Курсовая работа Тема: Благотворительность в России: теория и практика развития




Скачать 296.73 Kb.
НазваниеКурсовая работа Тема: Благотворительность в России: теория и практика развития
страница1/2
Дата публикации27.02.2013
Размер296.73 Kb.
ТипКурсовая
shkolnie.ru > Право > Курсовая
  1   2


Русско-американский христианский институт

факультет “Социальная работа”


Курсовая работа

Тема: Благотворительность в России: теория и практика развития


Автор:

Ерохин Владислав Александрович, студент 2 курса (подпись)_______(дата)________


Научный руководитель:

Червякова Галина Александровна, к.э.н., доцент (подпись)_______(дата)________
Декан:

Надюк Руслан Иванович (подпись)_________


«___»_________20__г.
Москва, 2008

СОДЕРЖАНИЕ
Введение…...………………………………………………………..…………3


  1. ^ Теоретико-методологические основы благотворительности………….……………………………………………...…7

    1. Благотворительность как объект развития теории и практики социальной работы………………………………………………………….…….7

      1. Научные подходы к сущности и значению благотворительности в России…………………………………………………………………………….10

        1. Религиозные подходы к благотворительности в России………………………………………………………………………….…12

  2. Теоретическое осмысление практики благотворительности в России…………………………………………………………………………….17

          1. Основные подходы к классификации развития благотворительности в России…………………………………………………………………………….17

      1. Функции, цели и принципы благотворительной деятельности в России………………………………………………………………………….....20

Заключение………..……………………………………...………………..26

ВВЕДЕНИЕ
^ Актуальность проблемы. Последние годы вновь стали актуальны такие понятия, как милосердие, человеколюбие; в средствах массовой информации много пишут и говорят о социальной справедливости, гуманитарной помощи, меценатстве и благотворительности. Набираться опыта едут на Запад и в Америку, с мыслью приспособить к нашим нищенским условиям чужую систему благотворительности с её крепкой материальной базой и постоянным финансированием.

Проблема на сегодняшний момент заключается в том, что люди занимающиеся вопросами благотворительности очень изредка обращаются к традиционным российским представлениям о назначении и сущности социальной помощи, разнообразным формам и методам социальной практики, которые осуществляли общественные организации, частные лица и само государство в дореволюционные годы в России.

Стоит упомянуть, что история социальных институтов и благотворительности в России началась в девятом веке, что даёт неопровержимое доказательство громадной базы и опыта социальной практики в нашей стране. Российская Академия Наук Образования и Центр Социальной Педагогики заявляет, что история зарождения и развития благотворительности, социального призрения и обеспечения в России ещё ждёт своего исследователя.

Осложняет развитие благотворительности факт образовавшейся пропасти в исследовании данной сферы в советское время. На основании исторических данных мы знаем, что в послеоктябрьское время благотворительной сфере не уделяли должного внимания, до революции выходили лишь отдельные очерки, сборники статистических материалов, воспоминания, не дающие общего представления о богатом позитивном и негативном опыте социальной политики и социальной работы в стране. Не появлялось и серьёзного обобщающего труда, затрагивающего данную тему. То есть современный этап развития благотворительности неформально можно назвать этапом возрождения.

Через определение благотворительности, становиться видна её важность и актуальность для общества в целом. Во-первых, благотворительность – это универсальная ценность человечества и важный атрибут гражданского общества. Во-вторых, перераспределения средств от имущих граждан к неимущим, может производиться в кратчайшие сроки и быстрым путём. В-третьих, благотворительность служит инструментом по удовлетворению социальных и общественных потребностей людей. В-четвёртых, благотворительность имеет огромное поле деятельности по осуществлению помощи семьям, пострадавшим в различных катастрофах и т.п. В-пятых, благотворительность осуществляет деятельность в сфере спортивного, духовного и образовательного процесса. Названные атрибуты благотворительности лишь ничтожно малая часть всей её масштабной сферы деятельности.

Главным образом, изучение благотворительности и социальных институтов необходимо для понимания национальных особенностей российского социального призрения, применения позитивного опыта организации и практических приёмов работы благотворительных организаций и учреждений в современных условиях. Даже создание фондов и различных гуманитарных организаций, появление спонсоров и меценатов требует научного подхода к практике и теории социальной работы. Важна разработка государственного законодательства в этой области, изучение организационных и правовых основ функционирования учреждений социального призрения, а так же источников их финансирования, осуществления контроля над их деятельностью и многое другое. Мы согласны с Российской Академией Наук Образования и Центром Социальной Педагогики, что на данном этапе именно роль исторического знания в становлении институтов социальной работы особенно велика и актуальна.
^ Научная разработанность. Теория и практика развития благотворительности в России изучалась такими учёными как: Холостова Е.И., Фирсов М.В., Бочарова В.Г., Архангельский В.М., Гогель Е.В., Максимов Е.Д., Нещеретний П.И., Горбань С.В., Кубицкий С.И., Бабкина А.В. и другими.
^ Объектом исследования является благотворительность в России.
Предметом исследования являются теоретические и практические подходы в развитии российской благотворительности.
Гипотеза. Мы считаем, что главная проблема в сфере благотворительности в наши дни - это редкое обращение людей, занимающихся данной деятельностью, к традиционным российским представлениям о назначении и сущности социальной помощи и разнообразным формам и методам социальной практики, которую осуществляли общественные организации, государство и частные лица в дореволюционные годы в России. Тем самым, не даётся новых импульсов для развития и совершенствования благотворительной деятельности в России.
^ Цель данной работы. Изучение теоретических и практических подходов в благотворительности и на основании исторической базы усовершенствование теоретической стороны благотворительной деятельности в государственных, общественных и других структурах.
^ Основные задачи. В данной работе были поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть развитие благотворительности в России как объект теории и практики социальной работы;

  • изучить научные подходы к сущности и значению благотворительности в России;

  • изучить религиозные подходы к благотворительности в России;

  • определить основные подходы к классификации благотворительности в России;

  • рассмотреть функции, цели и принципы благотворительной деятельности в России.


^ Теоретическую основу курсовой работы составляют труды учёных, нормативно-правовые документы и исторические материалы.
Практическая значимость курсовой работы заключается в изучении и обобщении теоретических и практических подходов в благотворительности в России, на базе исторических материалов. Мы считаем, что данная работа поможет развить и улучшить формы благотворительности на современном этапе.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения.

^ ГЛАВА I Теоретико-методологические основы в благотворительности


    1. Благотворительность как объект развития теории и практики социальной работы

Во все времена, российское общество относилось к благотворительности положительно, видя в этом, во-первых, традиционную составляющую русского менталитета, во-вторых – необходимую часть организации жизни общества, строящегося, в первую очередь, на равноправии.

Власть имущие всегда понимали необходимость благотворительности, но проблема заключалась в том, как определить “точку кипения” и как постоянно иметь ресурсы для снятия напряжённости в социальной сфере общества. Эти вопросы привели к необходимости формирования ещё много веков назад государственной системы развития благотворительности. Российские правители всегда видели необходимость привлечения частных средств, для решения социальных проблем государства и общества, так как, несмотря на высокую централизацию власти, и средств, у зажиточной части населения всё равно активов было намного больше. Известный факт, что у рабовладельческого, феодального и капиталистического государств никогда не было достаточно средств для решения всех социальных проблем общества.

Вновь остро возникла необходимость возрождения системы благотворительности как необходимой организации жизни общества при переходе России к рыночной экономике в 90-х годах. Так как большая часть национальных активов перешло в частные руки и обострилось расслоение общества. В таких условиях, благотворительность часто служила неким регулятором социального равновесия и средством устранения общественного эмоционального дискомфорта из-за несправедливого соотношения труда и присвоения имущества.

На сегодня не существует однозначного определения благотворительности. Все едины в том, что благотворительность – это безвозмездная помощь нуждающимся людям. Однако нет единого представления о том, какого характера помощь следует относить к благотворительной, каковы должны быть формы, функции и субъекты. По отношению к субъектам ведутся очень жаркие дискуссии. Одни считают, что субъектом благотворительности может выступать и государство. Другие утверждают, что государство должно заниматься деятельностью по оказанию помощи населению на уровне социальной политики, так что их деятельность не может считаться благотворительностью.

Отдельные элементы благотворительности встречались ещё в языческий период мировой истории, но официально, благотворительность как общественное явление зародилось в христианской Церкви. Поэтому, на протяжении многих веков благотворительные отношения рассматривались по большей части в свете христианского учения, так что основные её признаки были описаны христианскими философами и социологами. К числу признаков следует отнести: добровольный и негласный характер благодеяний, избирательное отношение благотворителей к нуждающимся людям, а также личную высокую нравственную безупречность намерений благотворителей. Указанные признаки можно сформулировать следующим определением благотворительности: “благотворительность – это добровольный и бескорыстный отказ физического или юридического лица (благотворителя) от принадлежащих ему прав в пользу нуждающихся (благополучателей), основанный на избирательном отношении к нуждающимся и предполагающий нравственную безупречность личных побуждений благотворителя”. 1

Из определения можно выявить, что оно содержит не только правовые аспекты, но и социологические. Это обуславливается тем, что гражданско-правовое понятие благотворительности было сформулировано позднее её социологической концепции. Значит, институт благотворительности является в первую очередь социологическим явлением, а уж потом гражданско-правовым. На основании этого, можно предложить одно правовое определение: “благотворительность – это комплексный социолого-правовой институт, представляющий собой добровольный и бескорыстный отказ физического или юридического лица (благотворителя) от принадлежащих ему прав в пользу нуждающихся (благополучателей), основанный на избирательном отношении к нуждающимся и предполагающий нравственную безупречность личных побуждений благотворителя”.2

“Федеральный Закон “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” от 11 августа 1995 г. № 135 даёт следующее определение благотворительности. Благотворительность – добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной помощи”.3

“Благотворительность – деятельность, посредством которой частные ресурсы добровольно распределяются их обладателями в целях содействия нуждающимся людям, решения общественных проблем, а также усовершенствования условий общественной жизни. Под нуждающимися в данном случае понимаются не только живущие в нужде, но и те люди (гражданские активисты, специалисты, лица творческих профессий, учащиеся) и общественные (то есть некоммерческие и неполитические) организации, которые испытывают недостаток в дополнительных средствах для решения индивидуальных, профессиональных, культурных и гражданских задач. В качестве частных ресурсов могут выступать как финансовые и материальные средства, так способности и энергия людей. В последние десятилетия (по крайней мере, начиная с шестидесятых годов ХХ века, когда получили особое развитие так называемые неправительственные организации) сложилось устойчивое представление о благотворительности не только как о денежных и имущественных пожертвованиях, но и как о безвозмездной (добровольной, “волонтерской”) деятельности – как об общественной (то есть некоммерческой и неполитической) деятельности в собственном смысле этого слова.” 4


      1. Научные подходы к сущности и значению благотворительности в России

В настоящее время в научной и научно-популярной литературе понятие “благотворительность” имеет двоякое толкование. В корне своём, благотворительность – это оказание избирательной помощи нуждающимся людям из сострадания и религиозно-нравственных потребностей без особого попечения о дальнейшем состоянии жизни просящих. В широком смысле, благотворительность – это обязательная и организованная деятельность по оказанию помощи нуждающимся людям с рассмотрением их реального социального положения.

“До 1917 г. в России велась серьёзная научно – исследовательская работа по изучению института благотворительности. Однако в связи с тем, что в тот период правовое понятие благотворительной деятельности ещё не было сформулировано, а нормы, регламентирующие правовой статус благотворительных организаций, нуждались в существенной доработке и кодификации, монографическая литература по благотворительности носила, как правило, социологический и историко-правовой характер.

В советский период благотворительные отношения были исключены из сферы правовой регламентации, в связи с чем научно-исследовательская работа по их изучению была приостановлена. Лишь в 1990 году, после принятия союзного закона “Об общественных объединениях”, в советской печати появились отдельные публикации о благотворительных организациях, носящие, как правило, характер практических рекомендаций или статистических исследований. В период 1990-1997 гг. был опубликован целый ряд исторических статей и социологических эссе по благотворительности, которые хотя и отличались аналитическим подходом к этому явлению, тем не менее не имели научного характера”.5

Многие исследователи отмечают, что в наши дни в России сформировался профессиональный институт некоммерческих организаций. Они готовы быть полноправными партнёрами в реализации различных социальных программ. Данные организации создали административно-правовое поле для сотрудничества с органами государственного управления.

Существуют и некоторое расхождение между исследователями проблемы благотворительности – они по-разному определяют роль благотворительности в обществе. Одни исследователи утверждают, что благотворительности вообще не должно существовать в цивилизованном обществе. Они говорят, что благотворительные структуры обязаны помогать людям лишь в кризисный период и в особых ситуациях, с которыми не может справиться государство. Другие исследователи заявляют, что самая главная роль благотворительности – это разрешать возникающие противоречия между интересами граждан и государства.
1.3 Религиозные подходы к благотворительности в России

Распространению христианской религии на Руси способствовало её учение о спасении и человеколюбии. В основе христианства всегда лежали такие понятия как: чувство справедливости, чувство меря в деньгах, то есть не гнаться за деньгами, главное жить верно, лучше дать, нежели взять и т.п. Всё это помогло христианству твёрдо закрепиться в Киевской Руси. В целом, в человеке заложены чувства милосердия и сострадания, что побуждает людей развивать формы благотворительности и чувствовать в помощи себе подобных.

Факт, что центрами благотворительности и милосердия на Руси были монастыри, которые являлись не только центрами духовного притяжения, но и уникальными культурными центрами. Церковь всегда сильно влияла на окружающий её мир, проповедуя личным примером важность милосердия и благотворительности.

Церковь всегда играла главенствующую роль в милосердной деятельности и имела хорошие экономические возможности для её осуществления. Эти доходы шли из десятин от всех доходов населения, пожалования от князей и бояр, финансовые пожертвования и т.п.

После попытки полного подчинения Петром I церкви государству, часть монастырей превратились в богадельни, то есть стали одним из звеньев сети закрытых благотворительных заведений. Остальные монастыри были обязаны принимать на содержание определённое количество нуждающихся в чём-либо людей. Позднее на уровне монастырей были устроены странноприимные дома, дома для лишенных ума престарелых людей и нищих.

Во время Северной войны (1700-1721) монастыри помогали отставным раненным и больным офицерам и солдатам. Также, для прокормления в монастыри определялись уволенные в отставку военные, которые имели от монастырей денежное пособие и продовольствие. Государство обращалось к церквам за помощью в обеспечении госпиталей. В послепетровский период церковь ещё долго выполняла установленные государством функции.

“В течение 1870-1886 гг. возникло около 40 новых монастырей с различными учреждениями социально-благотворительного назначения. К 90-м гг. XIX столетия православная церковь содержала 660 богаделен и почти 500 больниц. По данным на 1 декабря 1907 г., из 907 мужских и женских монастырей, действовавших в то время в России, более 200 обителей вели постоянную работу по социальному призрению инвалидов, престарелых, неимущих, сирот и других обездоленных людей. Таким образом, почти четвертая часть монастырей занималась разносторонней благотворительной деятельностью, что с полным основанием следует записать в актив Русской православной церкви”.6

В 60-х гг. XIX века происходит “либеральная оттепель”, которая позволила немного оживиться церковным приходам в их благотворительной деятельности. Например, церковно-приходское братство при Христово-Рождественской церкви в Санкт-Петербурге сумела объединить членов прихода на фоне базе милосердия к нуждающимся и создать небольшой капитал, который позволил открыть старческий дом, два детских приюта и библиотеку. Такая инициатива братств, приобрела большую популярность. Даже был принят устав “О правилах учреждения православных братств”, в котором позволялась церковная благотворительная деятельность. Очень продуктивно шло функционирования таких братств в западных губерниях. Виленское Свято-Духово братство содержало школу и детский приют. Оно выделяло стипендии учащимся разных учебных заведений и денежные пособия бедным прихожанам. Ковельское Николаевское братство открыла школу, и содержало группу стипендиатов в учительской семинарии. Работало начальное училище при Киевском Владимировском братстве, в нём обучались дети малоимущих родителей. При Каменецком Иоанно-Предтеченском братстве существовала ремесленная школа и женский приют. Братства Полтавской епархии содержали школы и читальни, участвовали в оказании помощи неимущих людей, ремонте жилых домов и т.п.

188 приходских школ насчитывал Санкт-Петербургский епархиальное православное братство, а 23 церковно-приходских школы были школами-приютами. Всего в этих школах училось 7480 детей. Позже были развернуты сеть школ грамоты, в ней объединялись 133 школы с 2700 учащимися. В конце 1890-х годов в Петербурге функционировало 30 жизнеспособных церковно-приходских попечительств, они уделяли внимание призрению инвалидов, неизлечимо больных и престарелых. В 27 приходских попечительствах были открыты 30 богаделен. В 19 попечительствах существовали детские приюты с интернатами, а 10 приходских попечительств организовали дневные приюты и школы. Одна из главных форм благотворительности у церковно-приходских попечительств было денежное пособие. Такие пособия получали неимущие и малоимущие лица. Некоторые приходские попечительства практиковали выдачу бедным людям бесплатных обедов, оказание медицинской помощи и предоставлением бесплатных или дешёвых квартир.

Православная церковь сыграла очень важную роль и в годы Первой мировой войны. Церковно-приходские попечительства оказывали помощь семьям, в которых мужчины призывного возраста были мобилизованы на войну. Советами церковно-приходских попечительств проводились обходы имущих граждан. В первый год войны этими попечительствами был создан благотворительный фонд в сумме 6 млн. рублей. Из этих денег были выплачены пособия семьям военнослужащих. Также существовали такие формы помощи, как бесплатная выдача зерна, вспашка полей, заготовка для семей военнослужащих дров на зимний период, выделение ссуд для приходящих в упадок крестьянских хозяйств.

В 1915 году были открыты сотни яслей для семей с малолетними детьми, созданы приюты для призрения сирот и определения их в ремесленные училища.

Церкви и монастыри участвовали и в помощи беженцам. В крупных городах специально были созданы комитеты попечения о беженцах. Для них выделялись специальные помещения, как в мужских монастырях, так и в женских.

В 1914 году был создан специальный Комитет помощи больным и раненым военнослужащим. Церковь открывала госпитали, то есть занималась социально-попечительской деятельностью по призрению раненых воинов.

Церковь принимала участие в заботе об увечных солдатах и офицеров. На базе монастырей открывались инвалидные богадельные и приюты, где поправить своё здоровье могли идущие на поправку солдаты и офицеры.

Заметное место в социальной сфере на тот промежуток времени занимает движение сестринского милосердия, которое также возникло на базе православной церкви. Зародилось это движение с практики организации женских общин, в которых готовили сестёр милосердия для оказания помощи раненым воинам в госпиталях и на поле боя. В 1865 году возникла Александровская община, которая обслуживала больницу, детский приют, школу фельдшериц и сиделок, четырёхклассное училище для девочек и богадельни для престарелых сестёр милосердия – всё это было создано на благотворительных началах.

Своей активной деятельностью прославилась Марфо-Мариинская епархиальная община сестер милосердия, при которой действовали хирургическая больница, благотворительная лечебница для приходящих неимущих больных, бесплатная столовая для бедных, детский сиротский приют со школой, воскресная школа и массовая библиотека.

В православной Руси монастыри и церкви призирали увеченных, слепых, престарелых, сирот и вдов. Церкви содержали больницы, скудельницы, богаделенные избы, училища для писцов и “образования священников”. Существовало предписание, основанное на тезисе “церковное богатство – нищих богатство”, по которому церковные, монастырские, патриаршие и митрополитские доходы шли на прокормление убогих и нищих. Соборы и церкви имели “записных” нищих, по несколько человек, получающих милостыню деньгами. Кроме этого, церкви и монастыри обеспечивали едой странников, богомольцев и пришельцев по разным причинам, такие как война или стихийное бедствие. Известен практический случай, когда Чудов монастырь в Кремле открыл гостеприимный кров для приходивших в Москву иноземных православных святителей и старцев. Они могли долго проживать в этом дворе и даже если умирали, то погребены на его же кладбище. Так появлялись, развивались и функционировали простые формы благотворительности в сфере церковной деятельности в России.

  1   2

Похожие:

Курсовая работа Тема: Благотворительность в России: теория и практика развития iconКонкурс «Королева мехмата «2005»
Теория чисел, Теория Алгоритмов, теория Вероятностей, Теория Комплексного переменного…А слабо придумать и организовать практику?»...
Курсовая работа Тема: Благотворительность в России: теория и практика развития iconКурсовая переподготовка педагогических работников мбоу «Гатчинская сош №2»
Теория и практика организации образовательного процесса в условиях новых фгос для руководителей оу
Курсовая работа Тема: Благотворительность в России: теория и практика развития iconКурсовая работа Тема: Некоммерческие организации как система помощи в России
Понятие благотворительного фонда и некоммерческой организации в целом
Курсовая работа Тема: Благотворительность в России: теория и практика развития iconКурсовая работа по дисциплине «Химия»
Л. Н. Курсовая работа по дисциплине «Химия»: Учебно-методическое пособие для курсантов, студентов и слушателей очной и заочной форм...
Курсовая работа Тема: Благотворительность в России: теория и практика развития iconКурсовая работа по дисциплине «Химия»
Л. Н. Курсовая работа по дисциплине «Химия»: Учебно-методическое пособие для курсантов, студентов и слушателей очной и заочной форм...
Курсовая работа Тема: Благотворительность в России: теория и практика развития iconБиосоциальная экономика как интерфейс устойчивого развития: теория, практика, перспектива

Курсовая работа Тема: Благотворительность в России: теория и практика развития iconТеория и практика тестирования по истории
«Теория и практика тестирования по истории», рассчитанной на 35 ч. (1 час в неделю) (автор-составитель: С. Н. Темушев). С целью адаптации...
Курсовая работа Тема: Благотворительность в России: теория и практика развития iconКурсовая работа по дисциплине: «Организация и финансирование инвестиций»
В условиях назревавшего в течение последних лет и разразившегося в августе 1998 года финансового кризиса в России тема портфельного...
Курсовая работа Тема: Благотворительность в России: теория и практика развития iconСамостоятельная работа по дисциплине: Теория региональных рынков...
Перечислите основные показатели официальной статистики, с помощью которых можно оценить темпы развития региональных рынков
Курсовая работа Тема: Благотворительность в России: теория и практика развития iconСамостоятельная работа по дисциплине: Теория региональных рынков...
Перечислите основные показатели официальной статистики, с помощью которых можно оценить темпы развития региональных рынков
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница