Программа факультативных занятий по французскому языку «лексико-грамматический практикум» для X-XI классов общеобразовательных учреждений




Скачать 128.37 Kb.
НазваниеПрограмма факультативных занятий по французскому языку «лексико-грамматический практикум» для X-XI классов общеобразовательных учреждений
Дата публикации11.08.2013
Размер128.37 Kb.
ТипПрограмма
shkolnie.ru > Право > Программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ

МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕ


И.В.Чепик Т.П. Леонтьева
ПРОГРАММА
факультативных занятий по французскому языку
«ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ»
для X-XI классов общеобразовательных учреждений

с русским и белорусским языками обучения

Минск – 2009

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность данного курса факультативных занятий обусловлена необходимостью оптимизировать подготовку учащихся общеобразовательных учреждений к межкультурной коммуникации, поскольку адекватный выбор лексических единиц и правильное грамматическое оформление речи во многом определяют успешность межкультурного общения и достижение взаимопонимания между коммуникантами. Согласно требованиям государственного стандарта общего среднего образования и новой учебной программы, одной из важных задач обучения иностранным языкам в школе является формирование у учащихся языковой компетенции, как неотъемлемого компонента иноязычной коммуникативной компетенции. Языковая компетенция предполагает совокупность знаний о правилах функционирования языковых средств в речи (в том числе лексических и грамматических), а также владение навыками их использования в коммуникативных целях. В то же время в рамках основного курса обучения иностранным языкам трудно сформировать у учащихся прочные и гибкие навыки применения изученного лексико-грамматического материала для решения коммуникативных задач. Программа факультативных занятий «Лексико-грамматический практикум» для X-XI классов является важной составной частью системы обучения иностранному языку, тесно связан с основным курсом, его целями и содержанием, расширяет и углубляет его.

Целью курса факультативных занятий является формирование языковой компетенции у учащихся на III ступени обучения. В условиях факультативных занятий необходимо уделять внимание активизации как продуктивного, так и рецептивного лексико-грамматического минимума, в том числе за счет самостоятельной работы учащихся.

Задачами курса факультативных занятий являются:

  • совершенствование лексических и грамматических навыков;

  • систематизация изученного лексического и грамматического материала;

  • овладение языковыми знаниями в пределах определенного программой предметно-тематического содержания;

  • формирование целостного представления о системе изучаемого иностранного языка;

  • практическое использование языковых знаний и навыков в коммуникативных целях.

Факультативные занятия способствуют также достижению образовательных целей, поскольку учащиеся анализируют языковой материал, сопоставляют различные языковые явления иностранного языка, сравнивают их с явлениями родного (русского/белорусского) языка, что позволяет развивать мышление учащихся, их аналитические, индуктивные и дедуктивные способности. При этом воспитываются такие важные качества личности, как самостоятельность, ответственность, целеустремленность и др.

Наряду с усвоением определенного объема языковых знаний и формированием навыков, учащиеся овладевают учебно-познавательными умениями: использовать справочный материал учебника, двуязычных словарей и других справочных материалов, самостоятельно выполнять задания репродуктивно-продуктивного характера и др.

Данная программа носит целостный характер, предусматривает преемственность этапов обучения и рассчитан на 70 часов.
^ СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание курса факультативных занятий «Лексико-грамматический практикум» определяется в соответствии с требованиями государственного стандарта общего среднего образования и учебной программы по иностранным языкам для данного этапа обучения.

В процессе обучения учащиеся должны систематизировать языковые знания, овладеть значением, формой и функцией лексических единиц и грамматических явлений, уметь использовать их в различных ситуациях устного и письменного общения в пределах определенного программой предметно-тематического содержания для общеобразовательной школы. Учащиеся должны овладеть:

а) лексическими знаниями и навыками:

  • словообразование лексических единиц (ЛЕ)

  • сочетание новых слов с ранее изученными ЛЕ;

  • узнавание и понимание изученных слов/словосочетаний в графическом тексте/речевом потоке;

  • выбор и комбинирование лексических единиц с учетом ситуаций общения в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и пишущего;


б) грамматическими знаниями и навыками:

    • образование необходимых грамматических форм и структур;

    • различение сходных по форме грамматических явлений (по формальным признакам и строевым словам);

    • выбор грамматических явлений в зависимости от ситуации общения;

    • грамматически правильное оформление иноязычной речи в различных ситуациях устного и письменного общения в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и пишущего;

    • узнавание и понимание грамматических явлений изучаемого языка в процессе чтения и восприятия речи на слух;

    • распознавание и самостоятельная коррекция лексических / грамматических ошибок в процессе устной и письменной речи.


Организация образовательного процесса
Организация образовательного процесса предполагает применение различных форм обучения и методических приемов, способствующих повышению эффективности факультативных занятий и достижению поставленных целей и задач.

Для систематизации лексико-грамматического материала целесообразно использовать:

    • мини-лекции

    • мультимедийные презентации

    • схемы, рисунки

    • семантические карты, коллажи

    • опорно-аналитические таблицы и др.

Важно также широко использовать потенциал самостоятельной работы учащихся: самостоятельное формулирование грамматического правила с опорой на схему / таблицу, составление опорного конспекта, дополнение таблицы и др.

В целях организации тренировки и применения изученного материала рекомендуется использовать:

  • языковые, условно-речевые и речевые упражнения

  • проблемные задачи

  • коммуникативные игры

  • квизы (викторины)

  • симуляции

  • обучающие и контролирующие тесты и др.

Языковые упражнения направлены главным образом на осознание различий в изучаемых явлениях, различение омонимичных форм. Условно-речевые и речевые упражнения обеспечивают варьирование ситуаций общения в рамках условной коммуникации. Решение проблемных задач требует не только собственно коммуникативных действий, но и самостоятельного поиска и отбора соответствующих языковых средств для их реализации. В ходе коммуникативных игр все внимание участников концентрируется на решении какой-либо коммуникативно-познавательной, а не языковой задачи (подбор подходящих картинок, составление маршрута путешествия, ранжирование предметов / качеств по степени значимости и т.п.), но в то же время требует использования конкретного языкового материала (той или иной грамматической структуры, лексических единиц, речевых клише). Применение квизов дает возможность не только совершенствовать лексические и грамматические навыки учащихся, но и способствует установлению межпредметных связей. Симуляции (моделирование ситуаций) позволяют активизировать речемыслительную деятельность учащихся в процессе овладения лексико-грамматическим материалом. Обучающие и контролирующие тесты обеспечивают обратную связь в ходе изучения языковых явлений.

Применение обозначенных выше способов и приемов позволяет максимально приблизить обучение к условиям реального общения, что дает возможность обеспечить гибкость формируемых лексико-грамматических навыков и их способность к переносу. Этой же цели служит использование различных видов взаимодействия учащихся: работа в парах, малых группах, командах.

Особая роль отводится таким средствам обучения, как грамматические справочники и лексико-грамматические практикумы, двуязычные и одноязычные словари, компьютерные программы, мультимедийные энциклопедии и др., которые в совокупности смогут обеспечить эффективную образовательную среду.

Использование современных компьютерных, видео- и аудиотехнологий позволит учащимся овладевать языковыми знаниями и речевыми навыками в индивидуальном темпе, с возможностью мгновенно оценить результаты выполненного задания, получить необходимую информацию о явлениях, представляющих определенные трудности.
^ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По завершению курса факультативных занятий «Лексико-грамматический практикум» учащиеся овладеют языковыми явлениями по основным разделам грамматики изучаемого иностранного языка, получат целостное представление о системе изучаемого языка и приобретут практические навыки использования усвоенного лексико-грамматического материала в процессе решения коммуникативных задач в пределах сфер и ситуаций общения, определяемых школьной программой. Полученные учащимися языковые знания и речевые навыки позволят им порождать устные и письменные высказывания с различной коммуникативной целью, а также понимать и интерпретировать основные идеи несложных аутентичных текстов в процессе чтения и понимания иноязычной речи на слух. В то же время курс факультативных занятий должен обеспечить подготовку учащихся к выполнению письменных тестов разных уровней.


^ ЯЗЫКОВОЙ МАТЕРИАЛ

Языковой материал для продуктивного усвоения

Лексика

X класс
Использование наиболее распространенных лексических единиц (ЛЕ), обслуживающих ситуации общения в пределах предметно-тематического содержания программы, в том числе:


  • изученных ЛЕ в новых значениях;

  • заимствованных слов с совпадающим значением в двух языках;

  • сложных и производных слов;

  • конвертированных ЛЕ;

  • речевых клише, необходимых для решения наиболее типичных коммуникативных задач;

  • фразеологических сочетаний, реалий, характерных для культуры страны изучаемого языка, в рамках предметно-тематического содержания программы.

XI класс
Использование наиболее распространенных лексических единиц, обслуживающих ситуации общения, в пределах предметно-тематического содержания программы, в том числе:


  • изученных ЛЕ в новых значениях;

  • заимствованных слов;

  • сложных и производных слов;

  • конвертированных ЛЕ;

  • речевых клише, необходимых для решения наиболее типичных КЗ;

  • лексико-грамматических средств для выражения различных речевых намерений и эмоций;

  • фразеологических сочетаний, реалий, характерных для культуры страны изучаемого языка, в рамках предметно-тематического содержания программы;

  • способов передачи значений безэквивалентной лексики на изучаемом языке.



X –XI классы

Грамматика

М о р ф о л о г и я

Систематизация употребления: артикля (неопределённого, определённого, частичного); существительных и прилагательных мужского и женского рода в единственном и множественном числе; личных местоимений; имен прилагательных в положительной, сравнительной и превосходной степенях; наречий; предлогов; союзов; видовременных форм глагола.

С и н т а к с и с

Систематизация употребления основных типов простого, сложносочиненного и сложноподчиненного предложений. Употребление времён в условном придаточном предложении после союза si. Согласование времён.
Языковой материал для рецептивного усвоения


Лексика
X класс
Распознавание в процессе чтения и восприятия речи на слух:

  • значений многозначных и сложных слов;

  • реалий, характерных для культуры страны изучаемого языка, в рамках предметно-тематического содержания программы;

  • самостоятельное раскрытие значения ЛЕ в процессе чтения и аудирования, в том числе с использованием языковой и контекстуальной догадки.


XI класс

Распознавание в процессе чтения и восприятия речи на слух: синонимов/антонимов;

  • многозначных ЛЕ;

  • фоновой и коннотативной лексики (то есть ЛЕ, совпадающих по семантике, но имеющих разную коннотацию) и др.;

  • самостоятельное раскрытие значения ЛЕ в процессе чтения и аудирования.



Грамматика

Множественное число сложных существительных. Предпрошедшее время le plus-que-parfait. Прошедшее простое время le passé simple. Различие в употреблении утвердительных частиц oui и si. Страдательный залог в présent, imparfait. Неопределенные прилагательные chaque, tout(e) ; quelques, plusieurs, , certain(e), certains(-es). Указательные местоимения: celui-ci, celui-là, celle-ci, celle-là, ceux-ci, celles-là . Притяжательные местоимения: le mien (les miens), la mienne (les miennes), le tien (les tiens), la tienne (les tiennes) et etc. Употребление présent в условном придаточном после si. Косвенный вопрос, косвенная речь. Неличные формы глагола: le participe présent, le participe passé, l’infinitif présent, l’infinitif passé, le gérondif. Отглагольное прилагательное: ladjectif verbal. 
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОГО МАТЕРИАЛА
^

Языковой материал для продуктивного усвоения




Грамматика

Морфология


Имя существительное (6 часов)

Употребление существительных мужского и женского рода в единственном и множественном числе.

Артикль (9 часов)

Употребление определённого артикля с порядковыми числительными; перед существительными, имеющими при себе прилагательное в превосходной степени. Сокращёная форма l’ и слитные формы du, des, au, aux.

Употребление частичного артикля de l’, du, de la, des перед неисчисляемыми существительными.

Отсутствие артикля перед существительными, имеющими сопровождающие слова: числительные, указательные и притяжательные прилагательные. Замена артикля предлогом de в отрицательных предложениях, после наречий и существительных, обозначающих количество.

Имя прилагательное (7 часа)

Употребление прилагательных мужского и женского рода в единственном и множественном числе. Указательные и притяжательные прилагательные; вопросительное прилагательное quel. Употребление прилагательных в положительной степени. Употребление качественных прилагательных в сравнительной и превосходной степени, способы их образования. Неопределённые прилагательные: chaque, même, tout.
Имя числительное (4 часа)

Количественные и порядковые числительные.
Местоимение (3 часа)

Употребление личных местоимений: неударние и ударные формы в функции подлежащего (je, tu, il/elle, nous, vous, ils/elles; moi, toi, lui, elle, nous, vous, eux, elles) и в функции прямого и косвенного дополнения (me, te, le, la, nous, vous, les; moi, toi, lui, nous, vous, leur, y, en); указательные местоимения (ça, ceci, cela, celui-ci, celui-là, celle-ci, celle-là, ceux-ci), притяжательные местоимения (le mien, le tien, la mienne, la tienne, le nôtre …), неопределённо-личное местоимение (on), неопределённые местоимения (tout, tous, chacun),

Глагол (4 часа)

Образование и употребление временных форм глаголов 3 групп: le présent, le futur proche, le passé récent, l’imparfait, le passé composé, le futur simple de l’indicatif в повествовательных, отрицательных и вопросительных предложениях. Употребление возвратных глаголов.

Образование и употребление l’impératif: 2-е лицо единственного и множественного числа и 1-е лицо множественного числа.
^

Наречие (2 часа)


Употребление наречий. Степени сравнения наречий.

Простое и сложное отрицание: non, ne … pas, ne … jamais, ne … personne.

Предлоги (4 часа)

Употребление предлогов: à, de, dans, en, chez, avec, par, pour, sur, sous, contre, vers, avant, devant, près de, dès, depuis.

Cоюзы (3 часа)

Употребление союзов: et, mais, donc, ou, car, que, si, parce que, puisque.

^

Синтаксис (6 часов)


Употребление простых предложений с простым и составным глагольным сказуемым.

Порядок слов в повествовательном, восклицательном и побудительном предложениях. Порядок слов в вопросительном предложении, построенном с помощью интонации, вопросительного оборота est-ce que, инверсии; начинающемся с вопросительных слов и вопросительных оборотов.

Cложносочиненные предложения с союзами и союзными словами et, mais, donc, ou, car, que, comme.

Употребление безличных оборотов: il est, il y a, il fait, конструкций c’est – ce sont, выделительного оборота: c’est … qui (que).

Языковой материал для рецептивного усвоения
Лексика

1. Словообразование (4 часа)

A. Суффиксы

существительных: -ier(-ière), eur(-euse) -ien(-ienne), -on(ne), -al(-e), -el(lle), -et(-te), -ain(e) -ais(e), -ois(e); -teur(-trice), -ation, -sion, -age, -ence, -ance, -té, -tié, -esse etc.;

прилагательных: -ique, -al(-el), ais(-aise),-ois (-oise),-et(te),-able (-ible), -eux(-euse), -er(ère), -atif, etc.;

числительных: -ier (-ière), -ième;

наречий: -ment .

Б. Приставки

глаголов: re-.

прилагательных: -; im-; in-, -anti-, pré-.

Словосложение(1 час) : прилагательное + существительное: le grand-père;

числительное + числительное: dix-sept.
Грамматика

Глагольные формы действительного залога: le plus-que-parfait, le passé simple, le subjonctif present, le conditionnel present (6 часов)

Глагольные формы страдательного залога в présent, passé composé, imparfait, plus-que-parfait, futur simple(2 часа).

Неличные формы глагола: le gérondif, le participe présent,

le partcipe passé (в функции определения) (2 часа)

Прямой и косвенный вопрос, косвенная речь (2 часа)

Согласование времён в сложных предложениях (2 часа)

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, дополнительными, обстоятельственными, уступительными; придаточными причины, цели (2 часа)
^ Рекомендуемая литература


  1. Вадюшина, Д.С. Французский язык: учеб. пособие для 10-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения с 12-летним сроком обучения (базовый уровень)/ Д.С. Вадюшина. – Мн.: Выш. шк., 2007. – 318 с.: ил.

  2. Вадюшина, Д.С. Французский язык: учеб. пособие для 11-го кл. учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с рус. и бел. яз. обучения с 11-летним сроком обучения (базовый уровень) / Д.С. Вадюшина. – Мн.: Выш. шк., 2005. – 271 с.: ил.

  3. Иванченко, А.И. Грамматика французского языка в упражнениях: 400 упражнений с ключами и комментариями / А.И. Иванченко. – СПб.: КАРО, 2005. – 320с.

  4. Иванченко, А.И. Практика французского языка: сборник упражнений по грамматике / А.И. Иванченко. – СПб.: Изд-во «Союз», 2005. – 320с.

  5. Иванченко, А.И. Практика французского языка: сборник упражнений по орфографии и письменной речи / А.И. Иванченко. – СПб.: Изд-во «Союз», 2000. – 144с.

  6. Попова, И.Н. Грамматика французского языка. Практический курс: учебник для институтов и факультетов иностранных языков /
    И.Н. Попова, Ж.А. Казакова. – М.: NESTOR, 2000.







Похожие:

Программа факультативных занятий по французскому языку «лексико-грамматический практикум» для X-XI классов общеобразовательных учреждений iconПрограмма факультативных занятий по немецкому языку «лексико-грамматический...
Факультативный курс «Лексико-грамматический практикум» для учащихся 10-11 классов является важной составной частью системы обучения...
Программа факультативных занятий по французскому языку «лексико-грамматический практикум» для X-XI классов общеобразовательных учреждений iconПрограмма факультативных занятий для 10-11 классов общеобразовательных...
Программа факультативных занятий «История России: основные вехи развития общества и государства» предназначена для 10–11 классов...
Программа факультативных занятий по французскому языку «лексико-грамматический практикум» для X-XI классов общеобразовательных учреждений iconПрограмма факультативных занятий по английскому языку «введение в...
Программа факультативных занятий «Ведение в мир иностранного языка» предназначена для начальной ступени обучения (I-II классы) общеобразовательных...
Программа факультативных занятий по французскому языку «лексико-грамматический практикум» для X-XI классов общеобразовательных учреждений iconПрограмма факультативных занятий по немецкому языку «введение в мир...
Программа факультативных занятий «Ведение в мир иностранного языка» предназначен для начальной ступени обучения (I-II классы) общеобразовательных...
Программа факультативных занятий по французскому языку «лексико-грамматический практикум» для X-XI классов общеобразовательных учреждений iconПрограмма факультативных занятий для учащихся 10 классов общеобразовательных...
Программа факультативных занятий «Всемирная история в тестах и задачах» предназначена для учащихся 10-х классов, изучающих всемирную...
Программа факультативных занятий по французскому языку «лексико-грамматический практикум» для X-XI классов общеобразовательных учреждений iconПрограмма факультативных занятий по английскому языку «культура речевого...
Программа факультативных занятий «Культура речевого общения» предназначена для VII-VIII классов общеобразовательных учреждений и...
Программа факультативных занятий по французскому языку «лексико-грамматический практикум» для X-XI классов общеобразовательных учреждений iconПрограмма факультативных занятий по немецкому языку «Практикум по...
Сам процесс чтения, предполагающий анализ, синтез, обобщение, умозаключения, прогнозирование, выполняет важную воспитательную и образовательную...
Программа факультативных занятий по французскому языку «лексико-грамматический практикум» для X-XI классов общеобразовательных учреждений iconПрограмма факультативных занятий по немецкому языку «культура речевого общения» для 7 8 классов
Факультативные занятия «Культура речевого общения» предназначены для 7-8 классов общеобразовательных учреждений и рассчитаны на 35...
Программа факультативных занятий по французскому языку «лексико-грамматический практикум» для X-XI классов общеобразовательных учреждений iconУрока русского языка в 11 классе, проведённого 1 декабря 2010 г....
Программа. Программа по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / под ред. А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой....
Программа факультативных занятий по французскому языку «лексико-грамматический практикум» для X-XI классов общеобразовательных учреждений iconСовременная риторика: основы речевого общения
Учебная программа для факультативных занятий по русскому языку для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница