Скачать 1.08 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Р ![]() СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, ПЕДАГОГИКИ И ЮВЕНОЛОГИИ кафедра социальных технологий ![]() 107150, Москва, Лосиноостровская, 24, телефон: (495) –169–96–36, факс: (495) –169 96–36 СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ^ по специальности 040101.65 «Социальная работа» 2010/2011 учебный год Москва - 2011 ^ Специализированное учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов разработано авторским коллективом в составе: заведующий кафедры социальных технологий, д.и.н., профессор Т.А. Дубровская, к.п.н., доцент М.В.Брянцева, к.в.н., профессор В.Е. Макаров, к.п.н., доцент В.В.Сизикова,., д.п.н., профессор Ю.С Моздокова., к.пс.н., доцент Н.А Тюрина.Рецензенты: доктор исторических, профессор, Л.И. Старовойтова доктор философских наук, профессор, П.Д. Павленок. Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры социальных технологий факультета социальной работы, педагогики и ювенологии. Протокол № 2 от «10 сентября» 2010 г. Специализированное учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы рекомендуется студентам, осуществляющим подготовку к сдаче итогового междисциплинарного экзамена по специальности 040101.65 «социальная работа», профессорско-преподавательскому составу и включает необходимую информацию для квалифицированной самостоятельной деятельности студента по подготовке к государственной аттестационной комиссии на факультете социальной работы, педагогики и ювенологии. ^ Освоение образовательных программ высшего профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников, обучающихся по всем формам получения высшего профессионального образования. Итоговая государственная аттестация проводится в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040101 "Социальная работа" и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высшего профессионального учебного заведения по специальности «Социальная работа». Целью итоговой государственной аттестации является установление соответствия между требованиями государственного образовательного стандарта по специальности 040101 «Социальная работа» и фактическими знаниями, навыками и умениями выпускников, полученными в процессе освоения образовательной программы в Российском государственном социальном университете в период действия настоящего стандарта. Целью итоговой государственной аттестации является установление степени профессиональной подготовки выпускника по использованию теоретических и практических междисциплинарных знаний, умений и навыков для решения профессиональных задач на требуемом настоящим стандартом уровне. Задачи аттестации:
Требования к уровню освоения содержания образовательной программы специалиста по специальности 040101«Социальная работа» заключаются в том, что выпускник по специальности «Социальная работа» по окончании обучения должен:
В соответствии с квалификационными требованиями (раздел 7 ГОС) специалист должен знать:
Специалист должен уметь:
Специалист должен владеть:
К итоговым аттестационным испытаниям, входящим в состав государственной аттестации, допускаются лица, успешно завершившие в полном объеме освоение основной образовательной программы по специальности 040101 «Социальная работа» в соответствии с избранной специализацией. Итоговая аттестация по специальности «Социальная работа» предусматривает сдачу государственного междисциплинарного экзамена и защиту выпускной квалификационной работы. При условии успешного прохождения всех видов итоговых аттестационных испытаний, входящих в итоговую государственную аттестацию, выпускнику присваивается квалификация «специалист по социальной работе» по специальности «социальная работа», с соответствующей специализацией и выдается диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании. Программа итоговой государственной аттестации устанавливает:
Государственный экзамен представляет собой первый этап итоговой государственной аттестации выпускника специальности. Целью государственного междисциплинарного экзамена является установление степени профессиональной готовности выпускника к использованию теоретических знаний, практических навыков и умений для решения профессиональных задач на требуемом Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования уровне. В соответствии с этим программа составлена на базе программ общепрофессиональных и специальных дисциплин, определяющих в совокупности формирование профессионального облика выпускника. На междисциплинарный комплексный экзамен по общепрофессиональным и специальным дисциплинам выносятся такие группы проблем, ответ по которым позволил бы выявить степень:
Цикл общепрофессиональных дисциплин Государственного образовательного стандарта включает в себя следующие дисциплины: «Антропология», «Основы социальной медицины», «Психология», «Социальная политика», «История социальной работы», «Теория социальной работы», «Технологии социальной работы», «Профессионально-этические основы социальной работы», «Педагогика», «Социология», «Социальная экология», «Организация, управление и администрирование в социальной работе», «Экономические основы социальной работы», «Правовое обеспечение социальной работы», «Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе», «Конфликтология социальной работы», «Методика исследований в социальной работе» и «Социальная статистика». Цикл специальных дисциплин Государственного образовательного стандарта включает в себя следующие дисциплины: «Семьеведение», «Гендерология и феминология», «Социальная геронтология», «Проблемы социальной работы с молодежью», «Занятость населения и ее регулирование», «Содержание и методика социально-медицинской работы», «Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы», «Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы» и «Опыт организационно- административной работы в системе социальных служб». Самостоятельная подготовка к государственному междисциплинарному экзамену включает в себя как повторение на более высоком уровне полученных в процессе профессиональной подготовки блоков и разделов государственной образовательной программы, вынесенных на экзамен, так и закрепление, углубление и самопроверку приобретенных знаний. Целесообразно начать подготовку со структурирования каждой из проблем, что впоследствии станет основой ответа на поставленный в экзаменационном билете вопрос. В структуре проблемы необходимо выделить и уяснить:
Изучение проблемы целесообразно начать с изучения базовой литературы по учебной дисциплине, к которой отнесена данная проблема. Как правило, базовые учебники (учебные пособия), имеющие гриф Министерства образования или рекомендацию УМО вузов России по образованию в области социальной работы, могут дать общее представление о проблеме, но этих сведений может оказаться недостаточным для исчерпывающего ответа на экзаменационный вопрос. Поэтому следует, не ограничиваясь базовым учебным изданием, изучить некоторые специальные издания, которые дадут возможность более подробно рассмотреть некоторые специфические аспекты изучаемого феномена, глубже изучить специальные методы разрешения проблем, проанализировать накопленный в этом отношении отечественный и зарубежный опыт. Особо следует подчеркнуть, что в процессе подготовки к экзамену следует реализовать интегративно-комплексный подход в изучении различных феноменов, а значит уметь анализировать и оценивать его исторические, правовые, этические, политические и прочие аспекты и компоненты, выявлять их взаимосвязь и взаимообусловленность. Значительное место в структуре подготовки к экзамену занимает изучение нормативно-правовых актов и периодической литературы, которые, с одной стороны, ограничивают правовое поле данного феномена, с другой - дают представление о традиционности и инновационности в практической работе с ним. Оценочные суждения выпускника в отношении приведенных в периодических изданиях примеров конкретной деятельности специалистов могут стать доказательством его профессиональной компетентности. Сдача междисциплинарного экзамена проводится в устной форме по 2-м экзаменационным билетам. Один экзаменационный билет содержит два теоретических вопроса из разных разделов учебной программы. Второй билет содержит один практический вопрос, касающийся предназначения, целей, решаемых задач и примерной структуры организации и учреждения социального обслуживания либо практическая задача по действиям специалиста социальной работы в конкретной проблемной ситуации в отношении клиента социальной службы. При ответе на каждый вопрос, поставленный в экзаменационных билетах, выпускник должен продемонстрировать свои знания комплекса учебных дисциплин, что позволит вынести заключение об уровне его подготовленности к самостоятельной практической деятельности. По результатам экзамена студентам выставляются оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». При оценке знаний студента учитывается степень усвоения им программных вопросов, глубина теоретических знаний и практических навыков, а также умение студента использовать в ответе нормативный и практический материал. Оценка «отлично» выставляется за ответы, изложенные логично, систематизировано в полном объеме; основные понятия, выводы и обобщения сформулированы определенно и доказательно. Оценка «хорошо» выставляется за ответы, содержащие незначительные пробелы в знаниях, отдельные недостатки в систематизации или в обобщении материала, неточности в выводах. Оценка «удовлетворительно» выставляется за ответы, содержащие значительные пробелы в усвоении материала, изложенные не систематизировано; выводы слабо аргументированы; в изложении материала и выводах допущены ошибки. Оценка «неудовлетворительно» выставляется за ответы, в которых не раскрыто содержание основного материала, нет обобщений и выводов. В любом случае общая оценка за междисциплинарный экзамен не может быть выше, чем за практический вопрос. Студенты, завершившие освоение основной образовательной программы, но не подтвердившие соответствие подготовки требованиям ГОС ВПО при прохождении одного или нескольких итоговых аттестационных испытаний, отчисляются в установленном порядке. Восстановление отчисленных студентов производится на основании их личного заявления. Повторные итоговые аттестационные испытания назначаются студенту на основании соответствующего приказа о восстановлении в РГСУ. Повторное прохождение итоговых аттестационных испытаний проводится не ранее чем через три месяца и не более чем через пять лет после прохождения ИГА впервые. Повторные итоговые аттестационные испытания не могут назначаться более двух раз. Студенты, успешно сдавшие государственный междисциплинарный экзамен, допускаются к защите выпускной квалификационной работы. |
![]() | Учебно-методическое пособие утверждено на заседании кафедры социальных... ... | ![]() | Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите выпускной... ... |
![]() | Фгбоу впо «Российский государственный социальный университет» Научно-образовательный материал Козловская Светлана Николаевна – заместитель декана факультета социальной работы, педагогики и ювенологии, к псих наук, доцент | ![]() | Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности... Программа утверждена на заседании выпускающей кафедры социальных технологий ргсу «22» сентября 2010 года (Протокол №3) |
![]() | Программа государственного междисциплинарного экзамена по специальности... Программа утверждена на заседании выпускающей кафедры социальных технологий ргсу «22» сентября 2010 года (Протокол №3) | ![]() | Утверждено на заседании кафедры Социальной работы и права социального... Организация нестационарных форм социального обслуживания пожилых и инвалидов на муниципальном уровне (на примере ) |
![]() | Рассмотрено на заседании кафедры протокол №3 от 30 сентября 2011 г. «Утверждаю» Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского | ![]() | Учебно-методическое пособие участие студентов юридического вуза (факультета)... Автор – доцент кафедры конституционного и административного права юридического факультета ннгу им. Н. И. Лобачевского, доктор юридических... |
![]() | Методическое пособие Утверждено Методическое пособие разрабатывалось в помощь преподавательскому составу для организации самостоятельной работы студентов в образовательном... | ![]() | И управления имени К. Г. Разумовского кафедра «Педагогика и психология» Обсужден и одобрен на заседании кафедры «педагогики и психологии» Московского государственного университета технологий и управления... |