Фгбоу впо «Российский государственный социальный университет» Научно-образовательный материал




Скачать 459.65 Kb.
НазваниеФгбоу впо «Российский государственный социальный университет» Научно-образовательный материал
страница1/6
Дата публикации26.04.2013
Размер459.65 Kb.
ТипДокументы
shkolnie.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6


Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов»

ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»
Научно-образовательный материал

«Факторы делинквентного поведения подростков в Москве»

Н2-78.1.12

Состав научно-образовательного коллектива (основные исполнители):

Брянцева Марина Витальевна – ученый секретарь УМО, к.и.н., доцент

Воронцова Светлана Дмитриевна – старший преподаватель

Горелова Надежда Николаевна – диспетчер факультета

Калабухова Галина Валентиновна – к.соц.н., доцент

Киреев Егор Юрьевич – преподаватель

Козловская Светлана Николаевна – заместитель декана факультета социальной работы, педагогики и ювенологии, к.псих.наук, доцент

Кораблин Юрий Алексеевич – к.соц.н., доцент

Лопатина Янина Васильевна – заместитель декана факультета социальной работы, педагогики и ювенологии по учебно-методической работе, к.соц.н., доцент

Онацкая Наталия Юрьевна – делопроизводитель

Осадчая Галина Ивановна – заведующий кафедрой социологии социальной работы, д.соц.н., профессор

Пенькова Екатерина Александровна – заместитель декана факультета социологии, преподаватель

Попандопуло Анастасия Владимировна – документовед УМО

Сазонов Александр Александрович – к.соц.н., доцент

Сизикова Валерия Викторовна – декан факультета социальной работы, педагогики и ювенологии, доктор пед.наук, доцент

Симоненков Сергей Юрьевич – к.соц.н., доцент
Москва 2011 г.

Россия, начиная с 90-х годов прошлого столетия, находится в состоянии глубокого системного кризиса, одним из главных компонентов которого выступает социокультурный кризис, «экзистенциональный вакуум» (Фромм).

Ярким проявлением последнего является развитие отрицательной социальной девиации, особенно в молодежной среде и, в первую очередь, в подростковой.

В самом общем виде делинквентное поведение, делинквенция, делинквентность (от латинского delictum – «проступок, прегрешение», delinquo – «ошибаться, провиниться») – это антиобщественное противоправное поведение индивида или группы.

Социологи рассматривают понятие «делинквентность» обобщённо – как множество различных нарушений правовых и социальных норм, начиная с небольших проступков и заканчивая серьёзными преступлениями, совершаемых несовершеннолетними, даже часто ставя знак тождества между понятиями «делинквентность» и «преступность» (см. напр. Социологический энциклопедический словарь под ред. Г.В.Осипова, М., Норма, 1998.).

Российская традиция в делинквентное поведение подростков включает проступки, называемые «статусными», так как они непосредственно относятся к возрастному статусу несовершеннолетнего правонарушителя(12-15лет), в т.ч. и не влекущие уголовного наказания (побег из дома, отказ посещать школу и т.п.).

Западная же криминология определяет делинквентное поведение подростков преимущественно как любое уголовно наказуемое деяние, совершаемое в возрасте от 12. Большинство западных социологических теорий подростковой делинквентности пытаются объяснить подобные деяния с точки зрения депривированных и девиантных социальных групп, или молодёжных субкультур.

В отсутствие общепринятого определения делинквентное поведение подростков целесообразно различать два понятия: 1) «делинквентность» - поведение несовершеннолетнего или группы, не соответствующее общепринятым в обществе нормам и ожиданиям правового и социального характера; 2) «делинквенция» - социальное явление, выражающееся в относительно массовом проявлении фактов делинквентного поведения подростков.

Рассматриваемая проблема разрабатывается в рамках социологии девиантного поведения и социального контроля. Причем отечественная девиантология (изучение отдельных форм отрицательной социальной девиации - пьянства, преступности, самоубийств и т.п.) имеет давнюю и богатую традицию, хотя и не всегда носила социологический характер.

Социологи РГСУ достаточно давно занимаются обозначенной проблематикой. В частности, можно назвать ряд исследований, в которых изучались вопросы молодежной делинквентности:

^ Международные проекты.

Молодежь: ценностные ориентации, проблемы труда и занятости, социальной защиты и адаптации. Международный проект (участники - Россия, Украина, Великобритания, Германия), 1999-2002гг.

Заказчик - Европейский фонд INTAS;

Молодая семья на пороге XXI века. Совместный российско-финский проект, 2000-2003гг. (РГСУ – STAKES);

Социальный потенциал молодой семьи совместный российско-белорусский проект (РГСУ – БГУ), 2003-2004гг. Заказчик - РГНФ;

^ Проекты, финансируемые из федерального бюджета.

Социальная сфера России: социологический анализ. 1999-2000гг.,

Заказчик - Минтрудсоцразвития РФ;

Технология интеграции молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, в полноценную жизнь. 2006-2007гг., Заказчик - Федеральное агентство по образованию;

Модели, механизмы и направления вовлечения молодежи в социальную практику. Молодежное добровольчество и социальное служение молодежи. 2006-2007гг., Заказчик - Федеральное агентство по образованию;

Законодательные инновации в развитии правоприменительных технологий и защите прав несовершеннолетних и молодежи. 2007г., Заказчик - Федеральное агентство по образованию;

Законодательное обеспечение государственной молодежной политики в РФ. 2007г. Заказчик - Федеральное агентство по образованию;

Разработка и апробация на базе ведущих вузов и учреждений органов по делам молодежи единой модели организационного и методического обеспечения деятельности по развитию созидательной активности, вовлечению молодежи в социальную практику и ее информированию о потенциальных возможностях развития. 2007г., Заказчик - Федеральное агентство по образованию;

Разработка и апробация на базе ведущих вузов организационного и методического обеспечения деятельности в сфере реабилитации несовершеннолетних и молодежи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, профилактика злоупотребления ПАВ и ВИЧ/СПИД в молодежной среде. 2007г., Заказчик - Федеральное агентство по образованию;

^ Проекты, финансируемые из бюджета Правительства Москвы

Девиантное поведение молодежи. 1997г., Заказчик - Комитет по делам семьи и молодежи Правительства Москвы;

Социальная защищенность населения как фактор устойчивого развития столицы. 1998г., Заказчик – Комитет по телекоммуникациям и СМИ Правительства Москвы;

Проблемы пребывания лиц БОМЖ в Москве. 1999., Заказчик – Комитет по телекоммуникациям и СМИ Правительства Москвы;

Положение молодежи современного московского мегаполиса: потенциал и риски стабильного развития города. 2010г., Заказчик – Департамент семейной и молодежной политики города Москвы;

Реализация исследовательского проекта «Факторы делинквентного поведения подростков в Москве» силами социологов РГСУ осуществляется в рамках следующей исследовательской концепции.

Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Факторы делинквентного поведения подростков в Москве»

^ Цель работы

Определение основных факторов делинквентного поведения подростков в Москве, выработка предложений по совершенствованию системы профилактики делинквентного поведения в подростковой среде.

^ Подходы и методы

Исследование носит комплексный, междисциплинарный характер, с привлечением в качестве исследователей-аналитиков специалистов разных отраслей научного знания (социологов, социальных работников, математиков, экономистов, психологов, управленцев).

В ходе его реализации решены следующие задачи:

1. Сделана оценка общей ситуации, включая:

  • оценку масштабов подростковой делинквентности в Москве;

  • характеристику динамики этого явления;

  • оценку остроты проблемы;

  • общую оценку эффективности системы профилактики и практик, применямых мер.

2. Проанализированы социально-экономические и прочие факторы подростковой делинквентности и выявлена степень их влияния.

3. Выявлено отношение подростков к различным формам делинквентности, проявлениям аномии вообще

4. Проведен анализ роли и места (потенциала) образовательных учреждений, правоохранительных органов, органов СЗН, СМИ, общественности, в т.ч. родительской, в профилактике делинквентного поведения несовершеннолетних.

В рамках исследования применяются следующие методы: анкетный опрос, изучение документов, наблюдение.

Аналитическая часть исследования проводилась с использованием следующих видов анализа: системного, сравнительного, статистического, факторного, корреляционного.

Обработка информации была осуществлена с помощью пакета прикладных программ SPSS/PS.

^ Содержание работы

Работа структурируется по следующим направлениям:

1.Сбор и анализ необходимой статистической, нормативно-правовой и эмпирической информации.

2.Обобщение собранной информации, выработка рекомендаций и предложений субъектам социальной политики, заинтересованным организациям и структурам Москвы.

3. Подготовка аналитического обзора современного состояния системы работы с населением по месту жительства в городе Москве.

4.Разработка рекомендаций субъектам социальной молодежной политики

5.Подготовка итогового отчета заказчику.

6.Подготовка к публикации и издание материалов исследования.

Реализация полевого этапа проекта

Исследованием охвачены: 3-4 АО г. Москвы.

^ Параметры выборки.

Всего опрошено: подростков - 200 чел.;

экспертов - не менее 10 чел.

Область применения:

Результаты научного исследования «Факторы делинквентного поведения подростков в Москве» могут быть полезны при реализации учебных курсов учебных дисциплин «Социология девиантного поведения», «Социология молодежи», «Социология образования», «Социология управления», «Социология социальной сферы», «Социология личности», «Социология семьи», «Социология духовной жизни», «Социология социальной работы», «Социология здоровья», «Теория и методика социальной работы», «Социальная педагогика» и др.

Предполагается, что данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в качестве эмпирической базы при подготовке курсовых работ, дипломных проектов, магистерских и кандидатских диссертаций специалистов широкого спектра – социологов, специалистов по социальной работе, юристов, педагогических и медицинских работников и др.

Результаты исследования могут найти применение также при составлении учебных программ для учебных дисциплин по ФГОС.
^ Образовательная программа.

Анкета.
ЗДРАВСТВУЙТЕ

Спасибо за то, что Вы согласились участвовать в этом исследовании.

Хотелось бы подчеркнуть, что на предложенные вопросы не существует правильных или неправильных ответов. Мы хотели бы знать личное мнение таких людей, как Вы, о проблемах современной российской молодёжи.

^ Вы можете быть уверены в полной конфиденциальности ответов. Они будут использоваться только в обобщенном виде.

Прежде чем ответить, прочтите, пожалуйста, вопрос полностью.Выберите те варианты ответов, которые наиболее соответствуют вашему мнению и обведите кружком соответствующую цифру, стоящую рядом. Если ни один из предложенных вариантов Вас не устраивает, то напишите ответ сами.
I. Расскажите, пожалуйста, о себе и своей семье
1. Ваш пол: 1.Мужской 2.Женский
2. Сколько лет Вам исполнилось: 1. 12-13 2. 14-15


3. Исповедуете ли Вы какую-либо религию? (один ответ)

1. Да (укажите, какую)_______________________________

2. Нет
^ 4. Какое образование у Вас на сегодняшний день?

1. Начальное (1-4 класса)

2. Неполное среднее образование (9 классов)
5. Сколько человек в Вашей семье (совместно проживающих),

включая лично Вас?_________ чел.
6. Вы живете и воспитываетесь

1. В своей семье

2. В приемной семье

3. вне семьи (в детдоме, …)
Расскажите, пожалуйста, о семье, в которой Вы родились и воспитываетесь

(не воспитывавшиеся в семье вопр. №№ 11– 16 пропускают)
^ 7. Сколько детей в Вашей семье (включая Вас)

1. 1

2. 2

3. 3

4. Более 3
Какое образование у Ваших родителей (приемных родителей)




Начальное или неполное среднее

Среднее, среднее профессиональное

Среднее специальное

Незаконченное высшее

Высшее

8. Отец

1

2

3

4

5

9. Мать

1

2

3

4

5


^ Исповедуют ли Ваши родители какую-нибудь религию.




Христианство

Ислам

Иную религию

Не верующие

10.Отец

1

2

3

4

11. Мать

1

2

3

4
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Фгбоу впо «Российский государственный социальный университет» Научно-образовательный материал iconФгбоу впо «Российский государственный социальный университет» Научно-образовательный материал
Жукова Г. В. к э н., доцент, руководитель центра маркетинга и молодежных инициатив
Фгбоу впо «Российский государственный социальный университет» Научно-образовательный материал iconФгбоу впо «Российский государственный социальный университет» Научно-образовательный материал
«Разработка и апробация серии электронных образовательных ресурсов по математике»
Фгбоу впо «Российский государственный социальный университет» Научно-образовательный материал iconФгбоу впо «Российский государственный социальный университет» Научно-образовательный...
«Практические аспекты работы с интеллектуальной собственностью в столичных вузах»
Фгбоу впо «Российский государственный социальный университет» Научно-образовательный материал iconФгбоу впо «Российский государственный социальный университет» Научно-образовательный материал
Организация курсов повышения квалификации «Проектный менеджмент в образовательной деятельности»
Фгбоу впо «Российский государственный социальный университет» Научно-образовательный материал iconФгбоу впо «Российский государственный социальный университет» Научно-образовательный материал
«Совершенствование профессиональных и личностных компетенций специалистов сферы государственного управления»
Фгбоу впо «Российский государственный социальный университет» Научно-образовательный материал iconФгбоу впо «Российский государственный социальный университет» Научно-образовательный материал
«Организация и проведение профессиональной переподготовки «Менеджер организации и реабилитации инвалидов»
Фгбоу впо «Российский государственный социальный университет» Научно-образовательный материал iconФгбоу впо «Российский государственный социальный университет» Научно-образовательный материал
«Молодежь и социальная модернизация России: инновационная миссия и творческая активность»
Фгбоу впо «Российский государственный социальный университет» Научно-образовательный материал iconФгбоу впо «Российский государственный социальный университет» Научно-образовательный материал
«Информационные системы и технологии: Компьютер и интернет для лиц третьего возраста»
Фгбоу впо «Российский государственный социальный университет» Научно-образовательный материал iconФгбоу впо «Российский государственный социальный университет» Научно-образовательный материал
«Организация курсов повышения квалификации «Информационно-коммуникационные технологии в современном менеджменте»
Фгбоу впо «Российский государственный социальный университет» Научно-образовательный материал iconФгбоу впо «Российский государственный социальный университет» Научно-образовательный материал
Федякина Л. В., д п н., профессор, проректор по управлению качеством социального образования и учебно-воспитательной работе
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница