Скачать 0.74 Mb.
|
БАЛТИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА ИПЭиМ Г.В.Панюта ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА В ЭКОНОМИКЕ Методические указания по выполнению контрольных заданий и варианты контрольных заданий для студентов специальности 080507.65 “Менеджмент организации” очной, заочной, очно-заочной форм обучения Калининград. 2006 Автор: Панюта Г.В. Рабочая программа, методические указания и контрольные задания рассмотрены и одобрены кафедрой « » ____________ 2005 г., протокол N ___. Рецензент: Гришковец В.Б., к.э.н., профессор. Оглавление 1. Общие организационно-методические указания 4 2. Указания к выполнению контрольных работ 5 ^
заочной и очно-заочной форм обучения 9 ^ 6. Содержание программы по учебной дисциплине «Основы системного анализа» и методические указания по самостоятельному изучению курса 11 ^ 6.2 Перечень разделов, тем, вопросов, раскрывающих содержание дисциплины 12 7. Варианты заданий к контрольной работе по основам системного анализа 25 8. Примерный перечень практических занятий для студентов заочной и очно-заочной форм обучения 38 ^ Приложение. Варианты тестов 42 1. Общие организационно-методические указания Настоящие методические указания разработаны на основании требований государственного образовательного стандарта и в соответствии с программой обучения по дисциплине «Основы системного анализа в экономике», принятой в Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота РФ для студентов специальности 061100 «Менеджмент». Выполнение контрольных заданий способствует приобретению знаний и навыков, необходимых для овладения разделами курса по данной дисциплине, предусмотренных программой, а также формированию практических навыков системного анализа применительно к задачам управления. ^ я. В связи с этим успешное освоение курса «Основы системного анализа в экономике» базируется на знаниях, полученных студентами в процессе изучения всех дисциплин экономического цикла. ^ – это дисциплина, занимающаяся проблемами принятия решений в условиях, когда выбор альтернативы требует анализа сложной информации различной физической природы. Это логически связанная совокупность теоретических и эмпирических положений из области математики, естественных наук и опыта разработки сложных систем, обеспечивающая повышение обоснованности решения конкретной проблемы. Это область научных знаний, использующая как количественные, так и качественные методы анализа систем; как формально-логические методы (математика, моделирование, теория систем, исследование операций), так и лигико-интуитивные, эмпирические методы, не присущие искусственному интеллекту (общая теория управления, принятие решений). Это обширная синтетическая дисциплина, включающая в себя целый ряд разделов, носящих характер самостоятельных научных дисциплин. ^ изучение методики проведения работ по системному анализу, позволяющей не упустить из рассмотрения существенные факторы, определяющие построение эффективных систем управления в конкретных условиях. При подготовке контрольных заданий необходимо руководствоваться программой курса «Основы системного анализа», настоящими указаниями и рекомендуемой литературой, использовать полученные знания по всем взаимосвязанным учебным дисциплинам. ^ – закрепление и проверка знаний, полученных студентами в процессе самостоятельного изучения учебного материала по овладению студентами методологией системного анализа. В ходе выполнения контрольных заданий перед студентами ставятся следующие задачи: - побудить и развить творческие способности, перспективное мышление, интерес к исследовательской деятельности; - уметь применять приемы и методы обработки экономической информации, выбирать методы последующего ее структурирования и обобщения; - получить практические навыки по выбору и применению адекватных практической ситуации методов анализа; - уметь формировать экономически обоснованные выводы по итогам исследования и по результатам аналитических расчетов и заключений. ^ В установленные учебным заведением сроки студенты должны выполнить контрольную работу. Контрольные задания составлены в 30-ти вариантах. Контрольная работа должна содержать: - ответ на один теоретический вопрос; - выполнение практического задания; - составление двух вопросов для контрольного (проверочного) теста, содержащих несколько вариантов ответов (см. Приложение). Перед началом выполнения контрольных работ студентам необходимо ознакомиться с теоретическим материалом соответствующих разделов курса «Основы системного анализа» и рекомендованной литературой. При этом особое внимание необходимо обратить на методологию процесса исследования, планирование и организацию исследования, эффективность исследования. Если в процессе изучения учебного материала и при выполнении контрольных работ возникнут затруднения, то рекомендуется обратиться за консультацией к преподавателю, ведущему данную научную дисциплину. ^ При подготовке ответов на теоретические вопросы контрольного задания особое внимание следует уделить основным методологическим положениям, подходам и методам исследования систем управления; процессуально-методологическим схемам исследования систем управления; этапам процесса исследования, характеризующимся комплексом операций; получению результатов исследования. Ответ должен быть логически выдержан, содержать научные положения по рассматриваемому вопросу. Теоретический аспект данного вопроса должен быть увязан с практической областью его применения. ^ Приступая к выполнению практической части контрольных работ, необходимо внимательно вчитаться в экономическую информацию, выделить ключевые понятия, четко уяснить содержание задания. Затем следует предварительно наметить план-схему выполнения задания. В практическом задании тематически задается направление (тема) исследования по конкретному проблемному вопросу, разработку которого следует производить на примере конкретного хозяйствующего субъекта. Практическое задание выполняется на примере конкретного предприятия или организации. В качестве хозяйствующего субъекта может выступать: 1) предприятие или организация, о котором у студента собран материал, в период прохождения практик; 2) предприятие или организация, на котором работает студент; 3) любое другое предприятие, о деятельности которого у студента имеется необходимый материал. ^ Вопросы составляются на знание научных категорий, понятий, методов, показателей, формул и т.д. Вопросы также могут содержать расчеты с не очень сложными вычислениями, приемлемыми для теста. К вопросу прилагаются варианты ответов (не менее четырех), один (или несколько) из которых является правильным. В обязательном порядке дается ссылка на информационный источник, содержащий правильный ответ на поставленный вопрос, с указанием автора, названия, года издания, номера страницы. При несоблюдении хотя бы одного из условий по составлению вопросов контрольного теста задание считается невыполненным. ^ 1. В начале работы указать номер варианта контрольной работы. 2. Перед решением задания привести его условие. 3. Решение задания следует сопровождать краткими определениями понятий и при необходимости пояснением используемых показателей, формул, производимых расчетов; развернутыми схемами исследования. Если имеется несколько равнозначных методов или способов достижения результатов исследования, то желательно применять наиболее простой из них, указав при этом и другие возможные варианты решения. 4. При решении практического задания следует проверять давать трактовку и комментарии экономическому содержанию показателей, полученным результатам. 5. Таблицы, графики составляются в соответствии с общепринятыми правилами. Формулы приводятся в той записи, которая дается в литературных источниках или лекционном материале. Таблицы, рисунки, формулы нумеруются. 6. В тексте теоретических и практических заданий делаются ссылки на источники научной информации, использованных при написании контрольных работ (автор, название, издательство, год издания, страницу; название интернет-сайта). 7. Индексы, как правило, необходимо вычислять с точностью до 0,001; проценты – с точностью до 0,1. 8. Единицы измерения экономических показателей приводить в соответствии с общепринятыми условными обозначениями. 9. Решение практического задания должно содержать промежуточные выводы (если это необходимо) и обязательно экономически обоснованные заключительные выводы на основании полученных аналитических результатов. Решения, которые не содержат определения, пояснения, развернутые расчеты, краткие выводы, считаются невыполненными. 10. Оформляются контрольные работы в компьютерном, или машинописном, или рукописном вариантах без помарок и сокращений слов (кроме общепринятой аббревиатуры). Страницы нумеруются. Необходимо оставлять поля для замечаний рецензента и исправлений или дополнения, вносимых студентами после рецензирования. Если в зачтенной рецензентом работе были сделаны замечания, студент обязан учесть их и, не переписывая работу, внести необходимые исправления и дополнения. 11. В конце контрольной работы приводится перечень использованных источников, то есть библиографический список литературы с указанием автора, названия, издательства, года издания, общего количества страниц; название интернет-сайта. 12. Контрольная работа подписывается студентом с указанием даты ее выполнения. 13. Зачтенную работу вместе с рецензией студенты обязаны представить при сдаче экзамена или зачета. ^ Контрольные работы, выполненные на низком уровне и не соответствующие указанным требованиям, возвращаются студентам с письменным заключением преподавателя на доработку и исправление. Причинами недопущения контрольной работы к защите могут быть: - работа выполнена несамостоятельно; - не использована методология исследования систем управления; - в работе содержаться ошибочные положения; - не раскрыты положения, входящие в теоретические вопросы; - решения практических заданий не содержат пояснения, развернутых расчетов, выводов; - работа выполнена небрежно. Контрольные работы, выполненные на должном уровне, допускаются к защите перед преподавателем, ведущим данную дисциплину. Без защиты контрольных работ студенты не допускаются к сдаче зачета или экзамена по дисциплине «Основы системного анализа в экономике». ^ Номер варианта контрольного задания определяется по следующей формуле: 25 N= ------- х n , Ч + 1 где N – номер варианта; Ч – численность студентов в группе, находящихся в списках учебного заведения на момент начала семестра; n – номер по порядку студента в списке группы. ^ В соответствии с количеством учебных часов, отведенных для изучения дисциплины «Основы системного анализа в экономике», студентами заочной и очно-заочной форм обучения разработан следующий план аудиторных занятий. Таблица 1 – Примерный тематический план занятий по дисциплине «Основы системного анализа в экономике» для студентов заочной и очно-заочной форм обучения
^ Основная
3. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Исследование систем управления: социологические и экономические исследования, прогнозные и плановые исследования, экспериментальные исследования. Учеб. пособие для вузов. – Железнодорожный.: НПЦ Крылья, 2004. – 416 с. 4. Игнатьева А.В., Максимцов М.М. Исследование систем управления. Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 157 с. 5. Коротков Э.М. Исследование систем управления. Учебник. – М.: ДеКА, 2003. – 2003. 6. Локтионов М.В. Системный подходи в менеджменте.- М.: Генезис, 2000.- 288 с. 7. Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления. Учебник для вузов. – М.:ГУ ВШЭ, 2002. – 400 с. 8. Мащенко В.Е. Системное корпоративное управление. Учебное пособие.- М.: Сирин, 2003, с. 251. 9. Мишин В.М. Исследование систем управления.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 527 с. 10. Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления. Учеб. пособие для вузов. – М.: Академический проект, Екатеринбург.: Деловая книга, 2003. – 352 с. 11. Спицнадель В.Н. Основы системного анализа. Учебное пособие.- СПб.: Бизнес-пресса, 2000.- 326 с. Дополнительная 12. Николаев В.И., Брук В.М. Системотехника: методы и приложения.- Л.: Машиностроение, 1985.- 199 с. 13. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. Учебное пособие для вузов.- М.: Высш. шк., 1989.- 367 с. 14. Шеметов П.В. Теория организации: Курс лекций.- М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2004.- 176 с. |
![]() | Кафедра гражданско-правовых дисциплин Темы (задания) курсовых работ и методические указания по их выполнению для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения... | ![]() | Кафедра государственно-правовых дисциплин Темы (задания) курсовых работ и методические указания по их выполнению для студентов очной, очно-заочной и заочной форм обучения... |
![]() | Методические указания к выполнению контрольных заданий и контрольные... Методические указания к выполнению контрольных заданий и контрольные задания по дисциплине «Прикладная механика» (тмм и дм и ок)... | ![]() | Методические указания Методические указания предназначены для выполнения дипломного проекта студентами специальности 080502 "Экономика и управления" очной,... |
![]() | Программа и методические указания по прохождению практики для студентов всех форм обучения Студенты очно-заочной и заочной форм обучения, работающие по той же специальности, по которой обучаются в университете, учебную ознакомительную... | ![]() | Методические указания по выполнению контрольной работы с вариантами... Методические указания содержат контрольные задания по основным темам курса логики, включающие краткое содержание теоретического материала;... |
![]() | Методические указания к выполнению контрольных заданий для студентов заочной формы обучения ... | ![]() | Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по дисциплине Методические указания предназначены для студентов вечерней/заочной/очной формы обучения. Дисциплина «Страхование» в соответствии... |
![]() | Методические указания для выполнения контрольных работ для студентов... Методические указания для выполнения контрольных работ для студентов заочной формы обучения | ![]() | Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное... Методические указания по выполнению контрольной работы и варианты контрольных работ для студентов всех направлений заочной формы... |