Состав слова




НазваниеСостав слова
Дата публикации28.04.2013
Размер60.2 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Право > Документы
Тема: СОСТАВ СЛОВА

Цель: Обобщить знания уч-ся о частях слова; закрепить умение проводить морфемный анализ и образовывать слова из морфем.

Организационный момент.

1 .Мотивация.

- Мы начинаем урок русского языка. Поприветствуйте гостей!

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

2.Повторение.

Девиз: «Корень ученья горек , а плод –сладок.»

-Как понять эти строчки?

-Что это у меня в руках? «Волшебный мешочек».

Почему он так называется? ( Это грамматическая копилка, в ней мы накапливаем правильное написание слов.)

( Дети классифицируют по орфограммам ).

Таблица.1 «Классификация орфограмм»

«Правописание буквосочетаний жи- ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн».


«Правописание букв Ъ и Ь».


«Безударные гласные в корне».


« Парные звонкие и глухие».


«Слова с удвоенными согласными».


«Непроизносимые согласные».














































































































-Молодцы! Я довольна вашими ответами!

^ 3. Словарная работа. Кроссворд.

1.Учебное помещение для занятий. Класс.

2.Верхняя женская и мужская одежда. Пальто.

3.Корм для лошади. Овёс.

4.Защитник Отечества. Солдат.

5.Лиственное дерево с белым стволом. Берёза.

6.Красна девица сидит в темнице, Хвост - на улице. Морковь.




К

Л

А

С

С




П

А

Л

Ь

Т

О




О

В

Ё

С

С

О

Л

Д

А

Т

Б

Е

Р

Ё

З

А

М

О

Р

К

О

В

Ь

-Составьте цепочку родственных слов:

1.Класс, классный, внеклассный, одноклассник, первоклассник.

2.Пальто, пальтецо, пальтишко.

3.Овёс, овсяный, овсянка.

4.Солдат, солдатик, солдатский .

5.Берёза, берёзка, берёзонька, подберёзовик, берёзовый.

6.Морковь, морковка, морковный.

Тексты:

В нашем саду жила овсянка. Птица пела песни. Я любил её слушать.

Мама сварила на завтрак овсянку .Я ем кашу с маслом или с сахарным песком. Она очень вкусная, особенно с молоком.

Какую часть назовём общей? Почему?

( В корне заключён главный смысл слова)

Дети называют отгадки, вызванный ученик заполняет на доске словами строки кроссворда.

- Посмотрите на слова, и попробуйте найти слово, «спрятавшееся» в кроссворде по вертикали.

(Это слово состав)

-Верно! Сколько лексических значений имеет? -Какое имеет значение каждое слово? Что вы можете сказать о словах?

( обозначают предметы, одушевлённые- солдат, а остальные неодушевлённые,….; Этимологический словарь. Воспользуйтесь словарями.

Пальто- слово заимствовано из французского языка. До 18 века не существовало слово пальто, употребляли слово капот- женская верхняя одежда.

берёза- получила название от светлой коры дерева. Раньше в языке существовало слово «бер», что означит « светлый, белый»,от слова «бер» вначале образовалось слово берза, а потом «берёза».

- Какие ещё есть орфограммы?(Морковь- без глас в корне, парные согл.,*, класс- уд.согл)

-Составьте словосочетание, предложения, мини –сочинение.

.

Может быть состав слова, состав вещества; в армии может быть офицерский (рядовой ) состав; есть пассажирский (грузовой) состав; состав команды.

-Нас, конечно, на уроке будет интересовать состав слова.

Актуализация опорных знаний.

_ ( Состав слова или морфемный анализ)

_ Чтобы слово по составу разобрать, что нужно?

1_ иметь на уроке… ( ручку, карандаш, линейку, алгоритм, обозначение значками )

приставка

корень

суффикс

основа слова

окончание

?

?

?

?

?

2_ уметь и ….(находить части слова в словах и выделять, пользоваться алгоритмом, уметь составлять цепочки родственных слов)

^ 3_ знать? ... (понятия: Что называется суффиксом-… , окончанием-.?

Корень- это? …( общая часть родственных слов, главная часть слова. В корне содержится основное значение слова.)

^ Приставка –это? (значимая часть слова, которая стоит… и служит…)

А для этого проведём «Цифровой диктант»

Проверка теоретических знаний.

1.(Индивидуальная работа с планшетками ).

Я читаю утверждение, если вы согласны, то ставите 1, а если не согласны, то ставим 0.

  • 1. Общая часть родственных слов – суффикс.

  • 2.Слова образуются с помощью приставок и суффиксов.

  • 3.Окончание служит для связи слов в предложении.

  • 4.Приставка со словами пишется отдельно.

  • 5.Суффикс стоит перед корнем.

  • 6.Главная часть в слове - это корень.

Ответ: 0,1, 1, 0,0,1.

Проверяют в парах. Оценивают друг друга.

-Молодцы! Я довольна вашими ответами!

Постановка учебной задачи.

1.-Какова тема урока?

2.-Отталкиваясь от темы, какую цель поставим?

(используя слова –помощники учащиеся самостоятельно ставят цель:

Узнать…(что-то новое)

Повторить…( все значимые части)

Закрепить…( умение разбирать по составу)

Развивать… (орфографическую зоркость)

Физкультминутка.

(Дети изображают те движения, о которых говорится в стихотворении.)

-Как живёшь?

-Вот так!

А плывёшь?

-Вот так!

-Как бежишь?

-Вот так!

-Ждёшь обед?

-Вот так!

-Машешь в след?

-Вот так!

-Утром спишь?

-Вот так!

-А шалишь?

-Вот так!

Поиск решений учебной задачи.

  1. Анаграмма. Контроль и оценка.

Анаграмма- это литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков, в результате даёт другое слово. Анаграмму изобрёл греческий грамматик Ликофрон, живший в 3 веке до н.э.

^ Что это за слово? Какие у вас предположения?

1-я группа -Клота (лодка)

Составьте слово, запишите, выделите ту часть слова, в которой допущена ошибка.

(Это слово -лодка. Здесь ошибка, в корне. Чтобы найти корень- общую часть родственных слов, в которой заключается их основное значение, надо подобрать однокоренные слова или изменить форму слова , так чтобы после согласной стояла гласная: лодка, лодочка. Проверочное слово -лодочка).

^ 2-я группа- Праипска (прописка)

(Слово прописка. Орфограмма в приставке. Чтобы найти приставку- часть слова, которая стоит перед корнем, служит для образования новых слов, надо подобрать приставку в сильной позиции : записка, переписка. Проверочное слово -пропись)

3-я группа- Вицтоичк (цветочек)

( Слово - цветочек. Здесь ошибка в корне, проверочное слово цвет и ошибка в суффиксе. Чтобы найти суффикс -часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования слов, надо подобрать такой же суффикс: нет цветочка, это беглый гласный, если выпадает, то в суффиксе нужно писать букву е)

4-я группа -Ибёрзанька ( берёзонька)

( Слово-берёзонька. Здесь две ошибки. Это, во –первых, словарное слово, во – вторых, суффикс- оньк. )

^ Итог.

-А зачем я дала такое задание?

( Чтобы мы умели выделять части слова и подбирали правильно проверку.

Учились видеть ошибки.)

-Как проверяем орфограмму?

-Определяем часть слова. Если это корень –подбираем родственное слово.Если суффикс или приставка – подбираем такой же суффикс или приставку.

-Какое умение является главным?

(Умение определять часть слова).

6. ^ Итоговая работа.

(Индивидуальная работа с карточками 3-х уровней)

1 уровень


^ 1.Зачеркни «лишнее» слово. Выдели корень.

Вода, водяной, водичка, водитель, водный, водянистый.

Пятно, пять, пятнышко.




^ 2.Подбери по 3 родственных слова. Выдели корень.

Гора, …,…,… Лёд, …,…,…




3.Выдели в словах окончания и основу.

Мама, чужой, смотрит, человек, светлый, вяжет, города, милое, гуляют, кузнечики, родная.

2 уровень

^ 4. Спиши. Раскрывая скобки.

Одна девочка (у)шла из дома (в)лес. (В)лесу она (за)блудилась и стала искать дорогу домой, да не (на)шла , а (при)шла (к)домику. Дверь была (от)крыта. Девочка (по)смотрела (в)дверь и (во)шла (в)домик. (В)доме жили медведи.

3 уровень

^ 5. Найди ошибки. Исправь. Спиши текст без ошибок.

Мальчек первым добежал додома.

Я узнал у ребят короткую дарогу додома.

Лодка отплыла отберега.

Новое слово записали втитрадь.

Старик пошёл заводой.

7.Рефлексия.

-Завершаем наш урок. Какая била тема урока?

Достигли ли мы цели? На каком этапе урока были трудности? Кому удалось?

(Мы учились разбирать слова по составу ,учились видеть ошибки и исправлять их.)

-Какова цель следующего урока?

У вас есть листочек «Оценочный лист». Оцените себя с помощью символов «+», «?» в табличке успеха:

Я знаю?




Я умею?




Похожие:

Состав слова iconСостав слова. Обобщение.
Обучающие: проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, корень. Проверить умение находить и выделять в словах...
Состав слова iconТема: Состав слова. Основа слова
Оборудование: предметные картинки, карточки с частями слова, плакат с кроссвордом
Состав слова iconУроке продолжим работу по теме «Состав слова»
Учитель. Сегодня на уроке продолжим работу по теме «Состав слова», поговорим подробнее о суффиксах и приставках, будем учиться образовывать...
Состав слова iconТема : Слоговой состав слова
...
Состав слова iconДля более глубокого понимания языка требуется знать его историю,...
Этимология (от греч etymon — истина, истинное значение слова и логос — слово, учение), происхождение слова или морфемы, а также раздел...
Состав слова iconЕ. В. Хоменко Сборник упражнений и заданий по разделу школьной программы...
Сборник упражнений и заданий по разделу школьной программы «Состав слова. Словообразование. Орфография» : [для учащихся 5-х классов]...
Состав слова iconУрок русского языка по теме Состав слова. Повторения
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
Состав слова iconУрок систематизации и обобщения знаний, умений и навыков учащихся
Проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, корень, окончание, основа
Состав слова iconКакие слова называются родственными?
Цель: научить находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова
Состав слова iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности
Слово как основное понятие лексикологии. Проблема определения слова. Основные функции слова. Критерии слова
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница