Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 05 «Социальная психология»




Скачать 93.41 Kb.
НазваниеПрограмма кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 05 «Социальная психология»
Дата публикации24.03.2014
Размер93.41 Kb.
ТипПрограмма
shkolnie.ru > Психология > Программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»








УТВЕРЖДАЮ
Проректор по научной работе

____________________ С.Н. Летута
«_____» _________________ 2011 г.


ПРОГРАММА

КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА

по специальности

19.00.05 - «Социальная психология»

Оренбург 2011


Программа составлена в соответствии с утвержденными ФГТ и рекомендациями по формированию основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования.
Автор(ы): ___________________ (Бендас Т.В. д.псих.н., доцент)
Программа одобрена на заседании кафедры ____________________________

от «______»___________2011 г., протокол № _____.
Согласовано:
Зав. кафедрой социальной психологии_________________ /И.С. Якиманская
Декан факультета ФГ и СН ___________________________ /Н.Б. Шебаршова
Зав. отделом

докторантуры и аспирантуры__________________________/Е.А. Кострюкова

1 Общие положения
1.1. Цели и задачи основной образовательной программы послевузовского профессионального образования.

Цель аспирантуры – подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, способных к инновационной деятельности в сфере науки, образования, культуры, управления и т. д.

Основными задачами подготовки аспиранта являются:

- формирование навыков самостоятельной научно-исследовательской и педагогической деятельности;

- углубленное изучение теоретических и методологических основ социальной психологии;

- совершенствование философской подготовки ориентированной на профессиональную деятельность;

- совершенствование знаний иностранного языка для использования в научной и профессиональной деятельности;

- формирование компетенций, необходимых для успешной научно-педагогической работы в данной отрасли науки.
1.2. Квалификационная характеристика выпускника аспирантуры для проверки соответствия на кандидатском экзамене.

Общие требования к выпускнику аспирантуры:

- наличие эрудиции и фундаментальной научной подготовки;

- умение формировать научную тематику по избранной специальности;

- умение организовывать и вести научно-исследовательскую работу по избранной научной специальности;

- способность к инновационной деятельности в той или иной области (научной, образовательной, технической, управленческой и др.);

- владение современными информационными технологиями;

- владение методикой преподавания в высшей школе.
Профессиональные компетенции выпускника аспирантуры по специальности 190005 – социальная психология:

  1. понимание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);

  2. понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);

  3. владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

  4. проведение библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр. (ОК-4);

  5. овладение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-5);

  6. профессионально профилированное использование современных информационных технологий и системы Интернет (ОК-6);

  7. использование знания иностранного языка в профессиональной деятельности и в профессиональной коммуникации (ОК-7);

  8. применения знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-1);

  9. понимания и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-2);

  10. участия в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-3);

  11. преподавания социальной психологии как общеобразовательной дисциплины в учебных заведениях (ПК-4);

  12. участия в учебно-методической работе в сфере образования (ПК-5);

  13. самообразования на протяжении всей профессиональной жизни
    (ПК-6);

  14. просветительская деятельность среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-7).


2.1 Перечень основных учебных модулей – дисциплин образовательной программы или их разделов и вопросов, выносимых для проверки на кандидатском экзамене, первый вопрос в билете – теоретический, второй – представление собственного диссертационного исследования.
Дисциплина 1 (Методологические основы современной социальной психологии)

1. Общее определение методологии социально-психологической науки.
2. Базовые понятия методологии социально-психологической науки – предмет и объект исследования, познавательная ситуация.
3. Значение методологического знания для социальной психологии.
4. Особенности и специфика социально-психологического знания

5. Ненаучное социально-психологическое знание и возможность социально-психологического знания как научного

6. История развития методологии социально-психологической науки до середины XIX века. Возникновение классического идеала научности.
7. Отечественные исследования в области социально-психологической методологии науки (Б.М. Кедров, М.К. Мамардашвили, Г.П. Щедровицкий, В.С. Степин).
8. Естественнонаучный и герменевтический методы в социально-психологическом изучении человека.
9. Общенаучно-методологические подходы в середине ХХ века и в современности.
10. Тенденции развития конкретно-научной методологии в социальной психологии.
11. Содержание социально-психологической методологии (научный принцип, концепция, теория, подход, учение).
12. Основные этапы социально-психологического исследования.

Дисциплина 2 (История социальной психологии)

  1. Периодизация развития социальной психологии.

  2. Предпосылки возникновения и развития социальной психологии

  3. Характеристика философского этапа в развитии социально-психологических идей за рубежом

  4. Социально-психологическая проблематика в социологии 19 в.

  5. Историко-эволюционная социология к.19-нач. 20 в.

6. “Психология народов”

7. “Психология масс”

8. Теория инстинктов социального поведения

9. Социально-психологическая проблематика в классическом психоанализе

10. Экспериментальный период развития зарубежной социальной психологии в 1 пол. 20 в.

11. Основные направления прикладных исследований в зарубежной социальной психологии в 20-30-е гг.

12. Развитие социально-психологических идей в России в 18.

13. Развитие социально-психологических идей в России в 19 в.

14. Характеристика отечественной социальной психологии в 20-30 гг.

15. Основные черты отечественной социальной психологии в 60-70 гг. и в современный период
Дисциплина 3 (психология лидерства и гендерная социальная психология)

  1. Что является предметом психологии лидерства?

  2. С какими другими науками и областями психологии связана психология лидерства?

  3. Почему проблема лидерства считается междисциплинарной?

  4. Назовите задачи психологии лидерства.

  5. Расшифруйте понятия: лидерство, авторитарная личность, последователь, руководство.

  6. Назовите разделы психологии лидерства.

  7. Назовите этапы в истории развития психологии лидерства.

  8. Предмет и задачи гендерной социальной психологии

  9. Методы гендерной социальной психологии.

  10. История становления гендерной социальной психологии

  11. Возникновение и развитие гендерных исследований в психологии за рубежом

  12. Возникновение и развитие гендерных исследований в российской психологической науке

  13. Социально-психологические детерминанты анализа гендерных отношений: гендерные представления, стереотипы, установки, гендерная идентичность.

  14. Половая (гендерная) дифференциация, как ключевое понятие анализа психологии гендерных отношений.

  15. История становления гендерной психологии лидерства.


2.2 Критерии выставления оценок на кандидатском экзамене.

Оценка аспиранта на кандидатском экзамене должна подтвердить его знания в области специальных дисциплин, достаточные для работы в коллективе психологов и профессионального выполнения своих обязанностей, а также для последующей защиты диссертационного исследования, должна быть проверкой конкретных функциональных возможностей, способности его к самостоятельным суждениям на основе имеющихся знаний.

Оценка за ответ выставляется по завершении ответов аспирантов на закрытом заседании руководителей аспирантуры по кафедре простым большинством членов комиссии, участвующих в заседании. При равном числе голосов голос председателя является решающим. Результаты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Оценка «отлично» ставится, если он глубоко и прочно усвоил программные материалы курсов, исчерпывающе, последовательно, четко и логически точно их излагает, умеет тесно увязать теорию с практикой, свободно справляется с заданиями и вопросами, причем не затрудняется с ответами при видоизменении заданий, владеет разносторонними навыками;

Оценка «хорошо» ставится, если он твердо знает материалы курсов, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и заданий;

Оценка «удовлетворительно» ставится, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, испытывает затруднения при выполнении практических заданий;

Оценка «неудовлетворительно» ставится соискателю, который не знает значительной части программного материала курсов, допускает существенные ошибки, с большими затруднениями выполняет практические задания или не справляется с ними самостоятельно.

Оценки объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протокола заседания аттестационной комиссии.
2.3 Порядок проведения экзамена

На подготовку и сдачу вступительного экзамена соискателям отводится период в соответствии с учебным планом.

Для сдачи вступительного экзамена отводится один день, начало экзамена в 8.00. часов. Для подготовки ответа на вопросы билета соискателям отводится 1 час, им разрешается пользоваться предлагаемой литературой при подготовке ответа на вопросы билета. В день экзамена запрещается преподавателям кафедр и другим специалистам проводить консультации соискателям, отвечающим на вопросы экзаменационных билетов.
Для подготовки к экзамену соискатели используют следующую справочную, учебную и научную литературу:
1. Андреева, Г. М. Социальная психология : учеб. для вузов / Г. М. Андреева - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2009. - 364 с. - ISBN 978-5-7567-0274-3.

2. Дилигенский, Г. Г.Социально-политическая психология: учеб. пособие для вузов / Г. Г. Дилигенский.- 2-е изд., испр. и доп. - М. : Новая школа, 1996. - 352 с

3. Ерчак, Н. Т.Общая психология: тестовые задания / Н. Т. Ерчак . - Минск : Новое знание, 2005. - 272 с. - ISBN 985-475-146-5.

4. Журавлев, А. Л. Отечественная социальная психология труда: некоторые тенденции развития / А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко // Психологический журнал,2010. - Т. 31, N 6. - С. 18-29. - Библиогр.: с. 27-28

5. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность : учеб. пособие для вузов / А. Н. Леонтьев . - Москва : Академия, 2005. - 352 с. - ISBN 5-7695-2496-0.

6. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии: учеб. пособие для вузов / А. Н. Леонтьев .- 4-е изд., стер. - Москва : Академия, 2007. - 511 с - ISBN 978-5-7695-3841-4.

7. Лобанов, А. П. Когнитивная психология: от ощущений до интеллекта: учеб. пособие / А. П. Лобанов . - Минск : Новое знание, 2008. - 376 с.- ISBN 978-5-985-475-326-3.

8. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учеб. пособие для вузов / под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева .- СПб. : Питер, 2001. - 560 с. - ISBN 5-8046-0100-8.

9. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] : учеб. пособие для вузов / С. Л. Рубинштейн. - CПб. : Питер, 2007. - 713 с. -ISBN 5-314-00016-4.

10. Хозиев, В. Б. Практикум по общей психологии: учеб. пособие для вузов / В. Б. Хозиев .- 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2009. - 272 с. - ISBN 978-5-7695-6213-6.

11. Теплов Б.М. Избранные труды. М., 1985.

12. Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 2002

13. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. - М., 1994.

14. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.1,2, М., 2003

15. Холл С., Линдсей Г. Теории личности. М.: ЭКСМО, 1999.

16. Холодная М.А. Психология интеллекта. СПб, Питер, 2001.

17. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии./ Под ред. И. И. Ильясова и В. Я Ляудис. - М., 1980.

18. Хрестоматия по возрастной психологии. Ч.1./Под ред. О.А.Карабановой, А.И.Подольского, Г.В.Бурменской. - М., 1999.

19. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М., МГУ, 1981.

20. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб,: Питер, 1999.

21. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996.



Похожие:

Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 05 «Социальная психология» iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 01 Общая...
Программа составлена в соответствии с утвержденными фгт и рекомендациями по формированию основных профессиональных образовательных...
Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 05 «Социальная психология» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
В соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности 030300 «Психология», утвержденным Минобразованием России...
Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 05 «Социальная психология» iconПрограмма дисциплины «Социальная психология»
Примерная программа дисциплины «Социальная психология» составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего...
Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 05 «Социальная психология» iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности 09. 00. 11 социальная философия
Программа составлена в соответствии с утвержденными фгт и рекомендациями по формированию основных профессиональных образовательных...
Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 05 «Социальная психология» iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по специальности 19. 00....
Предмет психологии труда. Смежные области научного знания психологического и междисциплинарного характера о человеке и труде. Психологические...
Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 05 «Социальная психология» iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 02. 00. 04 "Физическая химия"
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 02. 00. 04 "Физическая химия" по химическим, физико-математическим и техническим...
Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 05 «Социальная психология» iconВопросы кандидатского экзамена по специальности
Формальные и неформальные организации. Социальная организация трудовых коллективов
Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 05 «Социальная психология» iconРабочая учебная программа по курсу «социальная информатика»
Для специальности «социальная педагогика» с дополнительной специальностью «психология»
Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 05 «Социальная психология» iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по специальности 19. 00....
Описательные характеристики психических явлений. Общее представление об объекте и предмете психологии, плюрализм подходов к решению...
Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 05 «Социальная психология» iconПрограмма разработана на основе Программы-минимум кандидатского экзамена...
Цель кандидатского экзамена: контроль достижения аспирантом практического владения языком, позволяющего использовать его в научной...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница