Планирование коррекционной работы учителя логопеда в условиях введения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы и условиям ее реализации. Нуриева Р. Р., учитель-логопед мбдоу №125




Скачать 172.37 Kb.
НазваниеПланирование коррекционной работы учителя логопеда в условиях введения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы и условиям ее реализации. Нуриева Р. Р., учитель-логопед мбдоу №125
Дата публикации01.02.2014
Размер172.37 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Право > Документы
Планирование коррекционной работы учителя – логопеда в условиях введения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы и условиям ее реализации.
Нуриева Р.Р., учитель-логопед МБДОУ № 125

Федотова О.А., учитель-логопед МБДОУ № 296
В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности дошкольника. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ребенка.

В настоящее время в системе специального (коррекционного) дошкольного образования обо­значился ряд проблем:

- недостаточная стандартизация нормативно-правового, диагностического, программно-методического обеспечения профессиональной деятельности учителей-логопедов;

- противоречия между самой коррекционной программой и методическими рекомендациями к ней;

- существующая «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» (Автор-составитель Чиркина Г.В. - Москва, «Просвещение», 2008) предлагает начи­нать логопедическую работу в возрасте с 3-4 лет и рассчитана на пребывание ребенка в группе в те­чение 3-4 лет, в сложившейся системе коррекционного образования района работа начинается с 5-6 лет и рассчитана на пребывание ребенка в группе в течение 2 лет.

Проанализировав сложившуюся ситуацию, мы пришли к выводу о необходимости внесения изменений в планирование коррекционной работы учителя-логопеда, с учетом современных требований. Решением данной проблемы стала разработка в рамках деятельности творческой группы «Рабочей учебной программы логопедической работы по преодолении общего недоразвития речи воспитанников дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи», которая включает тематическое планирование и примерное годовое календарно-тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности (НОД) по периодам обучения.

Данная программа является программно-методическим документом обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи соответствующим Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и систематизирует коррекционную работу всех участников образовательного процесса (учителей-логопедов, воспитателей, педагогов ДОУ).

Рабочая программа составлена на основании «Программы дошкольных обра­зовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нару­шений речи. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. и др. Москва, «Просвещение», 2008 г. и совмещается со всеми общеобразовательными программами.

Актуальностью программы являются новые стратегические ориентиры в развитии системы дошкольного образования, которые определены МОиН РФ в приказе № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», направленные на развитие дошкольного образования в соответствии с запросами общества и государства.

В приказе определены основные направления коррекционной работы:

- выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Целью составления рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью в рамках коммуникативных компетенций.

Задачи программы:

1. Распределение учебного материала в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по разделам:

1.1. Формирование произносительной стороны речи и подготовки к овладению элементарными навыками письма и чтения:

- формирование произносительной стороны речи;

- подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения;

- знакомство с элементарными правилами правописания русского языка;

- подготовка к овладению графо-моторными навыками.

1.2. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие самостоятельной развернутой фразовой речи:

- формирование лексико-грамматических средств языка;

- формирование самостоятельной развернутой фразовой речи.

2. Распределение учебного материала в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по разделам:

2.1. Совершенствование произносительной стороны речи и подготовки к овладению элементарными навыками письма и чтения в подготовительной к школе группе:

- совершенствование произносительной стороны речи;

- подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения;

- знакомство с элементарными правилами правописания русского языка;

- подготовка к овладению графо-моторными навыками.

2.2. Развитие лексико-грамматических средств языка и самостоятельной развернутой фразовой речи:

- развитие лексико-грамматических средств языка;

- развитие самостоятельной фразовой речи.

^ Методологическую базу программы составили идеи о комплексности коррекционного воздействия участников коррекционно-развивающего пространства на субъекта учебно-коррекционной деятельности; о взаимодействии дифференцированного и личностно-ориентированного подходов к коррекционно-развивающему обучению дошкольников.

Исследование опиралось на теоретические концепции:

- нормального психического развития ребенка (Л.И. Божович, Л.С.Выготский, C.JI. Рубинштейн, А.Л. Лурия и др.);

- общей обучаемости и учебной деятельности (А.А. Бодалев, И.В. Дубровина, B.C. Мухина, А.С Спиваковская и др.);

- развивающего обучения (В.В. Давыдов, Б.Д. Эльконин, Л.В. Занков, Л.А. Венгер и др.);

- теория содержательного обобщения (В.В.Давыдов, Г.А.Цукерман);

- теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперина);

- личностно-ориентированного обучения (З.И. Васильева, И.С. Якиманская, М.А. Ушакова и др.);

- коррекционно-развивающего обучения (Н.Н. Малофеев, Л.М. Шипицына и др.);

- готовности детей к обучению в условиях разноуровневой дифференциации (P.M. Овчарова, З.В. Дощицина, Ю.А. Дмитриев, Т.Д. Марцинковская и др.);

- компенсирующего обучения основания программы (Г.Ф. Кумарина, Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. и др.);

- теория формирования и развития речевой деятельности (А.Г. Гвоздев, М.Х. Хватцев, В.А. Волкова).

Рабочая программа разделена на три части:

- Введение.

- Раздел 1. Содержание логопедической непосредственно образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направ­ленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

- Раздел 2. Содержание логопедической непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компен­сирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Разработчики рабочей программы отошли от подразделения работы по логопедиче­ским заключениям ОНР 1, ОНР 2, ОНР 3, ОНР 4, которая предложена в «Программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» - автор –составитель Чиркина Г.В. , считая, что данное подразделение не отражает действительной картины речевых проблем воспитанников: в одной и той же группе могут находиться дети, имеющие разные логопедические заключения, поэтому предложено нейтральное на­звание разделов программы.

В рабочей программе для подготовительной к школе группе изменено распределение программного материала по периодам, введены три учебных периода: первый период обучения (вторая половина сентября, октябрь, ноябрь), второй период обучения (декабрь, январь, февраль), третий период обучения (март, апрель, первая половина мая; июнь - индивидуальная работа с вос­питанниками), что позволяет удобней расположить программный материал с учетом сезонных изме­нений, придает четкость временным ограничениям, осуществляет взаимосвязь с расположением про­граммного материала для старшей группы.

Программный материал в обеих группах расположен в определенной последовательности:

Периоды

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

1,2,3 периоды

Формирование произносительной стороны речи

Формирование лексико-грамматических средств языка

Формирование самостоятельной развернутой фразовой речи

Подготовка к овладению элемен­тарными навыками письма и чтения

Знакомство с элементарными правилами правописания русского язы­ка

Подготовка к овладению графо-моторными навыками

Совершенствование произноси­тельной стороны речи

Развитие лексико-грамматических средств языка

Развитие самостоятельной раз­вернутой фразовой речи

Подготовка к овладению элемен­тарными навыками письма и чтения.

Знакомство с элементарными правилами правописания русского язы­ка

Подготовка к овладению графо-моторными навыками

Разработчики программы, проанализировав материал по разделам «Развитие лексико-грамматических средств языка», «Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи» в обеих возрастных группах, сочли необходимым использовать предложенный программный материал, по­этому он внесен в программу без особых изменений, однако, рекомендовано включение националь­но-регионального компонента во все разделы программы с учетом разумной необходимости. Подбор лексических тем осуществлен с учетом рекомендаций кафедры дошкольного образования ГОУ ДПО «Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования», представленных «Примерным планом образовательной работы воспитателя дошкольного образовательного учреждения», который составлен в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Раздел «Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения» подвергся значительной пе­реработке.

В программе для воспитанников старшей группы раздел «Формирование произносительной стороны речи и подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения» включен в логопедическую непосредственно образовательную деятельность с первого периода с целью развития фонематического слуха и восприятия. Дифференциация звуков включена в программу с подготовительной группы в связи с тем, что фоне­матический слух воспитанников старшей группы не достаточно развит и полноценно проводить раз­личие звуков между собой детям еще затруднительно.

Дополнительно введены разделы «Знакомство с элементарными правилами правописания русского языка» и «Подготовка к овладению графо-моторными навыками».

В разделе «Знакомство с элементарными правилами правописания русского языка» материал расположен по периодам с учетом введения его в активную работу учителем-логопедом.

Раздел «Подготовка к овладению графо-моторными навыками» предложен с учетом особен­ностей развития общей моторики и мелкой моторики рук воспитанников групп. Предложения неко­торых педагогов-практиков начинать печатания в клетке с момента знакомства с буквой, несоответ­ствуют психическим и физическим особенностям детей с ОНР. Они неусидчивы, гипервозбудимы или наоборот медлительны, движения руки далеки от совершенства, несформированы умения ори­ентироваться на себе, относительно себя в пространстве, на листе бумаги и тем более в стороке, клетке (особенно мелкой), у них не сформированы оптико-пространственные ориентировки «в рабо­чей строке», «выше рабочей строки», «ниже рабочей строки» и т.д. С учетом всех вышеизложенных причин было принято решение о введении данного раздела в рабочую программу.

Рабочая программа не является статичной по своему характеру. Лексические темы могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.

Приложение 1




^ Календарно-тематическое планирование коррекционной НОД

в группах компенсирующей направленности

для детей с тяжелыми нарушениями речи

Сроки

Тема общая

Старшая группа

Подготовительная

к школе группа

1 неделя сентября

«До свидания, лето»

«Здравствуй, детский сад» «День знаний»

Здравствуй, детский сад. Знакомство с помещением детского сада. Профессии работников детского сада.

День знаний. Скоро в школу. Школьные принадлежности. Профессии учителя, работников детского сада.

2 неделя сентября

«Мой дом», «Мой город», «Моя страна»

Мой город.

Моя страна. Мой край – Урал. День города.

3 неделя сентября

«Урожай»

Овощи. Фрукты

Сад (фрукты, ягоды), огород. Хлеб.

4 неделя сентября

«Краски осени»

Осень (признаки). Деревья (лиственные, хвойные).

Осень. Лес (деревья, кустарники, грибы, ягоды).

1 неделя октября

«Животный мир»

Домашние животные и птицы и их детеныши.

Животные севера и юга и их детеныши. Зоопарк.

2 неделя октября

«Я – человек»

Строение тела человека.

Человек – представитель живого на Земле. Функционирование организма человека

3 неделя октября

«Народная культура и традиции»

Игрушки. Народные промыслы (Городец, дымка, хохлома).

Народные промыслы Урала (Златоуст, Касли, камнерезы). История родного края.

4 неделя октября

«Наш быт»

Дом (части дома, квартира). Мебель.

Дом (виды домов). Электроприборы.

1 неделя ноября

«Дружба», «День народного единства»

Моя Родина - Россия. Москва.

Государственные символы России. Города Челябинской области, России.

2 неделя ноября

«Транспорт»

Классификация транспорта: наземный, воздушный, водный. Профессии на транспорте.

Транспорт специального назначения.

3 неделя ноября

«Здоровей-ка»

Продукты питания.


Правильное питание, витамины.


4 неделя ноября

«Кто как готовится к зиме»

Кто как готовится к зиме

Кто как готовится к зиме

1 неделя декабря

«Здравствуй, Зимушка-Зима!»

Зима (признаки). Зимующие птицы.

Зима (признаки). Зимующие птицы.

2 неделя декабря

«Город мастеров»

Профессии. Инструменты.

Современные профессии (визажист, стилист, гувернантка, охранник, телеведущий, фермер и т.д.). Инструменты.

3 неделя декабря

«Новогодний калейдоскоп»

Зимние забавы, развлечения. Зимняя одежда и обувь.

Зимние виды спорта.

4 неделя декабря

«Новогодний калейдоскоп»

Новогодние традиции. Новогодние игрушки.

«Ждём гостей» (украшение дома, стола)

Традиции празднования Нового года на Руси и других странах.


3 неделя января

«В гостях у сказки»

В гостях у сказки (Русские народные сказки. Герои сказок.)

В гостях у сказки. (Уральские сказы)


4 неделя января

«Этикет»

Столовая посуда. Нарядная одежда, обувь.

Классификация посуды и материал.

Нормы этикета. Нормы поведения.

1 неделя февраля

«Моя семья»

Моя семья

Моя семья

2 неделя февраля

«Азбука безопасности»

Азбука безопасности (Правила дорожного движения.)

Азбука безопасности (Правила безопасного поведения: на дороге, на воде, в лесу.)

3 неделя февраля

«Маленькие исследователи»

Материалы.


Земля – наш общий дом.


4 неделя февраля

Наши защитники

Наши защитники


Наши защитники



1 неделя марта

«Миром правит доброта»

Мы читаем…. Я помогаю. (Помощь пожилым людям, младшим, животным)

Мы читаем… Я – помогаю. (Отношение к младшим, пожилым людям, инвалидам).

2 неделя марта

«Женский день»

Женский день.


Женский день.


3 неделя марта

«Быть здоровыми хотим»

Спорт. Полезные привычки.

Спорт. Виды спорта. Здоровый образ жизни. Полезные и вредные привычки.

4 неделя марта

«Весна шагает по планете»

Весна (признаки).

Весна (признаки).

1 неделя апреля

«День смеха», «Цирк», «Театр»

Цирк.



Театр.



2 неделя апреля

«Встречаем птиц»

Перелётные птицы.

Перелётные птицы Южного Урала, кочующие птицы.

3 неделя апреля

«Космос», «Приведем планету в порядок»

Космос. День космонавтики.

Космос. День космонавтики.


4 неделя апреля

«Волшебница вода»

Пресноводные и аквариумные рыбы. Виды водоемов.

Обитатели морей и океанов.

1 неделя мая

«Праздник весны и труда»

Сезонные сельскохозяйственные работы (сад, огород)

Сезонные сельскохозяйственные работы.

2 неделя мая

«Мир природы»

Насекомые, цветы.

Земноводные.

3 неделя мая

«День Победы»

День Победы.

День Победы.

4 неделя мая

«До свидания, детский сад, здравствуй школа», «Вот мы какими стали большими»

Лето

Школа. Школьные принадлежности.


Приложение 2

^ Тематическое планирование

по развитию лексико-грамматических средств языка

и развитию самостоятельной развернутой фразовой речи

в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

(пример)

Тема: ^ Народная культура и традиции (Народные промыслы Урала)

Словарная работа

Грамматический строй речи

^ Связная речь

Психические процессы

Активизация предметного словаря.

1.Основные понятия.

Страна, Родина, Россия, Урал, Челябинск, Златоуст, Касли, промыслы, ремесло, мастер, литьё, гравюра, камнерез, украшение, статуэтка, фигурка, решетка, ажур, роспись
2.Синонимы.

мастер - умелец

^ Активизация словаря признаков.

Красивая, тяжелый черный чугун, кропотливая работа, стальная, ажурный рисунок
Активизация глагольного словаря.

вырезать, гравировать, изготавливать, вышивать
^ Активизация словаря наречий.

Спокойно, быстро, красиво, изумительно
Обогащение словаря названиями видов ремесла.

Каслинское литьё, златоустовская гравюра, Уральская роспись

^ Образование существительных в разных падежах.

1.Родительный падеж единственного и множественного числа.

В стране много народа, городов, промыслов, мастеров.

2.Винительный падеж единственного числа.

На картинках увидим мастеров, гравюру, картину из камней, вышивку

3.Творительный падеж единственного и множественного числа.

Любуемся гравюрой, пейзажем, статуэткой, фигуркой, вышивкой

4.Предложный падеж единственного и множественного числа.

Другу можно рассказать о мастерах, о каслинском литье, о гравюре, о картине

^ Согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже.

одна картина, две картины,… пять картин (гравюра, фигурка, статуэтка)
Образование притяжательных прилагательных.

чугунный, стальной, деревянный, жестяной

Образование глаголов с помощью приставок.

рисовать - нарисовать-дорисовать

шить - вышивать-зашивать-перешивать

Составление рассказа «Уральский мастер» по опорным словам.

Пересказ отрывка из сказа П.П.Бажова

«Серебряное копытце»



Развитие мелкой моторики:

-освоение техники различных росписей (рисование, аппликация).
Развитие памяти, внимания, логического мышления:

-игры «Четвертый лишний», «Чем похожи?»

Похожие:

Планирование коррекционной работы учителя логопеда в условиях введения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы и условиям ее реализации. Нуриева Р. Р., учитель-логопед мбдоу №125 iconОтдел образования администрации Курманаевского района
Курманаевского района был разработан и утвержден приказом №49/1 от 14. 04. 2011г план мероприятий по обеспечению введения федеральных...
Планирование коррекционной работы учителя логопеда в условиях введения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы и условиям ее реализации. Нуриева Р. Р., учитель-логопед мбдоу №125 iconПоложение о системе внутреннего мониторинга качества образования...
Минобрнауки России от 20. 07. 2011 №2151 «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной...
Планирование коррекционной работы учителя логопеда в условиях введения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы и условиям ее реализации. Нуриева Р. Р., учитель-логопед мбдоу №125 iconСтатья 9 закона РФ «Об образовании»
Модель образовательного процесса в доу на основе Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной...
Планирование коррекционной работы учителя логопеда в условиях введения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы и условиям ее реализации. Нуриева Р. Р., учитель-логопед мбдоу №125 iconПерспективное планирование непосредственно образовательной деятельности...
Перспективное тематическое планирование разработано с учетом Федеральных государственных требований к структуре Основной общеобразовательной...
Планирование коррекционной работы учителя логопеда в условиях введения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы и условиям ее реализации. Нуриева Р. Р., учитель-логопед мбдоу №125 icon"Об утверждении федеральных государственных требований к условиям...
Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации...
Планирование коррекционной работы учителя логопеда в условиях введения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы и условиям ее реализации. Нуриева Р. Р., учитель-логопед мбдоу №125 iconПринято утверждено
Типовым Положением о дошкольном общеобразовательном учреждении, приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г....
Планирование коррекционной работы учителя логопеда в условиях введения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы и условиям ее реализации. Нуриева Р. Р., учитель-логопед мбдоу №125 iconМетодические рекомендации к составлению Образовательной программы...
Введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования...
Планирование коррекционной работы учителя логопеда в условиях введения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы и условиям ее реализации. Нуриева Р. Р., учитель-логопед мбдоу №125 iconКомплексно-тематический принцип организации педагогического процесса
Одним из положений федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования...
Планирование коррекционной работы учителя логопеда в условиях введения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы и условиям ее реализации. Нуриева Р. Р., учитель-логопед мбдоу №125 iconДошкольное образование – как начальная ступень получения общего образования....
Модернизация системы дошкольного образования в условиях реализации федеральных государственных требований
Планирование коррекционной работы учителя логопеда в условиях введения Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы и условиям ее реализации. Нуриева Р. Р., учитель-логопед мбдоу №125 iconПриказ от 12 марта 2012 г. N 156 об утверждении федеральных государственных...
Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, n 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница