Скачать 176.44 Kb.
|
Методические рекомендации для общеобразовательных учреждений Краснодарского края о преподавании истории в 2013-2014 учебном году 1. Нормативно-правовые документы Преподавание предмета в 2013 – 2014 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
2. Учебно-методическое обеспечение 2.1. Основное общее образование Согласно ст. 28 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ (с изменениями и дополнениями) к компетенции образовательного учреждения относится определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе. Подробная информация о современных УМК по истории (с аннотациями и справочным материалом) представлена на сайтах: 1. Всё об учебниках федеральных перечней (http://fp.edu.ru/asp) 2. Издательство «Просвещение» (http://www.prosv.ru) 3. Издательство «Дрофа» (http://www.drofa.ru) 4. Издательство «Русское слово» (http:// www.russkoe-slovo.ru) 5. Издательство «ВЕНТАНА-ГРАФ» ( http://www.vgf.ru) 6. Издательство «БАЛАСС» (http://www.school2100.ru) При выборе УМК по истории необходимо учитывать следующие особенности издательских линий:
В помощь учителю истории в преподавании предмета и подготовке к государственной итоговой аттестации выпущены следующие издания:
Дополнительную информацию можно найти на сайтах:1. http://fipi.ru/view/sections/203/docs/404.html 2. http://www.history.standart.edu.ru 3. http://www.history.ru 4. http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3838 Количество часов, предусмотренное для изучения истории в 5-9 классах, в соответствии с федеральным БУП и приказом министерства образования и науки Краснодарского края от 17.07.2013 № 3793 «О примерных учебных планах для общеобразовательных учреждений Краснодарского края» следующее:
Обращаем внимание, что дополнительные часы на изучение того или иного предмета могут быть добавлены из компонента общеобразовательного учреждения. Пилотные школы, осуществляющие переход на стандарты второго поколения, руководствуются письмом министерства образования и науки Краснодарского края от 22.07.2013 № 47-10635/13-14 «Об учебных планах образовательных учреждений, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в 2013-2014 учебном году» и следующим распределением часов на преподавание истории:
2.2. Среднее (полное) общее образование В соответствии с федеральным БУП и приказом департамента образования и науки Краснодарского края от 31.10.2012 № 8233 «Об определении перечня профилей, открываемых в общеобразовательных учреждениях Краснодарского края в 2013-2014 учебном году, и предметах по выбору для сдачи экзаменов в ходе государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов, проводимой территориальными экзаменационными комиссиями». Подробная информация о современных УМК по истории (с аннотациями и справочным материалом) представлена на сайтах: 1. Всё об учебниках федеральных перечней (http://fp.edu.ru/asp) 2. Издательство «Просвещение» (http://www.prosv.ru) 3. Издательство «Дрофа» (http://www.drofa.ru) 4. Издательство «Русское слово» (http:// www.russkoe-slovo.ru) 5. Издательство «ВЕНТАНА-ГРАФ» ( http://www.vgf.ru) В помощь учителю истории в преподавании предмета и подготовке к государственной итоговой аттестации выпущены следующие издания:
Структуру и примерное содержание КИМов необходимо сверять с демонстрационным вариантом, кодификатором и спецификацией, размещенными на сайте Федерального института педагогических измерений (http://fipi.ru). Дополнительную информацию можно найти на сайтах: 1. http://www.history.standart.edu.ru 2. http://www.history.ru 3. http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3838 Количество часов, предусмотренное для изучения истории в 10-11 классах, в соответствии с федеральным БУП и приказом министерства образования и науки Краснодарского края от 17.07.2013 № 3793 «О примерных учебных планах для общеобразовательных учреждений Краснодарского края» следующее:
^ в 2013-2014 учебном году В период перехода на новые стандарты особенно актуальным становится вопрос о том, какие учебно-методические комплекты соответствуют идеологии ФГОС, в том числе принципам системно – деятельностного подхода. Сегодня государственная политика в образовании направлена на обновление содержания образования и использование новых методов и образовательных технологий в преподавании, что предполагает ответственность учителя за выбор учебника. Учебники, прошедшие экспертизу в экспертных организациях и включенные в федеральный перечень учебников, выбирает образовательное учреждение. Учитель выбирает те или иные методики обучения и воспитания, что во многом определяет успешность работы по определенному учебнику. В 2013-2014 учебном году в преподавании истории обращаем внимание на следующие особенности. Основой для преподавания предмета История являются: Примерная программа основного общего образования по истории; Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень); Примерная программа среднего (полного) общего образования по истории (профильный уровень) (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/3838). Предпочтительно внутри концентров работать по одной предметной линии, авторской или издательской, чтобы сохранить преемственность дидактических единиц, методологических и методических подходов. В рамках среднего (полного) общего образования на усмотрение ОУ можно продолжить работать по выбранной линии или же поменять УМК, сохранив преемственность X и XI классов внутри второго концентра. В соответствии с наличием в Федеральном базисном учебном плане основного общего и среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни) единого предмета История, состоящего из двух курсов «История России» и «Всеобщая история», изложенных в примерных программах общего образования по истории раздельно, на практике рекомендуется изучать синхронно-параллельно с возможностью интеграции некоторых тем отечественной и всеобщей истории. Интегрироваться могут темы по истории международных отношений и внешней политики России, истории мировых войн, отдельные вопросы истории, культуры и др. При этом следует учитывать, что курс «История России» занимает приоритетное место и по объему учебного времени, и по задействованности в контрольно-измерительных материалах ГИА и ЕГЭ. В классных журналах (5 – 11 класс) необходимо оба курса записывать в единый раздел История в соответствии с календарно-тематическим планированием без специального разделения между курсами «Всеобщая история» и «История России». Выставление четвертных, полугодовых и годовых отметок осуществляется также в рамках единого предмета История в общепринятом порядке. В зависимости от имеющихся в распоряжении образовательных учреждений учебников, внесенных в федеральный перечень, и вида рабочей программы (см. Письмо ДОН от 06.04.2010 г. №47-3315/10-14 «О рекомендациях по формированию образовательных программ общеобразовательных учреждений») возможно 3 варианта синхронизации учебного материала. ^ . При этом блок всеобщей истории должен предшествовать блоку отечественной истории в пределах определенного хронологического периода, например XVI – XVIII вв. В качестве методической основы можно выбрать программу (полное соответствие примерной или авторской программе), составленную, там где это возможно, на базе единой учебно-дидактической линии учебно-методических комплектов «История России» и «Всеобщая история» для соответствующей параллели классов. ^ осуществляется на основе программы (полное соответствие примерной или авторской программе), составленной на базе интегрированных учебников «История» для 10 – 11 классов, внесенных в федеральный перечень. При планировании рекомендуется ориентироваться на обязательные минимумы содержания основного общего и среднего (полного) общего образования. При отборе учебного материала в первую очередь необходимо задействовать содержание, изучение которого является объектом контроля и оценки в рамках итоговой аттестации выпускников (в обязательном минимуме выделено прямым шрифтом). Курсивом выделено содержание, которое подлежит изучению, но не является объектом контроля и не включается в требования к уровню подготовки выпускников. Использование указанного формата позволяет дифференцировать образовательные программы по уровням содержания в направлении сужения границ «знаниевых» требований и наряду с этим стимулирует полное изучение обязательного программного материала, что особенно актуально при значительных объемах курса. Комплексный проект модернизации образования корректирует приоритетные направления в преподавании истории, стимулирует разработку перспективных технологий, позволяющих решать проблемы развивающего обучения. Принципиально новые задачи по развитию методики преподавания стоят, прежде всего, в сфере предпрофильного и профильного исторического образования, а также организации системы итогового контроля знаний и умений учащихся. Главным представляется поиск эффективного баланса между репродуктивными и продуктивными методами обучения, традиционными и современными средствами обеспечения учебного процесса. В этой связи предлагаем учителям истории акцентировать внимание на следующих основных моментах: 1. Широко использовать нетрадиционные формы уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков, политических дебатов и т.д. Это позволит увеличить познавательную активность учащихся, их мотивированность к самостоятельной учебной работе. 2. При профильном изучении истории в старшей школе попробовать переход к модульной системе организации учебного процесса. Подобный подход позволит не только укрупнить смысловые блоки содержания, но и избежать перегрузки учебного процесса излишними, второстепенными фактами. Особенно важно это в старшей школе, где при сокращении объема учебного времени возрастает уровень сложности материала. 3. Совмещать различные алгоритмы усвоения знаний и умений при сохранении единой содержательной основы, что обеспечит тесную взаимосвязь разнообразных способов и форм учебной деятельности в ходе изучения истории. 4. Активно внедрять групповые методы работы, творческие задания, в том числе, методику исследовательских проектов для приобретения учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развития личностной позиции учащегося в образовательном процессе. 5. Считать приоритетным индивидуальный подход к каждому ученику. В рамках реализации практической части обращаем внимание на то, что Интернет-поддержка профессионального развития педагогов осуществляется на сайте www.en.edu.ru. Интересные материалы для учителей истории размещены на федеральном образовательном портале «Социально-гуманитарное и политологическое образование». Полезными могут оказаться и следующие Интернет-сайты: www.openclass.ru; www.pedsovet.org; www.bankrabot.com; www.school.edu.ru. Рекомендуем также пособие, содержащее аннотированные списки сайтов по использованию Интернет-ресурсов на уроках истории: Плотникова В.А. Интернет-ресурсы в практической деятельности учителя общеобразовательной школы. Методическое пособие: 10 – 11 классы. – М.: Вентана-Граф, 2009. ^ При работе с одарёнными детьми необходимо обратить внимание на следующее. Одним из приоритетных направлений национальной образовательной инициативы «Наша Новая Школа» является поддержка талантливых детей. В этой связи предлагаем учителям истории акцентировать внимание на работе с одаренными детьми; оказывать методическую и содержательную помощь в подготовке учащихся к участию в конкурсах и олимпиадах обществоведческой направленности; способствовать популяризации необходимости углубленного исторического образования; формировать мотивацию к осознанному выбору профессии, связанной с историей как научной или учебной дисциплиной. Рекомендуем за оперативной информацией в указанной области обращаться на Интернет-сайты www.odardeti.ru; www.globalkid.ru. Приглашаем принять участие в тематических краевых семинарах-совещаниях, организованных кафедрой обществоведческих дисциплин ГБОУ КК ККИДППО «Подготовка учащихся к олимпиадам обществоведческого цикла» и «Особенности проверки олимпиадных заданий по предметам обществоведческого цикла», а так же в курсах повышения квалификации по соответствующим модулям. Информация располагается на Интернет-сайте http://idppo.kubannet.ru Рекомендуем взаимодействие с краевым Центром дополнительного образования для детей (г. Краснодар, ул. Красная, 76, тел. 259-83-87), а также (для города Краснодара) – с Центром дополнительного образования для детей «Малая академия» (г. Краснодар, ул. Чапаева, 85/1, тел. 259-45-03, 255-53-36). В данных учреждениях не только проводятся занятия с одарёнными детьми, но и осуществляется помощь в подготовке к конкурсу научно-исследовательских проектов учащихся «Эврика». Каждому педагогу необходимо при работе с одаренными детьми активно использовать возможности дистанционного обучения через систему базовых школ Краснодарского края. ^ Базисным учебным планом в IX классах в рамках предпрофильной подготовки введены элективные курсы (курсы по выбору). В преподавании элективных курсов рекомендуем: Сборник нормативных документов и методических материалов по предпрофильной подготовке и профильному обучению. Сборник. 9 – 11 класс. – М.: Вентана-Граф, 2010. Напоминаем, что историческая проблематика может изучаться и в составе элективных курсов (из национально-регионального компонента и компонента образовательного учреждения), предназначенных для расширения как базового, так и профильного уровней, а также для удовлетворения познавательных интересов учащихся по отдельным направлениям современных исторических исследований. В этой связи рекомендуем обратить внимание на следующие издания: 1. Господарик Ю.П. История России XV – начала XX вв. в записках иностранцев. – М.: Вентана-Граф, 2010. 2. Программы элективных курсов. История: 10 – 11 классы: профильное обучение / М.В. Пономарев, А.М. Родригес, Е.С. Галкина и др. – М.: Дрофа, 2007. 3. Элективные курсы для профильного обучения учащихся 10 – 11 классов / авт.-сост. Н.А. Григорьева. Н.И. Чеботарева. – М.: Глобус. 2007. ^ для оснащения кабинета истории в 2013-2014 учебном году Перечень оборудования для оснащения кабинета содержится в письме Министерства образования и науки РФ от 1 апреля 2005г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений», приказе Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. N 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений». Эффективность усвоения учащимися учебного материала во многом зависит от того, как организован и осуществляется учебно-воспитательный процесс. Наряду с научно-обоснованной учебной программой курса, оптимальной методикой проведения занятий важной представляется наличие соответствующей современным тенденциям в образовании учебно-материальной базы (УМБ), необходимых передовых средств обучения. Под УМБ понимается, прежде всего, предметный кабинет и его оснащение различными материальными средствами обучения, соответствующими развитию науки, техники и педагогики, а так же требованиям документов Министерства образования и науки РФ. В современных условиях происходит перестройка производственного сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в практику преподавания принципиально новые носители информации (в первую очередь мультимедиа). Многие средства и объекты материально-технического обеспечения являются взаимозаменяемыми, поскольку их использование призвано обеспечить не только преподавание конкретных предметных тем, но и развития умений и навыков учащихся. В целях рационального использования оборудования, повышения качества преподавания необходимо: 1. Сочетание в преподавании новейших информационных технологий и словесно-логического, наглядного способов передачи знаний. 2. Активизация применения информационно-компьютерных технологий на уроках. Компьютер должен рассматриваться как обучающая машина, открывающая новые возможности как для преподавателя, так и для учащихся. Использование готовых программных продуктов при проведении лекций, тестирования, изучения исторических источников, дидактических компьютерных сред и программных комплексов, содержащих справочники, обучающие и контролирующие блоки, динамическую графику с конкретной тематикой –идеальный вариант оптимизации обучения предмету. 3. Сохранение накопленного опыта, собранного методического материала, иллюстраций и текстовых подборок в электронном виде. 4. Наличие подключения к Интернету, что позволит регулярно пополнять собственную коллекцию цифровых ресурсов. При этом представляется необходимым обязательное копирование наиболее важных материалов. По статистике, средний срок жизни сайта в Интернете не превышает полутора-двух лет, и обнаруженный однажды качественный ресурс через некоторое время может оказаться недоступным. При наличии TV-тюнера возможно производить запись телевизионных программ и их кодировку в формат, пригодный для демонстрации на оборудовании, установленном в кабинете. 5. Наличие внутренней сети в ОУ, в которой могут быть выделены две отдельные папки (подраздела): «Методические материалы» (предоставляется только учителям) и «Исторические ресурсы» (открыта для всех, но с дифференциацией возможностей: учащиеся могут открывать и копировать необходимые документы; учителя обладают правом размещать и удалять файлы). 6. В календарно-тематическом планировании необходимо указывать использование учебного оборудования. 7. Перечень рекомендованного оборудования (мультимедийная установка, интерактивная доска, таблицы и т.д.) зависит от соответствующей темы и ее связи с базовым предметом. 8. Для расширения теоретической подготовки рекомендуем следующую литературу: - Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе: пособие для учителей и студентов вузов / М.Т. Студеникин. М.: ВЛАДОС, 2007. - Шевченко Н.И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания / Н.И. Шевченко. М.: Русское слово, 2009. - Кабинет истории и обществознания // Преподавание истории в школе. -2008. - №3. - С.3 – 21.
|
![]() | О преподавании обществознания в 2013- 2014 учебном году Нормативно-правовые... ... | ![]() | О зачислении обучающихся в 10 универсальный класс в 2013-2014 учебном году «Об открытии 10-х и 9-го кадетского классов в муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях в 2013-2014 учебном году» и... |
![]() | Освоивших программы основного общего образования, с участием территориальных... Распределение функций между структурами различного уровня (шмо, мс, классные руководители) по подготовке и проведению гиа-9 в Павловском... | ![]() | План подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации... Подготовка и утверждение плана мероприятий по подготовке и проведению Г(И)А в 2013-2014 учебном году |
![]() | Методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика и информационно-коммуникационные... Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования | ![]() | Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Литература»... Преподавание предмета «Литература» в 2011 – 2012 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими... |
![]() | «Об организации приема обучающихся в 1 классы в 2013-2014 учебном году» Уо г о г. Воронеж от 28. 01. 2013 г. №352/01-04 «О закреплении территорий за муниципальными бюджетными общеобразовательными учреждениями... | ![]() | Расписание уроков на II четверть 2013 – 2014 в 2013-2014 учебном... |
![]() | «Основы безопасности жизнедеятельности» в 2012-2013 учебном году В 2007-2008 учебном году преподавание обж ведется во всех 22 –х классах с 1-го по 11-й в соответствии с Учебным планом и приказом... | ![]() | Перечень ресурсных центров общеобразовательных учреждений в Московской... Управления образования администрации г. Фрязино от 08. 04. 2013 №88 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов... |