Программа итоговой государственной аттестации выпускников по педагогике для специальности 050201. 65 «Математика» Институт пимиФ




Скачать 327.25 Kb.
НазваниеПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников по педагогике для специальности 050201. 65 «Математика» Институт пимиФ
страница1/2
Дата публикации04.02.2014
Размер327.25 Kb.
ТипПрограмма
shkolnie.ru > Право > Программа
  1   2
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Армавирская государственная педагогическая академия»
Факультет дошкольного и начального образования

Кафедра теории, истории педагогики и образовательной практики
Программа утверждена на заседании кафедры теории, истории педагогики

и образовательной практики

Протокол № 1 от «30» августа 2013 г.

Зав. кафедрой _____­­­__Н. К. Андриенко
ПРОГРАММА

^ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ

ПО ПЕДАГОГИКЕ

Для специальности 050201.65 – «Математика»

Институт ПИМиФ

Курс 6, семестр 11 (ОЗО)

Программа составлена

доцентом, к.п.н. Живогляд М.В.

АРМАВИР 2013 г.
^

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Порядок проведения и программа государственного экзамена по специальности 050201.65 «Математика» определяется на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программе, разработанных УМО вузов Российской Федерации по педагогическому образованию, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Министерством образования и науки РФ, и государственного образовательного стандарта по специальности 050201.65 – Математика.

Государственный экзамен проводится с целью проверки уровня и качества общепрофессиональной и специальной подготовки студентов и должен, наряду с требованиями к содержанию отдельных дисциплин, учитывать также общие требования к выпускнику, предусмотренные государственным образовательным стандартом по данной специальности.

Государственный экзамен носит комплексный характер. В программу включены разделы: педагогика, психология, теория и методика обучения математике. Программы по всем дисциплинам прошли обсуждение на соответствующих кафедрах и рекомендованы к утверждению на Ученом совете Института прикладной информатики, математики и физики.

Раздел 1. Теория и методика обучения математике
Программа государственной аттестации по теории и методике обучения математике составлена на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, положений об итоговой государственной аттестации выпускников, утвержденных в Армавирской государственной педагогической академии и в институте прикладной информатики, математики и физики АГПА по специальности 050201.65 – «Математика». Владение программным материалом должно быть у студентов на уровне, позволяющем:

  • самостоятельно проводить анализ и выявлять пути реализации ФГОС и концепций развития общего математического образования;

  • раскрывать значение математики в общем и профессиональном образовании и психолого-педагогические аспекты усвоения предмета;

  • показывать глубокое понимание заложенных в школьных программах и учебниках методических идей;

  • проводить сравнительный методический анализ изложения учебного материала в различных учебниках и учебных пособиях;

  • намечать пути преодоления возникающих у учащихся затруднений и предупреждения выявленных типичных ошибок;

  • владеть творческим подходом к решению проблем преподавания математики и умениями самостоятельно анализировать процесс обучения математике;

  • проявлять умения проектирования и реализации отдельных компонентов профессиональной деятельности учителя математики, а также процесса обучения математике на конкретном содержании, входящем в программу общеобразовательных учреждений, с использованием как традиционных, так и новых технологий обучения;

  • демонстрировать навыки проведения учебной и воспитательной работы на уровне требований, предъявляемых современной общеобразовательной школе.

Программа включает аннотированное содержание итоговой государственной аттестации выпускников по теории и методике обучения математике, перечень вопросов, выносимых на итоговый государственный экзамен, и список рекомендуемой литературы. К каждому вопросу в программе имеется его аннотация и рекомендуемые библиографические источники, необходимые для его подготовки.

^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ


  1. Цели обучения математике в общеобразовательных учреждениях в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

Значение курса математики в общем образовании. Федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего (полного) общего образования, примерные программы для общеобразовательных учреждений о целях обучения математике в личностном, метапредметном и предметном направлениях. Анализ развития в программах различных содержательных линий: числовой, тождественных преобразований, уравнений, неравенств, функциональной, геометрической, статистической и т.д.

Литература: [1], [2], [3], [7], [8], [10, гл. I, §§ 2,3], [20], [22], [23].
^ 2. Методы и средства обучения математике.

Классификация методов и средств обучения математике. Экспериментальная работа и обработка результатов, критический анализ педагогического опыта. Компьютеризация процесса обучения математике. Выбор методов и средств обучения математике.

Литература: [3], [6], [10], [11], [18], [20], [21], [23].
3. Анализ и синтез, индукция и дедукция в обучении математике.
Понятия анализа, синтеза, индукции и дедукции в методике преподавания математики. Особенности их проведения при изучении теоретического материала и решении задач. Понятие об анализе через синтез, анализе типа «фильтр», восходящем и нисходящем анализе, аналитико-синтетическом методе, полной, неполной и совершенной индукции.

Литература: [2], [6], [10, гл. II, III], [11, гл. И, IV], [19], [20], [22].
^ 4. Математические понятия и методика их изучения.

Понятие как одна из основных форм мышления. Математические понятия и способы их определения. Логическая структура определений. Типичные ошибки учащихся при определении понятий и пути их преодоления. Классификация понятий. Методика введения и формирования понятий.

Литература: [2], [6], [8, гл. Ш, § 1], [15], [16], [18].
^ 5. Математические предложения и доказательства в школьном обучении.

Основные типы математических предложений. Методика изучения аксиом. Различные виды формулировок теорем. Логическая структура теоремы. Основные типы теорем и их взаимосвязь. Достаточные и необходимые условия. Методика обучения доказательствам теорем.

Литература: [2], [6], [10, гл. III, §§ 4,5,6], [11, гл. III, §§ 2,3], [15], [19].
^ 6. Задачи в обучении математике.

Роль и место задач и упражнений в обучении математике. Классификация задач. Функции задач в обучении. Обучение математике через задачи. Общие методы решения математических задач. Различные способы оформления решений математических задач.

Литература: [2], [6], [10, гл. IV, §§ 3,4,5,6], [11, гл. V, § 3], [16], [20].
^ 7. Формы организации обучения математике в общеобразовательных учреждениях, специфика урока математики.

Организационные формы обучения математике в общеобразовательных учреждениях. Урок как основная форма организации обучения математике в современной школе. Построение уроков различных типов. Строение базовой системы уроков математики. Анализ урока математики.

Литература: [6], [8], [9], [10, гл. VI, VII], [11, гл. VI, §§ 2,3] [20], [23].
^ 8. Методические системы и технологии обучения математике.
Понятия методической системы и технологии обучения математике. Обзор современных методических систем и технологий обучения математике. Специфика технологий обучения математике на основе системно-деятельностного подхода. Особенности применения информационных технологий в процессе обучения математике.

Литература: [6], [7], [20], [21], [23].


  1. ^ Дифференциация обучения математике в общеобразовательных учреждениях.

Индивидуализация и дифференциация процесса обучения математике в общеобразовательных учреждениях. Уровневая и профильная дифференциация обучения математике в современной школе. Особенности предпрофильной подготовки и профильного обучения математике в общеобразовательных учреждениях.

Литература: [6], [20], [21], [23].
10. Методы организации внеурочной работы по математике, кружков, факультативных и элективных курсов.

Система внеурочной (внеклассной) и внешкольной работы по математике. Методы организации работы школьных математических кружков. Методика проведения элективных и факультативных занятий по математике в общеобразовательных учреждениях.

Литература: [6], [7], [10, гл. VII], [11, гл. VIII, §§ 2,3], [20], [24].
^ 11. Методика изучения целых и рациональных чисел.

Различные последовательности изучения обыкновенных и десятичных дробей. Методика введения десятичных и обыкновенных дробей. Методическая схема изучения действий над ними. Специфика упражнений обязательного уровня математической подготовки учащихся по данной теме. Обоснование необходимости изучения отрицательных чисел и методика их введения. Изучение операций над положительными и отрицательными числами. Представление о множестве целых чисел. Пути преодоления затруднений у учащихся, связанных с изучением данной темы.

Литература: [3], [4], [5], [6], [12, гл. XII, §§ 3,4], [13, гл. 1], [14], [19].


  1. ^ Методика изучения действительных и комплексных чисел.

Систематизация сведений о рациональных числах. Методика введения понятий иррационального действительного чисел. Сравнение действительных чисел и формирование умений выполнения действий над ними. Методика изучения комплексных чисел и действий над ними.

Литература: [2], [4], [5], [12, гл. XII, § 5], [13, гл. 4,11], [19], [22].


  1. ^ Методика изучения тождественных преобразований выражений.

Различные подходы к введению понятия тождественного преобразования. Тождественные преобразования выражений различных видов: целых, рациональных, иррациональных и т.д. Целенаправленность тождественных преобразований как одно из средств преодоления формализма в обучении.

Литература: [4], [6], [12, гл. XIII], [13, гл. 5], [14], [19], [25].


  1. ^ Методика изучения уравнений и неравенств в общеобразовательных учреждениях.

Методика введения понятий уравнения и неравенства. Виды уравнений и неравенств, изучаемых в общеобразовательных учреждениях. Изучение основных способов решения уравнений, неравенств, их совокупностей и систем. Специфика решения задач на составление уравнений.

Литература: [4], [6], [12, гл. XVI], [13, гл. 6], [14], [19], [22].


  1. ^ Методика изучения линейной и квадратичной функций.

Функциональная пропедевтика в курсе математики V-VI классов. Методика введения понятия функции. Специфика исследования линей и квадратичной функций, методика построения их графиков. Использование функциональных свойств при решении задач.

Литература: [4], [5], [6], [12, гл. XIV, §§ 1,3], [13, гл. 8], [14], [26].


  1. ^ Методика изучения степенной, показательной и логарифмической функций.

Методика введения понятий степенной, показательной и логарифмической функций. Специфика исследования этих функций и построения их графиков. Использование свойств степенной, показательной и логарифмической функций при решении задач.

Литература: [4], [5], [6], [12, гл. XIV, §§ 1,3], [13, гл. 8], [14], [26].
^ 17. Методика изучения тригонометрических функций.

Основные тригонометрические тождества и их применение в вычислениях и тождественных преобразованиях. Тригонометрические выражения. Соответствия между тригонометрическими функции числового аргумента. Методика изучения тригонометрических функций числового аргумента.


  1. ^ Методика изучения производной в школьном курсе математики.

Формирование понятия предельного перехода и непрерывности функции. Методика введения понятия производной. Правила вычисления производной. Обучение учащихся дифференцированию сложных функций.

Литература: [3], [4], [12, гл. XVII], [13, гл. 9], [14], [19].
^ 19. Приложения производной в школьном курсе математики.

Геометрический смысл производной. Применение производной в приближенных вычислениях. Производная в физике и технике. Методическая схема применения производной к исследованию функций.

Литература: [2], [4], [12, гл. XVII], [13, гл. 9], [14], [22].


  1. ^ Методика изучения первообразной и интеграла в школьном курсе математики.

Определение первообразной, изучение ее свойств. Методика введения понятия интеграла. Вычисление первообразной и интеграла. Обучение учащихся применению интеграла для вычисления площадей плоских фигур и объемов тел.

Литература: [4], [б], [12, гл. XVII], [13, гл. 9], [14], [22], [24].
^ 21. Логическое строение школьного курса геометрии.

Цели изучения геометрии. Различные подходы к построению школьного курса геометрии, их сравнительный логико-дидактический анализ. Особенности реализации идеи аксиоматического построения школьного курса геометрии.

Литература: [3], [4], [12, гл. XIX], [13, гл. 16], [14], [15], [24].


  1. ^ Методика изучения геометрических построений в общеобразовательных учреждениях.

Последовательность введения этапов решения задач на построение в практике работы с учащимися. Оформление решений задач на построение. Обзор основных методов решения задач на построение в курсах планиметрии и стереометрии.

Литература: [2], [4], [12], [13, гл. 16], [14], [17].

  1. ^ Методика изучения геометрических преобразований в общеобразовательных учреждениях.

Различные подходы к использованию геометрических преобразований в школьных курсах планиметрии, и стереометрии. Методика изучения преобразований фигур на плоскости и в пространстве. Методы решения задач с использованием геометрических преобразований.

Литература: [3], [4], [12, гл. XV], [13, гл. 15], [14], [19], [22].


  1. ^ Координаты и векторы в школьном курсе математики, методика их изучения.

Методика введения понятия системы координат на плоскости и в пространстве. Введение понятия вектора на плоскости и в пространстве. Особенности изучения свойств координат и векторов в школьном курсе математики. Обучение учащихся применению координатного и векторного методов при решении задач.

Литература: [4], [6], [12, гл. XV], [13, гл. 15], [18], [24], [26].
^ 25. Методика изучения темы «Многоугольники».

Анализ определений понятий треугольника, четырехугольника и многоугольника в различных школьных учебниках геометрии. Методика изучения свойств многоугольников в основной школе. Роль классификации многоугольников при систематизации знаний учащихся.

Литература: [3], [4], [12, гл. XIX], [13, гл. 13], [14].
26.^ Изучение площадей в школьном курсе математики.
>
Методика введения понятия площади в школьном курсе математики. Обучение учащихся выводу формул площадей плоских фигур. Реализация программных требований при обучении учащихся решению задач по данной теме.

Литература: [2], [4], [12, гл. XVIII], [13, гл. 16], [14], [22].
^ 27. Изучение объемов в школьном курсе математики.

Методика введения понятия объема в школьном курсе математики. Обучение учащихся выводу формул объемов геометрических тел. Реализация программных требований при обучении учащихся решению задач по данной теме.

Литература: [4], [6], [12, гл. XVIII], [13, гл. 16], [14], [16], [19].


  1. ^ Методика изучения параллельности прямых и плоскостей в школьном курсе математики.

Методика изучения понятий параллельности прямых, параллельности прямой и плоскости, параллельности плоскостей. Возможности применения анализа и синтеза при обосновании взаимного расположения прямых и плоскостей. Изображения пространственных фигур на плоскости.

Литература: [3], [4], [12, гл. XV], [13, гл. 12], [14].


  1. ^ Методика изучения перпендикулярности прямых и плоскостей в школьном курсе математики.

Введение понятий перпендикулярности прямых, прямой и плоскости, плоскостей. Методика изучения теорем о перпендикулярности прямых и плоскостей и их приложений. Реализация межпредметных связей при изучении свойств ортогонального проектирования.

Литература: [2], [4], [12, гл. XV], [13, гл. 12], [14], [24].
^ 30. Методика изучения темы «Многогранники».

Систематизация знаний об основных видах многогранников. Методика изображения многогранников и построения их сечений. Реализация практической направленности темы в процессе решения задач.

Литература: [3], [4], [12, гл. XV], [13, гл. 13], [14], [19], [26]

^ ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ


  1. Цели обучения математике в общеобразовательных учреждениях в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

  2. Методы и средства обучения математике.

  3. Анализ и синтез, индукция и дедукция в обучении математике.

  4. Математические понятия и методика их изучения.

  5. Математические предложения и доказательства в школьном обучении.

  6. Задачи в обучении математике.

  7. Формы организации обучения математике в общеобразовательных учреждениях, специфика урока математики.

  8. Методические системы и технологии обучения математике.

  9. Индивидуализация и дифференциация обучения математике в общеобразовательных учреждениях.

  10. Методика организации внеурочной работы по математике, кружков, элективных и факультативных занятий.

  11. Методика изучения целых и рациональных чисел.

  12. Методика изучения действительных и комплексных чисел.

  13. Методика изучения тождественных преобразований математических выражений.

  14. Методика изучения уравнений и неравенств.

  15. Методика изучения линейной и квадратичной функций.

  16. Методика изучения степенной, показательной и логарифмической функций.

  17. Методика изучения тригонометрических функций.

  18. Методика изучения производной в школьном курсе математики.

  19. Приложения производной в школьном курсе математики.

  20. Методика изучения интеграла в школьном курсе математики.

  21. Логическое строение школьного курса геометрии.

  22. Методика изучения геометрических построений.

  23. Методика изучения геометрических преобразований.

  24. Координаты и векторы в школьном курсе математики, методика их изучения.

  25. Методика изучения темы «Многоугольники».

  26. Изучение площадей в школьном курсе математики.

  27. Изучение объемов в школьном курсе математики.

  28. Методика изучения параллельности прямых и плоскостей.

  29. Методика изучения перпендикулярности прямых и плоскостей.

  30. Методика изучения темы «Многогранники».


ЛИТЕРАТУРА


  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. – М.: Просвещение, 2012.

  3. Примерные программы по учебным предметам. Математика. – М.: Просвещение, 2011.

  4. Действующие учебники по математике для общеобразовательных учреждений.

  5. Дидактические материалы по математике для общеобразовательных учреждений.

  6. Епишева, О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода / О.Б. Епишева. – М.: Просвещение, 2003.

  7. Манвелов, С.Г. Основы творческой разработки урока математики / С.Г. Манвелов // Математика. – 1997. – № 11,13, 19,21,29.

  8. Манвелов, С.Г. Конструирование современного урока математики: книга для учителя / С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение, 2005.

  9. Методика преподавания математики в средней школе: общая методика / В.А. Оганесян, Ю.М.Колягин, Г.Л. Луканкин и др. – М.: Просвещение, 1980.

  10. Методика преподавания математики: общая методика / Сост. Р.С. Черкасов, А.А. Столяр. – М.: Просвещение, 1985.

  11. Методика преподавания математики в средней школе: частные методики / Ю.М. Колягин, Г.Л. Луканкин, Е.Л. Мокрушин и др. – М.: Просвещение, 1977.

  12. Методика преподавания математики в средней школе: частная методика / Сост. В.И. Мишин. – М.: Просвещение, 1987.

  13. Методика и технология обучения математике: пособие для вузов / под научн. ред. Н.Л. Стефановой, Н.С. Подходовой. – М.: Дрофа, 2005.

  14. Пойа, Д. Как решать задачи / Д. Пойа. – Львов: Квантор, 1991.

  15. Пойа, Д. Математика и правдоподобные рассуждения / Д. Пойа. – М.: Наука, 1976.

  16. Пойа, Д. Математическое открытие / Д. Пойа. – М.: Наука, 1970.

  17. Рогановский, Н.М. Методика преподавания математики в средней шко­ле / Н.М. Рогановский. – Минск: Выш. школа, 1990.

  18. Саранцев, Г.И. Общая методика преподавания математики / Г.И. Саранцев. – М.: Просвещение, 2002.

  19. Саранцев, Г.И. Упражнения в обучении математике / Г.И. Саранцев. – М.: Просвещение, 2005.

  20. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998.

  21. Столяр, А.А. Педагогика математики / А.А. Столяр. – Минск: Выш. школа, 1986.

  22. Теория и методика обучения математике в средней школе / И.Е. Малова, С.К Горохова, Н.А. Малинникова, Т.А. Яцковская. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – URL: http://www.iprbookshop.ru.

  23. Теория и методика обучения математике в школе / Л.О. Денищева, А.Е. Захарова, М.Н. Кочагина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – URL: http://www.iprbookshop.ru.

  24. Фридман, Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе / Л.М. Фридман– М.: Просвещение, 1983.

  25. Эрдниев, П.М. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике / П.М. Эрдниев, Б.П. Эрдниев. – М.: Просвещение, 1986.


Раздел Педагогика
^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Государственная аттестация по педагогике – заключительная стадия подготовки студентов к профессиональной педагогической деятельности. Она требует от выпускника знаний всей программы педагогической подготовки на уровне высшего профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, умений анализировать педагогический опыт, работать с первоисточниками, учебно-методической литературой по данной дисциплине, владеть понятийно-терминологическим аппаратом.

Программа нацеливает студента не только на минимальный объем знаний, но и побуждает актуализировать все известные ему сведения в области теории педагогики и практический опыт работы с детьми, полученный в ходе педагогической практики, помогает выпускнику на завершающем этапе профессиональной подготовки в полном объеме осознать своеобразие и ведущую роль педагогики в подготовке учителя, специфические особенности, глубже осмыслить и обобщить в основных чертах историко-педагогические аспекты воспитания, обучения, образования.

В программу внесены не все разделы, представленные в государственном образовательном стандарте. Обращаем внимание выпускника, что в перечне вопросов отсутствуют вопросы, связанные с историей педагогики и образования. Длительный опыт их включения в билеты показал большую целесообразность – нацелить отвечающего на привлечение историко-педагогического материала для демонстрации своих знаний по истории вопроса.

В связи с тем, что ряд разделов педагогики изучался на младших курсах, несколько лет назад, для обобщения и систематизации педагогических знаний на кафедре разработан и успешно реализуется на протяжении пятнадцати лет курс «Актуальные проблемы педагогической теории и практики».

Цель работы выпускника с программой – готовность будущего специалиста в ходе государственной аттестации дать глубокий анализ конкретных вопросов, сформулированных в экзаменационных билетах, продемонстрировать понимание выпускником логико-научных основ педагогики, знания важнейших вопросов педагогики в историческом аспекте. Программа интегрирует знания истории педагогики и современного ее состояния по целому ряду вопросов.

^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Профессиональная деятельность педагога.

Возникновение и становление педагогической профессии: предпосылки, выдающиеся педагоги. Её особенности, своеобразие, перспективы, функции.

Понятие о педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности. Характеристика конструктивной, организаторской и коммуникативной деятельности педагога. Творческий характер деятельности педагога.
^ 2. Профессиональный рост педагога.

Содержание, структура, формы и методы овладения профессией педагога. Пропедевтический этап в профессиональном становлении. Квалификационная характеристика выпускника как результат вузовского этапа подготовки будущего специалиста. Профессиональные знания, умения, компетентность. Послевузовский этап профессионального самосовершенствования. Самообразование педагога. Педагогическая культура и педагогическое мастерство как показатели профессионального роста.
^ 3. Педагогическая наука.

Понятие о педагогической науке. Педагогическая наука и искусство воспитания. Педагогическая наука и народная педагогика. Основные подходы в понимании сущности педагогической науки. Объект, предмет и задачи педагогики. Категории и отрасли педагогика. Условия развития педагогической науки.

Методология педагогики и её уровни. Принципы организации педагогических исследований, логика, основные методы их организации.
^ 4. Целостность педагогического процесса.

Понятие о целостном педагогическом процессе. Его сущность. Основные функции педагогического процесса: информатизация, развитие, социализация личности.

Движущие силы и закономерности целостного педагогического процесса, основные принципы. Его структура, компоненты, этапы целостного педагогического процесса.
^ 5. Дидактика как теория обучения.

Общее понятие о дидактике. Ее объект и предмет. Задачи дидактики. Категории дидактики. Основные дидактические концепции: дидактоцентристская, педоцентристская, личностно-ориентированная и иные. Создание новой дидактической системы как основная проблема отечественной дидактики.
^ 6. Сущность процесса обучения.

Понятие о процессе обучения. Философская теория познания - методологическая основа процесса обучения. Движущие силы и логика процесса обучения. Функции процесса обучения: образовательная, воспитательная , развивающая. Их взаимосвязь. Структура процесса обучения (компоненты и связи между ними). Преподавание и учение. Деятельность учителя в процессе обучения. Деятельность ученика по усвоению знаний. Сотрудничество учителя и ученика.
^ 7. Закономерности и принципы процесса обучения.

Понятие о закономерностях обучения, их основных свойствах. Характеристика закономерностей обучения.

Принципы и дидактические правила. Особенности изменения принципов обучения в историко-дидактическом аспекте. Характеристика принципов обучения.

Реализация дидактических правил в учебном процессе.
^ 8. Содержание образования в современной школе.

Содержание образования как категория дидактики. Компоненты содержания образования.

Теории отбора содержания общего образования. Критерии отбора содержания школьного образования. Дифференциация содержания образования в современной школе.

Государственный образовательный стандарт, его составляющие. Учебные планы, их виды. Учебная программа, ее структура. Учебно-методические комплекты и учебники.
^ 9. Методы и средства обучения.

Понятие о методах обучения, их структуре, основные приёмы обучения. Многомерные классификации методов, их описание.

Характеристика методов обучения. Условия их выбора.

Основные средства обучения. Различные подходы в определении роли средств обучения. Характеристика средств обучения. Компьютеризация учебного процесса.
^ 10. Формы обучения.

Форма обучения как категория дидактики. Многообразие форм обучения, их развитие (индивидуальное обучение, индивидуально-групповое обучение, классно-урочная форма, бригадно-лабораторная форма, коллективный способ обучения).

Формы учебной деятельности учащегося: парная, групповая, коллективная, индивидуально-обособленная (самостоятельная).

Урок как основная форма организации текущей учебной работы. Структура урока. Многообразие классификаций современного урока. Требования к уроку. Нестандартные уроки. Иные формы организации текущей учебной работы.
^ 11. Воспитание как процесс.

Сущность воспитательного процесса. Его функции. Движущие силы и логика воспитательного процесса. Структурные элементы процесса воспитания в их взаимосвязи. Двусторонний характер воспитательного процесса. Школьник как объект и субъект воспитательного процесса. Взаимодействие участников воспитательного процесса.
^ 12. Воспитание как система.

Сущность системного подхода в воспитании. Характеристика понятий "система воспитания", "воспитательная система", "система воспитательной работы".

Сущность воспитательной системы, основные факторы развития воспитательных систем в истории педагогики. Авторские воспитательные системы.

Особенности воспитательной работы и воспитательной деятельности.
^ 13. Закономерности и принципы воспитания.

Понятие о закономерностях воспитания. Характеристика закономерностей воспитания.

Понятие о принципах воспитания. Их взаимообусловленный характер. Системы принципов воспитания в отечественной педагогике. Особенности реализации принципов воспитания в педагогическом процессе (авторитарный и гуманистический подходы).
^ 14. Содержание воспитания.

Развитие понятия "цели воспитания" в педагогическом процессе. Основные задачи, направления воспитания, их содержание (умственное, нравственное, гражданское, экологическое, физическое, эстетическое, правовое, трудовое).

Программы воспитания, их сравнительная характеристика. Обзор современных концепций воспитания (Е. В. Бондаревская, О. С. Газман и др.)
^ 15. Методы воспитания.

Методы воспитания в педагогическом взаимодействии. Проблема классификации методов воспитания. Различные подходы к классификации.

Характеристика отдельных методов воспитания. Выбор методов воспитания и условия их эффективного применения. Поиск новых методов воспитания. Творческий подход к применению методов воспитания.
^ 16. Средства и формы воспитания.

Современные средства воспитания: книги, средства массовой информации, спорт, игра, предметы культуры и природы, их характеристика. Возраст воспитанника как ведущий фактор выбора средств. Взаимосвязь средств воспитания и методов воспитания.

Формы организации воспитательного процесса (массовые, групповые, индивидуальные). Их характеристика. Факторы выбора форм воспитания.
^ 17. Детский коллектив и педагогическое руководство им.

Понятие о детском коллективе, его видах. Признаки коллектива. Различные взгляды на развитие коллектива в истории педагогики. А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский о коллективе и работе педагога с ним.

Педагогическое руководство детским коллективом. Роль воспитателя на каждом этапе развития детского коллектива.

Функции, основные направления и содержание деятельности классного руководителя.

Детские и молодежные организации, их виды. Самодеятельные неформальные объединения. Взаимодействие школы и внешкольных детских организаций.
^ 18. Основные педагогические технологии.

Понятие о педагогической технологии. Развитие представлений о педагогической технологии в 20-21веках. Педагогическая технология и методики обучения/воспитания. Педагогическое мастерство. Педагогическая техника. Признаки педагогической технологии.

Конструирование образовательных технологий, основные этапы.

Многообразие классификаций образовательных технологий. Специфика технологий обучения и технологий воспитательного процесса.
^ 19. Система образования в РФ.

Понятие о системе образования. Характеристика системы образования в России, ее структура. Принципы государственной политики в образовании. Федеральные программы развития (модернизации) образования. Многообразие типов образовательных учебных заведений. Авторские учебные заведения. Государственно-общественный характер управления образованием. Федеральные, региональные и муниципальные органы управления образованием, их полномочия. Коллективные органы управления образованием.
^ 20. Управление педагогическими системами.

Понятие о педагогической системе. Виды педагогических систем. Подсистемы педагогической системы: дидактическая, воспитательная, материально-технического обеспечения, ученического самоуправления школьников, административного управления школой.

Сущность управления педагогическими системами. Функции управления образовательными системами их характеристика. Принципы управления педагогическими системами.

Школа как объект управления. Внутришкольное управление. Нововведения во внутришкольном управлении: основные тенденции.

^ ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ
по педагогике



  1. Профессиональная деятельность педагога.

  2. Профессиональный рост педагога.

  3. Педагогика как наука.

4. Целостность педагогического процесса.

5. Дидактика как теория обучения.

6. Сущность процесса обучения.

7. Закономерности и принципы обучения.

8. Содержание образования в современной школе.

9. Методы и средства обучения.

10. Формы обучения.

11. Воспитание как процесс.

12. Воспитание как система.

13. Закономерности и принципы воспитания.

14. Содержание воспитания.

15. Методы воспитания.

16. Средства и формы воспитания.

17. Детский коллектив и педагогическое руководство им.

18. Основные педагогические технологии.

19. Система образования в РФ.

20. Управление педагогическими системами.

Список основных источников


  1. Булатова О.С. Искусство современного урока. – М, 2006.

  2. Васильева З.И. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России- М., 2006

  3. Воронин A.M., Симоненко В.Д. Педагогические теории, системы, технологии. - Брянск, 1997.

  4. Гершунский Б.С. Философия образования XXI в. - М., 1998.

  5. Гессен С.И. Основы педагогики. - М., 1995.

  6. Голубев И.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания.- М, 1989.

  7. Гонеев и др. Основы коррекционной педагогики. - М., 1999.

  8. Давыдов В.В. Развивающее обучение. - М., 1995.

  9. Декларация прав ребёнка // Народное образ.- 1993.

  10. Джуринскйй А.Н. История зарубежной педагогики. - М., 1998.

  11. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. - М., 2006

  12. Зинченко В.П. Дистанционное образование и постановка проблемы // Педагогика. - 2000, № 2

  13. Изучаем историю педагогики: учебно-методическое пособие для студентов педвузов. – Армавир. 2008.

  14. Илюшечкин В.И. Понятийно-терминологический справочник по педагогике. - Краснодар, 1996.

  15. История педагогики. Ч. I, 2. Под ред. А.И.Пискунова. - М., 1998.

  16. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М., 1999.

  17. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. - Р-н-Д, 1997.

  18. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Философско-гуманистические основания
    педагогики. - Р-н-Д, 1997.

  19. Кочетов А.И. Воспитательная система: теория, проблематика,
    альтернативы. - Минск, 1997.

  20. Кочетов А.И. Педагогическая диагностика. - Армавир, Сл.-н-К, 1998.

  21. Макаренко А.С. Избр.пед.соч. : В 2-х томах. 1978.

  22. Новые педагогические и информационные технологий в системе
    образования. Под ред. Е. С. Полат. - М., 1998.

  23. Оконь В. Введение в общую дидактику. - М., 1990.

  24. Опыт разработки систем воспитания. - Р-н-Д, 1998.

  25. Основы педагогического мастерства. Под ред.И.А.Зязюна - М.,1969

  26. Педагогика наших дней. Сост.В.П.Бедерханова.- Краснодар, 1989.

  27. Педагогическая антропология. Под ред. Б.М.Бим-Бада.- М, 1999.

  28. Педагогический поиск. Под ред.И.Н.Баженовой. - М., 1989.

  29. Пидкасистый П.И. Педагогика. - М., 1998.

  30. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1998.

  31. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса. – М., 2004.

  32. Российская педагогическая энциклопедия. Т.Т. 1,2, I993, 1995.

  33. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. 1, 2 том- М. 2006

  34. Сластенин В. А. и др. Педагогика. - М., 2000.

  35. Словарь-справочник по социальной педагогике. Под ред. Е.И. Холостовой. - М., 1997 .

  36. Современные образовательные технологии: учебное пособие, кол.авторов: под ред Н.В. Бордовской. – М., 2010.

  37. Степаненко В.И. Дидактика. - Армавир, 1995.

  38. Сухомлинский В.А. Пед.соч. в 3-х тт.

  39. Сысова Т. В поисках истины//Классное руководство и воспитание школьников. – 2008.

  40. Шкуропий К.В. История педагогики в России. – Армавир, 2003.

  41. Шкуропий К.В. История педагогики за рубежом. – Армавир, 2003.

Раздел 3. Психология

  1   2

Похожие:

Программа итоговой государственной аттестации выпускников по педагогике для специальности 050201. 65 «Математика» Институт пимиФ iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников по педагогике...
Длительный опыт их включения в билеты показал большую целесообразность – нацелить отвечающего на привлечение историко-педагогического...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников по педагогике для специальности 050201. 65 «Математика» Институт пимиФ iconПрограмма государственной аттестации выпускников по профессиональной...
Содержание программы государственной аттестации студентов по профессиональной педагогике 6
Программа итоговой государственной аттестации выпускников по педагогике для специальности 050201. 65 «Математика» Институт пимиФ iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников по педагогике...
Государственный экзамен по основной специальности является квалификационным, носит междисциплинарный характер, и предназначен для...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников по педагогике для специальности 050201. 65 «Математика» Институт пимиФ iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников по педагогике...
Программы на последнем семестре читается повторительно-обобщающий курс Актуальные проблемы педагогической теории и практики, который...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников по педагогике для специальности 050201. 65 «Математика» Институт пимиФ iconПрограмма итогового государственного экзамена образовательная программа...
Она проводится в соответствии с "Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников по педагогике для специальности 050201. 65 «Математика» Институт пимиФ iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников по направлению...
Целью итоговой государственной аттестации является установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников по педагогике для специальности 050201. 65 «Математика» Институт пимиФ iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников по направлению...
Целью итоговой государственной аттестации является установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников по педагогике для специальности 050201. 65 «Математика» Институт пимиФ iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников по направлению...
Целью итоговой государственной аттестации является установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников по педагогике для специальности 050201. 65 «Математика» Институт пимиФ iconПрограмма государственного экзамена по педагогике, психологии и теории...
Е, разработанных умо вузов Российской Федерации по педагогическому образованию, Положения об итоговой государственной аттестации...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников по педагогике для специальности 050201. 65 «Математика» Институт пимиФ iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников по направлению...
Целью итоговой государственной аттестации является установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница