряд непрерывных изменений, и все обновляющееся, все зарождающееся в природе есть продукт творческих сил. Но понятие творчества предполагает личное начало, и соответствующее ему слово употребляется по преимуществу в применении к деятельности человека. В этом общепринятом смысле творчество – условный термин для обозначения психического акта, выражающегося
в воплощении, воспроизведении или комбинации данных нашего сознания в новой форме, в области отвлеченной мысли, художественной и практической деятельности.

До середины XX века психология связывала творческие способности
с умственным развитием. Потребность определять интеллектуальные способности привела к созданию тестов на умственную одаренность. Однако исследования многих психологов показали отсутствие прямой зависимости творческих способностей от интеллекта и суммы знаний.

В современной психологической науке творческие способности
не имеют однозначной интерпретации. Так, согласно В.Н. Дружинину, творческие способности – это общая способность к творчеству, обеспечивающая продуктивные преобразования в деятельности.

А.В. Хуторской рассматривает творческие способности как комплексные возможности ребенка в совершении деятельности действий, направленных на создание им новых образовательных продуктов.

Э. Фромм предложил следующее определение понятия «творческие способности» или «креативность» (от лат. «creatio» – созидание): «это способность удивляться и познавать, умение находить решение
в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».

По мнению Г.В. Ожигановой, креативность как общая творческая способность является некой универсальной способностью творческого отношения к действительности и может проявляться в различных видах деятельности.

Рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью следует понимать такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность
в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.

Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является
не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий,
а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом.
В.Н. Дружинин определяет творческие способности как индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только
о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях.

С точки зрения Э.А. Голубевой, творческие способности относятся
к особому типу генирализованных способностей, сочетающих в себе познавательный, мотивационный и коммуникативный компонент. Автор рассматривает творческие способности как интегральную характеристику личности, включающую уровень интеллектуального развития, мотивацию и отношение человека к миру. Согласно ее представлениям, творческие способности можно представить как систему, включающую следующие компоненты: биофизиологические, анатомо-физиологические задатки; интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать и решать новые проблемы; высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображения.

По мнению Л.С. Выготского, творческие способности – это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. Помогают развивать и совершенствовать творческие способности изобразительные (продуктивные) виды деятельности – рисование, лепка, конструирование, аппликация. Конечным результатом этой деятельности является какой-либо продукт, в котором ребенок отображает свои впечатления и опыт жизни. Ведущим свойством творческих способностей является воображение. Особое значение изобразительной деятельности для развития воображения заключается в постановке и решении творческих задач. При выполнении творческих заданий у ребенка возникает необходимость комбинировать свои впечатления, создавать новые произведения, широко использовать свой прошлый опыт.

Вместе с тем, творческий потенциал личности не есть результат чисто количественного роста способностей. То, что принято называть творческими способностями, с точки зрения Д.Б. Богоявленской, есть способность
к осуществлению ситуативно нестимулированной продуктивной деятельности, то есть способность к познавательной самодеятельности. Ее проявление характеризует творческий характер любого вида труда.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств.
И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности
к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления.
В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление.

Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

1. Быстрота – способность высказывать максимальное количество идей, в данном случае важно не их качество, а их количество).

2. Гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность – способность порождать новые нестандартные идеи это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих
с общепринятыми.

4. Законченность – способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему законченный вид.

Большинство психологов считают, что   существует две группы условий развития творческих способностей: психологические условия (интеллектуальные и личностные факторы) и социально-психологические.

С точки зрения Д.Б. Эльконина, развитие личности осуществляется  
в конкретной социальной ситуации через появление новообразований. Это подтверждается в исследованиях познавательной потребности, проведенной В.С. Юркевич: 

  1. «начальный уровень познавательной потребности – потребность младенцев и дошкольников во впечатлениях; 

  2. следующий уровень – любознательность, расцвет которой
    в младшем подростковом возрасте, когда познавательная активность уже гораздо более целенаправленна, но все, же носит стихийный характер;
      

  3. третий уровень выступает в устойчивом осознанном стремлении к получению новых знаний, соответствующих интересам и склонностям».    

Каждый последующий уровень не просто вбирает каждый последующий уровень, но обязательно тормозит, отменяет «его». Такова особенность хода возрастного развития.

Исследования психологов и педагогов указывают на связь творческих способностей с развитием личности и интеллекта. Творческие способности ребенка развиваются в ходе взаимодействия его со средой, под влиянием обучения и воспитания в самом хорошем значении этих слов.

Творческие способности являются высшей психической функцией и отражают действительность. Однако с помощью указанных способностей осуществляется мысленный отход за пределы воспринимаемого. С помощью творческих способностей формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта. В дошкольном возрасте закладываются основы творческой деятельности ребенка, которые проявляются в развитии способности к замыслу и его реализации в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств.

По мнению Б.П. Никитина, дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать.

Старший дошкольный возраст более благоприятен для развития способности к творчеству, так как именно в это время закладывается психологическая основа для творческой деятельности. Ребенок этого возраста способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью и подвижностью. Старшего дошкольника характеризует активная деятельностная позиция, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация, достаточно развитое воображение, настойчивость. Инициативность связана с любознательностью, способностью, пытливостью ума, изобретательностью, способностью
к волевой регуляции поведения, умение преодолевать трудности.

В старшем дошкольном возрасте, как отмечал Н.Н. Поддьяков, интенсивно формируются и развиваются навыки и умения, способствующие изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и явлений и воздействию на них с целью изменения. Этот уровень умственного развития, соответствующий наглядно-действенной форме мышления, становится подготовительным этапом в развитии индивидуально-психологических особенностей личности, которые определяют уровень творческих способностей.

Структура творческой активности детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности представляет собой совокупность составляющих ее компонентов: мотивационный, содержательный, операционный, эмоционально-волевой. Основными показателями творческой активности старшего детского возраста выступают предпосылки: мотивационных, содержательно-операционных, эмоционально-волевых компонентов деятельности, а именно понимание важности подготовки
к творческой деятельности, наличие интереса к творческой работе в разных видах деятельности, желание активно включаться в творческий процесс, освоенность способов выполнения работ творческого характера в языковом творчестве и специфических детских деятельностях, способность
к фантазированию и воображению; умение преодолевать возникшие трудности, доводить начатую работу до конца; появление настойчивости, старательности, добросовестности; проявление радости при открытии новых приемов, способов, действий.

По мнению, Л.А. Венгера, важным условием развития творческих способностей дошкольника является организация целенаправленной досуговой деятельности старших дошкольников в  дошкольном учреждении и семье: обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.

Кроме того, важное условие развития творческих способностей – учет индивидуальных особенностей ребенка. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических функций, и даже настроения ребенка в день, когда предстоит работа. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества: «имеется ввиду стимулирование взрослыми такого состояния детей, когда «разбужены» их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает.

Еще двумя наиболее эффективными условиями развития творческих способностей Т.Г. Любимова считает обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребенку реализовать свой замысел, и комплексное и системное использование методов и приемов. В противном случае в старшем дошкольном возрасте
у детей появляется так называемый «спад» творческой активности. Так, ребенок, понимая несовершенство своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобразительной деятельности, что сказывается в развитии творческой активности дошкольника в целом.

Использование нетрадиционных техник рисования
в работе с детьми старшего дошкольного возраста способствует развитию наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, формированию эстетического отношения к действительности, развитию сенсорной сферы, стимуляции познавательного интереса ребенка, активизации самостоятельной мыслительной деятельности детей, развитию мелкой моторики рук, совершенствованию коммуникативной сферы детей, развитию инициативы, самостоятельности детей. Кроме того, рисование нетрадиционными методами дает возможность для всестороннего личностного, эстетического, нравственного, трудового и познавательного развития детей, доставляет им множество положительных эмоций, позволяет выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дает свободу фантазии и вселяет уверенность в свои силы.

Под нетрадиционными техниками рисования нами понимаются способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Для того чтобы составить полное представление о нетрадиционных способах рисования опишем наиболее распространенные из них. Самым доступным из многих способов нетрадиционной техники рисования – является рисование пальчиками (пальцеграфия). Его можно использовать начиная с младшей группы. Такое рисование развивает мелкую моторику,
а следовательно и речевые навыки. Одной из разновидностей данного способа техника «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), которая проводиться в старшей и подготовительной группах.

Монотипия – это техника рисования с помощью уникального отпечатка, при которой гладкую поверхность или лист бумаги покрывают краской, а потом делают с нее отпечаток на листе. Отпечаток получается только один, и создать две абсолютно одинаковых работы невозможно. После этого полученные изображения либо оставляют в первоначальном виде, либо придумывают, на что они похожи, и дорисовывают недостающие детали. Поэтому это занятие развивает у детей воображение, фантазию и творческие способности. Сейчас монотипия стала настолько популярной, что иногда в детских садах знакомить детей с рисованием начинают именно
с этой техники.

Техника «печатание листьями» заключается в следующем: лист дерева покрывают краской, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге, прижимают, получается отпечаток. Эта техника развивает у детей видение художественного образа и замысла через природные формы; совершенствует композиционные навыки, чувство цвета; формирует эмоционально-эстетическое восприятие природы.

Техника «рисование нитками» заключается в рисовании раскрашенной нитью по бумаге в разных направлениях. Рисование нитками развивает усидчивость и мелкую моторику. Особенно хорошо эта техника подходит для гиперактивных детей. С ее помощью дети совершенствуют свое зрительное восприятие, развивают координацию, подготавливают свои ручки к письму, формируют плавность и точность движений.

Техника «рисование кляксами» (кляксография) заключается в том, что ребенок зачерпывает краску пластиковой ложкой и выливает на бумагу. При необходимости можно взять трубочку и подуть через нее в центр кляксы, раздувая ее в разные стороны. Кляксография помогает формировать умение передавать силуэтное изображение, отрабатывать навыки работы красками, кистью. Кляксографию с успехом применяют психологи на коррекционных занятиях. Этот вид рисования помогает развить глазомер, координацию.

Стоит отметить, что успех обучения нетрадиционным техникам
во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание. Итак, при обучении рисованию могут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные материалы.

По мнению Т.И. Сайгановой, нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Как отмечает Е.М. Седова, рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, по мнению автора, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги, но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии.

В развитии творческих способностей у детей более важное значение имеет сам процесс, экспериментирование, а не стремление получить тот или иной конечный продукт. На творческое поведение детей оказывает большое влияние поведение окружающих взрослых, к которым дети относятся
с уважением. Очень важно поэтому, чтобы взрослые хорошо представляли себе, как способствовать творческой продуктивности детей, предохранять их от стрессовых состояний. В силу этого необходимо воздерживаться
от оценок в ходе творческих начинаний детей, недопустим критический настрой по отношению к их деятельности.

Рассмотрим условия, при которых можно эффективно развивать творческие способности у дошкольников, используя нетрадиционные техники рисования. Одно из наиболее важных условий – разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания помогают не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивают живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Не ограничивать свободу ребенка в его фантазиях при создании им нового образа является следующим условием. Рисование нетрадиционными техниками – это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Кроме того, для развития творческих способностей очень полезна обогащенная изобразительная деятельность: в рисунках должны обязательно присутствовать разнообразные сюжеты; с детьми необходимо обсуждать замысел этих сюжетов, предлагать новые интересные для них темы.

Другим важным условием является наличие развивающей среды.
При организации предметно-развивающей среды необходимо учитывать, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Многими предметами (зубная щетка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи, веточки деревьев, шишки, листочки, камушки, семена растений) можно обогатить уголок продуктивной деятельности. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том, что его радует, что его огорчает.

Еще одним важным условием развития творческих способностей является решение на занятиях по изодеятельности творческой задачи. Решить ее – значит найти новый метод, прием, средство деятельности. Так, творческая ситуация стимулирует развитие творческих способностей. В свою очередь, важным условием, обеспечивающим творческое решение изобразительной задачи, является овладение графическими навыками.

Как показывает практика, нетрадиционные техники рисования используются разрозненно, как отдельные элементы занятий
по изобразительной деятельности. На наш взгляд, проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. А также их использование возможно взять за основу для организации творческой деятельности воспитанников.

Чтобы во время рисования нетрадиционными техниками усилить воображение, способствовать художественному замыслу и развитию творческих способностей, можно использовать  детскую  литературу, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал, беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Знания, которые приобретают дети, складываются выстраиваются в систему. В процессе занятий дети учатся замечать изменения, возникающие в изобразительной деятельности, от применения ими в работе нестандартных материалов.

Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения, педагог дополнительного образования, учитель.

Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека, мольберты.

Трудности при применении данного опыта нетрадиционных техник рисования могут заключаться в:

– планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

– подборе оборудования и материалов;

– применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;

– разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования может происходить в следующих направлениях:

  1. от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

  2. от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

  3. от использования готового оборудования, материала
    к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

  4. от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

  5. от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

  6. от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Таким образом, развивая у детей творческие способности через изобразительную деятельность, детям необходимо дать понять, что художественное творчество не знает границ ни в материале, ни в технике рисования. Для этой цели на занятиях в детском саду можно использовать кроме традиционных средств изобразительной деятельности, еще и нетрадиционные.


^ Практическое применение нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста

Для диагностики детей с целью выявления уровня развития творческих способностей может использоваться диагностическая методика, предложенная Э.П. Торренсом, ориентированная на старший дошкольный возраст. Диагностика осуществляется с помощью тестов, которые имеют не сложную структуру, легко воспринимаются и с интересом выполняются детьми.

Например, тест «Незаконченный рисунок» Э.П. Торренса является невербальным и охватывает такие параметры мышления, как беглость, точность и оригинальность. Тест предназначен для оценки способностей детей в возрасте от 5 лет и старше. Тестом предусматривается выполнение испытуемыми таких заданий, как конструирование картин, завершение начатой картинки, использование параллельных линий или кругов составления изображения.

Для исследования образной креативности используется тест «Дорисовывание» Е.П. Торренса. Он позволит изучить параметры творческого мышления.

На основании данных тестов можно выделить следующие показатели уровней развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1.

^ Показатели уровней развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Название уровня

Содержательные характеристики уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Высокий уровень

Ребенок понимает необходимость преобразования имеющихся образов для создания творческого продукта, придумывает новые образные названия, отклоняющиеся от стереотипов, использует необычные, оригинальные образы в сюжетах и рисунках. Преобладает стойкий интерес к творческим заданиям, желание заниматься творческой деятельностью и самостоятельно создавать творческий продукт, присутствует мотив достижения успеха.

Средний уровень

Ребенок имеет представления о многообразии образов, соотносит наглядные образы отдельного объекта с наглядно воспринимаемыми особенностями этого объекта, стремится комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами, продуцирует новые идеи совместно со взрослым. Творческая деятельность вызывает переживание в зависимости от ситуации успеха или не успеха. Для ребенка характерно положительное отношение к творчеству совместно с взрослым и творческой деятельности в целом.

Низкий уровень

У детей незначительные представления о создании образов, низкая продуктивность творческого мышления и воображения. Он испытывает затруднения при разработке создаваемых образов, его ответы являются стереотипными. Он не желает заниматься творческой деятельностью самостоятельно, преобладает интерес, вызванный привлекательностью объекта, иногда ребенок отказывается от совместной работы и от творческой деятельности в целом, у него преобладают отрицательные эмоции.


В случае диагностики и получении результатов, свидетельствующих о низком уровне развития творческих способностей детей необходимо расширять опыт ребенка, создавать прочные основы для его творчества. Для развития творческого воображения, ребенок должен научиться владеть изоматериалами и способами создания рисунка, а нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.

Необходимо развивать творческие способности, помогать детям реализовывать себя, уметь соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа. Для достижения этой цели нами разработан комплекс нетрадиционных техник рисования по развитию творческих способностей.

В основу комплекса были положены следующие принципы:

– принцип сезонности: построение  познавательного  содержания
с учётом  природных  и климатических особенностей данной местности
в данный момент времени;

– принцип систематичности и последовательности: постановка задач. «От простого к сложному», от «Неизвестного к известному»;

– принцип развивающего характера художественного образования;

– принцип  природосообразности: постановка задач художественно-творческого развития детей с  учётом  возрастных  особенностей и индивидуальных способностей;

– принцип интереса: построение с опорой на интересы детей;

– личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку;

– доступности материала, его повторности.

Тематический план занятий нетрадиционных техник рисования по развитию творческих способностей представлен в Таблице 2.

Таблица 2.

  1   2   3

Похожие:

Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии Название работы iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14...
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии Название работы iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14...
Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии Название работы iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14...
Название работы: Методические рекомендации по социальному развитию детей младшего дошкольного возраста
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии Название работы iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14...
Название работы: программа профессионального модуля: Выполнение механизированных работ в растениеводстве
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии Название работы iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013/14...
Название работы: Методическая разработка урока «Подвижные игры. Эстафеты» 4 класс
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии Название работы iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14...
Название работы: Литературоведческий подход к закономерностям использования лингвостилистического анализа в основной школе (методические...
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии Название работы iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14...
Название работы: Урок русского языка «Правописание частиц не и ни в разных частях речи»
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии Название работы iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14...
Номинация конкурса: — Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии Название работы iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14...
Номинация конкурса: — Педагогические идеи и технологии: профессиональное образование
Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год) Номинация конкурса: Педагогические идеи и технологии Название работы iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14...
Понятие об интерьере. Требования к интерьеру (эргономические, санитарно-гигиенические, эстетические)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница