Урока. I. Учитель




Скачать 113.11 Kb.
НазваниеУрока. I. Учитель
Дата публикации16.06.2013
Размер113.11 Kb.
ТипУрок
shkolnie.ru > Право > Урок
МОУ СОШ п.Поливаново

Мо «Барышский район»

Ульяновская область

Лазарева Юлия Сергеевна – учитель истории и обществознания

Своя игра

Тип урока: повторительно-обобщающий урок в 10 классе по теме «Российское государство с момента зарождения до начала династии Романовых»

Цель: в игровой форме обобщить знания по теме; оценить значение образования Российского централизованного государства; воспитывать патриотизм.

Форма урока: урок - игра

Ход урока.

I. Учитель: здравствуйте ребята, сегодня мы с вами изучили тему «Российское государство с момента зарождения до начала династии Романовых» и теперь проверим ваши знания в игровой форме.

I тур.

Учитель:Правила игры простые: на одной половине доски написаны темы, а на другой номера вопросов и соответствующие им баллы. Каждый из вас по очереди выбирает вопрос, тема которого ему наиболее близка. Шесть вопросов общего содержания и вы можете дать право ответа любому. Один из пятибалльных вопросов – блиц-опрос, вам задаются пять вопросов, стоимость каждого из которых один балл. Желаю всем удачи!

Учитель делит класс на несколько команд (зависит от количества учеников)

Тема/номера вопросов

1

2

3

4

5

6

Иван Грозный

5

10

10

5

10

5

Опричнина

10

5

5

10

10

5

Лжедмитрий I

5

5

10

10

5

10

Русь в 9-10 веках

10

10

5

10

5

5

Лжедмитрий II

5

10

5

5

10

10

Татаро-монгольское иго

5

10

5

10

5

10

Русь в 9-10 вв.

  1. Назовите трех братьев варягов, призванных на Русь? (Трувор, Рюрик, Синеус)

  2. Общий вопрос Как называлась первая печатная книга в России? ( «Апостол»)

  3. По одной из версий, русское название этого народа произошло от того, что для его представителей были характерны жесткие волосы светло-желтого цвета. Назовите этот народ. (Половцы)

  4. Какие изменения произошли в сфере налогообложения при княгине Ольге? (введены уроки и погосты)

  5. Назовите имя князя, заключившего выгодный мирный договор с Византией, по которому русские купцы получали право беспошлинной торговли на рынках Византии? (князь Олег)

  6. Общий вопрос. Почему и когда Дмитрий Иванович получил прозвище Донской? (после победы на Куликовом поле 1380 года)

Татаро-монгольское иго.

  1. Назовите имя князя, который дал большой откуп золотой орде, сам со своим отрядом заставил новгородцев провести перепись, чтобы не допустить разорение новгородской земли? (Александр Невский)

  2. Что означает имя Чингисхан? (великий хан)

  3. Какое название получила битва 1223 года, которая закончилась поражением русских войск из-за несогласованности действий? (битва на Калке)

  4. Как называется ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих землях? (ярлык)

  5. Блиц –опрос:

  • Как называется налог, собираемый с жителей Сибири пушниной? (ясак)

  • Кто автор «Поучения детям»? (Владимир Мономах)

  • Автор «Повести временных лет»? (Нестор)

  • Кто создал первый свод законов «Русская правда»? (Ярослав Мудрый)

  • Автор «Слова о законе и благодати»? (Иларион)

  1. Столица Золотой орды при Батые? (Сарай-Бату)

Иван IV.

  1. Как называли Московское государство в других странах при Иване Грозном? (Московия)

  2. В каком соборе Московского кремля короновали Ивана Васильевича, после чего он получил титул «царь и великий князь всея Руси»? (Успенский)

  3. Как называется сборник решений Церковного собора, принятого в 1551 году и почему? (Стоглав, этот документ состоял из 100 глав)

  4. Общий вопрос. Искусство. Назовите художника, автора картины «Царевна Софья» (И.Е.Репин).

  5. Как называлась война 1558-1583 годов, результатом которой стала разорение государства и потеря некоторых прибалтийских земель? (Ливонская)

  6. На этой пышной свадьбе можно было увидеть сразу трех русских царей. Жених уже царствовал, а вот двум свидетелям жениха царствование только предстояло, причем одному через 18 лет, а другому через 26 лет. Назовите всех троих царей.

(Иван Грозный, Борис Годунов, Василий Шуйский)

Опричнина.

  1. Сколько человек входило в опричное войско? (1000)

  2. Какой царь велел казнить слона и за что? (Иван IV Грозный за то, что слон не хотел встать перед ним на колени)

  3. Как назывался особый царский удел, состоящий из лучших земель, находящихся под особым, отдельным управлением? (опричнина)

  4. Что символизировала собачья голова и метла, привязанные к седлу опричника? (преданность государю)

  5. Общий вопрос. Когда стали говорить: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день»? (отмена Юрьева дня 1581 года)

  6. При каком царе была введена опричнина? (Иван Грозный)

Лжедмитрий I

  1. Назовите настоящее имя Лжедмитрия I. (Григорий Отрепьев)

  2. Как звали жену Лжедмитрия I, сыгравшую в истории России немаловажную роль? (Марина Мнишек)

  3. Общий вопрос. После того, как был построен храм Василия Блаженного в Москве, Иван Грозный приказал выколоть глаза архитекторам. Почему? (чтобы они больше нигде не смогли создать подобный шедевр)

  4. Какое восстание произошло в московском государстве при Лжедмитрии I? (восстание Болотникова)

  5. Какое государство поддержало самозванца? (Польша)

  6. Какая участь постигла самозванца за бесчинства в Москве? (его убили, сожгли, прах зарядили в пушку и выстрелили в сторону Польши)

Лжедмитрий II.

  1. За что Лжедмитрия II прозвали «тушинским вором»? (за разорение земель в Тушино)

  2. Объясните, что значит «семибоярщина»? (управлением государства занималась группа бояр, состоящая из 7 человек)

  3. Общий вопрос. Почему Иван III носил прозвище Калита? (прозвище получил за кошель, который так называли на Руси, носимый на поясе)

  4. В каком городе было сформировано второе ополчение, возглавляемое К.Минином и Д.Пожарским? (Нижний Новгород)

  5. Кого предложили поставить на престол Руси московские бояре? (Владислава польского )

  6. Кто стал русским царем в 1613 году по решению Земского собора? (Михаил Федорович Романов)

II тур.

Учитель: ребята, вам дано задание на соответствие, вам необходимо собрать соответствующие пары.

1. Иван Грозный

^ СИЛЬВЕСТР – ДУХОВНЫЙ НАСТАВНИК

1549 – ЗЕМСКИЙ СОБОР

1550 – СУДЕБНИК

1551 – СТОГЛАВ

1552 – ВЗЯТИЕ КАЗАНИ

2. смутное время

ЛЖЕДМИТРИЙ I – ГРИГОРИЙ ОТРЕПЬЕВ

^ В.ШУЙСКИЙ – ВОССТАНИЕ ХЛОПКА

1606 – БОЛОТНИКОВ

1612 – К.МИНИН И Д.ПОЖАРСКИЙ

ЛЖЕДМИТРИЙ II – «ТУШИНСКИЙ ВОР»

3.Русь 9-10 вв.

РЮРИК –НОВГОРОД

882 – ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА

ИГОРЬ-ПОЛЮДЬЕ

^ ОЛЬГА - УРОКИ И ПОГОСТЫ

988 – ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА

4. татаро-монгольское иго

1223 – БИТВА НА КАЛКЕ

1380 – КУЛИКОВСКАЯ БИТВА

1240 – СОЖЖЕНИЕ КИЕВА МОНГОЛО-ТАТАРАМИ

^ АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ – ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ

1237 – РАЗОРЕНИЕ РЯЗАНИ

III тур.

Учитель: Узнай события или персоналии по стихотворным строкам.

1. Государь прочитал и, спокоен и строг

Повернулся к Ахматовым людям,

Бросил наземь ярлык под сафьянный сапог

И сказал: «Дань платить мы не будем!..»

С той поры не решалась Орда,

Иго тяжкое сброшено было,

А в Орде начались несогласье, вражда,

И распалась татарская сила.(Н.Кончаловская)
Ответ: падение монголо-татарского ига при Иване III

2. Как взгляд суров, как губы сжаты,
В морщинах притаилась злость,
Для всех вокруг он зверь проклятый – 
Так много крови пролилось. 
А он сидит в своих палатах,
Державу сжав одной рукой…
Вокруг него сияет злато
И стража бережет покой.(Е.Воробьева) 

Ответ: Иван Грозный

3. Недавно кровь со всех сторон

Струею тощей снег багрила,

И подымался томный стон,

Но смерть уже, как поздний сон,

Свою добычу захватила.

Кто там? Чей конь во весь опор

По грозной площади несется?
Чего боишься? Что с тобой?

Не мы ли здесь вчера скакали,

Не мы ли яростно топтали,

Усердной местию горя,

Лихих изменников царя?

Не их ли кровию омыты

Твои булатные копыты!

Теперь ужель их не узнал?

Мой борзый конь, мой конь удалый,

Несись, лети!..» И конь усталый

В столбы под трупом проскакал.(А.С.Пушкин)
Ответ: об опричнике
4. как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам,

Их села и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам,

С дружиной своей, в цареградской броне,

Князь по полю едет на верном коне. (А.С.Пушкин)
Ответ: борьба Руси с кочевниками в X веке
5. Грянуло сраженье.
Горячей тучей мчатся кони. 
Оружья звон и кровь рекой. 
Клубится поле, бьется, стонет…
Гремит кровавый, смертный бой. 
 — За Русь, Отечество, вперед!
Димитрий — князь полки зовет
И бьется, словно рядовой, 
Всех увлекая за собой. 
На десять верст лилася кровь. 
Врагов теснила наша сила. 
Земля дрожала вновь и вновь, 
Став многим братскою могилой. 
А где же Дмитрий? В груде тел
Лежит он или уцелел?…
Рукою вражьей щит пробит, —
И бездыханный князь лежит. 
Упал с коня, лишившись сил;
Вставай, герой, ты победил!
Открыв глаза, Димитрий встал, 
Своих соратников обнял. 
Объехал … поле…
Крик воронья, да ветер вольный, 
Да в речке красная вода, —
Так пала ханская орда. (Н.Курбатова)
Ответ: Куликовская битва, 1380 г.
6. Жили да были, носили жупаны 
Ясновельможные польские паны. 
Знатные, важные, как поглядишь, 
Только в казне королевской-то — шиш! 
Всё-то им, панам, земли не хватало. 
Всё-то им плохо, да всё-то им мало. 
Смотрит на русских завистливый пан — 
Взять бы себе на работу крестьян! 
Пану обидно, что рожь и пшеницу, 
Лён и гречиху, скотину да птицу 
Русские пахари с русской земли 
Польскому пану во двор не везли. (Н.Кончаловская)
Ответ: 1606 г., царствование Лжедмитрия I.
7. Рязань, Рязань! Теперь тебе, 
Твоим несчастным горожанам 
Уже не выстоять в борьбе, 
Не совладать с жестоким ханом. 
Враги в ворота ворвались, 
Таких не знала ты доныне!.. 
С высокой колокольни вниз 
С младенцем бросилась княгиня. 
И чашу смертную до дна 
Испив от горького начала, 
В огне на площади она 
Батыя мёртвая встречала… 
Горят хоромы, терема — 
Всё, чем Рязань была богата. 
Декабрьская ночная тьма 
Багровым пламенем объята.(Н.Кончаловская)

Ответ: разорение Рязани Батыем, 1237 г.

8. И дрогнул стан врага и побежал гонимый русской ратью
Волынский со Владимиром их гнал по всей земле казацкой
Оставив их у берега Мечи, вернулись в лагерь Русичи

Димитрий ранен был, но встал под знамя русской рати
Народ российский ликовал, победу князя прославлял
И славил бога рати

И древний летописец записал в тот год 1380-ый, сентябрь
9-ое число победу русским принесло
Окрепла Русь, не по зубам она татарам стала
Мамай потом вздыхал с тоской
А князь за подвиг тот людской народом наречён Донской!!!
Но Русь ещё свободную не стала. (Валерий Алалыкин)
Ответ: Куликовская битва, 1380 г.
9. ..Пять дней оборонял народ
Свой край, как говорит сказанье,
И пять ночей небесный свод
Пылал над стонущей Рязанью.
А на заре шестого дня
В леса, в приют шатровых елей,
Жестокого врага кляня,
Бежали те,кто уцелели.
И к ним, как воин и как брат,
Горя упорной жаждой мщенья,
Пришёл рязанец Коловрат
И стал готовить ополченье. (Н.Кончаловская)

Ответ: создание Евпатием Коловратом ополчения для борьбы с войсками Батыя на Рязанской земле в 1237 г.
10. И, только выждав, чтоб ливонцы,

Смешав ряды, втянулись в бой,

Он, полыхнув мечом на солнце,

Повёл дружину за собой.

Подняв мечи из русской стали,

Нагнув копейные древки,

Из леса с криком вылетали

Новогородские полки.

По льду летели с лязгом, с громом,

К мохнатым гривам наклоняясь;

И первым на коне огромном

В немецкий строй врубился князь. (К.Симонов)
Ответ: разгром немецких рыцарей войском Александра Невского на льду Чудского озера в 1242 г.
IV. Подведение итогов

Учитель: вот и подошла к концу наша историческая игра, поздравляю победителей сегодняшнего повторительно-обобщающего урока. Всего доброго!

Похожие:

Урока. I. Учитель iconКонкурса «Учитель года 2010». Тема урока: «Моря»
Автор урока (фио, должность): Шутова Марина Викторовна, учитель начальных классов
Урока. I. Учитель iconПлан урока английского языка в 10 классе Тема урока: «Australian wildlife»
Учитель спрашивает учащихся, каких диких животных они знают (работа с режиме Учитель-Класс)
Урока. I. Учитель iconУрока. Митоз. Амитоз. Учитель
Учитель. Баштанник Наталья Евгеньевна, учитель биологии высшей квалификационной категории мбоу сош №31
Урока. I. Учитель iconПлан-конспект урока английского языка Учитель: Носова Е. Н. Тема урока : My favourite book
Учитель: And today Alex will help me. Alex, what date is it today and who is absent, please?
Урока. I. Учитель iconРазработка урока по естествознанию. Учитель: Егуданова Лидия Михайловна,...
Цели урока: Формировать представление о деньгах как средстве приобретения товаров и осуществление платежа (формировать экономическое...
Урока. I. Учитель iconУрока: Образовательные цели урока
Сценарий урока алгебры в 9 классе по теме: «Свойства функций» подготовила Громова Екатерина Михайловна учитель математики моу «Гимназия...
Урока. I. Учитель iconУрока учитель
Представьте себе, что вы на уроке экологии. Тема нашего урока «Азбука потребителя»
Урока. I. Учитель iconРазработка урока по истории Древнего мира в 5 классе. Учитель истории...
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим разговор о величайшем Древнем Египте. Именно величайшем. Др греческий историк Геродот сказал...
Урока. I. Учитель iconРассказ, любовь к природе обязательна, матёрый…
Обратите внимание на тему нашего урока. Форма – тренинг. К нам на урок приглашены учитель математики и учитель основ здоров
Урока. I. Учитель iconПлан-конспект урока Учителя
Учителя: Семенова Евгения Владимировна – учитель информатики, Афанасьева Надежда Афанасьевна – учитель математики
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница