Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «центр дополнительного образования для детей «радуга»




НазваниеМуниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «центр дополнительного образования для детей «радуга»
страница1/4
Дата публикации02.03.2013
Размер0.58 Mb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Право > Документы
  1   2   3   4
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ЛАНГЕПАС
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ «РАДУГА»



.

Проектирование программы развития в учреждениях дополнительного образования детей

(из опыта работы ЛГ МАОУ ДОД «ЦДОД «Радуга»)


Михеенко Ирины Васильевны

заместитель директора

по учебно-воспитательной работе



Лангепас 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………. 4




ГЛАВА 1

Теоретико-методологические основы

проектирования программ развития в сфере образования ………………………………………………. 7







    1. Сущность и особенности проектирования

и разработки программ развития в системе

образования………………………………………… 7







    1. Нормативно-правовые основы проектирования

программ развития учреждений

дополнительного образования…………………… 12






    1. Порядок проектирования, разработки программы

развития образовательного учреждения и её структура …………………………………………. 15




ГЛАВА 2

Процесс проектирования программы развития муниципального учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей «Радуга» ……………………. 21







2.1. Анализ условий, связанных с проектированием

программы развития в ЛГ МАОУ ДОД «ЦДОД

«Радуга»……………………………………………. 21







2.2. Этапы проектирования программы развития в

ЛГ МАОУ ДОД «ЦДОД «Радуга»………………. 27







2.3. Проблемы, связанные с проектированием

программы развития в учреждении

дополнительного образования…………………… 35







2.4. Модель программы развития ЛГ МАОУ ДОД

«ЦДОД «Радуга» …………………………………. 37




ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………… 40




^ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………. 42




ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………... 45





Введение
Эффективная деятельность образовательных учреждений предопределена необходимостью интеграции в одну взаимосвязанную непротиворечивую и взаимодействующую форму – конструктивную образовательную систему.

Образовательная система представляет собой целостный объект образования с четко выраженными границами, с необходимым и достаточным для описания функционирования системы набором элементов (компонентов) в их связях и тесном взаимодействии, обладающий следующими признаками: реальностью, социальностью, сложностью, открытостью, динамичностью, вероятностью, целеустремленностью, самоуправляемостью. Исходя из этого, можно утверждать, что связь системного и технологического подходов в образовании заключается в формировании и внедрении в практику образовательных учреждений системного способа мышления, что невозможно осуществить без проектирования различных программ деятельности образовательного учреждения.

Процессы модернизации современного социального пространства приводят к необратимым изменениям системы образования. Поэтому и образовательные учреждения должны готовы быть к изменениям и соответствовать новым законодательным актам, т.е. готовы быть к развитию.

Развитие образовательного учреждения представляет собой закономерное, целесообразное, управляемое, позитивное изменение самого учреждения (её целей, содержания, методов, форм организации педагогического процесса) и её управляющей системы, приводящее к достижению качественно новых результатов образования, воспитания  и развития учащихся; это переход образовательного учреждения от прежнего качественного состояния к новому (в ходе инновационного процесса), причём оба состояния оцениваются по результатам деятельности учреждения, а переход осуществляется в определённое, заранее обозначенное время.  Всё это требует разработки каждым образовательным учреждением  своей собственной программы развития.

Программа развития образовательного учреждения становится важным стратегическим документом учреждения и действенным инструментом, обеспечивающим результативный и своевременный переход в новое качественное состояние и направлена на решение приоритетных актуальных проблем, требующих изменения, совершенствования деятельности учреждения образования. Программа развития образовательного учреждения становиться необходимым инструментом управления качеством образования и эффективностью деятельности любого образовательного учреждения.

^ Объект исследования: деятельность Лангепасского городского муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей «Радуга»

по проектированию её программы развития.

^ Предмет исследования: процесс проектирования программы развития образовательного учреждения.

Цель: разработать модель программы развития муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей «Радуга».

^ Задачи исследования:

  1. Рассмотреть сущность и особенности проектирования и разработки программы развития в системе образования.

  2. Изучить нормативно-правовые основы проектирования программы развития в учреждении дополнительного образования.

  3. Выделить порядок разработки программы развития образовательного учреждения и ее структуру.

  4. Проанализировать условия, связанные с проектированием программы развития в ЛГ МАОУ ДОД «ЦДОД «Радуга».

  5. Выделить этапы проектирования программы развития в ЛГ МАОУ ДОД «ЦДОД «Радуга».

  6. Выявить проблемы связанные с проектированием программы развития учреждения дополнительного образования.

  7. Представить модель программы развития ЛГ МАОУ ДОД «ЦДОД «Радуга».

Методами исследования явились анализ литературы по теме, нормативно-правовых актов, документов по организации деятельности учреждения дополнительного образовании, информационных материалов на сайтах системы Интернет; сравнение, обобщение и моделирование и др.

Теоретико-методологической основой исследования явились работы ученых и педагогов в области управления образовательными учреждениями (В.С.Лазарев, М.М.Поташника, П.И.Третьякова); по вопросам развития дополнительного образования детей (В.К.Бруднова, Л.П. Буйловой, В.А.Горский, А.Б.Фоминой и др.); нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность учреждений дополнительного образования на федеральном, окружном и муниципальном уровне, локальные акты учреждения и др.


^ Глава 1. Теоретико-методологические основы проектирования программ развития в сфере образования


    1. Сущность и особенности проектирования и разработки программ развития в системе образования

Современный человек живет в условиях цивилизации и среды, которые все меньше являются естественными, природными и все больше становятся искусственными, рукотворными, спроектированными и сотворенными человеком. Вместе с ХХI веком в историю человечества бурно вошло понятие – проектирование. Первоначально основной сферой применения проектирования была сфера материального производства, строительства, архитектуры. Создавая проекты новых производств, проектировщики и дизайнеры уже не могли в середине двадцатого столетия игнорировать особенности и запросы тех людей, которые будут работать на этих производствах, обслуживать сложные человеко-машинные системы. Таким образом, от технического проектирования начал осуществляться переход к проектированию социотехническому, учитывающему, наряду с технико-технологическими факторами, также факторы социальные, психологические, человеческие. Со второй половины ХХ века проектирования применяется и в образовании.

Термин "проектирование" происходит от лат. "projectus" - брошенный вперед; это - процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния. Это специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений. Проектирование - составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса. Проектирование означает определение версий или вариантов развития или изменения или иного явления.

В образовании актуально проектирование педагогическое и социальное. Проектирование педагогическое представляет собой предварительную разработку основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.

^ Проектирование социальное – один из видов целеполагающей деятельности по формированию объемно-информационного аналога (проекта) создаваемого социального объекта1.

Социальный проект – есть описание наиболее существенных свойств создаваемого объекта с позиции фиксированных задач, в совокупности с нормативно-организационной документации и стандартов деятельности, регламентирующих организацию производства и управления, порядок внесения в них изменений.

В конце ХХ века в образование России вошло понятие – программа развития образовательного учреждения. Программа развития имеет отношение к социальному проектированию, т.к. предполагает проектирование изменений в образовательном учреждении (социальном объекте). Проектирование программ развития образовательных учреждений и необходимость этого процесса, теоретические и методические рекомендации построения программ развития образовательного учреждения отражены в работах В.С. Лазарева, М.М. Поташника, А.М. Моисеева и других авторов.

Сегодня создание программы развития стало обязательным атрибутом практически каждого учреждения образовательного учреждения. Сам этот процесс инициируется органами управления образования, требованиями к аттестации и аккредитации учреждения.

Программа развития образовательного учреждения становится важным стратегическим документом учреждения и действенным инструментом, обеспечивающим результативный и своевременный переход в новое качественное состояние.

Рассматривая понятие «развитие» следует отметить, что - это необратимое, направленное, закономерное изменение в реальном времени и пространстве. В этом его отличие от функционирования, случайных ответных реакций. «… радикальное изменение социально-экономического устройства общества неизбежно ведет к смене требований к образованию, их дифференциации, а значит, к необходимости удовлетворения этих требований. В таких условиях невозможно сохранится, не изменяясь. Развитие становиться единственным способом выживания. И те, кто осознает это раньше, получают больше возможности для эффективного вхождения в новую систему общественных отношений»2 .

Методологической основой программирования развития образовательных учреждений является системный подход к решению их крупномасштабных проблем в сочетании с принципом развития. Центральной категорией здесь является понятие «развитие», под которым имеется в виду необратимый процесс изменения уровня организации конкретного объекта. Поскольку направленность развития может быть прогрессивной либо регрессивной, постольку в педагогике под проектированием развития подразумевается осуществление преобразований, обеспечивающих именно прогрессивное изменение, совершенствование образовательного учреждения.

Программа развития является документом прогностической информации о развитии школы, способным эффективно понижать неопределенность будущего развития для различных субъектов образовательного процесса. Программа рассматривается как инструмент органа управления, необходимый для привлечения ресурсов для решения значимой проблемы. С управленческой точки зрения Программа является основой принятия оперативных управленческих решений в повседневной деятельности образовательного учреждения. В ходе процесса разработки Программы руководитель выявляет собственную позицию к происходящим изменениям в социальном контексте, анализирует потенциал развития своего ОУ в новых условиях и берет на себя ответственность за новые цели развития и способы их достижения.

Программа развития социального института, к числу которых и относятся образовательные учреждения, предполагает разработку оптимальной модели его деятельности, а также подразделений и первичных коллективов, выявление и создание необходимых условий для преобразования действующей системы и продуктивного функционирования вновь смоделированных подразделений. Наличие программы развития дает уверенность руководителю, что они знают, какой конечный результат должен быть получен к определенному времени, кто, когда и какие действия для этого должен совершить и что именно этих действии будет достаточно для достижения желаемого результата.

Программа развития дает всем участникам совместной деятельности представление о том, на достижение какой общей цели они работают, какова их роль в этой работе, что от них ждут и что произойдет, если они не обеспечат своевременного решения своих частных задач. Другое важное достоинство программы состоит в том, что она позволяет своевременно предвидеть сбои в работе и принимать коррекционные меры.

К числу положительных аспектов Программы развития учреждения дополнительного образования следует отнести нацеленность коллективов на решение таких социально-педагогических задач в свободное время детей, как:

• возрождение народной культуры, духовности и организации на этой основе всей образовательной и социально-воспитательной деятельности в свободное время;

•  обеспечение занятости детей в сфере свободного времени;

• развитие ранней профессиональной подготовки;

• укрепление материально-технической базы за счет благотворительной деятельности коммерческих структур города и округа и т.д.;

• возрождение народных традиций как духовно-нравственной основы социальной работы;

• родиноведение как форма работы с детьми и родителями;

• межсемейная кооперация и предпринимательская деятельность в традиционной форме русской артели;

• родительская школа (социальная работа с детьми дошкольного возраста);

• формирование здорового образа жизни;

• привлечение семьи к сфере детского досуга;

• содействие развитию инфраструктуры социальных институтов сферы свободного времени, позволяющих образовательной структуре плотнее слиться с социумом и укрепить связи с институтом семьи;

• содействие целенаправленному формированию социально-культурной жизненной среды в конкретном микрорайоне путем объединения в единую систему деятельности различных образовательных учреждений и др. социальных институтов;

• создание условий для возрождения народных промыслов и ремёсел  на национальных традициях и др.

^ 1.2 Нормативно-правовые основы проектирования программ развития

учреждений дополнительного образования.

Современная Программа развития учреждения дополнительного образования в первую очередь опирается на нормативно-правовые документы в области современного образования. Общенациональный характер приобретают программы поддержки и развития инновационной школы, внедрения в образование новейших информационных технологий, создание федеральной информационно-диагностической службы, образование детей, лишенных попечения родителей, организация жизнедеятельности детей "группы риска", организации работы с одаренными и талантливыми детьми, активизации деятельности родительских и попечительских советов. Все эти положения отражены в ряде документов, рассмотрим их далее подробно.

Документы международного уровня.

1. Конвенция ООН о правах ребенка. Данный документ является международным и выражает насущные интересы детей. Особое внимание в Конвенции уделяется уважению прав и свобод ребенка, предоставление ему возможностей для индивидуального развития, сохранение его здоровья, защиты от различных форм насилия. Неотъемлемое право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни обспечивается системой дополнительного образования детей.

Документы федерального уровня:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ.

Впервые система дополнительного образования детей законодательно закреплена Законом Российской Федерации "Об образовании" в 1992 года и определила центры внешкольной работы как образовательные учреждения.

В соответствии со статьей 32 п.1. Закона РФ "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ) Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.

  1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

Этот документ требует создания системы сетевого взаимодействия общего образования и дополнительного образования детей и формирование на этой основе единого образовательного пространства  региона.

Основными направлениями этого взаимодействия должны быть следующие:

  • работа с одаренными детьми (выявление, развитие, поддержка);

  • развития системы предпрофильной подготовки и профильного обучения;

  • введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

  1. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденное постановлением Правительства от 7 марта 1995 г. №233 с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2006 года №752 «О внесении изменений в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей».

В данном документе определены основные задачи, которые ставит государство перед учреждениями дополнительного образования детей и регламентирует их деятельность.

  1. Федеральный закон от 03.02.2006г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (с изменениями от 18.10.2007 года), который регламентирует финансовую, экономическую деятельность нашего учреждения как автономного учреждения.

Документы на уровне ХМАО-Югры.

  1. Целевая программа Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Новая школа Югры на 2010- 2013 годы» (Постановление от 8 июля 2010 г. N 160-п (с изменениями от 27 декабря 2010 г. № 391-п).

Программа разработана с целью повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики региона, современным потребностям общества и каждого жителя Югры.

Документы муниципального уровня.

  1. Долгосрочная целевая программа развития системы образования города Лангепаса на 2011-2013 годы.

Определяет основные направления развития системы образования в городе Лангепасе.

  1. Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Организация предоставления дополнительного образования детям в учреждениях дополнительного образования» (Постановление Главы города Лангепаса № 1218 от 19.09.2011 года).

Определяет критерии качества дополнительного образования детей в муниципальном городском округе Лангепас.

Локальные и нормативные акты учреждения дополнительного образования.

  1. Устав ЛГ МАОУ ДОД «ЦДОД «Радуга».

Определяет цели и задачи, регламентирует деятельность Лангепасского городского муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования для детей «Радуга».

    1. ^ Порядок проектирования, разработки программы развития образовательного учреждения и её структура

Чтобы понять смысл современных требований к Программе развития, необходимо понять сущность изменений в социальном контексте окружения учреждения и их влияние на образовательную деятельность.

Современная Программа развития должна отразить в себе следующие черты3:

  • соответствие содержанию государственной политики модернизации и развития образования в России;

  • соответствие структуре организационно-правовых основ деятельности современного образовательного учреждения;

  • управление качеством образовательной деятельности учреждения.

Процедура разработки программы развития принципиально отличается от разработки других программ, разрабатываемых в образовательном учреждении. Под программой развития понимается "нормативная модель совместной деятельности группы или множества людей, определяющая: исходное состояние некоторой системы; образ желаемого будущего состояния этой системы; состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему"4. Поэтому программу развития образовательного учреждения можно рассматривать как один из видов проектов – комбинированный, который ставит цели учебного, инновационного, исследовательского, инвестиционного характера и включает в себя соответствующие целям виды деятельности.

^ Программа развития учреждения - документ, представляющий целостную модель совместной деятельности всего педагогического коллектива учреждения и определяющий5:

  • исходное состояние системы;

  • образ желаемого будущего состояния этой системы;

  • состав и структуру действий по переходу от настоящего к будущему.

В Программе развития необходимо сосредоточиться на изменении правовых, организационных, финансовых, управленческих и материальных условий обеспечения образовательного процесса в направлении повышения качества, доступности и эффективности.

Для программы развития характерны:

  • целенаправленность на решение наиболее важных, судьбоносных для всего сообщества учреждения задач, опирающийся на учет состояния и прогнозирования тенденций изменения внешней среды, адресуемого ей социального заказа;

  • инновационная направленность в виде продуманного плана осуществления основных нововведений в учреждении;

  • опора на системный, программно-целевой подход в управлении.

Программа развития образовательного учреждения обязательно предполагает решение трех взаимосвязанных задач, соответствующих трем этапам работы и трем взаимосвязанным блокам:

1. Определение и фиксация достигнутого уровня жизнедеятельности, существующего положения дел, выявление достижений, отличий, конкурентных преимуществ, а также, ключевых проблем функционирования, т.е. ставим вопрос «Кто мы есть?». Это 1 этап –

диагностический.

2-й этап – проектировочно-моделирующий - определение образа желаемого будущего состояния конкретного учреждения, его параметров, строения, требований, функционирования соответствующих миссии учреждения, типу, виду и концепции будущего состояния. Иными словами отвечаем на вопрос «Что мы хотим? Хотим ли мы сегодня того, что хотели вчера?».

3-й этап – построение стратегии и тактики перехода, опирающаяся на точное знание всех своих ресурсов, отвечая на вопросы «Как, каким образом мы будем переходить в новое состояние? Как мы измерим свои достижения?»

Основное назначение программы - стать средством интеграции усилий людей, действующих в интересах развития организации, в которую они включены.

Направление развития в программе это определение изменений, присущих организации компонентов программы:

  • условий жизнедеятельности,

  • содержания образования,

  • технологии, организации образовательного процесса,

  • система управления и т.д. ,

что предусмотрено концепцией.

Направления группируются, устанавливается четкая последовательность их реализации с распределением усилий и четким указанием этапов достижения определенных результатов по каждому из них.

Разработка Программы развития образовательного учреждения требует от разработчиков серьезного и квалифицированного подхода к анализу ситуации в социуме внутри учреждения, прогнозированию пути развития и его экспертной оценки. Поэтому Программа развития представляет собой результат организованной работы многопрофильной команды учреждения. Сам процесс разработки Программы развития стимулирует более точную постановку цели и критериев достижения этой цели в учреждении.

Основные этапы разработки Программы развития и их ожидаемые результаты представляют собой следующую процедуру:

1. Подготовительный этап. Создание авторского коллектива единомышленников.

Принятие решения о необходимости и сроках подготовки Программы развития. Принятие решения, его оформление и доведение до педагогического коллектива УДОД. Создание и запуск системы управления проектом разработки Программы развития. Создание структуры управления проектом, распределение ролей и функциональных обязанностей, начало работы по управленческому обеспечению и сопровождению разработки Программы развития. Организация рабочих творческих групп по созданию Программы развития, их обучение и обеспечение (готовность разработчиков к действиям).

2. Основной этап разработки Программы развития (готовность первого варианта Программы развития УДОД). Составление информационно-статистической справки исходного состояния УДОД по всем параметрам и аспектам деятельности.

Многообразный и объемный материал представляется в наглядных схемах, таблицах, диаграммах, графиках, что поможет разработчикам сразу определить сферы развития учреждения (данные анализа и прогноза. Готовность соответствующего фрагмента Программы развития).

Проблемно-диагностический анализ состояния, содержания и результатов образовательно-воспитательной деятельности УДОД. Выделение проблем и их структурирование с целью определения наиболее важной, определяющей миссию учреждения и зависимых, соподчиненных ей других (Структурированный перечень основных проблем УДОД).

Анализ условий (кадровое, нормативно-правовое, программно-методическое, научно-методическое, материально-техническое, финансовое, мотивационное обеспечение). Что в существующих условиях повлияло на дефекты образовательно-воспитательного процесса (данные анализа и прогноза. Готовность соответствующего фрагмента Программы развития).

Разработка и формулирование Концепции (концептуального проекта) желаемого будущего состояния образовательно-воспитательного процесса в УДОД. (Структурированный перечень основных проблем УДОД. Концепция нового состояния УДОД).

Разработка стратегии перехода к новому состоянию УДОД. (Стратегия, основные направления, этапы и задачи перехода к новому состоянию УДОД).

Конкретизация целей ближайшего этапа развития УДОД. Формулировки целей ближайшего этапа развития УДОД. Разработка плана действий по реализации Программы развития УДОД. Конкретный план действий. Первичное редактирование полученного текста. Готовность первого варианта текста Программы развития.

3. Этап экспертизы, подведения итогов и принятия решений.

Принятие решения о переходе к выполнению программы развития УДОД. Оценка Программы развития в УДОД, внесение коррективов. Внесение поправок в текст Программы развития. Передача программы развития на независимую внешнюю экспертизу, оценка Программы экспертами. Экспертное заключение. Внесение поправок в текст Программы развития УДОД. Организация обсуждения Программы развития на заседании Педагогического Совета УДОД. Утверждение Программы развития директором, как нормативного документа. Передача Программы развития на официальную экспертизу. Представление и защита Программы развития. Итоговое решение о Программе развития и переходе к ее выполнению, о финансировании Программы развития.

В литературе встречаются различные варианты структур Программы развития образовательных учреждений. В целом структура Программы включает в себя:

  • паспорт Целевой Программы развития;

  • характеристику проблемы, на решение которой направлена

Программа развития, и обоснование необходимости её решения программными методами;

  • основные цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов её

реализации;

  • перечень мероприятий Программы;

  • ресурсное обеспечения Программы;

  • механизм реализации программы;

  • ожидаемые конечные результаты Программы;

  • контроль за выполнением Программы

  • приложения.

К рассмотрению предлагается структура Программы развития, предложенная Министерством образования Республики Карелия в Методических рекомендации по разработке программ развития образовательных учреждений Республики Карелия. Данными методическими рекомендациями предложена примерная структура Программы развития образовательного учреждения (Приложение1).

Образовательным учреждениям рекомендуется при составлении Программы отразить специфику типа, вида образовательного учреждения, особенности социального заказа на образовательные услуги и потенциал образовательного учреждения.


  1   2   3   4

Похожие:

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «центр дополнительного образования для детей «радуга» iconМуниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного...
Преобразование учреждения дополнительного образования детей в автономное учреждение
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «центр дополнительного образования для детей «радуга» iconМуниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного...
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «центр дополнительного образования для детей «радуга» iconМуниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного...
Данная программа дополнительного образования художественно эстетической направленности, является важным направлением в развитии и...
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «центр дополнительного образования для детей «радуга» iconОбразовательная программа муниципального бюджетного образовательного...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей «Центр...
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «центр дополнительного образования для детей «радуга» iconСамоанализ работы муниципального бюджетного образовательного учреждения...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей «Центр...
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «центр дополнительного образования для детей «радуга» iconМетодическая разработка новогоднего утренника: «Невероятные приключения с пандой»
Муниципальное образовательное автономное учреждение дополнительного образования детей центр дополнительного образования детей городского...
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «центр дополнительного образования для детей «радуга» iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год)
Муниципальное образовательное автономное учреждение дополнительного образования детей центр дополнительного образования детей городского...
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «центр дополнительного образования для детей «радуга» iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14 учебный год)
Муниципальное образовательное автономное учреждение дополнительного образования детей центр дополнительного образования детей городского...
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «центр дополнительного образования для детей «радуга» iconРевизии
...
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «центр дополнительного образования для детей «радуга» iconИнформация о муниципальном учреждении дополнительного образования детей
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования для детей «Центр дополнительного образования для детей «Импульс»,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница