I. основные определения




НазваниеI. основные определения
страница1/4
Дата публикации28.07.2013
Размер0.59 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
shkolnie.ru > Право > Основная образовательная программа
  1   2   3   4






ПОЛОЖЕНИЕ

об учебно-методическом комплексе дисциплины

(в соответствии с требованиями ФГОС ВПО)
I. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) - совокупность требований обязательных при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Примерная основная образовательная программа (ПрООП ВПО) - система учебно-методических документов, сформированная на основе ФГОС по направлению подготовки ВПО и рекомендуемая вузам для использования при разработке основных образовательных программ высшего профессионального образования в части: набора профилей; компетентностно-квалификационной характеристики выпускника; содержания и организации образовательного процесса; ресурсного обеспечения реализации ООП; итоговой аттестации выпускников.

^ Основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) - комплексный проект образовательного процесса в вузе, представляющий собой совокупность учебно-методических документов, регламентирующих цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса по определенному направлению, уровню и профилю подготовки;

^ Учебный план (УП) – документ, устанавливающий график учебного процесса по неделям на весь период обучения, перечень учебных дисциплин и их распределение по курсам, семестрам, общую трудоемкость дисциплин, объем аудиторных и самостоятельных занятий, формы и сроки организации практик, каникул, текущей и итоговой государственной аттестации.

^ Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) – система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной организации основных образовательных программ, согласно учебному плану.

^ Рабочая программа дисциплины (РПД) – это программа освоения учебного материала, соответствующая требования ФГОС ВПО по направлению подготовки и учитывающая специфику профиля основной образовательной программы (ООП). Проектирование рабочей программы дисциплины осуществляется с учетом общекультурных и профессиональных компетенций соответствующих требованиям ФГОС ВПО по направлению подготовки и специальных компетенций, определенных разработчиками ООП по конкретному профилю.

^ Направление подготовки - совокупность образовательных программ для бакалавров, магистров, специалистов различных профилей, интегрируемых на основании общности фундаментальной подготовки.

Профиль - совокупность основных типичных черт какой-либо профессии (направления подготовки, специальности) высшего образования, определяющих конкретную направленность образовательной программы, ее содержание.

Модуль это часть образовательной программы, учебного курса, дисциплины, формирующая одну или несколько определенных профессиональных компетенций, сопровождаемая контролем знаний и умений обучаемых на выходе.

В качестве модулей на практике обычно рассматривают:

– разделы учебной дисциплины;

– совокупность учебных дисциплин родственного содержания (содержательное единство);

– совокупность учебных дисциплин, изучаемых одновременно, параллельно (в триместре, семестре и т.п.) (временное единство).

^ Самостоятельная работа студентов (СРС) – часть учебного процесса, выполняемая студентами с целью усвоения, закрепления и совершенствования знаний и приобретения соответствующих умений и навыков, составляющих содержание подготовки выпускников.

Компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Зачетная единица - мера трудоемкости образовательной программы.

Результаты обучения - сформированные компетенции.
^ II. Общие положения

2.1. Настоящее Положение предназначено для введения единых требований к учебно-методическому обеспечению дисциплин, входящих в учебные планы, реализуемые в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Армавирская государственная педагогическая академия» (далее Академия), оснащению образовательного процесса учебно-методическими, справочными и другими материалами, улучшающими качество подготовки выпускников.

2.2. Настоящее Положение определяет структуру и порядок разработки учебно-методических комплексов дисциплин (далее УМКД) основной образовательной программы высшего профессионального образования – программы подготовки бакалавра и программы подготовки магистра (в дальнейшем – ООП), реализуемых на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) в Академии.

Учебно-методический комплекс дисциплины является частью основной образовательной программы (ООП) направления, выступает обязательным элементом документационного обеспечения образовательного процесса в Армавирской государственной педагогической академии.

Данное Положение регулирует процесс подготовки учебно-методического оснащения дисциплин, как с точки зрения содержания, так и формы, в целях сохранения преемственности в их преподавании, а также создания условий, позволяющих эффективно организовывать и поддерживать самостоятельную работу студентов.

Обеспеченность образовательного процесса УМК характеризует качество методической работы и является показателем государственной аккредитации вуза.

2.3. Учебно-методический комплекс дисциплины разрабатывается на основе Закона РФ «Об образовании», Закона РФ «О высшем и послевузовском образовании», инструктивных писем МОиН РФ, Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, ПриказаМинобрнауки от 06.05.2005, № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.04.2006 02-55-77 ин/ак, Устава АГПА и других нормативных документов.

2.4. Создание УМКД нацелено на выполнение требований Государственного образовательного стандарта к подготовке выпускника по направлению (программе) ВПО и предназначено для:

– планирования и оценки работы кафедр по совершенствованию методического обеспечения учебного процесса;

– организации деятельности студентов по самостоятельному изучению дисциплины;

– оказания методической помощи преподавателям при подготовке и проведении учебных занятий по дисциплине.

2.5. УМКД составляется на все учебные дисциплины федерального, национально-регионального (вузовского) компонентов, дисциплины по выбору согласно ФГОС ВПО и ГОС ВПО и учебному плану реализуемых направлений (программ) подготовки в целях организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ООП и ФГОС ВПО.

2.6. Положение об УМКД регламентирует его структуру, содержание и порядок разработки в Академии.

2.7. Требования Положения являются едиными в образовательной деятельности Академии и соблюдаются всеми кафедрами.

2.8. Ответственность за организацию работ по созданию УМКД несет заведующий кафедрой. Ответственным за наполнение комплекса является преподаватель кафедры, осуществляющий подготовку по данной дисциплине. Руководитель ООП ВПО обязан контролировать состав всех УМК по соответствующему направлению подготовки бакалавриата (программе магистратуры).
^ III. Состав учебно-методического комплекса дисциплины

3.1. Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) – структурированный системный комплекс нормативных и учебно-методических материалов, обеспечивающих качественное освоение обучающимися содержания дисциплины, и позволяющий эффективно формировать профессионально значимые компетенции. УМКД предназначен как преподавателям, так и обучающимся. Он позволяет и тем, и другим оптимально организовать свое время и отвечает принципу «прозрачности» образования.

  • развитие у обучающихся общекультурных, профессиональных компетентностей необходимых для успешной профессиональной деятельности;

  • на развитие рефлексивного опыта, гражданской позиции, способностей к решению проблем и задач;

  • на формирование индивидуальной и коллективной ответственности за профессиональные действия.

3.2. Программные и учебно-методические материалы, включаемые в УМКД, должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логически последовательное изложение учебного материала, использование современных методов и технических средств образовательного процесса, позволяющих обучающимся глубоко осваивать изучаемый материал и получать умения и навыки для его использования на практике.

3.3. В состав УМКД в соответствии с требованиями ФГОС ВПО включены следующие элементы:

  1. Нормативные документы, регламентирующие образовательный процесс.

  2. Утвержденная рабочая программа дисциплины, составленная с учетом содержания ПрООП, примерной программы дисциплины и учебного плана по направлению подготовки.

  3. Материалы по используемым инновационным методам обучения.

Под инновационными методами в высшем профессиональном образовании подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и др.). Инновационные методы могут реализовываться как в традиционной, так и в дистанционной технологии обучения. При этом использование модульно-кредитных и модульно-рейтинговых систем обучения и контроля знаний, как правило, также способствует развитию самостоятельности и ответственности выпускников.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги и т.д.) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития требуемых компетенций обучающихся. В рамках учебных курсов рекомендуется предусматривать встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40% от всего объема аудиторных занятий (указывается в ФГОС ВПО по направлению подготовки).

В табличной форме приводится по семестрам перечень интерактивных образовательных технологий по видам аудиторных занятий и их объем в часах.

Таблица 1.Интерактивные образовательные технологии

Семестр

Вид занятия

(Л, ПР, ЛР)

Используемые интерактивные образовательные технологии

Количество

часов




Л







ПР







ЛР







Итого:




  1. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения контрольных мероприятий (промежуточных и итоговых).

  2. Методические рекомендации по реализации дисциплины в учебно- воспитательном процессе.

  3. Информационные ресурсы (тексты лекций; информационно-справочные и другие материалы; учебно-методические пособия и другие издания учебного назначения).

7. Дополнительные учебные материалы к УМКД разрабатываются и включаются в состав УМКД по усмотрению кафедры и/или преподавателем(ями) кафедры, отвечающей за преподаваемую дисциплину в целях комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса. В состав дополнительных учебных материалов могут быть включены следующие виды разработок: учебное пособие; учебно-методическое пособие; конспекты (тексты) лекций; краткий терминологический словарь (глоссарий); сборники задач, заданий и упражнений, ситуаций, практикумы; альбомы (сборники) структурных и логических схем, таблиц; методические рекомендации по контрольным и курсовым работам, по практикам; хрестоматии; сборники нормативных актов и т.п.
^ IU. Порядок разработки учебно-методического комплекса дисциплины

4.1. Учебно-методический комплекс дисциплины разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей) кафедры, обеспечивающей чтение дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки студентов по направлению (программе) подготовки. Кафедра-разработчик УМК является ответственной за качественную подготовку УМКД в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению (программе) подготовки, за учебно-методическое и техническое обеспечение соответствующей дисциплины, включая обеспечение учебного процесса учебной и учебно-методической литературой.

Учебно-методические и учебные материалы, включаемые в состав УМКД, должны отражать современный уровень развития науки и образовательной практики.

Все материалы УМК дисциплины должны быть сформированы до начала семестра, в котором данная дисциплина будет преподаваться.

УМКД должны размещаться на кафедрах в печатном и электронном видах. Все УМКД должны быть представлены в локальной сети Академии.

4.2. При разработке материалов УМКД кафедра несет ответственность за:

– своевременность обеспечения дисциплины необходимой учебной литературой в соответствии с нормативными требованиями;

– своевременность подготовки дидактического материала для студентов;

– организацию методической подготовки преподавателей кафедры, участвующих в учебном процессе по видам занятий.

4.3. Кафедра-разработчик УМКД в установленные сроки:

– рассматривает и утверждает документацию УМКД;

– включает в план изданий кафедры учебные материалы и методические пособия, подготовленные авторами УМКД и прошедшие апробацию в учебном процессе;

4.4. Состав УМКД ежегодно пересматривается и обновляется за счет включения в него новых материалов, более полно отражающих современное состояние научно-теоретических и методических основ преподавания дисциплины.

4.5. При применении инновационных подходов к обучению дисциплине (набору дисциплин) необходимо в УМКД документально отразить используемые инновационные учебно-методические материалы.
U. Организация контроля содержания и качества разработки

учебно-методического комплекса дисциплины

5.1. Контроль содержания и качества разработки УМКД возлагается на кафедру-разработчика, учебно-методическую комиссию, деканат, руководителя ООП и Учебно-методический отдел.

5.2. Кафедра-разработчик УМКД осуществляет текущий контроль содержания и качества подготовки УМКД. С этой целью на кафедре:

а) на этапе подготовки УМКД:

–определяются сроки и ответственные за подготовку учебно-методических материалов комплекса;

– рабочая программа дисциплины рассматривается на заседании кафедры-разработчика УМКД и утверждается протоколом заседания кафедры;

– кафедра рассматривает учебные и учебно-методические материалы, представляемые разработчиками УМКД;

- УМКД утверждается заведующим кафедрой, УМС факультета, проректором по учебной работе;

– кафедра обеспечивает своевременный заказ основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы для библиотеки АГПА;

– кафедра регулярно оценивает готовность УМКД к использованию его в учебном процессе и принимает оперативные меры по устранению несоответствий с учебным планом;

б) при использовании УМКД в учебном процессе:

– заведующий кафедрой или уполномоченное им лицо проводит контрольные посещения занятий для оценки соответствия излагаемого материала программе, уровню освоения учебного материала студентами. Результаты контрольных посещений занятий обсуждаются на заседаниях кафедры. По итогам обсуждения даются необходимые рекомендации, которые заносятся в протокол заседания кафедры;

в) на этапе подготовки документации УМКД:

– заведующий кафедрой, разрабатывающей УМКД, организует работу по подготовке всей необходимой документации УМКД и ее хранение на кафедре;

г) на этапе корректировки материалов УМКД:

– заведующий кафедрой, разрабатывающей УМКД, организует периодический контроль соответствия материалов УМКД современному уровню развития науки, методики и технологии организации учебного процесса. При необходимости в материалы УМКД вносятся изменения и дополнения.

5.3. Учебно-методический отдел осуществляет:

– контроль содержания и качества подготовки рабочих программ по дисциплинам, входящим в учебные планы подготовки студентов профессиональных образовательных программ;

– контроль результатов использования УМКД в учебном процессе путем оценки степени готовности материалов УМКД, соответствия содержания учебного материала утвержденной программе;

– контроль содержания и качества подготовки документации УМКД.

Приложение А
  1   2   3   4

Похожие:

I. основные определения iconПрограмма вступительного экзамена в магистратуру
Основные понятия и определения транспорта и его видов. Дорога и её основные элементы
I. основные определения iconТематика контрольных работ по дисциплине «Инвестирование» Основные требования: Содержание
Теоретическая – раскрыты все основные определения, классификации, коммуникационные связи и т д по тематике работы
I. основные определения icon«Обратная тригонометрия»
Именно в этом случае могут понадобиться определения и основные свойства, которые на определения опираются. В этой статье я хочу разобрать...
I. основные определения iconОтветы для дифференцированного зачета по дисциплине "Электротехника"...
Вопрос №1: "Основные понятия и определения электрических цепей. Общие свойства линейных цепей."
I. основные определения icon2. основные понятия и определения

I. основные определения iconОсновные термины и определения

I. основные определения icon5 основные принципы построения системы комплексной защиты информации
Определения
I. основные определения iconСопротивление материалов. Основные определения и вывод формул в таблицах и схемах
В представленном ном (Научно-образовательном материале) изложены основные понятия классического курса сопротивления материалов, содержание...
I. основные определения icon05. 23. 02 Основания и фундаменты, подземные сооружения
Основные понятия и определения. Классификация оснований и фундаментов. Исходные данные для проектирования оснований и фундаментов....
I. основные определения iconВопросы к экзамену по курсу
Основные понятия и определения теории автоматического управления и регулирования
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница