Программа дисциплины утверждена




Скачать 389.1 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины утверждена
страница1/3
Дата публикации07.04.2013
Размер389.1 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
shkolnie.ru > Право > Программа дисциплины
  1   2   3



министерство образования и науки рф

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«новосибирский государственный педагогический университет»

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

УТВЕРЖДЕНА
Ученым советом ИФМИП

председатель Е.Ю. Булыгина

_________________________

^ Протокол № 1«10» октября 2012 г.

Обсуждена на заседании кафедры

«Экономики и управления»

Протокол № 1от «04» сентября 2012 г.

_________________ Л.А. Журавлева

^ ПРОГРАММА дисциплины
ОПД.Ф.1 Основы менеджмента

(код по УП) (наименование дисциплины)

Трудоемкость 250 часов

Специальность 080507 Менеджмент организации

Квалификация (степень) выпускника: менеджер

Форма обучения: очная (заочная)

Составитель: Ширяева Т.Ю.

канд. экон. наук, доцент

Новосибирск 2012

^ Пояснительная записка
Рабочая программа учебной дисциплины основы менеджмента составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 080507 Менеджмент организации.
^ 1. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Основы менеджмента» включена в общепрофессиональный цикл учебных дисциплин учебного плана специальности «Менеджмент организации». Она базируется на теоретических знаниях и практических навыках, приобретенных студентами при изучении дисциплин: «Менеджмент», «Государственное и муниципальное управление», «Сравнительный менеджмент» и др. и является основой для изучения управленческих дисциплин, связанных с профессиональной деятельностью специалистов по менеджменту.
^ 2. Цели и задачи дисциплины.
Менеджмент как наука управления и как практическая дисциплина во всем мире пользуется заслуженным признанием, а менеджер относится к самым высокооплачиваемым категориям работников.

В России в настоящее время наблюдается устойчивый рост потребности в управленческом образовании, так как успех сопутствует тем менеджерам, которые имеют обширные профессиональные знания, умеют работать с людьми, вести их за собой.

Цель изучения учебной дисциплины – приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков в области менеджмента, которые позволят им принимать эффективные управленческие решения в их профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины:

  • обучить студентов основным проблемам теоретического и практического менеджмента;

  • разъяснить процесс принятия управленческих решений;

  • показать особенности управления функциональными подсистемами организации;

  • раскрыть проблемы руководства структурами;

  • рассмотреть регулирование предпринимательской деятельности.

Задача практических занятий: закрепление теоретических положений дисциплины и получение практических навыков использования теоретического материала при анализе конкретных ситуаций, в организации и разработке обоснованных предложений по их решению.


^ 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В процессе изучения дисциплины студент должен приобрести:

а) знания о сущности:

  • менеджмента и его объекта;

  • функций и связующих процессов менеджмента;

  • форм и методов обеспечения эффективного управления и лидерства;

  • процессов управления изменениями и конфликтами;

б) умения по:

  • определению сущности и содержания процессов управления;

  • анализу внутренней и внешней среды объекта менеджмента;

  • налаживанию процессов коммуникаций;

  • принятию управленческих решений;

  • обеспечению эффективного управления группой;

в) навыки:

  • использования знаний и умений для организации предприятий, определения их миссии, целей, задач, стратегии и тактики;

  • практического применения теорий мотивации;

  • выбора эффективного стиля руководства и лидерства;

  • управления группами, конфликтами, социальными процессами и изменениями;

  • организации коммуникаций и взаимодействия в организациях;

  • управления конкретными процессами и объектами на предприятиях.


^ 4. Объём дисциплины и виды учебной работы


Вид занятия

Всего

Семестр

2

3

Аудиторные занятия:

250

114

136

лекции

64

30

34

семинарские

60

26

34

Самостоятельная работа

126

58

68

Зачетные единицы:

в том числе без экзамена

6







5







^ Общая трудоемкость

376

90

90

Вид итогового контроля




ЭКЗАМЕН


ЭКЗАМЕН

Курсовая работа



^ 5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины


№ п/п

Темы дисциплины

Количество часов на изучение

всего

в том числе

лекции

практические (семинарские) занятия

СРС

1

2

3

4

5

6

1

Введение в менеджмент

10

2

2

6

2

Эволюция управленческой мысли

12

4

4

4

3

Природа и состав функций менеджмента

12

4

4

4

4

Методы управления

10

2

2

6

5

Организация и ее деловая среда

8

2

2

4

6

Стратегическое и оперативное планирование

14

4

2

8

7

Организационные структуры управления

10

4

2

4

8

Управленческие взаимодействия. Делегирование полномочий

10

2

2

6

9

Информационное обеспечение управления и коммуникации

10

2

2

6

10

Управленческое решение

8

2

2

4

11

Регулирование и контроль в системе управления

10

2

2

6




Итого за семестр

114

30

26

58

12

Мотивация деятельности человека

18

4

4

10

13

Управление персоналом

18

6

6

6

14

Динамика групп

16

4

4

8

15

Управление конфликтами

16

4

4

8

16

Руководство: власть и партнерство

16

4

4

8

17

Стиль управления и лидерство

18

4

4

10

18

Организационная культура

16

4

4

8

19

Оценка эффективности управления

18

4

4

10




Итого за семестр

136

34

34

68




ВСЕГО

250

64

60

126





п/п

Наименование раздела

дисциплины

Содержание раздела

1.

^ Введение в менеджмент


Понятие, сущность, содержание, закономерности, основные принципы менеджмента.

Менеджмент как самостоятельная область знаний, сочетающая в себе теорию, практику и искусство управления.

Соотношение и взаимосвязь менеджмента и управления. Определение понятий: бизнесмен, предприниматель, менеджер.

2.

^ Эволюция управленческой мысли


Исторические предпосылки возникновения науки управления.

Развитие взглядов на менеджмент: школа научного управления; классическая или административная школа; школа человеческих отношений и науки поведения. Основные представители и их вклад в развитие науки управления.

Современные концепции и учения об управлении: подход к управлению как процессу; системный подход; ситуационные теории.

Опыт менеджмента зарубежных фирм: США, Японии, Германии.

3.

^ Природа и состав функций менеджмента

Содержание понятия «функции управления». Классификация функций по различным признакам: уровням управления, объектам управления, содержанию.

Общие функции управления: планирование, организация, координация, мотивация, контроль.

Специфические функции управления. Взаимосвязь общих и специфических функций управления.

4.

^ Методы управления

Понятие, сущность и классификация методов управления. Методы менеджмента: экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические. Мотивационная направленность различных методов управления.

Особенности методов. Комплексный подход к применению методов управления.

5.

^ Организация и ее деловая среда

Основные характеристики организации. Формы организационного построения организации: коммерческие и некоммерческие организации, правовое регулирование образования и деятельности фирмы.

Основные элементы внутренней среды организации: цели; структура; задачи; технология; люди. Взаимосвязь внутренних элементов организации.

Внешняя среда организации. Факторы прямого воздействия: поставщики; потребители; конкуренты; трудовые ресурсы; профсоюзы; законы; государственные органы.

Факторы косвенного воздействия: состояние экономики; политические факторы; научно-технический прогресс; социально-культурные факторы; отношение с местным населением; международное окружение, в частности развитие экспорта и импорта. Интеграционные процессы в менеджменте. Взаимосвязь факторов внешней и внутренней среды организации.

6.

^ Стратегическое и оперативное планирование

Выработка целей развития организации: миссия, ценности, цели, система целей, система и анализ внешней среды, управленческое обследование сильных и слабых сторон организации, изучение стратегических альтернатив.

Виды планирования в организации: оперативное и стратегическое, их взаимосвязь.

Понятие стратегии. Группы эталонных стратегий развития: концентрированного роста; интегрированного роста; диверсифицированного роста; сокращения.

Выбор и оценка стратегии.

Выполнение стратегии: тактика, политика, процедуры, правила. Области проведения стратегических изменений. Мобилизация потенциала для выполнения стратегии.

7.

^ Организационные структуры управления

Понятие организационной структуры. Принципы и факторы ее формирования.

Типы взаимосвязи в организации. Норма управляемости.

Виды организационных отношений в системе менеджмента.

Линейные и функциональные структуры: характеристика, область применения, преимущества и недостатки.

Дивизиональные структуры: типы, характеристика, область применения, особенности управления.

Основные типы адаптивных структур: характеристика, область применения, особенности управления.

Совершенствование организационных структур.

8.

^ Управленческие взаимодействия.

Делегирование полномочий

Полномочия. Виды организационных полномочий: линейные, аппаратные (рекомендательные, функциональные, обязательного согласования, параллельные, контрольно-отчетные).

Управление посредством делегирования полномочий. Препятствия к делегированию полномочий со стороны руководителей и подчиненных.

9.

^ Информационное обеспечение управления и коммуникации

Управленческая информация: сущность; значение; классификация.

Общее понятие коммуникации. Процесс коммуникации: элементы; этапы. Прямые и обратные связи в коммуникационном процессе. Виды коммуникаций и их характеристика. Коммуникационные сети. Коммуникационные стили.

Невербальная коммуникация. Коммуникационные барьеры и способы их преодоления.

10.

^ Управленческое решение

Сущность управленческих решений. Проблемы как предпосылки принятия решений. Требования к управленческим решениям. Классификация управленческих решений. Процесс принятия управленческих решений. Организация выполнения принятых решений. Модели (физическая, аналоговая, математическая) и методы принятия управленческих решений.

11.

^ Регулирование и контроль в системе управления

Контроль как функция управления. Необходимость контроля. Виды контроля. Этапы контроля.

Процесс контроля. Поведенческие аспекты контроля.

Требования, предъявляемые к контролю. Характеристики эффективного контроля.

12.

^ Мотивация деятельности человека

Сущность понятий: мотивация; потребности; мотив; мотивирование; стимулы; стимулирование.

Мотивационный процесс: возникновение потребностей; поиск путей устранения потребности; определение целей (направления) действия; осуществление действия; получение вознаграждения; устранение потребности.

Теории содержания мотивации: теория иерархии потребностей Маслоу; теория Альдерфера; теория приобретенных потребностей МакКлелланда; теория двух факторов Герцберга. Обобщенный взгляд на теории содержания мотивации.

Теории процесса мотивации: теория справедливости; теория ожидания; теория постановки целей; концепция партисипативного управления. Методы мотивации.

13.

^ Управление персоналом

Сущность и состав кадрового потенциала организации. Планирование использования человеческих ресурсов (задачи, этапы, формы кадрового планирования).

Трудовой коллектив: понятие, внутренняя среда, анализ организационного развития. Производительность труда в коллективе.

Методы управления персоналом: административные, экономические, социально-психологические.

14.

^ Динамика групп


Понятие группы. Характерные особенности группы. Типы групп: формальные и неформальные. Побудительные мотивы формирования групп. Стадии развития группы. Эффективность деятельности групп.

15.

^ Управление конфликтами

Сущность и природа конфликтов в коллективе. Типы конфликтов. Причины и роль конфликта. Модель процесса конфликта. Методы управления конфликтной ситуацией.

Сущность и причина стресса, управление стрессом.

16.

^ Руководство: власть и партнерство

Понятие власти. Сущность и цели власти. Средства и искусство власти. Власть как инструмент эффективного управления. Руководитель и власть. Пути и методы влияния руководителя на подчиненных. Делегирование полномочий и распределение ответственности.

17.

^ Стиль управления и лидерство

Понятие стиля управления. Одномерные стили руководства:авторитарный, демократический, либеральный; их различия, преимущества, недостатки; условия использования каждого из стилей.

Многомерные стили управления. Универсальный стиль управления.

Понятие лидерства. Предпосылки, порождающие лидеров. Стиль лидерства. Менеджер и лидер: общее и различное становление, предназначение, обязанности и права, реализация решений лидера. Менеджер, лидер и персонал: эффективное взаимодействие.

Подходы к изучению лидерства.

Традиционные теории лидерства: лидерских качеств; лидерского поведения; ситуационного лидерства.

Современные концепции лидерства: атрибутивного лидерства (причинно-следственный подход к изучению лидерства); харизматического лидерства; преобразующего лидерства.

18.

^ Организационная культура

Понятие, структура и содержание корпоративной культуры. Формирование, поддержание и изменение корпоративной культуры. Влияние культуры на организационную эффективность. Национальное в организационной культуре.

19.

^ Оценка эффективности управления

Сущность эффективности управления. Виды эффективности управления: экономическая и социальная.

Критерии и показатели эффективности управления.

Проблемы оценки эффективности управления.


  1   2   3

Похожие:

Программа дисциплины утверждена iconПрограмма дисциплины утверждена
Учебная программа дисциплины «Оценка бизнеса» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Программа дисциплины утверждена iconПрограмма дисциплины утверждена
Учебная программа дисциплины «Cравнительный менеджмент» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Программа дисциплины утверждена iconПрограмма дисциплины утверждена
Учебная программа дисциплины «Стратегический менеджмент» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Программа дисциплины утверждена iconПрограмма дисциплины утверждена
Учебная программа дисциплины «Управление персоналом» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Программа дисциплины утверждена iconПрограмма дисциплины утверждена
Учебная программа дисциплины «Производственный менеджмент» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Программа дисциплины утверждена iconПрограмма дисциплины утверждена
Учебная программа дисциплины «Управление проектами» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Программа дисциплины утверждена iconПрограмма дисциплины утверждена
Учебная программа дисциплины «Управление персоналом» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Программа дисциплины утверждена iconПрограмма дисциплины утверждена
Учебная программа дисциплины «Организационная культура» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Программа дисциплины утверждена iconПрограмма дисциплины утверждена
Учебная программа дисциплины «Экономика и организация производства» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Программа дисциплины утверждена iconПрограмма дисциплины утверждена
Учебная программа дисциплины «Информационные технологии в управлении» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2014
shkolnie.ru
Главная страница